МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ТУРСЛЕТА
методическая разработка по обж на тему

Юрочкин Анатолий Николаевич

В настоящее время в образовательном и воспи­тательном пространстве учебных заведений активно развивается движение «Школа  безопасно­сти». В рамках этого движения традиционно в кон­це мая в школе проводятся различные мероприятия, направленные на закрепление знаний и умений, полученных школьниками на уроках ОБЖ.  Одним из таких мероприятий является школьный турслет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya_-_kopiya.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   ШКОЛЬНОГО ТУРСЛЕТА

Автор: преподаватель-организатор ОБЖ                                 МБОУ Алешковская СОШ Богородского района  Нижегородской области

ЮРОЧКИН А.Н.

В настоящее время в образовательном и воспитательном пространстве учебных заведений активно развивается движение «Школа  безопасности». В рамках этого движения традиционно в конце мая в школе проводятся различные мероприятия, направленные на закрепление знаний и умений, полученных школьниками на уроках ОБЖ. Например, школьные туристские слеты, где учащиеся не только общаются с природой, но и учатся действовать в экстремальных ситуациях.

Туристские соревнования учащихся имеют большое воспитательное значение, так как в их программу включены различные конкурсы. 

Цели соревнования: развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других, формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:

  • проверить знания, умения и навыки, необходимые для действий в экстремальных условиях;
  • способствовать развитию лидерских качеств подростков;
  • учить умению работать в группе, коллективе;
  • формировать у подростков интерес к дальнейшему изучению ОБЖ.

При проведении мероприятий слета учитываются возрастные особенности школьников. Команды комплектуются, как правило, из учащихся одного класса, возглавляются учителями, не имеющими зачастую значительного туристского опыта. Участвуют в соревнованиях учащиеся 1 - 11 классов.

Гвоздь программы слета - соревнования по пешеходному туризму. Проводятся они в форме контрольно-туристского маршрута (КТМ) и полосы препятствий.

Набор этапов на контрольно-туристском маршруте определяется, исходя из подготовленности участников, местных условий, опыта судейской бригады. Главное требование к дистанции - объективное судейство и обеспечение безопасности участников.

Команды на маршруте преодолевают различные естественные препятствия, выбирая тактику и способ безопасного прохождения. На преодоление каждого этапа устанавливается контрольное время. Перед стартом капитаны команд получают контрольную карточку, где указывается последовательность прохождения этапов, график движения. Обычно команды стартуют с интервалом в 5-15 мин. На этапах судьи выставляют в карточку команды баллы за выполнение задания. Трассу команда проходит с использованием плана где указывается маршрут с местонахождением всех этапов.

Этапы, устанавливаемые на маршруте:

  1. Установка и снятие палатки

От каждой команды участвуют четыре человека. Задание считается выполненным, если палатка закреплена на все колышки и стойки и не имеет морщинок на крыше (рис. и фото 1). Затем палатку следует снять и правильно уложить в чехол.

Штрафные очки:

- складки на скатах палатки – 1 б.

- общий перекос палатки – 2 б.

- повреждение снаряжения – 5 б.

.

Рис. и  фото 1. Установка и снятие палатки

  1. Разжигание костра

Между двумя стойками на высоте 50-60 см натягивается нить. Участник команды должен разжечь костер и пережечь нитку (рис. и  фото 2). Разрешается использовать для разжигания только сухие подручные материалы. Если нитка пережжена за 1 минуту - 5 баллов, если нет - 0 баллов.

Рис. и  фото 2. Разжигание костра

  1. Преодоление заболоченного участка при помощи жердей

Задание: преодолеть болото при помощи жердей, укладывая их на опоры (фото 3). Длина этапа может быть до 15м. количество жердей 6 штук (их длина по 3 м).

Штрафы: срыв с жердей – 5 б., касание земли 1 ногой и заступ за контрольную линию – 1 б.

Фото 3. Преодоление болота

  1. Переправа через реку по бревну

Длина бревна не должна превышать 10 м, диаметр 20-30 см. Для обеспечения безопасности участников необходимо организовать страховку. Участники команды должны преодолевать препятствие по одному (рис. и фото  4).

Штрафы: срыв с бревна – 5 б., заступ за контрольную линию – 1 б, два участника на бревне – 1 б

Рис. и фото 4. Переправа через реку по бревну

  1. Преодоление оврага по навесной переправе (параллельные веревки)

Длина переправы должна быть не более 30 м (рис 5). Участник цепляется за канат руками, ноги скользят по нижнему канату и переправляется на противоположный берег. Ноги отрывать от каната можно только, когда все веревки закончились.

 

Рис. и фото 5. Преодоление оврага по навесной переправе

Правильные действия - 10 баллов, с ошибками - 5 баллов, неправильные - 0 баллов.

  1. Переправа через ручей с шестом (см. фото 6.)

Команда должна переправиться через ручей с использованием шеста. Первый переправившийся участник должен перекинуть шест следующему члену команды. По 3 штрафных баллу начисляют за каждого «упавшего» в ручей, заступ за контрольную линию – 1 б.

                                                         Фото 6. Переправа через ручей с шестом

  1. Маятник (см. фото 7, 8)

Штрафы: Срыв с маятника – 5 б., заступ за контрольную линию – 1 б.

                            Фото  7 и 8.   Учащиеся 9 и 4 класса на маятнике

  1. Обрыв (см. фото 10,11)

При помощи веревки команда должна преодолеть спуск и подъем обрыва.

Штраф: двое на веревке – 2 б, неправильный захват веревки – 1 б. (веревка должна быть сбоку).

Фото 10,11. Преодоление спуска и подъема обрыва по веревке

  1. Стрельба из пневматической винтовки

Условия: по три участника от команды получают по три патрона. За каждый промах – штрафное очко.

  1. Зона заражения (бег в противогазах) (см.фото 12)

Команда получает вводную: «аварийная утечка аммиака. Ваши действия?». Направление ветра указывает судья на этапе. Капитан команды подает команду «Газы!», все участники надевают противогазы и двигаются перпендикулярно движению облака.

Штрафы: неправильное движение команды относительно движению облака – 2 б., неправильное надевание противогаза (не закрыты глаза, не задержано дыхание, не сделан полный выдох после одевания, складки на лицевой маске – 1 б.

                                                                                        Фото 12.

  1. Поиск «пострадавшего»

Команда при помощи компаса определяет азимут на указанный предмет (дерево) (рис. 6). При ошибке до 5° - 3 балла, до 15° - 1 балл, свыше 15° -О баллов.

Рис. 6. Определение азимута на предмет

Одной из главных проблем при проведении массовых мероприятий школьников в экстремальных условиях является обеспечение безопасности участников. Ответственность за обеспечение безопасности возлагается на главного судью слета и руководителей команд. До начала соревнований составляется план проведения поисково-спасательных работ. Границы проведения соревнований заранее сообщаются участникам. На трассе должен присутствовать медицинский работник. Штрафные баллы начисляются командам, нарушившим следующие требования туристского быта:

  • неправильное хранение дров и инструментов - 1 балл;
  • неправильное хранение продуктов - 1 балл;
  • порча и уничтожение зеленых насаждений - 2 балла;
  • нарушение техники безопасности при заготовке дров - 2 балла;
  • нарушение дисциплины и распорядка дня - 2 балла.

Следует принять меры по защите школьников от укусов клещей. Для этого перед соревнованиями необходимо обработать место лагеря, а руководители команд должны осматривать участников.

После преодоления маршрута капитан команды сдает контрольную карточку судьям.

Соревнование на полосе препятствия является очень зрелищным, нравится всем школьникам без исключения. В конце подводятся итоги игры (по звеньям). Победители награждаются почетными грамотами.

                                                  Фото 13. Радость победы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлон, хоккей, кёрлинг, скелетон....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону,хоккей, кёрлинг, скелетон....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением ОДА: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

Методическая разработка «Школьный экскурсовод»

В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсов...

Методическая разработка школьных соревнований по бочча

Школьные соревнования по паралимпийскому виду спорта бочча...