Главные вкладки

    Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"
    план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

    Решетникова Ольга  Евгеньевна

    Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_obzh_i_istorii.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный  урок по ОБЖ и истории  России  

    в  10 классе

    Тема:  Влияние внешнеполитического курса Петра I  на историю создания

                   Вооруженных Сил Российского государства

    Задача  урока:  Решение проблемы:  Какое  значение  для  будущего России  имел  внешнеполитический  курс Петра I.

    Цели   урока:

    Образовательные:

    • познакомить  учащихся  с  внешнеполитическим  курсом  Петра I, а также  его  военным  реформированием;
    • проследить  влияние  его  военных  реформ  на  успешность  внешней  политики;
    • выявить связь между реформированием Петра I и  современным  состоянием ВС  РФ.

    Развивающие:

    • развивать  интерес  к  предмету  ОБЖ и истории  за  счет  использования  интересных       фактов из биографии и жизнедеятельности исторической личности;
    • развивать  умение  учащихся  самостоятельной  работы  с  дополнительными источниками информации (энциклопедиями, хрестоматиями и т.п.), выбирая  основной  материал.

    Воспитательные:

    • воспитывать у  учащихся  чувство  патриотизма  и  любовь  к  истории своей   Родины
    • поддерживать  в  учениках  стремление  к  учебе, приобретению  новых  знаний
    • воспитывать  умение  слушать  собеседника.

    НАГЛЯДНЫЙ  МАТЕРИАЛ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ  НА  УРОКЕ:

    1.Слайдопрезентация «Влияние  внешнеполитического  курса Петра I на историю  создания ВС Российского  государства.

    2. Карта «Северная  война»

    3.Учебник  ОБЖ, истории

                                     

    ХОД    УРОКА :

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ ( 3-5 минут)

     

    Учитель приветствует  детей, проверяет  готовность  класса и  учащихся  к  уроку, отмечает  отсутствующих.

    2. РЕШЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ

    На доске заранее  написан  эпиграф  к  уроку:

                                                          То академик, то герой,

                                                          То мореплаватель, то плотник,

                                                          Он всеобъемлющей  душой

                                                          На троне  вечный  был  работник.

                                                         

                                                                             А.С. Пушкин

    Учитель истории: 

    В начале  своего  царствования  из  двух  морей, к которым  предстояло  пробиваться России, Петр I выбрал Черное. На Балтике  господствовала Швеция, обладавшая  сильной  армией и  великолепным  флотом. Османская  империя представляла  не менее  грозную  силу. Вступление  в  «Священную  лигу» (Речь Посполитая, Австрия, Венеция) казалось  Петру перспективным. Петр I полагал, что  эта  война  против  турок  даст  возможность  освоения  южных  земель.

    Итак, мы  с  вами  переходим  к  решению  нашей проблемы. Азовские  походы, что  ожидало Россию?

    Выступление учащегося: Первый Азовский поход оказался  неудачным (1695г.). Русское  войско, как выяснилось, не  могло  решать  серьёзные  задачи: два штурма  крепости  были  отбиты  с  большими  потерями. Попытка же  взять  Азов  осадой  не  принесла  успеха, т.к. у Петра  не  было  флота, способного  блокировать  крепость  с  моря.

    Однако Петр из  неудачи  сделал  правильные  выводы и  начал  строить  флот. В результате летом 1696 г., во время  второго Азовского  похода, крепость  «обложили»  и  с  суши, и  с  моря. Её  гарнизон, не дожидаясь  штурма,  сдался.

    Учитель истории: 

    Для  продолжения  войны  с  Турцией требовалось  получить  поддержку  от  союзников. Петр I  объявил об отправке «Великого посольства»

    Выступление учащегося:  В  составе  Великого  посольства  инкогнито  отправился  и  сам  Петр I. В.посольство  отправилось  на  Запад, чтобы  побудить  союзников  России, прежде  всего  Австрию, к активизации военных  действий. Однако  великие  державы, в том  числе Австрия, готовились  к  борьбе  за  богатое «испанское  наследство». В 1699 г. все союзники России по «Священной  лиге» заключили  мир  с  османами.

