Правоведение Исследовательская работа Тема: «Правовое государство в России- миф или реальность?»
творческая работа учащихся по обж по теме

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx135.63 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБОУ   Маргаритовская  СОШ Азовского района

                                                        Правоведение

                                          Исследовательская работа

Тема:  «Правовое государство в России- миф  или реальность?»

                                     Автор работы:

Черниченко Елена, 9 класс

МБОУ Маргаритовская СОШ

Азовского района.

Руководитель:

Красников Сергей Васильевич,

преподаватель ОБЖ.

с. Маргаритово

2012г.

                                                       

                                                          Введение

             Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

    В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.  В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие  и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты.

             Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Гипотеза:

Россия находится на пути становления правового государства.

Цели моего исследования:

   Во-первых, дать оценку состояния правового государства в России в целом и определить уровень правовой культуры жителей с. Маргаритово, х. Юшкин и Чумбур-Коса.

Во-вторых, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством.

       Для достижения поставленных целей  я выделила следующие задачи: 

-выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство».

      -проанализировать отношение населения села к становлению правового   государства в России.

 - рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства на протяжении существования государства.

 - выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.

 -  проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества

 - отметить несоответствие теории с реальностью правового государства в России.

    Для решения этих задач я, прежде всего,  изучила исторические  источники. В своей работе применила различные методы исследования.

Методы исследования:

  1. Социологический опрос жителей сёл
  2. Анкетирование учащихся старших классов
  3. Изучение  пословиц, поговорок и изречений знаменитых  людей
  4. Изучение исторических источников

 Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.

    Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

    Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России?

 

   Правовое государство

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые  признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично- политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного  индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной  экономикой и либерально-демократическим режимом.

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства

  1. разделение властей;
  2. верховенство закона;
  3. признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  4. социальная юридическая  защищенность личности;
  5. сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  6. недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  7. контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого  являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  8. соответствие внутреннего  законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав (либо прямое действие  международных норм);
  9. признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  10. верховенство и прямое действие Конституции;
  11. единство прав и обязанностей граждан;
  12. наличие развитого гражданского общества

Правовая культура.   Что это?

  1. Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она является составной частью культуры общества. В этом смысле правовая культура включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения.

      Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. История идей о правовом государстве стара как мир. Но верно ли это стремление? Может быть правовое государство - это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству  идти по этому пути?

Мною был проведён социологический  опрос населения села Маргаритово, х. Чумбур-Коса и Юшкин.

Вопросы:

1)Что Вы понимаете под термином правовое государство?


2)Создано ли оно в РФ?


3)Как Вы относитесь к законам РФ?


4)Как Вы думаете, справедливы ли они?


5)Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?

                             Результаты  социологического опроса

                            (были  опрошены    220  респондентов)

1.Что вы понимаете под термином «правовое государство»?

На первый вопрос  от респондентов  были получены следующие ответы:

«я  не  знаю»           -                                           46%                     101 человек

«лучше не спрашивайте»   -                            20%                     44 человека

«когда есть законы и они работают»   -      18%                      40 человек

«государство, где законы выше власти» - 16%                       35 человек

2. Создано ли оно в России?

На второй вопрос  респонденты ответили следующим образом:

«да»  -                                                       13%                          28  человек

«наверное»  -                                          18%                          40  человек

«не думаю»  -                                         49%                          108 человек

«нет, но мы к этому стремимся»  -   20%                          44 человека

3. Как вы относитесь к законам в Российской Федерации?

На третий вопрос были получены следующие ответы:

«я принимаю их такими, какие они есть»   -                    10%             22 человека

«закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло»  -  8%              18 человек

«как порядочный  гражданин»  -                                        22%             48  человек

«положительно»  -                                                                  47%             103 человека

«отрицательно»  -                                                                   13%              29 человек

4. Как вы думаете,  справедливы ли они?

Итоги опроса по четвёртому вопросу:

«не всегда»  -                      47%                       103 человека

«не совсем»  -                     19%                        42 человека

«да, раз существуют»  -    24%                       53 человека

«когда, как» -                      10%                       22  человека

5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

На пятый вопрос  респонденты дали следующие ответы:

«да, действуют»  -                                            10%                                  22 человека

«не все»  -                                                           48%                                 106 человек

«смотря какие»  -                                              22%                                 48 человек

«ни на всех людей»  -                                      20%                                 44  человека

                          Анкета   для  старшеклассников.  (30 учащихся)

  1. Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?

да  – 28  уч-ся                         93,3%

нет -2 уч-ся                             6,7%

  1. Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?

да –18 уч-ся                            60%

нет – 12 уч –ся                        40%

  1. Согласны ли вы с тем, что «закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло»?

да – 11 уч-ся                           37%

нет – 19 уч-ся                          63%

  1. Как вы думаете,  справедливы ли законы в Российской Федерации?

да – 10 уч-ся                             33,3%

нет – 8 уч-ся                              26,6%

не все - 12 уч-ся                       40,1%

  1. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

да – 12 уч-ся                                         40%

нет – 9 уч-ся                                          30%

не всегда и не все  – 9 уч-ся             30%

  1. Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?

да – 19 уч-ся                                         63,3%

нет – 5 уч-ся                                          16,7%

иногда, да – 6 уч-ся                            20%

  1. Правовое государство,  на ваш взгляд, - это миф?

да  - 4 уч-ся                            13,3%

нет – 26 уч-ся                         86,7%

  1. Правовое государство,  на ваш взгляд, - это реальность?

