Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для студентов заочного отделения
методическая разработка по обж (11 класс) по теме

Методические указания для выполнения домашней контрольной работы для студентов заочников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования

 (среднее специальное учебное заведение)

Копейский техникум легкой промышленности

(ГБОУ СПО (ССУЗ) КТЛП)

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для выполнения  домашней контрольной работы для студентов заочного отделения

специальностей технического и экономического профилей

Копейск, 2012

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин Протокол №

 от «___»______2012___ г.

 Председатель ________________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ТО

_______Л.А. Рыбакова

«___» ____________ 2012_ г.

Методические рекомендации разработаны согласно рабочей программе, требованиям к минимуму содержания и уровню  подготовки выпускников по специальностям социально – экономического и технического профилям

Разработал:

Рецензенты:

 Е.А. Ашифина – преподаватель Копейского техникума легкой промышленности

Т.В. Никифорова – методист Копейского техникума легкой промышленности

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………

Тематический план…………………………………………………..

Содержание дисциплины……………………………………………

Раздел 1……………………………………………………………….

Раздел 2……………………………………………………………….

Раздел 3……………………………………………………………….

Список рекомендуемой литературы………………………………..

Методические указания к выполнению контрольной работе

Приложение А (Тематика рефератов)………………………………

Приложение Б. Титульный лист…………………………………….

Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»

уметь:

  1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
  2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  4. применять первичные средства пожаротушения;
  5. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  6. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  7. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  8. оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

  1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  3. основы военной службы и обороны государства;
  4. задачи и основные мероприятия гражданской

обороны;

  1. способы защиты населения от оружия массового поражения;
  1. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  2. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  3. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  4. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  5. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: технического и экономического профилей специальности.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций

Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями, необходимыми для:

  1. создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  2. идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
  3. разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Форма итоговой  аттестации дифференцированный зачет.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем

Макс. нагрузка

Кол-во часов при заочной форме обучения

Кол-во часов при заочной форме обучения

Всего

В т.ч. п/з

Самостоят. работа

Всего

В т.ч. п/з

Самостоят. работа

Раздел  1 Человек и среда обитания

6

2

2

2

2

-

4

Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей

6

2

2

2

2

-

4

Раздел  2 ЧС мирного и военного времени и организация защиты населения

30

20

8

8

8

-

22

ТЕМА    2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени

4

2

-

2

-

-

4

ТЕМА 2.2. ЧС мирного времени: природного и техногенного характера

10

8

2

2

4

-

6

ТЕМА 2.3 ЧС военного времени

6

4

2

2

2

-

4

ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени

10

8

4

2

2

-

8

Раздел  3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

52

44

38

6

-

-

52

Тема 3.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

52

44

38

6

-

-

52

ИТОГО:

88

68

40

20

10

-

78

       


    Содержание дисциплины

Раздел  1 Обеспечение устойчивости объектов экономики

 ЗНАТЬ:

  1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  3. о воздействии  негативных факторов на организм человека и среду обитания;
  4. основные методы защиты от вредного воздействия негативных факторов в быту и на производстве;
  5. о воздействии  негативных факторов на организм человека и среду обитания;
  6. источники негативных факторов.

       

УМЕТЬ:

  1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
  2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  3. применять первичные средства пожаротушения;

Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту

Общая характеристика среды обитания человека в быту, на производстве. Формы деятельности человека в производственной среде. Классификация негативных факторов. Виды, источники негативных факторов. Профессиональные заболевания, меры профилактики.

Травма, повреждение, несчастный случай. Причины травматизма. Основные правила техники безопасности. Основные технические мероприятия по предотвращению травматизма. Электро и пожаробезопасность. Первичные средства пожаротушения, правила пользования ими.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить особое внимание на классификацию негативных факторов, виды, источники, уровни негативных факторов производственной среды. Запыленность и загазованность воздуха, вибрация, акустические колебания, шум; электромагнитные поля и излучения. Движущиеся машины и механизмы, падающие предметы. Производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность, физические и нервно-психические перегрузки, умственные перенапряжения.

Необходимо знать о воздействии негативных факторов на человека и среду обитания, при этом надо рассмотреть характеристику нервной системы человека, условные и безусловные рефлексы, характеристику анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, вибрационная чувствительность, обоняние, слух, зрение. Вредные вещества, их классификация. Комбинированное действие вредных веществ. Хронические отравления, профессиональные заболевания и методы их предупреждения.

