Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»
план-конспект занятия по обж (10 класс) по теме
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Вредные привычки, их влияние на здоровье», фильм «Вредные привычки»), принцип интеграции - межпредметные связи (биология, физическая культура).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс преподавателя – организатора ОБЖ
Сафиуллина Якуба Гумеровича
«Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек
как одного из продуктивных методов обучения»
Цель мастер-класса:
- повысить мотивацию педагогов к овладению методом демонстраций на классных часах по профилактике вредных привычек как одним из продуктивных методов обучения.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы по использованию метода продуктивного обучения – метода демонстраций;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Ход мастер - класса:
I. ЦЕЛЬ МАСТЕР - КЛАССА:
- Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом по использованию метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одним из продуктивных методов обучения.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.
- Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. Проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку начала 21 века приходится учиться быть здоровым.
- Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека, образ жизни не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
- Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих, пьющих…о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни.
- Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества.
- Поэтому, необходимо привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.
- Очень важно, чтобы школьники имели знания в этой области, умели их применять в жизни.
- Несомненно, расширению знаний детей о вреде опасных привычек способствуют разные формы работы организации воспитательной деятельности. Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. продуктивных методов обучения.
- Для меня таким методом стал метод демонстраций - это наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов, проведение экспериментов, который является мощным средством развития познавательного интереса у школьников; обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно -чувственного, повышающего качество усвоения материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений.
Народная мудрость гласит: “Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.”
1. Я хочу рассказать об использовании на классных мероприятиях по ЗОЖ такого приёма как опыт.
- Этот приём играет важную роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Значение его состоит в том, что он способствуют развитию у школьников умения вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и на основе анализа результатов наблюдения дети учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. На основе наблюдений формируются представления учащихся и глубже, достовернее становятся их знания, они отчетливо, осознанно и многосторонне воспринимают наблюдаемый материал, переживают целый ряд эмоций, а главное получают немедленный и наглядный результат.
- А сейчас я проведу с вами практическое занятие, эпиграфом к которому может стать китайское изречение: «Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню».
- Предлагаю вашему вниманию опыт, который я провожу на уроках по профилактике табакокурения, он позволит наглядно увидеть, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют.
Сжав бутылку, выдавить из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. На дно бутылки можно положить ватные шарики. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.
- Представьте, это лёгкие, чистые, здоровые. Посмотрите, что с ними происходит, когда человек прикуривает сигарету…. и затягивается……
Вы видите, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют.
- Как выглядит ёмкость?
- Как, по-вашему, мнению выглядят лёгкие курильщика?
- Какой вывод можно сделать?
- На внеклассных мероприятиях по профилактике алкоголизма, провожу опыты, которые позволяют наглядно рассмотреть последствия алкоголя.
Опыты:
1. Пшеница, смоченная водой и пшеница, смоченная водой, разведённой со спиртом.
2. 2 стакана: в 1 – луковица в воде, во 2 – лук в воде, разведённой со спиртом.
Результат: пшеница, замоченная в воде – проросла, а в воде со спиртом – не проросла.
Луковица в воде – зелень, а со спиртом – сгнила.
- Какой вывод можно сделать? (Алкоголь – это яд. Он вызывает заболевания внутренних органов, поражает центральную нервную систему).
- Такие приемы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысливание, повышают прочность запоминания материала.
2. Широко использую приём «проведение экспериментов», эффективность которого достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”.
Давайте проведем маленький эксперимент…
Сколько мы совершаем за одну минуту вдохов и выдохов? Считать мы будем в дыхательных актах = вдох + выдох . Дышим, как обычно, учащать или замедлять дыхание не нужно. А эксперимент проведем стоя.
(Песочные часы на 1 мин, все встали).
- Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого получилось актов дыхания меньше 15. У кого от 15 до 20? У кого больше 20? Спасибо.
- Обратите внимание, что некоторые из вас совершают больше 20 актов дыхания в минуту, это сигнал к тому, что вам нужно заниматься физкультурой (если нет противопоказаний, то бег – универсальное упражнение для поддержания своего здоровья в хорошей форме).
- А сейчас я вам предлагаю решить задачу, условия которой помещены на слайде:
Задача 1.
Смертельная для человека доза спиртного – 7 г на килограмм массы тела.
Рассчитайте, основываясь на этих данных смертельную дозу для вас?
Для расчёта необходимо использовать вес собственного тела.
Вывод: Следовательно, смерть может наступить, если…
Задача 2.
Известно, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела.
В одной сигарете содержится от 3 до 15 мг никотина (в зависимости от сорта).
Для расчёта возьмём среднее арифметическое и предположим, что сигарета содержит 6 мг никотина.
Рассчитайте, основываясь на этих данных, выкуривание скольких сигарет одновременно составляет смертельную дозу для вас.
Для расчёта необходимо использовать вес собственного тела.
Вывод: Следовательно, смерть может наступить, если ….. выкурит … сигарет одновременно. Но известны случаи, когда человек умирал от выкуривания 2-3 сигарет подряд, тогда смерть наступает от остановки сердца и органов дыхания, от «токсического удара» по нервным центрам.
4. Результатом использования опыта на внеклассных мероприятиях по профилактике табакокурения стал рекламный видеоролик «Сигарета – здоровью преграда».
Видеоролик.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА:
- Вашему вниманию был представлен мастер – класс по теме: «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения».
- Считаю, именно такая форма активного обучения облегчает осмысливание, развивает умение анализировать и помогает сделать правильный выбор, приближает обучение и воспитание к жизни.
- Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал поможет использовать активные формы обучения в работе с детьми по профилактике вредных привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...
Мастер класс "Использование методов интерактивного обучения"
Использование методов интерактивного обучения на уроках химии...
Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы
Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...
Мастер -класс "Использование технологии Активных методов обучения (АМО) как способ формирования у обучающихся УУД"
Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди ог...
Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...
мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"
Мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"...