Добывание огня, 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

План-конспект урока в 6 классе "Добывание огня" с приложениями (тестами, презентациями и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_dobyvnie_ognya.rar2.68 МБ
Файл 5_bur_2.part1_.rar2.53 МБ
Файл 5_bur_2.part2_.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боярская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по ОБЖ

«Добывание огня»

(для учащихся 6 класса)

Автор:

Иванов Евгений Михайлович,

преподаватель-организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

Стаж: 19 лет


Пояснительная записка

к уроку по учебному предмету ОБЖ

по теме «Добывание огня»

для учащихся 6 класса.

В курсе ОБЖ 6 класса в разделе «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» имеется тема «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде» (21 час). Данный урок в этой теме является по счёту номером 19, ему предшествует урок «Приготовление пищи. Обогрев временного укрытия. Костры».

Урок ориентирован на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. П. Фролов (и др.); под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: ACT : Астрель.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: словесные (беседа), наглядные, практические, письменного контроля и самоконтроля, устного контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые.

Время: 45 минут.

Цель урока: Знакомство учащихся с различными способами добывания огня в условиях добровольной или вынужденной автономии в природной среде.

Задачи урока:

Образовательные – сформировать у учащихся представления о роли огня для выживания, обеспечить усвоение учащимися знаний о различных способах добывания огня в природной среде;

Развивающие – развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания, формировать готовность учащихся к обеспечению своей жизнедеятельности в условиях добровольной и вынужденной автономии в природе;

Воспитательные - воспитывать умение преодолевать трудности в экстремальных ситуациях.


Ход урока

1.Организационный момент. (3 минуты)

Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь. Наш урок начнём с проверки знаний по теме прошлого урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания (8 минут).

Учитель: Вспомним, о чём у нас шла речь на прошлом уроке?

Мы говорили о видах костров, способах обогрева временного укрытия и способах приготовления пищи. Для того чтобы понять, как вы усвоили материал, я проведу тестирование.

Пять человек решают тесты на компьютерах (Используется программа ADSoft Tester, выбрать ОБЖ – Костры). Это: _______, _________, ________, ________ и ______. Перед остальными карточки с тестами (Файл «Тест дз). Будьте внимательны при чтении вопросов. Обводите верный ответ кружком, если ошиблись, то зачёркиваем крестиком, а правильный ответ снова обводите кружком. На выполнение работы даётся вам 5 минут. После этого будет самопроверка.

А теперь возьмём в руки карандаши и проведём самопроверку. Смотрите на слайд (Файл «1 Ответы) и сверяйте свои ответы. Оценку поставить в прямоугольник.

Критерии оценивания:

« 5»- за 5-6 правильных ответов

« 4»- за 3-4 правильных ответа

« 3»- за 2 правильных ответа

« 2»- за 1 правильный ответ

3. Постановка цели и задач урока.(3 минуты)

Продолжим дальше наш урок. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, по нему мы определим, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке (демонстрация 1 части фрагмента из фильма «Элвин и бурундуки» - Файл  «2 бур 1»).

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о том, как добыть огонь)

Итак, запишите тему урока: «Добывание огня». На уроке мы поговорим о роли огня для выживания и познакомимся со способами добывания огня.

4. Усвоение новых знаний (22 минуты)

А теперь подумайте и ответьте на вопрос: Как вы считаете, увеличивает ли огонь шансы на выживание в вынужденной автономии? (увеличивает)

Вспомните из курса 5 класса, что нужно, чтобы огонь горел? (горючее вещество, кислород, источник воспламенения – Файл «3 Формула огня»).

В условиях автономного существования у человека может не оказаться источника воспламенения, или он будет в ограниченном количестве (например, спичка, горящая несколько секунд). Значит первая порция топлива должна быть из легковоспламеняющегося материала. Такие легковоспламеняющиеся вещества называются «трут». Трут — это любой материал, воспламеняющийся от одной искры.

Какие материалы могут служить в качестве трута? Где мы можем это узнать?

Давайте разделимся на три группы и попробуем ответить сразу на несколько вопросов. Каждая группа проводит поиск информации для ответа на свой определённый вопрос в учебниках (интернете), командир группы записывает ответы и затем сообщает их всему классу. (Файл «Задания группам»)

1-я группа – Какую роль играет огонь в условиях, когда человек остаётся один на один с природой (на доске – «1 - роль огня для выживания») – учебник изд. АСТ.

