Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Ольшевская Елена Николаевна

В статье представлен методический материал из опыта рботы с детьми класса Особый ребенок по формированию основ безопасности жизнедеятельности в рамках ОЭР школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.

Автор: Ольшевская Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Организация: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 432  Колпинского района Санкт-Петербурга.

Адрес: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Павловская,  д. 21

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалидов. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель опытно-экспериментальной работы по ОБЖ в нашей школе - воспитание у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование у детей-инвалидов самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее задачи:

  1. сформировать у ребенка навыки разумного поведения,
  2. научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
  3. способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей работа по формированию ОБЖ требует обязательного соблюдения следующих  принципов: системности, сезонности, возрастной адресованности.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых (педагогов и родителей) – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

В современном мире не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщение об очередном чрезвычайном происшествии. Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам. Понять это - значит сделать первый самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. 

Из опыта работы: формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в школе.  На занятиях в группе продленного дня:

  1. учим предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях, быть к ним максимально готовым;
  2. знакомим с необходимыми теоретическими знаниями по ОБЖ;
  3. учим практическим приемам.

Такие занятия помогают сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, учат их распознавать и оценивать ситуации, определять способы защиты от них.

Среди многих знаний, которые нужны ребенку, наука безопасности одна из самых первых. На занятиях уточняем знания детей об окружающих людях (родных, близких, знакомых и незнакомых). Объясняем разницу во взаимоотношениях с ними. Знакомим с правилами поведения с незнакомыми людьми. Говорим о том, что не всегда внешность людей совпадает с добрыми намерениями. Используем в своей работе такие сказки, как "Колобок" (встретился с лисой, и она его съела, хотя внешность у лисы красивая). Убеждаем детей в необходимости избегать ситуаций аналогичных той, в которую попали козлята из сказки "Волк и семеро козлят" (чужим людям дверь открывать нельзя - слушать указания взрослых). Говорим детям о том, что не следует разговаривать с посторонними людьми и не попадать в такую ситуацию, как "Красная шапочка" из сказки.

Гуляя с детьми на улице в весенний период, рассматриваем пчел, ос. Говорим о том, что необходимо соблюдать осторожность в общении с ними. Проигрываем с детьми ситуации по оказанию первой медицинской помощи при укусах. Рассматривая животных кошек и собак, знакомим с мерами предосторожности в отношении с ними. Используем при этом стихи Остера "Собака бывает кусачей".

На занятиях даем сведения об опасных вещах: колющих и режущих, электроприборах, бытовой технике. Рассказываем о пользе этих предметов и их опасности.

Знакомя детей с произведением "Кошкин дом", объясняем причину   пожара и обращаем внимание на его последствия: кошка осталась без дома и одежды. Даем детям знания, что огонь может быть добрым и злым. Огонь нас греет, на нем готовят пищу, но не правильное отношение к нему приводит к беде. Используем в работе такой прием, как проигрывание ситуации "Хрюша попал в беду" - о том, какую опасность таят в себе спички, знакомим со свойствами огня. Рассказываем о том, как работают пожарные на пожаре  и специально обученные животные (произведение Толстого "Пожарная собака").

На занятиях по ОБЖ даем элементарные сведения об организме человека. Убеждаем о необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги). Используем художественную литературу "Мойдодыр". Проигрываем ситуации "Друзья Мойдодыра живут в школе и дома", "Поможем Буратино почистить зубы", "Как Вася гном чуть не обжегся обедом" и др. Показываем иллюстрации и рассказываем о том, как надо заботиться и ухаживать за ногтями, зубами, кожей. Объясняем детям, как важно следить за своим здоровьем. Добиваемся, чтобы дети, в случае необходимости, обращались за помощью к взрослым. На занятиях расширяем представление о профессии врача. Обыгрываем с детьми такие ситуации, как "Хрюша заболел и ему нужно вызвать врача". Учим детей вызывать врача по телефону к заболевшему Хрюше. Проводим экскурсии в кабинет врача. Планируем такие занятия, как "Таблетки растут на ветке", "Таблетки растут на огороде", закрепляем знания детей о правильном питании, о том какие витамины находятся во фруктах и овощах.

Показываем на примере литературных произведений "Три товарища" Толстого, "Что такое настоящая дружба", "Две подруги" Ю. Мориу - как нужно выбирать себе друзей, подчеркивая значимость дружбы в их жизни.

Во внеурочное время знакомим детей с видами автомобилей, их назначениями. Даем элементарные представления о том, что автомобиль опасен для человека. Рассказываем детям о работе светофора, о его значении, используя стихи Михалкова "Светофор", ситуации "О чем рассказал нам светофор?", "Зачем регулировщику палочка?", "Как Мурзик дорожные знаки учил", "Лесная школа Правил дорожной безопасности", "Что на дороге видели шины?". Даем детям понятие "пешеход". Объясняем правила для пешехода, которые необходимо выполнять, знакомя с проезжей частью, тротуарами и их значением. Доводим до сведения детей, чем опасна проезжая часть. Полученные знания воплощаем в рисунках детей. Рассматриваем иллюстративный материал в доступной форме. Объясняем детям, где следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Используем при этом игры "Внимание дорога", "Расставьте знаки", "Стоп машина! Тихий ход - на дороге пешеход" и т.д.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности”, можно использовать различные технологии: игровые; здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; сказкотерапия; межпредметные связи.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример взрослых (воспитателей и родителей). Только зная и соблюдая правила безопасности - дети смогут предвидеть опасные ситуации, избегут их, а в крайнем случае, будут к ним максимально готовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

процесс формирования сенсорных эталонов у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью через личностно-ориентированный подход.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной степенью У.О. зависит от внедрения в школе здоровье сберегающих техн...

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

Формирование графо-моторных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.Среди различных категорий детей с ОВЗ особое м...

Формирование и развитие элементарных математических представлений обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (Вариант 2)

Главная цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни....