конспект урока "Способы добывания огня"
план-конспект занятия по обж (6 класс) на тему

Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_dobyvaniya_ognya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          К О Н С П Е К Т

                 урока основ безопасности жизнедеятельности,

                                 проведённого учителем ОБЖ

                     Александрович Екатериной Владимировной

                              в 6 «В» классе ГОУ СОШ № 648  

             Колпинского района Санкт-Петербурга  17.11.2010 года

                      Тема урока: «Способы добывания огня».

                                         Санкт – Петербург

                                                  2010  год

               

                  ТЕМА  УРОКА: «Способы добывания огня».

ОБЩАЯ  ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ: научить учащихся добывать огонь и разводить костёр.

ТРИЕДИНАЯ  ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ:

Образовательный аспект:

- познакомить учащихся с функциями огня;

- дать понятие о способах получения огня  при  его отсутствии;

- развивать умение грамотно и безопасно разводить костёр;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.

Развивающие: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетенций:

  1. Коммуникативной: психологически настраиваться на эмоциональный тон партнёра по общению, обосновывать выводы, суждения; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
  2. Информационной: рационально использовать источники информации в соответствии с поставленной задачей; способствовать формированию умения создавать презентации.
  3. Технологической: работать по алгоритму; работать с раздаточным материалом.
  4. Проектной: рассматривать возможности добычи огня при его отсутствии.
  5. Учебно-исследовательской:  на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым развивать  у учащихся умения и навыки, необходимые для выживания в ситуации вынужденной автономии.
  6. Социальной: развивать качества личности безопасного типа, как необходимое условие успешной социальной адаптации.
  7. Рефлексивной: осмысление собственной познавательной деятельности, мотивов работы на уроке, развивать способность к самооценке и самоанализу.

Воспитательный аспект:

  1. воспитывать уверенность в своих силах;
  2. воспитывать бережное отношение к природе;
  3. воспитывать способность противостоять отрицательному влиянию природы при попадании человека в ситуацию вынужденной автономии.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

                                                   - 1 –

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, репродуктивный, творческая деятельность в процессе обучения, метод личной аналогии, тестирование.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов, Москва «Дрофа» 2006 - 2010 г;

Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие, Москва «ВЛАДОС», 2003 год;

С.П.Данченко Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие, СПб, 2006 год;

С.А.Гвоздев Техника выживания,  Минск  «Современное слово»,2002 год;

Палочки для составления различных видов костров.

ЭОР: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран,  презентация, обучающий фильм «Сам себе МЧС».

СЛОВАРЬ: разжигание, густолесье, полинезийский, нодья, выскабливание, костровище.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного) (7 минут).
  3. Постановка цели обучения перед учащимися (1 минута).
  4. Мотивация обучения (2 минуты).
  5. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков (17 минут).
  6. Закрепление знаний, умений и навыков (8 минут).
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты).
  8. Подведение итогов (2 минуты).

                                               ХОД   УРОКА.

  1. Организационный момент.

Предварительная организация класса.

Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

                                                         - 2 –

 2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, посмотрите на слайд, назовите виды временного жилища.

- Выполним тест по этой теме:

1. Выберите из предложенных вариантов требований к сооружению временного жилища правильные:

а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;

б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке;

в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;

г) возле площадки должны находиться источник воды и достаточно топлива.

2. Для строительства иглу снег должен быть:

а) плотный;

б) спрессованный;

в) любой.

3. Отверстие в крыше иглу или снежной пещеры:

а) делать не обязательно;

б) служит для проникновения солнечного света;

в) необходимо для вентиляции.

4. Ветки ели на крышу шалаша надо начинать укладывать:

а) снизу;

б) сверху;

в)  не имеет значения.

5. Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:

а) шалаш из еловых веток и жердей;

б) наломаю лапника и сделаю из него постель под елью;

в) снежную нору;

г) снежную пещеру или берлогу.

- Проверьте себя.

  1. Постановка цели обучения перед учащимися.

- Что ещё необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

- Сегодня мы будем учиться добывать огонь и разводить костёр.

  1. Мотивация обучения.

- Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете, почему у мальчика такое довольное лицо?

                                                          - 3 –

- Правильно! Потому, что ему тепло, он смог развести костёр.

- Это важное умение?

  1. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

- Запишите тему урока.

- Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Функции костра.

2. Выбор места для костра.

3. Разжигание  костра.

4. Поддержание костра.

5. Типы костров.

6. Способы добычи огня.

