Взаимодействие субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
учебно-методический материал

Трибунская Елена Жановна

На сегодня многие семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

На сегодня многие семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций у родителей сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.

Сейчас в деятельности классного руководителя ведущее место занимает социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений.

Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:

  • безнадзорность в семье из-за чрезмерной занятости, семейного неблагополучия;
  • отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
  • низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
  • нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
  • социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
  • нарушение родительско - детских отношений;
  • семья находится в состоянии развода.

Моя деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах:

- законности,

- гуманного отношения с несовершеннолетними,

- поддержки семьи и взаимодействия с ней,

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации,

В своей работе использую весь спектр современных форм воспитательной работы:

  1. Индивидуальное консультирование детей и родителей (законных представителей).
  2. Курирование семьи.
  3. Родительские собрания.
  4. Консультации психолога.
  5. Круглый стол.
  6. Просвещение детей и родителей.
  7. Размещение педагогических рекомендаций, обсуждение тем воспитания детей в сообществе электронной сети «Вайбер», «Сферум» (закрытая группа родителей класса).

Методы работы:

  • Наблюдение
  • Опрос
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа
  • Изучение документов и продуктов деятельности школьников
  • Диагностика
  • Сопровождение
  • Игра
  • Убеждение
  • Моральная поддержка
  • Сопереживание
  • Сотрудничество

УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ - НАШИ ПОСТУПКИ»

Цель: обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением

Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:

Я огорчаюсь, когда...

Я злюсь, когда...

Мне плохо, когда...

Я радуюсь, когда...

Я спокоен, когда...

Мне нравится, когда...

Мне не нравится, когда...

Мне хорошо, когда...

Как только эта часть работы будет закончена, участникам предлагается продолжить предложения дальше:«... когда... и я поступаю...».

Затем следует обсуждение: о чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, когда что-то делают? Ведущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Прежде, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситуациях этот постулат приемлем? Необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться перед совершением необдуманного действия.

УПРАЖНЕНИЕ «Я ХОЧУ Я МОГУ»

Цель: Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей.

Содержание: Участникам группы предлагается составить список своих желаний и возможностей. (Работа с листом «То, что я могу») В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились». Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.

УПРАЖНЕНИЕ: Внимание викторина!

Вам нужно ответить на вопросы, проступок это или преступление:

-Схватил шапку с головы прохожего и скрылся (преступление)

-Нарушил Правила дорожного движения (проступок)

-Позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах (проступок)

-Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку (преступление)

- Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения (преступление)

- В автобусе залез пассажиру в карман (преступление)

- Опоздал на работу (проступок)

- Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу (преступление)

- Продавец предложил покупателю некачественный товар (проступок)

- Вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл (преступление)

- Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей (преступление)

- Взял в займы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120, но деньги так и не вернул (проступок)

УПРАЖНЕНИЕ:«Квалифицируйте правонарушение»

В первом столбце перечислены правонарушения, которые часто совершают подростки,необходимо подобрать юридические названия этим правонарушениям

Правонарушения

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями: «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил отвлекал продавца вопросами, а Никита, открыв холодильную камеру, взял мороженое и, не заплатив, вышел.

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться».

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Восьмиклассник Николай заставлял первоклассников отдавать ему карманные деньги.

Вымогательство

Виктор приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Андрей  отобрал у Кости мобильный телефон.

Грабеж

Правовая игра «Правонарушения и подростки»  состоит из 3-х заданий, которые ребята выполняют в командах. Первое задание «Права и обязанности» направлено на актуализацию имеющихся знаний о правах и обязанностях.  Более подробно о своих правах ребята узнают, выполняя второе задание «Иллюстрированная Конвенция»: каждая команда должна была проиллюстрировать статьи международного правового документа   Конвенции о правах ребёнка и представить свою работу.

Выполняя задание «Юные юристы», учащиеся самостоятельно находят ответы на волнующие их вопросы (о возрасте наступления юридической ответственности, наказаниях за конкретные правонарушения и т.п.)  в действующих кодексах Российской Федерации.

Задание «Правовые ребусы и пословицы».

Все мы знаем множество пословиц, в которых содержится народная мудрость. Мы вам предлагаем познакомиться с такими пословицами, в которых можно найти «правовую» мудрость. Каждая команда должна собрать оторванные друг от друга начало и конец пословицы.

За худые слова летит и голова.

Права влекут за собой и обязанности.

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.

Чего недосмотришь, за то и ответишь.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Незнание ответственности не снимает.

Трус всегда стремится переложить ответственность на кого-нибудь другого.

Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность.

Совершённый поступок на тебе же отзовётся;вверх брошенный  камень на  голову упадёт.

Соображай поступки свои с последствиями.

Для укрепления семейных отношений, создания доверительных отношений между родителями и детьми большая работа проводится по вовлечению к проведению совместных мероприятий родителей во внеклассные мероприятия: «Новогодняя сказка», участие в социально значимых акциях: «Портфель однокласснику», «Письмо и посылка солдату», «Бессмертный полк», «Милосердие». Ведь только прочные доверительные отношения с родителями помогут избежать правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В работе с семьей большая роль отводится правовому просвещению родителей, знакомству с их правами и обязанностями как родителей (законных представителей), поэтому регулярно проводятся тематические родительские собрания.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Понятно, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями

Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является  Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель программы:   обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...

Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...

Рабочая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологичес...

Переговорная площадка на тему: Роль и место школы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

ПЛОЩАДКА"Роль и место школы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"...