Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Семченко Ольга Витальевна

 

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для определения степени сформированности учебной самостоятельности учащихся:

1.              Способность к обнаружению учебой задачи; 

2.              Способность обобщать;

3.              Развитие речевых умений; 

4.              Самоконтроль и рефлексия;

5.              Способность планировать;

6.              Способность логически мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_po_samostoyatelnosti_moi.doc706 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №18»

Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Автор: Семченко О.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ

КГОУ НПО «Профессиональное училище №18»

г. Комсомольск – на – Амуре

 2012 год

В последние годы большую актуальность приобретают вопросы подготовки учащихся к жизни, к труду, формирование у них самостоятельности мышления, активной жизненной позиции. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование - неотъемлемые составные части жизни каждого работника производства. Поэтому важно обучать молодежь этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы.

Главная цель самостоятельных работ - формирование у учащихся самостоятельности мышления, создание у них системы знаний.

На современном этапе самостоятельная работа учащихся рассматривается как форма организации образовательного процесса, удельный вес и значение которой постоянно возрастают. Поскольку эффективная организация данной формы учебного процесса обеспечивает готовность учащихся к непрерывному образованию, определенную мобильность, позволяющую решать социально и личностно значимые  задачи разного уровня сложности.

Исходя из целевой направленности и сложности содержания заданий самостоятельные работы принято делить на четыре типа:

  1. Воспроизводящие самостоятельные работы (работы по образцу) включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также способ выполнения задания представлены в самом задании или в соответствующей инструкции. Эти работы, содействуя накоплению учащимся опорных фактов и способов деятельности, закреплению умений и навыков, создают условия для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности. К таким заданиям относятся тренировочные упражнения, отработку материала уроков, изучение какого-либо явления по готовой схеме, составление вариантов выполнения задания по образцу и т.п.
  2. Реконструктивные самостоятельные работы. Их характерным признаком является сообщение лишь общей идеи решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Учащийся соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными задачами. Главное здесь – актуализация усвоенных знаний, умение выбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи. К этой группе относятся и задания, при выполнении которых приходится использовать несколько алгоритмов, указаний, например, решение предметных задач, отдельные этапы лабораторных работ, выбор того или иного варианта решения задачи и его обоснование и т.д.
  3. Эвристические работы связаны с нестандартной ситуацией, нетиповыми задачами. В их основе – поиск, догадка, формулирование и реализация идеи.
  4. Исследовательские, творческие работы. В ходе выполнения их проявляется самый высокий уровень творческой самостоятельности и познавательной активности учащегося. Через творческую работу он проникает в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем. Учащемуся, способному к выполнению творческого задания, присущи такие проявления, как  видение проблемы в знакомой ситуации и применительно к новой функции объекта, способность на основе неопределенности найти способ решения задачи, наличие альтернативного мышления и др.

В творческой работе проявляются:

а) понимание цели работы; определение объекта и предмета исследования;

б) выдвижение и обоснование гипотезы:

в) определение методов исследования;

г) проведение работы по проверке гипотезы;

д) внесение корректив;

е) выводы по проблеме;

ж) постановка предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе);

з) изменение способа решения.                 

Самостоятельность - это то качество, которое, наряду с компетентностью и профессиональной мобильностью, необходимо современному молодому специа листу. Решение этой задачи возможно путем целенаправленной работы по разви тию интеллектуальных способностей личности учащегося и организации его соб ственной учебно-познавательной деятельности. Учащийся учится сам оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развивается его интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Самостоятельная работа учащихся - это форма организации учебной деятельности учащихся, в процессе которой они планируют работу, осуществ ляют самоконтроль, корректируют ход и результаты ее выполнения. Эта работа может выполняться как по заданию преподавателя, так и по собственному замыслу учащихся без непосредственной помощи преподавателя, но под его руководством.

В организации самостоятельной работы учащихся используются такие учебно-методические материалы, как опорные конспекты, нормативные акты и учебники,  вопросы для самопроверки, индиви дуальные задания, учебные пособия для организации самостоятельной и индиви дуальной работы, слайд - фильмы и др.

Внеклассная самостоятельная работа - это домашняя работа по выполнению индивидуальных и групповых заданий. Домашнюю работу необходимо организовать таким образом, чтобы приобретаемые на уроках знания, умения и навыки самостоятельно продумывались и прочно запоминались, чтобы учащиеся овладевали разнообразными методами самостоятельной работы.

Виды домашней работы разнообразны:

  1. изучение текста;
  2. заучивание наизусть;
  3. проведение наблюдений;
  4. составление схем, таблиц, последовательности действий (например, по оказанию первой медицинской помощи);
  5. решение ситуационных задач;
  6. поиск стихотворений и афоризмов;
  7. составление кроссвордов, ребусов, сказок, рассказов;
  8. разработка тестовых заданий;
  9. антиреклама вредных привычек и реклама здорового образа жизни;
  10. подготовка сообщений по материалам представленных в средствах массовой информации,
  11. написание и последующая защита рефератов и т.д.

В основе организации самостоятельной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника. Эти черты должны закладываться в самом начале  профессионального образования.

Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходимо фиксировать результаты для осуществ ления преемственности процесса образования.

Для определения степени сформированности учебной самостоятельности можно использовать следующие тесты:

  1. Способность к обнаружению учебой задачи; 
  2. Способность обобщать;
  3. Развитие речевых умений; 
  4. Самоконтроль и рефлексия;
  5. Способность планировать;
  6. Способность логически мыслить.

Это позволяет держать постоянно в поле зрения те стороны самостоятельности, которые «западают», целенаправленно их развивать. И хотя в  группе, разумеется, далеко не каждый может подняться до высокого уровня, но существенно продвинуться в чем-либо может каждый. Эффективнее этот процесс протекает, если учащийся тоже знает недостатки своей деятельности и стремится развивать у себя самостоятельность.

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность к обнаружению учебной задачи"

Цель: проверить умение понимать учебную задачу.

Тема: Автономное существование в природных условиях

Задание

Баллы

Прочитай текст и подчеркни слова, которые являются формулировкой учебной задачи.

Мы шестое занятие рассматриваем тему «Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций». Сегодня мы должны научиться определять стороны света по местным признакам. Попробуем определить направление на юг по годичным кольцам на пне. Обратимся к тексту учебника.

1

Ответ: Сегодня мы должны научиться определять стороны света по местным признакам.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 1 балл.

Уровни выполнения: высокий: 1 балл, низкий: 0 баллов.

 

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность обобщать"

Цель: проверить умение обобщать, делать выводы.

Тема: Обобщающий урок. Правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях

Задание

Баллы

Восстанови пропущенные слова

 

4

 Ответ:

  1. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  2. Региональный уровень.
  3. Территориальный и местный уровень.
  4. Отделы (секторы или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 4 балла.

Уровни выполнения:

  1. Высокий: 4 балла.
  2. Выше среднего: 3 балла.
  3. Средний: 2 балла.
  4. Ниже среднего: 1 балл.
  5. Низкий: 0 баллов.

Тест на определение учебной самостоятельности
"Развитие речевых умений"

Цель: проверить умение устно излагать свои мысли по ранее заготовленному плану.

Тема: Ритуалы Вооруженных сил.

Задание: Пересказать подробно о ритуале приведения к Военной присяге.

План

  1. Историческая справка.
  2. Смысл Военной присяги.
  3. Подготовка к принятию Военной присяги.
  4. Процедура приведения к Военной присяге.

Оценивание: Задание оценивается по 5-балльной системе. При оценивании учитываются следующие умения: умение передавать подробно пересказываемый текст; умение логично и последовательно строить повествование; использование средств выразительности.

Уровни выполнения:

  1. Высокий: 5 баллов.
  2. Выше среднего: 4 балла.
  3. Средний: 3 балла.
  4. Низкий: 2 балла.

Тест на определение учебной самостоятельности
"Самоконтроль и рефлексия"

Цель: проверить способность учащихся к самоконтролю и рефлексии.

Тема: Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

 Задание

  1. Прочитай текст, озаглавь его и составь план.
  2. Проверь свой план и оцени его, заполнив таблицу.

Текст

Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, пре градить простуде все пути к своему организму, нуж но обязательно использовать самое универсальное природное средство — закаливание. Закаленный че ловек мало подвержен любым заболеваниям. Поэто му закаливание организма можно с уверенностью отне сти к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека в ра зумных пределах очень полезно.

     Вода обладает ценнейшими свойствами, а примене ние водных процедур творит чудеса. Даже кратковременное воздействие холодных обти раний или обливаний снимает чувство усталости, утомления, возвращает бодрость и хорошее настро ение. Приступать к водному закаливанию легче всего ле том. Начинать эту процедуру следует с обтирания. Влажным полотенцем, смоченным водой (темпера тура воды 18—20 °С), рекомендуется обтирать тело в течение 2—3 мин.

Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к об ливанию. Вначале обливаются водой комнатной тем пературы с постепенным понижением до 15 °С и ни же. Длительность процедуры увеличивается с 30 с до 2 мин (через каждые 3—4 дня прибавляют по 5—10 с). После 2—3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу закалива ния—к душу. Самое доступное средство закаливания — купание в море, реке, озере.  Чтобы закаливание давало эф фект, его надо заканчивать чуть-чуть озябшим.  

     Воздух — средство закаливания. Помещение необ ходимо периодически проветривать, особенно перед сном. Спать лучше при открытой форточке даже зи мой, избегая сквозняков. Свежий воздух улучшает сон. Утреннюю зарядку лучше делать на воздухе при любой погоде. Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре 20 °С, затем постепенно переходить на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20—30 мин. В дальнейшем продолжи тельность процедуры периодически увеличивается на 10 мин.

     Солнечные лучи необходимы для организма. Ни одна закаливающая процедура не требует столько осто рожности, как солнечная ванна. Загорать можно первый раз не более 3—5 мин. Постепенно увеличи вая пребывание на солнце (до 5 мин в день), можно со временем принимать солнечные ванны в течение 25—30 мин.

