доклад "Интерактивные и мультимедиа технологии"
статья по обж по теме

Захаров Владимир Иванович

Интерактивные и мультимедиа технологии в преподавании ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные и мультимедиа технологии в преподавании ОБЖ

Использование мультимедиа технологи в преподавании ОБЖ.        

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа и интерактивные технологии. Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Применение современных технологий позволяет в значительной мере интенсифицировать учебный процесс.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. А интерактивная  доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности, и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).

Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в преподавании ОБЖ позволяет наглядно демонстрировать возможности специального программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Использование мультимедийных и интерактивных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность:

Индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к индивидуальным особенностям учащихся;

Организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;

Компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;

Усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

Активизировать познавательную деятельность учащихся, так как основаны на интерактивности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении предмета.

Встроенные в мультимедиа курсы тестирующие программы разного уровня усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.

        

Кабинет ОБЖ нашей школы располагает новейшим современным оборудованием, которое позволяет проводить уроки на самом высоком уровне. Это персональный компьютер, лазерный принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивные планшеты, интерактивная система оперативного контроля знаний на 25 учащихся, учебно-методический комплекс и специализированное программное обеспечение по Безопасности дорожного движения, программно- аппаратный комплекс для кабинета Безопасный образ жизни.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые  электронные игры, энциклопедии по безопасности, а также собственные разработки, позволяют повысить эффективность обучения.

Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

        При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), а с другой, максимально использовать возможности, которые представляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

        При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования.

Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока.

Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка  учебной цели. Задачи обучения должны четко иясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы, входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея или на поверхность интерактивно доски. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка. В ходе работы с компьютером или у интерактивной доски школьники должны знать, как они справляются  с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «школьник – учитель -  школьник».

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций:

распределяй материал на известные ступени и небольшие законченные части (порции учебного материала);

указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако в полной мере;

распределяй и располагай материал таким образом, чтобы где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова  повторялось предыдущее.

Мультимедийные обучающие презентации позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным инструментом.

3. Типы презентаций.  

Обучающие или со сценарием. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала. Они позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку представляется возможность искать  и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.

При создании схемы сценарии и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами.

Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 мин. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20 – 25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

4. Подготовка к созданию урока 

Для подготовки учителя к уроку необходимо выполнить следующее.

Определить цели урока.

Определить содержание урока. Подобрать:

учебный материал;

соответствующие теме урока разделы содержания предмета;

стандартные ситуации;

вопросы к разделам содержания, ситуациям;

модели ситуаций из Галереи интерактивной доски.

Разработать структуру урока:

этапы;

виды деятельности учащихся на уроке;

виды контроля на каждом этапе урока.

Подобрать материал для контроля знаний:

вопросы к этапам урока; 

задачи по теме из Галереи интерактивной доски;

смоделировать собственные задания и задачи.

 Определить средства интерактивной доски для работы с материалами урока.

После этого можно приступить к созданию урока-презентации. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено и работать на общую идею презентации. 

5. Пример создания урока-презентации в интерактивном режиме.     

6. Интерактивный беспроводной планшет.

        Интерактивный планшет позволяет учителю управлять компьютером, делать рукописные записи, аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ. И все это – из любой точки аудитории, свободно передвигаясь по ней. Изображение выводиться на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора, подключаемого к компьютеру, а управление производиться с поверхности планшета.

        Интерактивный планшет позволяет организовать на занятии или мероприятии оперативную обратную связь, самостоятельную или групповую работу учащихся. Учитель может в любой момент времени передать планшет любому учащемуся и попросить продолжить изложение материала или решение задачи. Раздав планшеты по аудитории (до семи на одно приемное устройство), можно получить эффективную работу в группах и даже устроить учебные соревнования.

7. Интерактивная система оперативного контроля знаний.

        Система контроля знаний существенно повышает эффективность учебного процесса, позволяя оперативно проводить контрольные работы, тестирования  и срезы знаний. При помощи радиочастотных беспроводных передатчиков все учащиеся могут отвечать на вопросы и записывать свои ответы простым нажатием кнопки. Результаты немедленно обрабатываются и сохраняются, по ним формируются отчеты, которые затем можно использовать для выставления аттестационных оценок. Возможность подготавливать контрольные работы заранее помогает оптимально использовать время занятий, а автоматическая обработка результатов сократит время проверки контрольных работ и выставления оценок.

        В комплекс оперативного контроля знаний входит:

ресивер USB;

пульты учащихся (25 шт.);

компакт- диск с драйверами и программным обеспечением.

8. Учебно-методический комплекс и специализированное программное обеспечение по безопасности дорожного движения.

УМК по БД включает дидактические материалы по курсу:

раздел 1 «Контрольные вопросы для повторения;

раздел 2 «Задания и задачи по всем темам курса. Ответы и указания к наиболее сложным задачам;

раздел 3 «Тесты Правил дорожного движения»

раздел 4 «Правила дорожного движения»;

программу курса и методические рекомендации по организации обучения;

компьютерное обеспечение «НИО-класс Безопасность дорожного движения»

Предметом курса является процесс освоения учащимися 1-8 классов знаний по Правилам дорожного движения, формирование умений сознательно применять их в жизни.

Цель данного курса: в условиях систематического обучения в школе сформировать у учащихся обязательный минимум знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, его культуру поведения на улицах и дорогах, необходимую для устранения опасных ситуаций. В качестве отсроченных результатов можно ожидать уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых являются дети.

        Образовательный процесс предполагает решение следующих задач:

обучение учащихся 1-8 классов знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;

развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;

развитие у обучающихся зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи, воспитание правопослушного поведения по соблюдению Правил дорожного движения.

Решение поставленных задач может осуществляться через определенные виды деятельности – учебной, воспитательной, общественной, которые являются главными структурными звеньями системы: изучение ПДД на уроках – «Окружающий мир», ОБЖ, классных часах, внеклассная работа в рамках школы, деятельность отряда ЮИД, введение в учебный план школы спецкурсов, факультативов по  ПДД.

9. Заключение.

Таким образом, интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Эти технологии открывают принципиально новые методические подходы не только в преподавании ОБЖ, но и в системе общего образования в целом.

Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании.  Представляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании  с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.

 

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация коррекции нарушений речи: применение мультимедиа-технологии сопровождения коррекционного процесса.

Компьютер - это инструмент мышления, резко усиливающий возможности человека.Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно.Облегчение проц...

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Мир мультимедиа технологий

Адаптированнаядополнительная общеобразовательная программа«Мир мультимедиа технологий» Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего обр...

Мультимедиа технологии в образовании

Применение ЦОР в преподавании биологии....

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...