    Продолжить  войну  в  одиночку Петр не  решился. В том же 1699 г. в Константинополе  начались  переговоры. Они  проходили  чрезвычайно  тяжело: камнем  преткновения  был  Азов, который  османы  требовали  вернуть. В 1700 г. мир был  все-таки  заключен, причем  Азов  остался во  владении России.

    Однако потеряв  надежды  на  поддержку  союзников  по «Священной  лиге», Петр  тут же принял  самое  активное  участие  в  создании  новой  коалиции  для  борьбы  в  другом  направлении – за  побережье Балтики.

    Учитель истории: Итак, 8 августа 1700 г. после  заключения  перемирия с Турцией, 9 августа Россия объявила  войну  Швеции.

    Выступление учащегося:  В августе 1700 года русская  армия  двинулась  к  шведской  крепости Нарве. Этот  поход  оказался  очень  тяжелым  из-за  плохой  погоды и бездорожья. И само  движение  к  Нарве, и осада  крепости  ясно  показали, что новорожденная  петровская  армия  еще толком  не  готова  к  войне: дисциплина  и  выучка  были  на  самом  низком  уровне, в отношениях  между  только что  собранными  новобранцами  и  офицерами, в основном  иностранными, постоянно  прорывалась постоянная ненависть, многие  пушки  русского  литья оказались  не годными, солдатские  кафтаны  из  гнилого  сукна расползались буквально на глазах, боеприпасов и провианта  не  хватало… Русская  армия  безнадежно  застряла  под  Нарвой…

    Между  тем  выяснилось, что  противник  у  держав Северного  союза  самый  серьезный: взошедший  на  светский  престол накануне  войны  король Карл XII оказался  талантливым  полководцем. В августе 1700 года он  неожиданно  во  главе  сильного  десанта  высадился  под  Копенгагеном  и  принудил Данию  к  капитуляции. В ноябре Карл  появился  в  тылу у  русской  армии, осаждавшей Нарву. Петр счел  свою  армию обреченной, оставил  её  и  бросился  укреплять  Новгород, Псков. Он был  уверен, что его  грозный  противник двинется в глубь России.

    Однако карл, разгромив под Нарвой русских, двинулся  с  основными  силами  в  Речь Посполитую  воевать с Августом вторым, которого он теперь  считал  серьезным  противником.

    Между тем  русская  армия быстро оправилась  от  нарвского поражения. В 1701 году Б.П. Шереметьев в Прибалтике одержал первую победу  над  шведской армией под Эрестфером в Эстляндии. В 1702 он штурмом взял крепость у истоков Невы Нотебург, переименованный Петром в Шлиссельбург – «Ключ-город». Вскоре русские  войска  овладели и устьем Невы. Здесь 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская  крепость, положившая  начало Санкт-Петербургу. Этот  город вскоре  превратился  в  важнейший  торговый и военный  порт России. Здесь  на  судоверфи строился русский Балтийский флот. В 1713 г. Петр провозгласил Петербург новой столицей России.

    Русские  продолжали  теснить  шведов  на  запад. Однако  вскоре  ситуация  резко  изменилась.

    Учитель истории: Карл XII готовился к  походу  на  территорию  России- было  выбрано  южное  направление, там  шведы  надеялись  получить  помощь  от  украинского  гетмана  Мазепы.

    Выступление учащегося:  В самом  конце 1707 г. Карл начал  свой  поход. Во главе  44-тысячной  армии  Карл шел  на  Москву. Русская  армия  отступала, не  принимая  генерального  сражения, тем самым изнуряя шведов. Тогда  Карл XII был  вынужден принять предложение гетмана И.С.Мазепы и повернуть  на  юг, на  Украину.

    Отказ  от  первоначального  плана  компании  против  России  оказалось  роковым  для  шведского  короля. Из Прибалтики на  соединение с ним  шел  16-тысячный корпус  генерала Левенгаупта, сопровождавший  огромный  обоз с провиантом  и  боеприпасами.

    28 сентября 1708 г. у деревни Лесной в Белоруссии он  был  разгромлен русским  войском  под  командованием  Петра.

    Позже  Петр справедливо  называл  битву у Лесной матерью Полтавской  победы.

