ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
статья по психологии на тему

Грачёва Татьяна Павловна

  В настоящее  время   сохраняется комплекс проблем в  сфере  жизнедеятельности  и  правовой  защищенности  детей, вызывающих серьезную   обеспокоенность   государственных  органов  и общества в целом.  Актуальны  такие  проблемы, как  рост  числа  семей  и  детей,  находящихся  в  социально  опасном положении,  безнадзорность,  наркомания среди  детей  и подростков. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

Выполнила педагог-психолог МОУ ЛП Центра образования Грачева Т.П.

В настоящее  время   сохраняется комплекс проблем в  сфере  жизнедеятельности  и  правовой  защищенности  детей, вызывающих серьезную   обеспокоенность   государственных  органов  и общества в целом.  Актуальны  такие  проблемы, как  рост  числа  семей  и  детей,  находящихся  в  социально  опасном положении,  безнадзорность,  наркомания среди  детей  и подростков.  

В связи с этим положением наша школа разработала комплексный подход к решению этой проблемы.

 Ежегодно организуется и осуществляется текущий учет обучающихся  учреждения, вне зависимости от места их проживания. Собираются  общие сведения о контингенте обучающихся .

 Отдельно ведется учет обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждении.

В случае выявления семей, препятствующих получению своими детьми образования и (или) ненадлежащим образом выполняющих обязанности по воспитанию и обучению своих детей, образовательное учреждение:

       1) незамедлительно принимает меры по взаимодействию с родителями (законными представителями) для организации обучения несовершеннолетних;

2) информирует об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер воздействия в соответствии с действующим законодательством;

3) информирует уполномоченный орган о выявленных детях и принятых мерах по организации обучения для указанных детей (с какого числа, какой класс, форма обучения);

4) принимает меры по организации обучения детей, не обучающихся по состоянию здоровья, и обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих занятия, проведение с ними индивидуальной профилактической работы, в рамках своей компетенции;

5) анализирует причины и условия, способствующие непосещению или оставлению обучающимися образовательных учреждений, реализация в рамках своей компетенции мер, направленных на их устранение и вовлечение детей в процесс обучения.

Для этого у нас существует совет профилактики. В компетенцию, которого, входит:

- выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия

Для решения этой задачи, выполняется:

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий -осуществляет классный руководитель.

В случае пропуска занятий в течение 1-3 дней или отдельных уроков, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом,  предупреждаем их о необходимости усиления контроля, за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, проводится индивидуальная консультация с педагогом-психологом и принимаются меры по устранению причины прогулов. Эта работа проводится при взаимодействии с родителями.

В случае, если родители не отреагировали должным образом на информацию о прогулах, а обучающийся продолжает пропускать занятия (более 5 дней), совет профилактики организует   посещение ребенка на дому. В ходе посещения выясняются условия проживания в семье, отношения с родителями и причину отсутствия в школе, организуется социально-психологическая и педагогическая помощь, принимаются меры по воспитанию и получению учениками общего образования.

Своевременное выявление причины «прогулов», настойчивая работа с «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, – является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.

С учетом специфики нашего контингента учащихся в школе создана комплексная система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности МОУ Центра образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действии несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе  основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Приоритетными направлениями воспитательной и социально-психологической работы с учащимися в школе являются:

- развитие психологического иммунитета учащихся к совершению правонарушений, потреблению психоактивных веществ, пьянству, курению.

-развитие устойчивых мотивов к ведению активного здорового образа жизни.

-нейтрализация распространенных в подростковой среде представлений о престижности ложных ценностей, стимулирующих совершение правонарушений, потребление наркотиков и алкоголя, курение.

- разрушение устойчиво действующих среди молодежи «мифов», провоцирующих социальные отклонения в поведении подростков.

- повышение престижа здоровою образа жизни как условия обеспечения счастливой жизни будущей демократической России.

- влияние на формирование у растущего гражданина личностно значимых жизненных целей и перспектив.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в  школе  проводятся консультационные  услуги по вопросам права, психологии, наркологии, социальной реабилитации, профориентационной работы, здорового образа жизни и валеологии.

