Рабочая программа по туризму
рабочая программа по обж (6 класс) на тему

Щемерова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_turizmu.docx70.08 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  Луховицкого  муниципального  района

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского Туризма и экскурсий

СОГЛОСОВАНО:                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет                                                               Директор МБОУ ДОД ЦДЮТЭ

МБОУ ДОД ЦДЮТЭ                                                                        __________/В.Н. Губанова/

протокол №

от

                                     

Образовательная программа

дополнительного образования детей

туристического объединения

«ТУРИЗМ»

возраст детей: 11 – 15 лет

срок реализации: 2 года

                                                                                                       Составитель: педагог

                                                                                         дополнительного образования

                                                                                    Щемерова Татьяна Николаевна

                                                                           

                               

                                                       г. Луховицы - 2013

                                   Пояснительная записка

                                                                 «Никому не поверю, что есть на нашей

                                                                           земле места скучные и не дающие

                                                                         никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни

                                                                  человеческой мысли. Только ... исследуя

                                                                       какой-нибудь клочок нашей страны,

                                                                    можно понять, как она хороша, и как

                                                                              сердцем привязаны к каждой ее

                                                                       тропинке, роднику и даже робкому  

                                                                              попискиванию лесной пичуги ...»

                                                                                                      К.Г.Паустовский.

     

         Туризм – один из  наиболее массовых видов спорта.   Но туризм – это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. Именно отсюда и начинается патриотизм – с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.  

      Образовательная программа дополнительного образования туристического объединения «Туризм» составлена в соответствии образовательной программы МБОУ Краснопоймская СОШ и на основе начальной подготовке обучающихся в объединениях туристско-краеведческой   направленности  авторской программы курса «Пешеходный туризм» (Ткачев Г. С.).

      Программа направлена на получение и расширение знаний по пешеходному туризму.

Направленность дополнительной образовательной программы «Туризм» – туристско-краеведческая. Данная программа является модифицированной и раннее была составлена на основе образовательной программы « Туризм и автономное существование» авторов М.В. Андреев, В.В.Андреев и др.

Актуальность. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма – это первоочередная задача современного образования. Современный ребенок за своими мониторами не видит и не замечает мира, существующего за границами его « виртуального бытия». Отсюда  идет и массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки. И как итог. Психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально. Так и физически – вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полной мере через путешествия, знакомящие с культурой, историей. Природой родного края и страны.

      Данный курс призван сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и весь организм.

Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму (установка палатки, вязка узлов, ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и по местным признакам, разные способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Данные  занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая значимость. В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует  расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и  пропагандирует здоровый образ жизни.

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию. Образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, краеведением, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.

Основная ЦЕЛЬ программы:

 - всестороннее развитие личности школьников средствами туризма.

- формирование у учащихся простейших туристских навыков по пешеходному туризму, развитие и формирование здорового образа жизни, воспитание патриотизма и любви к окружающей природе родного края.

ЗАДАЧИ обучения:

  • ОБУЧАЮЩИЕ (формировать туристские знания - топографии; умения- движения  по азимуту, вязание узлов; навыки- ориентирования, разбивки бивака, разведение костра, оказания доврачебной помощи);                                                            
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (развивать интерес к активному познанию окружающего мира, приобретение знаний по истории родного края, города, поселка);
  • РАЗВИВАЮЩИЕ (развивать личностные качества: активность, самостоятельность, ответственность за других, умение общаться, смелость, ловкость, решительность; развивать всестороннюю и гармоничную личность);
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ (воспитывать чувство коллективизма, патриотизма и любви к родному краю);
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ( способствовать укреплению здоровья, физическому развитию и повышению работоспособности).

Программа предусмотрена для работы с детьми 11-15 лет (разновозрастные),  рассчитана на 2 года обучения.

 Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 144часа в год. Весь цикл обучения составляет 2года, в группе 15 человек.