При изучении факторов воздействующих на человека в процессе его жизнедеятельности необходимо обратить особое внимание на классификацию основных форм деятельности человека и характеристику среды обитания человека.

Основная литература:

1. СВ. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Высшая школа, ИМЦ СПО, 2000г-343 с.

Дополнительная литература:

1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.

Вопросы для самоконтроля:        

  1. Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?
  2. Как классифицируются негативные факторы?
  3. Назовите основные факторы риска и методы их  преодоления.
  4. Что такое вибрация и можно ли её использовать в медицинских целях?
  5. Вследствие     чего     происходит     утомление     и переутомление?      Основные      пути      снижения усталости.
  6. Современная        классификация        трудовой деятельности человека.
  7. Какие критерии используются при классификации трудового процесса по тяжести и напряженности? Приведите примеры трудовой деятельности человека с различной тяжестью и напряженностью труда.
  8. Назовите основные правила безопасного поведения при пожарах.
  9. Назовите основные причины травматизма.

РАЗДЕЛ 2  Чрезвычайные  ситуации мирного и военного  

                  времени и  организация  зашиты населения

ЗНАТЬ:

  1. российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение, структуру и задачи;
  2. классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  3. правила пользования средствами индивидуальной защиты;
  4. роль и место ГО и ЧС мирного и военного времени;
  5. виды оружия, краткая характеристика поражающих факторов;
  6. основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  7. спасательные и другие неотложные работы при ЧС мирного и военного времени;
  8. способы защиты себя и окружающих от поражающих факторов современных средств поражения;
  9. способы сооружения простейших защитных сооружений;
  1.      основные правила выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;
  2.       способы проведения санитарной обработки людей, одежды, обуви, а также дегазации, дезактивации.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться СИЗ

ТЕМА    2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи. Основные понятия и определения. Основные задачи системы и её основные органы управления; государственное управление в чрезвычайных ситуациях; специализированные формирования на аварийных и экологически опасных объектах; Задачи системы гражданской безопасности в условиях
регламентированного        и        нерегламентированного состояния.

Роль и место Гражданской обороны в российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Функции и задачи гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

                Федеральный закон «О гражданской обороне»

                         (Извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ох осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

                        Глава 1.   Общие положения

статья  1.   Основные  понятия.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения. Материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Cлужба гражданской обороны - служба, предназначенная     для     проведения     мероприятий     по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил   и   средств   и   обеспечения   действий   гражданских организаций   гражданской   обороны   в   ходе   проведения аварийно-спасательных и других  неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны -формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны 

Основными задачами в области гражданской обороны являются:    

  1. обучение населения в области гражданской обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
  2.  оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8.  борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;
  12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  13. срочное захоронение трупов в военное время
  14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  15.  обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

 1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

     

     1. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     

     2. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.     

ТЕМА 2.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения и масштабу. Стихийные бедствия, причины возникновения , правила поведения.

  1. Землетрясения. Происхождение землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясений.

  1. Оползни,   сели  и   обвалы.   Краткая  характеристика   и  возможные последствия. Рекомендации населению при угрозе в ходе оползней, селей, обвалов.

  1. Ураганы,   бури,   смерчи,   признаки   их   появления   и возможные последствия. Рекомендации населению.

  1. Наводнения, их характеристика и последствия. Действия населения во время

наводнения.

  1. Лесные пожары. Их причины и возможные последствия.

  1. Селевые потоки и оползни, их происхождение и возможные последствия.

При изучении  того или иного стихийного бедствия необходимо рассмотреть:

причины возникновения данного стихийного бедствия;

способы        оповещения и информирования населения о стихийном бедствии;

правила   безопасного   поведения        при   заблаговременном     оповещении      о      стихийном бедствии;

правила     безопасного  выхода   из  зоны  стихийного  бедствия;

меры по снижению потерь от последствий стихийных бедствий.

Также необходимо провести анализ любого конкретного стихийного бедствия по публикациям в журналах, газетах, по вещанию телевидения и радио.

Понятие ЧС техногенного характера, классификация Правила поведения населения при аварии на радиоционно –опасном объекте, химически опасном объекте и пожаро взываопасном объекте.

Причины аварий и катастроф на объектах экономики.

