Использование новых технологий в преподавании ОБЖ и физической культуры.
материал по обж на тему

В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_uchitelya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования.

Использование новых технологий в преподавании ОБЖ и физической культуры.

Здоровьесберегающая технология.

Развитие событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Для гармоничного развития человека необходимо развивать как умственные, так и физические качества. В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

Новое время требует новых подходов, новых отношений в педагогике. На уроках ОБЖ и физической культуры привлекает концепция сотрудничества. Их стиль взаимоотношений с учащимися не запрещать, а направлять; не управлять, а самоуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Результат: дети с удовольствием работают на уроках ОБЖ и физкультуры, с желанием посещают кружковые занятия.

Основная цель физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях - сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие двигательных способностей, повышение уровня их физической подготовленности, формирование навыков здорового образа жизни. На уроках ОБЖ и связанных с ними внеурочных мероприятиях дети учатся проявлять решительность, самостоятельность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность за свои поступки.

Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальным во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро в образовательной области.Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях:

I.Обучение детей.

1.Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни(ЗОЖ):

-профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика(пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

-простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи(при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

-привитие детям элементарных навыков(например: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.).

2.Через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:

-физкультминутки во время занятий;

-проветривание и влажная уборка помещений;

-ароматерапия, витаминотерапия;

-функциональная музыка;

-чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3.Специально организованная двигательная активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.

4.Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

II.Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории.

III.Работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Сегодня преподавание ОБЖ ведется в духе педагогических идей современной стратегии развития и концепции модернизации российского образования. На уроке ОБЖ именно материал, содержащий проблему, приучает детей к реализации полученных теоретических знаний, самостоятельным выводам, поискам выхода из кризисной ситуации.
Практический компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:

различные практические работы;

поиск выхода из проблемных ситуаций;

участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения; овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;

овладение умениями эколого-аналитического контроля за окружающей средой, а также нацеленными на ее сохранение (санитарно-гигиенический аспект);

овладение навыками самообороны и др.


С накоплением опыта преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в школах наряду с традиционными формами и методами все чаще применяются инновационные технологии: урок - практикум, урок - путешествие, дискуссия, мозговая атака, работа в творческих группах.

Применение творческих задач на уроках ОБЖ помогает преподавателям закреплять знания учащихся, развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей, пробуждать познавательный интерес, способствовует приобретению навыков бесстрашного решения нестандартных задач, продуктивной совместной работы в группе.


Игра- это путь к пониманию ребенком самого себя, своих возможностей и способностей. включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось бы, к малоинтересному материалу. Умелое использование дидактических игр позволяет учителю оптимально включать в работу всех учащихся, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Опорные схемы- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблицы, чертежа, рисунка, постоянно подключаются учителем к работе на уроке, помогая педагогу лучше учить, а учащимся лучше учиться.
Учителям в своей работе необходимо шире использовать выставки детских рисунков по безопасности жизнедеятельности (пожарной и электробезопасности, поведения на воде и др.). Проводить театрализованные представления с учащимися, конкурсы, соревнования. Активнее привлекать родителей учащихся (особенно младших школьников) для обучения своих детей как правильно пользоваться газом, электроприборами, как вести себя в случае возникновения пожара в доме (квартире), (днем, ночью), как вести себя, если остался один дома.

ОБЖ как научная и учебная дисциплина дает знания, умения и навыки всем, кто с ней  соприкасается. Она заставляет и учителя и учащегося (но прежде всего – учителя!) искать все новые и новые знания и формирует компетентность в области культуры безопасности.

Сегодня жизнь доказывает высокую ценность этого. Школьники предотвращают или умело тушат пожары, оказывают друг другу и своим родственникам первую медицинскую помощь, лучше ориентируются в опасных ситуациях, а порой спасают людям жизнь.

Использование средств новых информационных технологий в образовательном процессе одна из примет нашего времени. Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» на современном этапе, подобно прочим предметам, все активнее требует использования специализированных мультимедиа-программ.

На данный момент уже имеется несколько компьютерных обучающих программ, которые можно использовать на уроках ОБЖ. 

       Я, Иванюта Геннадий Борисович, преподаватель - организатор ОБЖ и  учитель физкультуры МБОУ СОШ № 3, работаю над проблемой: «Совершенствования форм и методов преподавания уроков ОБЖ и физкультуры».

         В своей работе я ориентируюсь на развитие личности школьника, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Много внимания уделяю на развитие практических навыков, необходимых в разных жизненных ситуациях.  

         Я стараюсь вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, нравственными качествами и навыками физической культуры. На практике применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-диспуты. В процессе преподавания физической культуры и ОБЖ я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках много внимания уделяю на индивидуальную работу с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.   Неплохо налажена внеклассная работа. Я являюсь руководителем кружков «Патриот» и «Феникс». Мои воспитанники показывают очень  неплохие результаты на соревнованиях допризывной и призывной молодёжи, «Защитник Отечества», «Школа безопасности» не только городского, но и зонального и областного уровней. Так же ведётся большая внеклассная работа по патриотическому воспитанию, это уроки мужества, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, Дни призывника, Дни воинской славы России; тактические игры на местности, соревнования по военно - прикладным видам спорта,  военно - спортивные игры «Зарница» и «Альтернатива»,мероприятия по профилактике пожарной безопасности. Эти формы учебно-воспитательной работы проводятся целенаправленно. Тем самым уменьшается разрыв между теоретическими практико- прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Принципы моей работы:

1.Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.                                2.Уважать личность каждого ученика.                                                                                              

Знания, умения и навыки, связанные курсом ОБЖ как научной и учебной дисциплиной в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности. Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечить здоровье и безопасность, выбрать позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

Применение новых технологий обучения (ИКТ) на уроках физической культуры

В настоящее время педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к рабо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста адаптивной физической культуры

Здоровьесбережение главных участников педагогического процесса за счет насыщения режима дня двигательной активностью в стенах ОУ....

Использование новейших технологий в преподавании иностранного языка.

Тема для обсуждения на заседании методического объединения...