Таблица оценки плана текста

Алгоритм оценки плана текста

Да

Частично

Нет

1. Проверь, отражает ли твой заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, что говорится)

 

 

 

2. Проверь, все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане 

 

 

 

3. Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста 

 

 

 

4. Проверь, правильно ли графически оформлен план 

 

 

 

5. Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст

 

 

 

6. Было ли тебе трудно выполнять работу?

 

 

 

7. Все ли у тебя получилось хорошо?

 

 

 

 

Ответ:

  1. Тема: Закаливание организма
  2. Закаливание – путь к здоровью.
  3. Водные процедуры: обтирание, обливание, душ.
  4. Воздушное закаливание.
  5. Солнечное закаливание.

Оценивание:

  1. Составление плана – 5 баллов.
  2. Самоконтроль по таблице – 7 баллов.
  3. Максимальное количество баллов – 12 баллов.

Уровни выполнения:

  1. Высокий: 11–12 баллов.
  2. Выше среднего: 8–10 баллов.
  3. Средний: 5–7 баллов.
  4. Низкий: менее 5 баллов.

 

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность планировать"

Цель: проверить умение планировать свои действия.

Тема: Опасные ситуации социального характера.

Задание

Баллы

Пронумеруй учебные действия в алгоритме "Составление последовательности действий для обеспечения безопасности на улице" в порядке их последовательного выполнения 

6

 

 

Изучите возможные варианты дорог в учебное заведение, к друзьям

Никогда не стесняйтесь повернуться и проверить ваши по дозрения, если чувствуете, что кто-то преследует вас.

 

Спланируйте ваш будущий марш рут

 

Сообщите родителям лично или оставь те записку о том, куда вы идете и когда вернетесь.

В случае нападения кусайтесь, царапайтесь, смело приме няйте приемы самозащиты.

 

Если в опасной ситуации вы решились бежать, то делай те это как можно быстрее и внезапнее, при этом зовите на помощь.

Ответ: 1, 4, 3, 2, 6, 5.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 6 баллов.

Уровни выполнения:

  1. Высокий: 6 баллов.
  2. Выше среднего: 4–5 баллов.
  3. Средний: 3 балла.
  4. Низкий: 2 балла.

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность мыслить логически"

Цель: проверить способность к логическому мышлению.

Тема: Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.

  1. Напишите слово, которое не является фактором риска, способствующим инфекционному заболеванию: война, стресс, неряшество, прививка, беспризорность, нищенство.
  2. Допишите пропущенную операцию при наложении жгута:
  1. Конечность обнажите, приподнимите кверху.
  2. Наложите на нее повязку из бинта, или мягкую прокладку из чистой ткани.
  3. ?
  4. Сделайте еще 2-3 хода.
  5. Жгут накладывают до остановки кровотечения, постоянно контролируя пульс.
  6. Конец ленточного жгута свяжите с начальным отрезком.
  7.  Цепочку жгута Эсмарха застегните на крючок.

  1. Определите истинное утверждение: 
  1. Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов при сохранении целости их стенки.  
  2. Кровотечение — истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.  

Ответ: 

  1. прививка.
  1. жгут подведите под конечность, зафиксируйте один ход на повязке.
  2. б

Оценивание: Максимальное количество баллов – 3 балла.

Уровни выполнения:

  1. Высокий: 3 баллов.
  2. Средний: 2 балла.
  3. Низкий: 1 балл.

Анализ данных тестов на определение учебной самостоятельности

Список учащихся

№ 1 

№ 2 

№ 3 

№ 4 

№ 5 

№ 6

Общее
количество баллов

Уровень развития учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели:  

№ 1. Способность к обнаружению учебой задачи; 

№ 2. Способность обобщать;

№ 3. Развитие речевых умений; 

№ 4. Самоконтроль и рефлексия;

№ 5. Способность планировать;

№6. Способность логически мыслить.

Уровень развития учащегося:

  1. Высокий – 29-31 балла;
  2. Выше среднего – 21–28 баллов;
  3. Средний – 13–20 баллов;
  4. Низкий – меньше 12 баллов.

Список использованных источников

  1. Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии. М., Педагогика, 1989г.
  2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии / М.В. Топоркова. – М.: МарТ, 2006.
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Л.М. Кочнева, Т.Н. Брезденюк, Т.И. Каспирович.
  4. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : монография / О. В. Петунин. -- Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М., Знание, 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся, которая освещается в литературе. В статье проведен анализ основных материалов, касающихся этой проблемы....

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

статья посвящена проблеме организации самостоятельной деятельности учащихся. в статье проводится анализ основных источников, посвященных этой проблеме....

Методические рекомендации для студентов заочников по организации самостоятельной работы

Данное пособие знакомит студентов с особенностями заочного обучения в техникуме, специфике этой формы обучения, описываются проблемы, которые появляются в первый год обучения, предлагаются практически...

Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при изучении раздела «Мультимедиа»

В теме «Мультимедиа» рассматривается понятие технологии мультимедиа и области ее применения, звука и видео как составляющих мультимедиа, компьютерные презентации, дизайн презентации и маке...