Урок по ОБЖ в 8 классе"Терроризм- угроза обществу".
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Анашкина Надежда Сергеевна

Урок по ОБЖ  в 8 классе "Терроризм- угроза обществу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_obzh_v_8_klasse_na_tem1.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по ОБЖ в 8 классе.

Тема: "Терроризм – угроза обществу»

 

Задачи:

  1. познакомить с отличительными чертами терроризма в современном мире;
  2. разобрать правила поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов;
  3. выработать систему поведения в общественных местах.

Оборудование: фломастеры, листы с текстом для самостоятельного изучения, карточки, схемы, скотч, листочки для заданий.

ХОД УРОКА

Вводная часть

Распределение по группам.

Выборы капитана-спикера группы.

1. Работа по теме урока:

Учитель сообщает тему урока:

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:

Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения, “а угроза ли обществу?»

А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

А) Задание на ассоциацию.

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин.

А теперь капитан каждой группы у доски зачитает, какие слова вы вписали.

Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм».

Учитель дает определение:

Что же такое ТЕРРОРИЗМ?

Терроризм (от латинского TERROR – страх, ужас) – насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнения международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств и корпораций.

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе.

Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.)

В арсенале террористов находятся следующие методы:

– взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов.
– захват заложников;
– стрельба и убийства людей;
– поджоги;
– отравления;
– эпидемии;
– техногенные катастрофы;
– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.

Террористический акт не знает своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие теракты.

Приведите примеры терактов в России и в других странах мира.

На слайде: Страшные страницы истории.

Нам всем нужно уметь вести себя в таких сложных ситуациях

Наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при террористических актах. Сейчас мы с вами попробуем разобраться в некоторых вопросах.

Б) Работа с текстом

У вас на столе имеется для каждого учащегося текст о безопасном поведении человека при захвате заложников.

ЗАДАНИЕ 1:

Прочитайте текст и пометьте на полях значками напротив каждого абзаца: Знаю +

Не знаю –

Что-то слышал v

Пометьте этими значками весь текст. На это задание вам 5 мин.

ЗАДАНИЕ 2:

На основе текста заполните схему в своей группе. Можно обсуждать между собой. На это задание дается 10 мин.

   

Капитаны команд  вывешивают на доску «схемы» и зачитывают, что предлагает группа.

А теперь давайте проверим, не пропустили ли вы какой важной информации при составлении «схемы».

Теперь, выполнив эту работу, мы знаем, как вести себя при захвате в заложники.

Личная безопасность людей является сегодня главным.

Как показал опрос:

34% граждан очень боятся, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие.

47% в какой-то мере опасаются

11% никогда не задумывались об этом

8% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близким

Но не все население знает, а тем более умеет вести себя в таких ситуациях.

Посмотрите видеофрагмент и попробуйте составить памятку для населения: 

Ваши действия при обнаружении подозрительных  предметов.

(работают по группам, а затем демонстрируют памятку, она может быть виде схемы, рисунка и т.д.) ваши памятки мы отредактируем и вывесим на село для того, чтобы люди умели вести себя в нестандартных ситуациях.

 

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. Международный терроризм набирает обороты. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления.

 Если это угроза человечеству, то как бороться с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить?

Работаем по методике “поле проблем”. Ребята работают по группам, предлагают свои мысли, идеи. 1 группа - что зависит от нас; 2 группа - что от государства. Они отражаются на листках записями, рисунками или символами. Анализируем.

Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки федерального закона.

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.     

            Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Сегодня мы с вами изучили безопасное поведение при захвате заложников, которое позволяет сохранить здоровье и жизнь. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.

Итоги урока:

Возвращаемся к теме урока. Посмотрим, какой же знак мы поставим в конце предложения.. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный.

 

Урок основ безопасности жизнедеятельности по теме "Обеспечение радиационной безопасности населения". 8-й класс

Разделы: Преподавание ОБЖ

Цели урока:

  1. Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.
  2. Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
  3. Воспитывающие: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Ознакомиться с основными понятиями о радиации, рассмотреть источники радиации, изучить основные виды ионизирующего излучения; изучить единицы измерения дозы облучения; ознакомиться с нормами радиационной безопасности.
  • Установить последствия радиоактивного влияния на живые объекты
  • Развитие лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию,  делать выводы.
  • Воспитание ответственного отношения к личной безопасности.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, презентация.

Планируемые результаты: учащиеся понимают влияние радиация на человека, умеют пользоваться средствами индивидуальной защиты, понимают, чем опасно радиоактивное заражение и в чём заключаются неотложные действия населения при оповещении о радиоактивном заражении местности.

Личная значимость изучаемого для учащегося: понимать, почему не рекомендуется часто делать рентгеноскопию.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.
  • Источники излучений (естественные и искусственные).
  • Внутреннее и внешнее облучение организма.
  • Нормы радиационной безопасности человека.

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с информационным материалом, составление таблицы, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад), осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: радиоактивность, радиоактивные вещества, радиационно опасные объекты, радиационная авария, уровень радиации, доза облучения, рентген, БЭР.

Основные этапы урока.

