10кл инфекционные заболевания
презентация к уроку по обж (10 класс) по теме

Пецык Светлана Викторовна

урок в 10 классе, используется презентация"10кл инфекционные заболевания", урок беседа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 кл                     Рабочая карта

  Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Группа инфекционных заболеваний

Краткая характеристика

Инфекции входящие в группу

Кишечные инфекции

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот

Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, пищевые токсикоинфекции и др.

Инфекции дыхательных путей или воздушно – капельные инфекции

Передача осуществляется воздушно – капельным путем

Грипп, оспа, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.

Кровяные инфекции или трансмиссивные инфекционные заболевания

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых

Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы животных

Бешенство

Контактно – бытовые инфекции

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует

Это все инфекционные кожно – венерологические заболевания, передающиеся половым путем: сифилис, гонорея, хламидиоз идр

Составить таблицу:

Заболе-
вание

Возбу-
дитель

Среда обита-
ния

Поги-
бает
возбу-
дитель

Источ-
ники

Происхо
ждение заражения

Разно-
счики

Влияние на организм

Инку-
бацион-
ный период

Симп-
томы

Профи-
лакти-

ка



Предварительный просмотр:

Тема: «Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика».

Тип урока: Урок – беседа.

Вопросы урока: 1. Понятия инфекционной болезни, эпидемии.

                            2. Условия передачи инфекции.

                            3. Механизмы передачи инфекции.

Цели урока: Познакомить учащихся с признаками инфекционных заболеваний, условиями и механизмами передачи инфекции.

Оборудование: Учебник, схемы, слайды, плакаты.

        План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

Отметить отсутствующих, сообщить тему урока

1мин

2

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока

10мин

3

Беседа

Изложение материала урока

30мин

4

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем материала урока

3мин

5

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1мин

На доске: число, месяц

Тема: «Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания:

Вопросы

Ответы учащихся

1. В каких случаях бывает «синдром длительного сдавливания конечностей или травматический токсикоз»?

Когда тело или часть тела оказывается зажатой или придавленной . При  землетрясениях или авариях

2. Что необходимо сделать в случае нахождения раненного с травматическим токсикозом?

1. Освободить тело

2 На раны и ссадины наложить повязки

3. Если конечность холодная и синюшная, то накладывается жгут, если теплая, то тугая повязка.

4. Дается противоболевое средство

5. Горячий чай, кофе

6 Доставить в больницу

3. Первая мед помощь при ушибе

Давящая повязка, холод, покой

4. Первая мед помощь при растяжении связок?

Тугое бинтование, холод, покой

5 Первая мед помощь при переломах?

Остановка кровотечения, наложение стерильной повязки, закрепление конечности (шина)

3. Изучение нового материала. (слайд 1)

Начнем изучение нового материала с определения термина – «инфекция». Записываем:

(слайд 2)

Инфекция – это проникновение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели микроорганизмов.

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, лежит в основе существования особого рода болезней – инфекционных.

(слайд 3)

Инфекционные болезни – это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, простейшими, грибами, которые , проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма.

Тяжесть течения болезни, клинические особенности и исход болезни в большой степени зависит от состояния организма человека, его физиологических особенностей, иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Из биологии вы знаете, что микроорганизмы делятся на виды

(слайд 4)

Патогенные – не вызывают заболевания

Условно – патогенные – могут вызывать инфекцию

Патогенные – вызывают инфекционные заболевания

(слайд 5)

Рассмотрим классификацию основных инфекционных болезней человека (стр 58 учебника)

Различают 4 вида:

1. Кишечная инфекция – к которой относятся вирусный гепатит А, дизентерия, холера, ботулизм и др.

2. Инфекция дыхательных путей - к которой относятся грипп, корь, краснуха, туберкулез и др.

3. Кровяные инфекции – сыпной тиф, чума, желтая лихорадка и т.д.

4. Инфекция наружных покровов – ВИЧ – инфекция, вирусный гепатит В,С,Д сибирская язва и др.

