Профилактика вредных привычек. Наркомания. (занятие в форме тренинга)
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

Моисеева Наталья Александровна

Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце 20 века средняя продолжительность жизни женщин – 71 год и 57 лет у мужчин. Это не так много. А каждому из нас очень хочется жить долго. Но во многом продлевать жизнь мешают вредные привычки. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено одной из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_vrednyh_privychek_narkomaniya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика вредных привычек. Наркомания.

(занятие в форме тренинга)

Цель: формирование установки на отказ от предложений употребления наркотических веществ; просветительская работа среди  родителей.

Задачи:

Формирование представлений – информирование о том, что такое наркотики, что такое зависимость, о возможных причинах и последствиях потребления наркотических веществ, мифы и реальность жизни наркозависимого;

Формирование отношений – через обеспечение связей негативных переживаний и эмоций (страх, одиночество, опустошенность, растерянность и др.) с возможной ситуацией потребления, и обеспечение связи положительных переживаний с возможной ситуацией отказа от потребления (ощущение стабильности, уверенности, успешности, удовлетворенности и др.);

Стимулирование новых форм поведения и поступков, через совместную деятельность родителей  и детей.

Оборудование: ручки шариковые, цветные стикеры нескольких цветов, плакат «Дерево причин и последствий», тренажер «Витим», презентация.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце 20 века средняя продолжительность жизни женщин – 71 год и 57 лет у мужчин. Это не так много. А каждому из нас очень хочется жить долго. Но во многом продлевать жизнь мешают вредные привычки. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено одной из них.

II.Выделение темы и цели занятия.

Пять сибирских регионов (Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская и Томская области) стабильно входят в десятку самых неблагополучных территорий страны по уровню наркотизации. Причем, по итогам 2010 года три из них ухудшили свои позиции, заняв соответственно:

- 2 место – Новосибирская область (ране занимала 3 место);

- 4 место – Иркутская область (ранее 5 место);

- 8 место - Алтайский край (ранее 9 место).

В учреждениях системы здравоохранения Иркутской области на начало сентября 2011 года зарегистрировано 12 тыс. 211 больных с диагнозом наркомания. На 100 тыс. населения приходится 488 людей, употребляющих наркотические средства.

Рост уровня наркотизации наблюдается в половине крупных городов округа, в том числе практически во всех городах Республики Хакасия, Красноярского края, Иркутской  и Новосибирской областей.

III.Основная часть.

1.Мозговой штурм «Зависимость» (6-7 мин.)

Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость, каковы механизмы формирования химических зависимостей.

Когда мы говорим о наркотиках, то, прежде всего, говорим о зависимости. Что такое зависимость? От чего у людей может возникнуть зависимость? Каждая группа в течение 3 минут должна составить список того, от чего у человека может возникнуть зависимость.

По истечении времени группы по очереди называют по одному пункту своих списков. Сначала одна команда, затем другая и т.д. не повторяя то, что уже было сказано. Называемые командой пункты записываются на доске.

  Что такое зависимость? Ответы детей.

Зависимость – это непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики), либо осуществляя вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование).

Так или иначе человек и его жизнь всегда от чего-то зависит: от погоды – нам нужно одеваться «по погоде»; от семьи – семья заботится о нас, а мы о своей семье и т.д. Человека окружают люди и события, которые влияют на его жизнь, а человек влияет на них. Совсем другое дело, когда что-то (какое-то увлечение или какое-то вещество) начинает подчинять себе человека и его жизнь, когда что-то становится единственным смыслом жизни человека, полностью управляет его волей.

2.Упражнение «Марионетка» (10 мин.)

Задача: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

Обсуждение.

- Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?

- Понравилось ли им это чувствовать, комфортно ли им было?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

- Как данное упражнение соотносится с темой «Зависимость»?

(Зависимый человек похож на марионетку. Наркотики подчиняют себе человека. Не сам человек, а зависимость диктует ему что делать.)

3.Информационный блок «Химическая зависимость» (15 мин.)

Посмотрите, все то, что вы перечислили можно разделить на две группы – химические и нехимические зависимости. Химические зависимости отличает то, что это зависимости вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения. Веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания (обвести их).

 Особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становится частью обменных процессов организма.

 Рассмотрим как это происходит.

В организме человека существуют специальные вещества – эндорфины. Они отвечают за торможение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках. Они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм вырабатывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события, таких веществ вырабатывается больше, когда печальные – меньше.

 Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны мозга, отвечающие за удовольствие. Проникая в нервную систему, он блокирует болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувствует боли.

 Боль – уникальная функция нервной системы, это – сигнал опасности. Регулярный прием наркотиков начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. В первую очередь наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности – болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль.

 Привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями.

– Что произойдет, если человек вдруг перестанет употреблять наркотики?

- Как вы думаете, что чувствует человек, когда каждая клетка нервной системы подает сигнал боли?

 Когда наркоман лишается наркотика, возникает абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома – ломка.

