Экспресс-олимпиада по ОБЖ
олимпиадные задания по обж по теме

Основы безопасности жизнедеятельности – предмет в школе довольно молодой, но содержательная база для обучения уже очень богатая. В школы поставляются учебные кабинеты по данной дисциплине, а в сети Интернет можно найти любые образовательные, в том числе и мультимедиаресурсы по ОБЖ. Однако, не достаточно большая база олимпиадных (конкурсных) заданий по данному направлению, а методических изданий и того меньше. Те наборы заданий, которые встречаются, не всегда отвечают запросам преподавателей, так как либо задания в них сформулированы не однозначно, либо они уж слишком невыполнимые и непонятные. Да и сами олимпиады по ОБЖ не в каждом образовательном учреждении проводятся. Я составил свой набор заданий для обучающихся средней школы, и уникальны они тем, что могут быть предложены любому ученику с 5 по 11 класс, ведь олимпиада включает в себя задания, посильные для любого возраста. Их можно использовать на первом, предварительном этапе, а затем дополнить более практико-ориентированными заданиями тестового характера. В качестве таковых, я, например, практикую дополнительно и работу на тренажёре «Гоша» (задание – реанимировать пострадавшего по заданной программе), прохождение тестовых заданий на компьютере, интерактивном комплексе «Оживающий плакат», всё это позволяет сделать оборудование, которым оснащён кабинет ОБЖ в нашей школе. Я надеюсь, что предложенные мной задания будут использованы коллегами в своей работе для проведения конкурсов, викторин, олимпиад и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspress-olimpiada_po_obzh.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_dekady_vpv.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участие во Всероссийском творческом конкурсе

«Талантоха-IV».

Номинация – творческие работы и методические разработки.

Авторский продукт – экспресс-олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности.

Автор – Малютин Андрей Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева», Мценский район Орловской области..

АННОТАЦИЯ.

Основы безопасности жизнедеятельности – предмет в школе довольно молодой, но содержательная база для обучения уже очень богатая. В школы поставляются учебные кабинеты по данной дисциплине, а в сети Интернет можно найти любые образовательные, в том числе и мультимедиаресурсы по ОБЖ. Однако, не достаточно большая база олимпиадных (конкурсных) заданий по данному направлению, а методических изданий и того меньше. Те наборы заданий, которые встречаются, не всегда отвечают запросам преподавателей, так как либо задания в них сформулированы не однозначно, либо они уж слишком невыполнимые и непонятные. Да и сами олимпиады по ОБЖ не в каждом образовательном учреждении проводятся. Я составил свой набор заданий для обучающихся средней школы, и уникальны они тем, что могут быть предложены любому ученику с 5 по 11 класс, ведь олимпиада включает в себя задания, посильные для любого возраста. Их можно использовать на первом, предварительном этапе, а затем дополнить более практико-ориентированными заданиями тестового характера. В качестве таковых, я, например, практикую дополнительно и работу на тренажёре «Гоша» (задание – реанимировать пострадавшего по заданной программе), прохождение тестовых заданий на компьютере, интерактивном комплексе «Оживающий плакат», всё это позволяет сделать оборудование, которым оснащён кабинет ОБЖ в нашей школе. Я надеюсь, что предложенные мной задания будут использованы коллегами в своей работе для проведения конкурсов, викторин, олимпиад и т.п.

Экспресс-олимпиада по ОБЖ.

А.А. Малютин, Спасско-Лутовиновская СОШ

Уровень «А» (1 балл, блиц – 1,5 балла)

  1. Транспортное средство, которое нужно обходить спереди. (трамвай)
  2. Место пересечения улиц и дорог. (перекрёсток)
  3. Что означает слово «велосипед» в переводе с латинского языка? (быстроног)
  4. В чём измеряют скорость ветра? (в м/с)
  5. Блиц:

а) сумка туриста (рюкзак)

б) прибор для определения сторон света (компас)

в) ёмкость для приготовления пищи в походе (котелок)

  1. Когда отмечается День государственного флага РФ? (22.08)
  2. Блиц:

а) главное оружие Соловья-разбойника (свист)

б) богатырская цифра (3)

в) глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь («Ура»)

  1. Из скольки предложений состоит текст современной военной присяги? (из 3-х)
  2. Из скольки глав состоит 1-й раздел Конституции РФ? (из 9-ти)
  3. Блиц:

а) автор специальной шкалы оценки магнитуд при землетрясении (Рихтер)

б) большая волна (цунами)

в) скользящее смещение масс горных пород вниз по склону (оползень)

  1. Для какого АХОВ характерен специфический запах тухлого яйца? (сероводород)
  2. Какое воинское звание на флоте соответствует армейскому званию «майор»? (капитан 3 ранга)
  3. Какое из воинских подразделений – взвод, отделение, батальон, полк, рота – самое большое по численности? (полк)
  4. Какая из аббревиатур – ПДД, СЭП, КВН, БМП – имеет наименьшее отношение к ОБЖ? (КВН)
  5. Блиц:

а) сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (фронт)

б) расстояние в глубину между военнослужащими (дистанция)

