Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
статья на тему

Понятие семья означает  совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и  детей.

            А у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.

           Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.  При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны. (например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

           Из этого можно сделать вывод, что неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате  страдают дети.

          Проведя анализ неблагополучия  семей, состоящих на патронатном  учете в учреждении  за 2014г.,    были  выявлены  следующие  причины их неблагополучия: распад семьи;  злоупотребление родителями спиртных напитковБолее 70% родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении, злоупотребляют спиртными напитками. Самое страшное, что среди них 40 % составляют женщины.

              Нищета, безработица и сверхзанятость родителей на работе. Из 240 родителей из неблагополучных семей 30% - не работают и не изъявляют желания работать, 19% - являются получателями разных видов пособий, таких как пенсии по инвалидности, по потере кормильца, пособия по уходу за детьми, пособие по безработице и другое.

             Конфликт - детско - родительских отношений – 7% из общего количества обслуженных семей.

Признаки семейного неблагополучия.

        Признаками семейного неблагополучия  могут быть любые  отклонения от нормы в поведении детей и родителей,  например:   задолженность   платы за посещение ребенком дошкольного учреждения, ребенка позже всех забирают из детского сада, опаздывают по утрам, приводят в сад больного ребенка, неопрятно одетого, на теле ссадины, синяки, ребенок плохо одет, часто болеет, употребляет нецензурную лексику и пр.

          Цели и задачи по  выявлению раннего семейного неблагополучия - снижение количества неблагополучных семей, социальных сирот, сохранение ребенку родной семьи, создание и развитие комплекса услуг, направленных на поддержку семей, раннее выявление неблагополучия семьи, деятельность по профилактике насилия и жесткого обращения с детьми.

           Работу с данной целевой категорией в  учреждении ведут специалисты по социальной работе участковой социальной службы и специалисты отделения психолого-педагогической помощи.   Основаниями для работы с данными семьями являются:

-     постановления Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее ТКДН и ЗП);

-      запрос отдела опеки и попечительства;

-      заявление  родителей;

-     заявление несовершеннолетних;

-      запрос образовательных учреждений.

Специалистами учреждения разработаны алгоритмы   работы с семьями в зависимости от запроса.

Алгоритм работы по запросу ТКДНиЗП включает в себя следующие мероприятия:

 1)Установление контакта с семьей, первичное посещение семьи (по согласованию)

2)Проведение социально-педагогической и психологической диагностики семьи: проведение оценки индивидуальных потребностей ребенка и семьи, определение характера и объема помощи, обследование жилищно-бытовых условий семьи (далее обследование ЖБУ), оценка уровня физического благополучия ребенка (далее оценка УФБ), уровня социального благополучия семьи (далее оценка УСБ), уровня психологического благополучия (далее  оценка УПБ), выявление проблем семьи;

3)Составление межведомственного индивидуального плана профилактической работы с семьей согласно выявленным проблемам;

4) Социальное сопровождение семьи, согласно  индивидуального плана;

5) Осуществление мониторинга ситуации в семье, разработка  рекомендаций родителям.  

            В период реализации индивидуальной программы реабилитации семьи на совете профилактики учреждения ежеквартально проводится анализ эффективности реализации индивидуальной программы реабилитации семьи. Информация о реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей, несовершеннолетним  ежеквартально направляется в ТКДН и ЗП, для анализа.

           Снятие с профилактического учета семьи в учреждении по результатам выполнения индивидуальной программы реабилитации семьи,  производится на основании постановления ТКДН и ЗП, решением реабилитационного совета  учреждения.

Алгоритм работы по запросу отдела опеки и попечительства:

1.  Специалист при получении запроса  изучает все имеющиеся в базе данных документы, составляет план посещения семьи. Согласовывает время посещения, готовит бланки требуемых документов.

2.  При посещении семьи  осуществляется предварительная оценка  экстренности собранной информации, позволяющая определить степень возникшей опасности жизни и здоровью ребёнка.  

Также в момент посещения   визуально   проводится проверка условий жизнедеятельности семьи с целью определения:

а) имело ли место нарушение прав ребенка;

б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;

в) какова степень риска нарушений прав ребенка в семье.

3. Посещение семьи проводится с обязательным предоставлением отчета о посещении   по результатам проверки в орган опеки и попечительства.  При  необходимости проводится консультирование  родителей по вопросам надлежащего выполнения родительских обязанностей, оказывается помощь по оформлению  дополнительных мер социальной поддержки.

                   Повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями  осуществляется  за счет вовлечения в процесс раннего выявления  социальных педагогов образовательных учреждений, педагогов дошкольных образовательных учреждений и медицинских учреждений (детских поликлиник). Именно в детскую поликлинику обращаются родители после рождения ребенка, а осуществление медицинского патронажа новорожденного дает полную картину условий его содержания и ухода за ним,   следовательно, и возможностей для работы по ранней профилактике и своевременному оказанию социальной поддержки.  А педагоги детских садов и школ  знают каждого ребенка, ежедневно  работают с   родителями.

            Профилактическая  работа с  семьями данной категории в нашем понимании одним из обязательных критериев должна включать уважительное отношение к клиенту и сохранение конфиденциальности. Это основа установления взаимопонимания с клиентом, что, в свою очередь, обеспечивает эффективность работы в дальнейшем. Поэтому мы считаем, что первым шагом воспитателя дошкольного образовательного учреждения, классного руководителя и социального педагога  школы, должно быть  наблюдение за семьей, ребенком, проведение диагностики уровня социального благополучия семьи (Приложение). Если по результатам,  данной диагностики у семьи уровень социального, психологического или физического благополучия на низком уровне,  направляется ходатайство в наше учреждение о необходимости проведения обследования жилищных условий семьи с посещением ее на дому нашими специалистами.

            Если же на лицо факт нарушения законных прав и интересов ребенка,
то согласно Постановления  Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры  от 02.09.2009г. N 232-п  "О Порядке организации на территории ХМАО - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены",  в первую очередь сообщается о выявленном факте  в органы опеки и попечительства.

            Специалист отдела опеки и попечительства  на основании полученной информации  посетит семью для дальнейшего изучения ситуации. При посещении семьи  осуществляется предварительная оценка  экстренности собранной информации, позволяющая определить степень возникшей опасности жизни и здоровью ребёнка.

      Алгоритм работы по запросу образовательных учреждений или родителей:

1.                     Установление контакта с семьей, первичное посещение семьи (по согласованию);

2.                     Проведение социально-педагогической и психологической диагностики семьи (проведение оценки индивидуальных потребностей ребенка и семьи, определение характера и объема помощи, обследование ЖБУ, оценка УФБ, УСБ, УПБ, выявление проблем семьи);

3.                      Составление индивидуального плана профилактической работы с семьей согласно выявленным проблемам;

4.                     Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, для разрешения тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

5.                     Осуществление мониторинга ситуации в семье, разработка  рекомендаций родителям.  

            Решение задачи семейного неблагополучия возможно только совместными усилиями всех органов системы профилактики: органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел и др.

           За  2014 год   специалистами  нашего учреждения  в рамках межведомственного взаимодействия  учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  Советского района обслужено  183  семьи Советского района,  из них  55 семей сняты с  профилактического учета с положительной динамикой ситуации в семье.

             В основном в поле зрения ТКДН и ЗП неблагополучные семьи  попадают в поздней стадии кризиса, когда уже реабилитационный потенциал семьи на низком уровне. Поэтому выявление семей на раннем этапе, когда они сами еще обладают большим потенциалом для мобилизации собственных ресурсов, позволяет устранить семейное и детское неблагополучие и сохранить семью для ребенка.

            Раннее выявление семейного неблагополучия  возможно лишь при тесном сотрудничестве субъектов профилактического пространства. Деятельность социальных учреждений по ранней профилактике семейного неблагополучия не может быть успешной без последовательного взаимодействия всех учреждений и ведомств, причастных к решению этой проблемы. Поэтому  тесное взаимодействие со  специалистами данных учреждений и использование в работе межведомственного (междисциплинарного) подхода  позволяет сформировать  единый взгляд на семью и ребенка, их сильные стороны и проблемы, спланировать реабилитационную деятельность.

 

Список литературы:

1.                     Алексеева, И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины Последствия. Помощь. 3-е изд., прераб. и доп.-М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,2013. - 470с.

2.                     Услуга  «Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном и социальном пространстве (реабилитационный досуг)». Книга 14/ под ред. М.О. Егоровой.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.-172с.- (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства: в 26 книгах).

3.                     Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей/ Т.И. Шульга.- М.: Дрофа, 2007.

