"Организация работы с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»
статья по обж по теме

Хусаинова Елена Николаевна

 

В курсе «Ознакомление с окружающим миром» и «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, где ребята изучают не только теоретический материал, но получают и практические навыки, как движение по дороге группой, в колонне, переход проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе, действие на перекрестке, обязательно практическое занятие с велосипедистами. Ребята всегда серьезно подходят к этим занятиям. Могут ответить, практически, на все вопросы, но,  сожалению, не всегда выполняют правила дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_raboty_s_uchashchimisya.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работ с учащимися

 по правилам безопасного поведения на дорогах и

  по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма.

Современный транспорт представляет собой зону повышенной опасности. Самым опасным признан автомобильный транспорт. Так на 1 млрд. пассажиро-киллометров на ж/д. транспорт приходится 2 погибших, на воздушный- 6, на автомобильный- 20 человек.

        Несомненно, автомобильный транспорт в нашей жизни играет огромную роль. Но дань, которую приходится платить человечеству за автомобильные блага, слишком велика. ДТП, травмы и гибель людей, экологические проблемы- всё это превратилось для многих стран мира в национальное бедствие, это война, где не рвутся снаряды, не звучат выстрелы, но обильно льётся кровь людей.

        Взять хотя бы один год ежегодной статистики ДТП по РФ: за 1 год происходит, примерно, 21,5 тыс. случаев в них пострадало примерно 23 тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. При ежегодном приросте автомобильного парка детский травматизм остаётся на довольно высоком уровне.      

Трагичнее всего, что участниками ДТП зачастую являются дети. Дорога ежечасно экзаменует ребёнка, где ситуация чрезвычайно изменчива, где нужно смотреть, замечать, делать быстро правильные выводы. Небольшой жизненный опыт не позволяет ребёнку предвидеть скрытую опасность. Например, ребёнок обычно теряет бдительность на пустынной улице, не следит за дорожной обстановкой, забывает об осторожности. Всё его внимание сосредоточено на цели, к которой он стремится. К тому же поле зрения у ребёнка существенно ограничено: для того, чтобы посмотреть в сторону, он поворачивает голову, а если одет капюшон или в руках зонт? При небольшом росте глаза у 3-летнего

Организация работы с учащимися

Организация работы с учащимися

по правилам безопасного поведения на дорогах

 и по предупреждению детского

 дорожно-транспортного  травматизма.

Современный транспорт представляет собой  зону повышенной опасности. Самым опасным признан автомобильный транспорт. Так на 1 млрд. пассажиро- км на ж/д транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек.

Современный транспорт представляет собой зону повышенной опасности. Самым опасным признан автомобильный транспорт.

Так на 1 млрд. пассажиро- км на ж/д транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек.

Несомненно, автомобильный транспорт в нашей жизни играет огромную роль. Но дань, которую приходится платить человечеству за автомобильные блага, слишком велика.

ДТП, травмы и гибель людей, экологические проблемы – все это превратилось для многих стран мира в национальное бедствие, это война, где не рвутся снаряды, не звучат выстрелы, но обильно льется кровь людей.

Взять, хотя бы, один год ежегодной статистики ДТП по РФ: за один год происходит, примерно, 21,5  тыс. случаев, в них пострадало, примерно, 23 тыс. детей и подростков в возрасте до 16 лет. При ежегодном приросте автомобильного парка детский травматизм остается на довольно высоком уровне.

Трагичнее всего, что участниками ДТП зачастую являются дети. Дорога ежечасно экзаменует ребенка, где ситуация чрезвычайно изменчива, где нужно смотреть, замечать, делать  быстро правильные выводы. Небольшой жизненный опыт не позволяет ребенку предвидеть скрытую опасность. Например, ребенок обычно теряет бдительность на пустынной улице, не следит за дорожной обстановкой, забывает об осторожности. Все его внимание сосредоточено на цели, к которой он стремиться. К тому же поле зрения ребенка существенно ограниченно: для того, чтобы посмотреть в строну, он поворачивает голову, а если на его голове капюшон или в руках зонт? При небольшом росте глаза у 3-х летнего малыша находятся на высоте 70-90 см, у 7-летнего-100-110 см. Это искажает перспективу видения вплоть до 8-летнего возраста.

Для ребёнка предоставляется сложным определением скорости и расстояние до приближающегося автомобиля. Причём он больше опасается крупногабаритных автомобилей, у которых невысокая скорость. И наоборот, меньше боятся легковых автомобилей, хотя последние из-за высоких скоростей куда более опасны.

Многие дорожные происшествия с детьми происходят  в момент, когда они спешат, волнуются, думают, как бы не опоздать и в этой ситуации у них как бы сужается поле зрения, обстановка с боков плохо контролируется, ослабляется реакция, забываются правила. В этом им “помогают  заблуждение, привитое с самого раннего детства” чем скорее они преодолеют опасную зону на дороге, тем безопаснее”.