Все эти болезни имеют общие признаки:

(слайд 6)

Записываем – Признаки инфекционных болезней:

  • Повышение температуры
  • Озноб
  • Разбитость в теле
  • Головная боль
  • Кашель
  • Чихание
  • Выделения из носа
  • Рвота
  • Жидкий стул
  • Боли в животе
  • Сыпь

   

(слайд 7)

Все эти признаки проявляются в определенный период болезни.

Для инфекционных болезней характерны следующие (Записываем: )периоды развития болезни

  • Инкубационный
  • Начальный
  • Период основных проявлений болезни
  • Период угасания симптомов болезни

Выздоровление будет полным, если все функции организма восстанавливаются.

Поэтому для предотвращения заболевания населения ведется регистрация всех случаев заболевания инфекционными болезнями. Кроме регистрации проводится ряд мероприятий, направленных на повышения иммунитета организма человека. Обычно инфекционные заболевания распространяются из района их природного обитания через транспортные пути и при массовых миграциях животных – переносчиков заболеваний. Когда процент заболевших,  намного превышает обычные показатели, говорят об эпидемии.

(слайд 8)

Записываем: Эпидемия – массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

(слайд 9)

Пандемия – эпидемия, охватывающая несколько стран или материков

Механизм передачи инфекции неодинаков при различных заболеваниях

(слайд 10)

Механизм передачи инфекции

  • От больного к здоровому
  • От здорового , но бациллоносителя к здоровому.

       (слайд 11)

Пути передачи инфекции могут быть разными:

  • Фекально – оральный путь ( через кал, рвоту ---- грязные руки---- посуда, продукты---рот---желудок----кишечник ( так передается дизентерия)
  • Воздушно- капельный путь – (чихание ----вдох---верхние дыхательные пути, так передается грипп)
  • Жидкостный – (кровососущие насекомые(вши) –здоровый человек, так передается чума, сыпной тиф)
  • Зоонозный – (от диких или домашних животных при укусе здорового человека, заражается бешенством)
  • Контактный и контактно – бытовой ( через постель, обувь передаются грибковые заболевания)

Запишем определения некоторых понятий :

(слайд12)

Бациллоноситель – человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. (Человек при этом здоров, но является носителям и распространителем инфекционного заболевания)

Условия передачи инфекции могут быть разные, различают три вида:

  • Природные – которые зависят от климата, животного и растительного мира, природных очагов инфекционных заболеваний (например – в Амурской области проживают энцефалитные клещи , переносчики инфекционных заболеваний – тифы, чумы, энцефалита)
  • Социальные – при большой плотности населения, плохих санитарно- коммунальных условиях, неразвитого здравоохранения – страны Африки
  • Личные –при способности организма отвечать на внедрение , размножение патогенных микробов (местные жители Восточных стран  заболевают некоторыми видами болезней , не присущими Западным странам)

Для того чтоб не заразится и не заболеть инфекционными заболеваниями в нашем организме, вырабатывается иммунитет.

Иммунитет – невосприимчивость к болезни. Способ защиты внутреннего организма от генетически чужеродной информации.(Антигенам)

Антигены- патогенные микроорганизмы.

Где же «находится» наша иммунная система?

(слайд13)

Органы иммунной системы:

  • Костный мозг
  • Печень
  • Селезенка
  • Лимфатическая система

Каким же образом у нас «появляется» иммунитет?

-Через прививки

- По наследству

- Приобретается после болезни

Поэтому различают следующие виды иммунитета:

  • Наследственный
  • Естественно приобретенный
  • Искусственно приобретенный
  • Активно приобретенный (вакцины)
  • Пассивно приобретенный (сыворотки с антителами)

                 

                   (слайд14)

        Рассмотрим таблицу «Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней, оказание первой помощи больному»

        

                    (слайд 15)

  • Дизентерия

(слайд 16)

  • Инфекционный гепатит

(слайд17)

  • Ботулизм

(слайд 18)

  • Грипп

(слайд 19)

  • Дифтерия

(слайд 20)

  • Краснуха

(слайд 21)

  • Скарлатина

(слайд 22)

  • Эпидемический паротит

(слайд 23)

В случае возникновения заболевания вводится карантин

Карантин – система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага.