    Весной 1709 года Карл 12 надолго  застрял  под  Полтавой. Между тем к Полтаве  подошла  русская  армия, значительно  превосходившая  по  численности шведскую (около 50 тысяч человек против 28 тысяч). 27 июня 1709 г. состоялась Полтавская битва, в которой  шведы  были  разгромлены. Около  половины  солдат  шведской  армии  погибли  или  попали  в  плен  на  поле  боя; остальные  попытались  спастись  бегством. Однако спастись и переправиться  на  другой  берег Днепра  удалось  лишь  только  шведскому  королю, Мазепе и их ближайшему  окружению.

    Военная  мощь  Швеции  была  подорвана бесповоротно.

    Учитель истории: Прутский  поход 1711 г. оказался  плохо  подготовленным и закончился переговорами. И только благодаря подкупу  удалось сохранить  армию, но оставить  Азов.

    Нам  необходимо  рассмотреть  итог  боевых действий русского  флота  у  мыса Гангут (1714) и у острова Гренгам (1720)

    Выступление учащегося:  На последнем  этапе Северной  войны России  предстояло  сломить  сопротивление  противника  на  море, где  шведский  флот  представлял собой  грозную  силу. Это было сделано  в  морских  сражениях – в 1714 г. у мыса Гангут, в 1720 г. у острова Гренгам. Новорожденный  русский  флот показал  в  этих  сражениях  великолепные  боевые  качества  своих  кораблей  и  отличную  выучку  экипажей.

    Потеряв  превосходство  на  море, Швеция  попала  в  затруднительное  положение: русские  корабли  все  чаще  обстреливали  её  города, русские  десанты  разоряли побережье, на котором  концентрировалась почти вся хозяйственная  жизнь.

    Учитель истории Истощенная  многолетней  войной, Швеция  вынуждена  была  пойти  на  переговоры  с  Россией.

    Выступление учащегося:  В 1721 г. в небольшом  городке Ништадте в Финляндии был  заключен мир. По Ништадтскому мирному  договору Россия  не  только  вернула, утраченные в Смутное время - Ингрию, Южную Карелию, но и включила в свой  состав Эстландию и Лифляндию. Теперь  Россия  получила  надежный  выход на  Балтику, становилась  морской  державой. Мощное  развитие  получила  внешняя  торговля  России: война  со  Швецией  была  ещё  в  полном  разгаре, а Петербург по внешнеторговому  обороту  уже  в  несколько  раз  превзошел  Архангельск. Выход  на  Балтику, создание  здесь  крепостей и сильного  флота – все это повысило  обороноспособность России. Россия  приобрела высокое  международное  положение, без  ее  участия  уже  не  решаются  важные  внешнеполитические  вопросы.

    Учитель истории: Каким  образом внешнеполитический  курс  Петра I  повлиял на формирование русской  армии, дальнейшее  решение  проблемы  вы  рассмотрите  с  учителем  ОБЖ.

    Выступление учителя ОБЖ:  Эффективность  внешней  политики  Петра I во  многом  обуславливалось  проведением им  военного  реформирования. Мы знаем, что Петр-это великая историческая личность,  грамотный полководец, первый император России, но он  также  и  великий  реформатор. Во второй  части  нашего  урока хочется  назвать  самые  основные  и  значимые  его  военные  реформы, повлиявшие на  успешность внешней политики,  а также  провести  некоторую  параллель между эпохой Петра и современной  действительностью, выявить влияние военного  реформирования конца XVII  века-н.XVIII века  на  современное  состояние ВС. И начать, наверно, стоит с создания  Петром I регулярной армии.

    Выступление учащегося:  

    27 ноября 1699 года - указом Петра I было положено начало рекрутской системе набора в армию      

    Постепенно случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими рекрутскими наборами, хотя старые приемы вербовки частично сохранялись. Рекрутов распределяли по «станциям», сборным пунктам, в ближайших городах партиями по 500 – 1000 человек и расквартировывали на постоялых дворах. Из новобранцев назначали капралов и ефрейторов и отдавали их отставным, опытным офицерам и солдатам для обучения. С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали для пополнения старых полков и создания новых. Новая система рекрутского набора полностью оправдала себя. К концу царствования Петра общая численность регулярных войск достигла 212 тысяч солдат и 110 тысяч казаков.  