1 вопрос: функции костра.

- Человек давно приручил огонь. Он и друг наш, и враг. Но всё - таки в ситуации вынужденной автономии без огня трудно обойтись.

- Для чего нужен огонь?

1. Приготовление пищи.

2. Обогрев.

3. Освещение.

4. Подача сигналов.

5. Отпугивание хищников.

6. Успокаивает.

 - Перед тем, как разводить костёр, нужно выбрать место.

2 вопрос: выбор места для костра.

- Всякое ли место подойдёт?

- Рекомендации при выборе места для костра:

1. Небольшая поляна в окружении густолесья.

2. Место выбирается в 5-8 метрах от палаток.

3. Над костром не должны нависать ветки деревьев.

4. Нельзя разводить костёр вблизи сухой травы, мха, хвои, созревших хлебов, смолистых корней или пней хвойных деревьев, торфяников.

5. Очистить место от сухой травы, листвы, неглубокого снега.

6. Обложить место камнями.

7. На неглубоком снегу, болоте сделать настил.

                                                      - 4 -

8. При сильном ветре, снегопаде, дожде костровище по возможности лучше защитить, растянув кусок плёнки или ткани.

9. По возможности разводить костёр на старом костровище.

- Запишите три рекомендации по вашему выбору.

3 вопрос: разжигание  костра.

- Место выбрано. Что дальше? Как правильно начать разжигать костёр?

1. Сложить «шалашиком»  или «колодцем» мелкий хворост, уложить под него растопку.

2. Поджечь двумя-тремя спичками.

3. Сверху положить более толстые дрова.

4. Главная заповедь при разведении костра – постепенность.

4 вопрос: поддержание костра.

- Как помочь костру не потухнуть раньше времени?

1. Иметь запас дров.

2. Оставлять дежурного.

3. Сделать факел.

4. Отсыревшие спички сушить на голове.

5. Тлеющие угли засыпать золой, утром раздуть.

6. Ёмкости для хранения углей.

- Ребята, вспомним, что мы бывалые туристы и не боимся трудностей. Отправимся в небольшой турпоход.

Динамическая пауза: идём по лесной тропинке; поднимаемся в гору; плывём на лодке, работая вёслами; спускаемся по верёвке с обрыва. Молодцы!

5 вопрос: типы костров.

- Костры бывают разные.

1. Шалаш.                                                  6. Камин.

2. Колодец.                                                 7. Полинезийский.

3. Звёздный.                                               8. Ночной.

4.Таёжный.                                                 9. Пушка.

5. Нодья.                                                     10. Из двух брёвен.

                                                   

6 вопрос: способы добычи огня.

- Как быть, если нет спичек, зажигалки?

                                                     - 5 -

1. Высечение искр.

2.Выскабливание.

3. Раскатывание ватного шарика между дощечек.

4. Сверление.

5. С помощью лупы.

- Какой способ, на ваш взгляд, наиболее доступный?

  1. Закрепление знаний, умений и навыков.

- Вам предлагается набор из палочек. Сложите три типа костра.

- Попросите сидящего рядом назвать эти костры.

- Посмотрим фрагмент фильма «Сам себе МЧС»  «Кострище».

  1. Информация о домашнем задании.

Обязательно:

- составить три вопроса к просмотренному фрагменту «Кострище»;

- страница 93, вопрос 5 в учебнике.

По выбору:

- создать презентацию на тему «Способы добывания огня»;

- нарисовать рисунок на тему «Способы добывания огня».

  1. Подведение итогов.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Эти знания могут пригодиться в повседневной жизни?

- Оценка работы учащихся.

                                              учитель ОБЖ ГОУ СОШ № 648

                                              Колпинского района Санкт-Петербурга

                                              Александрович Е.В._________________

                                              17.11.2010 года

                                                          - 6 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»

Тема урока: Способы добывания пищи.  Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...

урок в 6 классе. Тема: "Способы добывания огня"

Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока...

Добывание огня, 6 класс

План-конспект урока в 6 классе "Добывание огня" с приложениями (тестами, презентациями и др.)...

урок ОБЖ 6 кл Добывание огня без спичек

Тема: Способы добывания огня без спичек.Цели урока: - познакомить с разными способами добывания огня;Напомнить правила противопожарной безопасности;проверить на практике способы добывания огняТип урок...

Добывание и использование огня

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: "Добывание и использование огня"....

Конспект урока-исследования по экологии "Способы добывания пищи"

Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о способах добывания пищи через применение методов исследования....