Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
календарно-тематическое планирование по обж (8 класс) на тему

Вайцель Евгений Адамович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федераль­ным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на прове­дение практических работ - 10 часов. В связи с тем, что календарно-учебный график образовательного учреждения расчитан на 34 недели, программа скорректирована за счет часов отведенных на изучение «Инженерная, радиационная и химическая защита населения.»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_obzh_2014.docx191.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Ребрихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подстепновская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании педсовета                                «____»____________2014г.                     Приказ № _____ от « ______» ______________ 2014 г.

протокол № _____от                                 Зам. директора по УВР                             Директор МКОУ «Подстепновская СОШ»

«____»____________2014г.                                             _____________/Бец Е.А.                              ___________________С.В. Ханакова

                                                                                

                                                                                                                

Рабочая программа по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

 Основное образование

Базовый уровень

Срок реализации программы — 1 год

Составитель: Вайцель Е.А.

учитель ОБЖ– вторая

 квалификационная категория                                                                          

  2014 – 2015 учебный год                                                                                                                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 10 часов. В связи с тем, что календарно-учебный график образовательного учреждения расчитан на 34 недели, программа скорректирована за счет часов отведенных на изучение «Инженерная, радиационная и химическая защита населения.»  

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебники:

Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности ; учебник для учащихся 7-8 кл. общеобразовательных учреждений / И. К. Топоров. - М. : Просвещение, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Соловьев, С. С. ОБЖ. Тесты. 7 класс : к учебнику И. К. Топорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы» / С. С. Соловьев. — М. : Экзамен, 2006.
  2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002.
  3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5—9 кл. / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2006.

В настоящем календарно-тематическом плане реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание тематического планирования выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде игрового урока «Внимание, авария!».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс  (34 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 ч)

1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

1

Урок изучения и первичного закрепле-ления новых знаний.    

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение - естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение

ситуационных задач

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

С. 44, тест в тетради на печатной основе

2

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

1

Комбинированный

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки

Характеризовать вредные привычках и знать об их профилактике. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

Подготовить сообщение по одному из вопросов плана урока в рабочей тетради



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1

Комбинированный

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста

на дороге

Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

пдд.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Роллинг. Правила для рол-линга. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

§3;№3-7 в тетради

4

Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

1

Комбинированный

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте

Решение ситуационных задач

ПДД.

Дополнительные виды транспорта. Сельскохозяйственный транспорт. Железнодорожный переезд, железнодорожный транспорт

§15; №37 в тетради на печатной основе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме

1

Комбинированный

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания

Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме. Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище

Решение ситуационных задач

§2;№2 в тетради на печатной основе

6

Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте

1

Комбинированный

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте

Знать правила безопасного поведения при пожаре на транспорте. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте

Решение ситуационных задач

Составить памятку для пассажира «Поведение при пожаре на транспорте»

7

Правила безопасного поведения на воде

1

Урок комплексного применения ЗУН

учащимися

Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Знать правила поведения на воде и оказании помощи утопающему. Владеть навыками оказания помощи утопающему. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения

Практическая работа.

Оказание помощи утопающему (15 мин)

§17


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

личной безопасности на воде

8

Правила безопасного поведения в быту

1

Комбинированный

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома

Знать правила безопасного использования электрических и электронных приборов; средств бытовой химии; различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

§14


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Автономное существование человека в природе

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия

Знать правила безопасного поведения в природной среде (подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Владеть навыками подачи сигналов бедствия

Практическая работа.

Способы подачи сигналов бедствия (15 мин)

10

Правила ориентирования на местности

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Правила ориентирования на местности

Объяснять способы ориентирования на местности. Владеть навыками ориентирования на местности

Практическая работа.

