Формирование универсальных учебных действий через применение технологии проектного обучения на уроке ОБЖ в образовательном учреждении
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) на тему

Исаченко Александр Геннадьевич

В материале раскрывается тема формирования УУД на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_boevoy_listok__sedelnikovo_isachenko.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муницпального района Омской области


646480

Омская область

с. Седельниково

ул.Кропотова,33-17

Тел. 89514069243

Конкурс “Безопасность человека 2012″

Номинация: Основы комплексной безопасности

Формирование универсальных учебных действий через

применение технологии проектного обучения на уроке ОБЖ

в образовательном учреждении

Автор:

Исаченко Александр Геннадьевич,

 преподаватель – организатор ОБЖ

 МКОУ «Седельниковская СОШ №1»

Формирование универсальных учебных действий через

применение технологии проектного обучения на уроке ОБЖ

в образовательном учреждении

Образовательные учреждения нашей страны постепенно переходят на новые образовательные стандарты. Так наша школа вводит их  в первом классе с 2010 года, в пятых классах с 2011 года. Я как преподаватель ОБЖ буду обучать учащихся нынешних пятых классов лишь через три года. А как же все остальные учащиеся школы? Считаю, что требования новых ФГОС  возможно применять и в настоящее время, ведь учить учиться мы должны уже с сегодняшнего дня, а не ждать, когда подрастут  пятиклассники.

Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов универсальных действий.        

Предлагаю формировать и развивать УУД через использование технологии проектного обучения на уроках ОБЖ. В процессе выполнения проектного задания основная деятельность -  самостоятельная активная учебная  деятельность учащихся, в которой учитель осуществляет лишь поддержку  и сопровождение.  

При изучении в 10 классе темы  «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» первый урок – теоретическое изучение правил безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования, второй урок и третий урок реализации проекта «Остаться в живых!» (второй - практическая работа на местности, третий урок – выпуск боевого листка).

Тема урока:     Автономное существование человека в условиях природной среды.   Проект «Остаться в живых!» (выпуск боевого листка).

Цель урока: формирование универсальных учебных действий через использование проектного обучения на уроке ОБЖ.

Задачи: Научить учащихся самостоятельно критически мыслить, размышлять, опираясь на знание фактов; делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли; самовыражаться  через творческий подход в реализации проекта

Идея:  Выпуск боевого листа по теме «Остаться в живых!», используя метод проектов. Выпуск боевого листка организовать по принципу работы издательства. Учитель в роли консультанта, учащиеся -  главные редакторы; художники-оформители, корректоры, корреспонденты, фотокорреспонденты.  Организация защиты результатов деятельности групп учащихся.

Технологии  урока:  технология проектного обучения.

Тип урока:  закрепление материала.

Форма урока: урок - реализация проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация, анализ, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты изучения материала: формирование исследовательских навыков учащихся, активной жизненной позиции, создание творческих работ. Учащиеся в процессе реализации проекта:

  1. принимают решение о распределении ролей; осознают проблему дефицита информации для распределения ролей;
  2. определяют: что знают, что не знают, что умеют и каким умением не владеют;
  3. осознают, что собирать информацию по заданной теме не умеют либо не владеют в совершенстве данным умением;
  4. вырабатывают способ устранения незнания и как будут учиться необходимому умению;
  1. проверяют свой способ обучения умению собирать информацию по заданной теме;
  2. определяются (узнают), что такое интервью;
  3. готовят (учатся составлять) вопросы для интервью по интересующей теме;
  4.  знакомятся с содержанием каждого направления деятельности специалистов, создающих боевой листок;
  5. получают новые знания по интересующей теме,
  6. Учащиеся совместно с педагогом осуществляют рефлексию способа устранения незнания и овладением конкретного умения.