 

 

 

Приложение

Комплексная диагностика  несовершеннолетнего и его семьи

«Социальная диагностика»

п/п

 

Социальные  характеристики

Первичная диагностика

    

Вторичная

диагностика

1.

Состав    семьи      несовершеннолетнего

 

 

 

Полная

5

5

 

Полная, только  мать  и  отец

4

4

 

С неродными родителями: мать и отчим, отец и мачеха 

3

3

 

Неполная: одна  мать,  один  отец

2

2

 

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники, опекуны, приемные семьи.

1

1

2.

Санитарно - жилищные  условия  семьи (прикла­дывается акт обследо­вания жилищно-быто­вых условий)

 

 

 

Отдельная  квартира

5

5

 

Отдельная  квартира с родителями  супругов

4

 4

 

Комната в  коммунальной  квартире или благоустроенном  общежитии

3

3

 

Неблагоустроенное общежитие, барак без удобств, съем жилья.

2

2

 

Отсутствия жилья

1

1

3.

Доход  семьи

 

 

 

Намного выше прожиточного уровня

5

5

 

Выше прожиточного уровня

4

4

 

Соответствует прожиточному уровню

3

3

 

Ниже прожиточного уровня

2

2

 

Отсутствие средств на существование

1

1

4.

 Степень выраженности аморальных проявлений в семье

 

 

 

Семья ведёт здоровый образ жизни

5

5

 

Один из родителей склонен к выпивке. скандалам

4

4

 

У родителей эпизодические запои, семейные скандалы

3

3

 

Семья состоит на учете в КДН, ОДН  ОВД (указать причину, кол-во заседаний)

2

2

 

 Повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей

1

 1

5.

Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье

 

 

 

Семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей

5

5

 

Духовные потребности недооцениваются

4

4

 

Для семьи характерна, идейная индифферентность

3

3

 

Преобладают стяжательские настроения

2

2

 

В семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются средства достижения корыстных целей

1

1

6.

Уровень социально- правовой защищённости несовершеннолетнего

 

 

 

Наличие основных документов:

- свидетельство о рождении (паспорт)

- гражданство, ИНН, пенсия, алименты и др. документы

- медицинские документы

- школьные документы

- документы по жилью

         5

( баллы выставляются соответственно имеющимся документам)

5

 

  право на образование:

- посещает школу/ детский сад, получает начальное  профессиональное образование

- не посещает ОУ

      5

      1

        5

        1

7.

Эмоциональные отношения родителей с детьми 

 

 

 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 

5

5

 

Слепая любовь, гиперопека

4

4

 

Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

3

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность

2

2

 

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми

1

1

8.

Отношения семьи со школой.

 

 

 

 

Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, полная информированность о школьных делах ребенка

5

5

 

Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

4

 

Интерес к школьной жизни односторонний: только у матери

3

3

 

Критика педагогических методов школы, уклонение от посещений родительских собраний

2

2

 

Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, отсутствие контроля  посещений ребенком школы

1

1

 

 

 

 

 

 

Заключение по результатам первичной диагностики

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по результатам вторичной  диагностики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ф.И.(возраст)_______________________________________________________________________

 

                                     «Педагогическая диагностика дошкольников»

 

 

Характеристики  навыков

Первичная

Диагностика

 

 

На конец реабили-

тационного

периода

 

Дата обследования

 

 

1.

Санитарно- гигиенические навыки

 

 

 

 Выполняет все самостоятельно и без напоминаний

5

5

 

Умеет, выполняет частично сам, частично при     напоминании взрослого.

4

4

 

Навыки частично сформированы и не закреплены, применяет только под контролем взрослого

3

3

 

Навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием, даже под строгим контролем взрослого стремится не исполнять.

2

2

 

Навыки не сформированы

1

1

2.

Подчинение рациональному режиму

 

 

 

Выполняет самостоятельно и без напоминаний.

5

5

 

Придерживается, но частично сам, частично при напоминании взрослого.     

4

4

 

 Навыки рационального режима частично сформированы и не закреплены, применяет только под контролем взрослого.

3

3

 

Навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием

2

2

 

Навыки не сформированы

1

1

3.

Работоспособность

 

 

 

Быстро включается в работу, хорошая и длительная работоспособность без контроля взрослого.

5

5

 

Работоспособность хорошая, под контролем взрослого быстро включается и длительно сохраняется.

4

4

 

Работоспособность средняя, поддерживается при помощи взрослого.

