Методическая разработка "Терроризм -глобальная проблема современности"
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

Чистякова Лидия Федоровна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….2
  1. Современный  урок  как система…………………………………….3
  1. Методическая  разработка  «Терроризм – глобальная  проблема 

современности»……………………………………………………….5

3.1. Понятия  и  виды  современного  терроризма……………………..6

3.2. Основные  причины,  порождающие  терроризм…………………12

3.3. Правовой аспект борьбы с терроризмом…………………………..18

3.3.1. Нормативное  регулирование  антитеррористической

             деятельности………………………………………………………..18

3.3.2. Рекомендации  населению  по  действиям  в  случае  угрозы

   или  совершения  террористических  актов…………………….22

   3.4  Заключение…………………………………………………………24

4. Литература……………………………………………………………25

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka._terrorizm.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

тема:

Т Е Р Р О Р И З М  –  

глобальная проблема

 современности

Выполнила: преподаватель-организатор ОБЖ

           высшей категории ГБОУ СОШ 266

            Адмиралтейского района

            Чистякова Лидия Фёдоровна

Санкт-Петербург

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….2

  1. Современный  урок  как система…………………………………….3

  1. Методическая  разработка  «Терроризм – глобальная  проблема  

современности»……………………………………………………….5

  1. 3.1. Понятия  и  виды  современного  терроризма……………………..6

  1. 3.2. Основные  причины,  порождающие  терроризм…………………12

  1. 3.3. Правовой аспект борьбы с терроризмом…………………………..18

  1. 3.3.1. Нормативное  регулирование  антитеррористической

             деятельности………………………………………………………..18

3.3.2. Рекомендации  населению  по  действиям  в  случае  угрозы

   или  совершения  террористических  актов…………………….22

   3.4  Заключение…………………………………………………………24

4. Литература……………………………………………………………25

1.  ВВЕДЕНИЕ

           За  четыре  столетия  многие  педагогические  ценности  переменились.  Появились  не  только  новые  цели,  но  и  новые  средства  образования.  Сегодня  урок  рассматривается  не  только  как  деятельность  учителя,  то  есть  как  форма  обучения,  но  и  как  деятельность  ученика,  то  есть  как  форма  учения.  Как  в  этой  связи  должен  пониматься  урок  конкретного  предмета?  Если  в его  состав  вводятся  такие  компоненты,  как  совместное  проектирование,  взаимодействие,  диалог,  партнерство  учителя  и  ученика,  то  здесь  есть  над  чем  задуматься.  

           «Основы  безопасности  жизнедеятельности  –  это  один  из  тех  предметов,  которые  непосредственно  готовят  детей  к  жизни,  учат  не  теряться  в  экстремальных  ситуациях,  быстро  принимать правильные  решения,  дорожить своей жизнью  и  жизнью  людей,  живущих  рядом.  Этот  предмет  имеет  глубокое  воспитательное  значение;  велика  его  роль  как  пропедевтики  правильного  поведения  учащихся.  В  современных  условиях,  когда  реальностью  стали  различного  рода  чрезвычайные  ситуации,  катастрофы  и  теракты,  возрастает  роль  и  ответственность  системы  образования  за  подготовку  учеников  по  вопросам,  относящимся  к  области  безопасности  жизнедеятельности.    

           Освоение  курса  позволяет  обучающимся  получить  систематизированное  представление  о  личном  здоровье,  об  опасностях,  о  прогнозировании  опасных  ситуаций,  об  оценке  влияния  их  последствий  на  здоровье  и  жизнь  человека,  а  также  о  выработке  алгоритма  (способа)  безопасного  поведения  с  учетом  своих  индивидуальных  возможностей.

           Основы  безопасности  жизнедеятельности  охватывает  большой  круг  вопросов – от правил  личной  гигиены  до  правил  психологического  познания  самого  себя.  Интересен  этот  предмет  и  тем,  что  ученик  может  стать  соведущим  урока,  так  как  у ряда  учащихся  имеется  богатый  жизненный  опыт  опасных  ситуаций,  которым  они  охотно  делятся  на  уроках  со  своими  одноклассниками,  а  затем  идет  обсуждение  правильного  выхода  из  сложившихся  ситуаций.  

2.  СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК  КАК  СИСТЕМА

           С  урока  начинается  учебный  процесс,  уроком  он  и  заканчивается.  Урок  многогранен, сложен, динамичен,  связан  с  предыдущим  и  является  проекцией  в  будущее.  Для  учителя  урок – это  единица  времени,  основная форма  учебного  процесса,  «момент  истины»  и  еще  множество  определений,  строгих  и  образных,  шутливых  и  научных  в  зависимости  от  индивидуальных  особенностей  тех,  кто  отвечает  на  этот  вопрос.  У  Ю.А.  Конаржевского  есть  утверждение,  что  попытка  

оценить  такую  сложную  систему,  как  урок,  во  всей  ее  многогранности  многоаспектности  посредством  какого-то  одного  определения,  через  ракурс  какой-либо  одной  позиции  невозможна  [4].

          Ситуация  современного  урока – это ситуация  расставания  с  уроком  строгим,  характеризующимся  порядком,  проверенной  регламентацией,  исполнительностью,  учеников,  точными  очертаниями  учебного  материала,  ритуалами  и  правилами,  и  встреча  с  малоизученным  уроком  свободным,  характеристики  которого  рождаются  не  сами  по  себе  а  по  велению  времени,  разнообразных  социальных  обстоятельств,  благодаря  усилиям  педагога,  выстраивающего  свободный  урок  [3].  

          Следуя  определениям  ученых  педагогов  В.П. Беспалько  и  В.М. Монахова,  можно  сказать,  что  технология  урока – это модель,  схема,  план  действий  учителя  и  ученика  при  осуществлении  учебного  процесса;  система  деятельности,  приводящая  к результату.  Исходя  из этого,  можно  дать  определение  технологии  урока  как последовательности  определенных  действий,  связанных  с  конкретной  деятельностью  учителя  и  ученика,  и  направленных  на  достижение  поставленных  целей.  Технологию  урока  можно  представить  как  алгоритм  его  проектирования  и  проведения.  Технология  должна  удовлетворять  следующим  требованиям  системность,  структурированность,  планируемый  результат,  деятельность  всех  субъектов  при  наименьших  затратах  времени  и  усилий.

           Слово  «технология»  в  педагогике  рассматривается  как  искусство  или  мастерство  учителя.  Это  система,  в  которой  последовательно  воплощается  на  практике  запланированный  учебный  процесс,  гарантирующий  достижение  глубоко  осознанных  и  продуманных  целей  и  задач  урока,  как  со  стороны  учителя,  так  и  со  стороны  учащихся.

           В  технологическом  подходе  к  проектированию  урока  можно  выделить  следующие  этапы:

  • определение  целей  и  задач  урока;
  • ориентация  всего  содержания  урока  на  запланированные  цели  и  задачи;
  • ориентация  процесса  обучения  на  гарантированное  достижение  результатов;
  • оценивание  текущих  результатов  (наличие  оперативной  обратной  связи);
  • заключительное  оценивание  результатов.    

