Преподаватель -организатор по курсу ОБЖ 2016 г. - 2016
методическая разработка по обж по теме

Хабибрахманов Риат Ядгарович

Предварительный просмотр:

Информационная карта

1.Общие сведения

Район

Советский

Фамилия

Хабибрахманов

Имя

Риат

Отчество

Ядгарович

2. Работа

Должность (по штатному расписанию)

Учитель ОБЖ.

Место работы (название учебного заведения по уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат советского района» Советского района г.Казани

ФИО директора образовательного учреждения

Сахнов Артём Сергеевич

3. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения,  факультет)

Сызранское  Высшее Военное Авиационное Училище Лётчиков в 1991 году командная тактическая авиация

Знание языков (укажите каких и степень владения)

4. Семья

Семейное положение

Женат

Дети

3

5. Увлечения

Хобби

книги

Спорт, которым увлекаетесь

Командные виды спорта

6. Общие вопросы

Ваше педагогическое кредо

Учитель – «вечный» ученик

Девиз, под которым Вы выступаете на конкурсе

Учиться, учиться, еще раз учиться….

Ваше заветное желание

Жизненная гармония.

Ваши кумиры в профессии

Мой классный руководитель.

Победитель конкурса «Лучший учитель года» - это…

Человек, который стремится совершенствоваться.

Опишите юмористический случай из Вашей педагогической практики

На вопрос как действовать при пожаре,

 ученик инсценировал ситуацию, когда человек просыпается при пожаре: намочил простынь, укутался и сел как можно ниже.

7. Контакты

Рабочая электронная почта

muksov@rambler.ru

Личная электронная почта

Riat_h@mail.ru

Адрес личного сайта в Интернете

http://nsportal.ru/khabibrakhmanov-riat-yadgarovich

Адрес школьного сайта в Интернете

https://edu.tatar.ru/sovetcki/page450074.htm



Предварительный просмотр:

Сценарий выступления  агитбригады на конкурсе «Служу Отчизне» приуроченное к 69 годовщине Победы в ВОВ. 

Ведущий слайд заставки Крым и Российский флаг, Родина Мать

В Крыму отмечают 70-летие Крымской наступательной операции, во время которой полуостров был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Торжественные мероприятия начнутся 8 апреля и продлятся до 12 мая.На территории всего полуострова проходят торжества. В этом году праздник по-настоящему символичен ввиду недавнего воссоединения полуострова с Россией.
Во время войны от рук фашистов погибли десятки тысяч мирных жителей Крыма, с лица земли были стёрты больше сотни городов и деревень и практически полностью разрушены Керчь, Севастополь и другие города.

ОБОРОНА Слайды про оборону Севастополя

Звучит  «Севастопольский вальс», на сцене кружатся в вальсе военные моряки и девушки в косынках.

Звучит сигнал «Воздушная тревога», моряки и девушки расстаются, матросы машут руками – девушки косынками.

 На сцену строевым шагом выходят чтецы в военной форме. Становятся треугольником, за спиной ведущего (ведущий вершина треугольника) .

1 чтец ( фоном звучит мелодия песни «Вставай страна огромная, на экране слайды нападения немецких войск и карты сражений за Крым)

В начале ноября 1941 года почти вся территория Крымского полуострова была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Враг подошел к Севастополю. Защитники города героически отражали одну за другой яростные атаки намного превосходящих сил гитлеровских войск.

Массовый героизм стал нормой поведения севастопольцев .

Одной из главных целей войны для гитлеровцев был захват Кавказа с его нефтяными месторождениями, и далее - наступление в направлении Персидского залива. Германии катастрофически не хватало нефти, и за обладание ее запасами она готова была на любые жертвы.

Серьезнейшим препятствием на этом пути были для агрессоров Черноморский флот и его главная база Севастополь. Поэтому, захват Севастополя и уничтожение флота были для немецкого командования в числе приоритетных задач.

Война началась для Севастополя в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года с налета немецкой авиации. На город полетели первые бомбы, в акваторию бухты были сброшены мины. Бомба, упавшая на ул. Подгорную, принесла первые жертвы.


Благодаря созданию еще с конца прошлого века мощной системы подземной фортификации и коммуникаций, под землю спускались заводы, госпитали, склады, казармы, даже школы и кинотеатры.

Враг
 завозил новейшее вооружение, в том числе, крупнейшая пушка Второй Мировой войны "Дора", которую обслуживала целая дивизия во главе с генералом. Один снаряд ее весил 7 тонн. Вот уж поистине "Железный капут"! Город готовилось бомбить 1060 самолетов. Превосходство немцев в живой силе и технике стало двукратным, а превосходство в авиации - десятикратным! И в ходе боев это преимущество продолжало нарастать.

С 20 мая авианалеты и артобстрелы Севастополя стали непрерывными. Главный удар авиации и артиллерии был нанесен по городу со 2 по 7 июня. Как сейчас бы сказали, город был отутюжен "ковровой бомбардировкой" по квадратам. Концентрация авиации и артиллерии под Севастополем была самой высокой за всю Вторую Мировую войну!

7 июня начался штурм. Направление главного удара снова было со стороны Мекензиевых гор к Севастопольской бухте. Однако, все атаки гитлеровцев отбивались. Немцы несли огромные потери. Каждый день они отводили в тыл потрепанные части и бросали в бой свежие. А защитников города менять было некем. Чтобы пройти эти несколько километров до моря, немцам понадобилось 14 дней! Две недели и пятьдесят тысяч убитых фашистов!
Всего при обороне Севастополя погибло триста тысяч немцев, в несколько раз больше, чем было жителей в довоенном Севастополе. Наши войска потеряли 150 тысяч убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести, и 45 тысяч - ранеными.

 2 чтец Стихотворение об обороне Севастополя.


СЕВАСТОПОЛЬ

          
А.Н.Майкову
Я видел город, разоренный
Свинцом, каленым чугуном,
Могил рядами окруженный
И морем обнятый кругом.

Я был, где "братская могила"
Стоит торжественно-уныла
Над сотней тысяч жизней. Там
Приют умолкнувший громам,
Конец отваги беспримерной...
А море плещет глухо, мерно
В ответ здесь пролитым слезам.

Я видел город возрожденный,
Со всплывшей стаей кораблей,
Их первым громом пробужденный
Глубокий сон морских зыбей.

Здесь видел смерти величанье
Я в храмах мраморных, а там
Погоню жизни по следам
Еще зиявшего страданья...

Но светлый город средь могил,
Но жизни пир, глушащий стоны,
Звучали эхом обороны
И дымом веяли кадил.

3 чтец ( Слайды про оккупацию и зверства гитлеровцев)Почти два года фашистской оккупации стали черным периодом истории Севастополя. В первые же дни фашистами было расстреляно более 3,5 тысяч мирных жителей, укрывавшихся в Инкерманских штольнях и в Троицком тоннеле. 12 июля 1500 человек было согнано на стадион, а затем вывезено на 5-й километр Балаклавского шоссе и там расстреляно. 1 сентября 1942 года оккупанты отметили расстрелом группы подростков во дворе школы № 25 на ул. Ленина. Сотнями увозили людей на работы в Германию: только в течение лета 1943 года в рабство из Севастополя было угнано 36 тысяч человек.

Советские военнопленные, оказавшиеся в оккупированном Севастополе, подвергались чудовищным издевательствам и пыткам: их забивали до смерти шомполами, морили голодом, закапывали живыми в землю. В лагерях военнопленных систематически проводились массовые расстрелы. Раненых советских солдат и офицеров, доставленных из Керчи, фашисты погрузили на баржу, которую отвели от берега и подожгли. Заживо сгорело более 1000 человек. Это чудовищное варварство было повторено еще несколько раз.

Всего за 22 месяца оккупации в Севастополе было расстреляно, сожжено, утоплено в море 27306 человек. В фашистскую Германию угнали 45000 человек.

ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Слайды про партизанское движение

До вторжения оккупантов в Крыму было создано 29 партизанских отрядов. Формировались они только из добровольцев. Их ядро составили свыше 800 коммунистов и комсомольцев. 23 октября 1941 года бюро обкома партии назначило командиром партизанских отрядов Крыма руководителя партизанской борьбы в годы гражданской войны, участника боев в Испании А. В. Мокроусова, комиссаром — секретаря Симферопольского горкома партии С. В. Мартынова[

Всего в период фашистской оккупации в Крыму действовало более 200 подпольных организаций и групп, насчитывавших до 2500 человек, в т. ч. 179 коммунистов и 154 комсомольца[14]. Подпольщики и партизаны распространили в городах и селах Крыма 213 листовок общим тиражом более 3 млн. экземпляров[15]. Листовки на немецком, румынском, словацком и других языках распространялись также среди оккупационных войск. Под влиянием этой агитации на сторону партизан перешла группа словацких солдат. Усилились антифашистские настроения и среди румын. Подпольные организации регулярно сообщали Советскому командованию ценные разведданные.

Под руководством областной партийной организации в конце 1941 года в Крыму действовало 28 партизанских отрядов, в которых сражалось 3734 человека. В партизанские отряды влились 1315 солдат, матросов и офицеров, не сумевших прорваться в Севастополь[16]. Крымские партизаны сражались с врагом в чрезвычайно трудных условиях. Немецкое командование держало на полуострове крупные воинские части, часто предпринимавшие карательные операции против партизан и подпольщиков. Партизанским отрядам приходилось действовать в основном в горно-лесной части полуострова

Всего с ноября 1941 года по апрель 1944 года партизанские отряды провели 252 боя с фашистами, совершили 1632 боевые операции и диверсии. Они истребили около 30 тыс. фашистов, взорвали 79 воинских эшелонов, разрушили 3 железнодорожные станции, 52 шоссейных и 3 железнодорожных моста, уничтожили и повредили 13 танков, 3 бронемашины, 211 орудий, 1940 автомобилей[20]. В партизанском движении участвовало свыше 11 700 человек. Более 3 тыс. крымских партизан за героизм в борьбе с врагом были отмечены правительственными наградами. Орденами и медалями награждены также многие участники крымского подполья.

Массовое сопротивление жителей Крыма гитлеровским оккупантам являлось составной частью всенародной борьбы против фашистов, развернувшейся под руководством Коммунистической партии на временно оккупированной территории.

4 чтец Слайды о зверствах фашистов

 В деревне Поворотное по подозрению в связи с партизанами гитлеровцы расстреляли 18 жителей, среди которых было 12 детей. В феврале 1942 года карательный отряд СС выгнал из домов все население деревни Чаир Бахчисарайского района. Предварительно каратели заставили жителей снести все ценное имущество и согнать скот в одно место. После этого все дома были подожжены. Когда деревня запылала, каратели расстреляли 21 человека, а остальных угнали. Дикую расправу учинили фашистские садисты над населением деревни Курортное Зуйского района. Случайно оставшаяся в живых 17-летняя Нина Скопина позже рассказала об этой жуткой трагедии: "Они стали ходить из дома в дом, выгоняя всех в контору "общины". Жителям говорили, что их созывают ненадолго на собрание... Через несколько минут в контору зашел немец. Он приказал женщинам по двое заходить в следующую комнату. Дети дрожали от страха, кричали и плакали.
   Фашисты силой оторвали от матерей первых двух ребят и поволокли их. Через несколько минут там раздались выстрелы. Люди поняли, что их будут расстреливать.
   Не опишешь, не расскажешь того, что было там. Женщины в отчаянии метались, истерически кричали, безумно рыдали, умоляли о пощаде. Но фашистские звери были неумолимы. Пару за парой уводили они, клали их лицом вниз на еще не остывшие трупы и хладнокровно разряжали пистолеты" (* - "Немецкие варвары в Крыму". Сборник материалов под редакцией П. А. Чурсина. Симферополь, 1944, стр. 65, 66

Песня про Севастополь

Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей,
Расскажи ты всем на свете,
Про любимый город мой.

Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах,
Воевали наши деды,
И прославили в боях

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь —

Гордость русских моряков!

Здесь на бой, святой и правый,
Шли за Родину свою,
И твою былую славу
Мы умножили в бою.

Скинув чёрные бушлаты,
Черноморцы в дни войны,
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны,

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь —

Гордость русских моряков!

Если из-за океана
К нам враги придут с мечом,
Встретим мы гостей незваных
Истребительным огнём.

Знает вся страна родная,
Что не дремлют корабли
И надёжно охраняют
Берега родной земли

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь —

Гордость русских моряков

 5 чтец  ОСВОБОЖДЕНИЕ слайды об освобождении Крыма

Гитлеровское командование стремилось любой ценой удержать Крым в своих руках, рассчитывая сковать здесь значительные силы советских войск, не дать возможности использовать их на других участках фронта.

В северной части Крыма против 4-го Украинского фронта и на Керченском полуострове против Отдельной Приморской армии, а также в районе Севастополя враг создал мощную глубоко эшелонированную оборону. В составе гитлеровской 17-й армии имелось 12 дивизий, значительное количество отдельных пехотных, артиллерийских, танковых, инженерных частей усиления. Общая численность вражеских войск на полуострове превышала 195 тыс. солдат и офицеров[21].

С 8 по 18 апреля весь Крым, за исключением Севастополя, был очищен от немецко-фашистских войск. Тысячи бойцов и командиров отличились при штурме Севастопольских укреплений 5—9 мая 1944 года. Девяти воинам 263-й Сивашской стрелковой дивизии за отвагу в боях при освобождении Севастополя было присвоено звание Героя Советского Союза. 9 мая освобожден город Севастополь, а 12 мая на мысе Херсонес завершен полный разгром вражеской армии в Крыму.

 Родина высоко оценила бессмертный подвиг советских воинов — представителей всех братских народов СССР.  Многие из них, освобождая Крым от немецко-фашистских захватчиков, героически погибли. Тысячи офицеров, сержантов, солдат и матросов были награждены орденами и медалями. Воины более 30 национальностей удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Крым героическая страничка нашей Родины. Героическая оборона Севастополя в Русско-Турецкой войне 1853г-1856г. Окупированная, но непокоренная фашистами крымская земля. 1941г-1944г. Подвиги героев 250 дневная, осады Севастополя, несмертный подвиг подпольщиков, под страхом смерти,  не прекращавшие борьбу с захатчиками. Малахов-курган. 9 мая 1944г крымская земля была освобождена. После длительной разлуки 18апреля 2014г крымскя земля была присоединена к Российской Федерации.

6 чтец Слайды об объединении

«18 марта 2014 г., подписан документ, который имеет историческое значение. Произошло воссоединение Крыма с Россией. Абсолютное большинство жителей России и Крыма поддерживают воссоединение исконно близких по духу территорий», – заявил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз, который присутствовал на церемонии подписания Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.

Владимир Путин выступил перед депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России, Законодательных органов власти, представителями гражданского общества и жителями Крыма в связи с обращением Республики Крым и города Севастополя о приёме в состав Российской Федерации.

Слайд карты Крыма с флагом РФ.

Пирамида из учеников 7 класса, на вершине пирамиды ученик с Флагом РФ.

После распада пирамиды, гимн РФ.

После окончания выступления строевым уходят.



Предварительный просмотр:

Классный час по теме:

«Патриотизм – основа формирования гражданской позиции»

Место: класс. Время - 45 мин.

Цель – добиться понимания учениками старших классов взаимосвязь  понимания патриотизма, с формированием активной гражданской (жизненной) позиции.

Задачи:

1. Изучить составляющие единого понятия патриотизма.

2. Проследить взаимосвязь чувства патриотизма с формированием активной гражданской позиции.

3. Выработать единое мнение о патриотизме.

4. Понять различия в понятиях «гражданин страны» и «активная гражданская позиция».

Организационная часть: Объявление темы классного часа. Краткая вступительная речь. 5 мин.

Работа в группах: деление класса на несколько групп по 4-5 человек в группе.

Задания каждой группе: определение видов патриотизма, их характеристика. 5 мин.

Выступление группы по выбору. Дополнение других групп.10 мин.

Просмотр патриотического видеофильма о возвращении Республики Крым в состав Российской Федерации. 6 мин

Объяснение стремления «крымчан» вернуться в состав РФ. Объяснение значения референдума, как волеизъявление большинства. Важность выборов  и значения «голоса» каждого человека, как основа любого демократического государства. Определение взаимосвязи между условиями жизни человека и его активной «гражданской позицией». 4 мин.

Обсуждение. Выступление учеников с собственными примерами взаимосвязи патриотизма и формирования гражданской позиции. Примеры патриотического поведения в повседневной жизни, активного «гражданского поведения» (патриотизм в быту). 5 мин.

Написание определения (по группам) «патриотизм», «гражданская позиция», «активная гражданская позиция» кратко, в личном понимании. 5 мин.

Подведение итогов. Определение единого понимания значения в жизни общества и сохранении независимого, высокоразвитого государства таких понятий как «патриотизм» и «гражданская позиция». 5 мин.


Доп. материал. (подсказка)

  Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии..

  Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане.

              Рефере́ндум (лат. referendum)  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.          Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Краткая история Крыма

Но положила конец трехсотлетнему османскому господству в Крыму русско-турецкая война 1768 – 1774 годов. Так Крым становится русской территорией. В это же время в Таврии были построены города-крепости Симферополь и Севастополь. Но Турция не собиралась сдавать Крым просто так – она готовилась к новой войне, что было вполне закономерным решением в ту пору. Но и русская армия была не лыком шита. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1791-ом году после подписания Ясского мирного договора.
      С этого времени в Крыму начали возводиться дворцы, развивался рыболовный и соляной промысел, виноделие. Крым стал самой любимой здравницей российской аристократии, да и обычных людей, отправляющихся в крымские санатории лечить всякие хвори. Перепись населения Таврической губернии в составе Российской империи не проводилась, но согласно данным Шагин-Гирея полуостров делился на шесть каймакамств: Перекопское, Козловское, Кефинское, Бахчисарайское, Карасубазарское и Акмечетское. Уже после 1799-го года территория разделилась на уезды с 1400 селами и 7 городами: Алушта, Керчь, Симферополь, Феодосия, Севастополь, Евпатория и Ялта.

Героическая оборона Севастополя 41-42 г.г. провести параллель с первой обороной Севастополя в крымской войне 1854-1856 г.г.

Крымская операция 1944 года — наступательная операция советских войск с целью освобождения Крыма от немецких войск во время Великой Отечественной войны. Проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. 

В 1954 году Никита Хрущев вместе с советским руководством принял решение передать территории Крыма Украинской ССР, мотивируя это решение территориальной близостью, общностью экономики, тесными культурными и хозяйственными связями между Украинской ССР и Крымской областью.

Возвращение в Россию: В 2014 году по воле народа Крыма был проведен референдум о статусе полуострова. Около 90% изявили желание вернуться в состав РФ. Поводом послужил незаконный государственный переворот и смена власти на Украине.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«Воспитание патриотизма у учеников 5 класса»

Место: класс время - 1ч. 00 мин.

Вступительное слово:

В настоящее время мы сталкиваемся с проблемами самоопределения подрастающего поколения на  ранних этапах развития, в сфере понимания и осознания учеником своей гражданской идентичности. Наша с вами задача - воспитание и формирование у детей чёткой позиции, направленной на знание и уважение культуры и истории своей страны, знание государственных символов.  Рыночная экономика, компьютерные игры и «лихие девяностые» отодвинули на второй план формирование гражданской позиции, осознания гражданства у целого поколения.

Сегодня уровень патриотизма у россиян несколько возрос в связи с последними событиями на Украине. Мы стали понимать, насколько важно осознавать единой нацией, и наша задача воспитать новое поколение «патриотов». Пятый класс - это переходный период, время взросления, формирования личной ответственности и важно не упустить  данный период.

Для начала предлагаю просмотреть презентацию на тему: «Государственные символы РФ»

5 мин.

  1. Просмотр презентации.

Обсуждение и ответы на вопросы родителей.

10 мин.

  1. Анкетирование родителей:

Анкета:

  1. Знаете ли вы гимн РФ
  2. Значение символов государственной принадлежности.
  3. Просматриваете Вы передачи и кинофильмы исторического содержания.  (совместно с ребёнком)
  4. Смотрите ли спортивные соревнование с участием сборной РФ, есть ли спортивные атрибуты российской сборной. (Флаг РФ, шарф и др.)
  5. Посещаете ли вы различные мероприятие патриотической направленности.  (концерты, музеи, мероприятия организованные мери города и др.)
  6. Просматриваете ли вы новостные передачи «ОРТ» и «России 1», совместно с ребёнком.
  7. Отношение к символикам иностранных держав на одежде и предметах обихода (тетради, кружки и т.д.)

10мин.

  1. Предложить  на обсуждения родителям мероприятия воспитания патриотизма у учеников класса.

а) Походы в музеи города. Экскурсии.

б) Посещение спортивных мероприятий. (особенно с участием зарубежных команд или их сборных)

в) Участие во всех внутришкольных и городских мероприятиях в составе класса.

г) Совместно с родителями провести выход на природу, с акцентом на многогранность природных поясов нашей страны, его климатических различий и огромной протяжённости территорий.

15 мин.

  1. Подвести итоги анкетирования, указать на важность родительского примера в активизации гражданской позиции ребёнка.

10 мин.

  1. Подвести итоги собрания. Выработать единую программу всего коллектива класса.

10 мин.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие

Полевой выход с кадетами

Место: лесополоса. Май-июнь, школьный лагерь.

Время: 2 часа   (по 30 мин. - работа в группах, 20 мин. - Передвижение к месту занятия, 10 мин. – подведение итогов, инструктаж)

Цель занятия: Отработать действия в условиях вынужденного пребывания в природе.

Задачи:

1. Повторить факторы выживания и закрепить действиями человека в случае неожиданного попадания в условия вынужденного пребывания в природе.

2.Рассмотреть различные варианты действий в практических условиях. (оказание ПМП в полевых условиях, уход с места аварии или  разбивка бивуака, распределение обязанностей , укрепление лагеря и установка дежурства, поддержание и укрытие огня, распределение продуктов и воды, выяснение возможностей охоты и собирательства и т.д.)

3. Определение съедобных и несъедобных растений и ягод.

4.Определить действия во время встречи с дикими животными.

5.Рассмотреть возможности выхода к спасателям. (по охотничьим тропам, по реками водоемам, определение местонахождение и направление движения по компасу, по естественным ориентирам.)

6. Показать возможности подачи сигналов. (зеркальцем в сторону спасательного вертолёта, дым костра, выложенными знаками на земле с помощью технических средств)

Организация:

  1. Проведение родительского собрание, с получением письменного разрешения родителей каждого ученика.
  2. Проведение иструктивно - методического занятия с учениками участвующими в практическом занятие, с росписью каждого ученика в тетради инструктажа.
  3. Подготовка оборудования и инструкторов.
  4. Непосредственный инструктаж перед выходом.

Проведение занятия:

  Выход к месту проведения занятие осуществляется организованной группой по отделенно, с соблюдением правил ПДД при передвижении строем.

При выборе места проведения занятие руководствуемся правилами безопасности  и целесообразности при проведении занятий.

Делим отряд на три учебные группы, согласно решаемым задачам.

 1 группа с инструктором отвечает за обучение первой и второй задачи.

- Повторить и закрепить действиями человека в случае неожиданного попадания в условия вынужденного пребывания в природе.

-.Рассмотреть различные варианты действий в практических условиях.

Занятие начинается с непосредственного инструктажа на месте проведения занятий. Инструктор (кадет старшего курса) проводит практические занятия.

Учитель ОБЖ контролирует правильность проведения занятие и соблюдение всех мер безопасности.

1 учебное место

А) Факторы выживания (теория)

Учебный материал-учебник ОБЖ, методические пособия, медицинская аптечка, шины, подручные средства.

Люди, оказавшиеся в условиях автономного существования, в первую очередь сталкиваются с неотложными задачами:

— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

— преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной            ситуацией;

— защита от неблагоприятного воздействия факторов природной среды;

— обеспечение водой и пищей;

— определение своего местонахождения;

— установление связи и подготовка средств сигнализации.

Продолжительность предельно допустимого срока автономного существования зависит от многих причин : субъективных и объективных, называемых факторами выживания. Эти факторы условно можно разделить на три группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические.

Первая группа включает в себя состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т. д., постоянство внутренней среды – гомеостаз. К ней относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы – это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

Вторую группу составляют факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

Третья группа объединяет факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т. д.

Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме – прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной – панике, стремлению убежать от происходящих событий.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

• Желание выжить.

• Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

• Уверенность

• Рассудительность и инициативность.

• Дисциплинированность

• Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить - значит решить важнейшие задачи:

• Любым способом ликвидировать панику.

• Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Б) Алгоритм действий при оказании ПМП.( Практическое занятие)

При непосредственном участие детей в качестве оказывающих помощь, и в качестве потерпевших.
                 1 При внезапной остановке сердца - уложить пострадавшего на жесткую ровную поверхность, обязательно освободить грудную клетку от одежды и расстегнуть пояс. Нанести удар ребром ладони сжатой в кулак, по грудине с высоты 25-30см резко, с отскоком выше мечевидного отростка. Сразу после удара проверить появился ли пульс,если пульса нет,удар по грудине можно повторить. НЕЛЬЗЯ - наносить удар по мечевидному отростку или в область ключиц, наносить удар при наличии пульса на сонной артерии.
Причины внезапной остановки сердца: может наступить у любого человека от болевого шока, от удара в грудь и др.
Признаки: потеря сознания, зрачки расширены, не реагируют на свет(нет сужения),исчезновение пульса на сонной артерии.
Остановке сердца предшествуют: кратковременные судороги тела и мышц лица, частая икота, непроизвольное испражнения, угасание пульса, аритмия, прекращение дыхания, побледнение кожи.
При наличии этих признаков необходимо срочно приступать к реанимации. После остановки сердца человек может быть возвращен к жизни только в течении 3-4 минут. Причем с наибольшей вероятностью -в первые 2 минуты.
При утоплении время для спасения увеличивается до 10 минут, в ледяной воде-до 2-х часов(т.к замедляется время умирания)Данный вид реанимации применяется в ограниченном пространстве, когда пострадавший сидит или висит(при спуске-подъеме)и нет возможности положить его на спину.
                        

2 Сердечно-легочная реанимация: непрямой массаж сердца и исусств. вентиляция легких
Уложить пострадавшего на жесткую ровную поверхность, освободить грудную клетку от одежды, расстегнуть пояс. Под темя положить валик, чтобы его голова была запрокинута, что облегчит поступление воздуха(часто при болевом шоке, потере сознания и коме западает корень языка и человек погибает от удушья)Придать ногам положение выше головы 20-25см подложив под ступни что-нибудь(что обеспечит прилив крови к мозгу)
Уложить левую ладонь на грудину (2-3 пальца выше мечевидного отростка, большие пальцы рук направлены в сторону головы и ног),правую сверху и не сгибая рук в локтях начать продавливания с частотой 60-70 раз в минуту на глубину 3-4см(для людей с широкой грудной клеткой 5-6см)
От практики "15 надавливаний-2 вдоха" уже давно отказались, т.к.  наиболее эффективны 30 надавливаний чередуются с 2 вдохами "из рта в рот".Вдох производится при зажимании носа, продолжительность 3-4 секунды при этом должно наблюдаться поднятие грудной клетки, выдох пострадавшего 2 секунды. Через каждые 2 минуты проверяется появление пульса на сонной артерии. Если СЛР проводят двое то соотношение-5 надавливаний 1 вдох. Проводить СЛР не прекращая в течении 30-45 минут.
Проведение реанимации бессмысленно при повреждениях не совместимых с жизнью и при проявлении признаков биологической смерти(отсутствие дыхания и сердцебиения, снижение температуры тела, помутнение и высыхание роговицы глаз, наличие "кошачьего глаза"-при сжимании глазного яблока зрачок суживается как у кошек, трупное окоченение-2-4часа после смерти)  3. При переломе конечностей дать обезболивающее (инъекция промедола 1мл 1% раствора, димедрол 2-5мл 1% раствора или дай водки 100-150г).При открытых переломах наложить кровоостанавливающий жгут, затем повязку после чего, зафиксируй конечность с помощью подручных средств поверх одежды. Необходимо обеспечить доставку в лечебное учреждение.  4. При ранении живота полностью прикрой рану и выпавшие внутренности любой чистой салфеткой, тканью. Прикрепи салфетку пластырем или повязкой. Не нажимая, прибинтуй к животу. Нельзя вправлять выпавшие внутренности, чтобы брюшную полость не инфицировать. Приподыми ноги, подложив под коленный сгиб валик(обеспечивает меньшую кровопотерю и внутреннее кровоизлияние).Положи холод на живот(пластиковая бутылка, пакет с водой, льдом, снегом)Смачивай губы пострадавшему водой(нельзя давать есть и пить)Ожидание помощи и транспортировка - только в положении на спине с приподнятыми и согнутыми в коленях ногами.
                                5 При ранении грудной клетки прижми ладонь к ране, закрой в нее доступ воздуха(при вдохе через него засасывается воздух, грудная клетка наполняется им и поврежденное легкое"сворачивается") Снаружи края раны прдезинфицировать, накрыть салфеткой и перебинтовать При засасывании воздуха накладываются воздухонепроницаемые материалы(лейкопластырь, полиэтилен, резина предварительно обработанные спиртом, йодом. При сквозном ранении накладываются на оба отверстия)При отсутствии обезболивающих используй любое спиртное. Транспортировка - только в положении "сидя" или "полусидя" Нельзя извлекать из раны инородные предметы на месте происшествия.  6 При большой кровопотере, ожогах пострадавшему дается для восполнения щелочно-солевая смесь(1 чайная ложка поваренной соли и 1/2 чайная ложка пищевой соды, растворенные в 2-х стаканах воды)-этим самым увеличивается время наступления смерти от кровопотери. В первые 6 ч пострадавшему необходимо дать выпить не менее 2 стаканов раствора.
7Пищевое,алкогольное,лекарственноеотравление.Признаки:слабость,сонливость,тошнота,рвота,жидкий стул, хол.пот, головокружение, головная боль, учащение пульса, одышка, судороги, повышение температуры. Дать 20 таблеток или 1 стол. ложку актив. угля с водой. При его отсутствии -тертые сухари, крахмал, мел, зубной порошок, древесный уголь. Как слабительное-2 стол. ложки растительного масла и уложить пострадавшего на живот. Опасно промывать желудок при язвенной болезни. При отсутствии сознания и пульса начинай реанимацию. Для промывания желудка вода с 1 чайной ложкой соды и 2 стол.  ложки акт. угля, после чего вызвать рвоту.
Для отрезвления: стакан хл.воды с 2-3 каплями нашатырного спирта. Необходимо помнить, что газ. вода и смешивание напитков усиливают опьянение и отравление.

2 группа с инструктором отвечает за обучение вопросами три и четыре.

- Определение съедобных и несъедобных растений и ягод.

- Определить действия во время встречи с дикими животными.

Занятие начинается с непосредственного инструктажа на месте проведения занятий. Инструктор (кадет старшего курса) проводит практические занятия.

Учитель ОБЖ контролирует правильность проведения занятиеа, и соблюдение всех мер безопасности.

А) Определение съедобных и несъедобных растений и ягод. (теория) Учебный материал – учебник ОБЖ, методические пособия, фотографии и рисунки, муляжи.

Несъедобные грибы

Некоторые грибы могут иметь привлекательный внешний вид, но специфический запах сразу отобьет любое желание даже до него дотронуться. Они могут быть неядовитыми, но неприятный запах делает их употребление невозможным. Несъедобные грибы обычно имеют наросты на своем теле или маленькое плодовое тело — такие грибы собирать не стоит. Несъедобные — не обязательно ядовитые грибы, они просто попадают под этот разряд из-за своих особенностей или из-за места произрастания. Грибы как губка могут впитывать в себя токсичные вещества и поделиться ими с человеком — рядом с промышленными зонами и дорогами заведомо никто грибы не собирает. 

К несъедобному виду грибов относятся: гебелома, лисичка ложная, мокруха, трутовик, чайный гриб, полевик жесткий, млечник, подвишень и другие.

Ядовитые грибы

Самый опасный раздел грибов, действие которых способно привести к тяжелому отравлению или даже летальному исходу. И вовсе не внешние признаки или какие-то определенные отличительные черты , как принято думать, различают их и другие виды грибов .

Наиболее известные представители этого раздела: мухомор, сатанинский гриб, бледная поганка, желчный гриб, огневка ольховая, опенок серо-желтый и др.

Съедобные грибы

К съедобным грибам относятся: белый гриб, лисички, рыжик, сыроежка, боровик, волнушка, груздь, подберезовик, подосиновик, дубовик обыкновенный и др.

Существует категория «условно-съедобных» грибов, при неправильной обработке они могут попасть в один ряд к ядовитым.

Дикорастущие съедобные ягоды

Существует интересный разряд дикорастущих съедобных ягод, которых можно спокойно употреблять в сыром виде. Выращенным в домашних условиях ягодам они уступают своими размерами и подверженностью нападению вредителей. В условный класс съедобных дикорастущих ягод попадают хорошо знакомые человеку малина, крыжовник, клюква, облепиха, рябина, дикая вишня и др.

Дикорастущие несъедобные ягоды

Испытывая человека на прочность, природа готова подсыпать на лучистые поляны несъедобные ягоды прекрасного внешнего вида, но за этой коварной красотой кроются опасные последствия для человеческого организма. Некоторые дикие ягоды скрываются под схожим внешним обликом съедобных представителей этого класса и могут заманить неудачливого путника своей «знакомой» внешностью.

Одно из самых опасных растений с не менее опасными плодами — волчье лыко (волчец). « Растение опасно головы до пят». Если насладиться десятью или пятнадцатью плодами этого благоухающего приятным запахом кустарника, можно не только серьезно отравиться — существует угроза для жизни. Очень просто обманутся, когда волчье лыко так напоминает красную смородину.

Еще одно растение-обманщик с лживыми плодами — воронец. Напоминает своим видом бузину, но знающий человек сразу раскроет подвох — съедобной является только черная бузина, а плоды воронца — красные.

Так же бывают следующие несъедобные растения с ягодными плодами: паслен черный, ландыш майский, бузина красная, вороний глаз и др.

У природы во всем свой подвох — и ягоды ядовитые, и грибы несъедобные. Главное, чтобы человек этот подвох вовремя разгадал.

Мясо животных. Попытки поймать животных в ловушку, сделать лук и стрелы и прочие подобные способы приведут лишь к напрасной потере времени. Неопытным людям это редко приносит удачу. Более реально, хотя и не часто, зайца, головы рыб.

        Можно не побрезговать доесть чужую добычу. Только необходимо руководствоваться следующим правилом:

        Во-первых, мясо кабана и медведя лучше не трогать. В мясе этих животных могут находиться трихинеллы – микроскопические болезнетворные червячки. Животное от них не страдает. Но если человеку съесть мясо с этими трихинеллами, недостаточно прожаренным, - можно заболеть трихинеллезом. Исход этого заболевания часто бывает смертельным.

        Мясо оленя, лося, косули и других копытных есть можно, если вы видите причину гибели животного (его задрали, оно сломало ногу, разбилось, упав со скалы). Если тело животного без повреждений и причина смерти неясна – лучше его не трогать.

Рыба.  Рыбалка – хороший способ попытаться добыть еду (и скоротать время). Но только в том случае, если у вас есть крючок и леска с грузилом, а ещё лучше – блесна.

        Если в безлюдной таёжной или тундровой местности – то в речках и озёрах как правило рыбы много – раз нет людей, значит рыбу тут никто не ловил. В сибирских реках у вас есть большой шанс поймать самую обычную рыбу – хариуса. Конечно, не во всех речках присутствует изобилие рыбы, но в безлюдных местах действительно рыбы в реках немало.

        Если у вас нет блесны, или рыба не берёт на неё, то она может брать на муху, стрекозу, кузнечика, а ещё лучше – на личинку жуков-короедов. Эти приманки должны плыть по поверхности воды, т.е. грузило тут не нужно.

        Насекомых можно поймать. Искусственную муху легко сделать, примотав к цевью крючка несколько волосков (можно своих, но лучше какого-нибудь зверя) ниточкой – чёрной, красной или жёлтой – с цветом нити можно экспериментировать, а кончик крючка оставить голым.

        Личинку короеда можно найти под корой лиственницы или сосны, недавно погибшей. Срезайте кору, ищите и найдёте. Они жёлтые или белые с чёрной головкой.

        Если рыба ловится плохо, то терять на это время не стоит – поставьте на ночь донку-закидушку.

Пресмыкающиеся и земноводные. Лягушек смело можно есть, но нельзя есть жаб, мясо их ядовито

ВЫВОД: если нет возможности опознать съедобный или несъедобная ягода или гриб перед вами, следует отказаться от употребления данной ягоды или гриба. Если вы поставлены на грань выживания, следует попробовать маленькую частичку и посмотреть на реакцию организма, если почувствуете расстройство желудочно-кишечного тракт, рвоту, ухудшение самочувствия –данная ягода или гриб ядовиты.

3 группа с инструктором отвечает за обучение вопросами три и четыре.

- Рассмотреть возможности выхода к спасателям

- Показать возможности подачи сигналов.

Занятие начинается с непосредственного инструктажа на месте проведения занятий. Инструктор (кадет старшего курса) проводит практические занятия.

Учитель ОБЖ контролирует правильность проведения занятиеа, и соблюдение всех мер безопасности.

А) Первоочередные действия при попадании в вынужденное пребывание в природной среде.(теория) Учебный материал – учебник ОБЖ, методические пособия, фотографии и рисунки, муляжи.

Всякую сложную ситуацию всегда лучше преодолевать по плану. Возможна следующая последовательность действий людей, оказавшихся в условиях автономного существования:

— уточнить местные условия, оценить состояние людей (прежде всего пострадавших), имеющееся снаряжение, вещи;

— вспомнить те рекомендации о способах выживания, которые могут пригодиться в сложившейся обстановке;

— принять решение: отправиться в путь для поиска людей или остаться на месте;

— разработать детальный план выполнения принятого решения;

— без промедления приступать к выполнению плана действий.

Очень важно все учесть, принимая решение: оставаться на месте аварии или уходить. Группе, совершившей вынужденную посадку на самолете, специалисты рекомендуют остаться на месте, если нет возможности быстро выйти к людям. Аналогичная ситуация и у потерпевших кораблекрушение. В том и другом случае людей будут искать в первую очередь там, где оборвалась связь. Да и воздушное или морское судно является хорошим ориентиром для ведущих поиск.

Уходить с места аварии следует, если:

— расположение ближайшего населенного пункта точно известно, люди в состоянии до него добраться;

— неподалеку обнаружены дорога, просека, река, признаки близости какого-то жилья;

— возникла реальная угроза жизни: приближается лесной пожар, идет затопление местности, заметны признаки близкой лавины;

— с поисковыми группами не удается установить связь в течение длительного времени.

Выживание группы людей, оказавшихся в опасной ситуации, в значительной мере зависит от того, кто возглавит этих людей. Руководителем может стать командир судна, начальник экспедиции геологов. Лидером нередко становится просто человек, владеющий опытом выживания: турист, геолог, охотник. Кроме знаний о природе, о способах выживания, такой человек должен завоевать доверие людей, уметь распределять обязанности в группе, поддерживать оптимистическое настроение, планировать действия по благополучному выходу из сложной ситуации.

Б) Подача сигналов спасателям с помощью спецсредств. Подача сигналов подручными средствами. (практика) Учебный материал – муляж р/станции Р-855 УМ, мулляж АРМ – 406, методические пособия, подручные средства.

Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Вам, наверное, приходилось слышать о международной космической системе   поиска   аварийных   судов   и   самолетов   -   КОСПАС-САРСАТ?   Она   используется   в   практике   мирового   спасения с 1982 года. За это время с ее помощью было спасено немало потерпевших бедствие. В нашей стране выпускаются и используются несколько типов аварийных спутниковых радиобуев, работающих в системе КОСПАС-САРСАТ. Включение буя осуществляется вручную или автоматически при погружении в воду. Через каждые 50 секунд буй передает сигнал, позволяющий определять координаты места аварии с точностью до ±15 километров. Для обнаружения  факта бедствия достаточно двухминутного приема сигнала бедствия. Но от времени оповещения об аварии до момента получения раскодированной информации службами поиска и спасения, в наихудшем из всех возможных случаев, может пройти 5 часов. Этими радиобуями оснащаются самолеты гражданской и военной авиации, суда. Иногда их используют и самодеятельные путешественники.В некоторых радиобуях имеется возможность передавать информацию о происшедшей аварии или катастрофе.При возможности переговоров со спасателями в радиотелефонном режиме надо постараться сообщить им:

  • о предположительном местонахождении потерпевших бедствие и их количестве, а в море - о скорости и направлении дрейфа судна или коллективного средства спасения;
  • об опознавательных знаках места аварии: наиболее заметных с воздуха и земли ориентирах, используемых потерпевшими знаках -сигналах и других способах привлечения внимания. Для судна или любого другого транспортного средства - его тип, цвет корпуса, флаг, название;
  • о виде требуемой помощи;
  • о наличии средств связи и сигнальных средств;
  • о местных метеорологических условиях;
  • о состоянии потерпевших бедствие (количестве раненых, нетрудоспособных и

т. п.);

  • о возможности подготовки посадочной площадки.

Мобильные телефоны сейчас довольно распространены и поэтому могут оказаться очень полезными с точки зрения передачи сигнала бедствия. Особенно если человек заблудился недалеко от города.

С мобильного телефона надо вызвать экстремальные службы (скорую помощь, милицию и т. д.). При этом следует иметь в виду, что при вызове экстремальной службы требуется передача всей необходимой информации с максимально возможной точностью. Ваш телефон может оказаться единственным средством связи в месте возникновения экстремальной ситуации, и поэтому не следует обрывать связь без согласования с абонентом на другом конце соединения.

Пиротехнические сигнальные средства. Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, как и небольшой группы людей, при наблюдении в дневное время - 1-1,5 км, зимой - 1,6-1,8 км. Для увеличения действенности визуального поиска потерпевшим необходимо использовать дополнительные технические средства, к которым в первую очередь относится различной мощности и назначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника (парашютные ракеты, ракетницы, патроны-мортирки, дымовые шашки и т. п.).

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия во многом (иногда в решающей степени) зависит от места подачи. Даже самую мощную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия. Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, прибегая ракету для темноты.

При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракету и патроны в сторону спасательных самолетов, судов, вертолетов.

Кроме того, еще один важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

Сигнальное зеркало. Обычно человек, впервые увидевший гелиограф (сигнальное зеркало), выражает недоверие по поводу того, что им можно подать сигнал бедствия.

А вот еще один простой, но все-таки далеко не бесполезный способ подачи сигнала бедствия - это воздушный змей. Хорошо было бы, чтобы он был изготовлен из яркой заметной бумаги, а «хвост» - из полосок пестрой ткани.

Можно на высоком дереве или же какой-нибудь вышке повесить флаг-сигнал.

Хорошо различимы сверху и большие оранжевые (именно оранжево-красные, поскольку это общепринятый сигнал бедствия) полотнища, растянутые с помощью веревок над озером или параллельно реке. В крайнем случае можно использовать и пеструю ткань.

Простейшее пиротехническое сигнальное средство можно изготовить из аэрозольного баллончика от любых средств. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, поджигается спичкой или зажигалкой на 1-2 секунды с 2-5 секундным интервалом. В случае нарушения этого правила баллончик может взорваться у вас в руках. Пользоваться таким сигнальным средством можно только в крайнем случае.

Костер - самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. Эффективность его зависит от места разведения. Костер разводят на открытой площадке - на высоком холме, опушке леса, на скале и т. п. Желательно, чтобы костер был не один, так как его можно принять за случайный. А вот разложенные в виде геометрической фигуры костры привлекут внимание наблюдателя.

Световой сигнал можно подать и с помощью свечи или жировой лампы, только подойти к этому способу надо изобретательно. Вряд ли, даже ночью, наблюдатель увидит зажженную свечу. А вот если свечу внести в палатку (особенно светлых расцветок), то предел наблюдения этого светового сигнала увеличится значительно.

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального «инструментария», придуман еще один способ аварийной сигнализации -международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размеры сигналов могут быть разными, но по международному стандарту длина знака равна 10 м, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками.

Выложить сигнал можно из любых предметов: разложенных на земле спальников, разрезанных палаток, кусков ткани, веток, камней и т. д.

Можно знак сигнала и выкопать, сняв с помощью лопаты или ножа дерн.

Подведение итогов занятия

Сбор всего отряда, построение. Проверка наличия. Акцентирование внимание на ключевых вопросах выживания человека при вынужденном попадании в природную среду. Ответ на возникшие вопросы.

Постановка задачи подготовки к следующему занятию по ориентированию в природной среде, действия при попадании в опасные метеоусловия.

Передвижение отряда кадетов в школу. По прибытии в школу проверка учеников, роспуск.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самое известное стрелковое оружие России и СССР Учитель ОБЖ МБОУ «МУК Советского района» г. Казани

Слайд 2

Оружие времён Второй Мировой войны

Слайд 3

Пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ) Год создания: 1941г. Масса: 3,6 кг (без магазина), 5,3 кг (с дисковым магазином), 4,15 кг (с коробчатым магазином) Длина: 843мм Длина ствола: 269мм Патрон: 7,62х25мм Калибр: 7,62мм Принципы работы: Свободный затвор Скорострельность: 900 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 490м / с Эффективная дальность: 200-300м Вид боепитания: магазин: дисковый (71 патрон) коробчатый (35 патрон)

Слайд 4

Пистолет-пулемёт Судаева (ППС) Год создания: 1942г. Масса: 3,04 кг (без магазина), 3,67 кг (с магазином) Длина: 615 / 825мм со сложенным / разложенным прикладом Длина ствола: 272мм Патрон: 7,62х25мм Калибр: 7,62мм Принцип работы: Свободный затвор Скорострельность: 700 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 500м / с Эффективная дальность: 200м Вид боепитания: коробчатый магазин на 35 патронов

Слайд 5

Винтовка Мосина Год создания: 1895г. Масса: 4,05 кг Длина: 1232мм Длина ствола: 729мм Патрон: 7,62х54мм Калибр: 7,62мм Принцип работы: Скользящий затвор Скорострельность: 10 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 865-870м / с Эффективная дальность: 2000м Вид боепитания: обойма на 5 патронов

Слайд 6

Пистолет Токарева (ТТ) Год создания: 1930г. Масса: 845 г Длина: 196мм Длина ствола: 116мм Патрон: 7,62х25мм Калибр: 7,62мм Нач. скорость пули: 420м / с Эффективная дальность: 25м Вид боепитания: магазин на 8 патронов

Слайд 7

Оружие послевоенного периода

Слайд 8

Автомат Калашникова образца 1947 года (АК-47) Год создания: 1947г. Масса: 3,87 кг (без магазина и штыка) 4,3 кг (с магазином) (1949) 3,47 кг (без штыка и магазина) 3,8 кг (с магазином) (1955) Длина: 870мм Длина ствола: 415мм Патрон: 7,62х39мм Калибр: 7,62мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность: 650 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 710м / с Эффективная дальность: 800м Вид боепитания: коробчатый магазин на 30 патронов

Слайд 9

Снайперская винтовка Драгунова (СВД) Год создания: 1958-1963г. Масса: 4,3 кг (ранний вариант) 4,5 кг (современный вариант) Длина: 1220мм Длина ствола: 610мм Патрон: 7,62х54мм Калибр: 7,62мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность: 30 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 830м / с Эффективная дальность: 1200м (без опт.) 1300 м (с опт.) Вид боепитания: коробчатый магазин на 10 патронов

Слайд 10

Автомат Калашникова образца 1974 года (АК-74) Год создания: 1974г. Масса: 3,2 – 5,9 кг (в зависимости от модификации) Длина: 1089мм (со штыком) 940мм (АК-74), 940 / 700мм (модификации со складным прикладом) Длина ствола: 415мм Патрон: 5,45х39мм Калибр: 5,45мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность: 600 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 900м / с Эффективная дальность: 1000м, 300м (Ночной прицел) Вид боепитания: коробчатый магазин на 30 патронов (возможен магазин на 45)

Слайд 11

Автомат Никонова «Абакан» (АН-94) Год создания: 1994г. Масса: 3,85 кг (без магазина) Длина6 943 / 728мм с разложенным / сложенным прикладом Длина ствола: 405мм Патрон: 5,45х39мм Калибр: 5х45мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор, свободный откат подвижного стреляющего агрегата Скорострельность: 1800 / 600 выстрелов / мин (длинная очередь / очередь на 2 патрона) Нач. скорость пули: 900м / с Эффективная дальность: 700м Вид боепитания: коробчатый магазин на 30 патронов от АК-74, на 45 от РПК-74, четырёхрядный на 60 патронов.

Слайд 12

Пистолет Макарова (ПМ) Год создания: 1948г. Масса: 0,73 кг (без патронов) 0,81 кг (снаряженный) Длина: 161,5мм Длина ствола: 93,5мм Патрон: 9х18мм Калибр: 9мм Принцип работы: свободный затвор, самозарядный Скорострельность: 30 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 315м / с Эффективная дальность: 150м Вид боепитания: коробчатый магазин на 8 патронов

Слайд 13

Винтовка снайперская специальная «Винторез» (ВСС) Год создания: 1980-е г. Масса: 2,6 кг (без магазина и прицела) 3,41 кг (с магазином и прицелом) Длина: 894мм Длина ствола: 200мм Патрон: 9х39мм Калибр: 9мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность: 600 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 290м / с Эффективная дальность: до 400м Вид боепитания: коробчатый магазин на 10 или 20 патронов

Слайд 14

Автомат специальный «Вал» (АС) Год создания: конец 1980-х г. Масса: 2,5 кг (без прицела и магазина) 3,54 кг (с магазином и дневным прицелом) 4,95 кг (с магазином и ночным прицелом) Длина: 875 / 615мм (с разложенным / сложенным прикладом) Длина ствола: 200мм Патрон: 9х39мм Калибр: 9мм Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность: 800-900 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 290м / с Эффективная дальность: 400м Вил боепитания: коробчатый магазин на 20 или 10 патронов

Слайд 15

Автоматно-гранатомётный комплекс «Гроза» (ОЦ-14) Год создания: 1994г. Масса: от 2,7-4,1 кг (в зависимости от модификации) Длина: 625, 700, 720, 840мм (В зависимости от модификации) Длина ствола: 240мм (Гроза-4), 415мм (Гроза-1) Патрон: 9х39мм (Гроза-4), 7,62х39мм (Гроза-1), 40мм (гранатомёт) Калибр: 9мм (Гроза-4), 7,62мм (Гроза-1) Принцип работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор Скорострельность, выстрелов / мин: 700 (Гроза-4), 750 (Гроза-1), 4-5 (гранаты) Нач. скорость пули, м / с: 300 (Гроза-4), 720 (Гроза-1), 76 (гранаты) Эффективная дальность, м: 400(Гроза-4 и гранатомёт), 1000 (Гроза-1) Вид боепитания: коробчатый магазин на 20 (Гроза-4) и 30 (Гроза-1) патронов

Слайд 16

Большой калибр

Слайд 17

Пулемёт Калашникова (ПК) Год создания: 1960-е г. Масса: 8,99 кг (на сошках), 16,48 кг (на треноге) Длина: 1173мм Длина ствола: 658мм Патрон: 7,62х54мм Калибр: 7,62мм Принцип работы: отвод пороховых газов Скорострельность: 650 выстрелов / мин Нач. скорость пули: 825м / с Эффективная дальность: 1000м Вид боепитания: ленты на 100 / 200 / 250 патронов

Слайд 18

Ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7 Год создания: 1960-е г. Масса: 6,3 кг Масса гранаты: 2-4,5кг Длина: 950мм Калибр: 40мм Калибр головной части гранаты: 40-105мм Нач. скорость гранаты: 112-145м / с Эффективная дальность: 550м Бронепробиваемость: более 600мм

Слайд 19

Револьверный гранатомёт РГ-6 Год создания: 1993г. Масса: 5,6 кг Длина: 680 / 520мм с выдвинутым / убранным прикладом Патрон: 40мм гранаты Калибр: 40мм Скорострельность: 12-15 выстрелов / мин Нач. скорость гранаты: 76м / с Эффективная дальность: 400м

Слайд 20

Ручной противотанковый гранатомёт «Муха» (РПГ-18) Год создания: 1972г. Масса: 2,6 кг Масса гранаты: 1,4 кг Длина: 750 (1050)мм Калибр: 62мм Калибр головной части гранаты: 62мм Нач. скорость гранаты: 114м /c Эффективная дальность: 135м Бронепробиваемость: 150мм

Слайд 21

Вот и всё КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вредные привычки

Слайд 2

Социальные предпосылки приобщения к вредным привычкам.

Слайд 3

Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности.

Слайд 4

Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.

Слайд 5

Трудности общения

Слайд 6

Трудности общения

Слайд 7

Трудности общения свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легко поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.

Слайд 8

Ощущение неудовлетво - ренности , несчастья, тревога и скука .

Слайд 9

Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.

Слайд 10

Желание уйти от проблем

Слайд 11

Желание уйти от проблем , видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.

Слайд 12

Вредная привычка: курение

Слайд 13

Сигареты вызывают сильнейшее привыкание, из-за чего бросить и закодироваться от курения куда труднее. Вред от курения проявляется как снаружи, так и разрушает организм изнутри.

Слайд 14

Никотин портит структуру ногтей, цвет и крепость зубов, влияет на цвет кожи и силу волос. Обычно курильщика легко определить по желтоватому цвету кожи, налёту на зубах и всегда неприятному запаху изо рта, даже если он курил давно и пользуется жвачкой и освежителями для рта. Дело в том, что курение негативно влияет на выделение секретов желудка, из-за чего он постепенно начинает гнить. Сигареты негативно влияют на структуру внутренних органов, в частности сосудов. У курильщиков к старости сосуды становятся неэластичными и хрупкими. Также у курящих сужаются сосуды, появляются спазмы.

Слайд 15

Никотин вызывает повышение кровеносного давления. У курящих оно на 10 миллиметров ртутного столба выше, чем у тех, кто никогда не курил. Курильщики более подвержены инфарктам, язве желудка и стенокардии. Также « традиционной » болезнью курильщиков считается хронический бронхит. Смола главным образом бьёт по ресничному эпителию и затрудняет защиту дыхательных путей, из-за чего курильщики тяжело переносят любые болезни, связанные с горлом, лёгкими и бронхами.

Слайд 16

Алкоголи́зм - разновидность токсикомании характеризующееся пристрасти ем к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от нег о. Алкоголизм характеризуется потерей контроля над количеством выпиваемого алкоголя, ростом толерантности к алкоголю (нарастание доз спиртного, требующихся для достижения удовлетворения), абстинентным синдромом (похмельем ), токсическим поражением органов, а также провалами памяти на отдельные события, происходившие в период опьянени я.

Слайд 22

Влияния алкоголя на желудок

Слайд 23

Печень, пораженная алкоголем .

Слайд 25

Печень, пораженная алкоголем .

Слайд 28

Наркомания

Слайд 29

Наркомания - мировая социальная проблема, война, уносящая миллионы жизней, и, как любая другая война, уничтожающая генофонды наций. Наркотики убивают, разрушают психику молодежи, уничтожают духовность нации. Это знают все. То, что наркоманы заражают окружающих ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, половыми инфекциями, знают не все.

Слайд 30

Наркотики вызывают бессонницу и при этом постоянное состояние сонливости, бледность, заторможенность реакции, частое чихание и заложенный нос. В первую очередь наркотики поражают мозг человека и психику, из-за чего « завязать » наркоману гораздо тяжелее. Он пропускает тот порог, когда ещё можно бросить, думая, что легко расстанется с дурной привычкой в любой момент и незаметно переходит в ту фазу, когда не осознает вреда, наносимого наркотиками. У наркоманов полностью отмирает инстинкт самосохранения, из-за чего у них открываются суицидальные наклонности. Кокаинщики живут не больше четырёх лет. Те, кто прочно сидит на ЛСД теряют ощущение реальности. Конопля отупляет до состояния овоща за 3-4 года. Поклонники морфина спустя 2-3 месяца регулярного употребления теряют интерес ко всему и перестают за собой следить, превращаясь в бомжей.

Слайд 31

Фотографии людей до и после того как они начали принимать наркотики

Слайд 34

Спорт как альтернатива вредным привычкам. Вредные привычки это самое настоящее зло . Занимайтесь спортом, отказывайтесь от вредных привычек и ведите здоровый образ жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Основные виды оружия и их поражаюшие факторы. Урок ОБЖ 10 класс Презентацию выполнил: Учитель ОБЖ МБОУ – СОШ №78 Хабибрахманов Р.Я

Слайд 2

Современные, обычные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие , поражающие факторы ядерного . Вопросы темы :

Слайд 3

Общее название устройств и средств, применяемых для уничтожения противника, его техники и сооружений. История оружия существует столько же, сколько сама история человечества: от дубины до термоядерного и космического оружия, от лука до сверхзвуковых самолетов, от камня до лазерных установок. Оружие :

Слайд 4

Оружие появилось на ранней стадии развития человечества в первобытном обществе как средство охоты и защиты. Различий между орудиями труда и оружием тогда еще не было. Первые виды оружия были – дубина, деревянное копье, каменный топор и другие, то есть в древнейшую эпоху возникло оружие ударное и метательное . Для охоты на мелких и быстро бегающих животных людям потребовалось создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Как появилось оружие:

Слайд 5

Боеприпасами обычных средств поражения, которые могут применяться для ударов по городам и населенным пунктам, могут быть осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы, боеприпа­сы объемного взрыва, зажигательное оружие. Познакомимся с некоторыми видами боеприпасов обычного оружия и их пора­жающими факторами. Наиболее распространенными

Слайд 6

Осколочные авиабомбы Применяют для поражения людей и животных. При разрыве бомбы образуется большое количество осколков, которые разлетаются в разные стороны на расстояние до 300 м от места взрыва. Кирпичные и деревянные стены осколки не пробивают.

Слайд 7

Фугасные авиабомбы Предназначены для разрушения всевозможных сооружений. В сравнении с ядерными боеприпасами их разрушительная сила невелика. Большую опасность представляют невзорвавшиеся авиабомбы. Чаще всего они имеют взрыватели замедленного действия, которые срабатывают автоматически через некоторое время после сбрасывания бомбы.

Слайд 8

Шариковые авиабомбы Снаряжаются огромным количеством (от нескольких сотен до нескольких тысяч) осколков (шариков, иголок, стрел и т. д.) весом до нескольких граммов. Шариковые бомбы размером от теннисного до футбольного мяча могут содержать 300 металлических или пластмассовых шариков диаметром 5—6 мм. Радиус поражающего действия бомбы состав­ляет до 15 м.

Слайд 9

Боеприпасы объемного взрыва Сбрасываются с самолета в виде кассет. В кассете имеются три боеприпаса, содержащие около 35 кг жидкой окиси этилена каждый. В воздухе происходит разделение боеприпасов. При их ударе о землю срабатывает взрыватель, который обеспечивает разброс жидкости и образование газового облака диаметром 15 м и высотой 2,5 м. Это облако подрывается специальным устройством замедленного действия .

Слайд 10

Поражающие факторы Основным поражающим фактором боеприпаса объемного взрыва является распространяющаяся со сверхзвуковой скоро­стью ударная волна, мощность которой в 4—6 раз превышает энергию взрыва обычного взрывчатого вещества .

Слайд 11

Зажигательное оружие В зависимости от состава подразделяется на: зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы), металлизированные зажигательные смеси, термитные составы, белый фосфор .

Слайд 12

Поражающие факторы Средствами применения зажигательного оружия могут быть авиационные бомбы, кассеты, артиллерийские зажигательные боеприпасы, огнеметы и т. д. Термическое воздействие зажигательного оружия на организм человека приводит прежде всего к ожогам .

Слайд 13

Высокоточное оружие (ВТО) это управляемое средство по­ражения, эффективность которого основывается на высокой точ­ности попадания в цель. К ВТО относятся: боевые ракеты различного назначения; управляемые снаряды; управляемые авиационные бомбы и др.

Слайд 14

ВТО С помощью ВТО с обычными, неядерными средствами поражения можно нанести поражения, сопоставимые по своим последствиям с поражением от тактического ядерного оружия малой мощности.

Слайд 16

Ядерное оружие Оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер и/или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер.

Слайд 17

Поражающие факторы Ударная волна Световое излучение Проникающая радиация Электромагнитный импульс Радиоактивное заражение Эпидемиологическая и экологическая обстановка Психологическое воздействие

Слайд 19

Химическое оружие Оружие массового поражения , действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ (ОВ), и средства их применения.

Слайд 20

По характеру физиологического воздействия на организм человека выделяют шесть основных типов отравляющих веществ ОВ нервно-паралитического действия , воздействующие на центральную нервную систему. Целью применения ОВ нервно-паралитического воздействия является быстрый и массовый вывод личного состава из строя с возможно бо́льшим числом смертельных исходов. К отравляющим веществам этой группы относятся зарин, зоман, табун и V-газы . ОВ кожно-нарывного действия , наносящие поражение главным образом через кожные покровы, а при применении их в виде аэрозолей и паров — также и через органы дыхания. Основные отравляющие вещества — иприт, люизит .

Слайд 22

Биологическое оружие Это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, заражённые люди и животные, а также средства их доставки.

Слайд 23

Поражающее действие Биологическое оружие применяется в виде различных боеприпасов, для его снаряжения используются некоторые виды бактерий, возбуждающие инфекционные заболевания, принимающие вид эпидемий. Оно предназначено для поражения людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также для заражения продовольствия и источников воды.

Слайд 25

Мероприятия , проводимые по защите населения от современных средств поражения. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации; укрытие населения в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной защиты; эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы; защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами; обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ

Материал содержит информацию из Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761 "Единый квалификационный справочник должностей руководите...

Метод убеждения и личного примера преподавателя-организатора ОБЖ - гарантия качества знаний курса ОБЖ

Автор: Скырков Андрей  АлександровичДолжность: преподаватель-организатор ОБЖ муниципального бюджетного   общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимна...

Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

итоги конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург

итоги конкурса  "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбургположение конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург...