доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода
статья по теме

Волкова Наталья Петровна

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_iz_doklada.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

«Если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу. Дай ему удочку и научи рыбачить».

                           Если хочешь научить ученика, не давай ему знания в «чистом виде». Научи добывать их самостоятельно.

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность.

Поэтому сегодня важно не столько дать ученику как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

     Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную и социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:

  1. личностные учебные действия направлены на осознание, исследование и принятие учащимися жизненных ценностей и позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Это установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  2. регулятивные учебные действия обеспечивают организацию школьниками своей познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;  

3) познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач;

4) коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
     
Развитие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. 
Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения. Поэтому актуальна проблема поиска новых современных технологий обучения, которые должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. 

Этой цели адекватен системно-деятельностный подход в обучении. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД). В чём же сущность системно-деятельностного подхода?

Основная идея СДД подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, для включения ученика в собственную деятельность, таких как: проблемное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, диалоговое обучение, технология коллективной творческой деятельности, групповые технологии, игровые технологии, ИКТ, технология исследовательской и проектной деятельности. В основе этих педтехнологий лежит  системно-деятельностный подход.

Таким образом, исследовательский характер деятельностного подхода современных технологий способствует формированию следующих универсальных учебных действий:


  • анализ проблемной ситуации;

  • целеполагание;

  • формулирование вопросов;

  • планирование действий;

  • отбор необходимой информации;

  • логические умения ;

  • умение строить гипотезы и делать выводы;

  • рефлексия;

  • самоконтроль, самооценка.

Основные этапы урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода имеют следующий вид и значение в формировании УУД:

  1. Мотивационно-целевой этап определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Он предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. (формируются регулятивные УДД). Этим процессом руководит учитель.

2  Процессуальный этап предполагает становление и развитие субъектности ученика. На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. На данном этапе используется и индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (формируются познавательные УДД).

Преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, как признают практически все исследователи, обладают: метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою (формируются коммуникативные УУД).

3. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности ( формируются регулятивные УУД).

В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

  •  познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;
  • социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;
  • психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Этот этап имеет особую значимость, так как происходит процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Итак, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

• развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

• формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

• формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.      

Таким образом, для успешного  протекания учебной деятельности  необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата. Принцип деятельности в процессе обучения по технологии системно-деятельностного подхода  выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия.  И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода, способствующего формированию универсальных учебных действий учеников необходимых для их развития и дальнейшего совершенствования как личностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...

Проектная деятельность как эффективный механизм формирования универсальных учебных действий в творческих объединениях естественнонаучной направленности

Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка.На Станции юннатов учащиеся выполняют следующие виды проектов:- Исследовательские проекты («Комплексное эк...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...

Формирование универсальных учебных действий через игровые технологии на уроках английского языка

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...