    В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов) . Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.

    Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) , которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

    Учитель ОБЖ:  Следующей  реформой, которая  подняла  боевую  способность  русской  армии  и  вывела Россию  вперед, стала реформа по  созданию  первого  российского  флота.

    Выступление учащегося:  

    Петр Великий осуществил ряд важнейших преобразований: создал Сенат, коллегии, ввел рекрутскую повинность, создал регулярную армию и флот. Особо интересовался морским делом. В 1697-1698гг. изучал корабельное дело в Амстердаме, работал на верфях. Окончил курс кораблестроения в Англии. в России руководил строительством кораблей военно-морского флота и ряда морских крепостей. Содействовал строительству торгового флота и развитию мореплавания в России. Около 200 металлургических предприятий, созданных при Петре, вывели Россию на первое место в мире по выплавке чугуна, которым обеспечивались нужды промышленности, армии и флота. Петр основал текстильные мануфактуры по изготовлению парусины.

    Для подготовки морских кадров Петр открыл в Москве школу математических и навигацких наук (1701), а в Петербурге - Морскую академию (1715). Организовал ряд географических экспедиций для исследования северо-восточных морей.

    При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию.

    Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов, создал стройную систему базирования флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. Было построено большое количество гребных и парусных судов. Созданный при Петре I Военно-Морской Флот вел активные боевые  действия.

     Все это способствовало превращению России в великую державу.

    Учитель ОБЖ: Так уж повелось  на  Руси, что  сила  духа  русского  человека  зависит  от  его  явных  признаков  на  принадлежность  к  своей  стране, а также  от  того  насколько  его  дела  и  подвиги  заметны  для  других. Речь  конечно же  сейчас  пойдет  о  новой  форме, появившейся  при  Петре и  наградной  системе, которые  явно  влияли  на  становление  такого  качества  воина, как  патриотизм.

    Выступление  учащегося:

    Вновь образованной Петром I армии была дана и новая Форма обмундирования, по образцу шведской. Эта Форма была довольно проста и одинакова для пехоты и для кавалерии: кафтан длиною до колен, в пехоте зеленого, в кавалерии синего цвета; камзол несколько короче кафтана, штаны узкие до колен, сапоги с раструбами при походной Форма, обыкновенно башмаки с медной пряжкой, чулки в гвардии красные, в армии зеленые, в пехотных и драгунских полках треугольные шляпы, у гренадер круглые кожаные шапки со страусовым султаном, в бомбардирских ротах головной убор наподобие гренадерского, но с медвежьей опушкой. Верхней одеждой служила епанча, во всех родах оружия одинаково красного цвета, очень узкая и короткая, доходящая лишь до колен. Отличием унтер-офицеров служил золотой галун на обшлагах кафтана и полях шляпы. Таким же галуном обшивались борты и карманы кафтанов и камзолов у офицеров, отличием которых еще служили золоченые пуговицы, белый галстух и при парадной Форма белый с красным плюмаж на шляпе. В строю офицеры надевали еще особый металлический знак, который носился на шее [и был похож на сохраненный до настоящего времени в бывших потешных полках и бомбардирской роте.] Шарфы, носимые через плечо, служили для отличия штаб- от обер-офицеров: у первых кисти были золотые, у вторых серебряные. Напудренные парики надевались только офицерами и то лишь при парадной Форма. Каждый солдат имел шпагу и ружье, а драгуны в конном строю — пистолет и палаш; офицеры, кроме гренадерских, имевших ружья с золотым погоном (ремнем, перевязью), также имели шпаги и протазаны (нечто вроде копья на длинном древке). Бороды брили, но усы носить разрешалось.

    Если говорить о наградной  системе Петра, то в 1699 году  появился  первый орден – Орден Святого Андрея Первозванного. Он  состоял  из  восьмиконечной  звезды и креста  в  виде буквы «х», т.к. именно  на  таком  кресте, такой формы был  распят  Андрей Первозванный – первый  проповедник христианства на территории зарождающейся Руси. Орденом  награждали  лишь  дворян и представителей  высших  слоев  населения. Петр был  награжден  этим  орденом седьмым по счету.

