"Понятия и причины возникновения землетрясений".
план-конспект занятия по обж (7 класс) по теме

Бобирь Ирина Анатольевна

Понятия и причины возникновения землетрясений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок№

Тема. Понятия и причины возникновения землетрясений.

Задачи урока:

   1.    Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения

землетрясений.

2.     Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия

материала.

3.    Формирование психологической готовности учащихся к действиям в

условиях чрезвычайной ситуации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, DVD-диск, карточки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация знаний.

Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы определить, какая погода: морозная, солнечная, есть ли ветер.

    - А что такое ветер? (Это движение воздуха относительно земной поверхности .)

       Ветры бывают разные в зависимости от силы и скорости.

- Какие ветры вы знаете?     

Слайд 2.(Ураганы, бури, смерчи.)

- Давайте о них вспомним и ответим на следующие вопросы.

Слайд 3.

     Известно стихийное бедствие, наблюдавшееся 29 июня 1904 года. Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы, разрушив по пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встретившихся на пути. Проходя через Москва-реку, это стихийное бедствие высосало воду и обнажило на короткое время ее дно.

   - Что это за стихийное бедствие? (смерч).

    Слайд 4.

- Как в Америке называют смерч? (Торнадо)

 

 Слайд 5.

     - Всем известно, что торнадо – это настоящий круговой шторм.

- Торнадо вращается по часовой стрелке или против? ( в северном полушарии - против, в южном - по часовой).

Слайд 6.

Соотнесите название и определение:

1.Ветер, 2. Ураган, 3, Циклон, 4. Смерч, 5. Буря.

движение, перемещение воздуха относительно земной поверхности. сильное атмосферное возмущение, круговое вихревое движение воздуха с пониженным давлением в центре;

            атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся                          по поверхности Земли в виде гигантского рукава;

         

           ветер, скорость которого составляет более 115 км/час;

            ветер, скорость которого составляет от 62 до 105 км/час.

 Слайд 7.

Какими не должны быть действия населения при угрозе урагана:

  1. принять меры противопожарной безопасности;        
  2. закрыть чердачные и вентиляционные люки;
  3. закрепить все, что может быть унесено ураганом;
  4. укрыться в надежном прочном укрытии;
  5. предпринять попытку уехать в другой населенный пункт.

Неправильными действиями в данной ситуации будут попытки уехать от урагана в другой населенный пункт. Услышав штормовое предупреждение, необходимо принять меры противопожарной безопасности, закрыть чердачные и вентиляционные люки, закрепить все, что может быть унесено ураганом, закрепить ставни и после этого укрыться в надежном прочном укрытии. На дачных участках это, как правило, погреба (подвальные помещения).

  1. Новый материал.

Слайд 8.

1.Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием "яркое пятно". Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:

"2 7 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж:, который напоминал мне первозданный хаос".

- Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)

Слайд 9.

- Что в тексте вас навело на эту мысль? {земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).

- Сегодня мы начинаем новую тему: «Землетрясение».

- Как вы понимаете слово землетрясение? (Это явление, когда сотрясается земля.)

- Так что такое землетрясение?

Слайд 10.

Землетрясение - это подземные толчки и колебание земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

- Где чаще  всего происходят землетрясения? (места сдвижении и раздвижения литосферных плит).

Слайд 11.

Литосферные плиты Земли.

Слайд 12.

Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка.

Слайд 13

Виды землетрясений:

  1. Тектонические
  2. Внутриплитовые
  3. Вулканические
  4. Обвальные

Слайд 14.

У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.

- Что называют очагом землетрясения?

Слайд 15.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

- Что называют эпицентром землетрясения?

Слайд 16.

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

 - Что называют сейсмической областью?

Слайд 17.

А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют

сейсмической областью.

-Для определения силы землетрясения японский ученый Вадати в 1931 году предложил шкалу, которую позже, в 1935 году, усовершенствовал Рихтер. Сегодня это 12-ти бальная шкала Рихтера.

Слайд 18.

Используя 12-бальную школу, по рисункам определите силу землетрясений в баллах и найдите главное слово.

Работа по карточкам.

Слайд 19

А. 1,2,3,4 – слабое

Б.5,6 – сильное

Слайд 20.

А. 1,2,3,4 – слабое

Б.5,6 – сильное

В.7 – очень сильное

Г.8 – разрушительное

Слайд 21.

А. 1,2,3,4 – слабое

Б.5,6 – сильное

В.7 – очень сильное

Г.8 – разрушительное

Д.9- опустошительное

Е. 10-уничтожающее.

Слайд 22

А. 1,2,3,4 – слабое

Б.5,6 – сильное

В.7 – очень сильное

Г.8 – разрушительное

Д.9- опустошительное

Е. 10-уничтожающее.

Ж.11 – Катастрофическое.

З.12.- Сильная катастрофа

Слайд 23

- Как вы думаете такие разрушения, на снимках, после землетрясений какой силы?

  1. до 5 баллов (нижний)
  2. и от 7 баллов (верхний).

Слайд 24

  1. от 7 баллов
  2. до 5 баллов (нижний)

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф

Слайд 25

Слайд 26

Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.

Последствия землетрясений очень опасны. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Вот некоторые печальные цифры.

Слайд 27.

1995 году - полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Слайд 28.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Слайд 29.

Слайд 30.

Слайд 31.

Слайд 32.

  1. Просмотр фильма.

-Где произошло землетрясение?

-Что рассказывали очевидцы?

  1. Закрепление.
  1. Что такое землетрясение, почему оно происходит?
  2. Как вы понимаете определения очаг и эпицентр землетрясения?
  3. Каким прибором измеряется сила и направление землетрясения?

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

стр.39- 43, стр.52 в.2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема2: ЧС геологического происхождения. Урок 4 "Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия"

Данная публикация иллюстрирует четвёртый урок ОБЖ в 7 классе  «Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельн...

Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Презентация по теме:"Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Понятие девиантного поведения: формы, причины возникновения у старших подростков

Проблема девиантного поведения является одной из самых острых для современного общества. Поэтому необходимо понимать причины девиантного поведения....

Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 7 класс

Презентация по ОБЖ в 7 классе.Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия....

Экстремизм и терроризм основные понятия и причины их возникновения

Формирование представлений об экстремизме и терроризме....

Методическая разработка урока ОБЖ «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».

методическая разработка может быть применена на современных уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках изучения данной темы или во время проведения дополнительных занятий и классных часов с ...