           Для  этого  учителю  важно  тщательно  отобрать  содержание  учебного  материала  на  данный  урок,  которое  соответствовало  бы  запланированным  целям  и  задачам.  Выбрать  методы  и  приемы,  способствующие  усвоению  содержания  учебного  материала  на  самом  уроке  и  всеми  учениками.  Отобрать  средства  обучения.  Выбрать  одну  из  форм  организации  деятельности  учащихся  на  уроке  (фронтальную,  индивидуальную,  коллективную,  групповую)  или  их  сочетаний [6].

           Основная  характеристика  учебного  материала,  от  которой  зависит  уровень  его  личностной  значимости  для  учащихся,  –  информативность этого  материала  для  человека.  Как  показывает  практика,  в  содержательном  отношении  это  является  одной  из  наиболее  сложных  проблем  современного  урока.

         Что  делает  учебный  материал  информацией?

           К  сожалению,  многое  из  того,  о чем  идет  разговор  на  уроке,  не  становится  для  учащихся  информацией.  С  точки  зрения  теории,  утверждается,  что  для  обретения  учебным  материалом  такого  качества,  как  информированность,  необходимо,  чтобы  он  обладал,  по  крайней  мере,  одной  из  следующих  характеристик:  

     –   увеличивал  разнообразие  представлений  учащихся  об  обсуждаемом  объекте;

     –   снимал  возникшую  неопределенность  или  отвечал  на  вопросы  учащихся;

     –   помогал  в  адаптации  к  сегодняшней  жизни;

     –   давал  основания  для  выработки  стратегии  собственной  жизни  в  будущем;

     –   предлагал  материал  для  самопознания.

           Для  современного  урока  важна  не  столько  новизна,  которую при  сегодняшней  информированности  учащихся  обеспечить  непросто,  сколько  проблемность  и  неожиданность  материала.  Необычность,  парадоксальность  и  как  результат  определенная  неопределенность – это  то,  что  относится  к  числу  факторов,  активизирующих  восприятие.  Безусловно,  важна  и  эмоциональная  окраска  учебного  материала,  активизирующая  учебную  деятельность  на  любых  ее  этапах.  Это  обеспечивают,  например,  яркие  иллюстрации  того,  о  чем  идет  речь  [3].  

3.  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 «ТЕРРОРИЗМ – ГЛОБАЛЬНАЯ  ПРОБЛЕМА  СОВРЕМЕННОСТИ»

          Терроризм – постоянный  спутник  человечества,  который  относится  к  числу  самых  опасных  и  трудно  прогнозируемых  явлений  современности,  приобретающих  всё  более  разнообразные  формы  и  угрожающие  масштабы  [2].  Террористические  акты  приносят  массовые  человеческие  жертвы,  оказывают  сильное  психологическое  давление  на  большие  массы  людей,  влекут  разрушение  материальных  и  духовных  ценностей,  не  поддающихся  порой  восстановлению,  сеют  вражду  между  государствами,  провоцируют  войны,  недоверие  и  ненависть  между  социальными  и  национальными  группами,  которые  иногда  невозможно преодолеть  в  течение  жизни  целого  поколения.

          Терроризм  как  массовое  и  политическое  значимое  явление – результат  повальной  «деидеологизации»,  когда  отдельные  группы  в  обществе  начинают  ставить  под  сомнение  законность  и  права  государства  и  этим  оправдывают  свой  переход  к  террору  для  достижения  собственных  целей.  Различные  преступные  группировки  совершают  террористические  акты  для  устрашения  и  уничтожения  конкурентов,  для  воздействия  на  государственную  власть  с  тем,  чтобы  добиться  наилучших  условий  для  своей  преступной  деятельности.  Жертвой  террористического  акта  может  стать  каждый – даже  тот,  кто  не  имеет  ни  малейшего  отношения  к  конфликту,  породившему  террористический акт.

          Уровень  терроризма  и  конкретные  формы  его  проявления  представляют  собой  показатель,  с  одной  стороны,  общественной  нравственности,  а  с  другой – эффективности  усилий  общества  и  государства  по  решению  наиболее  острых  проблем,  в  частности,  по  профилактике  и  пресечению  самого  терроризма.  

          Террористические  акты  с  каждым  годом  становятся  всё  более  тщательно  организованными  и  жестокими,  с  использованием  самой  современной  техники,  оружия,  средств  связи.  В  различных  регионах  мира  политическими  и  националистическими  радикалами,  взявшими  на  вооружение  методы  террора  для  достижения  своих  целей,  организована  разветвлённая  сеть  подполья,  складов  оружия  и  взрывчатки  веществ,  обеспечивающих  структур,  финансовых  учреждений.  В  качестве  прикрытия  для  террористических  организаций  функционирует  система  фирм,  компаний,  банков  и  фондов.  Совершенно  очевидно,  что  для  противодействия  этому  крайне  опасному  явлению  необходима  координация  усилий  всех  государств  на  высшем  уровне,  создание  сети  международных  организаций.  Для  осуществления  эффективных  действий  по  борьбе  с  терроризмом  необходима  также  выработка  его  единых  международно–правовых  понятий,  точно  правовой  характеристики  этого  вида  преступления.  

         Противодействие  терроризму  должно  рассматриваться  всеми  цивилизованными  странами  в  качестве  одной  из  основных  общегосударственных  задач.  Важнейшие  направления  деятельности  в  этой  сфере:  совершенствование  правовой  базы,  усиление  взаимодействия  между  федеральными  органами,  оказание  максимального  давления  на  страны,  поддерживающие  терроризм,  увеличение  численности  сотрудников  федеральных  структур,  занимающихся  проблемой  терроризма,  и  их  технической  оснащённости. 

3.1.  ПОНЯТИЕ  И  ВИДЫ  СОВРЕМЕННОГО  ТЕРРОРИЗМА

          Нелегко  дать  определение  терроризму,  так  как  порой  в  это  понятие  вкладывается  разный  смысл.  Современное  общество  столкнулось  со  многими  видами  терроризма,  и этот  термин  лишился  чёткой  смысловой  нагрузки.  Под  терроризмом  подразумеваются  и  чисто  уголовные  похищения  людей  с  целью  выкупа,  и  убийства  на  политической  почве,  и  жестокие  методы  ведения  войны,  и  угоны  самолётов,  и  шантаж,  т. е.  акты  насилия,  направленные  против  собственности  и  интересов  граждан.  Существует  более  ста  определений  террора  и  терроризма,  но  ни  одно  из  них  не  является  достаточно  определённым.  Слово  террор  произошло  из  латинского  языка:  terror – страх,  ужас.  Действительно,  любые  действия  террориста  (даже  не  связанные  с  убийством)  всегда  предполагают  насилие,  принуждение,  угрозу.  Главное  средство  достижения  цели  для  любого  террориста – это  запугивание,  создание  атмосферы  страха  и неуверенности,  наведение  ужаса.  Принимая  во  внимание  крайнюю  общественную  опасность  и  жестокость  актов  террора,  их  антисоциальность  и  антигуманность,  терроризм  можно  определить  как  общественный  феномен,  заключающийся  в  противоправном  использовании  крайних  форм  насилия  или  угрозы  насилием  для  устрашения  противников  с  целью  достижения  конкретных  целей.

