Сценарии праздников.
материал

Горбан Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  ПРАЗДНИКА

«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Игра есть упражнение, при посредстве

которого ребенок готовится к жизни.

П.Ф.Лесгафт

Цели и задачи:

1. Используя ситуационный подход к изучению правил дорожного движения в форме ролевой игры, учить учащихся быть внимательным на дороге, обращать внимание на дорожные знаки.

2. Закрепить знания учащихся о правилах движения по улицам и дорогам.

3. Воспитывать дисциплинированность учащихся на улицах города.

Оборудование:

1. Одежда для детей: футболки красного, желтого, целенного цвета. Можно одеть соответствующие платки на шею. 2. Макеты дорожных знаков на подставках (для игры).

Персонажи:

Ведущие – 2 ученика.

Королева дорожных знаков.

Кот.

Велосипедист

Учащиеся с макетами дорожных знаков в руках.

1-й ученик:

Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы дежурим круглый год.

Самый малый знак дорожный –

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны!

Уважайте этот знак!

2-й ученик:

Знаки важные дорожные –

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя и можно что,

Выполняйте непременно

Все, что знаки говорят!

Заходит Кот.

Королева дорожных знаков: Кто ты?

Кот: Я ученик светофорных наук – Кот.

Королева: Кот, ты знаешь правила дорожного движения?

Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

Королева: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?

Кот: На четырех лапах.

Королева: Ребята, правильно он ответил?

Все: Нет.

Кот: А как надо?

Королева: Садись, Кот, послушай, пожалуйста, как надо правильно переходить улицу.

Дети с соответствующими знаками читают стихи.

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру!

Знай, что только переход

От машин тебя спасет!

Королева: Знак «Пешеходный переход» - это значит, что ты можешь переходить улицу безопасно.

Ученик:

Юля с куколкой в тревоге,

Нужен доктор им в дороге.

Королева:

        Не смотрите грустным взглядом,

        Помощь близко! Доктор рядом!

Ученик:

        Если нужно вызвать маму,

        Позвонить гиппопотаму,

        По пути связаться с другом.

Королева:

        Телефон к твори услугам.

Мальчик (выезжает на велосипеде).

Можно ехать мне и Феде

Здесь лишь на велосипеде.

Хорошо, что не купили

Мамы нам автомобили.

Королева: Этот знак разрешает движение на велосипедах, мопедах.

Ученик:

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Королева: Этот знак предупреждает водителей о возможном появлении на их пути детей.

Ученик:

Замечательный знак,

Восхитительный знак!

Значит можно здесь кричать,

Петь, шуметь, озорничать!

Если бегать – босиком!

Если ехать – с ветерком!

Королева:

          Отвечаю я вам строго:

          Здесь опасная дорога!

          Очень просит знак дорожный

          Ехать тихо, осторожно!

Ученик:

          Отчего бы это вдруг

          Стрелки дружно встали в круг?

          И машины друг за другом

          Мчатся весело по кругу.

          Что такое, в самом деле,

           Словно мы на карусели?

Королева:

           Мы на площади с тобой,

           Здесь дороги нет прямой

           Этот знак: пешеходам путь закрыт!

1-й ученик:

Наши ребята идут в школу

Наши ребята очень спешат.

Хоть у вас терпенья нет,

Подождите: красный свет!

Желтый свет на пути:

Приготовьтесь в путь идти.

Королева:

          Свет зеленый впереди:

          Вот теперь переходи!

Две девочки и мальчик исполняют частушки.

Как шофер не тормозит,

А машина все скользит.

На колесах, как на лыжах,

Ближе, ближе, ближе, ближе.

Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идем

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Мой послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Все трое:

          Мы хорошие спортсмены

          Любим мы играть в футбол,

          Но хотим мы вам напомнить:

          Мостовая – не стадион.

2-й ученик:

          Нашего Отечества -        

          Светлая примета,

          Но в эпоху атома,

          Ох! Как надо это,

          Чтоб не на автобусе,

           А на всей планете,

           Надпись, как на глобусе:

          «Осторожно – дети!»

Королева: Ну что, Кот, теперь тебе понятно, как надо переходить дорогу?

Кот: Спасибо, ребята, теперь я вас поведу.

Уходят.

(«Воспитание школьников» № 7, 2002)

 



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА НА ТЕМУ:

«РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ»

(Исполняется романс «Калитка», сл. и муз.А.Обухова)

Вед.:     Снился мне сад в подвенечном уборе,

              В этом саду мы с тобою вдвоем.

              Звезды на небе, звезды на море,

              Звезды и в сердце моем.

              Листьев ли шепот иль ветра порывы

              Чуткой душою я жадно ловлю.

              Взоры глубоки, уста молчаливы:  

              Милый, о, милый, люблю.

Вед.: Вы, конечно узнали эту мелодию и эти строки. Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

      Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярным в наши дни. Это небольшое музыкальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, мечтах, разочарований.

     Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Романс повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в современных и старинных романсах, исполняемых блистательными эстрадными звездами, оперными знаменитостями, бардами под нехитрые переборы гитары и вокальными группами народных певцов. Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы.

(Исполняется романс…)

Вед.: Многие из нас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. Что же обозначает это слово? Откуда пришел к нам на русскую землю?

В музыкальном словаре дано такое определение романса: «романс – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на романском языке». Родиной романса считается Испания. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском языке», так назывался тогда испанский. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами.

      Считается, что в России романсы стали появляться в конце восемнадцатого века и сразу завоевали всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами любителями. Вот один из них, автор неизвестен, но он достаточно всем знаком:

Не пробуждай воспоминаний

Минувших дней, минувших дней –

Не возродишь былых желаний

В душе моей, в душе моей.

И на меня свой взор опасный

Не устремляй, не устремляй,

Мечтой любви, мечтой прекрасной

Не увлекай, не увлекай.

