"Воспитательный потенциал урока математики"
статья на тему

Трыкина Ольга Владимировна

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_matematike.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 им. А.И.Фатьянова»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ

УРОКА

МАТЕМАТИКИ»

                                                    Учитель

                                                    математики:  

                                                    Трыкина О.В.

Г.Вязники

2010 год

   

     Воспитание, как известно, категория не только педагогическая. Используется оно и в сферах других наук (психология, философия, социология). Трактовка его неоднозначна, хотя всюду оно рассматривается как целенаправленное влияние субъекта на объект. В педагогике таким объектом является подрастающее поколение, а субъектом – различные категории взрослых, специально для этого предназначенные. Раскрывается и трактуется оно неоднозначно даже в рамках одной науки ( в данном случае педагогики) и во многом зависит от:

    - социального заказа общества;

    - состояния детства;

    - теоретической и методической подготовки педагогов-воспитателей;

    - традиций общества и пр.

        Что же такое воспитание сегодня? Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий.

        По-настоящему, развивающее обучение не может быть воспитывающим. Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно решать проблемы, учит  настойчивости  в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создаёт в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

         Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

        Возможности урока математики в решении воспитательных задач.

Остановлюсь более подробно на воспитательных возможностях, заложенных в самом материале учебника, и воспитательном содержании задач, которые могут составить учитель и учащиеся.

       Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных задач,  встающих перед учителем- преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется прежде всего через содержание задач, как помещённых в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

       Для подтверждения достаточно рассмотреть тематику, сюжеты задач.

1.Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнёр.

Задача:  С участка кукурузы, имеющего форму трапеции с основаниями 280 и 320 м и высотой 180 м, собрано зелёной массы в среднем по 150 ц с гектара. Сколько рейсов должна сделать грузовая машина ЗИЛ/150 для доставки кукурузы в силосную башню, если её грузоподъёмность 2 т, а коэффициент использования грузоподъёмности для данного груза равен 0,75?

           Задачи экологического содержания.

           Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от неё зависят судьбы человечества. Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа – это не умозрительная картина некоего отдалённого будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живём.

           Отреагировать на окружающее учителя могут самым доступным для них способом. Учителя математики могут предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.

          Большинство предлагаемых ниже задач относятся к курсу пятых-шестых классов. Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с излишними данными. Эти недостатки или излишества могут поставить в тупик ученика, который сталкивается только с задачами из учебника и с подозрением относится к тому, что недосказано или «пересказано». Однако в реальности задачи часто возникают с излишествами, или с недомолвками. Нужно уметь добыть недостающие сведения или из опыта, или из периодической печати, или сделать правдоподобные предположения. Не менее трудно отбросить излишества, т.е. решить, что именно лишнее. Правильный вывод об этом требует «почти решения», т.е. мы часто устанавливаем, что было лишним, когда уже нашли ответ. Ну что же, окунёмся же и в проблемы экологии, и в трудности поиска простой математической модели. Математические темы, на которых основаны решения, здесь также не указаны, поскольку в реальности никто не подскажет нам, из какой темы надо «взять» теорию.

Задача: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв на человека вдвое снижает количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В России примерно 150 млн человек. В каждой семье приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях, если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв на человека?

Р е ш е н и е. В России примерно 41,6 млн семей (150000000 : 3,6 = 41600000)

В условиях ниже нормы живут 13,8 млн семей и, значит, столько же больных людей. При улучшении жилищных условий число больных уменьшилось бы вдвое, т.е. на 6,9 млн человек.

         Данные о 9 м кв на человека для решения задачи совершенно излишни. Но они позволяют судить о том, какие именно условия надо создать каждой отдельной семье.

        Задачи, составленные на краеведческом материале помогают лучше познать свой край, получить конкретные знания по объектам природы.

Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи работникам сельского хозяйства.

  1. Учащиеся 6х классов помогали в уборке картофеля, 6-а класс собрал 230 кг картофеля, 6-б – на 20 кг больше, чем 6-а, но оба класса собрали вместе на 40 кг меньше, чем 6-в класс. Сколько кг картофеля было собрано ребятами?
  2. Три школы собирали металлолом. Одна школа собрала 2 т, другая -18 ц, а третья – 2240 кг. Какая школа собрала больше всего металлолома, а какая меньше всего?. Можно ли увести весь этот металлолом на пятитонной машине?
  3. Внешний и внутренний диаметры кольца для колодца соответственно 1,3 м и 1,1 м, а высота 0,9 м. Сколько кубометров бетона нужно для изготовления 8 таких колец?

Несколько задач следует решить об известном, газопроводе Уренгой-Ужгород, который прокладывается стальными трубами диаметром 1420 мм.

     4.а) Найдите массу десятиметровой трубы диаметром 1420 мм, сделанной

         из стального листа толщиной 22 мм. Плотность стали 7600 кг/м куб

        б) Сколько тонн таких стальных труб потребуется, чтобы проложить

         газопровод Уренгой-Ужгород, длина которого 4451 км?

        Всем известно, насколько актуальна задача формирования у школьников инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к народному добру. Математический материал, который заложен в учебниках, даёт большие возможности для экономического воспитания подрастающего поколения.

Задача: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

Задача: Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т руды и 1,3 т угля. В 1987 году ученики нашей школы собрали 8 т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?

Р е ш е н и е. Выполнив умножения 2-8 и 1,3-8, получим, что сэкономлено 16 т руды и 10,4 т угля.

          Воспитанию интереса к предмету помогает нам введение в преподавание элементов историзма и биографических справок, использование занимательности (это и способ подачи учебного материала, организация обучения, и сами задания). Они наряду с привитием школьникам интереса к предмету способствуют накоплению учебных знаний, умений, навыков, воздействуют на мыслительную деятельность учащихся.

      При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. Например:

  1. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» 720 км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмидт – 109» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше истребителя «Фоке-Вульф-190-А». Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3».

 Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, учёных, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

         Решение задач различными способами – первый шаг к эстетическому восприятию математики. При этом никто из учеников не остаётся равнодушным, дети начинают смотреть на математику не как на сухую, скучную науку, а видят, что и здесь нужны выдумка, фантазия, творчество. Школьники учатся самостоятельно находить более простые, а значит более красивые решения задач, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики, а значит и красоту этой науки.

         Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует  использование музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов.

Однако думается, что определить воспитательные возможности изучаемого материала и отыскать пути использования знаний для оказания определённого воздействия на учащегося это только одна, хотя и очень важная сторона дела. Для осуществления на уроке нравственного воспитания вообще необходима организация воспитательного влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся на уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк.

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке? Выделим пять таких объектов.

        Прежде всего – это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и  развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам  является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке – непреходящая задача учителя.

        Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как забота о своём здоровье, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность и честность. Именно эти качества, эти нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. Их формирование и развитие также входит в содержание воспитывающего аспекта математики.

      Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких  качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам – всё это проявляет  отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет себя как член общества.

       Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является  труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами, как ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Всё это подвластно влиянию учителя на уроке.

       И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за её успехи, в озабоченности её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умстенном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и всё время развивал её у ребят.

       Таким образом, используя данное содержание воспитательного аспекта, педагог может заложить и развить основы для формирования всех нравственных отношений, которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром.

       Каковы же должны быть условия для развития и становления личности?

Прежде всего:

- усиление внимания к внутренней мотивации ребёнка (я хочу, я могу, я должен);

- задания не репродуктивных, а творческих задач, поиска;

- организацию работы микро- и макрогрупп для социализации ребёнка в учебной деятельности;

- предоставление учащемуся права выбора по любым направлениям.

       В  заключение сформируем стратегические условия обеспечения здоровьесберегающего характера психолого-педагогических воздействий учителя на уроке:

 - обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий,

    особенно в отношении учеников группы риска нарушений

    психологического здоровья, выстраивания индивидуальных психолого-педагогических траекторий взаимодействия с такими учащимися, под

    контролем мониторинга достигаемых результатов;

- построение учебного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им оптимальных возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности

   за принимаемые решения и их возможные последствия;

- целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное

   подкрепление интереса учащихся к самому процессу обучения, познанию мира и самих себя;

- обеспечение щадящего отношения к психологическим ресурсам  школьников, истощение которых самими учениками не всегда  фиксируется и сопровождается появлением дезадаптивных состояний на уроках, проявлениями нарушений дисциплины, снижением успеваемости;

- максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе и во взаимоотношениях с отдельными учащимися эмоционально-комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ

для руководителей образовательных учреждений,

заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей.

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или  девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоциями.

  Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних  в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно

   старше ровестников-мальчиков.

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,по разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное-по разному осмысливают всё, с чем сталкиваются  в этом мире. И, уж конечно, не так, мы – взрослые.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а

   мужчина- девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

- Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не   надо  заранее рассказывать и   показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

- С девочками, если им трудно, надо вместе, до окончания работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школерешать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

- Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

- Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета.

   Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите вы ему?

- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чуствительность и тревожность мальчиков.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение

   к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.

- Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

- Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным,привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

- Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

- Не старайтесь сделать левшу таким, как все, доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

- Не обвиняйте ребёнка в неумении, помогайте ему найти пути решения проблемы.

- Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

- Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

- При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка.

   Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

- Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребёнка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было  максимально  раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

- Имейте в виду, что педагог, который ругает ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

- Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребёнке, но и в вас. Он не плохой, просто другой (!!!)

- Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов Деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, чего не заметили вы.

- Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что сами не сумели научить его.

   Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка.

   Это вы педагог, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем учить.

- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

- Ребёнок не должен панически бояться ошибиться.. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

- Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.

- Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

- Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в  «хотения» ребёнка.

- Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

- Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту

   рождения ребёнка) развиться не могут.

- Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск

   ребёнка.

- Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал. (логически, образно, интуитивно)

- Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию.

   Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

   

   

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал урока математики

Древнегреческий ученый  Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие  возможности математики; ... она пробуждает  ум, прида...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...