  1. Организационный момент (Приветствие учителя, подготовка рабочих мест)
  2. Постановка цели урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
  5. Динамическая пауза
  6. Первичное закрепление знаний.
  7. Рефлексия деятельности.
  8. Домашнее задание.

Источники информации: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Отметка отсутствующих, подготовка рабочих мест

2. Постановка цели урока.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения, что вы чувствуете, когда посещаете флюорографический кабине?

Вспомните ваше состояние, когда вы длительное время (вопреки рекомендациям) проводите за компьютером?

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Дополнительно мы узнаем о радиационной обстановке на территории Иркутской области.

Научимся работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

3. Актуализация знаний.

Из уроков химии вспомните, что объединяет такие вещества как уран, радий, стронций?

– В природе есть особые вещества, которые имеют свойство самопроизвольно распадаться и превращаться в новые вещества, при этом они испускают неведомые лучи и выделяют энергию. Такие элементы называют радиоактивными.

Что вы можете сказать о событиях на Чернобыльской АЭС?

– 26 апреля 1986 года произошёл взрыв реактора на крупнейшей в Европе АЭС, унёсший тысячи жизней.

(На доске открывается тема “Аварии с выбросом радиоактивных веществ”)

4. Изучение нового материала.

Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Естественный радиационный фон существует и существовал всегда и везде. Поэтому не надо бояться радиации. Но в тоже время и пренебрегать ею тоже не надо. В малых дозах она безвредна, спокойно переносится человеком без каких-либо последствий, а вот в больших дозах к сожалению может привести к летальному исходу.

Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Благодаря явлению радиоактивности был совершён существенный прорыв в области медицины и в различных отраслях промышленности, включая энергетику. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия.

В настоящее время в России действуют 10 АЭС, доля атомной энергетики составляет сегодня 16%. До 2030 года в России планируется построить 26 новых реакторов, а производство электроэнергии должно возрасти с 16 до 23%. Для этого из Федерального бюджета будет выделено 674 миллиарда рублей. Развитие атомной индустрии нарушает права и свободы человека, и главное – право на здоровую окружающую среду.

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно подвергаются воздействию ионизирующих излучений, обусловленных естественным радиационным фоном.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету (приложение 1).

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

Один из наиболее распространённых источников радиации – радон. Это невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, тяжёлый газ (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Он высвобождается из земной коры повсеместно. Его концентрация в закрытых помещениях обычно в 8 раз выше, чем на улице. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Другие источники поступления радона в жилые помещения – вода и природный газ. При кипячении воды радон улетучивается, в сырой же воде его намного больше. Основную опасность представляет его попадание в лёгкие с парами воды. Чаще всего это происходит в ванной при приёме горячего душа.

Под землёй радон смешивается с природным газом и при сжигании того в кухонных плитах, отопительных и других нагревательных приборах попадает в помещения.

Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-100 мбэр (0.03-0.1 бэр). Известны пять географических районов на нашей планете, в которых естественный радиационный фон существенно больше, чем в других. Это Бразилия, Франция, Индия, о.Ниуэ в Тихом океане и Египет. Население, проживающее в этих районах, тщательно обследовали. Однако никакой связи между повышенным уровнем радиации и биологическими нарушениями не установлено.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Внешнее и внутреннее облучение человека.

В зависимости от того, расположен источник излучения вне или внутри организма, различают внешнее и внутреннее облучение человека.

Внешнее облучение организма производят космические лучи, а также природные и искусственные излучатели, находящиеся в воздухе, в земле, стенках помещения или используемые в производственных, научных, медицинских и бытовых целях.

Существенную роль играет при этом местонахождение человека. Чем выше он находится над уровнем моря, тем сильнее его облучение, ибо толщина и плотность воздушного слоя атмосферы по мере подъёма уменьшаются, снижая её защитные свойства.

Так, люди, проживающие в местности, располагающейся на уровне моря, в год получают дозу внешнего облучения, в 6 раз меньшую, чем живущие на высоте 4000м. На высоте 12 км доза облучения за счёт космических лучей увеличивается примерно в 25 раз.

Внутреннее облучение зависит от радиоактивных веществ, попадающих внутрь организма человека с выдыхаемым воздухом, продуктами питания, водой.

Вдыхаемые с аэрозолями радиоактивные газы попадают в дыхательную систему. Из неё они проникают в кровь, лимфу, желудочно-кишечный тракт и разносятся по всему организму, оседая в различных органах и тканях: костях, печени, селезёнке, щитовидной железе и др. При вдыхании воздуха через нос задерживается до 83% радиоактивной пыли.

Второй путь попадания радиоактивных веществ внутрь организма человека – пищеварительный тракт. Из него эти вещества всасываются в кровь и попадают в различные органы человека.

Поступление радиоактивных веществ в организм человека через кожу возможно при открытых ранах и повреждениях.

Коварство радиоактивных элементов состоит в том, что человек не может их обнаружить, у них нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Для их обнаружения используют специальные приборы – дозиметры.

Особую опасность представляют аварии с выбросом радиоактивных веществ.

При радиационной аварии главную угрозу для жизни и здоровья людей представляет ионизирующее альфа-, бета – и гамма– излучение. (Презентация)

Альфа-излучение – ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях. Альфа-частицы распространяются на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10см, в живой клетке – до 0,1мм.

Они полностью поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека, за исключением случаев непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях. Бета-частицы распространяются в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15мм, в алюминии – до 5мм. Одежда человека почти наполовину ослабляет их действие. Они практически полностью поглощаются оконными стёклами и любым металлическим экраном толщиной в несколько мм. Но при контакте с кожей они также опасны.

Гамма-излучение – фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях и распространяющихся со скоростью света.

Гамма – частицы распространяются в воздухе на сотни метров и свободно проникают сквозь одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение считают самым опасным для человека.

Используя параграф учебника, самостоятельно дайте определение основным единицы измерения и запишите в тетрадь: доза облучения, рентген, БЭР.

Радиоэкологическая обстановка в Иркутской области характеризуется разнообразием. Это связано, прежде всего, с особенностями геологического строения территории и её географическим положением.

К зоне высокой радоновой опасности относится примерно 24% территории области. Это складчатое обрамление Сибирской платформы (Байкало-Патомское плато на северо-востоке области, предгорья Байкальского хребта в восточной части области и Восточного Саяна на юго-западе).

Проблема радона характерна практически для всех северных городов и населённых пунктов области. Всего около 40% территории Иркутской области, в том числе наиболее плотно населённый Иркутско-Черемховский район, относится к зоне потенциальной радоновой опасности. В этих районах возможны высокие концентрации радона в жилых и общественных зданиях.

Наибольшие концентрации радона наблюдаются в одноэтажных домах, где практически отсутствует принудительная вентиляция и защита от проникновения радона из почвы в помещение. Напряжённая радоновая обстановка отмечается в следующих посёлках: Еланцы, Хужир, Куреть Ольхонского района, Большое и Малое Голоустное, Большие Коты, Карлук, Большая Речка, Листвянка Иркутского района, Шаманка, Подкаменная Шелеховского района, Култук Слюдянского района, также посёлок Усть-Ордынский Усть-Ордынского округа. В этих населённых пунктах в 10-30% жилых домов зафиксированы превышения санитарных норм по радону 100 Бк/мЗ. Почти во всех городах области были выявлены здания, в которых обнаружены высокие концентрации радона более 100 Бк/м3 — в Иркутске, Усолье-Сибирском, Усть-Куте, Железногорске, Усть-Илимске, Киренске.

По уровню радона в жилье особо выделялся посёлок Белая Зима Тулунского района, расположенный на редкометалльном месторождении.

5. Динамическая пауза.

  1. Радиационный фон выше в горах (руки вверх, потянулись)
  2. Радиационный фон ниже у берега моря (руки опустить, наклониться вперёд)
  3. Наиболее опасны часы со светящимся циферблатом (круговые движения глазами по часовой стрелке)
  4. Атомы двигаются хаотично (вибрация всем телом)

6. Закрепление знаний.

1) Организуется работа в группах.

Представьте, что вы члены экологической группы, которым необходимо провести экологический аудит и выступить перед общественностью о проблемах радиоэкологической обстановки в Иркутской области. Изучив документы, вы должны вынести свой вердикт по вопросу ввоза радиоактивных отходов на территорию области. (приложение).

2) Игра “Лови мяч”. Я задаю вопросы, кидаю мяч, а вы отвечаете.

  1. Что служит главной характеристикой степени опасности ионизирующих излучений?
  2. Как называется время, в течение которого радиоактивность радиоактивных элементов уменьшается в 2 раза?
  3. Что входит в состав ионизирующего излучения? (альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение).
  4. Самым опасным излучением для человека является – (гамма-излучение).

7. Рефлексия.

У вас у всех на столах лежат листики с названием одного из видов ионизирующего излучения: синего (альфа излучение), желтого (бета-излучение), красного (гамма-излучение) цвета.

Синий – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Красный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома... 

8. Домашнее задание. §5.2

Для желающих: найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить сообщение.

Подготовить компьютерные презентации по теме “Влияние радиации на организм человека”

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Терроризм – угроза обществу» 5 класс

Классный час: «Терроризм – угроза обществу» Цели: объяснить сущности терроризма, его типы и цели;совершенствование у школьников знаний о терроризме;формирование общественного сознания и гражданск...

Классный час для 5-6 классов, "Терроризм-угроза обществу"

Данный классный час поможет объяснить ученикам сущности терроризма, его типы и цели; совершенствовать у школьников знаний о терроризме, формировать общественное сознание и гражданскую позицию подраста...

Терроризм - угроза обществу. 9 класс.

Сформировать умение анализировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).Сформировать умение владеть смысловым чт...

Открытый урок по ОБЖ на тему: "Терроризм –угроза обществу"

Открытый урок по ОБЖ на тему:"Терроризм –угроза обществу"...

Методическая разработка по теме: «Угроза терроризма – угроза обществу».

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;совершенствование у воспитанников знаний о терроризме;основ безопасности в ЧС;формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего пок...

Урок-терроризм-угроза обществу

Урок-терроризм-угроза обществу...