2-я группа - Какие материалы могут служить в качестве трута? (на доске – «2- трут») – интернет, учебник изд. Дрофа, (энциклопедия).

3-я группа – Какими способами можно разжечь огонь? (на доске – «3- способы добывания огня») – энциклопедия, (учебник изд. Дрофа).

Далее выступление командиров групп, дополнения других учащихся и учителя (с использованием компьютера и проектора). (Файл «4 Экран 1-2», выбрать инструмент «выделение цветом (Тёмно-красный)» и производить выделение текста, когда ученик перечисляет. Если не все пункты названы, другие учащиеся могут дополнить)

Во-первых, огонь – источник комфорта:

  • Возможность обогреться
  • просушить одежду и обувь
  • приготовить пищу
  • видеть в темноте

Во-вторых:

  • Отпугивает хищников (пламя)
  • можно очистить воду (прокипятить)
  • простерилизовать мед. инструмент (нагреть, прокипятить)
  • подать сигнал бедствия и другие сигналы

(для этого развести дымовой костёр)

В-третьих – психологическая роль:

  • Разжечь его – означает доказать, что уцелевший человек может противостоять, по крайней мере, части окружающих его опасностей и трудностей. У человека возникает чувство гордости за то, что он сумел, несмотря на все трудности положения в котором оказался воспроизвести важнейшие элементы нормальной жизни.
  • Помогает успокоиться, почувствовать себя защищённым

Трут — это любой материал, воспламеняющийся от одной искры.

берёзовая кора,

сухая трава, мох,

деревянные стружки,

вощёная бумага,

распушённая вата,

еловые шишки,

сосновые иголки,

размельчённые сухие грибы (трутовики),

горелая ткань

тонкая пыль, производимая насекомыми-древоточцами

порох

пух

волосы

содержимое птичьих, мышиных гнёзд.

Прежде чем поджигать трут, нужно хорошо подготовиться: расчистить место для костра от сухой травы (около деревьев и на торфяниках нельзя разводить), положить рядом растопку (сухую), дрова (тоже сухие, а не из живых деревьев – природу нужно беречь). Из какого дерева дрова самые жаркие? (дуб, берёза). Дрова из хвойных деревьев (сосны, ели) хорошо загораются, но нужно быть осторожным потому, что они стреляют угольками из-за смолы.

Способы добывания огня: спички, кремень и огниво, ружьё, увеличительное стекло, аккумулятор, антифриз и марганцовка, с помощью трения.

Далее – просмотр второй части видеофрагмента. (Файл «5 бур 2»)

Далее – подробный разбор способов добывания огня. Способы записываются в тетрадь.

  1. С помощью спичек. Для того чтобы спички не намокали, их нужно окунуть в расплавленный парафин, а коробок запаять в полиэтиленовый пакет. Существуют специальные спички: туристические, охотничьи. Пламя у них устойчивей и горят они дольше, даже в воде (показать спички).

  1. С помощью кремня и огнива. Роль кремня может играть твёрдый камень, огнива – топор, нож или другой предмет из твёрдой стали. Скользящими ударами огнива по кремню надо высечь искры на трут, а затем осторожно его раздуть (слайд Файл «6 Кремень ружьё»). По такому же принципу работает зажигалка.

  1. Если есть ружьё, огонь можно добыть, сделав холостой выстрел в землю. Пороха в гильзе должно быть на одну треть. Пыж следует сделать из ваты, сухого мха. После выстрела – раздувать пыж как трут. (Файл «7 выстрел»)

  1. Используя выпуклое увеличительное стекло, несложно собрать солнечные лучи на маленькой поверхности трута и воспламенить его (показать линзу, слайд) (Файл «8 Линза»). Отличительным свойством выпуклой линзы является способность собирать падающие на её поверхность лучи в одной точке, расположенной по другую сторону линзы. Для этого можно взять линзы от бинокля, фотоаппарата и других оптических приборов. Чем больше линза, тем лучше. Линзу можно изготовить: соединить два стёкла от часов,  обмазать по краю глиной, пространство между ними заполнить водой. Можно изготовить из льда.

