Классный час для 5-6 классов, "Терроризм-угроза обществу"
классный час (5 класс) на тему

Данный классный час поможет объяснить ученикам сущности терроризма, его типы и цели; совершенствовать у школьников знаний о терроризме, формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_terrorizm.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Терроризм – угроза обществу"

  • Фокина Юлия Руслановна, учитель английского языка

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
  • совершенствование у школьников знаний о терроризме;
  • основ безопасности в ЧС;
  • формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Изучить правила поведения при теракте;
  2. Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
  3. Формирование умения работать в группах.

Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • телевизор,
  • мультимедийный проектор,
  • плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
  • магнитная доска,
  • заготовки для памяток.

(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).

Ход беседы

Учитель. Тероризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”. В наше беседе принимает участие представитель Нарымского отряда МЧС (Ф.И.О.)

- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Выступает группа учащихся “Историки”.

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

Учитель. В чем же сущность терроризма?

На этот вопрос нам ответят ребята из группы “Политологи”.

Выступление группы учащихся “Политологи”.

Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

Типы современного терроризма:

  • Националистический
  • Религиозный
  • Политический

Учитель. Какова современная статистика терроризма?

Слово передаем второй группе “Статисты”.

Выступление второй группы учащихся “Статисты”.

(показ статистических слайдов через компьютер)

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

  • Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
  • Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
  • 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
  • Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
  • 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
  • 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
  • 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
  • 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
  • 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:

Только в 2000 году в мире было совершено 
423 террористических акта
405 человек погибли
И 791 получили ранение!

За десять лет совершено
6500 актов международного терроризма, от которых 
погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы просим рассказать нашего гостя, представителя Надымского МЧС (Ф. И.О.)

БЕСЕДА:

Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).

РЕФЛЕКСИЯ.

По итогам беседы, учащимся дается такое задание.

“Ситуация”.

“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).

“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.

Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы, действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)

Группам учащихся выдаются карточки.

“Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”

Ваши действия…………………

После работы в группах, повторение правил, (представитель МЧС вместе с ребятами проводят корректировочную работу), учащимся раздаются памятки “Если ты оказался заложником”.

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?

(Ответы учащихся)

Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Классный час "Терроризм – угроза обществу"

  • Фокина Юлия Руслановна, учитель английского языка

Цели:

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

совершенствование у школьников знаний о терроризме;

основ безопасности в ЧС;

формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

Изучить правила поведения при теракте;

Привить правильное отношение к проявлениям геноцида и экстремизма.

Оборудование: фотоматериал с место происшествий, интерактивная доска,

плакаты с высказываниями против терроризма, свечи «памяти», кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане.

Ход классного часа:

 1. Вступительная беседа.

 Учитель:Тема нашего классного часа «Терроризм - угроза обществу» Мы уже касались темы терроризма 3 сентября на классном часе «Беслан. 10 лет спустя. . . ». Тогда мы вспоминали взрослых и детей погибших в результате террористического акта в школе г. Беслана, мы говорили об одном , конкретном террористическом акте. А сегодня на классном мы поговорим о явление терроризма в целом, что такое терроризм, кто такие террористы, вспомним крупные террористические акты. Познакомим с правилами поведения в таких ситуациях.

Определение понятий «терроризм», «террористы», крупные террористические акты в России.

 Ученик 1: Понятие “терроризм”, “террорист” появилось во Франции в конце 18 века, так называли якобинцы. Слово "терроризм" в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означало "правление ужаса". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм" - как, кстати, и "партизанская война", употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой - либо конкретный смысл.

 Ученик 2: Терроризм — в современном мире, применение силы или жестоких насильственных действий против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению определенных политических, религиозных или социальных условий.

 Ученик 3: В современном мире обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.

 Ученик 4: По своим целям терроризм делится на:

Националистический — преследует сепаратистские или национально - освободительные цели;

Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католики - протестанты, сунниты - шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную

Идеологически заданный, социальный, политический — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой - либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», и др.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Учитель:

Всё старшое поколение помнит и мы хотим, что бы вы знали и помнили как в августе 1999 года началось вторжение боевиков Басаева в Дагестан, которое послужило началом второй чеченской войны и серии терактов: в сентябре были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске.

На улице Гурьянова погибли 106 человек, более 300 – ранены. На Каширском шоссе – 124 человека – погибли, ранены – более 200 человек.

В август 2000 года запомнился взрывом на Пушкинской площади в Москве.

 Террористический акт в Театральном центре на Дубровке, известный под названием “Норд - Ост” продолжался с 23 по 26 октября 2002 года. Группа вооруженных террористов несколько суток удерживала 916 человек в здании Дома Культуры “Московский подшипник”. Согласно официальной статистике погибли 130 заложников.

