конспекты уроков обж по оказанию первой помощи
план-конспект урока по обж по теме

Демина Людмила Александровна

конспекты уроков-практикумов по обж по оказанию первой помощи при различных травмах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях (практическая работа)

Оборудование и предварительная подготовка: ПК; презентации к уроку по данной теме (компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня открытый урок. 

Начинаем наш урок.

Здоровье - это одна из главных предпосылок гармоничного развития человека.

Человек живет в сложных, изменчивых условиях, ежесекундно испытывая мощное влияние окружающей среды, в ряде случаев нарушающее течение физиологических процессов в организме, приводящее к ослаблению здоровья, развитию заболевания и травмам.

Защитные силы организма, как правило, активно справляются с неблагоприятными факторами, если те находятся в допустимых пределах. Когда же граница, допустимости нарушается, человеку требуется помощь извне, порой срочная, безотлагательная.

В критических ситуациях от оказывающего первую помощь нередко зависит все дальнейшее развитие и течение болезни, а может быть, и сама жизнь пострадавшего. Поэтому каждый из нас обязан владеть элементарными приемами оказания первой помощи, иными словами, уметь быстро оценить состояние больного и облегчить его страдания.

Охрана и укрепление здоровья людей - дело первостепенной важности и задача поистине всенародная. Важную роль в этой области должны занимать знания по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Ребята. Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о некоторых природных катаклизмах. Демонстрируется фрагменты из видеофильмов "Молния", "Наводнения", "Пожары".

Ваша задача: По ходу просмотра фильма выявить: Какие повреждения организма человека возможны при данных чрезвычайных ситуациях и записать их в таблицу, которая перед вами? 

Памятка
по оказанию первой медицинской помощи 
при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях

Виды чрезвычайных ситуации

Возможные повреждения

Правила оказания первой помощи

Молния
Наводнения
Пожары

Ожоги
Потеря сознания

 

Показать фрагменты жизненных ЧС природного и техногенного характера.

А сейчас скажите тему нашего урока? /Ребята предлагают свои темы урока/

(Я обобщаю и называю). И так :

Тема  урока: Первая помощь при несчастных случаях.

Наша задач: Научиться правильно оказывать первую помощь при несчастных случаях.

А какова же цель нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты). (Я обобщаю и называю).

Цель урока: Изучить правила оказания первой помощи при несчастных случаях и научиться правильно выполнять приемы их оказания.

Вопрос: А с какой целью вы пришли на сегодняшний урок? Ответы учащихся:...

Наша цель не только изучить правила оказания первой помощи, но и

- научиться определять свои действия по оказанию первой помощи при различных видах травм;

- определить ситуацию, необходимость и вид оказания первой помощи.

- научиться накладывать кровоостанавливающий жгут, иммобилизационные шины и стерильные повязки на отдельные части тела.

А сейчас мы посмотрим слайд - фильмы, которые нацелят вас на выполнение практических занятий по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Начинается демонстрация слайд - фильма.

Первая медицинская помощь - это комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.

В первой медицинской помощи нуждаются лица, с которыми произошел несчастный случай или у которых внезапно возникло тяжелое, угрожающее жизни заболевание.

Несчастным случаем называется повреждение органов человека или нарушение их

функции при внезапном воздействии окружающей среды.

Несчастные случаи часто происходят в условиях, когда нет возможности быстро сообщить о них на станцию скорой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при несчастном случае должна быть оказана на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Раны - это нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, приводящие к расстройствам функций органов, или всего организма.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны могут быть резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными, огнестрельными.

Особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.

Под кровотечением понимается выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.

Наиболее опасно артериальное кровотечение.

1. Показать самому на практике порядок наложения кровоостанавливающего жгута.

Учитель показывает наложение кровоостанавливающего жгута на бедренную часть нижней конечности. 

Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению кровоостанавливающего жгута.

А сейчас работая в парах научитесь накладывать кровоостанавливающий жгут при кровотечении из ран плеча, предплечья и ладони.( Практическая деятельность учащихся).

2. Показать самому на практике порядок наложения иммобилизационной шины.

Учитель показывает наложение иммобилизационной шины при переломе бедренную часть нижней конечности. 

Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению иммобилизационной шины.

Работаем в парах.

 ( Практическая деятельность учащихся).

3. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голову в виде "чепца". 

Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на голову в виде "чепца".

А сейчас вы всё это продемонстрируете друг на друге.

( Практическая деятельность учащихся).

4. Показать самому на практике порядок наложения повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав. 

Учитель показывает наложение спиральной повязки на палец.

Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав.(Практическая деятельность учащихся).

Наложение спиральной повязки на указательный палец показывают ученики ...

5. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голеностопный сустав. 

Ваша цель: Научиться практическим действиям по наложению повязки на голеностопный сустав.

А сейчас наложение восьмиобразной повязки на голеностопный сустав показывают Мезенцева Мария и Мелкозерова Ксения. (Практическая деятельность учащихся).

И так, мы рассмотрели с вами несколько способов оказания первой помощи при ЧС природного и техногенного характера.

Вывод: А сейчас проверим, все ли задачи поставленные задачи.

Задачи

Результаты

1.Наложение кровоостанавливающего жгута.

2. Наложение иммобилизационной шины.

3. Наложение повязки на голову.

4. Наложение повязки на палец.

5. Наложение повязки на голеностопный сустав.

 

!...А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение по сегодняшнему уроку.

!...Что вы хотели бы увидеть и узнать на следующих уроках?

Слушаем мнения и пожелания учащихся.

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай или острое заболевание могут произойти в любое время и в любом месте: дома, на улице, в школе, на производстве, при занятиях спортом и т.д. На экране высвечиваются слова.

"Быть готовым оказать первую медицинскую помощь необходимо всегда и каждому!" 

Я благодарю всех за решение всех сегодняшних проблемных задач.

Оценивание результатов работы учащихся.

Домашнее задание: К следующему уроку подготовить: марлю, вату, иголку и нитку для изготовления ватно-марлевой повязки.

У кого есть вопросы. (Нет вопросов). Всем участникам урока раздаются памятки по оказанию ПМП. 

Спасибо за работу.

До свидания.



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской

помощи при различных видах повреждений"

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.

Обучающие:

Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;

Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение

накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);

Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря

сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение,

на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у старших подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Оказание

ПМП при различных видах повреждений». Как вы думаете, для чего мы

проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся

самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения

полученных знаний, умение применить их на практике).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых

не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже

жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти

человека, мы и проводим этот урок. Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может

получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся

говорят о предполагаемых травмах):

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

4. Сельскохозяйственный травматизм

5. Природный травматизм

6. Производственный травматизм

2. Проверка теоретических знаний.

Класс разбит на 3 группы.

По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1).

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

• УШИБ

• РАСТЯЖЕНИЕ

• АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ПЕРЕЛОМЫ

• СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

• ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно

восстановить эти соответствия. Спустя 3 минуты представители каждой

группы воспроизводят соответствие на магнитных досках (напротив каждого

вида повреждения указывают цифру соответствующего приема ПМП).

Учитель проверяет задание, используя ключ:ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10

3. Работа в группах.

Следующее задание носит практический характер по оказанию ПМП.

Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать

карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной

медицинской помощи. Вам дано 2минуты на обсуждение задания, после чего

от каждой группы должны выйти по 2 человека для его практического

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

• Открытый перелом нижней конечности

• Перелом в области предплечья

• Травма головы

Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить на

некоторые вопросы:

1. Каковы задачи первой медицинской помощи?

2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?

3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?

4. Какие виды ран вы знаете?

5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?

6. В чем заключается опасность кровотечений?

7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?

8. Какие виды переломов вы знаете?

9. Что такое травматический шок?

10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытом

переломе, а каким - при закрытом?

4. Решение ситуационных задач

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где

– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это

может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий

чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся,

кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-

таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненныхситуаций (Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается

их коллективно обсудить. Количество ситуаций рассматривается в

зависимости от времени).

Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,

признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

В классе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом

острую боль в области голеностопного сустава.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами

выполнили. Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые

вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (УРОК) "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ"

Дидактическая цель: Применение теоретических знаний в практической деятельности при ранениях и черепно-мозговой травме.

Вопросы урока:

  1. Повторить виды ран, виды кровотечения.
  2. Необходимость асептики и антисептики.
  3. Правила наложения повязок.
  4. Возможные осложнения при ранениях.
  5. Эвакуация пострадавших.

Вид занятия: комбинированный.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор), карточки с заданиями для групповой работы, памятки, бинты, песочные часы.

Подготовительная работа: Для проведения данного занятия класс разбит на 4 группы, подготовлены таблицы, схемы, плакаты «Виды перевязок», «Виды кровотечения», видеозапись, для иллюстрации рассказа преподавателя.

План урока:

  1. Вступительная часть – 1 мин.
  2. Организационный момент (раздача карточек контроля) – 1 мин.
  3. Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля – 2 мин.
  4. Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме – 34 мин.
  5. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока

Организационный момент

Проверить готовность класса к занятию. На доске афоризм «Дело умных – предвидеть беду, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла». Питтак.

Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при ранениях и черепно-мозговой травме». Как вы думаете, для чего мы проводим это практическое занятие? Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, в случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели занятия.

Ребята, раздел «Основы медицинских знаний» мы начали изучать с 5 класса и с каждым годом наши знания становились более углубленными и прочными. Сегодня на занятии мы повторим теоретические вопросы и научимся оказывать первую неотложную помощь при самом сложном ранении: черепно-мозговой травме.

Учащимся раздаются карточки с заданиями. За две минуты учащиеся согласно алгоритма ответа дают как можно более полный ответ по предложенной теме.

Проверка теоретических знаний. Один учащийся из группы в течение одной минуты дает ответы на все вопросы

  1. Определение «РАНА».
  2. Виды ран.
  3. Виды кровотечений. 1 МП при кровотечениях.
  4. Определение: асептика и антисептика.
  5. Перечислите возможные осложнения при ранениях.
  6. Первая помощь при ранениях.
  7. Что такое обморок. 1медицинская помощь при обмороках.
  8. Виды наложения повязок.
  9. Значение первой неотложной помощи.

После выполнения теоретического задания выполняем наложение повязок:

  • для пальца (спиральная повязка).
  • на область плеча и плечевого сустава (колосовидную повязку).
  • повязка на коленный сустав (спиральная повязка).
  • повязка на кисть (крестообразная).

Эти повязки могут сочетаться между собой в зависимости от места и сложности ранения.

Приступаем к изучению правильного оказания первой неотложной помощи при черепно-мозговой травме. Эта травма считается одной из самых опасных для жизни человека. В подтверждение своих слов я предлагаю вам послушать военного врача травматолога… (видеозапись).

Кто и когда обычно становится жертвой черепно-мозговой травмы? Расхожая фраза «его в детстве уронили» обычно сопровождается характерным жестом у виска. Так сложилось, что эта грустная тема чаще становится поводом не для шуток, нежели для сочувствия. Однако человеку, который на самом деле перенес черепно-мозговую травму, не до смеха. Ведь ее отдаленные последствия могут проявиться не только легким «повреждением ума», но и более серьезными осложнениями. Ведь подобный несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Младенцы падают с кроваток и столиков, дети постарше с качелей. Школьники страдают из-за собственных шалостей. Взрослые получают такую травму в автокатастрофах и других несчастных случаях. Для пожилых людей роковым становится скользкий тротуар.

Медицина различает три формы закрытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение мозга – самая легкая и распространенная из них. Вообще любая травма, затронувшая головной мозг, - очень серьезное испытание для организма. Поэтому, от быстроты и правильности оказанной помощи, будет зависеть жизнь человека.

При травмах головы может произойти сотрясение и сдавливание головного мозга. Причины сотрясения могут быть различными, а самыми основными являются: ушиб головы, падение, уличные катастрофы. Признаки сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания в момент повреждения, тошнота, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка.

Какие изменения происходят в головном мозге во время травмы?

Дело в том, что мозг изнутри и снаружи имеет полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. После травмы избыточное скопление этой жидкости в полости черепа приводит к повышению внутричерепного давления. В результате происходит сдавливание вещества головного мозга, что вызывает его медленную атрофию. Появляются и сосудистые расстройства – в виде дистонии или недостаточности мозгового кровообращения. Нарушается отток венозной крови из полости черепа.

Какие «сдвиги» в нервной системе может вызвать черепно-мозговая травма?

В последствии у некоторых травматиков развивается невроз с преобладанием депрессивных, эйфорических, истерических и других изменений личности. Человек может стать агрессивным, конфликтным или, наоборот, вялым и безразличным. Ухудшается память, снижается работоспособность. Одно из тяжелых последствий – посттравматическая эпилепсия.

Разумеется, благополучный исход в лечении черепно-мозговой травмы зависит от того, как быстро она будет выявлена. Поэтому надо запомнить основные его симптомы:

  • Отключение сознания на несколько секунд или минут, сразу после травмы;
  • Тошнота;
  • Головная боль, слабость, головокружение;
  • Двоение в глазах, светобоязнь;
  • Судороги;
  • Различная величина зрачков;
  • Высунутый язык отклоняется в сторону;
  • Ассиметрия лица;
  • Нарушение равновесия;
  • Онемение рук и ног;
  • Амнезия – пострадавший не помнит события, произошедшие идо и после травмы.

Какую помощь пострадавшему можно оказать самостоятельно?

Для оказания первой неотложной помощи необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как:

  1. уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой и верхней частью туловища;
  2. приложите к голове холодный компресс, чтобы уменьшить нарастание отека мозга;
  3. при рвоте голову пострадавшего повернуть на бок и удалить рвотные массы изо рта и глотки.
  4. расстегните одежду, которая мешает дышать;
  5. при остановке дыхания и сердца проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Помните! При потере сознания не надо выводить пострадавшего из бессознательного состояния, нужно ждать его самостоятельного возвращения. При возвращении сознания пострадавшего необходимо отправить в больницу в лежачем положении.

Прежде чем начать оказывать первую помощь пострадавшему, обязательно спросите у него разрешение на оказание помощи, так как по новому закону Министерства здравоохранения, мы не имеем права оказывать помощь без разрешения пострадавшего. Но зачастую люди при черепно-мозговой травме находятся в шоковом или бессознательном положении. В этом случае важно спокойно, убедить и объяснить пострадавшего о необходимости оказания ему первой помощи.

Если черепно-мозговая травма сопровождается повреждением костей черепа, проникающими осколками инородных тел, обрывками одежды, то ни в коем случае -нельзя удалять их. Это может повести за собой обильное кровотечение, боль пострадавшему и непоправимые последствия для жизни человека. При попадании пыли и грязи в рану в первую очередь - провести антисептические мероприятия. Для этого необходимо накапать несколько капель перекиси водорода в рану и наложить стерильную повязку без добавления порошков и мазей.

При наложении повязок необходимо придерживаться следующих правил:

  • Бинтовать в наиболее удобном для пострадавшего положении, наблюдая за его лицом;
  • Бинт обычно держат в правой руке, а левой удерживают повязку и расправляют бинт. Бинт ведут слева направо и раскатывают, не отрывая от поверхности тела. Каждый последующий ход бинта должен прикрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины;
  • Бинтовать руку при согнутом под небольшим углом в локтевом суставе, а ногу при согнутом под небольшим углом коленном суставе. Бинтовать конечности начинают с периферии и ходы бинта ведут по направлению корню конечности. Неповрежденные кончики пальцев нужно оставлять открытыми, чтобы можно было следить за кровообращением;
  • При наложении повязки и по окончании бинтования проверяют, не туго ли лежит повязка, не слишком ли она свободна, не будет ли спадать и разматываться.

При ранении волосистой части головы применяют повязку типа «чепец».
Объяснение правильного наложения повязки:

  • Кусок бинта («завязку») длиной около 0,5 м кладут средней частью на теменную область.
  • Концы бинта, спущены вниз перед ушными раковинами, удерживают в натянутом состоянии помощник или пострадавший.
  • После двух туров вокруг головы через лоб и затылок, бинт доведенный до завязки, обводят вокруг нее и ведут через затылочную область к противоположному концу завязки.
  • На другой стороне бинт вновь обводят вокруг завязки и ведут косо, прикрывая лобно-теменную область.
  • После наложения повязки один конец бинта привязывают к одному из концов завязки под подбородком.

Наиболее прочная повязка для темени, затылка и нижней челюсти – «уздечка».
Объяснение правильного наложения повязки:

  • После закрепленного хода вокруг головы бинт ведут косо по затылку на правую сторону шеи и под подбородок.
  • Отсюда делают несколько вертикальных ходов, пока не накроют темя или подбородок, затем бинт ведут на затылок и закрепляют его ходом вокруг головы.
  • При бинтовании подбородка к этой повязке делают дополнительные ходы.
  • После закрепляющего хода вокруг головы бинт ведут косо в область затылка, по поверхности шеи и делают горизонтальные ходы вокруг подбородка.
  • Затем переходят к вертикальным ходам и закрепляют бинт круговым ходом вокруг головы.

А теперь работаем в парах.
Вызов скорой помощи:
- если вы не один, то сразу;
- если один, то только после оказания первой неотложной помощи!

Из рубрики – это интересно! Наука занимающаяся перевязками, называется – БИСМУРГИЯ.

Подведение итогов

Итак, сегодня на практическом занятии мы повторили раздел программы «Основы медицинских знаний» и научились правильно накладывать повязку при черепно-мозговой травме «ЧЕПЕЦ» и «УЗДЕЧКА». Поработали мы очень хорошо, я думаю все знания, полученные на уроках ОБЖ, смогут вам помочь в любой сложной ситуации найти правильное решение для спасения людей. Я знаю, в каждом доме есть место для хранения лекарственных средств и я хочу, чтобы памятки  с правильным алгоритмом оказания неотложной помощи находились в вашей домашней аптечке.

Домашнее задание

Ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чем заключается первая медицинская помощь при таких травмах?



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской

помощи при различных видах повреждений"

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.

Обучающие:

Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;

Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение

накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);

Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря

сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение,

на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у старших подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Оказание

ПМП при различных видах повреждений». Как вы думаете, для чего мы

проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся

самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения

полученных знаний, умение применить их на практике).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых

не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже

жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти

человека, мы и проводим этот урок. Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может

получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся

говорят о предполагаемых травмах):

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

4. Сельскохозяйственный травматизм

5. Природный травматизм

6. Производственный травматизм

2. Проверка теоретических знаний.

Класс разбит на 3 группы.

По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1).

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

• УШИБ

• РАСТЯЖЕНИЕ

• АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ПЕРЕЛОМЫ

• СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

• ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно

восстановить эти соответствия. Спустя 3 минуты представители каждой

группы воспроизводят соответствие на магнитных досках (напротив каждого

вида повреждения указывают цифру соответствующего приема ПМП).

Учитель проверяет задание, используя ключ:ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10

3. Работа в группах.

Следующее задание носит практический характер по оказанию ПМП.

Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать

карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной

медицинской помощи. Вам дано 2минуты на обсуждение задания, после чего

от каждой группы должны выйти по 2 человека для его практического

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

• Открытый перелом нижней конечности

• Перелом в области предплечья

• Травма головы

Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить на

некоторые вопросы:

1. Каковы задачи первой медицинской помощи?

2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?

3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?

4. Какие виды ран вы знаете?

5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?

6. В чем заключается опасность кровотечений?

7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?

8. Какие виды переломов вы знаете?

9. Что такое травматический шок?

10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытом

переломе, а каким - при закрытом?

4. Решение ситуационных задач

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где

– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это

может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий

чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся,

кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-

таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненныхситуаций (Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается

их коллективно обсудить. Количество ситуаций рассматривается в

зависимости от времени).

Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,

признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

В классе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом

острую боль в области голеностопного сустава.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами

выполнили. Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые

вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по ОБЖ "Первая помощь при ранениях"

Автор: учитель ОБЖ Бескобальный А.В.ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКАТЕМА: «Первая помощь при ранениях»КЛАСС: 11Тип урока: Урок-практикумВопросы урока: 1.Понятие раны. Опасность ранения. 2.Правила наложения...

План-конспект урока "Заболевания сердца. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях"

Цель урока: сформировать знания о заболеваниях сердца, приобрести навыки первой помощи при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.Задачи:Образовательные:1.      Позн...

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи

Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...