    Это совсем не так. Вот простой пример. Перейти широкую дорогу с интенсивным движением транспорта можно за один прием, а можно за два. В первом случае трудно подгадать безопасный интервал в противоположных потоках транспорта. Дорога переходиться с большим риском. Во втором случае, в начале оценив дорожную обстановку, надо дойти до середины, проезжий части, затем, вновь осмотревшись, дождаться благоприятной обстановки, закончить переход. Но и в этом случае типичная ситуация” пешеход на основной линии считается очень опасной, и т.к. для малоискушенного водителя осевая линия- это граница его полосы движения, своего рода тротуар. Стоящие здесь пешеходы воспринимаются им как ждущие, а не как переходящие дорогу. Для пешехода же основная линия – это вынужденная остановка на пол пути, крайне не уютное и неприятное место «между двух огней», которое он стремиться покинуть как можно скорее. К детям это относится вдвойне, так как они не способны правильно распределять внимание. Еще одна  особенность  детской психики: дети, любые слова, увещевания взрослых воспринимают буквально. Когда им говорят: «Улицу можно переходить только по пешеходному переходу», они это воспринимают так, что на пешеходном переходе человек находится в полной безопасности.  Дети безбоязненно ступают  на проезжую часть в этом месте, так как абсолютно уверены, что они поступают правильно, и водители должны их пропустить. А о том, что движущееся транспортное средство нельзя остановить мгновенно, они даже не думают.

Дети теряют контроль над своими действиями, когда их внимание чем-то отвлечено. Это может быть мяч, выкатившийся на дорогу, подошедший к противоположной стороне автобус, приятель, ждущий на противоположной стороне дороги. В этой ситуации радость, азарт, а иногда и плохое настроение из-за неприятностей дома, в школе, может оказаться причиной, из-за которой ребенок, начинает переход, даже не посмотрев по сторонам.

Не надо запугивать детей заповедями, типа «не бегай через дорогу, а то попадешь под машину». Это вряд ли поможет, т.к. в критической ситуации ребенок еще больше теряется. Учитывая все эти возрастные психологические особенности, нужно ориентироваться на них при обучении детей  дорожной грамоте. До 6 лет ребенок должен ходить через дорогу только в сопровождении взрослых. Когда он станет немного старше, ему можно доверить пересекать проезжую часть там, где это не сложно, например, на перекрестке со светофором или тихой улице. Лишь после 10 лет ребенку можно разрешить самостоятельно переходить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе.

Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Чем раньше начато его обучение дорожной культуре и необходимым навыкам, тем глубже они будут усвоены. И самое важное в обучении- свой собственный пример.

В курсе «Ознакомление с окружающим миром» и «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, где ребята изучают не только теоретический материал, но получают и практические навыки, как движение по дороге группой, в колонне, переход проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе, действие на перекрестке, обязательно практическое занятие с велосипедистами. Ребята всегда серьезно подходят к этим занятиям. Могут ответить, практически, на все вопросы, но,  сожалению, не всегда выполняют правила дорожного движения.

С учащимися начальной и средней школы в 2006-2007 учебном году проведены беседы и классный часы по безопасности дорожного движения, были рассмотрены безопасные пути движения к школе, причины ДТП, дорожно-транспортного травматизма, действия при ДТП, в классах прошли такие мероприятия, как

-познавательная игра «Что? Где? Когда?», 1 класс

-обучающая игра «Дорожный марафон», 5-6 классы

-игровая программа «Путешествие в страну светофорию», 3 класс

-викторина «Безопасная дорога», 5 класс

-игра- соревнование «Безопасное колесо», 5-9 класс

-обучающая игра «Красный, желтый, зеленый», 4 класс.

Среди учащихся 5-7 классов был проведен конкурс рисунков по теме «Опасности, подстерегающие нас на дороге» (лучшие работы Рабиной А., Агафоновой М., Сомова Р.)

Большая работа по данной теме  была проведена во 2 смене

школьного оздоровительного лагеря «Лучик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

В данной инструкции указаны основные правила безопасности на воде в разное время года, правила эти подобраны с многих сайтов в одну инструкцию, которая необходима в работе воспитателя школы-интерната,...

Инструкция по правилам безопасного поведения на льду

С наступлением весенней оттепели на лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Среди студентов провожу инструкцию о безопасном поведении на льду....

ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасного поведения при нахождении в зоне железнодорожных путей, объектов

Для студентов и обучающихся проводится инструкция о безопасном поведении в зоне железнодорожных путей....

ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасного поведения для обучающихся при наводнениях, паводках

В весенний период проводится инструкция по правилам безопасного поведения при наводнении....

Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Слайды рассказывающие детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число ...