СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» ГОРОДА СЕРПУХОВА Елена Валерьевна Затравкина, преподаватель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД МОУ «Средняя общеобразова
статья по обж по теме

 Затравкина Елена Валерьевна

        Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения правил дорожного движения и ошибки людей объясняют причины, по которым дорожное движение является постоянным источником повышенной опасности для общества.

        Гибель   на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий по данным Всемирной организации здравоохранения устойчиво входит в число десяти главных причин смертности людей. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1,2 млн. человек, ещё 20-50 млн. получают травмы различной степени тяжести, становятся инвалидами.

        Несмотря на возраст, дети являются полноправными участниками дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров. Именно по причине явного несоответствия уровня психофизиологического и культурного уровня требованиям безопасного участия в дорожном движении дети оказываются наиболее беззащитными в сложных ситуациях, часто возникающих на  дороге. В 2010 году по данным Департамента ОБДД МВД России возросло количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, а также число раненых  в них несовершеннолетних  участников дорожного движения  на 1,5% и 1,7% соответственно. Всего зарегистрировано 20262 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 898 детей погибли и 21149 получили ранения в целом по стране.

По данным  ГИБДД по городскому округу Серпухов в Московской области за 9 месяцев 2010 года на дорогах зарегистрировано 701 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 32 юных участника погибли и 728 получили травмы различной степени тяжести. В городе Серпухове за аналогичный период  в ДТП пострадало 13 детей.

            Анализ ДТП с участием детей показывает, что они, из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть опасность, часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности в  90 % случаев.   95 % несчастных случаев с детьми возникают в типичных ситуациях - «ловушках», из них 60% - в ситуациях «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки выбегать, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин и других объектов.

           Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети, можно разделить на 5 классов.

1. "Закрытый обзор": дети и водители на ранних стадиях ситуации не видят и не могут видеть друг друга.

2. "Отвлечение внимания": ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к "цели" на другой стороне улицы или на ее проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.

3. "Пустынная улица": ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно не было), и выбегает на проезжую часть улицы, не осмотрев ее внимательно.

4. "Середина проезжей части улицы": дети не замечают опасность - обычно машину, проезжающую за спиной.

5. "Родители с детьми": дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.

           В действительности, число «ловушек» несколько больше. Однако приведенные выше достаточны для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности.

           Безопасное поведение обеспечивают только привычки. Их нельзя создать словами, предостережениями типа «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади». Только систематическая, повседневная тренировка движений, наблюдения, с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка водят еще за руку, помогут приобрести ему необходимые привычки.

           Дети живут в своем мире, заняты своими проблемами и поэтому часто не видят окружающую их обстановку.

           Мы, взрослые, должны воспитать в ребенке транспортную безопасность: умение быть внимательным, сформировать позицию – быть активным в предупреждении возможных нарушений.            

         Нельзя забывать и о формировании транспортной культуры, включающей такие составляющие, как уважение к людям,  высокую  дисциплинированность и чувство ответственности  за свою личную безопасность  и за безопасность окружающих.  

         Школа по своей сути является первоначальной базой подготовки всех участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей). Поэтому основными  целями образовательного учреждения  в сфере формирования транспортной культуры являются следующие:

  • создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;
  • вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД;
  • создание информационного, кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам профилактики ДДТТ.

         В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения по вопросам  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

          Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический коллектив нашей школы свою работу ведёт в тесном контакте с работниками отдела пропаганды ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы  и методы изучения детьми ПДД, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого учащегося, её защита и развитие.

        В 2011/2012 учебном году в школе обучается  560  школьников, объединённых в 20 учебных классов.  Расположение школы на пересечении  вблизи  автодороги   Протвино-Серпухов,   сложные маршруты движения учащихся, следующих в школу из разных концов города,  требуют серьезного изучения ПДД, усвоения этих правил, формирования твердых навыков безопасного движения, доведенных до автоматизма, а также гражданской активности в предупреждении возможных нарушений.

         Организация работы по профилактике ДТТ строится с учётом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам.

          По школе изданы приказы:

- «Об организации работы по профилактике ДДТТ»;

- «О назначении общественного инструктора  БДД».

