Основы безопасности жизнедеятельности программа (интегрированная) 1 – 4 класс.
календарно-тематическое планирование по обж по теме

 

Пояснительная записка.

 

Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельность и что лю­бая деятельность потенциально опасна, а также привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице в школе, на природе.

Важно как можно раньше дать им общие понятия о многооб­разии мира и его единстве, находящем отражение в триаде «При­рода - Человек - Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части - техноген­ного и социального характера. Необходимо прививать обучаю­щимся чувство осторожности, но не боязни, элементарные навыки в безопасном поведении в различных условиях. Поисковая дея­тельность ребенка, основанная на непосредственном наблюдении за обычными сторонами жизни и использовании знакомых явле­ний и предметов, позволяет при обучении увязывать содержание учебного материала с собственным опытом ученика.

Обучение в начальных классах подчинено принципам системности и последовательности в изучении материала.

В соответствии с модульным принципом в начал  школе наиболее полно и основательно изучается важная тема «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах», что научно обоснованно. На каждом уровне обучения, системно наращивая содержание, предусмотрено изучение основного комплекса вопросов безопасности пешехода и пассажира транспорта с приобретением навыков и практическим закреплением их в ходе практических занятий, игр, использования компьютерных посо­бий, основанных на современных мультимедийных технологиях.

Перечень видов деятельности младших школьников, на формирование которых направлено изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах:

1.  Твердо знать главные правила безопасного поведения.

2.           Знать назначение номеров телефонов вызова экстренной по­мощи 01,02, 03, 04.

3.  Знать точный адрес своего местожительства: город, администра­тивный округ, район, улица, номер дома, этаж, номер квартиры.

4.       Знать внешнее очертание, названия и предназначение разных ви­дов дорожных знаков, особенно знаков, касающихся пешеходов.

5.  Знать названия героических профессий и их роль в обеспечении безопасности граждан, общества и государства.

6.           Запоминать названия предметов и явлений, которые могут быть источниками опасностей: утечка газа; короткое замыкание в электросети; оставленный без наблюдения электроприбор; по­дозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством; перекресток улиц; движущийся транспорт; пеше­ход, переходящий улицу в неположенном месте; неосторожное обращение с огнем; водоемы; ядовитые растения и грибы; дикие
и бездомные животные; гололед; морозная погода с ветром; ли­вень с градом и др., их признаки и возможные последствия.

7.  Узнавать предметы и явления, которые могут быть опасными для жизни, причинять вред здоровью, их признаки, опасные воздей­ствия и их последствия.

8.  Пересказывать или описывать результаты наблюдений (ситуа­ций на перекрестках улиц или пешеходных переходах, наруше­ний правил дорожного движения пешеходами, нарушение пра­вил пользования газовыми и электроприборами, нарушение правил пожарной безопасности и др.).

9.        Сравнивать и обобщать предметы и явления по характеру и степени их вредного воздействия на человека и природу (потенциально опасные предметы в доме (квартире); опасные явления в природе; опасности криминального и техногенного характера).

10.       По предложенному плану описывать предметы и явления, которые могут причинять вред человеку, природе и материальным объектам (домам, коммунальным системам, водоемам, деревьям и т.д.).

11.       Уметь использовать огнетушитель и подручные средства для ликвидации очага возгорания.

12.   Уметь пользоваться измерительными приборами (компас, термометр и др.).

13.   Уметь под наблюдением старших включать, переключать и выключать компьютер, телевизор, видеомагнитофон, радиопри­емник, газовую или электрическую плиту, микроволновую печь и пользоваться ими.

14.   Уметь пользоваться под наблюдением старших хозяйственным инструментом (ножницы, игла, клей, молоток, пила, рубанок и др.).

15.       Уметь под наблюдением старших изготовить ватно-марлевую повязку для защиты органов дыхания.

16.       Уметь использовать ватно-марлевую повязку, респиратор, детский (школьный) противогаз для защиты органов дыхания.

17.       Уметь оказывать первую медицинскую помощь (перевязка, остановка кровотечения).

18.       Уметь правильно переходить улицу, дорогу на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, вне города.

19.   Уметь правильно вести себя на водоемах в летний и зимний период.

20.   Уметь правильно говорить по телефону.

21.   Уметь правильно вести себя при встрече с незнакомыми людь­ми.

22.   Уметь правильно действовать по сигналу «Внимание всем!».

23.   Уметь соблюдать правила здорового образа жизни и осознавать пагубность вредных привычек: курить, употреблять наркотики и др.

Все виды деятельности младших школьников направлены на формирование у них элементов культуры безопасности жизнедея­тельности, воспитание личности, безопасной для себя, для окру­жающих и для природной среды.

 

Программа разработана на основе авторских программ по ОБЖ:

 кандидата педагогических наук А.Т. Смирнова и кандидата педагогических наук В.Я. Сюнькова.  

 

 

 

1 класс.

 

Модуль, раздел.

 

Тема.

Часы.

 

Вопросы.

 

 

Часы.

М – IОсновы безопасности личности, общества и государства.

Р – IОсновы комплексной безопасности.

 

1. Опасности в доме.

6

1.     Дом, квартира в системе обеспечения жизни.