3

3

 

Работоспособность снижена. Без помощи взрослого работать не может. Быстро устает

2

2

 

Работоспособность низкая. С трудом сохраняется при помощи взрослого. Крайне быстро устает.

1

1

4.

Самообслуживающий труд

 

 

 

Выполняет самостоятельно, добросовестно, без напоминаний. Навыки самообслуживающего труда сформированы хорошо.

5

5

 

Навыки сформированы. Выполняет добросовестно, после неоднократных напоминаний

4

4

 

Навыки сформированы слабо. Выполняет только под контролем взрослого и с его помощью.

3

3

 

Навыки не сформированы. Нужна помощь взрослого и обучение приемам самообслуживающего труда.

2

2

 

Навыки умения отсутствует.

1

1

5.

Умственное развитие

 

 

 

Различает основные цвета и оттенки цветов, знает все буквы и цифры

5

5

 

Знает  почти  цвета, буквы, цифры

4

4

 

Может назвать некоторые цвета, буквы, цифры

3

3

 

Может назвать некоторые основные цвета, буквы цифры

2

2

 

Не различает  цвета, не знает буквы и цифры

1

1

6.

Развитие речи

 

 

 

Речь соответствует возрастной норме

5

5

 

Речь ребенка внятна, понятна, как в отдельных словах, так и в диалоге, но затрудняется в пересказе текста. Произносит все звуки.

4

4

 

Внятно произносит в словах все гласные и согласные звуки, кроме «Р».

3

3

 

Речь внятна, произносит все звуки кроме шипящих

2

2

 

Речь невнятна, непонятна.

1

1

7.

Развитие представлений об окружающем мире

 

 

 

Самостоятельно получает  новую информацию ( задает вопросы экспериментирует)

5

5

 

Достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем

4

4

 

Окружающим интересуется, но редко

3

3

 

Минимум знаний об окружающем

2

2

 

Не соответствует возрастной норме

1

1

8.

Усвоение социальных норм и правил

 

 

 

Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.

5

5

 

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами ( сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли помогает друзьям)

4

4

 

  Ориентируется на просьбы и требования взрослого           

( убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.)

3

3

 

Навыки частично сформированы, применяет с нежеланием; даже под строги контролем  взрослого стремиться не исполнять.

2

2

 

 Навыки не сформированы

1

1

 

Итоговый балл

 

 

Критерии эффективности  реабилитационной работы  с несовершеннолетним

5- высокий уровень развития

4- хороший уровень развития

3- средний уровень развития

2- низкий уровень развития

1- очень низкий уровень развития

Заключение по результатам первичной диагностики  __________________________________________________________________________________

Заключение на конец реабилитационного периода__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­___

 

 

Ф.И._________________________________________________________________________

 

 

                                                «Педагогическая диагностика школьников»

 

 

Характеристики  навыков

Первичная

диагностика

На конец реабили-

тационного

периода

1.

Санитарно- гигиенические навыки

 

 

 

 Выполняет все самостоятельно и без напоминаний

5

5

 

умеет, выполняет частично сам, частично при     напоминании взрослого.

4

4

 

Навыки частично сформированы и не закреплены, применяет только под контролем взрослого

3

3

 

Навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием, даже под строгим контролем взрослого стремится не исполнять.

2

2

 

Навыки не сформированы

1

1

2.

Подчинение рациональному режиму

 

 

 

Выполняет самостоятельно и без напоминаний.

5

5

 

Придерживается, но частично сам, частично при напоминании взрослого.   

4

4

 

 Навыки рационального режима частично сформированы и не закреплены, применяет только под контролем взрослого.

3

3

 

Навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием

2

2

 

Навыки не сформированы

1

1

3.

Культурно- бытовые навыки

 

 

 

Нормы поведения в обществе выполняет самостоятельно

5

5

 

Придерживается, но частично сам, частично при напоминании взрослого.

4

4

 

Навыки рационального режима частично сформированы и не закреплены, применяет только под контролем взрослого

3

3

 

Навыки частично сформированы, применяет с нежеланием; даже под строги контролем  взрослого стремиться не исполнять.

2

2

 

Навыки не сформированы

1

1

4.

Наличие вредных привычек      

 

 

 

Не имеет, контролирует себя самостоятельно

5

5

 

Под контролем взрослого не курит, без контроля в компании друзей может и закурить

4

4

 

Может курить в присутствии взрослого или поставив его в известность.