         На административном совещании утверждены:

-  годовой план работы школы по предупреждению ДДТТ;

- план занятий отряда ЮИД;

- план работы с родителями;

- план проведения месячника безопасности в школе;

- программа обучения учащихся 1-9 классов ПДД;

- положения о  школьных соревнованиях по ПДД;

- положение о работе общественного инструктора  по БДД.

        Вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ находят своё отражение в следующих документах школы:

 - в паспорте безопасности учреждения;

- в  плане учебно-воспитательной работы школы;

- в  планах  воспитательной работы классных руководителей.

       Обучение правилам безопасного поведения на улицах и дорогах рассматривается как составная часть  общеобразовательного процесса. Ежегодно на августовском педсовете анализируются результаты работы по профилактике ДДТТ  и определяются конкретные задачи на текущий учебный год. В ходе обсуждения данного вопроса отмечается положительный опыт классных руководителей и других педагогов, которые используют широкий спектр форм и методов работы по пропаганде безопасного поведения на дороге: ролевые игры, беседы, тематические классные часы, конкурсы, встречи с работниками ГИБДД,  организацию работы с  родителями и общественностью.

      Для организации работы по профилактике ДДТТ в школе создана необходимая материальная база. В кабинете ОБЖ имеется оснащение для проведения занятий по изучению ПДД: модель транспортного светофора и дорожных знаков; наборы плакатов по ПДД; схема микрорайона школы; модели транспортных средств; компьютер с программным обеспечением по ПДД; современный учебно-методический комплект «Безопасность на дорогах»; телевизор, видеотека; игротека. Кроме того, в кабинете сосредоточен раздаточный материал, дидактические игры, методическая литература, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, материалы в помощь классным руководителям, родителям, учителям-предметникам. На базе кабинета проводятся уроки, методические совещания, внеклассные мероприятия, занятия  отряда ЮИД.

      В школе рекреация первого этажа блока начальных классов оформлена необходимым наглядным материалом, в вестибюле также расположен информационный стенд по безопасности дорожного движения.

      В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится  методическая работа с педагогами по  подготовке к занятиям по выработке у учащихся  навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на административных и инструктивных совещаниях, планёрках, школьных методических объединениях учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-предметников. По результатам обсуждения принимаются конкретные решения, выполнение которых контролируется администрацией школы, научно-методическим советом.

        В целях координации работы научно-методическим советом школы разработаны локальные акты по охране здоровья и жизни детей:

- должностные  инструкции педагогического работника по профилактике ДДТТ и предупреждению несчастных случаев с детьми в школе;

- по организации работы в пришкольном оздоровительном лагере;

- рекомендации по оформлению классных уголков по профилактике ДДТТ;

- номенклатура дел  отряда ЮИД школы.

       Разработаны методические рекомендации для учителей, классных руководителей по проведению профилактических бесед  с младшими школьниками в пред- и после каникулярное время.

      Формы и приёмы работы учителей школы по обучению школьников ПДД в учебное время (на уроках):

- русского языка (контрольное списывание, диктанты, сочинения, рефераты);

- математики (решение задач на движение, построение сравнительных графиков на основе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям, расчёт тормозного пути);

- физики (устройство и оснащение автомобиля, действующие модели светофоров, расчёт скорости транспортного средства, тормозного пути в зависимости от состояния дорожного покрытия);

- иностранного языка (история автосалонов, зарубежное автомобилестроение);

- истории  (история автомобиля, история создания правил дорожного движения);

- технологии (изготовление макетов улиц и дорог, автотранспортных средств, моделей светофора и дорожных знаков);

- химии и биологии (оказание первой медицинской помощи пострадавшему);

- рисования и черчения (рисунки, листовки, буклеты, плакаты по ПДД).

     В преподавании ПДД используются современные информационные компьютерные  технологии (компьютерные игры, тесты, презентации, материалы сети Интернет). Большим подспорьем в работе являются материалы периодической печати – газеты «Добрая дорога детства», которую ежегодно  выписывает школьная библиотека.    

     Уроки проводятся на высоком образовательном уровне с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности (посадка в парах, группах), что позволяет прогнозировать и добиваться качественного уровня знаний учащихся и выходить на ожидаемый результат.  

     На классных часах и уроках ОБЖ выполняется программа по изучению ПДД и регистрируется в классных журналах с 1 по 9 класс  включительно.

    Контроль за качеством усвоения программного материала осуществляется путём тестирования, в том числе компьютерного, срезов знаний, зачётной системы.

    Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и творческие задания: художественно-изобразительного и музыкального  характера, литературное творчество, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

     В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов и загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.       

     Два раза в год (2 сентября и 30 апреля) в школе предусмотрено  проведение  единых дней профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах». В организации и  проведении таких дней традиционно принимают участие инспектора ГИБДД. Они знакомят учащихся с обстановкой на дорогах города и района, рассказывают о происшествиях, повторяют с ребятами основные правила безопасного поведения, разбирают ошибки в поведении пешеходов, проводят викторины и конкурсы.

    В целях активизации работы по предупреждению ДДТТ, обеспечения безопасности детей во время отдыха традиционно перед убытием учащихся на каникулы и по возвращению ребят в школу  проводятся целевые профилактические мероприятия

 «Внимание – дети!».

      В школе функционирует отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Работу отряда координирует Дом детского юношеского технического творчества  г. Серпухова.

     Основными направлениями деятельности отряда являются:

  1. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД среди учащихся школы.
  2. Участие в слётах и смотрах ЮИД, конкурсах, соревнованиях, агитбригадах, марафонах.
  3. Организация работы с юными велосипедистами.
  4. Проведение рейдов в микрорайоне школы с целью выявления нарушителей ПДД из числа учащихся школы. 

      Члены отряда обучаются правилам дорожного движения по специальной, дополнительной образовательной программе – 2 раза в неделю по 2 часа, а также сами проводят занятия в «Школе светофорных наук» для младших школьников. Принцип детского самоуправления, используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на социализацию воспитанников. 

      Прочно вошли в традицию отряда такие мероприятия  как:

- посвящение первоклассников в пешеходы (сентябрь);

- соревнования «Безопасное колесо» (октябрь);

- акция, посвящённая «Всемирному Дню памяти жертв ДТП» (ноябрь);

- городской марафон ЮИД (январь);

- городская  олимпиада ЮИД (февраль);

- «День защиты детей» (апрель).

     Отряд ЮИД школы принимает  активное  участие во всех городских соревнованиях по БДД, смотрах-конкурсах отрядов ЮИД школ города и является победителем и призёром конкурсов художественно-изобразительного и прикладного творчества, агитбригад, «Безопасное колесо», КВН  ЮИД.

     Особое внимание при формировании навыков безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах  уделяется работе с родителями, так как пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребёнку  здоровье, а самое главное – жизнь.   

         В данной работе используются следующие методы и приёмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

     - ежемесячные консультации классных руководителей, воспитателей ГПД, преподавателя ОБЖ  по темам: «Ребёнок и дорога»; «Детский дорожно-транспортный травматизм и меры его предупреждения»;

   - индивидуальные консультации школьного психолога для родителей и детей с ослабленным вниманием и памятью;

 -    тематические родительские собрания;

 - общешкольное родительское собрание с участием инспектора ГИБДД, медработников,  социально-психологической службы школы.

         Все классные руководители имеют и используют в своей работе папки с накопленным в них методическим материалом по работе с  родителями, которые включают:

- выписки из правил дорожного движения;

- перечень литературы для  взрослых;

- наглядные материалы;

- задания по закреплению знаний ПДД у детей;

- памятки и анкеты для родителей.

          Ежегодно родители вместе с детьми под руководством педагогов и работников ГИБДД в школе разрабатывают маршруты безопасного движения ребёнка в школу. Эти маршрутные листы и памятки для учащихся хранятся в дневниках в течение всего учебного года.

            В результате целенаправленной, систематической работы по предупреждению детского  дорожно-транспортного травматизма  за последние два года по вине учащихся школы нет ни одного случая ДТП.

Литература:

  1. Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей. М.: Учприбор, 2009. -160 с.
  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении / авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
  3. Добрая дорога детства. Всероссийская газета  №4 (238), февраль 2011.- ООО «Стоп-газета – безопасность на дорогах». -8с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zatravkinoy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В МОУ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» ГОРОДА СЕРПУХОВА

 Елена Валерьевна Затравкина, преподаватель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Серпухова

        Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения правил дорожного движения и ошибки людей объясняют причины, по которым дорожное движение является постоянным источником повышенной опасности для общества.

