статья "Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков ОБЖ"
статья по обж (5 класс) на тему

Маркевич Николай Владимирович

Глава 1. Теоретические основы здоровьесозидающих технологий  в образовательном процессе

        Глава 2.  Применение здоровьесозидающих технологий  в изучении предмета ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

Дипломная работа

Повышение здоровьесозидающего потенциала

уроков безопасности жизнедеятельности

в 5-9 классах

    Слушатель:

                                              Маркевич Николай Владимирович

                                                                    Научный руководитель:

Резников Марк Арнольдович

                               

Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение…………………………………………………………………..2
  2. Глава 1. Теоретические основы здоровьесозидающих технологий

     в образовательном процессе……………………………………………..5

3.  Глава 2.  Применение здоровьесозидающих технологий

     в изучении предмета ОБЖ………………………………………………14

  1. Заключение……………………………………………………………….32
  2. Литература………………………………………………………………..34
  3. Приложения………………………………………………………………40

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Не секрет, что такая социальная среда, как школа, в которой дети находятся значительное время, зачастую создаёт для них психологические трудности. Для современного учебного процесса характерны как продолжительность учебного дня и обилие домашних заданий, так и структура деятельности, количество, темп и способы подачи информации, исходное функциональное состояние и адаптивность ученика, характер эмоционального фона и другие факторы. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 В условиях происходящих в нашей стране глубоких, кординальных изменений в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до    18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников  имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования позволяют проранжировать школьные факторы по убыванию значимости и силы влияния на здоровья учащихся.

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиениче-ских требований к организации учебного процесса.
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  5. Интенсификация учебного процесса.
  6. Недостаточная компетентность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

           Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.

 Здоровьесозидающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

 Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

 В решении этой задачи весьма существенную роль может сыграть внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесозидающих технологий на уроках, в том числе по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности».

 Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по использованию приёмов здоровьесозидающих технологий для повышения здоровьесозидающего потенциала образовательного процесса в рамках предмета ОБЖ.

  Достижение поставленной цели осуществляется в реализации следующих задач:

- проанализировать практический и теоретический опыт применения здоровьесозидающих элементов урока;

- изложить методику использования здоровьесозидающих технологий на  уроках ОБЖ в 5-9 классах.

        

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИХ                              ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

        Рассматривая понятие «педагогическая технология», выделяют несколько позиций трактования этого термина и, вероятно, не будет ошибкой взять одну из трактовок за основу, как наиболее  полно отражающую её суть и компоненты: «Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию термина идеи полной управляемости учебным процессом».

По мнению Г.В.Бродкиной «технологичность и  педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание  интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность» [7; 26]. Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние  характеризуется как стабильно комфортное  и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.

        Отличительными чертами педагогической технологии являются:

  • ответы на вопрос: «Как учить эффективно?»;
  • наличие целевых установок и концептуальных основ технологии (принципов, особенностей построения занятия и т.д.);
  • наличие технологического цикла, регламентации, обеспечивающих эффективность технологии;
  • гарантированное получение результата в соответствии с целями технологии;
  • применимость технологии на разных учебных предметах и разными педагогами.

        В педагогической среде существует  распространенное заблуждение о том, что любая технология (дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесозидающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но при этом возникает вопрос о том, насколько данные технологии формируют представление о здоровом и безопасном образе жизни и желание быть здоровым? И о каких здоровьесозидающих технологиях идет речь в образовательной инициативе «Наша новая школа», «Федеральных государственных стандартах» и других нормативных документах?

        В современной педагогике под понятием здоровьсозидающих технологий понимают «здоровьесозидающий аспект» урока.

          Так Н.К.Смирнов определяет здоровьеформирующие образовательные технологии  как все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни  [43; 36].

У В.Д.Сонькина здоровьесберегающая технология – это: 

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. [16; 18].

         Совокупность методов и приемов, направленных на здоровьесозидание в учебном процессе, была структурирована и оформлена в виде технологии, которую и стали называть здоровьесозидающей. Технологический подход к «здоровьесозидающему аспекту урока» оправдан, поскольку именно в таком виде достигаются наилучшие результаты работы в данном направлении.  

        Следует более подробно рассмотреть теоретические основы здоровьсозидающей технологии. Исходя из её названия, большинство педагогов считают, что её главная цель – сохранение здоровья, однако работа со здоровьем – это компетенция медицинских работников. Педагоги компетентны работать только с социально – педагогическими факторами, влияющими на состояние здоровья (условия учебы и отдыха, безопасное поведение и привычки, мотивацию к ведению здорового образа жизни и т.д.). Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся, отрицательно сказывающееся на результатах обучения, может явиться дополнительным стимулом для того, чтобы педагог стал системно использовать здоровьесозидающие технологии, но для реального улучшения здоровья учащихся необходима комплексная системная работа и педагогических и медицинских работников.  

           Целевыми установками здоровьесозидающих технологий нужно считать:

  • стимулирование у детей желания жить, быть здоровыми;
  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
  • показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

          К отличительным концептуальным особенностям здоровьсозидающих образовательных технологий следует отнести:

  • отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес школьников к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • соблюдение СанПиНов

        Основой  здоровьесозидающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная)
  • использование здоровьесозидающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся [21; 76].

        Чётко сформулированные компоненты урока здоровьесозидающей направленности, безусловно, помогут грамотно организовать деятельность педагога не только на уроке, но и при проведении внеклассной работы для наибольшей эффективности в соблюдении и выполнении требований относительно формирования ценностного отношения к своему здоровью у участников педагогического процесса, особенно в образовательных учреждениях имеющих своей задачей обеспечить перманентное медицинское сопровождение школьника на всём протяжении учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.  

          Оценивание здоровьесозидающих аспекта возможно по следующим основным критериям:        

1. индивидуально- ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.)

2.  эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя).

3.   построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный).

4.    смена видов деятельности.

5. профилактические мероприятия (использование здоровьесозидающих действий на уроке).

6. соблюдение СанПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста и состояния здоровья).

            В Конвенции о правах ребенка аспекты защиты здоровья отражены, в том числе и касательно права ребёнка на образование. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Само же понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
           Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия как внешних (природных и социальных), так и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

             В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

-    соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем  человека.

-    физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма.

-    психическое здоровье – состояние психической сферы.

- нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности.      Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

Все компоненты здоровья взаимодействуют друг с другом. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания здоровья.

Известно выведенное соотношение факторов, влияющих на состояние здоровья. Если принять уровень здоровья человека за 100%, то, от наследственных факторов зависит 20% здоровья, от экологического состояния среды – 20%, от деятельности системы здравоохранения около 10% и от образа жизни самого человека не менее 50% .

Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой  деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя в значительной степени он обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время зависит от мотивов деятельности человека.

Поведение человека всегда направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

            Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый и безопасный образ жизни (ЗБОЖ), в формировании которого педагог может и обязан оказать наибольшее влияние.

Здоровый и безопасный образ жизни выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. К сожалению, в иерархии потребностей,  удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей,  которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.

Отсюда понятно, насколько важно,  начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Знания людей о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями. И именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем потребностей к здоровому и безопасному образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

           Считается, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности:  наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

         Чтобы педагог наилучшим образом мог оказать влияние на факторы здоровья ученика ему необходимо правильно  организовать учебную деятельность в школе и дома, неукоснительно следовать таким принципам, как:

-    строгая дозировка учебной нагрузки;

-    построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

-    благоприятный эмоциональный настрой;

-  создание оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха в обучении.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. А значит именно учителя и работники школы должны в полном объеме заботиться о формировании и сохранности здоровья учащихся. В частности, формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового и безопасного образа жизни должно занимать большое место в работе школы. В свою очередь просветительско-воспитательная работа с учащимися должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребности применения полученных знаний и умений на практике.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Одной из наиболее значимых здоровьесозидающих технологий в образовательном процессе педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.

          И, разумеется, очень важно, чтобы и школьники и педагоги владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье,, а также имели потребность применять эти знания в жизни, заботясь о своем здоровье и здоровье окружающих.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ОБЖ.

Важной чертой современного урока следует признать учёт при его построении и проведении целого ряда здоровьесозидающих факторов, способных не только влиять на улучшение образовательных показателей ученика, но и  формирующих у него ценностное отношение к состоянию своего здоровья и позитивной жизненной позиции. Каждому учителю, устремлённому на успешный результат своего педагогического труда, необходимо ставить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с потребностью к здоровому и безопасному образу жизни, руководствоваться методической литературой, помогающей полнее использовать здоровьесозидающие технологии, а также рекомендациям врачей. В этой связи большую помощь окажут разработанные специалистами критерии оценивания гигиенической рациональности проведённого урока, которые, безусловно следует знать любому учителю.

            Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения, нормирование учебных нагрузок, использование образовательных технологий с учетом физиологических возможностей   ребенка, организацией благоприятного эмоционального и психологического фона занятий. Для этого, педагогу следует, безусловно, использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам, а также выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:

1)   проводить контрольные работы в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

2)    использовать различные методы и виды работ на уроке, смену видов деятельности;

3)      контролировать положение осанки учеников на уроке;

4)  с первых минут урока, с приветствия необходимо  создавать обстановку доброжелательности, учитывая интуитивную способность школьников улавливать эмоциональный настрой учителя;

5)   предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;

         6)   необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.  

              Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. С этой проблемой на уроках мне помогают справиться хорошо организованные физкультминутки. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 20-25-й минутах урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Например, для закрепления полученных знаний ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если требуется дать утвердительный ответ на вопрос учителя или вытянуть руки перед собой – если ответ отрицательный (вопросы  «Правда ли, что…?») и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они наиболее рациональны, если включаются в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

             Таким образом, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательный компонент, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что, безусловно, отразится на состоянии здоровья  детей,  но и  к снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению и, соответственно, позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.

             Большим подспорьем в осуществлении задач здоровьесбережения и формирования потребности здорового образа жизни в практике преподавания предмета ОБЖ служат элементы системы В.Ф. Базарного:

Режим смены динамических поз в среднем звене (без использования специальной мебели) осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) переводит детей из положения, сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение «стоя» в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

В связи с этим, в течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент можно применить в начале и конце урока при повторении изученного, при устном закреплении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока, и  сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

На занятиях в 5-9 классах также можно использовать теннисный мячик. Задавая вопрос, я бросаю мячик тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мячик обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой организации устного опроса сосредотачивается внимание каждого ученика, т.к. он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.
        Практический опыт подтверждает важный вывод в: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме "динамических поз", тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенного повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

        Основным средством борьбы с учебной усталостью учащихся, кроме гигиенических требований, зачастую видится в средствах физической культуры, а точнее в физических упражнениях, выполняемых как на уроках, так и вне         их.
      Выяснилось, что упражнения, активизирующие мышечный тонус, а так же чувство телесной, в том числе зрительной, координации в пространстве наиболее эффективен для снятия утомления. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя, по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем. Отличительные их особенности:

а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;

 г) продолжительность таких упражнений 1,5 - 2 минуты.

     Для выполнения таких активизирующих детей заданий  используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Например:

  • при проведении какой-либо самостоятельной работы на уроке в классе  заранее развешиваются варианты ее решения, среди которых один или несколько  вариантов верные.

Задание: перечислите факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией в природных условиях.                                                                                                          

  Варианты ответов: жажда, сила воли, карта и компас, тёплый сезон годаь, переутомление и т.д.

Ученики после выполнения работы могут проверить свое решение и найти правильный ответ, можно его и зашифровать.

-   при проведении устной работы для повторения или закрепления навыков я показываю часть определения или правила, а вторую часть ученики должны отыскать вокруг себя.

Задание: лесной пожар – это……..

Ответы: «горение лесной растительности», «неконтролируемый процесс горения» и др.

С целью «смягчения» воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а  также на развитие внимания и быстроты реакции я использую специальные офтальмотренажеры – карточки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния или сидя за партой и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации, скорости ориентации в пространстве. Занимают эти упражнения не более 1–1,5 минуты на уроке.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика. Речёвки, выученные ребятами, кроме того, стимулируют создание благоприятной обстановки на уроке.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

                  (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
                             
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
                             
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
                             
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
                             
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
                             
(Дети садятся за парты.)

Приёмы самомассажа

           Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

           В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.  

          Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

          Лицо

         Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

          Голова

         Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.  Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против

          Руки

          Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

          Ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

            Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных  заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые   точки на лице при головных болях рекомендуется массировать височную область .

           Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

          Упражнения для мышц глаз и хрусталика

Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. Задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Учитель показывает «держалку» сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, изменяя тем самым расстояние до текста, изменяется кривизна хрусталика, тренируются  мышцы глаза. С другой стороны, это прекрасный способ индивидуальной работы с ребенком, что является одной из форм дифференцированного обучения

            Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Примером такой разминки может быть задание детям «пробежаться» взглядом по окружающей их обстановке в классе, обнаруживая объекты определённого цвета (желательно зелёного или жёлтого цветов как наиболее положительно влияющих на психическое состояние ребёнка).

             Также важно включать в физкультминутки такие профилактические упражнения для глаз, как, например, “Раскрашивание”. Школьникам предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
(см. Приложение №1)

Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах урока.

1. Организационный момент урока.

Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом  уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).

2. Устный опрос.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению материала, является устный опрос. Этот метод эффективен кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности,  повышают  интерес  к  изучаемому  материалу.

 Проводимый в начале урока устный опрос помогают учащимся  быстро включиться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

3. Основная часть урока.

1) Изучение нового материала. С целью формирования основ здорового и безопасного образа жизни целесообразно подбирать вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни.

2)Решение ситуационных задач. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать задания, содержащие  высказывания о необходимости здорового и безопасного образа жизни.

3) Эстафета. Не только младшим, но и старшеклассникам  нравятся задания на соревновательность и подвижность. К доске выходят по очереди с учётом желания учащихся по своим возможностям и решают задания, тот, кто раньше из них закончит выполнение задания получает высший балл (каждый ученик имеет на руках жетоны трех цветов, если ученик поднял красный жетон, то это значит, что он хочет решать сложную задачу, если желтый – средней сложности, если зеленый – легкую. Независимо от сложности  ученик, выполнивший задание первым, получает оценку «5». Получившие оценку «5», решившие легкое задание на следующей эстафете обязательно решают задание средней сложности и т.д.) .

4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.

            4. Физкультминутка.

Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 1,5-2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине  урока).

5. Итог урока.

             В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она бы-ла проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому  ученику, а также и мне, как учителю.

             6. Домашнее задание.

Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь к здоровьеформирующему процессу родителей и близких.

Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека.  

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.

Содержание уроков ОБЖ составляют устный рассказ, письменная работа и ситуационные задачи. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся и не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным, а также экологическим. Такая  связь может осуществляться прежде всего через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляются мною и учащимися. В ходе решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

     Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый и безопасный образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

      Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний.

      В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни.

Приведу примеры таких задач:

 1. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни.

Если  вас захватили в заложники:

 не привлекайте к себе внимание преступников (не смотрите им в глаза и не задавайте вопросов);

 на любое свое действие спрашивайте разрешение;

 беспрекословно выполняйте требования террористов;

 при проведении операции по освобождению ложитесь на пол и не поднимайтесь до команды;

 при применении слезоточивого газа дышите через влажную ткань и часто моргайте;

 выходите из помещения (транспортного средства) после команды и как можно быстрее.

2. Произошла авария на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного загрязнения местности. Ваши действия.

При аварии на радиационно опасном объекте и угрозе радиоактивного загрязнения местности следует:

 включить радио (телевизор) и прослушать сообщение;

 закрыть окна и двери, провести герметизацию помещения;

 защитить продукты питания и сделать запас воды;

 провести йодную профилактику;

 держать включенным радио (телевизор) и ждать дальнейших указаний.

При получении распоряжения на эвакуацию:

 освободить от содержимого холодильник, вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

 выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;

 надеть средства индивидуальной защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания;

 следовать на сборный эвакопункт.

При движении не пылить, избегать высокой травы и кустарника, не прикасаться к местным предметам и не ставить вещи на землю, не курить, не пить, не есть. Перед посадкой в транспорт обмести средства защиты, одежду, вещи, обмыть открытые участки тела.

Подготовка к уроку.

           Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках ОБЖ требует особого внимания при подготовке к проведению занятия. Следует принять во внимание тот факт, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении переутомления является четкая организация учебного труда. Очень важно, чтобы к началу урока были сделаны необходимые записи на доске; иногда для создания интриги записи закрываются плакатами и по мере изучения темы открываются. Некоторые ученики трудно запоминают новый материал. Для этого полезно развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно).

Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Рекомендуется  хорошо продумать способы, которые позволят справиться с этой проблемой. Так, например, хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Сильным антистрессовым моментом на уроках является безотметочная система оценки знаний за работу у доски в 5-6 классах, накопительная система баллов в старших классах, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Одним из направлений такой работы является – «Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий». При участии психологической службы школы полезно проводить психодиагностическое обследование учащихся с целью определения функциональной сенсомоторной асимметрии. И использовать на уроках общие рекомендации по работе с левополушарными и правополушарными детьми, позволяющие акцентировать внимание учителя на данных об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.

Например: для правополушарных детей необходимо делать пор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных детей сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30 %. Для левополушарных наиболее значима правая полусфера: сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Учитель может  модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево- так и правополушарным. В этом случае повышается успеваемость, минимизируется количество стрессовых ситуаций во время обучения в школе. Рекомендации по работе с детьми любой учитель может получить у школьного психолога.

Особое внимание следует уделять учащимся при переходе в 5 класс. Адаптация к новой учебной нагрузке у пятиклассников проходит напряженно и длительно, уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, может сформироваться не всегда адекватная самооценка. Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся 5 класса и решения педагогических задач большое значение имеет правильная организация урока. Его длительность, присутствие динамических пауз, сочетание разных видов деятельности. А самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с учениками.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уроках ОБЖ имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить следующие периоды:  

- понедельник – врабатывание;  

- вторник, среда – оптимум;

- в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы,

- в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели.

  Полезно делать «разгрузочный» день, лучше в середине или в конце недели. В этот день разгрузить урок – провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.

   В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания ОБЖ. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5 – 7 классах длительность непрерывного применения диафильмов, диапозитивов составляет от 20 до 25 минут.  В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не должно превышать 4 – 6 уроков. (п. 2.9.11. СанПиН)

  При использовании на уроках ОБЖ информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования ПЭВМ. Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере

(см. Приложение №2).

  Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний, что выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.

            Результативность применения мною указанных способов и приёмов здоровьесозидательной деятельности  в образовательном процессе, выявлялась на протяжении двух последних лет и выражена в положительной динамике успеваемости учащихся и снижения уровня заболеваний у них за наблюдаемый период (см. Приложение № 3)

   Таким образом, я считаю, что комплексное применение рекомендаций по использованию здоровьесозидающих элементов в образовательном процессе, в частности на уроках ОБЖ, осуществляемое, к тому же, в рамках единой для школы программы по здоровьесозидающей деятельности, со всей очевидностью дают основания надеяться на достижение успешных результатов педагогических усилий, освоение учащимися предъявляемых новыми образовательными стандартами требований и, как следствие, формирование здоровой во всех смыслах молодёжи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

           Тема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда была и остаётся самой актуальной. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Оно играет огромную роль в процессе формирования и развития личности. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.

            Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, невозможной без достаточного уровня здоровья. И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровый ученик с удовольствием и активно включается в любую деятельность, он оптимистичен и жизнерадостен.

            Использование здоровьесберегающих технологий способствует:

  1. - созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах;
  2. - повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

          - сбережению и укреплению физического здоровья учащихся.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий на уроках, в том числе по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности» сыграет, безусловно, весьма существенную роль в решении проблем формирования здорового поколения. Исходя из этой установки, целью данной работы была разработка методических рекомендаций по использованию приёмов здоровьесозидающих технологий для повышения здоровьесозидающего  потенциала образовательного процесса в рамках предмета ОБЖ. Для осуществления цели, мне было необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать практический и теоретический опыт применения здоровьесозидающих элементов урока;

- изложить методику использования здоровьесозидающих технологий на  уроках ОБЖ в 5-9 классах.

Надеюсь, что представленная работа даёт возможность увидеть, насколько реализованы оказались поставленные цель и задачи, а также может послужить подспорьем в дальнейшем развитии базы дидактических материалов для успешного обучения предмету ОБЖ и формированию здоровой личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.В. К вопросу о решении проблемы здоровья в образовательной системе Санкт-Петербурга. // Академический вестник СПбАППО. – 2010. – Вып.1(10). – С.7-9.
  2. Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе "Образование и здоровье" / К. И. Алексеева //Завуч. - 2005. - N 8. – C.121-123.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.Метод.основы,М.,1982. – С.192.
  4. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 2005.
  5. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. – 2005. - №3. – С.57-58.
  6. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М. − Воронеж. 1997. – С. 304.
  7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – С.192.
  8. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002. – С.180.
  9. Васильков В. А. Школа - Центр формирования здоровьесберегающей образовательной и социальной среды и сохранения здоровья жителей региона. Методическое пособие – г.Ханты-Мансийск: «Информационно-издательский центр», 2008. – 105 с.
  10. Голубева Г.Н. Анализ показателей здоровья и здоровьесберегающих факторов в процессе обучения в школе раннего развития "Светлячок" / Г.Н. Голубева, О.В Коломыцева., Л.А. Сидорова //Дополнительное образование. - 2003. - N11.-С.34-35.
  11. Долганова В.П., Меньшикова Л.А.  Анализ работы по здоровьесбережению в большесосновской средней школе.// Здоровье и образование. Здоровьесбережение в условиях современного образовательного процесса: опыт и перспективы. Тезисы докладов XI  краевой научно-практической конференции (с.Большая Соснова, 26-27 марта 2009г). Пермь: ОТ и ДО, 2009. – С.47.
  12. Загрекова Л. В., Николина В. В. // Теория и технология обучения /. - М., 2004. - С. 91-102.
  13. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания: настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов: учебно-методическое пособие / под ред. С.В. Алексеева . – СПб.: СПбАППО, 2010. – С.178.
  14. Здоровье и образование. Здоровьесбережение в условиях современного образовательного процесса: Тезисы докладов X региональной научно-практической конференции (Соликамск, 12-13 апреля 2007 г.) Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2007.
  15. Здоровьесберегающая   деятельность   школы  в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005. - N 3. - С. 52-78.
  16. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Тескт]: учебное пособие / под науч. редакцией Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – С.347.
  17. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендации // под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина (М.: «Триада-фарм», 2004. – С. 117.
  18. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 75-78.
  19. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. – С.223.
  20. Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор школы. - 2003. - N2.-С.127-128.
  21. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 288.
  22. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательско-полиграфический центр "КАРО»,  2008. – 368 с. 
  23. Колесникова М.Г. Моделирование и изучение результативности построения здоровьесозидающей среды школы. //Академический вестник СПбАППО. – 2010. – Вып.1(10). – С.15-19.
  24. Колесникова М.Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Монография. – СПб.:СПбАППО, 2008. – С. 132.
  25. Короткевич М. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся / М. Короткевич, А. Короткевич //Учитель. - N1. – С.27-30.
  26. Кулаковский О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. - 2005. - N 5. - С. 34-41.
  27. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. Воронеж. 1998. – С. 288.
  28. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: новая научная парадигма в современном образовании: Монография. – Стерлитамак – Санкт-Петербург: СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Санкт-Петербургский университет, 2013. – С.391.
  29. Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. - 2005. - N 1. - С. 59-61.
  30. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е.П. Митина //Начальная школа. – 2006. - N 6. - C. 56-57.
  31. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.М. Митяева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.208.
  32. Морозова Л.А. Система работы педагогического коллектива и Совета здоровья по созданию условий формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. // Здоровьесберегающая деятельность в контексте государственной образовательной политики: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. "Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации" (30-31октября 2008 года) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2009. – С.27-30.
  33. Мухаметова Ф. Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения / Ф. Г. Мухаметова //Начальная школа. 2006. - N 8. - C. 105-106.
  34. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – С.384.
  35. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: Монография / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – С.368.
  36. Нестерова Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе / Л.В. Нестерова //Начальная школа. – 2005 – №11 – С.78-81.
  37. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование [текст]: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв. Ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – С. 500.
  38. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование [текст]: учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого-физиологические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, А.И. Федоров и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – С.695.
  39. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2002. – С. 320.
  40. Педагогические технологии: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Бабаковой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – С. 95.
  41. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе / К. Петров//Воспитание школьников. - ISSN 0130-0776. - 2005. - N 2. - С. 19-22.
  42. Пожарская Е.Н. Инновационный образовательный проект «Здоровьесберегающая школа» [Тескт]: научно-практическое пособие / Е.Н. Пожарская. – Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. – С. 56.
  43. Резер Т. М. Здоровьесохраняющие технологии в образовательных учреждениях / Т. М. //Резер Школьные технологии. - 2003. - N 5. - С. 219
  44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С.256.
  45. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. – С.121.
  46. Сенновский И. Б. Цели, условия и содержание валеологической программы школы / И. Б. Сенновский //Завуч. - 2004. - N 8. - С.46-58.
  47. Современные технологии обучения / Под ред. Г. В. Борисовой. СПб., 2002. – С. 214.
  48. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. Киев. Издательство «Гранд-Экспо», 2011 – С. 436.
  49. Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. К проблемам педагогической валеологии: Пособие. – Издание третье, дополненное и переработанное. – СПб.: СПбАППО, 2004. – С.192.
  50. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика / Н. В. Тверская //Образование в современной школе. - 2005. - N 2. - С.40-44.
  51. Тихомирова Л. Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога / Л. Ф. Тихомирова //Школьные технологии. - 2003. - N 3. - С.191-194.
  52. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие. Часть I.. / Под редакцией А. П. Тряпицыной. СПб.: Эпиграф, 2007. – С.99
  53. Якиманская И. С. Личностно ориентированное образование в современной школе. М., 1998. С.112.

                                          Приложение № 1

Упражнения для глаз.

Приложение № 2

Рекомендуемая длительность использования на уроках различных ТСО (по Н.Т. Лебедевой), мин

различных ТСО мин. /классы

Просмотр диапозитивов

Просмотр презентаций

Просмотр видео-фильмо

Прослушивание радиопере-дач

1 – 2

7 – 15

15 – 20

15

20

3 – 4

15 – 20

15 – 20

20

20

5 – 7

20 – 25

20 – 25

20 – 25

25

8 – 11

20 – 25

25 – 30

25 – 35

25

Приложение № 3

Диаграммы результативности в оценочном эквиваленте

за 3 года по ОБЖ.

                                                                                                       Учитель Н.В.Маркевич

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Положительная динамика успеваемости по ОБЖ за три года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

Здоровьесозидающий потенциал логопедического занятия

Осуществить все мероприятия по здоровьесбережению невозможно без привлечения к данной работе не только педагогов, но и других специалистов. К числу специалистов, чья деятельность направлена на здоровь...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

"Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы "

quot;Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды  школы " «Школа-это мастерская, где формируется мысльподрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не...