Урок "Опасные химические вещества и объекты"
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс) на тему

Урок ОБЖ в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: Опасные химические вещества и объекты.

Тип: комбинированный.

Цели:

- дать знания об АХОВ и ХОО;

- довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их опасности;

- классифицировать крупнейших потребителей АХОВ

План:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового учебного материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Ход урока.

I.

Приветствие. Проверка присутствующих.

II.

Прежде чем  перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.

  1. Кроссворд «Радиация», его нужно выполнить на компьютере (буквы заглавные)
  2. Кроссворд на доске

        1

        2

        3

        4

1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар)

2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека.

(техногенный)

А ещё какого характера бывают аварии? (природного) Где неделю назад произошла такая авария?(ураган в Краснодарском крае)

В 3 строчке зашифровано свойство вещества, благодаря которому существует ещё один вид техногенных аварий, итак

3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность)

4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв)

Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ)

 - Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).

 Это и есть тема нашего урока. Запишите на доске и в тетрадях «Опасные химические вещества и объекты» (сл.1)

- С какими еще понятиями ассоциируется у вас понятие химически опасные вещества. За 30 секунд запишите несколько словосочетаний в поурочном листе в колонку «Что я знаю»

- Итак, что вы уже знаете?

- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)

- Теперь запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать по этой теме (1 минута)

-  Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они используются?  А какие крупнейшие аварии случались на химических объектах – это вас интересует? А как обстоят дела в Саратовской области?)

- Сегодня мы подробно поговорим об  опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах. (сл.2) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

(сл.3) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно химически опасные вещества;

 боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.

(сл.4) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества,  то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.

Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.

- Посмотрите в раздаточный материал «АХОВ». Сколько веществ в этом списке? (34) Плюс ещё 17 наиболее распространенных опасных химических соединений. Это: компоненты ракетного топлива;

отравляющие вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и др.

- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.

- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО) (сл.5) Запишем в тетрадь определение.

Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором  при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.

(сл.6) Перед вами классификации ХОО. На какие  же виды они делятся?

(сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном хозяйстве? В сельском хозяйстве? …

(Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)

Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)

Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)

Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)

Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)

Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)

- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю?

- Были ли среди них аварии на химически опасных объектах?

На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов.

- Какие химически опасные объекты существуют в Балашове? (ж/д, автозаправки, водозабор)

- Были ли у нас аварии на этих объектах? (выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер)

- Хорошо, что серьезных катастроф не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда.

(сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в  Саратове и недалеко от него. В нашем областном городе 14 химически опасных предприятия. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов.

Рис. 1. ОАО “Крекинг”

 (сл.9) АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.

Рис. 2 ОАО “СЭПО”

(сл.10)В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.

Рис. 3 ОАО “Нитрон”

(сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 21 июля 1997 г.

(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей  размер санитарно-защищённой зоны.  Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м.  Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить,  соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия?

(сл.13) В нашем регионе тоже принята областная программа «Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы». С мероприятиями, предусмотренными этой программой, познакомимся на следующих уроках, а сегодня лишь назовём 6 самых химически опасных населённых пунктов области, отмеченных в этом документе: г.г.Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск, п.Горный.

- А теперь небольшая самостоятельная работа: рассмотрите схему 4 на стр 54 и ответьте на вопросы задания 1 поурочной карточки. (выполняют)

(сл.14)

- В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения)

- В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? (Поволжский регион занимает третье место по числу химически опасных объектов после Центрального и Северо-Кавказского)

- Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий)

(сл.15) В зонах возможного химического поражения проживает около 53 миллионов человек. Посмотрите на диаграмму. Это гораздо больше, чем  в зонах пожароопасных, радиационных. Нельзя ли нам обойтись без таких опасных веществ?

(сл.16.) (нет, химическая промышленность производит много нужных веществ)

Физкультминутка

Учитель: А сейчас поработаем в группах.  Представьте, что вы представители средств массовой информации (СМИ). Ваша задача - донести до населения информацию о конкретном химическом веществе. Вы должны по раздаточному материалу «Характеристика некоторых наиболее распространенных АХОВ»  подготовиться к публичному выступлению, указав характеристики вещества, его влияние на человеческий организм. Прежде, чем вы приступите к работе, сделайте в тетради таблицу, мы заполним в таблице первые 3 колонки, 2 последних будем заполнять по мере изучения на следующих уроках).  (ученики читают 5 минут, затем рассказывают, остальные  во время ответа товарища делают записи в таблице)

- Начнём наши групповые отчёты с вещества, которое называется гептил. Сегодня февраль 2012г., а 24 года назад , 1 февраля 1988 г в Ярославле на перегоне Приволжье - Филино произошла авария грузового поезда. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом - веществом, являющимся компонентом ракетного топлива. Одна из цистерн опрокинулась набок, разгерметизировалась горловина, и опасное токсическое вещество стало вытекать на насыпь со скоростью 80 - 100 литров в час. Возник очаг химического поражения. Весь грунт вывозили тайно под покровом ночной темноты. Чем так опасно это вещество? (рассказ о гептиле)

(сл.17) Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные.

Из чрезвычайно опасных выберем ртуть. (рассказ).

Из высокоопасных– синильная кислота (рассказ).

Из умеренно-опасных сероводород (рассказ).

Слушаем отчёт вашей группы о фосгене (формальдегиде, метиноле)

Вещества

Характеристика

Токсическое воздействие

Защита

Медицинская помощь

Гептил

Ртуть

Синильная кислота

Сероводород

Фосген

Формальдегид

Метиловый спирт (метинол)

(сл. 18) К мало опасным относится аммиак. О нём и о высокоопасном хлоре вы найдёте материал в учебнике, и дома внесёте их в таблицу. Это очень важно, так как это самые распространённые вещества, применяемые на ХОО.

(сл.19)  Рассмотрим характеристики АХОВ (самостоятельно на стр 55-56)

III.

Решите кроссворд в поурочной карте (Мы начали урок с кроссворда АХОВ и закончим кроссвордом АХОВ)

Для справившихся дополнительное задание: тест (с обратной стороны)

1

А

Мм

М

И

А

К

2

X

Л

О

Р

3

Ф

О

С

Г

Е

Н

4

С

Е

Р

О

В

О

Д

О

Р

О

Д

  1. Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.
  2. Зеленовато-желтый газ с резким, раздражающим запахом хлорки.
  1. Бесцветный газ с запахом прелого сена и гнилых фруктов.
  2. Газ с запахом тухлого яйца.

IV.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Запишите в 3 колонку. Что такое АХОВ, ХОО?

Домашнее задание: §3.1, 3.2. Вопросы к §§.  Сообщения о крупнейших авариях на ХОО, ХОО в Саратовской области, ХОО Балашова.  

 

п

о

ж

а

р

х

е

т

н

о

г

е

н

н

ы

й

р

а

д

и

о

а

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

в

з

р

ы

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опасные химические вещества и объекты(презентация)

Опасные химические вещества и объекты(презентация)...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...

Опасные химические вещества и объекты

Опасные химические вещества и объекты...