Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме
Конспект комбинированного урока по ОБЖ для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района
Конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
«Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»
8 класс
Преподаватель - организатор ОБЖ
Киселёва Л.Е.
2012
Тема урока: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия».
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с гидротехническими сооружениями и возможными авариями на них, их причинами и последствиями;
- Развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС;
- Воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.
Тип урока: комбинированный (урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом).
Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, доска, тестовые задания, карточки с заданиями, презентация, компьютеры, проектор.
Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Гидротехнические сооружения.
- Гидродинамически опасный объект.
- Гидродинамическая авария.
- Зона катастрофического затопления.
- Поражающие факторы.
- Последствия аварий.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Сообщение домашнего задания.
Ход урока:
Этап урока | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | Взаимное приветствие педагога и учащихся | |
Проверка домашнего задания (7 мин.) | На прошлом занятии мы завершили изучение темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Вам предлагается выполнить тестовое задание по этой теме[1] (задание подготовлено учителем в программе MyTestX). | Учащиеся индивидуально выполняют тест на компьютерах. Оценку также выводит компьютер. |
Изучение нового материала (26 мин.) | Мы живем в стране с богатейшими запасами водных ресурсов. Русь никогда не испытывала дефицита воды. Издревле наши предки утоляли жажду из родников и колодцев, и очень трепетно к ним относились. Многочисленные реки и озера были источниками добычи рыбы, являлись связующими водными путями, по которым шли караваны с товарами в заморские страны. Уже в ХII веке, чтобы миновать коварные пороги на реках строились каналы. Это первые инженерные сооружения на воде (не считая мостов). Нам посчастливилось жить на великой Русской реке – Волге, которая славится большим количеством ГЭС. Демонстрируются 1 – 6 слайды презентации. | Просмотр презентации |
Могут ли представлять какую-либо опасность данные объекты? Ответ на этот вопрос мы получим сегодня при изучении новой темы «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (слайд 7) | Запись в тетрадь темы урока | |
- Гидротехнические сооружения, что это такое? | Учащиеся предполагают, что «гидро» - вода, значит это технические сооружения на воде. | |
- Какие технические сооружения, построенные на воде вы знаете? | Плотины, шлюзы, каналы, дамбы и т.д. | |
- А существуют в Костромской области, Костромском районе подобные гидротехнические сооружения? Возникло в 1955–56 годах, когда был построен Горьковский гидроузел. Вода в Волге значительно поднялась и затопила часть Костромской низины с группой озер (Идоломское, Великое). Площадь нового водоема составила 175 квадратных километров, длина более 25 км, ширина около 15. (слайд 8) | Ответ: Идоломская дамба Костромского водохранилища. | |
Существуют много разновидностей ГТС, различающихся по месту расположения (наземные, подземные), по характеру и цели использования (мелиоративные, лесосплавные), служащие для переброски воды в заданные пункты. Комплексные ГТС, объединенные общей целью, в которых сочетаются и плотины, и шлюзы, и каналы, и энергетические установки, называются гидроузлами. Все эти объекты, безусловно необходимы в современных условиях для развития народного хозяйства, но они потенциально опасны для человека и окружающей среды. | ||
Физкультминутка (1 мин.) | Выполняют 5 упражнений для разминки | |
- Что же такое гидродинамически опасные объекты (ГОО)? (подсказка в учебнике на с.155) Точный ответ на слайде 9. | Работа с текстом учебника, формулировка определения и запись его в тетрадь. | |
Ребята, мы с вами подошли к очень важному и волнующему всех вопросу. - Что же такое гидродинамическая авария? (подсказка в учебнике на с.154) Точный ответ на слайде 10. Слайд 11 – крупнейшие ГДА | Учащиеся формулируют, что ГДА – это авария на гидродинамически опасном объекте, в результате которой могут произойти катастрофические затопления. (запись в тетрадь) | |
- Что такое затопление? | Ответ: покрытие территории водой. | |
- Что называется зоной катастрофического затопления? (учебник на с.155) | Ответ: Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, уничтожены и повреждены материальные ценности. (запись в тетрадь) | |
Просмотр слайда 11 о зоне критического затопления | ||
На основе учебника (с.157) назовите причины ГДА | Ответ: разрушение основания сооружений и недостаточность водосбросов; воздействие сил природы; конструктивные дефекты; нарушение правил эксплуатации. | |
Опираясь на учебник (с.157-159) определите поражающие факторы ГДА | - волна прорыва; - затопление местности. | |
Давайте сформулируем, какие последствия имеет ГДА По ходу высказываний детей учитель показывает слайды 13-15. | Учащиеся формулируют последствия ГДА Просмотр презентации. | |
Закрепление материала (6 мин.) | На карточках дается таблица понятий и определений. Необходимо правильно соотнести понятия[2]. | Работают по карточкам. |
Для проверки учитель показывает слайд 16. | Выполняют самопроверку | |
Подведение итогов (3 мин.) | - Обобщите, пожалуйста, сведения, полученные на сегодняшнем уроке. | |
Домашнее задание (1 мин.) | Параграф 5.1, 5.2. |
Приложение № 1
Тест «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
1. Самым опасным излучением для человека является:
а) альфа-излучение; б) бета-излучение; в) гамма-излучение.
2. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:
а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;
б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;
в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.
3. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:
а) объект экономики особой опасности; б) экологически опасный объект;
в) радиационно-опасный объект; г) объект повышенной опасности.
4. К радиационно-опасным объектам относятся:
а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;
б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
в) предприятия по производству ядерного топлива;
г) атомные электростанции;
д) предприятия цветной и черной металлургии;
е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;
ж) транспортные ядерные энергетические установки;
з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;
и) предприятия угольной промышленности;
r) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.
5. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:
а) через одежду и кожные покровы;
б) в результате прохождения радиоактивного облака;
в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;
г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;
е) в результате потребления загрязненной воды.
6. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:
а) возникновения лучевой болезни; б) внутреннего облучения;
в) поражения щитовидной железы.
7. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Назовите правильный ответ:
а) поражение центральной нервной системы;
б) поражение опорно-двигательного аппарата;
в) лучевую болезнь.
8. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вариантов последовательность ваших действий:
а) надеть средства индивидуальной защиты;
б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;
в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;
г) следовать на сборный эвакуационный пункт;
д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;
е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;
ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.
Приложение № 2
Таблица понятий и определений
1 | Покрытие территории водой. | а | зона катастрофического затопления |
2 | Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий. | б | гидродинамически опасный объект |
3 | Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности. | в | поражающие факторы ГДА. |
4 | Сооружение с разницей уровня воды. | г | гидродинамическая авария. |
5 | Образование волн прорыва, угроза жизни и здоровью людей. | д | затопление. |
Ключ
- д. Покрытие территории водой – затопление.
- г. Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий - гидродинамическая авария.
- а. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности – зона катастрофического затопления.
- б. Сооружение с разницей уровня воды - гидродинамически опасный объект.
- в. Образование волн прорыва, угроза жизни и здоровью людей - поражающие факторы ГДА.
[1] См.: Приложение № 1
[2] См.: Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Презентация по теме: "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"...
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Презентация по теме: "Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях"...
Интерактивный тест по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"
Интерактивный тест по ОБЖ для обучающихся 8 класса....
Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия"
В разработке очень подробно и пошагово описывается весь урок по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия" К этому материалу есть рабочая презентация и карта ученика...
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Назначение и виды гидротехнических сооружений, гидротехническая авария как чрезвычайная ситуация, последствия гидродинамических аварий....
Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"
Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...
§5.8_8кл_Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...