Однажды счастье в жизни этой

Вкушаем мы, вкушаем мы.

Святым огнем любви согреты,

Оживлены, оживлены.

Но кто ее огонь священный

Мог погасить, мог погасить,

Тому уж жизни незабвенной

Не возвратить, не возвратить!

Вед.: Романсы – это камерно-вокальное произведения, короткие по объему; голос их негромок и обращен, чаще всего, к небольшой аудитории слушателей. Романсы, создавались композиторами на литературный текст для исполнения голоса в сопровождении инструмента, чаще всего фортепиано, но возможны варианты сопровождения – гитары, арфы, инструментальных ансамблей.

     В «Путеводителе по концертам» академик Б.В.Асафьев так характеризует романс: «Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – личных душевных настроений, и потому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

     Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон лирических стихов, подчеркнуть содержащуюся в них напевность. В хорошем романсе мелодия более гибко следует за содержанием поэтического произведения и отражает малейшие нюансы, оттенки в движении стиха.

(Исполняется романс… )

Вед.: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. В романсах наиболее удачно смогла проявиться душевные качества и запросы русского народа. И действительно, к жанру романса обращались многие композиторы для которых эта форма становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальным акварелей, тетрадью эскизов к более крупным сочинениям, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, трибуной социального протеста, результатом личных переживаний.

    Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался за большими музыкальными полотнами укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, открытости восприятия, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирики, для появления тех освященных временем произведений, встреча с которыми рождает целый мир воспоминаний, прекрасных чувств.

(Исполняется романс…)

Вед.: Стихи больших поэтов сами по себе музыкальны. В одном из вариантов знаменитого «Памятника» Пушкин ставит себе в заслугу и то, что в «русском языке музыку я обрел». В самом стихе, его размере, ритме, звуковой последовательности уже есть мелодия. «Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И.Чайковский, - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились». И дело композитора – «подслушать» эту скрытую в стихе музыку. Романсы писали Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рубинштейн, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. К романсу обращались и наши современники – композиторы Кабалевский, Алябьев, Свиридов, Щедрин, молодое поколение авторов. Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов.

      Обычно композиторы, приступая к сочинению романса, долго и тщательно отбирают стихи для него. Лирика великих русских поэтов, начиная с допушкинской поры и кончая современными мастерами лирического стиха, побуждала и побуждает их к творчеству. Эти бесценные сокровища помогают нам открыть мир новых ощущений, обострить восприятие действительности, познать самого себя.

(Исполнение романса…)

Вед.: Бывает и так, что прекрасные романсы пишутся на тексты поэтов второстепенных как это нередко можно встретить у Чайковского. В таких случаях композитору удается облагородить стихи, «омыть» их, по выражению Глинки,  атмосфере высокой музыки. Но бывает и так, что композитору необходимо подняться до уровня признанного шедевра поэзии, стать равным великому мастеру стиха. Тогда происходит чудо – идеальное слияние высокой поэзии и изумительной музыки. Одно из таких поразительных чудес в русском искусстве – романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье», в котором музыка изумительно соответствует гениальному творению Пушкина, придавая ему еще большую глубину и силу чувства.

(Звучит звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье» муз. М.Глинки, сл.Пушкина)

Вед.6 Каждая встреча с сокровищами русской камерно вокальной музыки помогает нам полнее постичь закономерности развития русского музыкального искусства, русской поэзии, взаимодействия этих двух направлений отечественной культуры, приблизиться к эпохе, услышать голоса далеких поколений, проследить за мыслями, привязанностями, увлечениями различных социальных групп, так или иначе оставивших приметы своего времени в музыкальной и поэтической основе романса.

      Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к неумолчному голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого, молодого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

(Гаснет свет в зале. Исполнение романса при зажженной свече)

Вед.:   Грустит романс тревожно и светло,

            И к вам непостижимо в слове каждом.

            Приходит откровение само,

            Как вы в мою судьбу вошли однажды.

   Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого.

Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах и их авторах. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечера романса!»

Литература:

Соболева Г. «Русский романс». М., 1995.

Соболева Г. «Русский советский романс». М., 1985.

Уколов В., Рыбакина Е. «Музыка в потоке времени». М., 1988.

Моисеева Л. «Русские песни и романсы».  М., 1996.

Тарасов Л. «Музыка в семье муз». Ленинград, 1985.

                   



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ВЕСЕЛАЯ ТАРАБАРЩИНА

Цель: развитие внимания и координации движений обучающихся с помощью музыкальных элементов.

Предварительная подготовка касается только ведущего – он должен суметь показать жестами текст песен и помочь их исполнить.

Оборудование: музыкальный инструмент.

Участники: ведущий, все желающие, музыкальный аккомпаниатор.

Продолжительность игры: 15 – 40 минут.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, песни, которые вы сегодня будете разучивать, необычные. Это песни-игры. Слова там простые, они почти не имеют смыслового содержания, а скорее, напоминают веселую шутку, скороговорку. В старину их называли тарабарщиной. Вы их запомните очень быстро. Зато потом, разучив и исполнив песню, можно проверить – все ли из вас внимательны. Ну и самое главное – наше занятие развлечет вас, поможет приобрести хорошее настроение и улыбки.

А начнем мы вот с чего. Давайте вспомним всем хорошо известную песенку «В лесу родилась елочка». Исполним хором ее первый куплет, а чтобы получилось дружно, я помогу – проиграю на инструменте.

(Исполняется первый куплет песни).

Здорово у нас получилось – настоящий хоровой кружок. Я смотрю, мелодию песни все помнят неплохо. А вот теперь на мотив этой самой «Елочки» попробуем исполнить другие слова. Послушайте, они совсем не сложные.

                Летит, летит по небу шар,

                По небу шар летит.

                И знаем мы, что этот шар

                До неба долетит.