4. Подведение итогов урока:

  1. Что такое инфекция?
  2. Какие болезни называются инфекционными?
  3. Что такое иммунитет и какие органы отвечают за иммунитет?
  4. Кто такой бациллоноситель?
  5. Чем отличается эпидемия от пандемии?

5. Домашнее задание: Заполнить таблицу – заболевание  «грипп»,

параграф 3.1 и 3.2

Дополнительный материал.

Свиной грипп
Свиной грипп – заболевание людей и животных, вызываемое штаммами вируса гриппа.

 Широко распространен среди

свиней почти везде, кроме Австралии, большей части Африки и, естественно, Антарктиды. Наиболее часто свиной грипп встречается в Северной и Южной Америке, Европе, странах Азии, а также в некоторых областях Африки. Вирус циркулирует среди свиней, других млекопитающих, птиц и людей, при этом мутирует.

 От животного к человеку свиной грипп передается редко, поэтому при правильной термической обработке свинина не может стать источником заражения.

Передаваясь от животного к человеку, вирус свиного гриппа не всегда вызывает заболевание, а его наличие можно определить только по присутствию в крови антител. Заразиться можно как при непосредственном контакте, так и воздушно-капельным путем. Симптомы свиного гриппа схожи с симптомами и признаками обычного сезонного гриппа и ОРВИ.

Свиной грипп в России и Украине

В России первый случай заболевания свиным гриппом зарегистрирован 22 мая 2009 года.

По сообщению ИТАР-ТАСС от 29 октября 2009 года число жертв свиного гриппа

в России достигло 5 человек – к Забайкалью и Москве присоединился Красноярский край.

Источник вируса свиного гриппа в России – туристы. Особенно актуально это для Москвы, куда ежедневно прибывает большое число не только туристов, но и иммигрантов из стран Азии.

Что касается ситуации со свиным гриппом в Украине, то первый заболевший зарегистрирован 2 июня 2009 года.

 По сообщениям СМИ, 31 октября 2009 президент Украины В. Ющенко сообщил,

что ОРВИ и гриппом на Украине болеет 154,2 тыс. человек, умерло 48, в том числе 2 ребенка.

 Лабораторные методы подтвердили 14 случаев свиного гриппа.

По данным ВОЗ на 30 октября 2009 года число заболевших в мире достигло 537248 человек, количество смертельных исходов – 6972.

Симптомы свиного гриппа у людей

Как было сказано выше, симптомы свиного гриппа у людей не отличаются от симптомов обычного сезонного гриппа.

 К первым признакам заболевания относятся:
- повышенная температура,
- головная боль,
- озноб,
- кашель,
- насморк,
- ангина,
- слабость в теле,
- боли в мышцах,
- ломота в суставах,
- в некоторых случаях возможны такие симптомы, как рвота, расстройство желудка, диарея.

При обнаружении у себя одного или нескольких перечисленных признаков обратитесь к врачу.

 Скорее всего, это не свиной грипп, но лучше перестраховаться.

 Вакцины и прививки от свиного гриппа

Прививка против сезонного гриппа входит в Национальный календарь профилактических прививок.

Что касается прививок от свиного гриппа, то вакцина была изготовлена совсем недавно.

 В скором времени планируется вакцинация населения РФ. Однако, как отмечает ВОЗ, поголовная вакцинация не является выходом.

 Другое дело – прививки людям, входящим в группу риска.

Специалисты ВОЗ и вирусологи разных стран мира смогли создать вакцину от вируса свиного гриппа только в октябре 2009 г.

 Как сообщают ВЕСТИ, в октябре в России официально зарегистрированы 4 вакцины от свиного гриппа:

 "МоноГриппол", "МоноГриппол Нео", "Пандефлю" и "Инфлювир".

По прогнозу главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в России планируется произвести 40 млн. доз вакцины.

Многие врачи считают, что в случае со свиным гриппом страшнее не сама болезнь, а паника.

 Многие СМИ нагнетают ситуацию пугающими сообщениями об этом вирусе. Однако люди, вспоминая недавние вспышки "птичьего гриппа" и "коровьего бешенства", которые не имели серьезных последствий для человечества в планетарном масштабе, начинают задумываться – а так ли страшен черт, как его малюют?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Слайд 2

Инфекция (от средневекового латинского слова infectio- заражение) -это внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели микроорганизмов.

Слайд 3

Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: *болезнетворными бактериями; *простейшими *грибками которые, проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма. Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями:

Слайд 5

Виды микроорганизмов Не патогенные (Не вызывают заболевания) Условно – Патогенные (Могут вызвать инфекцию) Патогенные (Вызывают инфекционные заболевания)

Слайд 6

Классификация основных инфекционных болезней человека Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, паразитирующими в организме человека (антропонозы) Инфекционные болезни, к возбудителям которых восприимчив человек (зоонозы) А) Кишечные инфекции Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В. Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез. Б) Инфекции дыхательных путей Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина, туберкулез и др. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, онитоз. В) Кровяные инфекции Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф. Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума. Г) Инфекции наружных покровов Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит Д, ВИЧ- инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома. Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур.

Слайд 7

Признаки инфекционных заболеваний Повышение температуры, озноб, разбитость в теле, головная боль,кашель, чихание,выделения из носа, рвота, жидкий стул, боли в животе, сыпь.

Слайд 8

Для инфекционных болезней характерны следующие периоды развития: инкубационный- время от момента внедрения микроорганизма до появления болезни. начальный- сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни.

Слайд 10

Эпидемия- массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Слайд 11

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков.

Слайд 12

Передача инфекции: больной здоровый здоровый (бациллоноситель) здоровый

Слайд 13

Пути передачи инфекции: 1. фекально- оральный 2. воздушно- капельный 3. жидкостный 4. зоонозный 5. контактный 5. контактно- бытовой

Слайд 14

Бациллоноситель- человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. Иммунитет- невосприимчивость к болезни. Способ защиты внутреннего организма от генетически чужеродной информации (антигенов). Антигены- патогенные микроорганизмы.

Слайд 15

Условия передачи инфекции:

Слайд 16

жизнедеятельность патогенных микроорганизмов и т.д.

Слайд 17

Органы иммунной системы: костный мозг, печень, селезенка, лимфатическая система.

Слайд 18

Виды иммунитета наследственный Естественно приобретенный Искусственно приобретенный Активно приобретенный Пассивно приобретенный

Слайд 19

Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней, оказание первой помощи больному. Наименова ние болез ни Воз буди тель Симп томы Пути пере дачи и источники Про должи тель ность болез ни Влияние болезни в организме Меро приятия в отноше нии больных

Слайд 20

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи и источни ки Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Дизентерия виды: Амеб ная и бакте риаль ная Дизентерийная палочка Общая слабость, недомогание, потеря аппетита, темпера тура до 38 О и выше, боль в нижней части живота, жидкий стул с кровью. Язык с белым налетом. Гряз ные руки, Инфицирован ные предме ты, Пище вые продук ты. Мухи. Боль ные люди Инкубационный период- от1 до 7дней, длитель ность заболева ния от1-2 до 8-9 дней. Смертельные случаи. Амебная – требует долгого лечения и дает тяжелые осложнения в основном на печень. Нервная система, сердечно-сосудистая система, обмен веществ, водно-солевой обмен. Лечение в инфекционном стационаре или в домашних условиях.

Слайд 21

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Инфекционный (эпидемический) гепатит Особый вид фильтрующегося вируса. Разбитостьутомляемость, боли в суставах, увеличе ние в размерах печени, селезенки. Моча приобрета ет темную окраску, светлеет кал, желтуш ность кожи. Больной чело век и вирусоноси тель Через желудочно – кишеч ный тракт и через кровь Инкубационный период- до 50 дней, при заражении через кровь – до 200дней. Выздоровле ние наступает на 18-22 день Вирус остается в крови у здорового человека. Госпитализация.

Слайд 22

Наименование болезни Возбуди-тель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Боту лизм Спороно-сная палоч ка Появле ние головной боли, общее недомога-ние, слабость, боли в животе, колики, рвота, вздутие живота, незначите-льное повыше ние темпера туры. Травоядные живот ные. Пище вые продук ты: копчен ное и соленое мясо, мясные, рыбные, овощные консер вы. Инкубационный период- от 1часа до 2 суток. Продолжительность болезни- от 4 до 15 дней или смерть. Разрушение в клетках головного мозга, изменения в центральной нервной системе. Быстрое промывание желудка (5% -ным раствором питьевой соды), введение сыворотки и анатоксина. Госпитализа ция.