Фазы развития чрезвычайных ситуаций,  первичные и вторичные  негативные  воздействия  в   чрезвычайных ситуациях.

  1. Радиационно-опасные объекты. Основные опасности при авариях        на        радиационно-опасных        объектах.

Профилактика возникновения аварий на Радиационно-опасных объектах.

  1. Опасные химические объекты (ХОО). Последствия  аварий на ХОО.

Очаг химического поражения. Профилактика возникновения аварий на химически опасных объектах.

  1. Пожаро - и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Опасные параметры пожаров. Огнетушащие  вещества. Способы тушения пожаров.

При        рассмотрении        вопросов,        касающихся промышленных аварий и катастроф необходимо обратить внимание  на принцип и возможные последствия аварий.

Характеризуя промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ необходимо описать:

  1. аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их  характеристику и поражающие факторы;
  2. защиту населения от АХОВ;
  3. правила   безопасного   поведения   при   авариях   с выбросом опасного и химического веществ; способы       информирования       и       оповещения
    населения     об     аварии     с    выбросом    опасных химических веществ.

Рассматривая        промышленные        аварии        на пожаровзрывоопасном объекте необходимо описать:

  1. принцип    и    возможные    последствия    пожаров   и взрывов,
  2. характеристику пожаровзрывоопасных объектов;
  3. Правила  безопасного   поведения   при   пожарах   и взрывах;  
  4. Пожары и паника.

Характеризуя    аварии       на    радиационно-опасных объектах необходимо изложить:

  1. характеристику очагов поражения  при авариях на  АЭС;
  2. характер поражения людей и животных;
  3. правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Описывая   гидродинамические   аварии   необходимо обратить внимание на;

  1. причины и последствия гидродинамических аварий;
  2. мероприятия по уменьшению последствий аварий на опасных гидродинамических объектах;
  3. правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

В     заключительной     части     контрольной     работы     по промышленным   авариям   и   катастрофам   необходимо провести     анализ     любой     аварии     или     катастрофы. Рекомендуется использовать публикации журналов и газет, вещание телевидения или радио.

ТЕМА 2.3 Чрезвычайные ситуации военного времени

Условия возникновения военных конфликтов и степень  их опасности в              современном мире. Виды и опасности военных действий для населения и территорий.

Характеристика современных средств ведения военных действий, их поражающие факторы и зоны разрушения.

Возникновение и развитие пожаров. Зоны радиоактивного заражения при ядерных взрывах. Поражающие факторы ядерного взрыва.

Химическое оружие. Классификация и характеристика отравляющих веществ.

Бактериологическое оружие. Карантин человека, попавшего в зону действия бактериологического оружия. Способы защиты.  

Терроризм - как способ разрешения спорных вопросов. Виды, цели террористического акта. Способы и обеспечение безопасности человека при террористическом акте.

При        рассмотрении        вопросов,        касающихся чрезвычайных ситуаций военного времени, необходимо обратить внимание на характеристику современных средств ведения военных действий, их поражающие факторы и зоны разрушения, а также правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического и бактериального заражения.

  Обратить внимание на характерные особенности современных войн, главная особенность - применение для решения спорных вопросов террористических актов.

ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени

Основные   принципы   и   нормативно   -   правовая   база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.  

Методы и средства защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Порядок   использования   инженерных   сооружений   для  защиты     населения     от     чрезвычайных     ситуаций. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и

военное время.

Применение     средств     индивидуальной     защиты     в чрезвычайных ситуациях.  

Организация аварийно-   спасательных  работ  и  других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в условиях ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности и инженерно- технического комплекса, обеспечение надежности и

оперативности управления производством.

Методические указания

При изучении данного раздела необходимо обратить особое внимание на классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а так же рассмотреть виды современных средств ведения военных действий, их поражающие факторы и зоны разрушения. Студент должен проанализировать политическую обстановку в мире и выявить самостоятельно характерные особенности современных войн.

     Опасности        военного        времени        планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности. Современные   войны   имеют   характерные   особенности (которые студент должен самостоятельно выявить после анализа политической обстановки в мире). Одна из особенностей современных войн   это применение для разрешения спорных вопросов террористических актов. Терроризм. Это слово мы слышим все чаще и чаще по радио,    телевидению    и    другим    средствам    массовой информации. Террористы хотят одного - посеять страх, запугать нас, превратить нашу жизнь в кошмар. В статье 205 УК РФ принятого в 1996 году записано, что терроризм - это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий.