Это текст песни-игры, которая называется «Шар». Попробуем сначала повторить слова, а затем спеть их на уже знакомую мелодию «Елочки».

(Идет разучивание слов и исполнение их на знакомый мотив).

А вот теперь – самое интересное, будьте внимательны. Давайте сначала слово «шар» заменим на жест, вот такой – (показывает) руки вытянем вперед и сомкнем их, закруглив, как будто держим большой воздушный шар.

(Идет исполнение песни с заменой первого слова. Ведущий поет вместе с ребятами, демонстрируя правильное выполнение замены).

Второе слово, которое мы будем не называть, а показывать, - слово «летит». Вытяните руки в стороны и плавно помашите ими, словно крыльями. Давайте споем песню уже с заменой двух слов – «шар» и «летит».

(Идет исполнение).

Последнее, что нам осталось показать, «небо». Это очень просто – пальцем вверх. Споем песню, заменив в ней все три слова – «шар», «летит» и «небо». Смотрите не ошибитесь, будьте внимательны.

(Идет исполнение).

Молодцы, почти никто не ошибся. Но мы пели в медленном темпе. Попробуем увеличить скорость.

(Быстрое исполнение).

Ну вот, я смотрю, вам понравилось играть в веселую тарабарщину.

Вторая песня-игра, которую мы разучим, называется «Колпак». Запоминайте слова, они также очень простые.

             Колпак мой треугольный,

             Треугольный мой колпак,

             А если не треугольный,

             То это не мой колпак.

Теперь споем их.

(Подходящая мелодия может быть самой простой – на распев вальса или элементарной полечки на 5 – 6 звуках. Далее ведущий предлагает поочередно жестами заменить слова. «Колпак» - вместо это слова нужно ладонью коснуться макушки головы; «мой» - ладонью прикоснуться к груди; «треугольный» - пальцами надо изобразить подобие треугольника. После разучивания всех трех элементов идет исполнение песни – сначала в спокойном темпе, а затем в более быстром.  



Предварительный просмотр:

ВЕЧНЫЙ  СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ В МУЗЫКЕ

Музыкальный вечер, посвященный

музыке В.А.Моцарта

  • Участники: Ведущая, Ведущий, две придворные дамы, Академик.
  • Оборудование. Портрет В.А.Моцарта.
  • Предварительная подготовка. Заранее готовятся фонозаписи музыкальных отрывков. Изготавливаются костюмы участников вечера.

Сценарий мероприятия.

Ведущая. «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт». Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе.

Ведущий. А я слышал другое высказывание. Если о каком-то человеке хотят сказать, что у него незаурядные способности, то нередко произносят: «Гениален, как Моцарт».

Ведущая. Музыка этого венского композитора, который родился в середине XVIII в., продолжает радовать нас и сегодня, почти три века спустя. В чем же причина того, что Моцарт был признан гением уже в раннем детстве? Ведь каждый из нас без запинки может назвать сразу же несколько произведений композитора. Например, «Турецкий марш». Кто из нас не слышал его? (Напевает начало). А начало его Симфонии № 40, которая прозвучала только что, тоже легко спеть.

Ведущий. Все мы знакомы с музыкой Моцарта даже ближе, чем тебе кажется.

Ведущая. Что ты говоришь?

Ведущий. Да-да, и не стоит этому удивляться. Ответь, пожалуйста, тебе известна такая колыбельная песенка. (Напевает).

            Спи, моя радость, усни,

            В доме погасли огни.

            Птички замолкли в саду,

            Рыбки уснули в пруду.

Ведущая. Да, я думаю, что колыбельную мы все сможем спеть прямо сейчас хором.

Ведущий. А ведь музыку к ней написал Моцарт. Но это еще не все. Вы знаете такую детскую песенку (напевает):

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Вот так, вот как, серенький козлик?

Ведущая. Что, неужели и это музыка Моцарта?

Ведущий. Совершенно верно.

Ведущая. Но почему музыка этого композитора так популярна до сих пор? Смотри, оказывается, каждый из нас знал ее уже с младенчества.

Ведущий. Для того чтобы разобраться в этом, давайте перелистаем некоторые страницы его биографии и познакомимся сего музыкальными сочинениями.

Ведущая. Тогда начнем сразу  с музыки. Вот одна из известных песен Моцарта, которая носит простое название – «Весенняя песня».

Ведущий. Обратите внимание на особенности музыки Моцарта: она очень красива, у каждой из его пьес – своя удивительная мелодия, которую можно повторить голосом, это одна из причин популярности его сочинений.

/Звучит запись «Весенней песни» В.А.Моцарта/

Ведущая  (подходит к портрету Моцарта).

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое горение дали совершенно необычные и единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Но вместе с тем он создал очень много произведений: около 50 симфоний, 19 опер, Реквием, 21 концерт для клавира с оркестром, концерты, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.

Ведущий. На необыкновенную судьбу Вольфганга Амадея Моцарта оказал огромное влияние его отец – Леопольд Моцарт. Он был придворным музыкантом города Зальцбурга, но, помимо этого, давал уроки музыкальной композиции и игры на скрипке и даже издал учебник по музыке, который пользовался успехом. Когда же он женился, то весь город отмечал, что эта семейная пара – самая красивая в городе. Вот какие красивые люди дали жизнь маленькому гению.

Ведущая. Самая необычная пора в жизни Моцарта – это его детство. Поэтому расскажем о нем поподробнее. Моцарту было всего лишь около трех лет, когда отец стал обучать на клавесине его семилетнюю сестру. Наблюдая за занятиями сестры, маленький гений сам выучился музыкальной грамоте. И для него не было большого удовольствия, как находить на пианино приятно звучащие аккорды. В пять лет он уже сочинял небольшие пьесы и играл их отцу, в тот записывал их в тетрадь.

Ведущий. Мальчик овладел также игрой на скрипке и органе. Отец и его друзья-музыканты не переставали удивляться такому быстрому развитию мальчика. Но Леопольд Моцарт решил, что будет лучше, если в восхищение от его талантливых детей будут приходить королевские дворы Европы. И вот, когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, все семейство Моцартов – сам Вольфганг Амадей, его сестра и родители – отправились в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступление детей и похвалил их. Вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой еще прилежнее, и осенью 1762 года дети выступали в Вене перед императорским двором.

/Начинает звучать «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта.

Затем музыка стихает/.

Ведущая. Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шествие.

Ведущий. Но давайте попросим высказать свои впечатления от этих концертов современниц Моцарта –придворных дам короля Франции.

/Появляются две придворные дамы/.

Ведущая. Сударыни, мы слышали, что во время концерта при королевском дворе вас ожидал какой-то сюрприз?

1-я дама. О, да! Это маленькие австрийцы!

2-я дама. Господин Моцарт устроил для нас небывалое увеселение.

1-я дама. Концерты детей Моцартов привели нас в полный восторг. Особенно трудной была программа Вольфганга и он блестяще справился, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд.

Ведущий. А как выглядел этот вундеркинд?  

1-я дама. Внешность его довольно занятна. Утверждают, что его родители очень хороши собой. Но мальчик мал ростом, худен и бледен. Его одели в тяжелый расшитый золотом, придворный костюм, а на голове его был большой завитой парик.

Ведущая. Наверное, тяжело для него было выступать перед взрослой аудиторией?

2-я дама. Конечно, это было нелегко. Ведь концерты продолжались по четыре-пять часов. А еще мы заставляли Вольфганга играть, не глядя на клавиши, или исполнять труднейшие пассажи одним пальцем.

1-я дама. Я вспоминаю презабавшейший случай. После одного из своих концертов маленький Вольфганг, утомленный долгим выступлением, споткнулся и упал. На помощь ему поспешила одна из придворных дам.

2-я дама. Да-да. Она помогла ему подняться, а ребенок важно поблагодарил ее и сказал: «Когда я вырасту большой, то женюсь на вас».

/Дамы смеются и уходят/.

Ведущий. Тогда в Париже Моцарт сочинил свои первые сонаты, а в Лондоне – симфонии. Он стал получать заказы на новые сочинения, и крупнейшие взрослые музыканты того времени неодобрительно воспринимали появление юного конкурента.

Ведущая. Но прославленный композитор Йозеф Гайдн , выслушав игру Моцарта сказал его отцу: «Заявляю вам, что считаю вашего сына величайшим композитором из всех тех, о ком мне приходилось когда-нибудь слышать».

/Снова начинает звучать «Маленькая ночная серенада». Затем музыка постепенно приглушается./

Ведущий. Вторая заграничная поездка Моцартов связана с Италией. Ведь наиболее модной музыкой тогда были сочинения итальянцев. Отец был уверен, что, покорив своим талантом Италию, его сын завоюет себе достойнейшее место в жизни. Второй раз в жизни Вольфганг, теперь уже 14-летний музыкант, пережил настоящий триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом и собирали такое огромное количество слушателей, сто самому Моцарту было сложно пробиваться сквозь толпы зрителей, осаждавших концертные залы, монастыри и соборы, в которых он выступал. Даже специалистам-музыкантам было от чего прийти в восхищение: мальчик, очень невысокий для своего возраста, казавшийся 10-летним, мгновенно разрабатывал на скрипке и фортепиано сложнейшие темы для сочинений, делал без помощи фортепиано переложение для оркестра, сочинял музыку лишь при помощи внутреннего слуха, то есть вообще без инструментов.

Ведущий. А вот и академик Филармонической академии в Болонье.

/Входит Академик/.

Ведущая. Господин Академик, мы знаем, что недавно в вашей академии состоялось необычное событие.

Академик. Да, верно. В городе Болонья произошел небывалый случай: 14-летний мальчик, Вольфганг Амадей Моцарт, был избран магистром Филармонической академии. Хотя закон запрещал избирать на эти должности людей моложе 20 лет.

Ведущая. Но для этого подростка вы сделали исключение?

Академик. Да, он был утвержден в звании магистра единодушно. Но иначе и быть не могло. Моцарт – это феноменальный случай! Люди отказывались верить в его одаренность. Когда Моцарт играл в Неаполе, слушатели кричали, что такая игра невозможна без помощи волшебства, и потребовали его снять с пальца перстень, утверждая, что он волшебный. Конечно, Вольфганг и без кольца продолжал играть так же хорошо! /Уходит/.

Ведущий. В это же время Моцарт имел право считать, что он достиг вершин  в своем искусстве, поскольку все в Европе только об этом и твердили. Однако, возвратившись к себе на родину, в Австрию, Моцарт выяснил, что может рассчитывать только на должность придворного музыканта, что делало его положение унизительным: новый правитель города Зальцбурга видел в гениальном композиторе только слугу. Он запретил Моцарту выступать без своего собственного разрешения и даже издал распоряжение кормить его вместе с другими слугами на кухне. Когда Моцарт решил обосноваться в Париже, выяснилось, что и там, несмотря на то что им уже написано около 300 известных произведений, нельзя рассчитывать на концерты или на заказ оперы: слишком непосильна конкуренция с местными авторами. Но именно тогда, в Париже, Моцарт сочинил сонату со знаменитым финалом, который принято называть «Рондо в турецком стиле» или «Турецкий марш».

Ведущий. Финал написан в форме рондо, то есть одна часть постоянно повторяется. Празднично-веселая, танцевальная мелодия этой части – рефрена – звучит с характерным сопровождением, напоминающим рокот так называемого «турецкого барабана». Поэтому, вероятно, и весь финал получил название «Турецкий марш». Давайте послушаем это одно из самых популярных произведений Моцарта.

/Звучит финал Сонаты ля мажор – «Рондо в турецком стиле»/.

Ведущий. Как мы уже сказали, в отличие от своих родителей, Моцарт не отличался ни привлекательностью, ни красотой. Он так и не достиг нормального роста и всю жизнь отличался слабым здоровьем, был худ и бледен. Современники вспоминали, что все его тело вечно находилось в движении: он постоянно словно играл руками на воображаемых клавишах или постукивал ногою об пол. Руки его были приспособлены только к игре на клавесине, а во всем остальном он был очень неловок. Даже сидя за столом, он не мог самостоятельно разрезать кусок мяса, ему помогала это делать его жена.

Ведущая. Унизительное положение музыканта- слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Он несколько раз подавал прошение об отставке, но ему отказывали, а однажды по приказу князя даже столкнули с лестницы. Но Моцарт принял твердое решение поселиться в Вене, где и прожил последние 10 лет.

Несмотря на большую популярность, Моцарт часто испытывал нужду и почти что голод. Торговцы нотами, директора театров и другие состоятельные люди постоянно злоупотребляли его добротой и бескорыстием. Один владелец нотного магазина, например, умудрялся доставать копии с его фортепианных сочинений и печатать их без согласия автора и, конечно, без выплаты ему положенных денег. А однажды директор прогорающего оперного театра заказал ему оперу, которая шла с большим успехом. Но композитор не получил ни гроша.

Ведущий. В Вене Моцарт исполнил одно из своих заветных желаний – написать оперу на родном немецком языке, ведь тогда, как мы уже говорили, господствовала музыка итальянцев. В Последние годы жизни Моцарт создал три самые выдающиеся оперы – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Мелодичность и красота музыки вызывали у слушателей неизменный восторг и восхищение. Это – вершины мастерства композитора.

Ведущая. Да, Моцарт стал родоначальником классической австрийской оперы. Все его оперы – разных жанров. «Свадьба Фигаро» - яркая сатира, «Дон Жуан» - музыкально-психологическая драма, сочетающая комическое с трагическим, тема «Волшебной флейты» - утверждение победы разума и добра над враждебными силами. Давайте послушаем один из самых прелестных оперных отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебная флейта». Хор называется «откуда приятный и нежный тот звон». Он исполняется в момент звучания в опере волшебных колокольчиков. Обратите внимание на музыкальное сопровождение хора. Звуки фортепиано словно имитируют голоса колокольчиков.

/Звучит хор из оперы «Волшебная флейта»/

Ведущий. Семейная жизнь оказалась для Моцарта удачной. Он женился на любимой девушке, Констанции Вебер, которая была прекрасной певицей. Моцарт очень трогательно заботился о своей жене. Например, когда Констанция однажды заболела, то, отправляясь утром по делам, Моцарт оставлял ей ласковые записки: «С добрым утром, дорогой друг. Надеюсь, что ты хорошо спала, и тебя ничто не тревожило. Будь осторожна – не простудись и резко не нагибайся, чтобы не причинить себе боли. Не сердись на прислугу, избегай всяческих неприятностей до моего возвращения. Побереги себя, я вернусь в девять часов».

Ведущая. В последние годы жизни Моцарта его и без того хрупкое здоровье стало быстро слабеть. Как и все люди, наделенные богатым творческим воображением, он со страхом стал ожидать всяческих несчастий в будущем, и его терзала мысль, что жить осталось недолго. Тогда он отчаянно принимался за работу, делая это с таким самозабвением, что падал в обморок. Слабость не позволила Моцарту дирижировать своей последней оперой «Волшебная флейта». Когда ему было не под силу ходить в театр, он клал перед собой часы и мысленно следил за музыкой. «Вот закончилось первое действие, - говорил он, - вот поют такую-то арию».

Ведущий. Когда Моцарт скончался, то был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой вскоре затерялся. Но, пожалуй, никакой другой композитор в мире не стал более ярким примером сочетания гениальной одаренности и величайшего труда. «Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки», - писал русский композитор П.И.Чайковский, боготворивший композитора настолько, что посвятил ему сюиту «Моцартиана» и интермедию «Искренность  пастушки» в опере «Пиковая дама». Петр Ильич Чайковский даже сделал перевод текста оперы «Свадьба Фигаро» на русский язык. В Этом переводе она идет на сценах русских театров и по сей день.

Ведущая. Давайте завершим нашу встречу музыкой, которая прозвучала в начале нашей встречи – Симфонией соль минор. Это одна из наиболее известных симфоний Моцарта. Ее трепетное, несколько грустное начало напоминает взволнованную человеческую речь. Главную тему исполняют скрипки, и это придает ей певучесть, мягкость, теплоту.

/Звучит начало 1-й части Симфонии соль минор № 6. Затем музыка приглушается/.

Ведущий. Моцарт навсегда останется в сердцах благодарных слушателей как автор непревзойденных музыкальных произведений. По словам самого Моцарта, музыка должна доставлять наслаждение, и он сам всегда следовал своему правилу, сочинив мелодии, которые и сегодня отзываются в нашем сердце теплотой и восторгом.



Предварительный просмотр:

ДЕНЬ  МАТЕРИ

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕСЕД СО ШКОЛЬНИКАМИ

Данное мероприятие может быть проведено с подростками, в зависимости от возраста корректируется форма работы и вопросы для обсуждения.

Для работы необходимы:

* листы – «свитки» с вопросами;

* «сердечки» с вопросами;

* бумага, ручки, конверты для писем;

* ватман, маркеры, ножницы, клей и т.д. для газеты.

Предварительно детям (по группам) даются задания:

* найти, прочитать произведения литературы и подготовить стихи о матери;

* подготовить и исполнить песни, посвященные мамам;

* найти репродукции картин – женских портретов;

* всем: принести фотографии своей мамы.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

День матери – это праздник?

В чем его смысл?

Похож ли он на Международный женский день?

(Ответы детей).

День Матери – международный праздник в честь матерей. В разных странах этот день приходится на разные даты: в основном в мире День Матери отмечается каждое второе воскресенье мая.

  1. Притча.

Когда-то в давние времена на прекрасной плодородной земле жил красивый народ. Мужчины охотились, выращивали хлеб, пасли скот. Женщины вели хозяйство и растили детей.

Но вот однажды наступили тяжелые времена для этого народа. Пошло на них войной чужеземное племя. Собралось тогда все мужское население да отправилось воевать. Долго, долго сражались доблестные воины, защищая свою родину. Но слишком неравные оказались силы. И разбили враги войско славное, а красных девиц да добрых молодцев да убивались по дочерям и сыновьям своим. Но вдруг разверзлись небеса, и раздался голос: «Если вы хотите вернуть детей своих, отдайте им свою красоту». И безропотно женщины отдали свою красоту. Видели ли вы когда-нибудь некрасивых женщин? Не смейтесь: они отдали красоту свою детям своим.

И опять разверзлись небеса, и раздался голос: «Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свои силы». Послушались женщины и отдали силы свои детям своим. Видели ли вы уставших обессиленных женщин? Знайте: они отдали силы свои детям своим.

И в третий раз разверзлись небеса, и вновь раздался голос: «Если хотите вы вернуть своих детей, отдайте им свое здоровье». И выполнили женщины веление голоса. Видели ли вы когда-нибудь изможденных болезнями женщин? Помните: они отдали свое здоровье детям своим.

И получили пленные молодцы силу огромную. Освободились они от гнета, освободили красных девиц, да побили все вражье племя. Вернулись они на родину и увидели каких-то старых и уродливых женщин. И не узнали в них своих матерей: «Нет, - молвили они, - это не наши матери. Наши матери красивы, сильны и здоровы». И ушли…

Если когда-нибудь вы случайно встретите некрасивую, уставшую, изможденную, одинокую женщину, не смейте смеяться. Она все отдала своим детям. Своим неблагодарным детям.

  1. Беседа.

В данный момент может быть использован прием «свиток». Вверху листа записывается вопрос «Мама для меня…». Каждый ребенок записывает свой ответ на него, заворачивает его и передает лист следующему – так и получает свиток. Одновременно можно «запустить» 2 – 3 «свитка» в разные группы. Когда все ответят, учитель зачитывает ответы. Возможно, возникает обсуждение.

Если отношения в классе достаточно доброжелательные и ребята не стесняются свободно говорить, то можно провести круг общения: все садятся в круг, в центре разложены «сердечки», на которых записаны вопросы. Педагог или кто-либо из детей берут по очереди их и зачитывают вопросы для обсуждения. Передавая «сердечко» по кругу, ребята высказываются.

  • Что для тебя лично значит слово «мама»?
  • Чем в жизни ты ей обязан?
  • Чему научила меня моя мама?
  • Что ты в своем возрасте можешь дать маме? И что можешь отнять?
  • Что хорошего ты сделал для мамы? Чем порадовал?
  • Чем огорчил ее?
  • Какой подарок мама хотела бы получить на праздник?
  • Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
  1. Мама в произведениях искусства.

Педагог предлагает вспомнить произведения литературы, искусства, посвященные матери, прочитать стихи или исполнить песни о матерях.

  1. Оформление газеты или писем для мам.

Высказывание ребят о маме, записанные ими на «свиток», могут составить материал для газеты, которую они подарят мамам на родительском собрании или празднике. Возможно, это будут фотографии и мини-сочинения о маме.                   «Классный руководитель», № 2, 2009



Предварительный просмотр:

НЕ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ !

(сценарий)

Цель: научить детей дружить и беречь дружбу.

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие ребята!. Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведем с вами доверительный разговор. Вам интересно о чем? Точнее, о ком?

(Звучит песня «если с другом вышел в путь» - 1-й куплет и припев).

Конечно же, о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее.

Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой?

(Размышления ребят).

Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня с вами вместе пройдем кусочек этого пути длиной всего-то в 45 минут.

Скажите, если мы с вами представили жизнь в виде дороги, то можно ли ее пройти без друзей?

(Размышления ребят).

Конечно же, нет. Еще в XII веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть, вы вспомните некоторые из них?

(Ребята называют пословицы).

Вот вы здесь назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь и сто рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче? Поищите в карманах!

(Дети достают деньги).

Оказывается, деньги легче найти, чем отыскать друга. На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми. Как же среди такого множества найти друга? Нужно знать, кого искать. Кто такой друг? Закончите фразу «Друг – это тот…».

(Ребята делятся на две группы по 2 – 3 человека. Они получают листочки с началом фразы, которую нужно дописать).

Что же у нас получилось? У нас получился коллективный портрет Друга.

                 Настоящий друг везде

                Верен, в счастье и беде;

                Грусть твоя его тревожит,

                 Ты не спишь – он спать не может,

                 И во всем без дальних слов

                 Он помочь тебе готов.

Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много?

(Размышления ребят)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассники. Какие же черты должны быть присущи настоящему другу?

( На столе расположены карточки с чертами друга. Ребятам предлагается из множества выбрать те, которые по их мнению характеризуют друга).

Прочитайте, пожалуйста, что же вы выбрали.

(Ребята зачитывают карточки).

Сейчас, ребята, вы сами того не подозревая, воспользовались секретом, который мудрый Лис поделился с Маленьким принцем, главным героем одноименного произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушали его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на Земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастливым, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его Роза для него действительно единственная в мире. «поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы. – Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ничто. Вас никто не приручил. – Вы красивые, но пустые, - продолжал маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне оно дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

А как вы понимаете секрет мудрого Лиса?

(Размышления ребят).

Вы правы, не всегда можно увидеть ценное в человеке, это нужно почувствовать сердцем. Давайте мы с вами обратимся к карточкам с чертами друга, оставшимся на столе.

(Один ученик приглашается к столу).

Есть ли среди них такие, которые могут быть присущи вашему другу?

(Ученик выбирает карточки и зачитывает их).

Обязательные ли эти качества для настоящего друга? А если их нет, разрушается ли дружба?

(Ответы школьников).

Да, действительно, в дружбе большую роль играют не внимание, а внутренние качества человека, иногда даже вовсе не бросающиеся в глаза. Нужно только их рассмотреть. Я предлагаю вам прослушать перевод стихотворения современного немецкого детского поэта Грхарда Щене, которое называется «Кале, Хайнер, Петер». Но я его не буду читать до конца. Мне хотелось бы, чтобы вы попытались закончить его, угадав совет, с которым поэт обращается к юным читателям, и пусть вам поможет секрет мудрого Лиса.

Почему никто не играет                                   Этот Петер,

С толстым Хайнером?                                       Но он может играть на скрипке

Он не может поймать мяч,                              И сочинять музыку.  

И он не очень быстрый,                                 На Рождество на празднике в классе

Этот Хайнер.                                                       Он будет ее исполнять,

Но прошлой зимой он                                     Такое может не каждый,

Увидел лежащую на льду чайку,                  Только наш тихий Петер.

Отнес ее к ветеринару,                                    Почему дразнят все

Дал ей корм,                                                       Слабого Кале?

И сегодня она уже может летать,                 У него редко бывают шишки,

Никто так не любит животных,                     Но его часто видят плачущим,

Как толстый Хайнер.                                        Этого Кале.

Почему каждый издевается                         Но когда однажды во время

Над нашим Петером?                                    Футбольного матча разбили окно  

Он носит большие очки,                               Все убежали, кроме него,

Едва смеется                                                    И его привели к стекольщику.

И чаще всего очень тих,                               Не все такие мужественные,

                                                              Как слабый Кале.

Кале, Хайнер, Петер, таких детей знает каждый. Дети не сильные, не быстрые, дети совсем не яркие. Однако…

Как вы думаете, какой совет дает поэт детям?

(Размышления детей).

Затем зачитывается конец стихотворения:

            … Познакомься с ними,

            Не оставь их стоять в стороне,

            И ты сможешь увидеть в них нечто особенное,

            И вы можете стать лучшими друзьями на Земле.

А теперь давайте обратимся к тем чертам, карточки с перечислением которых остались лежать на столе, и вы не выбрали их ни сердцем, ни глазами.

(Вызывается ученик, зачитывает надписи на карточках с отрицательными чертами человека).

Может ли друг иметь такие качества? Конечно же, нет. Они помешают не только дружбе, но и любым человеческим отношениям. Давайте мы их уничтожим. Мы их выбросим из своей души!

(Ученик рвет карточки).

Если бы так легко было в жизни бороться с отрицательными качествами, как это мы сделали сейчас, но в жизни все гораздо сложнее. Однако, если человек знает свои недостатки, то он сможет с ними бороться. Преодоление качеств, несовместимых с дружескими отношениями, очень важно, так как при этом человек занимается постоянным самосовершенствованием, видит себя глазами друга. А глаза дружбы не обманут.

                                                   «Классный руководитель», № 2, 2009      



Предварительный просмотр:

ВЕЧЕР ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА

Литературно-музыкальная композиция

Звучит спокойная музыка, создавая лирический настрой.

Ведущий. Поэзия Сергея Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Сергей Есенин родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиновке. Его родители были простые крестьяне. С двух лет Сергея отдали на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей. Они, в основном, и занимались воспитанием Сергея Есенина. Ребята они были озорные и веселые. В три с половиной года они посадили Сергея на лошадь без седла и пустили в галоп. Или учили плавать маленького Сергея: брали его в лодку, отъезжали от берега, снимали с него белье и бросали, как щенка, чуть не на середине Оки. Сергей неумело и испуганно плескал руками, захлебывался, а его дядя Саша кричал: «Ну, куда ты годишься?» После (лет в восемь) другому дяде Сергей часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям.

Сергей Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

«Уличная же моя жизнь, - писал поэт в 1924 г., - была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. Я с ними лазил по чужим огородам. Убегал на 2 – 3 дня в луга и питался вместе с пастухами рыбой. Когда возвращался, мне частенько попадало».

Все живое особой мечтой

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверное, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет!»

За озорство ругала бабка, а дед иногда сам подзадоривал на кулачную.

Сергей очень любил играть в лапту, бабки и городки. Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет:

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые стареньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим душевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

По-матерински заботилась о Сергее в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд:

Под окнами костер метели белой,

Мне 9 лет. Лежанка, бабка, кот.

И бабка что-то грустное, степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.

Есенин не только с интересом слушал, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и сочинять.

«Толчки давала бабка, - пишет Есенин. – Она рассказывала сказки. Некоторые были с плохими концами, и я их переделывал на свой лад».

В 1915 году, когда Сергею Есенину было 20 лет, в детском журнале «Доброе утро» было опубликовано стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

При Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мам спать зовет.

Сказки все. Пора в постели…

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж, сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

С 9 лет Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Сергей был очень способным мальчиком. Занимался дома очень мало, но отвечал в школе лучше всех. Учеба ему давалась с легкостью. Большой интерес был у Сергея к чтению. Он ухитрялся читать не только днем, но и ночью, с коптилкой. Почти всегда его можно было видеть с какой-нибудь книгой. Есенин имел отличную память, знал много стихов наизусть. Школу окончил с похвальным листом.

Свои первые стихи Сергей Есенин написал в 8 – 9 лет. Самое первое стихотворение Есенина:

Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны всеет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И березы стоят, как большие свечки.

И вдали за рекой, видно за опушкой

Сонный сторож стучит мертвой колотушкой.

Мать поэта, Татьяна Федоровна, старалась не баловать, держать в строгости детей, не любила их ласкать и нежить на людях. Наделенная от природы недюжинным умом, красотой и чудесным песенным даром, Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых… Топила ли печку, шила, пряла ли, рассказывала сказки и обязательно пела. Незаметно Сергей Есенин приобщился к песенному слову (читают стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде…»).

В самые трудные минуты поэт обращается к матери, как верному другу.

(Чтение стихотворения «Письма матери»).

Исполняется песня на стихи Есенина «отговорила роща золотая».

В зимнее время Сергей увлекался коньками, лыжами; бывало, на коньках по льду уходил на 20 километров.

Вначале учителя не придавали серьезного значения тому, что Есенин увлекается поэзией и пишет стихи.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводей речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

 «С добрым утром!»

Если в детстве Есенина прозвали «монахом», то теперь нарекли «поэтом». Стихи Есенина подкупали своей поэтичностью.

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что вы скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какой вы душу пленяете?

Есенин уже несколько лет писал стихи, но редко слышал слова одобрения. «Пустое дело», - рассуждал дед поэта о стихотворных занятиях внука. Сверстники Есенина в родном селе больше восхищались ловкостью, с которой Серега Монах ловил раков и опустошал птичьи гнезда.

В 1912 году Есенин окончил учительскую школу, получив звание «учителя школы грамоты».

Исполняется песня «Над окошком месяц».

Сергей Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все прекрасно. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображения, где, на первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки «зеленокосая» есенинская березка – любимый образ поэта. Черемуха у него спит в белой накидке, вербы – плачут, тополя – шепчут, «словно белою косынкой подвязалась сосна», пригорюнились девушки – ели. Природа Есенина живая. Она – любимый герой поэта.

Черемуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной дремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.

Поэту исполняется 18 лет. Есенин поступает в Университет Шанявского, где пробыл всего полтора года и снова уехал в деревню. Главное, что занимает Есенина – стихи. Он создает новые, переделывает «старые». Есенин собирается послать их в Москву, но в конце июля 1912 г. едет сам в Москву.  Родные хотели, чтобы Сергей продолжал свое образование, но в институт он не поступил. Сам Есенин с поездкой в Москву связывал совершенно иные надежды. Он мечтал о поэтическом признании. Ему хотелось напечататься в каком-нибудь журнале или газете. Но это произошло далеко не сразу. Сначала он служил в конторе хозяина своего отца. Но служба явно тяготила поэта, он увлечен только стихами.

В 1914 году С.Есенин печатается в журнале, но отец по-прежнему против его занятий поэзией. Новая служба тоже радости не доставляет. К тому же в редакциях газет и журналов к стихам неизвестного крестьянского паренька отнеслись сдержанно. Настроение было угнетенное. В это время написаны стихотворения «Грустно…» и «Закружилась листва золотая…».

Грустно… душевные муки

Сердце терзают и рвут,

Времени скучные звуки

Мне отдохнуть не дают.

Доля, зачем ты дана!

Голову негде склонить,

Жизнь и горька и бедна,

Тяжко без счастия жить.

В начале 1913 года Есенин уходит от отца и поступает в типографию «Товарищества И.Д.Сытина», где бывали Толстой, Чехов, Горький, Мешков. Есенин стал читать свои стихи, встречая живое участие и поддержку в своих литературных делах.

С 1913 г. Есенин был связан с революционными рабочими, что оставит эмоциональный след в душе молодого поэта. Аресты организаторов забастовок, полицейские обыски, слежка шпиков глубоко растревожили юного поэта:

Сбейте мне цепи, скиньте оковы!

Тяжко и больно железо носить.

Дайте мне волю, желанную волю,

Я научу вас свободу любить.

Есенин написал знаменитые поэмы «Песнь о великом походе», «Поэма о 36», «Баллада о 26»… И опять из-за трудного материального положения возвращается в деревню (осенью 1915 г.). И снова любимая природа и поэзия.

Слова Есенина положены на музыку. Многие стихи поэта мы знаем наизусть. У Есенина яркий и самобытный лирический талант. Будучи на Кавказе, Есенин написал замечательный цикл лирических стихов «Персидские мотивы». Сколько кристальной чистоты в отношении поэта к милой Шаганэ:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Пленительная красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине не покидают его, неудержимо влечет его к себе земля дедов и отцов:

     Как бы ни был красив Шираз,

     Он не лучше рязанских раздолий.

Исполняется песня «Пороша»

В последние годы жизни Есенин задумывает большую поэму о революции, но смерть поэта прервала работу. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам замечательное поэтическое наследие. Читает стихи «Заметался пожар голубой»

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу».

Есенин ушел из жизни, но живет уже полвека неповторимое песенное есенинское слово. Сколько людей согрело свои души у чудесного костра поэзии Сергея Есенина. Сколько наслаждалось звуками его лиры! Есенин – это чудо поэзии. О чудесах не говорят. В них надо верить. Читайте, любите, наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина!

                                                                «Воспитание школьников». № 8, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"

Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия;          организовать праздник-концерт для класса и их родителей...

Сценарий праздника "С праздником, любимые!"

Сценарий общешкольного праздника 8 марта....

Сценарий праздника "Праздник цветов"

Традиционно в октибре в школе проходит праздник цветов. К празднику мы организуем выставку цветочных компазиций,проводим конкурс детских рисунков.Зал оформляется цветочными гирляндами.При проведении п...

Сценарий праздника: «Женский день – праздник прекрасный!»

В Международный женский день 8 марта только для женщин прозвучат ласковые, теплые слова, в магазинах с полок исчезнет даже то, на что раньше никто не обращал внимания. А сколько будет подарено цветов!...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...