Созданы группы корреспондентов, фотокорреспондентов и т.д., согласно составленному списку. Учащиеся выбрали роли, которые они смогут реализовать. Каждый ученик:

  1. знают сферу своей деятельности;
  2. проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
  3. вступают в коммуникативные отношения с целью получения информации;
  4. осуществляют выбор способа решения проблемы;
  5. формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель своей деятельности;.
  6. предлагают и обсуждает способ достижения цели;
  7. описывают (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности.
  1. предлагают (принимает) критерии оценки продукта.
  1. разрабатывают план изготовления боевого листа;
  2. действуют согласно разработанному плану;
  3. собирают, обрабатывают, ищут способы подачи информации;
  4. приобретают опыт сотрудничества, участия в обсуждении, аргументации;
  5. определили сферы деятельности и зоны ответственности участников выпуска боевого листка, определили свое место (роль) в групповой работе;
  6. выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме;
  7. осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты;
  8. при необходимости консультируются с учителем (экспертом);
  1. анализируют ресурсы.

Выбран способ диагностики и собран материал, позволяющий отследить уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения проектировочными действиями.

  1. о достаточности или недостаточности уровня освоения умения собирать информацию по заданной теме и умению осуществлять проектировочные действия;
  1. о способах коррекции своих результатов.
  2. учащиеся получают опыт презентации результатов собственной деятельности.

Оборудование урока: компьютер, подключенный к сети Интернет, материалы для оформительской работы, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс под ред.  Н.В. Латчук

                                                  План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Погружение в тему проекта, целеполагание, распределение ролей между учащимися
  3.  Изучение методики выпуска боевого листка;
  4. Организация  и осуществление деятельности: выпуск боевого листка по группам;
  5. Презентация результатов: представление группами своих боевых листков;
  6. Рефлексия «Все в моих руках»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание. Введение в проблему.

На прошлом уроке мы с вами изучили, как действовать, оказавшись в  условиях вынужденного автономного существования. Сегодня вам необходимо  рассказать окружающим вас людям (детям, взрослым, одноклассникам), как действовать в таких ситуациях. Подумайте, как это можно сделать? (учащиеся предлагают варианты). Останавливаемся на варианте: выпуск боевого листка «Остаться в живых!»

Деление учащихся на группы (их может быть 2-4).

Мотивация учащихся к обсуждению.

Процесс группового обсуждения.

Распределение ролей.

Анализ полученной информации.

Изучение имеющихся  источников информации.

Наблюдение и  оценивание  процесса и содержания группового обсуждения, действий учащихся во время консультации.

       Корректировка формулировки проблемы.

  1. Изучение методики выпуска «Боевого листка».

Учащиеся самостоятельно по группам изучают предложенный теоретический материал (карточки).

Карточка №1. Боевой листок - один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в подразделениях частей Советской Армии и ВМФ. Широкое распространение Боевые листки получили со времени боевых действий у озера Хасан (1938). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 в Боевой листок солдаты рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко-фашистских захватчиков. Боевые листки выпускались даже в период напряжённых боев и обычно передавались по цепи. В мирной обстановке Боевой листок  выпускаются на тактических занятиях, учениях, во время стрельб, при несении боевых дежурств и караульной службы; их содержанием являются вопросы боевой учёбы и службы, быт и жизнь подразделения.

Боевой листок.  Он обычно выпускается на трудовой вахте и в районе «военных действий» юнармейских отрядов и рассказывает о победах или поражениях. Обычно после событий Боевые   листки  вывешиваются для общего обозрения.   В самом названии заложена суть этих  выпусков : боевитость, быстрота, действенность.

   Карточка №2. Правила по оформлению боевого листка.  Боевой — значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела, во время субботника, трудового десанта.          Листок  — значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это может быть интервью. Может быть — всего одна заметка и фельетон. Примерный размер такой газетки — А3, А2. Хорошо часть работы, связанной с  выпуском   боевого   листка , выполнить накануне. Заранее начертить рамочку, написать название, призыв, выходные данные. Тогда во время непосредственной работы над срочным  выпуском  техническая сторона дела не будет отвлекать вас от главного, от работы над содержанием. Хорошо смотрятся  боевые   листки , выпущенные на цветной бумаге. Тогда сами заметки пишутся на белых листочках, которые затем аккуратно наклеиваются на цветную «подкладку».
         Оперативность  выпуска  потребует от вас краткости изложения. Не упустите из виду, что  боевой   листок  строго документален. В прямом, правдивом рассказе о том, что происходит не просто сегодня, а сейчас, должна быть очень четкая
         позиция, точность в изложении фактов. Но это и не отчет. Рассказывая о том, что происходит на глазах у всех, подводя определенные итоги, давая оценку событию, вы тем не менее как бы заглядываете в будущее, открываете перспективу.
         Потому что, если вы превратитесь здесь в летописцев, в регистраторов, дадите лишь словесную фотографию того события, во время которого выпускается  боевой   листок , пользы от него не будет. Советуем вам сохранять все  выпуски  этой мини-газетки и порой обсуждать их на юнкоровских летучках, во время учебы юнкоровского актива.