Ориентирование на местности (40 мин)

Повторить записи в рабочей тетради

11

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах

Уметь давать оценку влиянию деятельности человека на окружающую среду. Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах

Тестирование

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ

Повторить записи в рабочей тетради


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1

Комбинированный

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества

Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Решение ситуационных

задач

§ 16;

13

Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами

1

Комбинированный

Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб

Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Выучить записи в рабочей

тетради

14

Правила безопасного поведения в толпе

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе

Знать правила безопасного поведения в толпе. Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей

Проверочная работа

по разделу «Обеспечение

личной

Составить памятку «Правила безопасного

поведения в толпе»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

безопасности в повседневной жизни» (20 мин)

Раздел 2 Оказание первой медицинской помощи (4 ч)

15

Оказание первой медицинской помощи

1

Урок-практикум

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование

Знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки; средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Практическая работа.

Отработка навыков пользования противогазом ГП-7 (15 мин)

Выписать в тетрадь лекарственные и перевязочные средства из домашней аптечки

16

Первая медицинская помощь при травмах и переломах

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших

Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Практическая работа.

Способы остановки кровотечений, наложения жгута, повязки (15 мин)

пдд.

Дорожно-транспортное происшествие (оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии)

§13; № 18-21, 2&-29 в тетради на печатной основе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

17

Первая медицинская помощь при отравлениях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами

Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Практическая

работа.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении (15 мин)

Составить памятку «Первая медицинская помощь при отравлениях»

18

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударах, обморожении

1

Урок комплексного применет ния ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении

Знать правила первой медицинской помощи при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударах, обморожении. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожении. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Практическая работа.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении (15 мин)

§13; № 22-27 в тетради на печатной основе


I

2              |   3

4

5

6

7           |               8

9

10

11

Раздел 3 Чрезвычайный ситуации природного и техногенного характера (17 ч)

19

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения

1

Комбинированный

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений

Знать правила безопасного поведения при землетрясении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности

Проверочная

работа

по разделу «Оказание первой медицинской помощи» (20 мин)

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

§5; № 9-11 в тетради на печатной основе

20

Вулканы

1

Комбинированный

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов

Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов. Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

§6;№12 в тетради на печатной основе

21

Оползни, сели, обвалы, лавины

1

Комбинированный

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила

Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

§ 7,10; №13,15 в тетради на печатной основе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

22

Ураганы, бури, смерчи

1

Комбинированный

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча

Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

§9;№ 14 и тест в тетради на печатной основе

23

Наводнения

1

Комбинированный

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений

Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении

Решение ситуационных задач

§ 8; выполнить задания на с. 27-29 в тетради на печатной основе

24

Цунами

1

Комбинированный

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами

Знать правила безопасного поведения во время цунами. Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

Подготовить памятку «Правила поведения при заблаговременном оповещении о цунами»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25

Природные пожары

1

Комбинированный

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров

Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

§ 12; выполнить задания нас. 38-39 в тетради на печатной основе

26

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы

1

Комбинированный

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты

Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Проверочная работа

по разделу «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций техногенного характера

§ 18; №44 в тетради на печатной основе

27

Пожары и взрывы

1

Комбинированный

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

§19; № 46, 47 в тетради на печатной основе

28

Промышленные аварии с выбросом

1

Комбинированный

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты про-

Знать о химически опасных объектах производства, аварийно химически опасные веществах.

Решение ситуационных

задач

§22


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

опасных химических веществ

1

изводства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

Использовать полученные знания и умения в обеспечения личной безопасности

29

Защита населения от АХОВ

Урок-практикум

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Практическая работа.

Эвакуация пострадавших (15 мин)

Повторить § 22; выполнить задания на с. 70 в тетради на печатной основе

30

Аварии на радиацион-но опасных объектах

1

Комбинированный

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях

Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

§21; №50-51 в тетради на печатной основе

31

Гидродинамические аварии

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных

задач

§20

32

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

1

Урок-практикум

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!».

Практическая работа.

Отработка навыков действий

обуча-

№ 48-49 в тетради на печатной основе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

ющихся по сигналу

«Внимание всем!» (15 мин)

33

Инженерная, радиационная и химическая защита населения

1

Комбинированный

Инженерная, радиационная и химическая защита населения

Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населения. Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности

Проверочная работа

по разделу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» (20 мин)

Повторить записи в рабочей тетради

34

Эвакуация

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации

Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания иумения для обеспечения личной безопасности

Практическая работа.

Отработка навыков поведения при эвакуации (15 мин)

Правила поведения учащихся при получении сигнала оЧС

Составить памятку «Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС»

35

Игра «Внимание, авария!»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Общественный смотр знаний


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подстепновская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании педсовета                                «____»____________2014г.                     Приказ № _____ от « ______» ______________ 2014 г.

протокол № _____от                                 Зам. директора по УВР                             Директор МКОУ «Подстепновская СОШ»

«____»____________2014г.                                             _____________/Бец Е.А.                              ___________________С.В. Ханакова

                                                                                

                                                                                                                

Рабочая программа по учебному предмету

« Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс

 Среднее образование

Срок реализации программы — 1 год

Составитель:Вайцель Е.А.

                                                                                                               Вторая квалификационная категория                                                                          

 

 

 2014 – 2015 учебный год                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы -А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1—11 классы / под общ. ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 3 часа. В связи с тем, что календарно-учебный график образовательного учреждения расчитан на 34 недели, программа скорректирована за счет часов отведенных на изучение раздела «Символы воинской чести.»  

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебник

Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов,   Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - М. : Просвещение, 2009.

Дополнительная литература

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопас
    ности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М. : Дрофа, 2002.
  2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопас
    ности жизнедеятельности» :  учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитоно
    ва. - СПб. : КАРО, 2002.
  3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
    10-11 кл. / В. М. Евлахов. - М. : Дрофа, 2004.

В настоящем календарно-тематическом плане реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (34 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч) Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного повеления (6 ч)

1

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

1

Урок изучения и первичного закрепле-ления новых знаний

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

Практическая работа

«Ориентирование на местности» (20 мин)

Цели и задачи курса ОБЖ текущем году

2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

Комбинированный

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера

Решение ситуационных задач

Терроризм: основные понятия и признаки. Правовые основы борьбы с терроризмом.

§1-2


I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

Использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности

Особенности правового режима в зоне проведения контртеррористической операции. Основные угрозы террористического характера для граждан России. Меры личной безопасности

3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Комбинированный

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

Решение ситуационных задач

пдд.

Кодекс РФ об административных нарушениях (извлечение) (статьи 114, 117,119,120). Уголовный кодекс РФ (извлечение) (статьи 166, 264, 265,269). Государственная инспекция безопасности дорожного движения

§1.3


I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Комбинированный

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника

Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Решение ситуационных задач

пдд.

Правила безопасного поведения в толпе. Основные «законы» безопасности движения. Опасные ситуации на дороге. Предупреждающие сигналы. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

§1.4

5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

1

Комбинированный

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос

Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

§1-5


.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

Комбинированный

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос

§ 1-6

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 ч)

7

Гражданская оборона, основные понятия и оп-

1

Комбинированный

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения

Знать о предназначении гражданской обороны,

её структуре и задачах. Использовать полученные

Проверочная работа

по теме

§2.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ределения, задачи гражданской обороны

от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

знания и умения для обеспечения личной безопасности

«Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» (20 мин)

8

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Индивидуальный опрос

Меры безопасности от химического и биологического терроризма

§2.2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

1

Комбинированный

* ъ

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

Индивидуальный опрос

Эвакуация населения. Виды эвакуации. Рассредоточение

§2.3

10

Организация индивидуальной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1

Комбинированный

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать правила поведения в защитных сооружениях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты. Называть виды защитных сооружений

Индивидуальный опрос

§2.4

11

Средства индивидуальной защиты

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Называть основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Владеть навыками пользо-

Практическая работа.

Отработка навыков поль-

§2.5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

вания средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

зования противогазом ГП-7 (15 мин)

12

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1

Комбинированный

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос

Меры безопасности в случае взрыва во время террористического акта. Действия человека, оказавшегося в завале' в результате взрыва

§2.6

13

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»

Практическая работа.

Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала оЧС (15 мин)

Пожарная безопасность.

Правила безопасного поведения. Действия обучающихся при пожаре в образовательном учреждении

§2.7


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)

14

Сохранение и укрепление здоровья -важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

Комбинированный

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него

Тестирование (20 мин)

§3.1

15

Инфекционные заболевания, их классификация

1

Комбинированный

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике

Называть основные принципы классификации инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Индивидуальный опрос

§3.2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

Комбинированный

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Знать об основных принципах профилактики инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Индивидуальный опрос

Повторить

§3.2

Основы здорового образа жизни (7 ч)

17

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье

1

Комбинированный

Здоровый образ жизни -индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Тестирование (10 мин)

§4.1

18

Основные составляющие здорового образа жизни

1

Комбинированный

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

f

Повторить §4.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств

19

Биологические ритмы

1

Комбинированный

Основные понятия о биологических ритмах организма

Знать основные составляющие здорового образа жизни. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§4.2

20

Влияние биологических ритмов на работоспособность человека

1

Комбинированный

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

Повторить

§4.2

21

Значение двигательной активности и закаливания

1

Комбинированный

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычки

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Использовать приобретенные знания в повседневной

Индивидуальный опрос

§4.3


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

организма для здоровья человека

ft t

к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности, долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания, необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур

жизни для ведения здорового образа жизни

-

22

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

Комбинированный

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§4.4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения

23

Профилактика вредных привычек

1

Комбинированный

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Проверочная работа

по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)

Раздел 3 Основы военной службы (12 ч) Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества (6 ч)

24

История создания Вооруженных сил России

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии,

Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Семинар

§5.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ее особенности. Военные

реформы в России во вто-

рой половине XIX века,

создание массовой армии

25

История

1

Урок ком-

Создание советских

Иметь представление

Семинар

§5.1

создания

плексного

Вооруженных сил, их струк-

об истории создании

Вооруженных

примене-

тура и предназначение.

Вооруженных сил России.

сил России

ния ЗУН

Вооруженные силы Россий-

Владеть навыками осуще-

учащимися

ской Федерации, основные

ствления осознанного са-

предпосылки проведения

моопределения по отноше-

военной реформы

нию к военной службе

26

Организаци-

1

Комбини-

Организационная структура

Иметь представление

Индиви-

пдд.

§5.2

онная струк-

рованный

Вооруженных сил. Виды

об организационной струк-

дуальный

Водитель-

тура Вооруж-

Вооруженных сил Россий-

туре ВС РФ.

опрос

ские навыки

енных сил

ской Федерации, рода войск

Владеть навыками осуще-

России

Вооруженных сил Россий-

ствления осознанного са-

ской Федерации. Ракетные

моопределения по отноше-

войска стратегического на-

нию к военной службе

значения, их предназначе-

ние, обеспечение высокого

уровня боеготовности. Су-

хопутные войска, история

создания, предназначение.

Рода войск, входящие в су-

хопутные войска

27

Виды Воору-

1

Комбини-

Военно-воздушные силы,

Знать состав и предназна-

Индиви-

Воздушно-

§5.2

женных сил,

рованный

история создания, предна-

чение ВС РФ.

дуальный

десантные

рода войск.

значение, рода авиации.

Владеть навыками оценки

опрос

войска. Кос-


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

История их создания и предназначение

Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение

уровня своей подготовленности к военной службе

мические войска, их предназначение

28

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных сил

1

Комбинированный

Вооруженные силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и основное содержание

Характеризовать функции и основные задачи современных Вооруженных сил. Иметь представление об управлении Вооруженными силами; о реформе Вооруженных сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§5.3

29

Другие войска, их состав и предназначение

1

Комбинированный

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе

Индивидуальный опрос

§5.4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Боевые традиции Вооруженных сил России (3 ч)

30

Патриотизм и верность воинскому долгу -качества защитника Отечества

1

Комбинированный

Патриотизм -духовно-нравственная основа личности военнослужащего -защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивиду ально-псих ол оги-ческим и профессиональным качествам гражданина. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Проверочная работа

по теме «Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества» (20 мин)

§6.1

31

Памяти поколений -дни воинской славы России

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Дни воинской славы - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России

Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Семинар

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943 гг.)

§6.2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32

Дружба, войсковое товарищество -основа боевой готовности частей и подразделений

1

Комбинированный

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество -боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§6.3

Символы воинской чести (2 ч)

33

Боевое знамя воинской части - символ воинской

чести, доблести и славы

1

Комбинированный

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Иметь представление о символах воинской чести

Тестирование (20 мин)

§7.1

34

Ордена -почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Иметь представление об основных государственных наградах

Семинар

§7.2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

35

Ритуалы

1

Комбини-

Ритуал приведения к воен-

Иметь представление

Прове-

Учебные

§7.3

Вооружен-

рованный

ной присяге. Ритуал вруче-

о ритуалах ВС РФ.

рочная

сборы: цель

ных сил

ния боевого знамени воин-

Уметь осуществлять осоз-

работа

организации,

Российской

ской части. Порядок вру-

нанное самоопределение

по теме

порядок про-

Федерации

чение личному составу

по отношению к военной

«Символы

ведения

вооружения и военной тех-

службе

воинской

ники. Порядок проводов

чести»

военнослужащих, уволен-

(20 мин)

ных в запас или отставку


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы/ под общ. ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 4 часа. В связи с тем, что календарно-учебный график образовательного учреждения расчитан на 34 недели, программа скорректирована за счет часов отведенных на изучение раздела «Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России.»  

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебник

Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - М. : Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопас
    ности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Ми
    ронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М. : Дрофа, 2002.
  2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопас
    ности жизнедеятельности» :  учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитоно
    ва. - СПб. : КАРО, 2002.
  3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
    10-11 кл. / В. М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2004.

В календарно-тематическом плане реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание тематического плана выстроено по двум линиям: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы обороны государства и воинская обязанность.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (34 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

Раздел 1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Основы здорового образа жизни (6 ч)

1

Правила личной гигиены и здоровья

1

Урок изучения и первичного закрепле-ления новых знаний

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма

Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Тестирование (10 мин)

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем

году

§1.1

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

1

Комбинированный

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи

Характеризовать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Индивидуальный опрос

§ Ь2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

1

Комбинированный

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§1.3

4

СПИД

1

Комбинированный

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД -финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§1-3

5

Профилактика СПИДа

1

Комбинированный

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией

Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Тестирование (10 мин)

§1-5

6

Семья в современном обществе. Законодательство о семье

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей

Знать об основах законодательства РФ о семье. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Семинар

пдд.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Повторить

§Ь5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 ч)

7

Первая

1

Урок ком-

Сердечная недостаточность,

Знать правила оказания

Практи-

§2.1

медицинская

плексного

основные понятия и опре-

первой медицинской по-

ческая

помощь

примене-

деления. Инсульт, его воз-

мощи при сердечной не-

работа.

при острой

ния ЗУН

можные причины и возник-

достаточности и инсульте.

Оказание

сердечной

учащимися

новение.

Владеть навыками оказа-

первой ме-

недостаточ-

Первая медицинская по-

ния первой медицинской

дицинской

ности и ин-

мощь при острой сердеч-

помощи при острой сер-

помощи

сульте

ной недостаточности и ин-

дечной недостаточности и

при острой

сульте

инсульте

сердечной

недоста-

точности

и инсульте

(15 мин)

8

Первая ме-

1

Урок ком-

Виды ран и общие правила

Знать виды ран и правила

Практи-

пдд.

§2.2

дицинская

плексного

оказания первой медицин-

оказания первой медицин-

ческая

Дорожно-

помощь

примене-

ской помощи. Способы

ской помощи при ранении,

работа.

транспортное

при ранени-

ния ЗУН

остановки кровотечений.

