Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Конспект комбинированного урока по ОБЖ для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района

Конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

«Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»

8 класс

 

Преподаватель - организатор ОБЖ

Киселёва Л.Е.

2012

Тема урока: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия».

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с гидротехническими сооружениями и возможными авариями на них, их причинами и последствиями;
  2. Развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС;
  3. Воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Тип урока: комбинированный (урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом).

Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, доска, тестовые задания, карточки с заданиями, презентация, компьютеры, проектор.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  1. Гидротехнические сооружения.
  2. Гидродинамически опасный объект.
  3. Гидродинамическая авария.
  4. Зона катастрофического затопления.
  5. Поражающие факторы.
  6. Последствия аварий.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный момент

(1 мин.)

Взаимное приветствие педагога и учащихся

Проверка домашнего задания

(7 мин.)

На прошлом занятии мы завершили изучение темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

Вам предлагается выполнить тестовое задание по этой теме[1] (задание подготовлено учителем в программе MyTestX).

Учащиеся индивидуально выполняют тест на компьютерах. Оценку также выводит компьютер.

Изучение нового материала

(26 мин.)

         Мы  живем в стране с богатейшими запасами водных ресурсов. Русь никогда не испытывала дефицита воды. Издревле наши предки утоляли жажду из  родников и колодцев, и очень трепетно к ним относились.  Многочисленные реки и озера были источниками добычи рыбы, являлись связующими водными путями, по которым шли караваны с товарами в заморские страны. Уже в ХII веке, чтобы миновать коварные пороги на реках строились каналы. Это первые инженерные сооружения на воде (не считая мостов).

       Нам посчастливилось жить на великой Русской реке – Волге, которая славится большим количеством ГЭС.

Демонстрируются 1 – 6 слайды презентации.

Просмотр презентации

Могут ли представлять какую-либо опасность данные объекты? Ответ на этот вопрос мы получим сегодня при изучении новой темы «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (слайд 7)

Запись в тетрадь темы урока

- Гидротехнические сооружения, что это такое?

Учащиеся предполагают, что «гидро» - вода, значит это технические сооружения на воде.

- Какие технические сооружения, построенные на воде вы знаете?

Плотины, шлюзы, каналы, дамбы и т.д.

- А существуют в Костромской области, Костромском районе подобные гидротехнические сооружения?

Возникло в 1955–56 годах, когда был построен Горьковский гидроузел. Вода в Волге значительно поднялась и затопила часть Костромской низины с группой озер (Идоломское, Великое). Площадь нового водоема составила 175 квадратных километров, длина более 25 км, ширина около 15.

(слайд 8)

Ответ: Идоломская дамба Костромского водохранилища.

Существуют много разновидностей ГТС, различающихся по месту расположения (наземные, подземные), по характеру и цели использования (мелиоративные, лесосплавные), служащие для переброски воды в заданные пункты. Комплексные ГТС, объединенные общей целью, в которых сочетаются и плотины, и шлюзы, и каналы, и энергетические установки, называются гидроузлами.

Все эти объекты, безусловно необходимы в современных условиях для развития народного хозяйства, но они потенциально опасны для человека и окружающей среды.

Физкультминутка

(1 мин.)

Выполняют 5 упражнений для разминки

- Что же такое гидродинамически опасные объекты (ГОО)?

(подсказка в учебнике на с.155)

Точный ответ на слайде 9.

Работа с текстом учебника, формулировка определения и запись его в тетрадь.

Ребята, мы с вами подошли к очень важному и волнующему всех вопросу. - Что же такое  гидродинамическая авария?

(подсказка в учебнике на с.154)

Точный ответ на слайде 10.

Слайд 11 – крупнейшие ГДА

Учащиеся формулируют, что ГДА – это авария на гидродинамически опасном объекте, в результате которой могут произойти катастрофические затопления.

(запись в тетрадь)

- Что такое затопление?

Ответ: покрытие территории водой.

- Что называется зоной катастрофического затопления? (учебник на с.155)

Ответ: Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, уничтожены и повреждены материальные ценности.

(запись в тетрадь)

Просмотр слайда 11 о зоне критического затопления

На основе учебника (с.157) назовите причины ГДА

Ответ: разрушение основания сооружений и недостаточность водосбросов; воздействие сил природы; конструктивные дефекты; нарушение правил эксплуатации.

Опираясь на учебник (с.157-159) определите  поражающие факторы ГДА

- волна прорыва;

- затопление местности.

Давайте сформулируем,  какие последствия имеет ГДА

По ходу высказываний детей учитель показывает слайды 13-15.

Учащиеся формулируют последствия ГДА

Просмотр презентации.

Закрепление материала

(6 мин.)

На карточках  дается таблица понятий и определений. Необходимо правильно соотнести понятия[2].

Работают по карточкам.

Для проверки учитель показывает слайд 16.

Выполняют самопроверку

Подведение итогов

(3 мин.)

- Обобщите, пожалуйста, сведения, полученные на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание

(1 мин.)

Параграф 5.1, 5.2.

Приложение № 1

Тест «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

1. Самым опасным излучением для человека является:    

а) альфа-излучение;      б) бета-излучение;        в) гамма-излучение.

2. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:

а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;

б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;

в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.

3. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:

а) объект экономики особой опасности;                  б) экологически опасный объект;

в) радиационно-опасный объект;                              г) объект повышенной опасности.

4. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

r) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.

5. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

6. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновения лучевой болезни;      б) внутреннего облучения;    

в) поражения щитовидной железы.

7. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Назовите правильный ответ:

а) поражение центральной нервной системы;          

б) поражение опорно-двигательного аппарата;

в) лучевую болезнь.

8. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вариантов последовательность ваших действий:

а) надеть средства индивидуальной защиты;

б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

Приложение № 2

Таблица понятий и определений

1

Покрытие территории водой.

а

зона катастрофического затопления

2

Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий.

б

гидродинамически опасный объект

3

Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности.

в

поражающие факторы ГДА.

4

Сооружение с разницей уровня воды.

г

гидродинамическая авария.

5

Образование волн прорыва,  угроза жизни и здоровью людей.

д

затопление.

Ключ

  1. д. Покрытие территории водой – затопление.
  2. г. Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий - гидродинамическая авария.
  3. а. Зона  затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности – зона катастрофического затопления.
  4. б. Сооружение с разницей уровня воды - гидродинамически опасный объект.
  5. в.  Образование волн прорыва,  угроза жизни и здоровью людей -    поражающие   факторы ГДА.


[1] См.: Приложение № 1

[2] См.: Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Презентация по теме: "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"...

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Презентация по теме: "Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях"...

Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия"

В разработке очень подробно и пошагово описывается весь урок по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия" К этому материалу есть рабочая презентация и карта ученика...

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Назначение и виды гидротехнических сооружений, гидротехническая авария как чрезвычайная ситуация, последствия гидродинамических аварий....

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...

§5.8_8кл_Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...