в) расстояние между флангами (ширина строя)

  1. Образование ледяного покрова на реке, озере. (ледостав)
  2. Какой код на номерном знаке автомобиля означает его принадлежность к Орловской области? (57)
  3. На какую сторону горизонта указывает приподнятый край нижней перекладины креста на церкви? (на север)
  4. Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (кольчуга)
  5. Блиц:

а) Родина пороха. (Китай)

б) этот безалкогольный напиток китайцы считали хорошим противоядием (чай)

в) их ядом лечились от ревматизма Иван Грозный и Пётр Великий (пчёлы)

  1. Какая наука определяет, какие законы и правила должны соблюдать люди во взаимоотношениях с природой? (экология)
  2. Сколько процентов кислорода содержится в составе воздуха? (21 %)
  3. Какого типа костёр лучше применять для обогрева в условиях холодной ночёвки? («нодья»)
  4. До какого значения при общем замерзании может понизиться температура тела человека без ущерба здоровью? (300С)
  5. Блиц:

а) какая максимальная скорость движения по улицам города установлена ПДД? (60 км/ч)

б) человек, находящийся в автомашине, не являющийся водителем (пассажир)

в) часть дороги, по которой идут пешеходы (тротуар)

  1. Какой из газов – хлор, аммиак, угарный газ – является самым лёгким? (аммиак)
  2. Какая из процедур – дегазация, дезактивация, дезинфекция – проводится после выхода из зоны радиоактивного заражения? (дезактивация)
  3. Кто, согласно Конституции РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ? (президент РФ)
  4. Тело космического происхождения, упавшее на Землю из межпланетного пространства. (метеорит)
  5. Блиц:

а) клятва на верность Родине (присяга)

б) военнослужащий на посту (часовой)

в) символ воинской чести, при утрате которого воинская часть расформировывается (боевое знамя)

  1. Кто является конструктором пистолета ПМ-9? (Н.Ф.Макаров)
  2. Что означает категория «В» годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования? («ограниченно годен»)
  3. До 1985 года человечество их вообще не замечало, а потом обнаружило одну над Антарктидой и забеспокоилось. Что это? («озоновые дыры»)
  4. Огни какого цвета являются международным сигналом бедствия на море? (оранжевого)
  5. Блиц:

а) холодное оружие офицера ВМФ (кортик)

б) руль на корабле (штурвал)

в) корабельный повар (кок)

Уровень «В» (2 балла)

  1. Когда и в какой стране был зарегистрирован СПИД? Дайте определение этой болезни. (1981 г., США, это вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией)
  2. Когда состоялся Парад Победы в Москве на Красной Площади в 1945 году? (24.06)
  3. Какое событие произошло 10 июля 1709 года? (Полтавское сражение)
  4. Какова продолжительность марафонской дистанции? (42 км 195 м)
  5. Как называлась операция немецко-фашистских войск, которая по размаху, привлекаемым силам и средствам стала одним из ключевых сражений ВОВ, обернулась их разгромом советскими войсками в Курской битве 1943 года? (Цитадель)
  6. О каком радионуклиде говорят «Газ-убийца, крадущийся из-под земли»? (радон)
  7. В каком произведении А.С. Пушкина описывается наводнение, произошедшее в Санкт-Петербурге в 1824 году? («Медный всадник»)
  8. Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовом поле? (князь Д.И. Донской)
  9. Что такое МАГАТЭ? (международное агентство по атомной энергетике)
  10. Это слово в переводе с французского означает «стража». Сначала так называли отряды телохранителей при военачальниках, а потом отборное войско. Что это за слово? (гвардия)
  11. Что означает древнерусское выражение «изломить копьё»? (вступить в битву)
  12. Как назывался первый русский орден? (орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром 1-м)
  13. Какому великому русскому полководцу принадлежат слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия» (М.И. Кутузов)
  14. Какого высшего воинского звания были удостоены А.С. Шеин, А.Д. Меньшиков, А. Ульрих (муж императрицы Анны Леопольдовны), А.В. Суворов, И.В. Сталин? (генералиссимус)
  15. Представитель какой военной профессии может опровергнуть пословицу «Один в поле не воин»? (разведчик)
  16. Как называется самая большая пушка, из которой не было сделано ни одного выстрела? (царь-пушка)
  17. Кто из советских конструкторов стрелкового оружия создал новый тип автомата и автоматические пулемёты? (М.Т. Калашников)
  18. Лётчик, майор, Герой Советского Союза. Его самолёт был сбит на вражеской территории, и 18 суток он ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног по личной просьбе был направлен в истребительный авиаполк, где в воздушных боях сбил ещё 7 вражеских самолётов. (А.П. Маресьев)
  19. Известный советский полководец, маршал, внесший выдающийся вклад в победу над фашистскими захватчиками, четырежды Герой Советского Союза. (Г.К. Жуков)
  20. Какой военачальник и государственный деятель, основатель российского флота, вырезал на своей печати слова: «Я ученик и нуждаюсь в учениках»? (Пётр 1-й)
  21. Что кричат моряки, когда бегут в атаку, и что означает это слово? (полундра – берегись!)
  22. Кому принадлежит афоризм «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В. Суворов)
  23. В Италии в начале февраля ежегодно проходят бои, не обходится и без травм. Какие фрукты бросают друг в друга соперники? (апельсины)
  24. Какая деталь военной формы, введённая в России в 1763 году, была отменена в Красной Армии и восстановлена лишь в 1943 году? (погоны)
  25. Как называется белая звезда на эмблеме МЧС? (звезда надежды и спасения)

Уровень «С» (3 балла)

  1. Назовите следующее произведение, автора и сражение, которому посвящены эти строки:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамёна, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

(«Бородино» М.Ю. Лермонтова, посвящено Бородинскому сражению русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона)

  1. Какая памятная дата отмечается в России 9 декабря в соответствии с федеральным законом от 28.02.07 г. № 22? (День Героев Отечества)
  2. Что находится в руках женщины, символизирующей Родину, на известном плакате 1941 г. И.Тоидзе «Родина-мать зовёт!»? (текст военной присяги)
  3. Как называется тяжёлый ракетный крейсер проекта 1144.2? («Пётр Великий»)
  4. Город, изображенный на картине К. Брюллова, в котором произошло землетрясение в результате извержения вулкана. (Помпея)
  5. Этому литературному герою – солдату ВОВ – поставлен памятник на родине его автора, в г. Смоленске. Назовите этого героя и его автора. (В.Тёркин и А.Т. Твардовский)
  6. Герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения в монахи – боярин. Его поединок с татарским богатырём Темир-мурзой (Челубеем) стал началом сражения. (А. Пересвет)
  7. Назовите известные вам города-герои Советского Союза, которым было присвоено это почётное звание за мужество и героизм защитников. (Москва, Брест, Минск, Киев, Ленинград, Мурманск, Тула, Севастополь, Керчь, Одесса, Сталинград, Смоленск)
  8. Кто из выдающихся русских полководцев сказал: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская»? (А. Невский)
  9. Кто написал слова и музыку песни «День Победы»? (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)

Максимально возможное количество баллов – 119 баллов.

Желаю успеха!                        

Малютин Андрей Анатольевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ имени И.С. Тургенева»,

Мценский район Орловской области.



Предварительный просмотр:

План проведения декады ВПВ.

1-й день.

  1. Открытие Декады. /1 – 11 кл./ - Кулябина Н. А., Малютин А.А.
  2. Выставка литературы по военно-патриотической тематике. /1-1 кл./ - Фомина В.И.
  3. Торжественное заседание с участием ветеранов ВОВ. /1 – 11 кл./ - Кулябина Н. А., Зуева О. А.

2-й день.

  1. «Солдатушки, браво, ребятушки!» (спортивная эстафета). /1 – 5 кл./ - Агалаков В.
  2. Экскурсия в музей-диораму, г. Орёл. /5 – 11 кл./ - Малютин А. А., Кулябина Н. А.

3-й день.

  1. Торжественная линейка, посвященная памяти Ф. Т. Донкова, чьё имя носит пионерская дружина. /1 – 7 кл./ - Кулябина Н. А., с/ дружины.
  2. Поздравления ветеранов и участников боевых действий. /1-11 кл./ - Кл. руководители

4-й день.

  1. Лекция о здоровом образе жизни. /1-11 кл./ - Малютин А.А., Абрадина Н.Т.
  2. «А ну-ка, парни!» (спортивная конкурсная программа). /8–11 кл./- Агалаков В.В.

5-й день.

  1. Эвакуация из школы по сигналу «Пожарная тревога» /все, в любое время дня/ - Малютин А. А.
  2. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки. /6-11 кл./ - Малютин А. А.

6-й день.

  1. Уроки мужества по классам (часы общения с приглашением ветеранов ВОВ, военнослужащих). /1 – 11 кл./ - Кл. руководители.
  2. Игра «Кто хочет стать миллионером?» /5-11 класс/ - Малютин А. А.

7-й день.

  1. Встреча с выпускниками школы, проходившими военную службу в рядах ВС РФ. /9 – 11 кл./ - Малютин А. А.
  2. Концерт в честь защитников Отечества. /1-11 кл./ - Зуева О.А.

8-й день.

  1. Праздничная лотерея. /1-11 кл./ - Малютин А. А.
  2. Возложение гирлянд к могилам воинов, павших в боях за Родину. Смотр строя и песни. /5 – 11 кл./ - Малютин А. А., кл. руководители.

9-й день.

  1. Соревнования по неполной разборке и сборке автомата Калашникова. /6-11 кл./ - Малютин А. А.
  2. 25.02 – олимпиада по ОБЖ (1 группа – 5-7 кл., 2-я – 8-9 кл., 3-я – 10-11 кл.) - Малютин А. А.

10-й день.

  1. Смотр строя и песни. /3-11 кл./ - Малютин А.А., кл. руководители
  2. Подведение итогов. /Малютин А. А., Кулябина Н. А., Агалаков В.В., классные руководители/.