 На тренажере «Витим» наглядно показать какие изменения происходят с организмом человека. Выполнить действия по реанимации.

4.Упражнение-метафора «Стул» (5 мин.)

Задача: показать, что человек не в состоянии контролировать наступление/формирование зависимости.

Приглашается доброволец. На расстоянии 2-2,5м от него ставится стул и попросить определить расстояние до него, сколько шагов. После того как участник определился, попросить его сделать эти шаги. Как только доброволец начинает шагать, ведущий резко придвигает стул ближе.

 Вопросы к анализу (ведущий спрашивает участника упражнения):

- Что произошло? Что случилось со стулом? Что случилось с расстоянием?

- Когда ты начинал шагать, ты ожидал, что я придвину стул?

- Что ты почувствовал, когда я придвинула стул?

- Почувствовал ли ты себя обманутым?

Каким бы ни был человек, делая первые шаги, он думает, что может рассчитать расстояние и время до возникновения зависимости. Человек убежден, что он контролирует ситуацию. Самое страшное в том, что хотя зависимость может сформироваться очень быстро, этого не происходит мгновенно. Человек «по капле» теряет контроль над собой, над своими действиями и своей жизнью. Человек убежден, что ничего страшного для него не происходит. На самом деле это иллюзия, которую создает «зависимость». В действительности порой бывает достаточно одного шага. Иллюзия контроля над ситуацией вселяет в человека самоуверенность, самонадеянность и заставляет двигаться навстречу зависимости все быстрее и быстрее.

5.Работа в группах  (родители и дети) «Дерево причин и последствий» (6-7 мин.)

Задача: показать какими разными могут быть причины приобщения к наркотикам и какими тяжелыми могут оказаться последствия.

- Почему люди попадают в зависимость? Что является причинами? Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков. Какие последствия?

 Участники одной из групп в течении 3 минут должны записать как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой – как можно больше последствий.

После того, как закончится время, участники подгруппы «причины» подходят к доске и в корнях дерева прикрепляют причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» прикрепляет в кроне последствия потребления наркотиков.

Вывод:  Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Выбор употреблять что-то или нет человек делает сам.

-  Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких?

- Скорее всего нет, почему же тогда он делает такой выбор?

В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина (провести линии по нарисованному дереву).

6.Моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы» (10 мин.)

Задача: смоделировать ситуацию возникновения какой –либо жизненной проблемы и оценить, может ли наркотик помочь в ее разрешении.

Приглашается доброволец. Он придумывает себе имя и проблемную ситуацию. Ситуации обозначается стулом, который ставится перед участником. Некий знакомый предлагает участнику наркотик, чтобы тот смог забыть свою проблему. Участник соглашается и стул-проблема отодвигается. Через некоторое время вновь придвинуть стул к участнику и сообщить, что действие наркотика закончилось, а проблема осталась нерешенной. Наряду с первой проблемой возникают новые, связанные уже с употреблением наркотика. Эти проблемы также обозначаются стульями, которые ставятся вокруг участника.

 Спросить участника о его чувствах, о том, что ему хочется сказать или сделать.

Обсуждение:

- Разрешилась ли первоначальная проблема?

- Сложнее ли решать первоначальную проблему, когда появились новые?

- Что бы вы могли посоветовать в момент столкновения с первоначальной проблемой?

- Много ли вокруг людей, которым вы доверяете?

- К кому можно обратиться за помощью с первоначальной проблемой?

- Были ли в вашей жизни проблемные ситуации, когда казалось, что ничего сделать нельзя, ситуация страшная и неразрешимая?

- Как или чем заканчивались такие ситуации? Что вы думаете о них спустя какое-то время?

Вывод: проблемная ситуация с помощью наркотика не разрешается, а лишь на время отодвигается, но потом к ней присоединяются и другие проблемы.

7.Упражнение «История про…» (15 мин.)

Задача: дать возможность участникам оценить возможные последствия от употребления наркотиков, выработать личное отношение к проблеме наркомании.

На отдельных листочках каждый из участников записывает:

- имена 4 самых близких для них людей  (каждое на отдельном листочке);

- 4 заветные мечты;

- 4 любимых вещи;

- 4 хобби, увлечения или любимых дела.

 Рассказывается история от имени девушки Ольги или парня Олега.

IV.Подведение итогов.

V.Рефлексия.

Продолжите фразы.

Сегодня я понял (а), что…

После этого занятия мне стало ясно …

Это занятие помогло мне разобраться …

 Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к наркотикам. Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике вредных привычек "Выбери свой путь сам"

Задачи данного мероприятия: повышение уровня информированности учащихся по проблеме употребления наркотических веществ; совместный поиск альтернативной деятельности для учащихся...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей.

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей

Работа коррекционной школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Продуктивной э...

«Роль родителей в профилактике вредных привычек и наркомании»

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реали­зовать себя как личность, как представителя данного общества....

«Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)».

Профилактика вредных привычек у подростков....