Слайд 23

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Дифте рия Дифте-рийная палочка Общее недомо гание, боли при глотании, рвота, образование серовато-белого налета, температура 38 о -39 о, головная боль и слабость. Источ ник: больной человек или бацилло-носитель Зараже ние воздуш но- капель-ным путем, бытовым (продук ты или книги) Инкубационный период- 2-7 дней. Осложне ние на сердце, нервную систему. Введение дифтерий ной сыворотки, антибиоти ков.

Слайд 24

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Краснуха Фильт-рующий вирус Насморк, кашель, конъюнктивита, температу-ра до 38 о , припухлость лимфотических узлов, сыпь. Больной человек. Воздуш но- капель-ный путь. Инкубационный период- 2-3 недели. Опасна для беременных женщин. На 2-3 дня постельный режим, изоляция на 10 дней.

Слайд 25

Наименование болезни Возбуди-тель Симпто-мы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Скарла тина Гемоли-тичес кий стрепто-кокк Головная боль, озноб, температу ра до 39 о -40 о, боль в горле, язык покрывается беловато – серым налетом, миндали-ны с желовато – белыми пленками, увеличе-ние лимфоти-ческих узлов, сыпь. Боль ной человек или бациллоноси тель, воздушно – капель-ным путем, быто вым. Заразен в течении всей болезни и еще на 5-6 дней после исчезнове ния признаков болезни. Иммунитет на всю жизнь. Осложнение на сердце, среднее ухо, почки, лимфатические узлы. Антибиоти ки, изоляция больного.

Слайд 26

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Свинка (эпидеми ческий паротит) Вирус Опухоль околоуш-ной слюнной железы, температура до 39 о -40 о Больной человек или бацилло-носитель, воздуш но – капель-ным путем. Инкубационный период 11 –25 дней, продолжительность болезни от 3 до 7 дней. Иммунитет на всю жизнь. Осложнения – менингит, панкреатит. Изоляция на 20 дней, постельный режим.

Слайд 27

Наименование болезни возбудитель симптомы Пути передачи Продолжительность болезни Влияние болезни в организме Мероприятия в отношении больных Грипп Фильт-рующие вирусы Озноб, недомогание, слабость, головная боль, ломота во всем теле, покрасне-ние слизистой оболочки, обильное выделение из носа, кашель. Незначите-льное повышение температу-ры. Источ ник заболе вания – боль ной человек зараже ние – воздуш но-капель-ным путем. Инкубационный период – от несколько часов до 2 дней. Выздоровление наступает на 5-6 день. Осложнения в любых органах и системах. Изоляция больного.

Слайд 28

Иммунизация – специфическая профилактика . инфекционных болезней. иммунизация Активная- Введение вакцин или антитоксинов Пассивную- введение иммунной сыворотки или иммуноглобулина Пассивно- активную – вводят иммунную сыворотку, затем вакцину или анатоксин

Слайд 29

Карантин- система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага: запрещение или ограничение выезда и въезда, выявление и изоляция больных и лиц, соприкасающихся с ними и т.д.

Слайд 30

Вопросы: 1. Какой процесс называется инфекцией?

Слайд 31

2. Какие болезни называются инфекционными? Приведите примеры инфекционных болезней.

Слайд 32

3. Что называется иммунитетом? Какие органы нашего организма отвечают за иммунитет?

Слайд 33

4. Кто такой бациллоноситель?

Слайд 34

5. Чем отличается эпидемия от пандемии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся....

Презентация по СБО "Инфекционные заболевания"

В презентации даны иллюстрации и классификация инфекционных заболеваний....

Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия:  урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Инфекционные заболевания

План- конспект по теме вопроса : Инфекционные заболевания....

10кл инфекционные заболевания

урок в 10 классе, используется презентация"10кл инфекционные заболевания", урок беседа....