Цели терроризма

  1. Нарушение общественной безопасности;
  2. Устрашение граждан;
  3. Устранение политических деятелей;
  4. Вымогательство;
  5. Акции  возмездия  в   ответ   на  действия   органов власти;
  6. Нанесение экономического ущерба.

Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами

Чтобы не стать жертвой террористического акта, необходимо знать и соблюдать правила профилактики терроризма.

В целях предотвращения взрывов жилых домов следует:

• установить на чердаках и в подвалах прочные двери, навесить на них замки, укрепить подъездные двери, поставить домофоны, проверить все пустующие помещения в доме;

• осмотреть и по возможности убрать машины, стоящие во дворе дома;

• познакомиться с жильцами, снимающими квартиры в вашем доме, о подозрительных личностях сообщить участковому;

• попросить жильцов дома (пенсионеров, гуляющую поздно молодежь) обращать внимание на незнакомых людей, обращаться к ним с вопросами: террористы не любят пристального внимания и есть шанс, что они откажутся от своих планов;

• опасаться посылок и писем, где неправильно написана ваша фамилия, без обратного адреса или с обратным адресом, который вам неизвестен, посылок со смещенным центром тяжести, фруктовых посылок без вентиляционных отверстий, писем в необычно толстых (более 3 мм), тяжелых, при сгибе напоминающих резину конвертах, так как в них может находиться взрывное устройство;

• обращать внимание на подозрительных людей во дворе и любые странные события, происходящие около дома.

Если взрыв все-таки произошел и ваша квартира осталась цела, нужно немедленно отойти от окна, так как оконные плиты менее прочны, чем стеновые, к тому же сверху могут падать и залетать в квартиру опасные обломки. Тем, кто оказался под обломками рухнувшего дома и при этом остался практически невредим, следует ждать помощи. Специалисты считают, что шансов выжить в завалах взорванного дома больше, чем рухнувшего во время землетрясения, хотя бы потому, что сюда будут брошены все силы спасателей и вся техника, что во время землетрясения невозможно из-за масштабов разрушений.

Для предотвращения взрывов на улице:

• в периоды социальной напряженности, когда случаи терроризма учащаются, следует избегать посещений мест скопления людей – рынков, стадионов, вокзалов, зрелищных мероприятий и пр.;

• не рекомендуется приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, нужно незамедлительно сообщать о своих находках в милицию или ФСБ;

• нельзя поднимать и пытаться открывать оставленные на улице, в метро, транспорте сумки, портфели, свертки и пр., следует останавливать людей, пытающихся проверить их содержимое, быстро отходить от них, если они все же это делают;

• не поднимайте сами и научите детей не поднимать найденные на улице мелкие вещи – свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы;

• категорически нельзя самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место.

При явной угрозе взрыва необходимо занять наиболее безопасное место – спрятаться за стену, колонну и пр. Если взрыв все-таки произошел, следует по возможности избегать мест, где возможно образование заторов. И еще один момент. Специалисты считают, что самые безнадежные взрывы с точки зрения их предупреждения совершают террористы-камикадзе, но и их можно опознать. Главное здесь – поведение человека. Практика показывает, что человек не может быть невозмутимо спокойным, зная о своей близкой смерти. Он будет нервничать, суетиться, озираться или, напротив, выглядеть неестественно спокойным. Все это бросается в глаза. Почувствовав необычное в поведении человека, следует обратиться к милиционеру с целью установления его личности.

Теперь о том, как следует вести себя в случае контактов с террористами и во время операции по их обезвреживанию. Чаще всего такая ситуация бывает при захвате офисов, самолетов, автобусов с людьми.

При захвате террористами какого-либо объекта:

• следует оставаться на своем месте, стараясь не привлекать к себе внимания, лучше чем-нибудь себя занять;

• ни в коем случае нельзя вступать с террористами в пререкания, не следует задавать вопросов или смотреть им в глаза;

• рекомендуется выполнять все их требования, не создавать конфликтных ситуаций;

• при необходимости выйти в туалет, открыть сумочку и т. д. следует спросить разрешения;

• высказывая просьбу освободить детей, женщин, пожилых людей, не будьте назойливыми и чрезмерно настойчивыми.

