Главные вкладки

    классный час на тему "Действия в чрезвычайных ситуациях"
    классный час по обж (8 класс) по теме

    в данной разработке рассказывается о правилах поведения при ЧС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kl._chas_deystviya_v_chs.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАССНЫЙ ЧАС

    Тема: «Основные мероприятия Единой российской системы предупреждения и  

              ликвидации ЧС по защите населения от ЧС мирного и военного времени»

    Вопросы:

    1. Организация оповещения населения о ЧС мирного и военного времени;
    2. Действия населения по сигналам оповещения;
    3. Действия педагогического, обслуживающего персонала и учащихся

         МОУ СОШ с.Данилкино

    при угрозе и возникновении ЧС.

    Цель:

    1. Рассказать учащимся о порядке организации на всей территории РФ оповещения  

        населения в случае угрозы или возникновения ЧС мирного или военного времени.

    2. Объяснить (напомнить) им последовательность действий при получение

        сигналов оповещения.

    3. Напомнить о действиях педагогического состава и учащихся МОУ СОШ с.Данилкино

    _        

        в случае угрозы возникновения ЧС в школе.

    .

    Вопрос 1

         Бедствия, аварии, катастрофы и обусловленные ими чрезвычайные ситуации становятся постоянной и все более важной частью нашего общественного бытия (в России ежедневно имеет место в среднем более десятка аварий и бедствий довольно крупного масштаба).

        Конституция РФ, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства.

    Для реализации этих новых важнейших положений Конституции приняты законы:

    • «О безопасности» - (1992г.);
    • «Об охране окружающей природной среды» - (1993г.);
    • «О пожарной безопасности» - (1994г.);
    • «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994);
    • «О радиационной безопасности» - (1995г.);
    • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» - (1995г.);
    • «О гражданской обороне» - (1998г.);
    • «О борьбе с терроризмом» - (1998г.).

        Однако даже специальные государственные структуры не смогут эффективно защитить человека, незнакомого хотя бы с элементарными правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

       В Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» дано следующее определение Чрезвычайной Ситуации – «это неблагоприятная обстановка сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей».

       В 1994 году в РФ была окончательно сформирована и начала активно действовать Единая российская система предупреждения и ликвидации ЧС (сокращённо “Единая  РЧСЧ”), главным координирующим органом которой в мирное время является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России.

    /министр - генерал армии Сергей Кожугетович Шойгу/.

      На всей территории РФ в областных и районных центрах (г. Балашов является районным центром) имеются комитеты и управления по делам ГО и ЧС /в г. Балашове Управление по делам ГО и ЧС находится по адресу ул. К. Маркса 69 /. Тел 4-17-51

     При возникновении угрозы или самой ЧС Управление по делам ГО и ЧС организует оповещение и информирование населения о возникшей опасности.  

    Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение жителей о возможных ЧС и их последствиях, которое проводится посредством местных систем оповещения и других сигнальных средств.

    В РФ для привлечения внимания населения включаются сирены, дублируемые прерывистыми гудками предприятий и другими сигнальными средствами, обозначающими подачу Единого предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ !»

    Услышав сигнал необходимо:

    1. Включить теле- и радиоприёмники и прослушать экстренное сообщение  

        Управления по делам ГО и ЧС; /текст передаётся 3 раза, в дальнейшем – каждые 30 мин/

    2. Предпринять действия в соответствии с сообщением /сигналом/

    В настоящее время в РФ установлены следующие сигналы оповещения:

    • В мирное время      -- «Угроза радиационной опасности»

                                             -- «Угроза химического заражения»

                                       -- « Штормовое предупреждение»

    • В военное время    -- «Угроза нападения противника»

                                            -- « Воздушная тревога»

                                       -- «Отбой воздушной тревоги»

    Кроме этого после сигнала «Внимание всем!» передаётся речевая информация применительно к реальным условиям конкретной ЧС. Такая информация передаётся несколько раз через интервалы времени.

    Услышав сигналы оповещения, действуйте быстро, без паники. Помните, что в этих условиях дорога каждая минута.

    Вопрос 2

    ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО СИГНАЛАМ ОПОВЕЩЕНИЯ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

    А/  сигнал «Угроза радиационной опасности» Внимание! Граждане! Возникла угроза радиационного заражения!

     г. Балашов находится примерно на одинаковом расстоянии от Балаковской атомной электростанции (АЭС) /на восток от Балашова/ и Нововоронежской АЭС /на запад от Балашова/

    Расстояние до этих станций приблизительно 300-350 км. Особенностью аварий на радиационно-опасных объектах, в том числе, в первую очередь на АЭС, является то, что при выбросе в атмосферу радиоактивных веществ (РВ),радиоактивное облако способно проходить под действием и по направлению ветра сотни км., а выпадающие из него РВ образуют на земле зону радиоактивного заражения, с разными величинами внешнего ионизирующего излучения, пагубно воздействующего на всё живое в течение длительного времени (период полураспада РВ от десятков и сотен лет до тысяч). При «благоприятных» для облака условиях оно способно быстро достигнуть Балашова, превратив его для всех жителей в «зону радиоактивного заражения».

    Поэтому услышав сигнал и получив информацию о радиационной аварии необходимо:

    1. При нахождении на улице защитить органы дыхания подручными средствами

    (платки, шарфы, др. тканевые изделия /т.к. в воздухе уже могут присутствовать частицы выпадающих РВ/);

    1. По возможности быстро укрыться в ближайшем здании или  защитном сооружении, лучше всего – в собственном доме или квартире;
    2. Войдя в помещение, снять и положить в пакет верхнюю одежду и обувь т.к. она уже может быть источником внешнего облучения человека/, включить телевизор, радиоприёмник;
    3. Отключить вентиляцию, провести герметизацию жилища /т.е. закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные отверстия, заклеить, законопатить их с целью исключения проникновения уличной пыли в дом. Входную дверь завесить влажной тканью, перед ней положить влажный коврик. Регулярно проводить влажную уборку./;
    4.  Открытые продукты положить в полиэтиленовые пакеты, убрать в шкафы, сделать запас питьевой воды в закрытые ёмкости /водопроводная вода может стать источником постоянного внутреннего облучения/;
    5. Промывать при приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды;
    6. Строго соблюдать правила личной гигиены, значительно снижающие риск внутреннего облучения организма;
    7. В течение семи дней ежедневно принимать по одной таблетке йодистого калия, при их отсутствии использовать раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых, 1-2 капли для детей /с радиоактивной пылью человек может вдыхать изотопы йода-131, которые имеют свойство накапливаться в щитовидной железе, постоянно облучая её и нарушая тем самым процесс выработки гормонов. Самостоятельно из организма изотопы не удаляются. Обычный йод предотвращает накопление и способствует выведению изотопов из организма/;
    8. Оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время.  При выходе защищать органы дыхания и надевать накидки из плёночных материалов. По возвращении – переодеваться.

    При перерастании аварии в ЧС /т.е. радиационный фон на улице увеличился до опасных для человека значений/, необходимо, не дожидаясь объявления, подготовиться к возможной эвакуации.

    Б/ сигнал «Угроза химического заражения»  Внимание! Граждане! Возникла угроза химического заражения!

    Химически опасными объектами (ХОО) способными вызвать массовые поражения людей и заражение окружающей среды в г. Балашове являются:

    • Мясоконсервный комбинат – 70 тонн аммиака /используется в холодильных камерах в качестве хладогента/  район ветлянского переезда;
    • Холодильник «Балашоврыба -98» и «Хладокомбинат» - 15 тонн аммиака ; ул Нефтяная;
    • Маслосыркомбинат – 12 тонн аммиака; район Рабочего городка;

    Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта в 2 раза легче воздуха, поднимается вверх, при выбросе в атмосферу дымит, образуя взрывоопасную концентрацию, т.е. способен самопроизвольно взрываться.  У человека вызывает жжение, першения в горле, кашель, удушье, рвоту. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги с пузырями, слезотечение и жжение глаз. При высоких концентрациях – смерть.

    • Комбинат плащевых тканей – 4 тонны хлора  /используется для отбеливания тканей/;
    • Городской водозабор – 2,5 тонны хлора /используется для обеззараживания воды/;
    • Водозабор ж/дороги – 2 тонны хлора / используется для обеззараживания воды/;

    Хлор – газ жёлто-зелёного цвета, в 2,45 раза тяжелее воздуха. При выбросе в атмосферу стелется по земле, заполняет подвалы, низины и т.п. Раздражает глаза, органы дыхания. Соприкосновение вызывает химические ожоги. 1-2 вдоха концентрированного хлора вызывают смерть, при меньших концентрациях дыхание останавливается через 5-25 мин.

    Большое количество сильнодействующих ядовитых веществ перевозится по ж/дороге, которая огибает южную и западную окраины Балашова, представляя потенциальную опасность для жителей этих районов в случае аварии и разрушения цистерн.

    Услышав сигнал и получив информацию об аварии с выбросом ядовитых веществ необходимо:

    1. Уточнить попадает ли район вашего проживания в зону возможного заражения /облако паров или газов будет перемещаться от места аварии по направлению ветра/;
    2. Провести герметизацию помещения, надеть простейшие средства защиты органов дыхания /Сложенное в несколько слоёв полотенце или ватно-марлевая повязка. Для усиления защитных свойств рекомендуется смочить их р-ром (1 ч.ложка на стакан воды):      -если выброс аммиака – то р-ром борной или лимонной кислоты;                                                -если выброс хлора – то р-ром пищевой соды;
    3. Отключить свет, газ, воду /возможно дом  придётся покинуть на время более суток/;
    4. Одеться, взять запас одежды, питания и без паники выйти в указанном направлении /если по радио оно было указано/,или в сторону перпендикулярную направлению ветра /облако будет двигаться по ветру/;
    5. Если нет возможности выйти из района аварии, необходимо оставаться в помещении, проведя тщательную герметизацию /это значительно уменьшит проникновение ядовитых веществ в помещение/.

    В/ сигнал «Штормовое предупреждение» 

    Предупреждает о возможном сильном ветровом явлении: буре, урагане, смерче. Эти ветровые явления возможны и случались в Балашове.

    Буря – ветер со скоростью 65 -115 км/час; Ураган – ветер со скоростью 115 -210 км/час;

    Ураган как одна из самых мощных  сил стихии представляет собой ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Как правило, возникает внезапно и сопровождается грозой.

    Получив сигнал «Штормовое предупреждение» необходимо:

    1. С наветренной стороны плотно закрыть окна (ставни),  двери, чердачные (вентиляционные) люки /с подветренной стороны с целью выравнивания внутреннего давления на окна двери приоткрывают/;
    2. С крыш, лоджий, балконов убирают предметы которые могут быть сброшены вниз, Предметы, находящиеся во дворе, надо закрепить или занести в помещение. Печи погасить;
    3. Приготовить источники автономного освещения /фонари, свечи и т.п./;
    4. Создать запас продуктов и воды, приготовить аптечку и необходимые вещи;
    5. При приближении бури или урагана занять место в прочном укрытии.

    Если ураган застал вас на улице, укройтесь в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении или естественном укрытии.

    Вопрос 3

    ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА И УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С. ДАНИЛКИНО

    ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС В ШКОЛЕ

    Причины, способные вызвать ЧС в школе, можно разделить на 2 группы:

    • Внутренние;
    • Внешние.

    К наиболее вероятным ВНУТРЕННИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:

    • Пожар в школе;
    • Угроза взрыва (сообщение о заложенном взрывном устройстве);
    • Распыление внутри школы отравляющих веществ (нервно-паралитических;

                   удушающих; общеядовитых или раздражающего действия).

          К наиболее вероятным ВНЕШНИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:

    • Авария на дороге (перекрёстке) транспортного средства с химически-опасными веществами (газы /сжиженные/ или жидкости);
    • Сильное ветровое явление (сигнал «Штормовое предупреждение»)

    При возникновении внутренней угрозы проводится общая эвакуация всего персонала и учащихся школы на безопасное расстояние от здания школы.

    Все учащиеся собираются по классам и строятся. Классный руководитель или учитель, проводивший урок проверяет наличие учащихся, убеждается, что все ученики эвакуировались из школы и докладывает об этом завучу или директору школы.

    При возникновении внешней угрозы связанной с выбросом или разливом

    химически-опасных веществ, проводится герметизация школы (закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия в классах) и все перемещаются на

    2 этаж.

    Сигнал «Штормовое предупреждение», как правило, доводится до населения заблаговременно (за 1-5 часов). При поступлении этого сигнала в школе прекращаются занятия, учащиеся 5-11 классов инструктируются учителями и отпускаются по домам, а учащиеся 1-4 классов передаются вызванным в этом случае родителям /родственникам/.

    ПАМЯТКА

    по действиям преподавательского состава и учащихся МОУ СОШ С.ДАНИЛКИНО

    при получении предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

    1.     Основным способом оповещения населения об угрозе или  

        возникновение ЧС является речевая информация, которая  

        передаётся по громкоговорителям, теле- и радиоприёмникам

    2.     ПОМНИ!  Для привлечения внимания перед речевой  

        информацией включаются сирены, производственные гудки,  

        удары в колокол и т. п., которые означают

        Единый   предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

    3.     В школе основным сигнальным средством, означающим  

            предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», является

            ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ  ЗВОНОК

     

    Порядок действия преподавательского состава и учащихся при получении сигнала  «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

    п/п

    Местонахождение

    Действия преподавателя

    Действия

    учащихся

    1.

    В школе

    А)  на уроке

    Б)  на перемене

    Прекращает занятие и

    готовит учащихся

    прослушать сообщение

    Классные руководители

    спешат в класс, собирают

    учащихся.

    Собирают книги,

    тетради,

    портфели.

    Немедленно

    спешат в класс.

    2.

    В общественном

    месте в составе

    класса

    Собирает всех учащихся

    для прослушивания

    сообщения.

    Собираются

    около учителя.

         

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"

    Цель:  познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными";  учить детей безопасному поведению в быту;  воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, ...

    Классный час "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"

    классный час   "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"...

    Классный час "Действия в чрезвычайных ситуациях"

    Классный час "Действия в чрезвычайных обстоятельствах", предназначен для учащихся 5 класса...

    Классный час по теме "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"

    В работе представлен наглядный материал к классному часу по теме "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"...

    ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (памятки для детей,классных руководителей, родителей )

    ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (памятки для детей, классных руководителей, родителей)...

    7 класс Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"

    Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях" 7 класс...

    6 класс Классный час "Жизнь бесценна! Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"

    6 класс Классный час "Жизнь бесценна! Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"...