Основные занятия - групповые, проводятся в кабинете ОБЖ, спортзале, в лесу. При подготовке к различным конкурсам, соревнованиям, походам, турслетам - проводятся индивидуальные и групповые занятия.

Тип программы:

По виду — модифицированная.

По форме организации содержания и процесса педагогической                 деятельности - комплексная.

Занимаются в кружке хорошо физически развитые дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься  пешеходным туризмом. Консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на занятия в секции.

           Занимаются в объединении хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий группы и его участие во всех походах.

Следует включать в состав групп детей с отклонениями в поведении.

Основные принципы обучения, предусмотренные  Программой

Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

Гуманизация  воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

В Программе используются  межпредметные  связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

                       Организация учебной деятельности.

Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

     Для реализации Программы «Туризм» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

- объяснение  последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися  после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

- лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;

- распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике.

                                           Формы занятий и способы их организации

    В разделе « Краеведческая подготовка» занятия проводятся коллективно в форме бесед, групповых теоретических занятий, коллективных походов и экскурсий, используя маршрутные карты и фотоаппарат.

Учебные занятия содержат теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятия проводится с использованием следующих форм: рассказ, беседа, объяснение в сочетании с демонстрацией наглядных пособий, викторина, опрос, тестирование, работа с литературой, разгадывание кроссвордов.

Практическая часть занятий проводится с использованием следующих способов организации: соревнование, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, коллективно-творческое дело.

          Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде: предварительного (входного), текущего, итогового контроля, мониторинга.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных занятиях с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде мониторинга, однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту, выполнения двигательного действия. Участие в военно - спортивных  соревнованиях, спартакиадах, районном туристско-краеведческом слете, рафтинге среди юниоров.

Учебно-тематический план программы

пешеходного туризма.

I - ый год обучения

№ п/п

Раздел

Кол - во часов

всего

теория

практика

I.Краеведческая подготовка

20

7

13

1

Природа родного края

7

2

5

2  

Твой поселок

8

3

5

3

Родной город

5

2

3

II. Специальная подготовка

66

35

31

1

Введение

2

2

2

Цели и задачи похода

5

5

3

Снаряжение

7

2

5

4

Движение группы на маршруте

5

2

3

5

Привалы и ночлеги в походе

5

1

4

6

Питание в походе

5

1

4

7

Основы топографии и основные принципы ориентирования на местности

15

6

9

8

Технические и тактические приемы

10

4

6

9

Доврачебная медицинская помощь

4

2

2

10

Школа выживания

4

2

2

IV. Экскурсии (2 экскурсии)

10

10

V. Походы (3 похода)

20

20

VI.Соревнования

28

28

Всего:

144

73

71

                                           II-ой год обучения.

№ п/п

Раздел

Кол - во часов

всего

теория

практика

Введение. Что такое туризм? Инструктаж по Т.Б.

1

1

I. Специальная подготовка

98

Подготовка к путешествию. Организация быта.

8

2

6

Изготовление снаряжения средств передвижения и оборудования.

14

3

11

Бивак туриста.

6

3

3

Разведение костров

2

1

1

Обеспечение быта

2

1

1

Организация питания

6

4

2

Питание в экстремальных ситуациях

3

1

2

Как ориентироваться на местности

8

4

4

Азимут

10

2

8

Опасности окружающей среды

2

2

Глазомерная съемка

8

3

5

Доврачебная медицинская помощь

10

5

5

Топографические знаки.

4

1

3

Технические и тактические приемы

10

2

8

Узлы.

5

2

3

VIII. Экскурсии

8

8

IX. Походы

15

15

X. Соревнования

23

23

Всего:

144

37

107

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН. I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Дата по плану

Дата факт.

№ п/п

Раздел программы

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                  -  144ч

1. Краеведческая подготовка -                                                               29ч

1

Природа родного края (7ч)

1.   Географическое положение, климат района.

2.   Растительный и животный мир района.

3.   Охрана редких и исчезающих видов растений и животных района.

4.   Памятники природы района.

5.   Экскурсия по одному из памятников природы района.

Лесные озера – «Карьер».

6.   Экология района, проблемы охраны природы.

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Экскурсия

Теор.занятие

1

1

1

1

2

1

2

Твой поселок, деревня (9ч)

1.   Твой поселок, деревня.

Происхождение улиц и их названий.

2.   Твоя родная школа. Современные учебные заведения района.

3.   Профессии твоих родителей.

Предприятия твоего района.

4.Архитектура промышленных, жилых и общественных зданий, культовых сооружений.

5.   Экскурсия на предприятие, стройку, к восстанавливаемым культовым сооружениям микрорайона.

Беседа

беседа

Теоретическое занятие

Теоретическое занятие

Экскурсия

1

1

1

2

4

3

Родной город (13ч)

1.   Первые жители нашего города. Первые поселения.

2.   Село Дединово. Отражение основных занятий жителей на гербах города.

3.   Экскурсия по памятным местам центра Зарайска.

4.   Зарайский район. Место района на карте области.

5.   Прогулка-поход по окрестностям Зарайска.

Теоретическое занятие Теоретическое занятие

Экскурсия

Занятие по карте

Поход

1

1

2

1

8

2. Специальная подготовка

1

Введение

(3ч)

1.Виды туризма.

2.   Туристские походы - какими они бывают.

3.   Техника безопасности в туристских походах.

Теор.занятие Теор. занятие

Инструктаж

1

1

1

2

Цели и задачи похода (8ч)

1.Определение района похода.

2.Распределение обязанностей.

3.Разработка маршрута.      

4.Подбор картографического

материала.

5.Итоги похода.

Теор.

занятие

Теор.

занятие

Теор.

занятие          

Теор.

занятие

Теор.

занятие

1

1

1

1

1

3

Снаряжение

( 10ч)

1.   Личное снаряжение.

 А) виды рюкзаков;

Б) укладка рюкзака.

 

2.   Групповое снаряжение. Виды палаток. Установка палатки.

3.   Хранение снаряжения и его эксплуатация.

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие Практическое занятие

1

4

2

1

4

Движение группы на маршруте

(13ч)

1.   Обязанности направляющего и замыкающего.

2.   Правило движение на маршруте.

3.   Режим дня в походе.

 4.   Нагрузка в походе.

5.   Отработка режима движения в учебном походе.

Теор. занятие Теор. занятие Теор. занятие Теор. занятие

Поход

1

2

1

1

8

5

Питание в походе (17ч)

1.   Подбор продуктов питания.

2.   Составление меню.

3.   Упаковка, транспортировка, хранение продуктов.

4.   Приготовление пищи на костре.

5.   Режим питания в походе.

6.   Костровые принадлежности.

7.   Учебный поход с отработкой навыков организации питания.

Теор. занятие Практ.занятие Теор.занятие

Теор.занятие

 Беседа

Беседа

Поход

1

2

2

1

1    

2

8

6

Привалы и ночлеги в походе (13ч)

1.   Организация биваков.

А) выбор места;

Б) обустройство бивака.

2.   Виды костров и их назначение.

3.   Сушка одежды и обуви в походе.

4.   Учебный поход.

Теор.занятие

Теор.занятие Теор.занятие

Поход

2

2

1

8

7

Элементы основ топографии и основные

(28ч)

1.   Значение топографии для туриста.

 2.   Карты, планы, схемы. Виды карт. Масштаб.

 3.   Основные топографические знаки.

4.   Компас.

5.   Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и по местным признакам

6.   Азимут.

7.   Движение по азимуту и измерение расстояний.

8.   Учебный поход с отработкой элементов ориентирования.

Теор.занятие Практ.занятие Теор.занятие

Игра Практ.занятие

Теор.занятие Практ.занятие

Поход

1

 2

4

 2

3

2

6

8

8

Технические и тактические приемы (14ч)

1.   Технические средства обеспечения безопасности в походе. 2.   Узлы. Характеристика и общее назначение

Теор.занятие

 Рассказ Практ.