1

2.     Источники пожара в доме.

1

3.     Чем опасно электричество и как избежать беды.

1

4.     Газ – особо опасный фактор в быту.

1

5.     Домашняя аптечка.

1

6.     Какую опасность может принести телефон.

1

2.Опасности на улице.

9

1.     Транспорт и правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

2.     Город, район, в котором мы живем, и опасности, которые несет транспорт человеку.

1

3.     Как правильно перейти улицу или дорогу, по которой движется транспорт.

1

4.     Наземный пешеходный переход.

1

5.     Что такое перекресток.

1

6.     Наиболее безопасный путь домой и в школу.

1

7.     Неожиданности улицы без интенсивного движения; двор и внутриквартальные проезды.

1

8.     Незнакомый человек на улице.

1

9.     Как не заблудится в городе.

1

3. Опасности на водоемах.

2

1.     Почему нельзя ходить купаться без родителей или старших.

1

2.     Главное условие безопасности на воде  - умение плавать.

1

 

 

17

 

17

 

 

2 класс.

 

Модуль, раздел.

 

Тема.

Часы.

 

Вопросы.

 

Часы.

М – IОсновы безопасности личности, общества и государства.

Р – IОсновы комплексной безопасности.

1. Опасности в различных условиях.

1. Опасности в доме.

3

1.     Отчего может возникнуть пожар в квартире, школе?

1

2.     Пожар у соседей.

1

3.     Средства защиты органов дыхания.

1

2.Опасности на улице.

8

1.     Движение транспорта и опасности на улицах и дорогах.

1

2.     Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения.

1

3.     Предупреждающие знаки.

1

4.     Город (микрорайон), в котором мы живем.

1

5.     Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.

1

6.     Незнакомый человек на улице.

1

7.     Как не заблудится в городе – кем он может оказаться?

1

8.     Домашние животные. Правила «вежливости» с собаками и кошками.

1

3. Опасности в условиях природы.

3

1.     Опасность заблудится в лесу.

1

2.     Ядовитые растения, грибы, опасность отравится, способы избежания и оказания помощи.

1

3.     Лесной пожар.

1

4. Опасности на водоемах.

1

1.     Водоемы. Чем они опасны зимой.

1

М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни.

Р – IIIОсновы здорового образа жизни.

5. Охрана здоровья детей.

2

1.     Забота о коже.

1

2.     Здоровый образ жизни и что под ним понимать.

1

 

 

17

 

17

3 класс.

 

 

Модуль, раздел.

 

 

Тема.

Часы.

 

 

Вопросы.

 

Часы.

М – IОсновы безопасности личности, общества и государства.

Р – IОсновы комплексной безопасности.

 

 

2.     Опасности на улице.

9

1.     Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения.

1

2.     Информационно – указательные знаки.

1

3.     Знаки сервиса.

1

4.     Элементы улиц и дорог, безопасное поведение.

1

5.     Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

6.     Световые сигналы на регулируемом и нерегулируемом переходе.

1

7.     Безопасность пассажиров.

1

8.     Правила безопасного перехода ж/д переезда.

1

9.     Что мешает вовремя увидеть опасность на улице?

1

3.  Экстремальные и чрезвычайные ситуации в городе

3

1.     Будь осторожен с незнакомым человеком.

1

2.     Что делать при появлении запаха газа.

1

3.     Кто они спасатели?

1

4.     Опасности на водоемах.

1

1.     Правила поведения на водоемах.

1

М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни.

Р – IIIОсновы здорового образа жизни.

7.      Охрана здоровья детей.

4

1.     Болезнь – что это такое?

1

2.     Травматизм.

1

3.     Как не заболеть при плохой погоде.

1

4.     Кровотечение.

1

 

 

17

 

17

 

 

 

 

4 класс.

 

Модуль, раздел.

 

Тема.

Часы.

 

Вопросы.

Часы.

М – IОсновы безопасности личности, общества и государства.

Р – IОсновы комплексной безопасности.

 

 

1.     Опасности на улице.

9

1.     Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.

1

2.     Виды транспорта.

1

3.     Влияние погоды и одежды пешехода на безопасность на дорогах и улицах.

1

4.     Предписывающие знаки.

1

5.     Знаки приоритета.

1

6.     Дорожная разметка.

1

7.     Опознавательные знаки транспортных средств.

1

8.     Когда ты становишься водителем.

1

9.     Какие знаки и каким образом они помогут тебе как водителю велосипеда.

1

2.     Опасности в условиях природы.

2

1.     Как себя вести с незнакомой чужой собакой, кошкой?

1

2.     Уступи змее дорогу.

1

3.     Экст. и ЧС в городе

1

1.     Удар электрическим током  и как его не допустить.

1

4.     Опасности на водоемах.

1

1.     Безопасность на  водоемах.

1

М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни.

Р – IIIОсновы здорового образа жизни.

5.      Охрана здоровья детей.

4

1.     Первая помощь при отравлении пищей или лекарствами.

1

2.     Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом.

1

3.     Здоровый образ жизни – что это такое?

1

4.     Травматизм его предупреждение.

1

 

 

17

 

17

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...

Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид

Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».

Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...

Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...