3

3

 

Курильщик со стажем, периодически употребляет спиртные напитки и (или) нюхает клей.

2

2

 

Употребление алкоголя(наркотиков). Появление физической и психической зависимости

1

1

5.

Успеваемость

 

 

 

Хорошо и отлично (преимущественно на 5)

5

5

 

Хорошо (преимущественно на 4)

4

4

 

Удовлетворительно (преимущественно на 3)

3

3

 

В основном удовлетворительно (не успевает по некоторым предметам)

2

2

 

Не усваивает школьную программу

1

1

6.

Отношение к учебе

 

 

 

Домашние задания выполняет тщательно. Использует дополнительную литературу, материалы; пользуется библиотекой

5

5

 

Домашние задания выполняет самостоятельно, помощь взрослого минимальна в сложных местах, за помощью обращается сам.

4

4

 

Домашние задания выполняет самостоятельно, помощь взрослого минимальна в сложных местах, за помощью обращается сам.

3

3

 

Готовит уроки только под нажимом взрослых

2

2

 

Практически не выполняет домашних заданий

1

1

7.

Посещаемость

 

 

 

Занятия в школе посещает регулярно

5

5

 

Редкие пропуски без уважительных причин

4

4

 

Опаздывает на занятия, есть несколько прогулов

3

3

 

Систематические опоздания и пропуски занятий

2

2

 

Школу посещает, немотивированные длительные пропуски

1

1

8.

Познавательная деятельность

 

 

 

Настойчив в получении информации, умений и навыков в различных областях  знаний

5

5

 

Самостоятельно проявляет интерес к интересующим областям знаний

4

4

 

Посещение кружков(секций) и мероприятий центра по рекомендации

3

3

 

Познавательный интерес неустойчивый, даже под контролем взрослого часто и быстро угасает, отсутствует желание узнать новое.

2

2

 

Познавательный интерес отсутствует, ребенку ничего не интересно

1

1

9.

Внеурочная (досуговая  деятельность)

 

 

 

Кружки, секции посещает регулярно, самостоятельно, с удовольствием. Участвует во многих мероприятиях центра.

5

5

 

Регулярное посещение кружков (секций) и мероприятий центра по рекомендации

4

4

 

Посещение кружков (секций) и мероприятий центра под контролем  взрослого, наличие пропусков, отсутствие интереса к  занятиям  результатам.

3

3

 

Многочисленные пропуски занятий, запись то в один, то в другой кружок, отсутствие результатов.

2

2

 

Не посещает кружки (секции), не участвует в мероприятиях.

1

1

10.

Работоспособность

 

 

 

Быстро включается в работу, хорошая и длительная работоспособность без контроля взрослого.

5

5

 

Работоспособность хорошая, под контролем взрослого быстро включается и длительно сохраняется.

4

4

 

Работоспособность средняя, поддерживается при помощи взрослого.

3

3

 

Работоспособность снижена. Без помощи взрослого работать не может. Быстро устает

2

2

 

Работоспособность низкая. С трудом сохраняется при помощи взрослого. Крайне быстро устает.

1

1

11.

Развитие волевых навыков

 

 

 

Волевые навыки  сформированы, хороший самоконтроль

5

5

 

Волевые навыки в целом сформированы. Требуется частичный контроль взрослого

4

4

 

Волевые умения в целом сформированы, но не доведены до навыка. Проявляет только элементы самоконтроля.

3

3

 

Волевые навыки сформированы плохо. Требуется полный и строгий контроль взрослого

2

2

 

Волевые навыки не сформированы. Необходим строгий контроль взрослого

1

1

12.

Самообслуживающий труд

 

 

 

Выполняет самостоятельно, добросовестно, без напоминаний. Навыки самообслуживающего труда сформированы хорошо.

5

5

 

Навыки сформированы. Выполняет добросовестно, после неоднократных напоминаний

4

4

 

Навыки сформированы слабо. Выполняет только под контролем взрослого и с его помощью.

3

3

 

Навыки не сформированы. Нужна помощь взрослого и обучение приемам самообслуживающего труда.

2

2

 

Навыки умения отсутствует.