Карточка №3. Историческая справка.  В Музее Вооруженных Сил в Москве хранится номер «Окопной правды», которую выпускал в осажденном Севастополе юный герой пионер Валерий Волков.
         Эта маленькая, написанная на тетрадных страничках, газета донесла до нас правду о мужестве и героизме десяти бойцов, оборонявших школу. В редкие минуты затишья между атаками брал Валерий карандаш и писал в газету слова, которые и сейчас волнуют нас. В этих  боевых   листках  гордость за  боевых  товарищей, которые десятером сражаются против фашистов и дерутся с врагом как целая дивизия, гордость за нашу Родину.

  1. Выпуск «Боевого листка» по группам.

Групповое обсуждение, предложение различных способов оформления листа, экспертные консультации учителя.

Организация  доступа к необходимому оборудованию и другим ресурсам (компьютер, итернет).

Информирование  (при необходимости) о нарушении временных рамок деятельности.

По запросу учащихся осуществление помощи по реализации плана изготовления боевого листка.

Шаги по выполнению задания:

- определить формат листа

- подобрать необходимые тексты и иллюстрации

- оформить Боевой листок при помощи бумаги, красок карандашей или при помощи цифровых иллюстраций (фотографий или изображений из интернета) , распечатка изображений.

- продумать форму защиты своего проекта

  1. Представление группами своих боевых листков

Организация  публичной защиты  результатов деятельности учащихся. Приложение 1. 

  1. Рефлексия.

Проведение рефлексии проводится с использованием АМО (Активных методов обучения) «Все в моих в руках»

Цель: выяснить отношение участников к прошедшему занятию.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. 

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. 

Мизинец – для меня было недостаточно.

В итоге все участники прикрепляют изображения своих рук на общий стенд, идет обсуждение полученных результатов. Приложение 2.

Педагог принимает решение о коррекции своих действий и/или об использовании полученного опыта в дальнейшей педагогической практике

Результативность деятельности.

Решение проблемы обучения детей умению собирать информацию и осуществлять  проектировочные действия возможно через использование метода проектов

 Большой положительный эффект видится в том, что применение метода проектов дает возможность добиваться качественной  организации образовательного процесса. При проектировании в процессе обсуждения и сбора информации  удалось выделить условия и наметить показатели, которые могут свидетельствовать о достижении желаемых результатов.

В результате проделанной работы педагог оценивает полученный результат, определяет степень соответствия желаемого результата фактическому, осуществляет рефлексию способа, при необходимости корректирует свою деятельность. Результативность сформированности  коммуникативных компетенций можно оценить с помощью диагностического материала. Приложение 3.

Данная работа помогает увидеть,   как можно стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Данные проектировочные умения по выпуску боевых листков возможно использовать во время военно-полевых сборов, а также при выпуске  школьных  газет, поздравительных листовок.

Источники и литература.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  2. Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4 (2010)
    Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр. 17-21
  3. Ермолова Наталья Алексеевна, зам. директора по инноватике ЧУ «Центр инновационных образовательных технологий» г. Анапа
  4. Новикова Ольга Сергеевна, зам. директора по научно-методической работе МОУ СОШ №40 г. Новороссийск
  5. Н.П. Вебер, зам. директора по УМР МОУ "Гимназия № 1 г. Нерюнгри
  6. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3.
  7. Словарь военных терминов. - М., 1988

Приложение 3.

Диагностический материал, позволяющий отследить уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторых проектировочных действий[1].

НАБОР УМЕНИЙ
для формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Ступень обучения 

Умения 

9-е классы
(основная школа)

1. Вести диалог (диалог-расспрос, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение
к действию, этикетный диалог, диспут, беседу) официального и неофициального характера в бытовой и других сферах.

2. Выступать публично (сообщение, доклад).

3. Выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Владеть вниманием аудитории.

4. Выслушивать и учитывать взгляды других людей, отстаивать собственную точку зрения, признавать право на иное мнение.

5. Аргументировано излагать свои суждения о книге, фильме, соревновании, спектакле; писать доступные, соответствующие возрастным группам тематические эссе.

6. Вычислять типичные недостатки рассказа: непоследовательность, отвлечение от темы, многословие, неумение четко сформулировать положения, неудачная аргументация.

7.Отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

8. Излагать факты личного и делового характера; заполнять различные виды анкет; собирать сведения о себе в принятых на данном уровне формах

10–11-е классы (средняя школа)

1. Вести диалог в формах организации группового взаимодействия: на семинарах, конференциях, в беседах за "круглым столом", прениях, дебатах, экспертной группе; организовывать научно-практическую конференцию, олимпиаду с младшими школьниками.

2. Строить монолог, доклад, сообщение с соблюдением связности, непрерывности, выразительности, завершенности, логичности.

3. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т. ч. от противного). Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

4. Давать общую оценку выступления по следующим параметрам: тема и цель выступления; содержание; речь и язык; произнесение; внешность и манеры; поза; жесты; разное.

5. Давать аннотацию по содержанию и цели; по полноте охвата материала.

6. Оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, анкеты со сведениями
о себе в принятых деловых формах; излагать письменно факты личного и делового характера, соблюдая нормы современного литературного языка (соответствие речи акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим нормам).

7. Владеть умениями, направленными на взаимодействие в режиме "содружества", "конкуренции", "конфликта"

                                                                     ЛИСТ
"Мониторинг умений, формирующих коммуникативную компетенцию"

Ф. И. ученика 

Умения, формирующие коммуникативную компетенцию 

Средний балл 

Аргументация

собственного мнения 

Выражение своей мысли в соответствии с задачами
коммуникации 

Владение
монологической речью в соответствии с нормами русского языка 

Стартовый контроль 

Текущий контроль 

Итоговый контроль 

Стартовый контроль 

Текущий контроль 

Итоговый контроль 

Стартовый контроль 

Текущий контроль 

Итоговый контроль 

Стартовый контроль 

Текущий контроль 

Итоговый контроль 

Асташков А.

3

4

4

2

3

4

2

3

4

2,3

3,3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинговый инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции:

  1. анкетирование;
  2. педагогическое наблюдение на занятиях;
  3. творческие работы;
  4. мониторинговый срез в формате ЕГЭ (часть С);
  5. тестирование.

КРИТЕРИИ
уровня сформированности  коммуникативной компетенции

Коммуникативная
компетенция 

Уровень сформированности коммуникативной компетенции (оценка в баллах) 

Низкий

(1 балл) 

Ниже среднего

(2 балла) 

Средний

(3 балла) 

Достаточный

(4 балла) 

Высокий

(5 баллов) 

Устная

Не понимает цели общения. С трудом отвечает на задаваемые вопросы

Демонстрирует неспособность логично и связно вести беседу

В целом демонстрирует способность логично и связно вести беседу. Цель общения достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме

Демонстрирует способность логично и связно вести беседу. Цель общения успешно достигнута

Демонстрирует способность творчески развивать тему. Цель общения успешно достигнута

Письменная

Не умеет раскрыть тему, словарный запас ограниченный

Проявляет способность высказывать отдельные фразы
по теме

Умеет раскрыть тему в ограниченном объеме, выражает свое мнение по проблеме

Умеет раскрыть тему в заданном объеме. Демонстрирует способность рассмотреть тему
с разных позиций, выражает свое мнение по проблеме

Умеет раскрыть тему в заданном объеме, демонстрирует способность творческого развития темы



[1] Н.П. Вебер, зам. директора по УМР МОУ "Гимназия № 1 г. Нерюнгри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".

Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Формирование универсальных учебных действий через игровые технологии на уроках английского языка

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...