Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов на базе образовательного учреждения
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Саяпина  Елена  Геннадьевна

Представленная  работа  по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, военно-тактических игр и соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта» представляет собой опыт организации и проведения учебных сборов с юношами 10 классов.
    Цели работы:
- определение главных направлений в организации и проведении сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе,
- освещение проблем патриотического воспитания и обмен опытом работы в целях повышения его эффективности.
    Содержание работы помогает правильно организовать проведение военных сборов с учетом современных требований по выполнению учебно – воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.
    Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении военно – спортивных мероприятий, сборов, соревнований военно – прикладной направленности, на занятих по изучению основ военной службы. При проведении урочной или практической формы занятий  данную информацию можно преподавать методом рассказа,     инструктажей, тестирования, зачетов.
    Работа по  данной тематике эффективна в старшей возрастной группе. При использовании этого материала в практической деятельности учащихся возрастает их сознательное отношение к выполняемой деятельности, самостоятельность и ответственность, значительно повышает уровень патриотического воспитания. Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и по¬требность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрас¬тающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соот¬ветствующее всей системе требований общества и его Воору¬женных Сил.
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:
•  гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
• воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;
•  воинское мастерство - уровень профессиональной подго¬товленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
•  профессионализм - степень овладения, военных специаль¬ностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.
И, наконец,  признаем  объективную  взаимосвязь  военно патриотического и умственного воспитания; последнее формиру культуру умственного труда, значение которой огромно в свет современных высоких требований военной службы, предпола¬гающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.
    Конечным результатом реализации программы учебных пятидневных сборов предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. Стимулирование проявления патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО – ПОЛЕВЫХ СБОРОВ, ВОЕННО-ТАКТИЧЕСКИХ ИГР И СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЕННО-СПОРТИВНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ВИДАМ СПОРТА

ТЕМА: Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов на базе образовательного учреждения

Выполнил:

преподаватель – организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Саяпина Елена Геннадьевна

г. Оха на Сахалине

ул. Карла Маркса д. 29/24 кв. 75,

тел. 89241830285

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная  работа  по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, военно-тактических игр и соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта» представляет собой опыт организации и проведения учебных сборов с юношами 10 классов.

        Цели работы:

- определение главных направлений в организации и проведении сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе,

- освещение проблем патриотического воспитания и обмен опытом работы в целях повышения его эффективности.

        Содержание работы помогает правильно организовать проведение военных сборов с учетом современных требований по выполнению учебно – воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.

        Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении военно – спортивных мероприятий, сборов, соревнований военно – прикладной направленности, на занятих по изучению основ военной службы. При проведении урочной или практической формы занятий  данную информацию можно преподавать методом рассказа,     инструктажей, тестирования, зачетов.

        Работа по  данной тематике эффективна в старшей возрастной группе. При использовании этого материала в практической деятельности учащихся возрастает их сознательное отношение к выполняемой деятельности, самостоятельность и ответственность, значительно повышает уровень патриотического воспитания. Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных Сил.

К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:

•  гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

• воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;

•  воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

•  профессионализм - степень овладения, военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.

И, наконец,  признаем  объективную  взаимосвязь  военно патриотического и умственного воспитания; последнее формиру культуру умственного труда, значение которой огромно в свет современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.

        Конечным результатом реализации программы учебных пятидневных сборов предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. Стимулирование проявления патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности граждан России.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТИДНЕВНЫХ УЧЕБНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССОВ

Учебные пятидневные сборы с обучающимися 10-х классов проводятся согласно:

  • ФЗ «О воинской обязанности» от 28. 03. 1998 г. №53-ФЗ;
  • Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением правительства Российской  Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
  • Писем Министерства образования РФ «О порядке проведения учебных сборов  в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) и общего образования по курсу ОБЖ»;
  • Постановления главы МО ГО «Охинский» от 06. 05. 2013 г. № 333 «О проведении учебных сборов с обучающимися гражданами общеобразовательных учреждений»;
  • Приказа Управления образования МО ГО «Охинский»;
  • Приказа МБОУ СОШ № 5 г. Оха.

Целями сборов являются:

-  подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;

-   закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;

-   воспитание у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.

Воспитательно-образовательные цели здесь сформулированы так:

• закрепить и углубить убежденность учащихся в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите Родины;

• изложить основные положения о защите государства, показать их развитие в документах правительства о назначении и функциях Вооруженных Сил;

• вести пропаганду боевых традиций ВС, прививать учащимся чувство любви и уважения к Армии и Военно-Морскому Флоту;

• формировать у учащихся умения объяснять ситуации военно-политического характера с позиций объективных, научных позиций, применять полученные знания и умения на уроках и при проведении внешкольных военно-патриотических мероприятий; осуществлять самоподготовку к будущей воинской деятельности и защите Отечества.

Преподавателю следует выделять опорные понятия, законы, основные мировоззренческие идеи изучаемой темы, которые необходимо связать с жизненным опытом и основными видами деятельности учащихся:

«внешнеполитическая стратегия России»;

«военно-стратегический паритет»;

 «концепция разоружения»;

«военная доктрина»;

 «концепция всеобъемлющей системы международной безопасности»;

«патриотизм и интернационализм»;

«боевой потенциал Вооруженных Сил»;

 «единство армии и народа»;

 «воинский долг».

Процесс организации усвоения понятий и законов, сквозных мировоззренческих идей должен проходить с учетом межпредметных связей.

      Для обеспечения организованного проведения военно – полевых сборов оформляется необходимая документация: приказы, инструктажи учащихся, проводятся родительские собрания, обеспечивающие порядок дисциплину и безопасность.

В приказах директора  образовательного учреждения определяется ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные преподавателем – организатором ОБЖ должны учитывать весь объем мер безопасности на сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью учащихся в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность учащихся на сборах и проведении учебно – воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения  их детьми учебно – полевых сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке своих детей к сборам.

Немаловажное значение  при подготовке к сборам имеет написание планов – конспектов проводимых занятий. В планах занятий должны программироваться все цели и задачи, методы и средства их решения. Для проведения сборов учащиеся готовят все необходимое имущество, обеспечивающее соблюдение правил гигиены и сохранения здоровья, принадлежности для проведения занятий.

Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого ученика. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий проводится в природных условиях. В связи с отсутствием возможности проводить централизованно учебные сборы в 2010 - 2013 годах в МО ГО «Охинский» проводятся на базе общеобразовательных учреждений. Преподаватель – организатор ОБЖ готовит планы – конспекты занятий по тематике сборов, необходимые принадлежности  и имущество для  проведения практических занятий.

        

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЯТИДНЕВНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 35 часов. В соответствии с  учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по:

1. Физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим,  принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивавают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивной площадки школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, упражнения на брусьях, преодоление лабиринта различными способами, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.  

2. Строевой подготовке. На  занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.

3. Тактической подготовке. В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.

4. Огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке (в связи с отсутствием материальной базы) организовываются и проведятся на базе и с участием военнослужащих воинской части. Обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов,  чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова и пистолета Макарова;  стрельбы, ведения огня из автомата меры безопасности при стрельбе. А также на базе ОМВД МО ГО «Охинский». Для обучения и совершенствования навыков в однообразии прицеливания и производства выстрелов из стрелкового оружия без расхода боеприпасов был использован стрелковый тренажер «Боец».

5. Медицинской подготовке. На занятиях обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отработывают навыки оказания само и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Для отработки навыков оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца) используется тренажер «Максим-II».

6. Радиационной, химической и биологической защите. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты. Для проведения практической части занятий  приглашаются специалисты ГО ЧС МО ГО «Охинский»: обучающиеся знакомятся со способами надевания ОЗК и костюма Л-1; приемами и способами индивидуальной защиты, отрабатывают навык преодоления участка местности, зараженного радиоактивными веществами.

7. На экскурсии в воинской части обучающиеся получают возможность ознакомиться с размещением и бытом военнослужащих, распорядком дня;  с опасными факторами военной службы и организацией обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности, назначением и составом суточного наряда войсковой части, а также  организацией караульной службы и обязанностями часового.

Также, для обучающихся проводятся такие мероприятия, как «Круглый стол» с участием сотрудника Военного комиссариата МО ГО «Охинский», в ходе которого обучающиеся могут задать специалисту интересующие их вопросы, касающиеся военной службы и воинской обязанности, и, получить на них грамотные, исчерпывающие  ответы.

        На закрытии обучающиеся демонстрируют полученные навыки в строевой, физической, тактической, медицинской подготовке и по РХБЗ. Отличившиеся отмечаются благодарностями ОУ:

- за активное участие, ответственное отношение к занятиям,

- серьезный подход, организованность и дисциплину,

- за  достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по огневой подготовке,

- за  достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по медицинской  подготовке,

- за  достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по строевой  подготовке,

- за  достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по тактической подготовке.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным учебно – тематическим планом и распорядком дня. Преподаватель составляет на каждое проводимое занятие план – конспект. Занятия носят практическую направленность и обеспечиваются всем необходимым для их проведения: уставами ВС РФ, компасами, противогазами, малыми пехотными лопатами, АКМ и другим необходимым имуществом. В зависимости от тематики проводимого занятия организуются места для их проведения: полевые условия - для занятий по тактической подготовки, учебные классы – для изучения устройства Автомата Калашникова. Занятия    по строевой подготовке  проводятся на строевом плацу. На стрельбище войсковой части проходят практические стрельбы боевыми патронами из АКМ. Одним из мероприятий по отработке практических умений и навыков является действия учащихся по «тревоге», с выдвижением личного состава сборов в район «боевых действий». Учащиеся совершают 6 километровый марш – бросок. Комплексно совершенствуются умения и навыки строевой, физической, тактической подготовки и ГО. При проведении занятий преподаватели уделяют особое внимание соблюдениям мер безопасности в условиях деятельности на незнакомой местности и действиям участников учебно – воспитательного процесса в случаях получения травм и повреждений. В целях развития и совершенствования физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества на весь период сборов планируется спортивно – массовая работа с учащимися. Спортивно – массовые мероприятия на учебно – полевых сборах проводятся с учащимися согласно распорядка дня и плана проведения. Физический руководитель совместно с командирами рот и взводов организует и принимает зачеты у личного состава сборов, занося результаты в протокол. По результатам зачетов выставляется итоговая оценка по физической подготовке на сборах каждому ученику. Военно – патриотическое воспитание осуществляется системой мероприятий, на которых учащиеся получают информацию законодательной базы знаний о военной службе. Встреча с людьми военной профессии, обобщение исторического опыта и современности – заставляют задуматься молодое поколение о важности защиты своего Отечества,  необходимости службы в армии. Все мероприятия  проводятся в форме бесед, конкурсов и викторин, практических занятий. Всем учащимся прошедшим учебно – полевые сборы в школьном журнале по предмету ОБЖ выставляется оценка, полученная на сборах. Учащиеся, не прошедшие учебные сборы по уважительным причинам, сдают зачеты теоретически.

Специфика допризывной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности. Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!

Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если протекает во взаимосвязи с системой внеклассной деятельности, с реальным включением учащихся в работу, способствующую формированию у них любви к Родине, политической бдительности, постоянной готовности с честью выполнить свой гражданский и воинский долг.