да  -      26 уч-ся             86,7%                                     нет – 4 уч-ся   13,3%

Следующим этапом моего исследования  стало изучение пословиц, поговорок:

Нужда крепче закона.
Где закон, там и тюрьма.
Не зная закона, не знает и греха.
Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Не бойся суда, бойся судьи.

Не всякий прут по закону гнут.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.

Изучались мной и изречения выдающихся людей:

  1. В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя» (Н.Карамзин).
  2. «Законы святы, но исполнители лихие супостаты»(В.Капнист).
  3. «Русский народ вообще порядка не любит; закон и почтительность претят его натуре»(П.Вяземский).
  4. «Законы пишут для подчиненных, а не для начальников»(А.Бенкендорф).
  5. "Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона". (Цицерон)

В  9 классе в День Конституции (12 декабря 2011 года) мной и классным руководителем была проведена дискуссия на тему

                       «Современная Россия – правовое государство?»

Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.

Ход мероприятия.

  1. Вводная часть.

Сегодня мы отмечаем восемнадцатилетие ныне действующей Конституции РФ. Хотя Конституция декларирует, что РФ демократическое, социальное, правовое государство, мы, тем не менее, решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека.

 Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам нашей школы с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть такие случаи происходили в  их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Мы хотим обратиться ко всем участника дискуссии, учащимся и взрослым: актуальна ли на ваш взгляд выбранная нами тема и такая постановка вопроса?  Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права?

II. Основная часть. Круглый стол.

Эпиграф: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

Вопросы дискуссии:

  1. При каких условиях государство можно назвать правовым?
  2. Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?
  3. Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?
  4. Влияет ли чувство экономического достоинства граждан на становление правового государства?
  5. Кому больше нужны права – богатым или бедным?
  6. Как граждане могут способствовать развитию правового государства?
  7. Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?

  1. Заключительная часть. Итоги дискуссии.

Обсуждение показало, что случаи нарушения наших прав ещё нередки. Однако большинство участников дискуссии, столкнувшись с подобной проблемой, чаще всего опускали руки и не пытались отстаивать свои права. Только немногие смогли найти выход из положения и в этом им помогли элементарное знание законов, которые, как оказалось, достаточно действенны и способны помочь человеку найти выход из многих затруднительных ситуаций. Настораживает другое: многие ребята видят свою роль в становлении правового государства крайне пассивной и не собираются ничего делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему считают, что от них ничего не зависит. Нам кажется, что в ходе дискуссии, мы смогли преодолеть подобный скептицизм.

        Ещё раз хочется подчеркнуть, что мы не столько пытались выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить нашу роль в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу.

На уроке обществознания в 9 классе было проведено тестирование по следующим вопросам:

1.Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?  

  1. учреждение Государственного совета
  2. проведение переписи населения
  3. создание обществ защиты прав потребителей
  4. проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2.  Верны ли суждения об институтах гражданского общества?  

 А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

3.Исключительным признаком правового государства является постулат:

  1. источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона
  2. все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона
  3. принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами
  4. принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

4. В основе теории правового государства лежит стремление

  1. Разделить ветви власти
  2. Определить взаимоотношения личности и государства
  3. Обеспечить индивидуальную свободу
  4. Дать возможность народу контролировать государство

5. Укажите признак правового государства:  

  1. Власть выше права
  2. Справедливость
  3. Разделение властей

6. Теорию разделения властей на три ветви создал:  

  1. Аристотель
  2. Цицерон
  3. Ш. Монтескье

  7.Разделение властей необходимо для:

  1. сосредоточение власти в одних руках
  2. исключения монополизации власти
  3. исполнения принятых законов

Результаты тестирования показали, что учащиеся имеют хорошие знания в данной области.

                                                Заключение

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Что в России издавна с недоверием относятся к законам.
  2.   Жители нашего села в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
  3.  Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
  4. Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества
  5. Правовое государство – это не миф.

           Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового    государства.    Появление    недостатков    в    диалоге    «личность -государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией  РФ  –  становлению  правового  государства  в  его  более  полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.

    Углубившись в суть вопроса, и, узнав намного больше  информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не  правовое государство в  идеале.

Необходимо помнить, что:

  1. Не бывает «маленьких» нарушений прав человека.

  1. С нами поступают так, как мы позволяем.

  1. Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.
  2. Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут защищены.
  3. Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами.

… человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

     Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, освоила новый для себя жанр научной работы.        

          В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее,  нам - молодому поколению современной России,  надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова моего  учителя: “Все в ваших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.

 Список литературы

1.    Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2.   Коваленко А.И. «Правовое государство: концепция и реальность», М., 1993 г.

3.«Правое государство в России: замысел и реальность», М., 1995 г.

4.    «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.

5.   Учебники “Обществознание 10, 11” Боголюбов Л.Г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Демографическая ситуация в России"

Исследовательский проект учащихся 10-11 классов о демографической ситуации в России, основанный на результатах Всероссийской переписи населения 2010 и изучении краеведческого материала...

Исследовательский проект "История Внутренних войск России" 9класс

Пояснительная записка.ФГОС нового поколения ставят перед школой задачи по формированию гражданина своего отечества, творческой самообучающийся личности. Эти задачи заставляют искать новые формы и мето...

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная Россия » Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная  Россия »Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»...

Исследовательская работа "Новый год в России и Рождество Великобритании"

Научно-исследовательская работа для младших школьников о традициях и обычаях главных праздников в России иВеликобритании....