        Гибель   на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий по данным Всемирной организации здравоохранения устойчиво входит в число десяти главных причин смертности людей. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1,2 млн. человек, ещё 20-50 млн. получают травмы различной степени тяжести, становятся инвалидами.

        Несмотря на возраст, дети являются полноправными участниками дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров. Именно по причине явного несоответствия уровня психофизиологического и культурного уровня требованиям безопасного участия в дорожном движении дети оказываются наиболее беззащитными в сложных ситуациях, часто возникающих на  дороге. В 2010 году по данным Департамента ОБДД МВД России возросло количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, а также число раненых  в них несовершеннолетних  участников дорожного движения  на 1,5% и 1,7% соответственно. Всего зарегистрировано 20262 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 898 детей погибли и 21149 получили ранения в целом по стране.

По данным  ГИБДД по городскому округу Серпухов в Московской области за 9 месяцев 2010 года на дорогах зарегистрировано 701 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 32 юных участника погибли и 728 получили травмы различной степени тяжести. В городе Серпухове за аналогичный период  в ДТП пострадало 13 детей.

            Анализ ДТП с участием детей показывает, что они, из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть опасность, часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности в  90 % случаев.   95 % несчастных случаев с детьми возникают в типичных ситуациях - «ловушках», из них 60% - в ситуациях «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки выбегать, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин и других объектов.

           Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети, можно разделить на 5 классов.

1. "Закрытый обзор": дети и водители на ранних стадиях ситуации не видят и не могут видеть друг друга.

2. "Отвлечение внимания": ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к "цели" на другой стороне улицы или на ее проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.

3. "Пустынная улица": ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно не было), и выбегает на проезжую часть улицы, не осмотрев ее внимательно.

4. "Середина проезжей части улицы": дети не замечают опасность - обычно машину, проезжающую за спиной.

5. "Родители с детьми": дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.

           В действительности, число «ловушек» несколько больше. Однако приведенные выше достаточны для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности.

           Безопасное поведение обеспечивают только привычки. Их нельзя создать словами, предостережениями типа «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади». Только систематическая, повседневная тренировка движений, наблюдения, с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка водят еще за руку, помогут приобрести ему необходимые привычки.

           Дети живут в своем мире, заняты своими проблемами и поэтому часто не видят окружающую их обстановку.

           Мы, взрослые, должны воспитать в ребенке транспортную безопасность: умение быть внимательным, сформировать позицию – быть активным в предупреждении возможных нарушений.            

         Нельзя забывать и о формировании транспортной культуры, включающей такие составляющие, как уважение к людям,  высокую  дисциплинированность и чувство ответственности  за свою личную безопасность  и за безопасность окружающих.  

         Школа по своей сути является первоначальной базой подготовки всех участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей). Поэтому основными  целями образовательного учреждения  в сфере формирования транспортной культуры являются следующие:

создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД;

создание информационного, кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам профилактики ДДТТ.

         В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения по вопросам  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

          Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический коллектив нашей школы свою работу ведёт в тесном контакте с работниками отдела пропаганды ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы  и методы изучения детьми ПДД, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого учащегося, её защита и развитие.

        В 2011/2012 учебном году в школе обучается  560  школьников, объединённых в 20 учебных классов.  Расположение школы на пересечении  вблизи  автодороги   Протвино-Серпухов,   сложные маршруты движения учащихся, следующих в школу из разных концов города,  требуют серьезного изучения ПДД, усвоения этих правил, формирования твердых навыков безопасного движения, доведенных до автоматизма, а также гражданской активности в предупреждении возможных нарушений.

         Организация работы по профилактике ДТТ строится с учётом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам.

          По школе изданы приказы:

- «Об организации работы по профилактике ДДТТ»;

- «О назначении общественного инструктора  БДД».

         На административном совещании утверждены:

-  годовой план работы школы по предупреждению ДДТТ;

- план занятий отряда ЮИД;

- план работы с родителями;

- план проведения месячника безопасности в школе;

- программа обучения учащихся 1-9 классов ПДД;

- положения о  школьных соревнованиях по ПДД;

- положение о работе общественного инструктора  по БДД.

        Вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ находят своё отражение в следующих документах школы:

 - в паспорте безопасности учреждения;

- в  плане учебно-воспитательной работы школы;

- в  планах  воспитательной работы классных руководителей.

       Обучение правилам безопасного поведения на улицах и дорогах рассматривается как составная часть  общеобразовательного процесса. Ежегодно на августовском педсовете анализируются результаты работы по профилактике ДДТТ  и определяются конкретные задачи на текущий учебный год. В ходе обсуждения данного вопроса отмечается положительный опыт классных руководителей и других педагогов, которые используют широкий спектр форм и методов работы по пропаганде безопасного поведения на дороге: ролевые игры, беседы, тематические классные часы, конкурсы, встречи с работниками ГИБДД,  организацию работы с  родителями и общественностью.

      Для организации работы по профилактике ДДТТ в школе создана необходимая материальная база. В кабинете ОБЖ имеется оснащение для проведения занятий по изучению ПДД: модель транспортного светофора и дорожных знаков; наборы плакатов по ПДД; схема микрорайона школы; модели транспортных средств; компьютер с программным обеспечением по ПДД; современный учебно-методический комплект «Безопасность на дорогах»; телевизор, видеотека; игротека. Кроме того, в кабинете сосредоточен раздаточный материал, дидактические игры, методическая литература, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, материалы в помощь классным руководителям, родителям, учителям-предметникам. На базе кабинета проводятся уроки, методические совещания, внеклассные мероприятия, занятия  отряда ЮИД.

      В школе рекреация первого этажа блока начальных классов оформлена необходимым наглядным материалом, в вестибюле также расположен информационный стенд по безопасности дорожного движения.

      В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится  методическая работа с педагогами по  подготовке к занятиям по выработке у учащихся  навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на административных и инструктивных совещаниях, планёрках, школьных методических объединениях учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-предметников. По результатам обсуждения принимаются конкретные решения, выполнение которых контролируется администрацией школы, научно-методическим советом.

        В целях координации работы научно-методическим советом школы разработаны локальные акты по охране здоровья и жизни детей:

- должностные  инструкции педагогического работника по профилактике ДДТТ и предупреждению несчастных случаев с детьми в школе;

- по организации работы в пришкольном оздоровительном лагере;

- рекомендации по оформлению классных уголков по профилактике ДДТТ;

- номенклатура дел  отряда ЮИД школы.

       Разработаны методические рекомендации для учителей, классных руководителей по проведению профилактических бесед  с младшими школьниками в пред- и после каникулярное время.

      Формы и приёмы работы учителей школы по обучению школьников ПДД в учебное время (на уроках):

- русского языка (контрольное списывание, диктанты, сочинения, рефераты);

- математики (решение задач на движение, построение сравнительных графиков на основе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям, расчёт тормозного пути);

- физики (устройство и оснащение автомобиля, действующие модели светофоров, расчёт скорости транспортного средства, тормозного пути в зависимости от состояния дорожного покрытия);

- иностранного языка (история автосалонов, зарубежное автомобилестроение);

- истории  (история автомобиля, история создания правил дорожного движения);

- технологии (изготовление макетов улиц и дорог, автотранспортных средств, моделей светофора и дорожных знаков);

- химии и биологии (оказание первой медицинской помощи пострадавшему);

- рисования и черчения (рисунки, листовки, буклеты, плакаты по ПДД).

     В преподавании ПДД используются современные информационные компьютерные  технологии (компьютерные игры, тесты, презентации, материалы сети Интернет). Большим подспорьем в работе являются материалы периодической печати – газеты «Добрая дорога детства», которую ежегодно  выписывает школьная библиотека.    

     Уроки проводятся на высоком образовательном уровне с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности (посадка в парах, группах), что позволяет прогнозировать и добиваться качественного уровня знаний учащихся и выходить на ожидаемый результат.  

     На классных часах и уроках ОБЖ выполняется программа по изучению ПДД и регистрируется в классных журналах с 1 по 9 класс  включительно.