  1. Если вы оказались в лесу по причине аварии транспортных средств, и на этом транспортном средстве исправен аккумулятор, то можно зажечь огонь с его помощью (слайд, показать на слайде, где находится аккумулятор в автомобиле). К обеим клеммам присоединить толстые провода и, держа их за изолированные участки, закоротить батарею через 2-3 жилки тонкой проволоки от многожильного провода (их расположить под трутом). Тогда основной нагрев происходит в тонкой проволоке, от которой можно зажечь трут.

У легкового автомобиля имеется прикуриватель (демонстрация).

Трут можно зажечь от искр, которые возникают при замыкании проводов.

  1. Если в радиаторе автомобиля залита специальная охлаждающая жидкость – антифриз, имеется аптечка, а в аптечке марганцовка (перманганат калия) то можно добыть огонь с их помощью (слайд, показать на слайде, где находится радиатор в автомобиле).

Вызвать желающего ученика для демонстрации опыта.

Необходимо насыпать немного марганцовки  в бумажный кулёчек и добавить туда несколько капель антифриза (Тосол). Затем свернуть кулёк, опустить его на землю и положить на него трут. В течение двух минут должно произойти самовозгорание. Происходит химическая реакция с выделением тепла, которого может хватить для самовоспламенения смеси. Слишком много антифриза добавлять нельзя.

  1. Вопрос классу: Как добывал огонь древний человек? – с помощью трения.

Это очень трудоёмкий способ, материалы должны быть очень сухими, кроме того подобрать их так, чтобы всё получилось, очень трудно. Но возможно. (Демонстрация по этапам)

Из сухой древесины сосны, кедра или ивы изготовить восьмигранный (для лучшего сцепления с тетивой) стержень длиной  20-30 см и диаметром 2 см. Нижний конец его закруглить, а верхний заточить под углом 30º.

Из того же или более твёрдого сухого дерева изготовить доску толщиной 2 см. Сделать небольшую круглую лунку в доске для стержня (её центр - на расстоянии 1,5 см  от края доски), а от неё расширяющуюся прорезь.

Сверху на стержень следует нажимать упором – им может быть камень с выемкой или кусок твёрдого дерева  с углублением, которое нужно смазать свечой, жиром или мылом. Можно в него вставить подшипник (для урока так и сделано).

Подготовить трут: для трута хорошо подходит гриб трутовик, растущий на деревьях. Если он начал тлеть, то он тлеет устойчиво и долго, сам по себе, и не гаснет, вата с вложенными в неё сухими мелкими стружками (они помогают вате разгореться).

Для того чтобы вращать стержень, можно использовать лук, тетиву которого нужно обмотать один раз вокруг стержня (слайд). Если есть помощники, то они могут передёргивать верёвку с привязанными на её концах рукоятками. По мере вращения стержня в прорезь будет ссыпаться нагретый трением чёрный порошок. Когда кучка порошка начнет дымиться, нужно потихоньку дуть на кучку, пока она не начнёт тлеть. Тогда положить на неё комок трута (гриб трутовик, вату) и продолжить дуть. Если трутовик начал тлеть, то можно не торопиться – он уже не погаснет. Положить сверху ещё ваты и дуть, пока не произойдёт воспламенение.

5. Контроль и самопроверка знаний. (5 минут)

На экране демонстрируются вопросы-тесты (Файл «9 Тест»), учащиеся поднимают карточки с номерами ответов. Учитель определяет правильно ответивших на вопрос. Учащиеся самостоятельно фиксируют и подсчитывают количество своих правильных ответов. (Файл «10 Оценка»)

6. Информация о домашнем задании. (1 минута)

Повторить способы добывания огня по тетради, вспомнить о роли огня для выживания.

7. Добывание огня последним способом (практика). (5 минут)

8. Подведение итогов урока (1 минута)

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своей работой в течение урока?

Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Какая форма работы вам понравилась больше?

Что вызвало затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!

утренник на противопожарную безопасность  в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»

Тема урока: Способы добывания пищи.  Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...

урок в 6 классе. Тема: "Способы добывания огня"

Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока...

конспект урока "Способы добывания огня"

Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе....

урок ОБЖ 6 кл Добывание огня без спичек

Тема: Способы добывания огня без спичек.Цели урока: - познакомить с разными способами добывания огня;Напомнить правила противопожарной безопасности;проверить на практике способы добывания огняТип урок...

Добывание и использование огня

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: "Добывание и использование огня"....