1

1

 

Итого

 

 

 Критерии эффективности  реабилитационной работы  с несовершеннолетним

5- высокий уровень развития

4- хороший уровень развития

3- средний уровень развития

2- низкий уровень развития

1- очень низкий уровень развития

 

Заключение по результатам первичной диагностики  __________________________________________________________________________________

Заключение на конец реабилитационного периода_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.profilaktika_beznadzornosti.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  с субъектами единого профилактического пространства с целью  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в  семьях  с отклоняющейся адаптацией

Байрак З.Ш. социальный педагог ,

казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня», Советский район, г.п. Пионерский.

Аннотация: В статье описываются особенности работы казенного учреждения «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» с семьями с отклоняющейся адаптацией во взаимодействии с другими субъектами единого профилактического пространства. Указаны направления работы, особенности,результаты работы служб «Экстренная детская помощь» и «Социальный патруль», «Выездная мобильная бригада»  намечены перспективы развития данного направления социальной работы.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, безнадзорность, беспризорность, взаимодействие, социальная помощь, неблагополучные семьи, адаптация, социализация, девиации.

Введение:

В соответствии с Федеральным законом  от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уставом казенного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»  является одним из субъектов профилактического пространства  Советского района.

Целевой группой граждан  отделения психолого-педагогической помощи учреждения являются семьи с отклоняющейся (девиантной)  социализацией (адаптацией) – в других структурах называемые  «неблагополучными семьями»,  - в отношении которых вынесено постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о проведении индивидуальной профилактической работы либо о постановке на индивидуальный профилактический учет, либо его продлении, либо поступила информация от других субъектов профилактического пространства (образовательные учреждения, лечебно – профилактические и пр.) с описанием отклонения в адаптации членов семьи, которое может спровоцировать попадание детей в социально опасное положение или создать трудную жизненную ситуацию.

Проведя анализ неблагополучия  семей, состоящих на патронатном  учете в Центре,    были  выявлены  следующие  причины их неблагополучия:

Таблица: Причины семейного неблагополучия

Причины семейного неблагополучия

%

Малообеспеченность

67,8%

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

60,2%

Безработица

48,5%

Замечены в злоупотреблении спиртными напитками

53,2%

Конфликт детско-родительских отношений

6,4%

Чаще всего одна причина неблагополучия в семье,  тянет за  собой  другую,   81 % семей состоящих на  патронате по процессу общественной модерации,  имеют сразу несколько  причин  неблагополучия.

Основными проблемами, обуславливающими наступление трудной жизненной ситуации или социально – опасного положения являются:

  • Алкоголизм  родителей;
  • Неблагополучный психологический климат в семье (ссоры между членами семьи, конфликты-детско-родительских отношений, жестокое отношение к членам семьи, наличие психотравмирующих ситуаций и пр.);
  • Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, выражающееся в антиобщественных поступках, во внешне благополучных семьях с высоким уровнем достатка;
  • Низкий уровень достатка семей, обусловленный отсутствием работы у родителей, средств к существованию, не получение мер социальной поддержки по причинам отсутствия требуемых условий или документов;
  • Наличие задолженности по коммунальным услугам, грозящее ограничением поставки коммунальных услуг;
  • Неудовлетворительные жилищные условия, либо отсутствие собственного жилья.

Основная часть

Направлениями  работы специалистов отделения психолого-педагогической помощи   являются:

  • Профилактика наступившего в следствие девиантной адаптации к условиям жизнедеятельности социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.
  • Осуществление межведомственного взаимодействия в преодолении социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.
  • Контроль эффективности деятельности по преодолению социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.
  • Изучение и внедрение социальных технологий, направленных на устранение причин семейного неблагополучия.

С учетом требований законодательства по организации социальной помощи, профилактической работы, обеспечению  защиты персональных данных клиента  разработана технология работы с семьями с девиантной (отклоняющейся) социализацией (адаптацией),  алгоритм работы и комплект документов, заполняемых в ходе работы с клиентами в рамках технологии. Технология работы с семьями с отклоняющейся социализацией (неблагополучные семьи) разработана в соответствии  с Федеральными законами от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Национальными и региональными стандартами по социальному обслуживанию населения, Постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 мая 2009 г. № 113-п «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 20 августа 2008 г. № 174-п «Об организации работы по участковому принципу в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».  

Кроме того для предупреждения безнадзорности и беспризорности организованы регулярные рейды служб «Социальный патруль» , «Экстренная детская помощь» и «Выездная мобильная бригада».Службой «Социальный патруль»  и «Экстренной детской помощью» за 10 месяцев 2014  года было осуществлено плановых выездов 36,  не плановых экстренных, выявлено несовершеннолетних в социально-опасном положении  11 и было посещено 270 семей несовершеннолетних.

        За  2014 год для оказания эффективной социальной помощи несовершеннолетним и членам их семей из числа,  состоящих на учете в отделении уполномоченных участковых полиции и по делам несовершеннолетних  Межмуниципального отдела министерства  внутренних  дел Российской Федерации «Советский» - поступило  в стационарное отделение учреждения 8 несовершеннолетних   из семей, состоящих на индивидуальном профилактическом учете в  территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района -  26  детей.

В августе 2013 года внедрен новый порядок проведения работы с семьями с отклоняющейся адаптацией. Для каждой семьи на заседании комиссии по делам несовершеннолетних назначается куратор случая из числа сотрудников учреждений – субъектов профилактического пространства, который ведет семью весь период реализации индивидуального плана проведения профилактической работы.

Для решения проблем, обуславливающих неблагополучие в семье, приводящее к социально – опасному положению, необходимы специалисты разного профиля, поэтому в отделение психолого-педагогической помощи

организована работа выездной мобильной бригады, в состав, которого входят следующие специалисты: психолог, социальный  педагог, специалист по социальной работе, если есть необходимость юрисконсульт.

Командный принцип работы позволяет осуществить комплексный социальный, психологический, педагогический подход в решении проблем конкретной семьи.

Выезд специалистов в семью обеспечивает  максимально полно  потребность в оказании востребованных услуг несовершеннолетним и их семьям, находящимся в социально – опасном положении или трудной жизненной ситуации, особенно это актуально  в отделенных поселениях Советского района. Специалисты на месте осуществляют поиск и отработку оптимальных технологий работы с семьёй.

Выезды мобильной бригады имеют плановый и экстренный характер. Работа мобильной бригады тесно связана с деятельностью  участковых специалистов, которые знают семьи, их проблемы и осуществляют вызов бригады квалифицированных специалистов в зависимости от потребности клиента.  Со дня существования  выездной мобильной бригады (с марта 2014года по октябрь 2014года) специалистами   был организован  21  выезд в семьи жителей Советского района и обслужено 52 семьи.

      Такая  форма в  организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации  позволяет добиться положительных результатов на ранних этапах реализации мероприятий, оказывать адресную помощь семьям, позволяет максимально консолидировать усилия всех задействованных специалистов   для оказания эффективной помощи семье, в решении проблем  стоящих перед ними.  Делает доступным оказание социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и проживающих на отдаленной сельской территории.

     За 10 месяцев 2014 года с положительной динамикой ситуации в семье  сняты с  профилактического учета территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района  – 46 семей из 157 семей, в отношении которых проводилась индивидуальная профилактическая работа  специалистами отделения психолого-педагогической помощи  нашего учреждения.


Литература:

  1. Актуальные вопросы практики социального обслуживания населения

Свердловской области: Сборник научных трудов / Уральский государственный  педагогический   университет  ; под общ. ред. М. А. Зыскиной - Екатеринбург : [б.и.], 2009. – В 2-х ч.: Ч 2. - 167 с.

  1. Большакова С. Ю. Масленникова Г.Г. Программа «Срочная помощь» социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) // Работник социальной службы. - 2008. - №5.
  2. Дрынкина А.С. Особенности социально психологической адаптации детей из неблагополучных семей. // Журнал практического психолога - 2005. - №5
  3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
  4. Иванова Н. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей // Социальная педагогика. - 2008. №2.
  5. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы) - М.: АРГУС, 2004.
  6. Туголукова Е.В.Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности (по опыту ГБУТЦСО «Царицынский» г. Москвы) //Проблемы формирования профессионализма специалистов  социальной работы: межвузовский сборник научных работ/ФГАОУВПО «Рос. гос. проф.-пед ун-т» под ред. Л.Э. Панкратовой, Л.С. Копыловой, Екатеринбург, 2013 г., 242 с.
  7.  Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Отчёт воспитателя Фёдоровой Л.А об экскурсии в областной центр "Милосердие и порядок"воспитанников Кольчугинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В летние  каникулы воспитанники Кольчугинского социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних посетили с экскурсией  кинотеатр областного центра «Милосердие и порядок»....

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

"РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ "

Считается, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эту расхожую житейскую истину как нельзя лучше применить к проблеме детской безнадзорности и профилактике правонарушений. В последние годы ...