    Также к эпохе Петра можно отнести Орден Александра Невского и многочисленные  медали.

    Учитель ОБЖ: Рассмотрев  основные  военные  реформы  Петра, хочется  подвести  итог и ответить  на  вопрос: Какую  роль  реформы  Петра  сыграли  в  истории  развития  ВС России, и  нашли  ли  они  продолжение  в  современное  время? Да, действительно, первый император был  настолько  сильным человеком, чувствующим  свою  Родину, что  большинство  его  преобразований  не  прошли  даром. И  сейчас  об  этом  расскажет  наш  докладчик.

    Выступление  учащегося: Можно  сказать, что  военные  реформы, проведенные Петром в к. XVII  века-н.XVIII  века,  явились отправной точкой  многих  современных  преобразований. Так, например, рекрутские  наборы  можно  назвать  праобразом  современной  воинской  обязанности. Служба в армии срочно составляет 2г.8мес., в запасе человек  находится  до 55 лет. В армию  берут  граждан  мужского  пола в возрасте от 18 до 27 лет.

    Военно-морской флот  и  сейчас  составляет  оплот  нашей  страны  и  играет  большое  значение как  в выполнении  военных  функций, так и  торговых. Современный  флот  представлен: Северным, Балтийским, Черноморским, Тихоокеанским флотами и Каспийской  флотилией. Корабли, действующие в разных целях, мобильны, разнообразны по выполняемым  функциям, оборудованы по  последним  техническим  разработкам. На машинах  работают  высококвалифицированные  люди, получившие образование и навыки работы в  высших военных учреждениях, специальных  военных школах и училищах. Кстати, наличие  таких  учебных  заведений, где  бы «служилые» люди  повышали  свое  мастерство, это  тоже  заслуга Петра I.

    Форма военнослужащего  и  современная  наградная  система  претерпели  за  все  это  время (от эпохи Петра до настоящего  времени)  большие  изменения. Однако Орден Св.Андрея Первозванного  до сих пор  остаётся  в наградной  системе. И награждают  им  ученых, деятелей РФ, внесших большой  вклад  в  развитие  нашей  страны.

    Учитель ОБЖ:  В 1995 году  был  принят Ф.З. «О днях  воинской  славы», в котором выделяются 15 славных  побед  нашего  народа  во  все  времена.  К эпохе Петра среди этих дат  относятся  сразу  две –это победа в Полтавской битве, и победа в первом  морском  сражении у мыса Гангут.

    3.  РЕФЛЕКСИЯ

    Учитель истории:

    Ну, а сейчас  давайте  с вами  попытаемся  восстановить в  памяти все то, о чем  сегодня  шла  речь. Внимание  на  экран.

    Задание №1: соотнесите даты и события.

    Задание№2: (Учитель ОБЖ) Что это за орден и какое  отношение  он  имеет к эпохе Петра Первого?

    Задание №3 XVII  века-н.XVIII: Исправьте ошибки (даются названия битв, орденов, городов, а также  основные понятия, которые прозвучали на уроке, в написании которых есть орфографические  ошибки)

    4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    По истории:

    • Напишите  эссе:

              То академик, то герой,

              То мореплаватель, то плотник,

              Он всеобъемлющей душой

              На троне вечный был работник.

                                  А.С.Пушкин

    По ОБЖ:

    • Выпишите в тетрадь военные  реформы Петра I (руководствуясь учебником ОБЖ, стр.217)
    • На основе полученных знаний во время урока и информации учебника дайте  им  свою  оценку (письменно)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

    Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

    Завершение объединения русских земель. Образование российского государства. Урок истории в 10 кл

    Папка содержит презентацию к уроку в 10 классе и аудиозапись "Феодальная война"...

    ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 2012 г.

    ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 2012 г.История любого государства - это, прежде всего, история его об­разования.2012 год является юбилейным для государства, мы празднуем: 1...

    Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».

    Тест по отечественной истории 9 класс  по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...

    тесты по истории России.6 класс по теме "Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в."

    Материал содержит разноуровневые тестовые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ ....

    Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

    Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...