    Контроль за качеством усвоения программного материала осуществляется путём тестирования, в том числе компьютерного, срезов знаний, зачётной системы.

    Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и творческие задания: художественно-изобразительного и музыкального  характера, литературное творчество, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

     В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов и загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.      

     Два раза в год (2 сентября и 30 апреля) в школе предусмотрено  проведение  единых дней профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах». В организации и  проведении таких дней традиционно принимают участие инспектора ГИБДД. Они знакомят учащихся с обстановкой на дорогах города и района, рассказывают о происшествиях, повторяют с ребятами основные правила безопасного поведения, разбирают ошибки в поведении пешеходов, проводят викторины и конкурсы.

    В целях активизации работы по предупреждению ДДТТ, обеспечения безопасности детей во время отдыха традиционно перед убытием учащихся на каникулы и по возвращению ребят в школу  проводятся целевые профилактические мероприятия

 «Внимание – дети!». 

      В школе функционирует отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Работу отряда координирует Дом детского юношеского технического творчества  г. Серпухова.

     Основными направлениями деятельности отряда являются:

Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД среди учащихся школы.

Участие в слётах и смотрах ЮИД, конкурсах, соревнованиях, агитбригадах, марафонах.

Организация работы с юными велосипедистами.

Проведение рейдов в микрорайоне школы с целью выявления нарушителей ПДД из числа учащихся школы.  

      Члены отряда обучаются правилам дорожного движения по специальной, дополнительной образовательной программе – 2 раза в неделю по 2 часа, а также сами проводят занятия в «Школе светофорных наук» для младших школьников. Принцип детского самоуправления, используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на социализацию воспитанников.  

      Прочно вошли в традицию отряда такие мероприятия  как:

- посвящение первоклассников в пешеходы (сентябрь);

- соревнования «Безопасное колесо» (октябрь);

- акция, посвящённая «Всемирному Дню памяти жертв ДТП» (ноябрь);

- городской марафон ЮИД (январь);

- городская  олимпиада ЮИД (февраль);

- «День защиты детей» (апрель).

     Отряд ЮИД школы принимает  активное  участие во всех городских соревнованиях по БДД, смотрах-конкурсах отрядов ЮИД школ города и является победителем и призёром конкурсов художественно-изобразительного и прикладного творчества, агитбригад, «Безопасное колесо», КВН  ЮИД.

     Особое внимание при формировании навыков безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах  уделяется работе с родителями, так как пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребёнку  здоровье, а самое главное – жизнь.    

         В данной работе используются следующие методы и приёмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     - ежемесячные консультации классных руководителей, воспитателей ГПД, преподавателя ОБЖ  по темам: «Ребёнок и дорога»; «Детский дорожно-транспортный травматизм и меры его предупреждения»;

   - индивидуальные консультации школьного психолога для родителей и детей с ослабленным вниманием и памятью;

 -    тематические родительские собрания;

 - общешкольное родительское собрание с участием инспектора ГИБДД, медработников,  социально-психологической службы школы.

         Все классные руководители имеют и используют в своей работе папки с накопленным в них методическим материалом по работе с  родителями, которые включают:

- выписки из правил дорожного движения;

- перечень литературы для  взрослых;

- наглядные материалы;

- задания по закреплению знаний ПДД у детей;

- памятки и анкеты для родителей.

          Ежегодно родители вместе с детьми под руководством педагогов и работников ГИБДД в школе разрабатывают маршруты безопасного движения ребёнка в школу. Эти маршрутные листы и памятки для учащихся хранятся в дневниках в течение всего учебного года.

        В результате целенаправленной, систематической работы по предупреждению детского  дорожно-транспортного травматизма  за последние два года по вине учащихся школы нет ни одного случая ДТП.

Литература:

Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей. М.: Учприбор, 2009. -160 с.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении / авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007.-111с.

Добрая дорога детства. Всероссийская газета  №4 (238), февраль 2011.- ООО «Стоп-газета – безопасность на дорогах». -8с.  

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе

Из опыта работы учителя ответственного за профилактику ДДТТ...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе

Из опыта работы учителя ответственного за профилактику ДДТТ...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе

Из опыта работы учителя ответственного за профилактику ДДТТ...

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасно...