- Оргмомент
Открыта презента-ция на слайде №1. Перед входом уч-ся включить слайд 2
Слайд №2
| 4 мин | - учитель предлагает обучающимся при входе взять по одному жетону определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый). Сформировалось 5 групп - Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Обращаю ваше внимание на слайд. На предыдущих уроках мы с вами изучали систему безопасности города, безопасность при пожаре, затоплении квартиры, отравлении человека, поражении электричеством. Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о безопасности. Поэтому тема урока начинается с этого слова, значение которого для нас уже понятно. Но вот о какой безопасности пойдет речь, вы должны определить сами, опираясь на знания материала прошлых уроков. За каждый правильный ответ вы получите житон. Если команда набрала 3 житона, то каждый участник получает «5». ИТАК, начинаем! | - учащиеся выбирают жетон при входе и садятся по 5-ти разным группам на те места, где располагается стол с данным цветом (в руках у них: учебник, ручка, тетрадь) |
- Изучение нового материала
Слайд №4
На слайдах – стадион с людьми, дискотека, собака, свора собак
Слайд с этим высказыванием
| 13 мин. | - Молодцы! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Безопасность в нестандартных ситуациях» Откройте ваши тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока.
Учитель вопросами подводит учащихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали цель сегодняшнего урока.
- Вспомните, пожалуйста, какие опасные ситуации возможны в доме (или в квартире?)
- А какие опасные ситуации нас могут ожидать вне дома?
- Если возникает пожар вне вашего дома, то каковы ваши действия? - Если вы стали свидетелем того, что человеку на улице стала плохо. Как вы поступите? Правильно ответили. Молодцы. Это вы знаете.
Учитель задаёт следующие вопросы, слушает на них ответы…...анализирует их
- А если вы оказались в большой толпе народа, например, после футбольного матча, то, как вы себя поведёте, если станет неспокойно? - А если на вас напало животное, например, собака. Каковы ваши действия?
Звучат варианты ответов, которые могут как правильными ответы, так и неправильными. Могут быть полными и нет. Поэтому учитель говорит:
- Ребята, не все ваши ответы были правильными. Поэтому, как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Правильно, а это и есть наша с вами цель урока: Познакомиться с правилами безопасного поведения людей в толпе и при встрече с собакой. - А эпиграфом к нашему уроку станут высказывание критика Владимира Борисова: «В толпе человеком быть труднее» - Для того, чтобы нам в толпе остаться человеком, я предлагаю познакомимся с правилами безопасного поведения в толпе.
- А что такое «толпа», как вы думаете? Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием.
Толпа – это большое скопление людей, которое характеризуется следующими признаками: - отсутствием организованности
- отсутствие самоконтроля
- Чем может быть опасна толпа?
Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием. Паника – это такое психологическое состояние человека, которое выражается в появлении у него страха и неудержимого стремления избежать опасной ситуации.
Даже один человек может может стать источником паники. Большое скопление народа серьезная опасность. Очень часто толпа становиться опаснее любой аварии или стихийного бедствия.
- Можем ли мы назвать опасную ситуацию - нестандартной?
- Что же такое нестандартные ситуации, давайте попробуем дать определение.
Только выслушав ответы учащихся, открываем слайд с этим понятием.
Нестандартной называется - ситуация, которая возникает в результате отклонений от обычного режима деятельности людей. (запись в тетради) Сегодня мы разберём две нестандартных ситуации: поведение людей в толпе и при встрече с собакой. Ещё раз давайте вспомним цель нашего урока?
| Записывают тему урока.
Ребята, на основе полученных знаний из п.1-9 формулируют ответы.
(варианты ответов: может возникнуть пожар, затопление квартиры, поражение электричеством, отравление продуктами питания и т.д.)
(варианты ответов: большое скопление народа, пожар, животные домашние и дикие и т.д.) - Звоним по телефону (01)
- Звоним по телефону (02)
Дают различные варианты ответов.
Вариант ответа: о правилах безопасного поведения в толпе и при встрече с собакой.
Звучат различные варианты ответов
Звучат различные варианты ответов
Паникой
Да
Познакомиться с правилами безопасного поведения людей в толпе и при встрече с собакой. |
- Работа в группах
| 5 мин | Известный английский писатель Томас Карлейль сказал: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более она сама». Так вот для того, чтобы мы с вами знали как себя надо вести в толпе, я предлагаю поработать в группах. Вы должны за 5 минут выработать правила поведения, которые, как вам кажется, необходимо соблюдать при большом скоплении народа и при встрече с собакой. По окончании работы каждая группа представит по одному человеку с готовыми правилами для совместного обсуждения. Вызывает по одному человеку от каждой группы. После их высказывания учитель говорит:
- А теперь я предлагаю вам проверить правильность ваших предположений.
После обсуждения учитель подводит его итог, демонстрируя на слайде модель поведения человека в толпе (СЛАЙД) - Давайте обсудим правила поведения человека при встрече с собакой.
После обсуждения учитель подводит его итог, демонстрируя на слайде модель поведения человека в толпе (СЛАЙД)
- А теперь я предлагаю вам проверить правильность ваших предположений.
ПОСЛЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ: - У вас на столах лежат листочки с правилами поведения в толпе (листочки синего и зеленого цвета), вам необходимо дома вклеить эти правила в свои тетради. |
Обучающиеся обсуждают правила
Обучающиеся озвучивают правила поведения в толпе и правила поведения при нападении собаки, внимательно слушая друг друга. |
- Закрепление пройденного
| 7 мин. | - Найдите на столах листочки с ситуационными задачами.
Ситуационная задача на тему: «Опасность толпы» (ответ 6, 2, 5). Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании его на выходе возникла давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на пол сумка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность. - Кричать, звать родителей.
- Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
- Попытаться растолкать людей и найти родителей.
- Наклониться и поднять сумку.
- Искать своих родителей после окончания сутолоки.
- Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
- Постараться выбраться из толпы, используя столб, тумбу, памятник.
- Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
- Обратиться в полицию, сообщить о том, что потерялись.
Аннимационно появляются правильные ответы на слайде. Ситуационная задача на тему: «Собака бывает кусачей» (ответ 5, 9, 7, 8, 10). Вы гуляете зимой рядом с парком. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшее действия и определите их очерёдность. - Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.
- Убежать от неё.
- Закричать, отгоняя её клюшкой; бросить в неё сумкой.
- Упасть на землю.
- Остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота.
- Подразнить собаку.
- Громко позвать хозяина.
- При подготовке собаки к прыжку крепче упереться ногами, прижать подбородок к груди, закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой.
- Сохранять спокойствие.
- При укусах промыть раны. Обратиться в травмопункт по месту жительства.
Аннимационно появляются правильные ответы на слайде. |
Учащиеся читают задачи в группе и находят правильные ответы. (ответ 6, 2, 5) 1 вариант решения задачи: Сразу группа дает правильный ответ. Тогда учитель говорит: Какие вы молодцы очень хорошо усвоили правила поведения людей в толпе.
2 вариант решения задачи: Нет ни одного правильного ответа. Тогда учитель говорит: Давайте, ребята, еще раз проговорим правила поведения людей в толпе.
3 вариант решения задачи: Правильный ответ звучит не сразу или он неполный, или не в той последовательности. Тогда учитель обращает внимание на то, что ответ должен быть полным и очередность ответов должна быть полной.
(ответ 5, 9, 7, 8, 10) |