1 августа 2003 года был взорван военный госпиталь в Моздоке.

 Самый страшный запомнился август 2004 года, когда цепь терактов (взрывы на остановках, общественного транспорта в Воронеже и Москве, взрывы двух пассажирских самолетов, взрыв на возле станции метро «Рижская» ). Взрывы  самолётов ТУ - 154 и ТУ - 134в воздухе над Тульской и Ростовскими областями, осуществлённые террористками - смертницами. Погибли 90 человек.

Этот страшный период завершился катастрофой Беслана. Мы уже с вами говорили об этой трагедии. Но давайте вспомним о том, что в руках бандитов оказалось около тысячи человек. Во время освободительного штурма 3 сентября погибли 334 человека, в том числе более 180 детей, сотрудники МЧС и ФСБ, жители Беслана, принимавший участие в спасении захваченных людей.

Ученик 5:

К последним громким террактам в России относятся ряд терр актов в Волгограде в 2013 году.

 21 октября. В Волгограде произошёл взрыв рейсового автобуса. Смертница привела в действие взрывное устройство. Погибло 7 человек, ранено 37.

 29 декабря. По последним данным, в результате взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде погибли 18 человек. Мощность взрыва составила 10 кг тротила.

 30 декабря. В 8:30 по местному времени произошел взрыв в троллейбусе напротив Качинского рынка в Дзержинском районе. 16 человек погибло и 25 ранено. Мощность взрыва составила 4000 кг в тротиловом эквиваленте.

 Ученик 6: После второго теракта в Волгограде Владимир Путин дал поручение Национальному террористическому комитету (НАК) усилить безопасность на всей территории России и активизировать работу антитеррористических комиссий.

 Ученик 7:

5 октября. Теракт в Грозном мог перерасти в массовую трагедию всероссийского масштаба - 19 - летний Апти Мударов произвёл самоподрыв после того, как был остановлен полицейскими при проходе рамок металлоискателя на праздновании Дня города. Взрыв произошел в 17:05, за два часа до начала праздничного мероприятия. 5 полицейских погибли, ещё 12 пострадали. Своими жизнями они спасли тысячи людей.

Учитель: Благодаря таким людям, которые несут свой долг перед Родиной до конца своей жизни, не жалея себя, мы с вами живём мирной и спокойной жизнью.

Беседа и инструктаж по антитеррористической и личной безопасности учащихся.

Учитель: Ребята! Помните:

1. Увидев подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2. Будьте внимательны и не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.

3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4. Если видите отцепленную, огражденную, охраняемую зону — не пытайтесь туда проникнуть!

5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6. Если вы услышали о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

Телефоны:

МЧС– 01

Милиция – 02

Скорая помощь – 03

Учитель: Если ты заложник — ЗНАЙ!

Опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно.

  1. Настройся на долгое ожидание. Чтобы освободить тебя нужно время. Наберись терпения.

  2. Постарайся мысленно отвлечься от происходящего, что бы не впасть в панику.

  3. Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь.

  4. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Это вынужденная мера.

  5. Экономь свои силы — возможно тебе придётся долгое время провести без воды и еды.

  6. Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.

  7. Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения - напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.

Помни: в любой ситуации террорист - это преступник, а заложник - его жертва! У них не может быть общих целей.

Заключительное слово Учителя:

 Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, осуществляющие меры политического, экономического, военного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.  Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст. 6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции : Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ. Основная организационно - аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской Федерации.

  Также нужно отметить что, для координации деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.

 Целью проведения нашего классного часа является воспитать у нас с Вами чувство неприятия к насилию и экстремизму. Мы должны помнить о жертвах терроризма и делать всё , что бы таких трагедий не повторялось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

Классный час: «Терроризм – угроза обществу»

http://www.slideboom.com/presentations/760552/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC   Презентация к классному ч...

классный час "Коррупция в российском обществе"

Главная цель классного часа -  развитие осознания необходимости соблюдать законы государства....

Урок по ОБЖ в 8 классе"Терроризм- угроза обществу".

Урок по ОБЖ  в 8 классе "Терроризм- угроза обществу"...

Классный час в 6 классе: "Коррупция в современном обществе"

Цели:Познакомить с понятием «коррупция», с формами проявления коррупции, ее последствиями. Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, сп...

презентация к классному часу на тему: "Проблема алкоголизма в современном обществе"

Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же...

Классный час « Я и мои нормы поведения в обществе».

Цель: выявить у учащихся знание о таких понятиях как этика и этикетЗадачи:- создать условия для осмысления этих понятий  и их новых граней;- развитие способности к самоанализу, самопознанию;- раз...