занятие

2

2

10

9    

Доврачебная медицинская помощь (5ч)

1.   Основной компонент аптечки.

2.   Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов, обморожений.

Теорет.занятие Теорет.занятие

1

 4

10

Школа выживания в природной среде (4ч)

1.   Аварийная укладка.

2.   Действия группы в случае потери: -    ориентировки; -    снаряжения; -    одного или нескольких участников

Теорет. занятие

Теорет.занятие

1

3

Ожидаемые результаты туристических навыков

и умений I года обучения.

1.   Уметь поставить палатку

2.   Уметь правильно уложить рюкзак.

3.   Уметь разложить и разжечь один из видов костров.

4.   Уметь составить меню однодневного похода, приготовить 2 блюда на костре (сварить суп из пакетика и молочную кашу).    

5.   Уметь измерять расстояние по корте.

6.   Знать 20 топографических знаков.                                    

7.   Уметь двигаться в заданном направлении (по азимуту).

8.   Совершить в течение года 5 походов:

-   в 1 четверти - 2 однодневных;        

-   во 2 четверти -1 однодневный;  

-   в 3 четверти - 1 однодневный;      

-   в 4 четверти - 1 однодневный.

9.   Принять участие в соревнованиях согласно плану туристского отдела

. 10.Совершить зачетный поход по району, по маршрутам,

разработанным отделом пешеходного туризма.

11 .Уметь вести дневник наблюдений, впечатлений, мнений в походах, на экскурсиях, на соревнованиях.

II год обучения.

Дата по плану

Дата факт.

№ п/п

Раздел программы

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Основы знаний туристско-краеведческой деятельности.                                                                     -   144ч

1

Введение (1ч)

1.   Туризм в России. Спортивные туристские походы. Инструктаж по ТБ.

Лекция

1

1.Специальная подготовка  -                                                             112ч

1

Туристское снаряжение

(5ч)

1.    Особенности снаряжения для многодневных походов.

2.    Хозяйственный набор. Обязанности ремонтного мастера до и во время похода.

3.    Особенности снаряжения для зимнего похода и похода в межсезонье.

Лекция

Практическое

занятие

Лекция

1

2

2

2

Бивак (15ч)

1.   Требования к месту бивака, безопасность при ухудшении погодных условий.

2.    Туристский бивак летом в безлесной зоне и в зоне леса.

3.    Туристский бивак зимой и в межсезонье в зоне леса и в безлесной зоне.

4.    Костровое хозяйство. Разведение костра при ветре, дожде, тумане.

5.   Учебный поход с отработкой навыков обустройства бивака. Инструктаж по ТБ.

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Поход

1

2

2

2

8

3

Организация питания в многодневном походе

(17ч)

1.    Требования к продуктам питания.

2.    Распределение и учет продуктов.

3.    Обязанности завхоза.

4.    Упаковка, хранение и транспортировка продуктов.

5.    Раскладка продуктов. Витамины. Водносолевой обмен в походе.

6.    Составление меню многодневного похода.

7.    Приготовление пищи на костре.

8.    Учебный поход: приготовлением пищи на костре. Инструктаж по ТБ.

Лекция

Лекция

Лекция

Практическое

занятие

Лекция

Практическое

занятие

Практическое

занятие

Поход

1

1

1

1

1

2

2

8

4

Техника и тактика пешеходного туризма

(27ч)

1.    Понятие о технике и тактике пешеходного туризма.

2.   Техника передвижения на пешем маршруте:

-     по шоссе;

-     по тропе;

-     по лесной чаще;

-     преодоление лесных завалов, буреломов.

3.   Техника передвижения по легкопроходимым и среднепроходимым болотам. Преодоление болота по кочкам, по гати. Приемы обеспечения безопасности.

4.    Преодоление травянистых склонов различной крутизны. Техника передвижения по склонам в подъем, траверсом и на спуск. Приемы обеспечения безопасности (самостраховка с помощью альпенштока, организация спусков и подъемов с помощью веревок). Инсгр. поТБ.

5.   Техника преодоления водных преград:

а)   переправа вброд (стенкой, попарно взявшись за плечи, в одиночку с шестом).

Приемы обеспечения безопасности (разведка брода, обеспечение страховки).

б)  переправа через реку по бревну. Техника наведения переправы. Приемы обеспечения безопасности.

в)    навесная переправа. Индивидуальная техника движения по навесной переправе.

Приемы обеспечения безопасности. Инстр. поТБ.

Лекция

Лекция

Лекция

Практическое занятие

Лекция

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

1

2

2

6

1

3

6

6

5

Узлы (10ч)

1.   Основные узлы. Техника завязывания узлов.

2.   Вспомогательные узлы. Техника завязывания.

3.   Узлы для страховки и самостраховки. Техника завязывания.

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

4

2

4

6

Топографическая подготовка и техника ориентирования в походе (21ч)

1.   Рельеф. Способы изображения рельефа на картах.

2.   Горизонталь, сечения, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.

3.   Топографическая схема, кроки, маршрутная. лента, обзорная карта. Обязанности топографа группы. Составление топографической схемы.

4.   Спортивная карта. Основные символы спортивных карт. Масштаб. Условные знаки.

5.   Работа с компасом и картой на местности.

6.   Виды спортивного ориентирования. Ориентирование по выбору.

7.   Игры с элементами спортивного ориентирования.

Лекция

Практическое занятие

Лекция

Лекция

Практическое занятие

Лекция

Игра, соревнование

2

4

2

2

4

1

6

7

Доврачебная медицинская помощь

(10ч)

1.   Оказание первой медицинской помощь в походе при ожогах, кровотечениях, ушибах, вывихах, пищевых отравлениях.

2.   Переломы конечностей. Оказание доврачебной помощи. 3.   Техника транспортировки пострадавшего в условиях пешего и лыжного маршрутов.

4.   Изготовление носилок при помощи штормовок, веревок. Изготовление волокуши из лыж.

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

2

2

2

4

8

Школа выживания

(7ч)

1.   Обеспечение жизнедеятельности человека в экстремальной ситуации:

а)    укрытие, одежда и обувь;

б)    питание;                                      

в)   водообеспечение;

г)    способы добывания огня;

д)   способы разведения и поддержания костра.

2.   Условия автономного существования в различных климатических условиях.

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

1

1

1

1

1

1

1

2.Краеведческая подготовка                                                               -  48ч

1

Введение (1ч)

Краеведение – путь познания родного края.

Беседа

1

2

Историческое краеведение

(10ч)

1.   Понятие об археологии. Первые поселения человека в нашей местности.

2.   Древнее село. Развитие ремесел в нашем крае в XIV-XVII веках.

3.   Гербы   г.Луховицы.

4.   Экскурсия в городской краеведческий музей.

5.   Быт и занятия горожан с конца XVII до начала XIX веков.

6.   Войны и их герои в истории нашего края (Гражданская и Великая Отечественная войны).

Беседа

Лекция

Лекция

Экскурсия

Лекция

Лекция

1

1

1

6

1

1

3

Экология

(8ч)

1.   Понятие об экологии. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Московской области.

2.   Объекты на территории района - источники экологической катастрофы.

3.   Борьба за чистоту и сохранность наших лесов, рек, озер - важнейшая задача туристов.

4. Акция – « Очистим родник!»

Лекция

Лекция

Лекция

Практич. занятие

2

1

1

4

4

Памятные места города (3ч)

1.   Планировка города от первых планов до наших дней. Старые и новые названия улиц центра города Луховицы.

2.   Памятники истории нашего края и связанные с ними события.

3.   Учреждения культуры города.

Лекция

Лекция

Лекция

1

1

1

5

Религия и быт (10ч)

1.   Отражение языческих верований в обычаях, обрядах и праздниках славян.

2.   Строительство храмов, сборов, часовен, монастырей.

3.   Названия храмов. Основные сюжеты икон.

4.Посещение  Чудотворной иконы КОЛОМЕНСКОГО женского монастыря. Почитание иконы Божьей Матери «Спорительнице хлебов» в храме п. Красная Пойма.

Лекция

Лекция

Лекция

Экскурсия

экскурсия

1

1

1

5

2

                     Ожидаемые результаты туристических навыков

                                          и умений 2 года обучения.

1.Уметь выполнять нормативы 1-го года обучения.

 2.Знать правила оборудования бивака и уметь оборудовать бивак в лесной и безлесной зоне.

3.уметь  разложить и развести костер в любую погоду.

4.Уметь составить меню на многодневный поход.

 5.Уметь применять альпеншток на склоне и осуществлять спуск- подъем при помощи веревок

6.Знать правила и уметь переправляться через водные преграды.

 7.Знать технику вязки узлов.

  8 .Уметь вязать 12 узлов: прямой, шкотовый, брамшкотовый, схватывающий проводник, проводник- восьмерку, двойной проводник, австрийский проводник, булинь, удавка, стремя.

9.Уметь составить топографическую схему местности.

10.Знать условные знаки спортивных карт и уметь ориентироваться по спортивной карте.

11.Уметь оказать доврачебную в объеме программы и уметь  вязать  носилки.

12.Совершить в течении года 6 походов: в 1 чет.-1  однодневный; во 2 чет.- 1 однодневный; в 3 чет. – 2 однодневных в 4 чет. – 1 двухдневный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              13. Принять участие в 3-х соревнованиях.

Содержание программы 1 года обучения

I. Основы знаний туристско-краеведческои деятельности   -   144ч

Раздел 1. Краеведческая подготовка  - 29ч

1Тема: Природа родного края (7ч)

Географическое положение, климат района. Растительный и животный мир района. Охрана редких и исчезающих видов растений и животных района.

Памятники природы района.

Практическое занятие (4ч.): Экскурсия по одному из памятников природы района. Экология района.

 2 Тема. Твой поселок, деревня. (9ч)

Твой поселок деревня. Происхождение улиц и их названия. Твоя родная школа. Предприятия твоего района. Архитектура промышленности,

жилых и общественных зданий.

Практическое занятие(4ч): Экскурсия на предприятие.

3 Тема. Родной город (13ч).

Первые жители нашего города. Первые поселения. Село Дединово. Памятники Старины.

Практическое занятие(4ч): Экскурсия по памятным местам центра  г.Луховиц, Зарайский район.

Место района на карте области. Прогулка- поход по окрестностям Зарайска.

Раздел 2. Специальная подготовка -  115ч.

1.   Тема: Введение(3ч): Виды туризма.Туристические походы- какими они бывают. Техника безопасности в туристских походах.

2.   Тема: Цели и задачи похода (8ч): Определение района похода. Распределение обязанностей. Разработка маршрута. Подбор картографического материала. Итоги похода.

3.   Тема: Снаряжение (10ч): Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Виды палаток.

Практическое занятие(8ч): Установка палатки. Личный подбор снаряжения. Хранение снаряжения.

4.   Тема: Движение группы на маршруте (13ч): Обязанности направляющего и замыкающего. Правила движения на маршруте. Режим дня в походе. Нагрузка в походе.

Практическое занятие (8ч): Отработка режима движения в походе.

5.   Тема: Питание в походе   (17ч): Подбор продуктов. Упаковка, транспортировка, хранение продуктов. Приготовление пищи. Режим питания в походе.

Практическое занятие(6ч): Учебный поход с отработкой навыков организации питания.

6.    Тема: Привалы и ночлеги в походе (13ч): Организация биваков. Выбор места. Обустройство бивака. Виды костров, их назначение. Сушка одежды и обуви в походе.

Практическое занятие(8ч): Учебный поход.

7.   Тема: Элементы основ топографии и основные принципы ориентирования на местности(28ч): Значение топографии для туриста. Основные топографические знаки. Компас. . Игра-компас.  Азимут. Карты, планы, схемы. Виды карт. Масштаб .Ориентирование на местности с помощью карты. Движение по азимуту. Практическое занятие(14ч): Учебный поход с отработкой ориентирования.

8.    Тема: Технические и тактические приемы(14ч): Технические средства обеспечения безопасности.

Практическое занятие(10ч): Узлы. Их значение.

9.   Тема: Доврачебная медицинская помощь(5ч): Комплектование аптечки. Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов, обморожений.

10.  Тема: Школа выживания в природной среде (4ч): Аварийная укладка. Действия группы в случае потери: ориентировки снаряжения, одного или нескольких учеников.

Содержание программы 2 год обучения.

Основы знаний туристско-краеведческой деятельности -   144ч  

                                                                 

Введение (1ч).   Туризм в России. Спортивные туристские походы. Инструктаж по ТБ.

Раздел 1.Специальная подготовка - 112ч  

   Тема 1. Туристское снаряжение(5ч).                                                       

Особенности снаряжения для многодневных походов. Хозяйственный набор. Обязанности ремонтного мастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода и похода в межсезонье.

Тема 2. Бивак (15ч). .   Требования к месту бивака, безопасность при ухудшении погодных условий. Туристский бивак летом в безлесной зоне и в зоне леса.

Туристский бивак зимой и в межсезонье в зоне леса и в безлесной зоне. Костровое хозяйство.

    Разведение костра при ветре, дожде, тумане. Учебный поход с отработкой навыков обустройства бивака. Инструктаж по ТБ.

Тема 3. Организация питания в многодневном походе(17ч). Требования к продуктам питания.

    Распределение и учет продуктов. Обязанности завхоза.   Упаковка, хранение Составление меню многодневного похода.    и транспортировка продуктов. Раскладка продуктов. Витамины. Водносолевой обмен в походе. Приготовление пищи на костре. Учебный поход: приготовлением пищи на костре. Инструктаж по ТБ.

Тема 4. Техника и тактика пешеходного туризма(27ч). .    Понятие о технике и тактике пешеходного туризма. Техника передвижения на пешем маршруте:

-     по шоссе;

-     по тропе;

-     по лесной чаще;

-     преодоление лесных завалов, буреломов.

  Техника передвижения по легкопроходимым и среднепроходимым болотам. Преодоление болота по кочкам, по гати. Приемы обеспечения безопасности.

    Преодоление травянистых склонов различной крутизны. Техника передвижения по склонам в подъем, траверсом и на спуск. Приемы обеспечения безопасности (самостраховка с помощью альпенштока, организация спусков и подъемов с помощью веревок). Инстр. поТБ. Техника преодоления водных преград:

а)   переправа вброд (стенкой, попарно взявшись за плечи, в одиночку с шестом).

Приемы обеспечения безопасности (разведка брода, обеспечение страховки).

б)  переправа через реку по бревну. Техника наведения переправы. Приемы обеспечения безопасности.

в)    навесная переправа. Индивидуальная техника движения по навесной переправе.

Приемы обеспечения безопасности. Инстр. поТБ.

Тема 5. Узлы (10ч). .   Основные узлы. Техника завязывания узлов. Вспомогательные узлы. Техника завязывания.   Узлы для страховки и самостраховки. Техника завязывания.

Тема 6. Топографическая подготовка и техника ориентирования в походе (21ч).

    Рельеф. Способы изображения рельефа на картах.   Горизонталь, сечения, бергштрих.

Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. Топографическая схема, кроки, маршрутная. лента, обзорная карта.   Обязанности топографа группы. Составление топографической схемы. Спортивная карта. Основные символы спортивных карт. Масштаб. Условные знаки.   Работа с компасом и картой на местности.

 Виды спортивного ориентирования. Ориентирование по выбору. Игры с элементами спортивного ориентирования.

Тема 7. Доврачебная медицинская помощь(10ч). Оказание первой медицинской помощь в походе при ожогах, кровотечениях, ушибах, вывихах, пищевых отравлениях.

 Переломы конечностей. Оказание доврачебной помощи.  Техника транспортировки пострадавшего в условиях пешего и лыжного маршрутов.  Изготовление носилок при помощи штормовок, веревок. Изготовление волокуши из лыж.

Тема 8. Школа выживания(7ч).

   Обеспечение жизнедеятельности человека в экстремальной ситуации:

а)    укрытие, одежда и обувь;

б)    питание;                                      

в)   водообеспечение;

г)    способы добывания огня;

д)   способы разведения и поддержания костра.

   Условия автономного существования в различных климатических условиях.

2.Краеведческая подготовка   -  32ч.

                                                           

Тема 1. Введение (1ч). Краеведение – путь познания родного края.

Тема 2. Историческое краеведение (10ч).

Понятие об археологии. Первые поселения человека в нашей местности. Древнее село. Развитие ремесел в нашем крае в XIV-XVII веках.   Гербы

 г. Луховицы. Экскурсия в городской краеведческий музей. Быт и занятия горожан с конца XVII до начала XIX веков. Войны и их герои в истории нашего края (Гражданская и Великая Отечественная войны).

  Тема 3. Экология (8ч). .   Понятие об экологии. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Московской области. Объекты на территории района - источники экологической катастрофы.   Борьба за чистоту и сохранность наших лесов, рек, озер - важнейшая задача туристов. Акция –

 « Очистим родник!»

 Тема 4. Памятные места города (3ч).

   Планировка города от первых планов до наших дней. Старые и новые названия улиц центра г. Луховицы.   Памятники истории нашего края и связанные с ними события.   Учреждения культуры города.

Тема 5. Религия и быт (10ч). .   Отражение языческих верований в обычаях, обрядах и праздниках славян.  Строительство храмов, сборов, часовен, монастырей.

Названия храмов. Основные сюжеты икон. Посещение  Чудотворной иконы КОЛОМЕНСКОГО женского монастыря. Почитание иконы Божьей Матери «Спорительнице хлебов» в храме п. Красная Пойма.

   

            Материально – техническое обеспечение программы.

 Дидактический материал: схемы, карты, образцы вязания узлов, специальная литература.

Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, ноутбук, DVD, диски, тематические презентации.

        Основной затратной частью материального обеспечения является туристическое снаряжение, которое можно разделить на две группы: основное (используемое в течение всего года) и сезонное.

         В разделе «Специальная подготовка» по туризму теоретические и практические занятия проводятся группами и коллективно, беседы и походы, где используются следующие материально-технические средства:

Основное:

  1. - палатка - 4 шт.,
  2. - спальный мешок-одеяло - 8 шт.,
  3. -    коврик пенополиуретановый - 12 шт.,
  4. -    тент от дождя (солнца) — 1 шт.,
  5. - костровые принадлежности: топор, саперная лопата, пила двуручная, костровые крючья, котлы- 2шт.:
  6. -  верёвки: основная (12 мм) 20 м. - 2 шт., вспомогательная (6 мм) 20 м. - 1 шт., репшнуры (6 мм) 2 м. - 20шт.,
  7. -   карабины с муфтой - 6 шт.,
  8.  - петли прусика- 6шт.
  9. -  ремонтный набор,
  10.  - компас - 12 шт.,
  11.  – рукавицы брезентовые- 12 шт.

Сезонное снаряжение:

  1.      лыжи с палками -12шт.
  2.      волокуша;
  3.     лопата для снега;
  4.   Аптечка первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Рабочая программа кружка «Туризм» 5-11 класс

Рабочая программа кружка «Туризм» для 5-11 класс расчитана на 1 час в неделю...

Рабочая программа по туризму

Рабочая программа для подготовки детей к туристическому походу....

Рабочие программы по туризму.

Рабочие программы по туризму....