 

         В  наши дни существует  множество  форм  терроризма,  которые  можно  классифицировать  по объектам  террористической  деятельности  и  по  направленности  на  достижение  тех  или  иных  результатов.

          Внутригосударственный  терроризм  представляет  собой  деятельность  специально  организованных  террористических  групп  или  террористов – одиночек,  акции  которых  направлены  на  достижение  различных  политических  целей  в  пределах  одного  государства.  Террором  может  называться  насилие,  сознательно  направленное  по  отношению  к  государству.  Насилие  выступает  в  двух  формах:  1)  прямое  насилие,  которое  выражается  в  непосредственном  применении  силы  (война,  вооружённое  восстание,  политические  репрессии,  террор),  и  2)  косвенное  (скрытое)  насилие,  которое  не  предполагает  непосредственного  использование  силы  (различные  формы  духовного,  психологического  давления,  политическое  вмешательство,  экономическая  блокада),   но  означает  только  угрозу  применения  силы  (политическое  давление,  дипломатический  ультиматум).  Как  отмечается  в  правой  литературе,  к  государственному  террору  чаще  прибегают  нестабильные  режимы  с  низким  уровнем  легитимности  власти,  которые  не могут  поддерживать  устойчивость  системы  экономическими  и  политическими  методами.  Политический  террор  Россия  познала  ещё  во  времена  «Народной  воли»,  участники  которой  широко пользовались  террористическими  методами  для  борьбы  с  ненавистным  правительством  (эта  организация  подготовила  7  покушений  на  Александра  II).  Однако  если  в  прошлые  времена  террористы  избирали  в качестве  жертв  конкретных  государственных  или  общественных  деятелей,  то  современные  политические  террористы  не  гнушаются массовыми  убийствами:  из  досадных  издержек  посторонние  жертвы  превратились  в  одно  из  самых  действенных  средств  современного  терроризма.  Паника – вот  на что  рассчитывают   террористы.  Они  ничего  не  требуют,  ни  к чему  не  призывают. Просто  взрывают  дома,  пытаясь  посеять животный  страх и  панику.  Страх  не  является  самоцелью.  Страх – лишь  средство  достижения  определённых  политических  целей.  

          Так,  политический  терроризм – это  использование  террора  в  политических  целях.  Именно  поэтому  главными  объектами  террористических  действий  выступают  большие  массы  заведомо  беззащитных  людей.  И  чем  беспощадней  и  кровавей  будет  террористическая  акция,  тем  лучше  для  террористов.  Это  значит,  что  тем  быстрее  власть,  политические  силы  или  население  будут  делать  то,  что  от  них  требуется.  В  этом  отношении  больницы,  родильные  дома,  детские  сады,  школы,  жилые  дома – идеальные  объекты  для  политических  террористов.  То  есть,  при  политическом  терроре  главным  объектом  воздействия  являются  не  сами  люди,  а  политическая  ситуация,  которую  посредством  террора  в  отношении  мирных  жителей  пытаются  изменить  в  нужном  для  террористов  направлении.  «Обычные»  террористы  для  достижения  своих  целей  сначала  угрожают  насилием,  и  только  при  неуступчивости  реализуют  свои  угрозы,  политический  же  террор  изначально  предполагает  массовые  человеческие  жертвы.  Как  бы  то  ни  было,  терроризм  квалифицируется  как  уголовное  преступление,  независимо  от  его  причин,  целей  и  мотивов.  Современный  политический  терроризм  слился  с  уголовной  преступностью,  они  взаимодействуют  и  поддерживают  друг  друга.  Их  цели  и  мотивы  могут  быть  различными,  но  совпадают  формы  и  методы.  Вот  несколько  примеров:  колумбийские  террористические  организации  взаимодействуют  с  наркомафией,  корсиканские – с  сицилийской  мафией.  Часто  для  получения  достаточных финансовых  ресурсов  для  своей  деятельности  политические  террористические  группировки  пользуются  уголовными  методами – контрабандой,  незаконной  торговлей  оружием.  Кроме  того,  не  всегда  можно  понять,  с  какой  целью  совершаются  такие  акты,  как  захват  заложников,  убийство  известных  журналистов,  угон  самолётов.  Какой  характер  они  носят – уголовный  или  политический?

          Когда  государственный  терроризм  выходит  за  границы  отдельных  стран,  он  приобретает  характер  международного.  В  последнее  время  этот  вид  терроризма  приобрёл  невиданные,  глобальные  масштабы.  Международный  терроризм  расшатывает  государственные  и  политические  устои,  наносит  огромный  материальный  ущерб,  уничтожает  памятники  культуры,  подрывает  международные  отношения.  Как  и  любая  другая  форма  террора,  международный  терроризм  проявляется  в  беспорядочном  насилии,  обычно  направленном  против  людей  без  разбора  для  создания  в массах  идеи,  что  цель  оправдывает  средства:  чем  ужаснее  преступление,  тем  лучше  с  точки  зрения  террористов.

          Разновидностями  международного  являются  транснациональный  и  международный  криминальный  терроризм.  Первый  представляет  собой  различные  акции  негосударственных  террористических  организаций  в  других  государствах.  Однако,  они  осуществляются  самостоятельно  и  не  нацелены  на  изменение  международных  отношений.  Второй  проявляется  в  действиях  международной  организованной  преступности,  участники  которой  могут  быть  далеки  от  каких – либо  политических  целей,  а  их  акции  могут  быть  направлены  против  конкурирующих  преступных  организаций  в  другой  стране.

          «В  соответствии  с  направленностью  терроризм  можно  классифицировать  также  на:  социальной,  преследующий  цель  коренного  или  частичного  изменения  экономического  или  политического  строя  собственной  страны;  националистический,  практикуемый  организациями  сепаратистского  толка  и  организациями,  поставившими  своей  целью  борьбу  против  диктата  инонациональных  государств;  религиозный,  связанный  либо  с  борьбой  приверженцев  одной  религии  (или  секты)  в  рамках  общего  государства  с  приверженцами  других,  либо  с  попыткой  низвергнуть  светскую  власть  и  утвердить  власть  религиозную.»

          Терроризм,  представляющий  собой  опасность  глобального  масштаба,  в  современных  условиях,  по  существу,  превратился  в  угрозу  политическими,  экономическими,  социальными  институтами  государства,  правом  и  фундаментальным свободам  человека.  Нам  уже  грозит  ядерный  терроризм,  терроризм  с  применением  отправляющих  веществ,  информационный  терроризм.

          «Сегодня  в  мире  насчитывается  около  500  нелегальных  террористических  организаций.  С  1968  по  1980  гг.  ими  было  совершено  около  67000  террористических  актов,  в  результате  которых  погибло  3668  и  ранено  7474  человека.  В  современных  условиях  наблюдается  эскалация  террористической  деятельности  экстремистски  настроенных  лиц,  групп  и  организаций,  усложняется  её  характер,  возрастают  изощрённость  и  античеловечность  террористических  актов.  Согласно  исследованиями  ряда  российских  учёных  и  данным  зарубежных  исследовательских  центров,  совокупный  бюджет  в  сфере  террора  составляет  ежегодно  от  5  до  20  млрд.  долларов».  

         Хотелось  бы  отметить  тот  факт,  что кроме  многочисленных  террористических  организаций,   существует  и  множество  поддерживающих  эти  организации  государственных  структур  и  даже  государств – спонсоров  терроризма.  В  основном  это  развитые  западные  и  арабские  нефтедобывающие  страны.  Совершенно  очевидно,  что  явление  терроризма  становится  особенно  опасным,  если  оно  создаётся  и  поддерживается  государственными  режимами,  особенно  диктаторского,  националистического,  сепаратистского  типа.  Предполагается,  что  базы подготовки  террористов  существуют,  по  меньшей  мере,  в  десятке  стран:  Иран,  Ирак,  Северная  Корея,  Ливия,  Сомали,  Куба,  Сирия,  Судан.  Экстремистские  и  террористические  организации  и  группировки,  не  исключая  и  мусульманские,  находятся  на  территории  таких  развитых  стран  как  Германия,  Великобритания,  Франция.  Террористическое  подполье – в  том  числе  такие  группировки,  как  «Хамас»,  «Хезболла»,  «Исламский  джихад» – действуют  в  труднодоступных  джунглях  и  пустынях  и  скрываются  в  центрах  больших  городов.

          Кровавые  акции  чеченцев,  события  11  сентября  в  США,  почти  ежедневные  террористические  акты  в  Израиле,  поражающие  своей  жестокостью  и  варварскими  формами  (взрывы  в  местах  массового  скопления  людей – кафе,  магазинах,  административных  зданиях,  пассажирских  автобусах  и  самолётах).

И  это  далеко  не полный  список  действий  террористов – фанатиков  за  последние  несколько  лет.  Хотелось  бы  отметь,  что  все  перечисленные  акты  совершались  террористами  на  религиозной  почве.  Именно  религиозные  убеждения  Бен  Ладена  делают  его  и  его  последователей  такими  опасными.  Известно,  что  агенты  так  называемого  террориста  номер  один  уже  в  течение  многих  лет  пытались  купить  или  выкрасть  ядерные  технологии.  По-видимому,  они  считали  это  своими  главным  религиозным  назначением – добраться  до  химического,  биологического  и  ядерного  оружия  массового  поражения.  Вот  что  пишет  Стивен  Саймон,  бывший  член  Совета  Национальной  безопасности,  издавший  книгу  о  религиозном  терроризме:  «Это  не  насилие  на  службе  какой – либо  практической  программы.  Это – убийство  неверных  во  славу  Аллаха.  Для  человека  нерелигиозного – это  безумие.  И  может  ли  это  кончиться  само  по  себе?  Факты  говорят  за  себя:  у  них  есть  только  одна  цель – убить,  возможно,  большее  число  людей,  чтобы  подорвать,  таким  образом,  власть  сатаны.  И  никакой  ответственности:  есть  только  один  моральный  критерий,  и  этот  критерий – Бог».  Восторженные  и  убеждённые,  что  они  выполняют  волю  Божью,  террористы–фанатики  лишены  какого–либо  морального  самоограничения.  Они  ограничены  только  своими  возможностями.

Современный  терроризм  представляет  не  только  угрозу  безопасности  отдельных  политических  или  общественных  деятелей,  организаций,  государств.  Принимая  во  внимание  глобальные  масштабы  и  размах  терроризма  сегодня,  можно  с  полной  определённостью  утверждать,  что  он  представляет  смертельную  опасность  для  всего  человечества.  Известными  фактами  являются  попытки  отравления  водопроводной  воды,  распыления  радиоактивных  веществ,  применение  оружия  массового  поражения  в  метро,  угрозы  применения  горчичного  газа,  бациллы  сибирской  язвы,  распространение  которой  могло  бы  сравниться  по  количеству  жертв  с  действием  термоядерного  оружия.  Террористами  также  была  создана  подпольная  лаборатория  по  производству  палочки  ботулинуса,  200  граммов  которого  достаточно  для  уничтожения  всего  живого  на  планете,  не  раз  предпринимались  попытки  проникнуть  на  ядерные  объекты,  получить  доступ  к  химическому  и  бактериологическому  оружию.

          Таким  образом,  для  решения  вышеизложенной  проблемы  представляется  необходимым  совершенствование  национального  уголовного  законодательства,  ужесточение  санкций  по  отношению  к  государствам,  поддерживающим  терроризм,  координация  усилий  и  тесное  сотрудничество  всех  международных  организаций  по  борьбе  с  терроризмом.

3.2.  ОСНОВНЫЕ  ПРИЧИНЫ,  ПОРОЖДАЮЩИЕ  ТЕРРОРИЗМ

          Терроризм  появляется,  когда  общество  переживает  глубокий  кризис,  в  первую  очередь  кризис  идеологии  и  государственно–правовой  системы.  В  таком  обществе  появляются  различные  оппозиционные  группы – политические,  социальные,  национальные,  религиозные, –  для  которых  становится  сомнительной  законность  существующей  власти.  Терроризм  имеет  тенденцию  к  росту  именно  в  переходные  периоды  и  этапы  жизни  общества,  когда  в  нём  создаётся  определённая  эмоциональная  атмосфера,  а  неустойчивость  является  основной  характеристикой  базовых  отношений  и  социальных  связей.  Это  является  благодатной  почвой  для  взращивания  насилия  и  агрессивности  в  обществе  и  приводит  к  тому,  что  та  или  иная  экономическая,  этническая,    социальная,  религиозная  или  другая  группа  пытается  навязать  свою  волю  обществу,  используя  при  этом  в  качестве  инструмента  реализации  своих  устремлений  насилие.

          Проблема  терроризма  приобретения  особую  остроту  в  период  социальных  конфликтов,  которые  являются  провоцирующим  фактором  террористического  поведения.  В  свою  очередь,  причиной  возникновения  конфликтных  ситуаций  является  переходный  период,  коренное  изменение  социально – политического  и  экономического  устройства  общества.  Конфликты  отличаются  длительностью,  степенью  остроты  противоречий,  методами  разрешения.

          Различаются  социальные  конфликты,  имеющие  политические,  экономические,  национальные,  религиозные  корни.  Террорист  использует  любую  форму  конфликта,  поскольку она  создаёт  благоприятные  условия  для  достижения  им  своих  целей  путём  совершения  преступлений.

          Рассмотрим  наиболее  существенные  причины,  порождающие  терроризм,  на  примере  России.  Переходный  период,  отягощённый  тяжёлым  экономическим  кризисом,  создал  условия  социального  противостояния,  сформировал  особое  состояние  массового  создания,  для  которого  характерна  неадекватная  оценка  реальной  действительности,  широкое  распространение  получили  настроения  неуверенности,  не  оправдавшихся ожиданий, социального  страха,  озлобленности  и  агрессивности.  В  этих  условиях  легко  воспринимаются  экстремистские  призывы  к  акциям  протеста.  Нищета,  безработица,  безысходность,  крайняя  дифференциация  населения  по  уровню  доходов,  слабость  государственной  власти,  её  неспособность  обеспечить  безопасность  личности  и  её  имущества  приводят  к  тому,  что  культ  насилия  начинает  стремительно  прокладывать  себе  дорогу,  и  экстремизм  в  этих  условиях  становится  неотъемлемой  частью  менталитета  общества.  Утрата  людьми  уверенности  в  своём  настоящем  и  будущем,  разрушение  всех  идеалов  бывшего  советского  общества,  царящая  везде  атмосфера  насилия  и  жестокости,  культивируемая  средствами  массовой  информации,  создают  весьма  благоприятные  условия  для  роста  преступности,  а  терроризм  приобретает  масштабы  национального  бедствия.

          Фактором,  способствующим  активизации  терроризма  в  России  в  постсоветский  период,  явилось  и  разрушение  административно – командной  системы.  Интересным  представляется  тот  факт,  что  распространённый  в  советское  время  тезис  о  существовании  терроризма  в  международных  отношениях  в  капиталистических  странах  и  лишь  отдельных  террористических  акций  в  социалистических  странах,  соответствовал  действительности,  так  как  мировой  опыт  свидетельствует  о  том,  что  общество  демократического  типа  создаёт  более  благоприятные  условия  для  террористической  деятельности,  чем    административно – командная  система  с  её  жестоким  контролем  как  за  поведением  отдельной  личности,  так  и  за  функционированием  всех  общественно – политических  институтов.  Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  разрушение  административно – командной системы  и  демократизация  общества  могут  способствовать  усилению  политического  экстремизма  и  терроризма.  Особенно  уязвимым  с  этой  точки  зрения  является  переходный  период,  сопровождающийся  ломкой  старых  и  формированием  новых  государственных  структур,  усилением  элемента  нестабильности,  резким  обострением  внутренних  противоречий,  основанных  на  нерешённых  социально – экономических,  национальных,  религиозных  и  других  проблемах,  появлением  различного  рода  негативных  явлений.  Переходный  период  опасен  также  потерей  частью  российского  общества  нравственных  и  социальных  ориентиров,  что  зачастую  приводит  к  стремлению  решить  те  или иные  проблемы  с  помощью  насилия.

          Следует  отметить  и  все  возрастающее  влияние  различных  экстремистских  структур  из – за  рубежа  на  так  называемые  «горячие  точки»,  отдельные  группы  населения  России – на  беженцев  или  эмигрантов  из  других  стран,  всемирное  поощрение  нестабильности  и  сепаратизма  в  России  западными  спецслужбами.  Некоторые  общественно – политические,  национальные,  религиозно – политические  объединения  допускают  использование  насильственных  методов  борьбы  для достижения  своих  конкретных  политических  целей,  создают  незаконные  вооружённые  формирования.  В  политическую  практику  таких  организаций  в  отдельных  регионах  входит  и  непосредственное  применение  методов  насилия – для  запугивания  и  устрашения  политических  оппонентов,  для  оказания  определённого  давления  на  органы  государственной  власти,  дестабилизации  политический  обстановки,  срыва  предпринимаемых  властями  усилий  по  урегулированию  конфликтов.  Всё  чаще  раздаются  угрозы  уничтожить  объекты  жизнеобеспечения,  жилой  фонд,  промышленные  предприятия.  Даже  без  выдвижения  требований  политического  характера  такие  акции  могут  резко  дестабилизировать  политическую  обстановку,  стать  причиной  организованных  или  стихийных  противоправных  массовых  выступлений  [5].

          Резко  растёт  масштаб  незаконного  оборота  в  России  различных  видов  оружия,  что  является  важнейшей  предпосылкой  увеличения  числа  террористических  проявлений,  усиления  их  общественной  опасности.  «О  размахе  терроризма  может  свидетельствовать  сводка  МВД  по  результатам  операции  «Вихрь – Антитеррор»,  проведённая  на  объектах  транспорта  в  октябре  1999  г.:  в  течение  нескольких  дней  из  незаконного  оборота  было  изъято  около  200  единиц  огнестрельного  оружия,  свыше  38  тысяч  боеприпасов,  50  взрывных  устройств.  Сотрудниками  Минераловодского  УВДТ  обнаружен  подпольный  склад  хранения  2  тонн  взрывчатых  веществ  в  помещении  акционерного  общества.  На  вокзале станции  Волгоград – 1  задержана  местная  жительница  с  пятью  взрывпакетами  и  80  патронами  различного  калибра.  В  лесу  под  Котовском  Тамбовской  области  обнаружен  склад  взрывчатых  веществ – 453  кг  тола  и  гексогена,  в  Москве  в  разных  местах – несколько  тонн  взрывчатки,  предназначенной  для  совершения  терактов».  И  это  лишь  официальная  статистика!  Невозможно  даже  представитель,  сколько  ещё  средств  и  орудий  совершения  террористических  актов  находится  в  руках  преступников  и  дельцов  преступного  оружейного  бизнеса.

          Весьма  негативным  фактором  являются  и  социальные  противоречия,  присущие  современной  российской  действительности.  Это:

  1)  противоречия,  обусловленные  расколом  общества  на  группы  с  различным  экономическим  положением.  Замедлился  процесс  формирования  среднего  слоя,  который  создаёт  основу  социальной  стабильности,  увеличилось  число  люмпенов,  пополняющих  криминальные  группы  различного  толка.  Затем  последовал  отток  активной  части  населения  из  приоритетных  сфер  жизнедеятельности  (производства,  науки,  образования),  возрастание  социальной  вражды  и  агрессивности,  обвальный  рост  преступности,  прежде  всего  тех  видов  преступлений,  которые  связаны  с  насилием  против  личности;

  2)  противоречия,  обусловленные  углублением  национальных,  религиозных,  региональных  и  иных  конфликтов;

  3)  противоречия,  обусловленные разрушением  сложившейся  и  отсутствием  новой  эффективной  системы  социальных  гарантий  жизни  населения.  При  этом  сказывается  действие  таких  факторов,  как  рост  социальной  неудовлетворённости,  формирование  в  связи  с  этим  настроений  социальной  отчуждённости,  усиление  иждивенчества  со  стороны  значительной  части  общества,  постепенное  втягивание  определённой  части  населения  в криминальные  отношения;  в  связи  с  материальной  и  финансовой  неустроенностью,  бытовыми  сложностями  для  военнослужащих,  массовыми  увольнениями  из  вооружённых  сил  и  органов  внутренних  дел,  разведки  и  контрразведки  формируется  отрицательный  социальный  потенциал  в  среде  военнослужащих  и,  как  следствие, - падение  престижа  армии,  органов  внутренних  дел,  рост  преступности  среди  военнослужащих,  переход  в  криминальные  структуры  многих профессионалов  из  МО,  МВД,  ФСБ.

          Вся  совокупность  социальных,  экономических,  политических  и  иных  противоречий  дополняется  противоречиями  в  духовной  сфере,  влекущими  за  собой  деградацию  духовной  жизни  общества,  разрушение  исторических,  культурных,  нравственных  традиций,  гуманистических  ценностей,  утверждение  культа  индивидуализма,  эгоизма,  жестокости  и  насилия,  неверие  в  способность  государства  защитить  унижения  и  обесценивание  таких  понятий,  как  долг,  достоинство,  честь,  верность Отечеству, т.е.  потерю  идеологии  государственности.  Именно  при  возникновении  таких  явлений  происходит  «героизация»  уголовных  авторитетов,  бандитов  и  террористов.

         Особого  внимания  заслуживают  и  психологические  проблемы  терроризма.  Их  анализ  нужен для  объяснения  не  только  конкретного  террористического  акта  и  его  причин,  но  и  всего  явления  терроризма  в  целом.  Знание  психологии  терроризма  позволяет  понять,  от  кого  можно  ожидать  соответствующих  действий,  что  представляет  собой  террорист  как  личность,  как  предупреждать  и  расследовать  преступления,  связанные  с  террором,  как  наказывать  виновных.  Основу  психологического  познания  терроризма  составляет  анализ  мотивов  этого  преступления.  Возникает  вопрос:  какую  выгоду  получает  виновный  от  совершения  соответствующего  акта,  в  том  числе  и  в  тех  случаях,  когда  он  действует  за  материальное  вознаграждение?  Ведь  корыстные  стимулы  лишь  внешне  выглядят  естественными  мотивами,  а  под  ними,  в  глубине,  на  бессознательном  уровне,  функционирует  ещё  и  другие,  не  менее  мощные  побуждения,  которые  достаточно  часто  являются  ведущими.

          Итак,  остановимся  на  вопросе  о  непосредственных  причинах  обращения  к  террористической  деятельности.  Это:

–  причины  психопатологического  характера.  Среди  учёных – психологов  ведутся  дискуссии  относительно  того,  кто  преобладает   среди  террористов – нормальные  люди  или  люди  с  психическими  отклонениями.  Большинство  исследователей  склоняются  всё  же  к  первому;  

–  мотивы  самоутверждения,  молодёжной  романтики  и  героики,  придания  своей  деятельности  особой  значимости,  преодоления  отчуждения,  обезличивания,  стандартизации;

–  корыстные  мотивы,  которые  могут  вытеснять  идейные  или  переплетаться  с  ними.  Кроме  того,  кого-то  просто  нанимают  для  совершения  террористических  актов;

–  очень  часто  терроризм  является  результатом  «железного»  убеждения  в  обладании  естественной,  высшей,  окончательной  истиной,  уникальным  рецептом  «спасения»  своего  народа  или даже  всего  человечества  («идейный  абсолютизм»).

          Приведённая  типология  далека  от  совершенства.  Некоторые  её  пункты  переплетаются.  Так,  «идейный  абсолютизм»  может  сопрягаться  с  корыстной  заинтересованностью  или  быть  присущим  лицам  с  психическими  отклонениями.  Однако  представление  о  мотивах  террористической  деятельности,  пусть  даже  логически  не  слишком  строгое  необходимо  не  только  в  исследовательских,  но  и  в  практических  целях.

          Тем  не  менее,  следует  заметить,  что  корни  терроризма  лежат  не  столько  в  психологии,  сколько  в  политических,  экономических  и  иных  социальных  отношениях.  И  террористической  деятельностью люди  занимаются  не  в  силу  психологических  аномалий  (хотя  они,  как  уже  отмечалось,  и  могут  иметь  место).   Важнейшими  причинами  являются  все  же  аномалии  политические,  территориальные,  идеологические,  религиозные.  Углубляющийся  социальный,  экономический,  духовный  и  политический  кризис,  ослабление  правопорядка  порождают  новые  противоречия,  для  разрешения  которых  отдельные  лица  и  организации  всё  чаще  прибегают  к  насилию.  Разрушая  и  убивая,  террористы  преследуют  отдалённые  цели,  а  сами  убийства  и  взрывы  рассматриваются  ими  лишь  как  средства  достижения  целей.  Терроризм  в  широком  понимании  сочетает  самые  разные  формы  террористической  деятельности – от  политической,  идеологической,  религиозной  до  разовых  кровавых  акций,  от  справедливой  вынужденной  борьбы  за  своё  выживание,  существование  или  освобождение  до  зверского  уничтожения  ни  в  чём  не  повинных  людей  в  узкокорыстных  и  политических  интересах.

3.3.  ПРАВОВОЙ  АСПЕКТ  БОРЬБЫ  С  ТЕРРОРИЗМОМ

3.3.1.  НОРМАТИВНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Правовое  обеспечение  антитеррористической  деятельности  является  предпосылкой  успешного  противодействия  как  внутригосударственному,  так  и  международному  терроризму.

          Основным  российским  нормативным  актом  в  этой  области  является  Федеральный  Закон  «О  борьбе  с  терроризмом»  от  9.  07.  1998  г.,  который  определяет  правовые  и  организационные  основы  борьбы  с  терроризмом  в  Российской  Федерации,  субъектов  этой  деятельности,  основы  их  взаимодействия,  роль  иных  государственных  и  негосударственных  органов  и  граждан  в  противодействии  терроризму  [8].

          Главными  принципами  борьбы  с  терроризмом  признаются:  законность,  приоритет  мер  предупреждения  терроризма,  неотвратимость  наказания  виновных,  приоритет  защиты  прав  лиц,  подвергающихся  опасности  в  результате  террористической  акции,  минимальные  уступки  террористу,  единоначалие  в  руководстве  привлекаемыми  силами  и  средствами  при  проведении  контртеррористических  операций  и  некоторые  другие.  Как мне  кажется,  законодательное  закрепление  принципов  борьбы  с  терроризмом  является  очень  важным,  поскольку  именно  этот  вид  преступления

может  спровоцировать  применение  излишне  жестоких  государственных  мер,  отступление от  законности,  способное  подорвать  доверие  к  государству,  т. е.  вызвать  эффект  противоположный  ожидаемому.

          Существенным  условием,  которое  могло  бы  препятствовать  росту  терроризма  и  способствовать  более  успешной  борьбе  с  ним,  - это  приведение  национального  законодательства  в  соответствии  с  международными  стандартами,  разумеется,  с  учётом  российских  особенностей  терроризма.  А  поскольку  речь  идёт  о  нормативном  регулировании  борьбы  с  этим  явлением,  то  в  первую  очередь  соответствующие  изменения  и  дополнения  должны  быть  внесены  в  уголовное  законодательство,  в  котором  имеется  ряд  пробелов  и  недостатков.  13  февраля  2001  г.  Россия  ратифицировала  Международную  конвенцию  «О  борьбе  с  бомбовым  терроризмом»  от  15.12.1997  г.,  в  которой  виды  оружия  классифицируются  по  степени  их  общественной  опасности.  Поэтому  соответствующие  изменения  необходимо  внести  и  в  Федеральный  Закон  «Об  оружии»  от  13.  11  1996  г.,  так  как  в  нём  оружие  классифицируется  только  по  назначению,  а  также  в  диспозицию  ст.  205  УК  РФ  (терроризм),  где  применение  огнестрельного  оружия  выступает  в  качестве  квалифицирующего  признака.

          Для  решения  проблемы  антитеррористической  деятельности  во  всём  мире  были  приняты  такие  международные  акты,  как:  Конвенция  о  создании  международного  условного  трибунала  для  привлечения  террористов  к  ответственности  (принял  Совет  Лиги  Наций  в  1937  г.),  Конвенция  о  предупреждении  и  наказании  терроризма  (Организация  Американских    Государств,  1971 г.),  Конвенция  о  физической  защите  ядерного  материала  (МЭГАТЭ,  1980  г.),  Конвенция  о  маркировке  пластических  взрывчатых  веществ    в  целях  обнаружения  (ИКАО,  1990  г.),  Декларация  о  мерах  по  ликвидации  международного  терроризма  (Генеральная  Ассамблея  ООН,  1994  г.).

          Согласно  Федеральному  Закону  « О борьбе  с  терроризмом»,  основными  целями  этой  деятельности  являются:  «1)  защита  личности,  общества  и  государства  от  терроризма;  2)  предупреждение,  выявление,  пресечение  террористической  деятельности  и  минимизация  её  последствий;  3)  выявление  и  устранение  причин  и  условий,  способствующих  осуществлению  террористической  деятельности».  Что  касается  последних  двух  пунктов,  то  здесь  законодатель  дублирует  себя,  ведь  выявление  и  устранение  причин  и  условий,  способствующих  осуществлению  террористической  деятельности  (цель  3) – это  и  есть  предупреждение  терроризма  (цель  2).

          В  соответствии  с  п.  6  ст.  6  Федерального  закона  «О  борьбе  с терроризмом»,  предусматривающим  возможность  создания  антитеррористических  комиссий  на  федеральном  и  региональном  уровнях,  Постановлением  Правительства  РФ  №1302  от  6.  11.  1998  г.  «О  Федеральной  антитеррористической  комиссии»  была  образована  Федеральная  антитеррористическая  комиссия  и  утверждено  Положение  о  ней.  Основные  задачи  этой  комиссии – определение  стратегических  мер  борьбы  с  терроризмом,  выявление  его  причин  и  условий  и  поиск  путей  их  устранения,  информационное  обеспечение  такой  работы,  совершенствование  законодательства,  касающегося  вопросов  борьбы  с  терроризмом.

          Важным  нормативным  актом  является  Постановление  №1040  Правительства  РФ  «О  мерах  по  противодействию  терроризму»  от  15.  09.  1999 г.,  в  соответствии  с  которым  образован  Межведомственная  оперативный  штаб  и  утверждён  его  состав,  куда  вошли,  в  частности,  руководители  правоохранительных  органов.  Постановление  также  указывает  на  необходимость  создания  федеральными  органами  исполнительной  власти  временных  оперативных  штабов  для  защиты  населения  от  терроризма,  обязывает  правоохранительные  органы  осуществить  комплекс  оперативно – розыскных  и  охранных  мероприятий  по  выявлению  и  пресечению  деятельности  различных  террористических  групп.  Особое  внимание  рекомендуется  уделить  этническим  преступным  формированиям,  занимающимся  незаконным  оборотом  оружия.

          Как  уже  упоминалось,  глобальные  масштабы  приобрёл  международный  терроризм,  поэтому  очень  важную  роль  в  борьбе  с  ним  играет  Интерпол,  в  структуре  которого  создана  Группа  антитерроризма  (ТЕ – группа).  По  Указу  Президента  Российской  Федерации  №1113  «Об  участии  Российской  Федерации  в  деятельности  международной  организации  уголовной  полиции – Интерпола»  от  30.  07. 1996  г.  было  образовано  Национальное  центральное  бюро  Интерпола  как  структурное  подразделение  МВД  России.  Каналы  Интерпола  активно  используются  для  обмена  информацией  о  терроризме  [1].

          В  рамках  СНГ  также  ведётся  активная  работа  по  разработке  мер  противодействия  терроризму.  Хотелось  бы  отметить  такой  важный  документ,  как  Программа  государств – участников  Содружества  Независимых  Государств  по  борьбе  с  международным  терроризмом  и  иными  проявлениями  экстремизма  на  период  до  2003  г.,  утверждённая  Советом  глав государств  СНГ  21.  06.  2000  г.  В  разделе  1  предусматривается  приведение  нормативной  базы  стран  СНГ  в  соответствии  с  международными  нормами  путём  присоединения  к соответствующим  международным  договором,  направленным  на  борьбу  с  терроризмом  и  иным  проявлением  экстремизма;  решение  вопроса  о  гармонизации  законов,  касающихся  борьбы  с  терроризмом,  производства  и  оборота  оружия,  противодействия  наемничеству.  Раздел  2  предусматривает  проведение  совместных  командно–штабных  и  оперативно–тактических  антитеррористических  учений  и  специальных  операций  по  предупреждению  преступлений  террористического  характера,  по  розыску  лиц,  групп  и  организаций,  причастных  к  террористической  деятельности.  В  разделе  3  предусматриваются  основные  рекомендации  населению  по  действиям  в  случае  угрозы  или  совершения  террористических  актов  [7].  

3.3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ  НАСЕЛЕНИЮ  ПО  ДЕЙСТВИЯМ  В  СЛУЧАЕ  УГРОЗЫ  ИЛИ  СОВЕРШЕНИЯ  ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ  АКТОВ

  • Как  себя  вести,  если  заметили  террориста-самоубийцу  или  попали  в  перестрелку?

      Будьте  начеку,  особенно  в  местах  с  большим  скоплением  народа.  Если  вы  случайно  столкнулись  с  подозрительным  человеком,  обнаружили  подозрительный  предмет  или  подозрительное  транспортное  средство  будьте  готовы  сообщить  об этом  в  полицию.

  • Какие   подозрительные  сигналы  и  приметы   указывают  на  то,  что  нужно  бежать  от  террориста – самоубийцы?   
  1. Внешний  вид.

    1.1.   Одежда,  несоответствующая  времени  года  под  которой,  как  будто  что-то  находится.

                  2.   Странное  поведение.  

    2.1.   Странное,  неестественное  поведение  человека  в  местах  большого       скопления  людей,  который  пытается  смешаться  с  толпой,  проявляя  нервозность,  напряженное  состояние,  способствующее  выделению  пота.                                                                                                                                                                      

  1. Нерешительное,  действующее  на  нервы  бормотание.
  2. Медленная  походка,  осматриваясь  направо  и  налево,  либо  подозрительное  перемещение  бегом.
  3. Попытки  избежать  встречи  с  сотрудниками  службы  безопасности.    

           

               3.   Подозрительные  предметы.    

3.1.  Чемодан,  рюкзак,  дамская  сумочка  через  плечо,  из  которых  торчат  электрические  провода,  переключатели,  электронные  приборы.

               4.   Подозрительное  транспортное  средство.    

4.1.   Номерные  знаки  кажутся  «самодельными»  или  передние  и  задние  знаки  не  совпадают.

4.2.  Транспортное  средство,  подозрительно  припаркованное  на  длительное  время  посередине  площадки  или  на  месте,  не  предназначенном  для  парковки.  

  • Что  нужно  делать  в  случае,  если  вы  что-то  заподозрили? 

    1.      Немедленно  позвоните  по  телефону  в  полицию  и  сообщите  оператору,  как  можно  больше  информации  о  подозреваемом  или  транспортном  средстве.

    2.      Во  время  разговора  с  оператором  попытайтесь  следить  за  подозреваемым  или  транспортным  средством  на  безопасном  расстоянии.  

    3.      Дождитесь  приезда  сотрудников  правоохранительных  органов.

  • Что  нужно  делать  во  время  террористического  акта?
  1. Немедленно  покиньте  место  происшествия,  направляясь  на  другую  улицу  или  укрытие.

2.  Держитесь  подальше,  насколько  это  будет  возможным  от высоких  зданий,       стеклянных  витрин  или  транспортных  средств.

3. Если  поблизости  находятся  сотрудники  правоохранительных  органов, следуйте  их  указаниям.

  • Что  следует  делать,  когда  террористический  акт  закончился?

1.    Если  сотрудники  правоохранительных  органов  все  еще  не  приехали,  немедленно  позвоните  по  телефону  в  полицию.

2.    Не  создавайте  толпу  и  не  присоединяйтесь  к  ней.

3.    Немедленно  покиньте  место  происшествия:  т.к.  там  вокруг  могут  находиться  дополнительные  взрывные  устройства.

4.    Освободите  путь  для  машин  служб  спасения.

5.    Изучите  свое  окружение  и  немедленно  сообщите  в  полицию  о  любых  подозрениях  или  дополнительных  взрывных  устройствах.

6.    Если  вы  располагаете  какой-либо  информацией,  что  сможет  помочь  арестовать  подозреваемых  и  определить  местонахождение  транспортного  средства,  причастного  к  происшествию,  немедленно  сообщите  об  этом  в  полицию.

3.4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Победить  терроризм  в  одночасье  невозможно.  Сегодня  террористы  умеют  конспиративно  поддерживать  контакты  со  своими  единомышленниками  на  региональном  и  международном  уровне.  Проблема  заключается  в  том,  что  у  террористов  нет  ярко  выраженной  стратегии.  Практически  невозможно  предугадать,  какое  и  где  они  задумали  совершить  преступление.

           Чтобы  бороться  с  этим  явлением,  необходимо  выполнить  как  минимум  два  конкретных  условия.

           Во-первых,  выработать  единые  критерии  оценки  терроризма  и  его  проявлений,  сблизить  антитеррористические  законодательства,  и  принять  единые  для  всех  заинтересованных  государств  правила  проведения  контртеррористических  операций.

           Во-вторых,  как  показывает  практика,  международный  терроризм  практически  неуязвим  для  современных  методов  ведения  войны.  Единоличные  действия  здесь  не  решают  проблемы.  Необходим  единый  коллективный  орган,  принципиально  новый  международный  механизм,  способный  оперативно  уничтожать  базы  террористов  и  лагеря  их  подготовки  по  всему  миру.  Для  этого  нужно  создать  наднациональную  систему,  объединяющую  антитеррористические  силы  многих  государств.  В  составе  этой  системы  должны  быть  управленческая,  информационно-аналитическая,  разведывательная,  контрольно-финансовая,  контрольно-пропагандистская  и  силовая  структуры,  соответствующим  образом  подготовленные  и  экипированные.

ЛИТЕРАТУРА

   1. Вольхин  С.Н.,  Ляшко  В.Г.  Основы  защиты  от  терроризма. – М.:  Дрофа,  2007.

   2. Гаврилин  Ю.В.,  Смирнов  Л.В.  Современный  терроризм:  сущность,  типология,  проблемы  противодействия. – М.:  Книжный  мир,  2003.

   3. Ермолаева  М.Г.  Современный  урок:  тенденции,  возможности,  анализ. – СПб.:  СПбАППО,  2007.

   4. Конаржевский  Ю.А.  Анализ  урока. – М.: Центр  «Педагогический  поиск»,  2000.

   5. Кошель  П.В.  История  российского  терроризма. – М.:  Голос,  1995.

   6. Татарченкова  С.С.  Урок  для  учителя. – СПб.:  СПбГУПМ,  2002.

   7. Терроризм.  Это  должен  знать  каждый. – М.:  Изографус, 2002.

   8. Федеральный  Закон  «О  борьбе  с  терроризмом»  от  09.07.1998г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Глобальная сеть Интернет

Содержание, основные понятия: структура Интернет, адресация в Интернете(IP-адреса и доменная система имён). Транспортировка данных Вид урока: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: урок защи...

Разработка урока английского языка в 9 классе "Терроризм - глобальная проблема современности"

Воспитательная цель урока:Воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, формирование у школьников инициативности и самостоятельности, толерантности и уважения к другим наци...

Методическая разработка урока "Глобальные проблемы человечества"

Методическая разработка урока по обществознанию расчитана на учащихся 9-10 классов в курсе программ по обществознанию Урок расчитан на 45 минут и предполагаеет  знакомство с таким видом урочной д...

Терроризм глобальная проблема мира

      ТЕРРОРИЗМ- ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА МИРА.        Терроризм сегодня - Это - мощнейшее оружие, инструмент,используемый не только в борьбе против Власти, но оче...

Методические разработки по глобальному чтению с использованием когнитивного кармана.

Методические разработки по глобальному чтению с использованием когнитивного кармана....

Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"

Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....