В течении каждого учебного года в школе работают лектории для учащихся и родителей «Проблемы социальных болезней», где школьными или специально приглашенными специалистами освещаются вопросы, связанные с асоциальным поведением детей и молодежи, детской беспризорностью, правонарушениями и другими негативными явлениями.

Во всех классах в рамках системы дополнительного образования ведется курс «Компас» ориентированный на здоровье и здоровый образ жизни». На протяжении всего времени работы школы не было ни одного случая отчисления из школы несовершеннолетних.

Контингент учащихся постоянен, имеет тенденцию к увеличению. Число учащихся, стоящих на внутришкольном учете, с каждым годом снижается. Учитывая что, школа  имеет неограниченные возможности по эффективной реализации модернизации образования, профильному обучению и подготовке к нему, подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ, социализации учащихся, формированию у учащихся лидерских качеств, умения работать в команде, способствует профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности, асоциального поведения детей и подростков, явлений социального сиротства, нами была составлена «Программа профилактики девиантного поведения у подростков».

Основной целью этой программы было ранняя профилактика и оказание психологической помощи подросткам .

Под психологической помощью, мы понимаем комплекс мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, коррекцию негативных поведенческих проявлений, самостоятельную оценку своего поведения и его самокоррекцию.

Подростки начинают испытывать все более острое чувство незащищенности и тревоги. Все это позже перерастает в глубинно оправданную враждебность, в презрение по отношению к своим родителям за то, что они бросили его, взвалив на плечи непосильную для него задачу, не дали ему ответов, оставили неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обратится за помощью не к родителям, а к другим детям, особенно к тем, кто старше его.

Поэтому в нашей работе мы использовали такие принципы организации процесса профилактики, как персонификация профилактической работы; мотивация; обоснованный социальный выбор; позитивная самореализация ребенка в детской группе, адекватная самооценка; рефлексивная позиция; интеграция действий различных институтов воспитания в данном процессе; сочетание общей профилактики девиантного поведения школьников с профилактикой конкретных видов возможных девиантных отклонений; опосредованного воздействия профилактических мероприятий.

Психологическая поддержка детей с девиантным поведением была направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Оказывая помощь, в разрешении затруднительного для подростка вопроса, мы использовали различные способы: тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. Среди ведущих методов психопрофилактической работы использовали: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Что имело свою результативность. Снизился уровень нестабильности в поведении. Подростки стали более эмоционально – стабильнее, спокойнее, уравновешеннее, решительнее. Уровень эмоциональной устойчивости повысился в 2 раза

Результаты опроса показали, что изменилось понимание причин девиантного поведения старшеклассников, меньше стало у ребят свободного ничем не заполненного времени, у них появился интерес к проводимой в школе работе, сформировались такие качества, как самостоятельность и критичность, расширилось «информационное поле» молодых людей, появилось стремление к взаимодействию с взрослыми, сформировалась рефлексивная позиция

 В своей работе мы использовали следующие рекомендации

Рекомендации  с несовершеннолетними правонарушителями

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями должна опираться на следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

Принцип индивидуализации и, вместе с тем, дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

Принцип вариантности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.

Принцип ранней  психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.

Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.

Принцип направленности системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей

Принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.

В этой связи совет профилактики : 

 Осуществляет практическую психолого-педагогическую реабилитацию детей группы риска;

Способствует преодолению явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса;

Разрабатывает, апробирует и внедряет новые подходы к учебно-воспитательному процессу;

Содействует становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни, изучает особенности психического развития, определяет психосоциальные причины и профилактику личностных нарушений;

Обеспечивает социально-правовую защиту детей и подростков;

Особый упор, на наш взгляд, необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школ.

Учебно-воспитательное направление деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика преступленийи правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....

Выступление на ШМО "Методы и формы работы по профилактике наркомании и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних"

Воспитательная работа по предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ ...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....