МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка

Никулина Екатерина  Петровна

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число несовершеннолетних, которые совершают различные  правонарушения. В Калининском районе в этом плане  на 1 месте распитие алкоголя,  на 2 месте мелкое хищие, 3 - антиобщественное поведение.

Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем  особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

 Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа,  направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по  раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:

1. Выявление несовершеннолетних.

1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации:

  • ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
  • составление социального паспорта школы;
  •  собеседование с классными руководителями;
  • из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
  • в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
  • из сообщений родителей и детей;
  •  из заявлений родственников, соседей;
  • из сообщений граждан.

1.2. Сбор и систематизация информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает:

  • обследование жилищно-бытовых условий;
  • беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
  • обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
  • справок о регистрации по месту жительства;
  • копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
  •  медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать:

  • характеристику взаимоотношений в семье;
  • характер взаимоотношений в семье;
  • позицию ребенка в семье;
  • выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
  • контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
  • характеристику социального неблагополучия семьи и др.

  Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).

2. Индивидуально-профилактическая работа  и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Мероприятия ИПР:

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

  • УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
  • органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
  • органы здравоохранения – о нуждающихся  в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
  • органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
  • КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Формы сообщений приведены в инструкции (1);

проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:

  • до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную)  социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

 

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
  2. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
  3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  4. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал учета посещаемости занятий ОУ №

                                                  Калининского района

Дата

Класс

Количество учащихся по списку

Количество отсутствующих по уважительной причине

Фамилия и Имя учащегося,  отсутсвовающегося  по н/у причине

Принятые меры

Подпись классного руководителя

С 1по 11

 

 

 

 

 

1 а

 

 

 

 

 

1 б

 

 

 

 

 

2 а

 

 

 

 

 

 

Ответственный за посещаемость                                        _________________

Зам. директора по ВР                                                           __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._rekomendatsii_pedagogam.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ

 по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число несовершеннолетних, которые совершают различные  правонарушения. В Калининском районе в этом плане  на 1 месте распитие алкоголя,  на 2 месте мелкое хищие, 3 - антиобщественное поведение.

Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем  особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

 Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа,  направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по  раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:

1. Выявление несовершеннолетних.

1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации:

  • ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
  • составление социального паспорта школы;
  •  собеседование с классными руководителями;
  • из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
  • в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
  • из сообщений родителей и детей;
  •  из заявлений родственников, соседей;
  • из сообщений граждан.

1.2. Сбор и систематизация информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает:

  • обследование жилищно-бытовых условий;
  • беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
  • обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
  • справок о регистрации по месту жительства;
  • копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
  •  медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать:

  • характеристику взаимоотношений в семье;
  • характер взаимоотношений в семье;
  • позицию ребенка в семье;
  • выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
  • контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
  • характеристику социального неблагополучия семьи и др.

  Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).

2. Индивидуально-профилактическая работа  и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Мероприятия ИПР:

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

  • УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
  • органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
  • органы здравоохранения – о нуждающихся  в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
  • органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
  • КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Формы сообщений приведены в инструкции (1);

проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:

  • до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную)  социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

Список использованных источников и литературы:

  1. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
  2. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
  3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  4. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.

Журнал учета посещаемости занятий ОУ №

        Калининского района

Дата

Класс

Количество учащихся по списку

Количество отсутствующих по уважительной причине

Фамилия и Имя учащегося,  отсутсвовающегося  по н/у причине

Принятые меры

Подпись классного руководителя

С 1по 11

1 а

1 б

2 а

Ответственный за посещаемость                                        _________________

Зам. директора по ВР                __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

Понятие семья означает  совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и  детей....

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению

Материал содержит информацию по развитию методической компетентности педагогов при организации работы с обучающими, имеющими низкую мотивацию к обучению....

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению.

Презентация  к статье  "Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению"....

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...