В ходе проведения операции по обезвреживанию террористов целесообразно вести себя следующим образом:

• с началом штурма группой захвата лечь на пол и оставаться в этом положении до конца операции, не мешая ее проведению;

• в случае применения слезоточивого газа нельзя тереть глаза, дышать нужно через мокрый платок, быстро и часто моргать, вызывая слезы;

• покидать объект следует только после соответствующей команды спасателей;

• после освобождения нужно как можно быстрее покинуть помещение, поскольку может быть взрыв или пожар;

• на улице следует выполнять команды членов группы захвата, нельзя бежать, чтобы не погибнуть в перестрелке. 

Борьбу с последствиями терактов   ведут МВД, ФСБ, МЧС России.

ФСБ осуществляет борьбу с актами терроризма путём предупреждения, выявления актов политического характера, МВД борется с преступлениями террористического характера, преследующих корыстные цели.

Важным средством в борьбе с преступностью является юридическая ответственность.

  1. статья 205 УК РФ гласит:
  2. лицо, совершившее акт терроризма, а так же за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;
  3. статья 206 УК РФ предусматривает: наказание за захват заложника в зависимости от характера отягощающих обстоятельств лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет;
  4. статья 207 УК РФ предусматривает:
  5. наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма вплоть до лишения свободы на срок до трёх лет.

Основная литература

  1. В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них»  учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дрофа; 2007г., 288 стр.
  2. СВ. Белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Высшая школа, НМЦ СПО, 2000г-343 стр.

Дополнительная литература:

1.,А. Ильичев. «Популярная энциклопедия выживания». Челябинск: Юж.-Урал.     кн. издательство. 1996г-400 стр.

2.Н..Н.     Петров.     «Человек     в     чрезвычайных ситуациях»,  учебное пособие Челябинск:  Юж.-Урал. кн. издательство. 1997г., 352 стр.

3.Г. Цвилюк. «Школа безопасности», пособие по выживанию. М.: ЭКСМО издательство. 1993г.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие предприятия относят к химически опасным?
  2. Назовите     поражающие     факторы     и     последствия взрывов.
  3. Назовите    основные    особенности    современных    и будущих войн.
  4. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва.
  5. Что такое дегазация, дезактивация?
  6. Назовите   известные   Вам   средства  коллективной   и индивидуальной защиты.
  7. Назовите  основной   способ  эвакуации   населения   и кратко охарактеризуйте его.
  8. Какое наказание предусмотрено УК РФ за заведомо ложное сообщение об акте терроризма?
  9. Какие цели преследуются террористами?
  10. Как терроризм влияет на общественную жизнь России?
  11. Назовите основные правила профилактики терроризма в жилых домах.
  12. Что нужно делать для предотвращения взрывов на улице?

Раздел  3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

ЗНАТЬ :

  1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, о влиянии на здоровье человека вредных привычек;
  2. Методы    и    приемы    само-    и    взаимопомощи    при чрезвычайных ситуациях;
  3. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

УМЕТЬ:

  1. оказывать первую помощь пострадавшим;

Тема 3. 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Здоровый образ жизни- как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 

Здоровье человека и окружающая среда. Влияние компьютера и другой орг.техники на здоровье человека

Общие сведения об инфекционных заболеваниях: ОРВИ и ГРИПП. Симптомы.

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Правовые основы оказания первой помощи.

Методические указания

При изучении данного раздела необходимо обратить особое внимание на травмирование человека при различных чрезвычайных ситуациях.

Литература

1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000г.,200с.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите ситуации, способствующие возникновению травм.
  2. Что такое асептика и антисептика?
  3. Назовите основные компоненты здорового образа жизни.
  4. Назовите факторы, способствующие укреплению здоровья.


Методические указания  к выполнению контрольной работы

Домашняя  контрольная  работа  по дисциплине «Безопасность   жизнедеятельности»  выполняется  в виде реферата.

Реферат  оформляется   на   листах  формата   А-4 синей   или   черной   ручкой   либо   выполняется   на компьютере;

титульный лист должен оформляться в соответствии с приложением Б.

в    нижнем   правом   углу   проставляется    номер страницы( на титульном листе номер не ставится);

в    конце    реферата       необходимо    представить список   литературы   в   соответствии   с   СТП   КТЛП 01.03.96.    

по тексту необходимо делать ссылки на литературу с указанием страниц (например: [ 2 ]; с 3);

объем   реферата   должен   быть   не   менее   15-20  страниц.

Реферат должен быть скреплен в папку.

Содержание реферата

  1. титульный лист;
  2. план реферата;
  3. изложение темы;
  4. список используемой литературы.

Выполненную        работу        следует        своевременно представить    в   техникум    (в   соответствии    со   сроками указанными в учебном графике).

После получения проверенной работы необходимо внимательно изучить рецензию и все замечания преподавателя. Если в рецензии содержится указание на доработку, то ее следует выполнить.

Незачтеная работа дорабатывается и высылается в техникум для повторного рецензирования.

Зачтенная контрольная работа является необходимым условием допуска к зачету.

Контрольные работы, выполненные не по своему варианту или не в полном объеме, а так же изложенные неразборчиво к рецензированию не принимаются.


Приложение А (справочное)

задания к контрольной работе

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Тема реферата выдается студенту на установочном занятии индивидуально.

Если студент не смог явиться на установочное занятие, он может выбрать тему самостоятельно.

Тема рефератов выбирается по порядковому номеру в списке учебного журнала.

вариант

Тема

1

Землетрясения. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения.

2

Наводнения, цунами. Их характеристика и последствия.

3

Лесные пожары. Их причины и возможные последствия.

4

Ураганы, бури, смерчи. Признаки их появления и возможные последствия.

5

Селевые потоки и оползни, их происхождение и возможные последствия.

6

Гроза. Правила безопасного поведения во время грозы.

7

Авария с выбросом химически опасных веществ

8

Авария на пожаро-взрывоопасных объектах.

9

Авария на радиационно-опасных и гидродинамических объектах

10

Ядерное оружие. Правила поведения населения в очаге поражения

11

Химическое оружие. Правила поведения населения в очаге поражения.

12

Бактериальное оружие. Правила поведения населения в очаге поражения

13

Предназначение и задачи гражданской обороны.

14

Террористический акт.

15

Организация защиты населения при ЧС.

16

Защитные сооружения гражданской обороны, требования,

предъявляемые к ним

17

Здоровье человека и окружающая среда

18

Компьютер и здоровье человека

19

Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности

20

Негативные факторы в системе «человек-среда обитания»

21

Безопасность жизнедеятельности и здоровье человека

22

Средства индивидуальной защиты населения от ЧС

23

Охрана труда женщин и подростков


     При выполнении работы необходимо придерживаться следующего плана:

План реферата по разделу: «Стихийные бедствия»

  1. Краткая характеристика.
  2. Физическая сущность стихийных бедствий, принцип возникновения, характер и стадии развития.
  3. Способы обеспечения безопасности человека. Оповещение и информирование населения об угрозе стихийных бедствий.
  4. Правила поведения и действия при стихийных бедствиях, способы защиты от последствий стихийных бедствий.
  5. Анализ стихийного бедствия.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «ЧС военного времени»

  1. Характеристика оружия массового поражения;
  2. Поражающие факторы;
  3. Способы и средства защиты населения;
  4. Действия    населения    при    возникновении    угрозы нападения;
  5. Правила поведения населения в очагах поражения.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Терроризм»

  1. Сущность терроризма;
  2. Цели терроризма;
  3. Масштабы терроризма;
  4. Действия граждан в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанные с терроризмом;
  5. Анализ террористического акта.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Предназначение и задачи гражданской обороны»

  1. Организация      и      предназначение      гражданской обороны;
  2. Задачи гражданской обороны;
  3. План   работы   ГО  объекта   в  условиях  чрезвычайных ситуаций.

Список использованной литературы

План реферата по разделу: «Аварии и катастрофы»

  1. Причины возникновения аварии, катастрофы;
  2. Последствия аварии, катастрофы;
  3. Оповещение    и    информирование    населения    о грозящей, опасности;
  4. Анализ какой-либо аварии или катастрофы.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Защитные сооружения гражданской обороны, требования, предъявляемые к ним»

  1. Назначение и классификация защитных сооружений.
  2. Требования, предъявляемые к защитным сооружениям.
  3. Устройство и оборудование убежищ.
  4. Правила содержания и использования защитных сооружений.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Здоровье человека и окружающая среда»

Введение. Нужно ли человеку быть здоровым?

  1. здоровье и окружающая среда
  2. Здоровье и факторы риска болезни
  3. Труд и здоровье
  4. Семья и здоровье
  5. Стрессы в современном мире
  6. Методы и способы укрепления здоровья

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Компьютер и здоровье человека»

Введение

  1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.
  2. Влияние компьютера на человека.
  3. Рекомендации при работе за ПК
  4. Организация рабочего места и стандарты безопасности
  5. Оздоровительно-профилактические упражнения

Список использованной литературы

План реферата по теме: Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности

Введение

1. Защищенность и комфортность взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Влияние микроклимата

3. Вентиляция и кондиционирование

4. Отопление

5. Освещение

6. Шум

Список использованной литературы

План реферата по теме: Негативные факторы в системе «человек-среда обитания»

1. Классификация негативных факторов в системе «Человек-среда обитания»

2. Недостаточная освещенность рабочей зоны, вибрация, шум, их влияние на организм человека.

3. Вредные вещества

4. Нервно-эмоциональные нагрузки (умственное перенапряжение, переутомление) и их влияние на здоровье человека.

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Безопасность жизнедеятельности и здоровье человека»

Введение

  1. Влияние качества питьевой воды на здоровье человека
  2. Влияние курения на здоровье человека.
  3. Воздействие радиоактивного излучения на здоровье человека
  4. Влияние электромагнитного излучения на здоровье человека.

Список использованной литературы.

План реферата по теме: «Средства индивидуальной защиты населения от ЧС»

  1. Назначение и классификация индивидуальных средств защиты населения

А) СИЗ органов дыхания

Б) СИЗ кожи

В) медицинские средства защиты кожи.

2. Правила пользования средствами индивидуальной защиты

Список использованной литературы

План реферата по теме: «Охрана труда женщин и подростков»

  1. Особенности труда женщин
  1. Требования к условиям труда женщин
  2. Требования к организации рабочего места
  1. Особенности труда подростков
  1. Предельно допустимые величины показателей тяжести
  2. Перечень условий и видов работ, на которых запрещается труд подростков
  3. Предельно допустимые величины показателей тяжести

Список использованной  литературы


Приложение  Б

Справочное

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования

 (среднее специальное учебное заведение)

Копейский техникум легкой промышленности

(ГБОУ СПО (ССУЗ) КТЛП

РЕФЕРАТ

По дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Тема: «………………….»

Выполнил………И.И.Иванова

Группа 512, спец. 260901 «ТШИ»

Шифр 12

Проверил………Е.А.Ашифина

 

Копейск, 2012


Список рекомендуемой литературы

  1. Белов С.В., Девисилов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности, учебник для студентов средних профессиональных заведений М.: Высшая школа, НМЦ СПО, 2000- 343с.

  1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.

  1. Смирнов А.Т. Мишин Б.И., Васнев «Основы военной службы» Учебное пособия для студентов среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия» Мастерство: Высшая школа, 2000- 240 с.

  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. Пособие для учащихся 9-11 классов общеобраз.учр. и препод.курса «ОБЖ». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000- 400 с.

  1. Гетия И.Г., Гетия С.И., Емец В.Н. и др. «Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия».-М.: Колос, ИПР СПО, 2002.- Юс.

  1. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания – Челябинск: Юж.- Урал. Кн. Изд-во, 1996- 400

  1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000г.,200с.

  1. Н.Н.     Петров.     «Человек     в     чрезвычайных ситуациях»,  учебное пособие Челябинск:  Юж.-Урал. кн. издательство. 1997г., 352 стр.

  1. Г. Цвилюк. «Школа безопасности», пособие по выживанию. М.: ЭКСМО издательство. 1993г

  1. В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них»  учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дрофа; 2007г., 288 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по английскому языку для студентов заочной формы обучения ДВГГТК по специальности 280703 «Пожарная безопасность»

Дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл общих гуманитарных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и составляет часть профес...

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине "Аудит"

Методические рекомендации по дисциплине "Аудит" предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессиональног...

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Данная методическая разработка предназначена для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД " Иностранный язык" для студентов I курса специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД «Иностранный язык» специальности...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по английскому языку

Рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой Иностранный язык.При выполнении домашней контрольной работы можно пользоваться не только рекомендуемыми, но и другими источниками.Домашняя к...

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине Математика

Методичекие рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине Математика для студентов 1 курса заочной формы обучения по специальности 40.02.01 Право и организация социально...