правила наложения жгута

Первая

происшествие

ях

учащимися

Правила наложения давя-

и давящей повязки.

медицин-

(оказание

щей повязки. Правила на-

Владеть навыками оказа-

ская по-

первой ме-

ложения жгута. Борьба

ния первой медицинской

мощь при

дицинской

с болью

помощи при кровотечениях

ранениях

помощи при

(15 мин)

дорожно-

транспорт-

ном проис-

шествии)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Первая медицинская помощь

при травмах

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях

Практическая работа.

Оказание первой медицинской помощи при травмах (15 мин)

§2.3

10

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

Практическая работа.

Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца (15 мин)

§2.4

Раздел 2 Основы военной службы (25 ч) Воинская обязанность (10 ч)

П

Основные понятия о воинской обязанности

1

Комбинированный

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязатель-

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Проверочная работа

по теме

§3.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)

12

Организация воинского учета и его предназначение

1

Комбинированный

Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету

Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§3.2

13

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1

Комбинированный

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет

Знать о первоначальной постановке граждан на воинский учет. Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

Повторить

§3.2

14

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§3.3


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи

1

Комбинированный

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)

Называть требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

Повторить

§3.3

16

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

Комбинированный

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

пдд.

Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста

§3.4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

17

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

1

Комбинированный

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет

Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

§3.5

18

Категории годности к военной службе

1

Комбинированный

Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе

Знать о категориях годности к военной службе. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

Повторить

§3.5

19

Организация профессионально-психологического отбора граждан

1

Комбинированный

Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет

Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

Повторить

§3.5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

Комбинированный

«.,

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов

Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§3.6

Особенности военной службы (8 ч)

21

Правовые основы военной службы

1

Комбинированный

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права

Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Проверочная работа

по теме «Воинская обязанность» (20 мин)

§4.1

22

Общевоинские уставы

1

Комбинированный

Общевоинские уставы -норматив но-правовые акты, регламентирующие

Знать о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил.

Индивидуальный опрос

§4.2


1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

Вооруженных сил -закон воинской жизни

жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения

Называть нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

23

Военная присяга - клятва воина на вер-- ность Родине, России

1

Комбинированный

Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга

Знать о традициях ВС РФ. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§4.3

24

Призыв на военную службу, время и организация призыва

1

Комбинированный

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной служ-

Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек

Индивидуальный опрос

§4.4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

бы и предоставление отсрочек

Использовать полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

25

Прохождение военной службы по призыву

1

Комбинированный

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды

Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

История возникновения воинских званий. История возникновения военной формы одежды

Повторить

§4.4

26

Прохождения военной службы по контракту

1

Комбинированный

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Тестирование (15 мин)

§4.5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней

27

Права и ответственность военнослужащих

1

^Комбини-рованный

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§4.6


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Альтернативная гражданская служба

1

        1

Комбинированный

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

Тестирование (15 мин)

§4.7

Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России (7 ч)

29

Военнослужащий -патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1

Комбинированный

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высо-

Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Проверочная работа

по теме «Особенности военной службы» (20 мин)

§5.1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

кая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

30

Военнослужащий -специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

Комбинированный

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя

Характеризовать основные качества военнослужащего. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

пдд.

Правила дорожного движения для водителя. Тип автомобиля, номерной знак. Устройство автомобиля (ремень безопасности, подголовник, фары)

§5.2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивиду ально-психологиче-ским и профессиональным качествам гражданина

1

Комбинированный

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)

Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§5.3

32

Военнослужащий -подчиненный, строго соблюдающий

1

Комбинированный

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования,

Знать о принципе единоначалия в Вооруженных силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подго-

Индивидуальный опрос

§5.4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу

товки призывника. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

33

Как стать офицером Российской армии?

1

Комбинированный

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования

Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§5.5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

34

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации

1

Комбинированный

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации

Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

Повторить

§5.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования  на 20...

КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»8-9 классПримерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерал...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 5 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 6 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 6 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 7 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 7 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 9 класса...