«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи
проект по обж на тему

Бабакова Евгения Юрьевна

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий учащихся, педагогов, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, родителей и работников правоохранительных органов в организации работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГОРОД ВОЛГОДОНСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №11

 «Лицейский центр профилактики»      

Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи

2014 год

Раздел 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

«ЛИЦЕЙСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ»

НА 2014 - 2015 ГОДЫ

В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действует Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 года №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»; совместный приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области и ГУВД по Ростовской области от 11.11.2010/16.11.2010 №885/886 «О дополнительных мерах по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов», с целью предупреждения правонарушений, совершенствования работы по организации профилактической деятельности; Соглашение межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социальноопасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск».

Основное требование, которое должно предъявляться к деятельности современной школы – адекватность проблемам, стоящим  перед человечеством:

  • глобальная деградация среды обитания;
  • социальные потрясения;
  • нравственный релятивизм;
  • «взрывной» рост знаний;
  • быстрая смена технологий.

Необходимость создания условий для развития талантливой молодежи диктуется осознанием того факта, что возникновение демократических институтов, жизнь в условиях открытого общества невозможны без наличия компетентных, неординарно мыслящих, способных к творчеству и проектной деятельности людей.

Стратегическая цель образования, стоящая перед педагогическим коллективом нашей школы: формирование личности творческой, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Достижению данной цели способствует организация проектной деятельности учащихся.

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий учащихся, педагогов, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, родителей и работников правоохранительных органов в организации работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

Метод  проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать не только учебную, но и воспитательную работу со школьниками.

В ходе поиска новых психолого-педагогических идей в организации профилактики асоциальных явлений в образовательном учреждении  была разработана концептуальная модель деятельности «Лицейского центра профилактики» и развернута работа по предотвращению употребления несовершеннолетними алкоголя, табачных изделий и ПАВ. Учащиеся школы и педагоги с большим энтузиазмом взялись за реализацию данного проекта, который позволит  совершенствовать работу образовательного учреждения по пропаганде здорового образа жизни и будет способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.

Проблема употребления несовершеннолетними алкоголя, табачных изделий и ПАВ считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевидению, много говорят. Профилактическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах.

Ситуация с потреблением алкоголя, табачных изделий и ПАВ среди молодежи и подростков в России продолжает оставаться катастрофической. Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся вовлечении значительной части детского и подросткового населения страны в незаконное потребление алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ).

Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается. Но невозможно полностью обезопасить подростков от плохого влияния среды, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом, противостоять давлению, уметь сказать «нет».

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики употребления алкоголя, ПАВ, табачных изделий в подростковой и молодежной среде наиболее предпочтительной является работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни и ориентированная на применение социально-педагогического тренинга. Организация профилактических мероприятий строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.Цели такой работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению ПАВ, алкоголем, табачными изделиями и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств, алкоголя, табачных изделий;
  • формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, алкоголе и табаке, и умения принимать правильные решения;
  • предоставление альтернатив вредным привычкам.

В нашем учебном заведении воспитательная деятельность строится на принципах позитивной профилактики. Главным направлением в профилактике мы считаем работу с детьми с целью формирования у них знаний, привычек и способностей к здоровому образу жизни.

Необходимо создавать программы нового поколения: тренинги и другие активные методы обучения, направленные на повышение ценности здоровья и других жизненных установок, а также развивать создание подросткового волонтерского движения.Эта форма профилактической работы наиболее эффективна и перспективна.Важно, когда сами подростки активно участвуют в формировании здоровой среды и здоровых интересов среди сверстников. Получение максимально эффективной отдачи от деятельности волонтеров достигается за счет того, что возраст лекторов не сильно разнится с возрастом аудитории – так что психологических барьеров нет, общение непринужденное, к тому же легко обнажаются острые проблемы, интересующие молодых людей, и появляется возможность совместного поиска путей их решения.

С помощью открытых дискуссий, диспутов, психологических игр, творчества – театр, кино, искусство, конкурсов, акций, выпуска школьных газет, выступления школьных агитбригад, кружков по интересам можно планомерно воспитывать позитивные формы самоутверждения, необходимость жить без вредных привычек, уверенность жить свободной, интересной, творческой жизнью.

Главное, профилактическая работа должна носить систематический характер, а не быть разовым мероприятием, проведенным  для галочки.Нужен комплекс продуманных, хорошо организованных и эффективных мероприятий.

«Лицейский центр профилактики» является практико-ориентированным (прикладным) проектом.

Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта»; презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта.

Проект «Лицейский центр профилактики» помогает молодым и талантливым ребятам выразить свое отношение к алкоголизму, табакокурению, употреблению ПАВ.

Создаются творческие группы (школьники, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, администрация лицея), которые проводят исследовательскую работу по одному из направлений данной тематики, результаты деятельности оформляются в виде письменных отчетов, статей, выступлений на конференциях и т.д. Итогом работы творческой группы является создание мультимедийного проекта – пакета электронных презентаций,  компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, проведение общешкольного мероприятия, массовой акции.

Формирование творческих  групп  осуществляется  таким образом, чтобы в каждой из групп присутствовали учащиеся с различными навыками  работы с компьютером. Это позволяет им учиться друг у друга во время работы над проектом, более успевающие учащиеся смогут помочь своим товарищам,   используя стратегию взаимопомощи.

Творческим группам приходится во многом самостоятельно планировать и выстраивать свою работу в проекте, ставя перед собой все новые вопросы и находя на них ответы, двигаться к конечной цели.

Практический проект, как правило, востребует знания из самых разных областей, требует от разработчика широкого кругозора и постоянной готовности осваивать и получать новое знание. Поэтому составной частью проекта становится исследование.

Целью исследовательской деятельности является решение учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающее наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся используют информацию из учебных пособий, периодических изданий, научно-популярной литературы, глобальной сети Internet.  

Работа над проектом позволит сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научит проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.  

Готовя исследовательский проект, разработчики  анализируют огромное количество информации, выбирают наиболее актуальные, значимые, достоверные, интересные сведения по теме исследования. В результате подготовительной работы отбирается  информация, объективно ценная и интересная для всех читателей (слушателей), а не только для одних  авторов.  Но в традиционном виде, на бумажном носителе, она доступна лишь ограниченному числу людей. Поэтому, перед группой исследователей встанет  задача: сделать ее доступной всем интересующимся данной проблемой. В этом  помогут современные информационные технологии, позволяющие создавать эффектные мультимедийные пособия, которые, будучи размещены в глобальной сети, становятся частью мировых информационных ресурсов.

Главный смысл учебного исследования - развитие личности учащегося, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, исключающий в свою очередь применение шаблонов.

Информационные технологии в этом проекте не является предметом изучения. Они используются здесь именно так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Поэтому разработчикам проекта предстоит примерить на себя «костюм» взрослого человека, для которого компьютер – один из атрибутов жизни. Важный атрибут, но не самый главный. Главное – это умение думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща). Вместе с тем проекты, которые учащиеся будут выполнять вместе со своими товарищами, позволят развить их компьютерные навыки и приобрести необходимый опыт.

Концептуальные основы проекта:

-  педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;

-  включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);

-  единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

-  принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;

-  комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

-  учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.

Формы и методы работы

Наиболее эффективными методами работы с подростками в лицее считаем следующие:

- метод включения в активную исследовательскую деятельность (сбор и анализ информации, решение поставленных перед учащимися задач и т.д.);

-  метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

-  метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

- групповая работа,

-  тренинг поведения,

-  личностный тренинг,

-  дискуссии,

-  мозговые штурмы,

-  беседы, встречи,

-  лекции,

-  ролевые игры,

-  просмотр и обсуждение видеофильмов,

-  индивидуальные консультации,

-  тесты,

-  конкурсы,

-  праздники,

-  родительские лектории.

Общешкольные мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Лицейский центр профилактики»:

  • Массовые акции:

- спортивные мероприятия;

- концерты («Вместе мы – сила», «Мы против!»);

- выступления агитбригад («Наркотики – тот же терроризм», «Сделай выбор»);

- творческие конкурсы;

  • научно-практические конференции;
  • индивидуальная работа;
  • работа с научной литературой;
  • работа в  глобальной сети Internet;
  • самостоятельный поиск информации, анализ и отбор необходимых фактов по предложенной тематике,  представление результатов исследования  в виде выступлений, электронных презентаций, письменных отчетов о проделанной работе;
  • изготовление и выпуск буклетов, стенгазет, видеопособий и т.д.;

Раздел 2.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,

 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Цели проекта:

  • формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психологического здоровья школьников, ориентация молодежи на сознательный отказ от употребления ПАВ, алкоголя и табачных изделий;
  • развитие эффективных механизмов социальной системы профилактического воздействия и создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения по профилактики употребления алкоголя, ПАВ, табачных изделий в лицее.

Задачи проекта:

  • формирование у учащихся коммуникативных знаний и навыков, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, представлений о своем физическом и психическом Я;
  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы с научной литературой,  умений ориентироваться в информационном пространстве, выдвигать гипотезы  и находить средства их адекватного изучения,  умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • создание наглядных пособий пропагандирующих здоровый образ жизни, содержащих графическую, текстовую и звуковую информацию для проведения конференций, семинаров и совещаний, торжественных мероприятий, практических занятий школьников, которое может использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

В рамках реализации прикладного проекта «Лицейский центр профилактики»  учащиеся будут решать следующие задачи:

  • создание и форматирование документов, добавления примечаний и т.п. с помощью программы MicrosoftWord;
  • сбор, анализ и управлениеданными для разработки социологических отчетов и анализа результатов в программе MicrosoftExсel  с помощью рабочих листов и формул;
  • поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
  • создание и определение структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы MicrosoftPowerPoint;
  • создание баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации с использованием приложения MicrosoftAccess;
  • общение по электронной почте;
  • деловое общение при совместном решении вопросов;

Кроме того, будут активно использоваться  программы:

  • InternetExplorer – для просмотра и поиска информации в Интернете;
  • MicrosoftPaint, MicrosoftPhotoEditor, AdobePhotoshop – для создания, сканирования и обработки изображений.

Целевая аудитория:

  • педагогический коллектив МОУ лицея №11;
  • коллектив учащихся;
  • инспектора ОДН ОП-2, КДНиЗП;
  • родители учащихся.

Сроки реализации проекта:

Базовый, начальный этап – февраль – май 2014года,

Основной этап –июнь 2014 года – февраль 2015 года,

Завершающий этап – март – май 2015 года.

Целевые показатели программы

№ п/п

Наименование показателей эффективности

Единица измерения

Базовый показатель 2013 года

Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренные программой

2014

2015

1.

Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и КДНиЗП

Чел.

4

3

2

2.

Охват профилактическими мероприятиями несовершеннолетних детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет

Чел.

100

100

100

3.

Доля учащихся, употребляющих табачные изделия

%

20

17

14

4.

Доля учащихся, употребляющих алкогольные напитки

%

5

4

2

5.

Доля учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность

%

80

86

90

6.

Доля родителей, охваченных профилактическим просвещением

%

60

70

80

Раздел 3.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ,

ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ПАВ

НА  2014-2015 Г.Г.

п/п

Мероприятия  проекта

Целевая аудитория

Сроки проведения

Ответственные

Вид отчета

I  ЭТАП  (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) – ФЕВРАЛЬ – МАЙ 2014ГОДА

1.

Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

Администрация лицея

В течение всего периода

Администрация лицея, учителя,  родители.

информация

2.

Изучение социального заказа на образовательные услуги (анкетирование учащихся, родителей, собеседования, опросы)

Учащиеся

8 - 10 классов, родители

Март 2014г.

Зам. директора по УВР, педагог-психолог,

соц. педагог

справка

3.

Диагностика приоритетов жизненных ценностей учащихся

Учащиеся 8,9,10 классов

По плану

лицея

Педагог-психолог,

соц. педагог,

зам. директора по ВР

справка

4.

Совещание педагогов лицея с целью ознакомления с проектом и планом работы по проекту

Педагогический коллектив лицея

Март 2014г.

Зам. директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог,

протокол

5.

Создание творческих групп

Педагогический коллектив лицея

представители ЛУСа

Март 2014г.

Зам. директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог, Президент ЛУСа

справка

6.

Конференция отцов: «Семейные традиции здорового образа жизни»

Представители Совета отцов, педагогический коллектив лицея

Февраль 2014г.

Зам. директора по ВР, соц. педагог

протокол

7.

Изготовление наглядно-информационных пособий для подростков, родителей и педагогов

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Март – май 2014г.

Зам. директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог, Президент ЛУСа

информация,

наглядные пособия

8.

Составление конспектов, сценариев, методических рекомендаций для педагогов.

Педагогический коллектив лицея

Март – май 2014г.

Зам. директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог

методическая копилка

9.

Беседы, классные часы по формированию нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению

Учащиеся

8 – 11 классов

Март – май 2014г.

Инспектор ОДН

ОП-2, соц. педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители

протоколы, справки

II  ЭТАП  (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ)  - ИЮНЬ 2014 ГОДА – ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА

1.

Работа творческих групп по направлениям тематики проекта, оформление результатов работы в виде статей, сценариев и т.д.

Педагогический коллектив лицея

Учащиеся

8 – 11 классов

Июнь – сентябрь 2014 г.

Зам.директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог, творческие группы

методическая копилка

2.

Создание на сайте лицея вебстраницы «Лицейский центр профилактики» для освещения работы по проекту

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Сентябрь 2014 г.

Зам.директора по ВР, соц. педагог, учитель информатики

информация

3.

Беседы со специалистами органов профилактики:

  • «О наркотиках и наркоманиях»;
  • «Уголовная ответствен-ность за употребление алкоголя, табачных изделий и ПАВ несовер-шеннолетними» и т.д.

Учащиеся

8 – 11 классов

Октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.

Зам.директора по ВР, соц. педагог, врач-нарколог, инспектор ОДН

ОП-2

справки

4.

Беседы, классные часы по формированию нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению с привлечением активистов творческих групп

Учащиеся

8 – 11 классов

Октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.

Зам.директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог, творческие группы, классные руководители

протоколы, справки

5.

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования,развитие связей с общественными организациями, учрежде-ниями профилактики

Родители, учащиеся

В течение всего периода

Директор лицея,

зам. директора по ВР, педагог-психолог,

соц. педагог председатель Совета отцов

договоры, информация

6.

Тематические родительские собрания профилактической направленности:

«Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»,

«Подросток в мире вредных привычек»

Родители учащихся 8 - 11 классов

Один раз в четверть

Психолог,

соц. педагог, зам. директора по ВР,

классные руководители

протоколы

7.

Круглый стол «Как уберечь ребенка от алкоголя и курения»

Учащиеся «группы риска», представители Совета отцов, представители  ЛУСа

Декабрь 2014г.

педагог-психолог,

соц. педагог, зам. директора по ВР, классные руководители, члены Совета отцов

протокол

8.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (конкурсы, семейные праздники, соревнования, труд.десанты)

Родители, учащиеся лицея

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, психолог,

соц. педагог, классные руководители

информация

9.

Тренинговое занятие «Умей сказать «Нет!»

Учащиеся

«группы риска»

Февраль 2015 г.

педагог-психолог

информация

10.

Спортивные мероприятия: «Спартакиада школьников», «Мы за здоровый образ жизни» и т.д.

Совместные спортивные соревнования представи-телей от Совета отцов и учащихся

Родители учащихся 8 - 11 классов

Октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, учителя физической культуры

информация

11.

Подготовка и проведение концерта «Наш выбор!»

Учащиеся

8 – 11 классов

Январь – февраль 2015 г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, вожатые

информация

12.

Подготовка и проведение выступлений агитбригад: «Наркотики – тот же терроризм», «Мы против!»

Учащиеся

8 – 11 классов

Ноябрь 2014г.– январь 2015г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, вожатые

информация

13.

Конкурсы наглядной агитации (стенгазеты, рисунки и т.д.)

Учащиеся

8 – 11 классов, родители

Ноябрь 2014г.– январь 2015г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, вожатые

информация

14.

Изготовление буклетов, брошюр для учащихся и родителей

Учащиеся

8 – 11 классов, родители

Октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.

Творческие группы

буклеты, брошюры

15.

Подготовка и проведение конференции «Вместе мы – сила!»

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Февраль – май 2015г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, психолог,

соц. педагог

информация

протокол

16.

Подготовка и проведение массовой уличной акции «Наша улица против!»

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Февраль – май 2015г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, психолог,

соц. педагог

информация

III ЭТАП  (ИТОГОВЫЙ) – МАРТ – МАЙ 2015 ГОДА

1.

Анализ реализации проекта. Оформление и описание результатов работы

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Апрель- май 2015 г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, психолог,

соц. педагог

справка

2.

Проведение единого

Дня профилактики

Учащиеся

8 - 11 классов, учащиеся «Группы риска»

Апрель 2015г.

Инспектор ОДН, соц. педагог, зам. директора по ВР, классные руководители, члены Совета отцов

приказ, протокол, информация

3.

Создание пакета электрон-ных презентаций, методи-ческих разработок уроков, внеклассных мероприятий

Педагогический коллектив лицея

Апрель- май 2015 г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, психолог,

соц. педагог

информация

4.

Проведение общешкольного мероприятия (конференции «Вместе мы – сила!»)

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея

Май 2015г.

Зам.директора по ВР, творческие группы, психолог,

соц. педагог

информация

протокол

5.

Распространение опыта работы через проведение городского семинара, публикаций в средствах массовой информации, публичную презентацию на общешкольных родительс-ких собраниях

Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея, общественность города

Март – май 2015 г.

Директор МОУ лицея №11, зам.директора по ВР, творческие группы, педагог-психолог,

соц. педагог

информация

6.

Проведение итогового совещания для педагогов с целью ознакомления с результатами работы по проекту

Педагогический коллектив лицея

Май 2015г.

Зам.директора по ВР

информация

протокол

Раздел 4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении программы  авторы руководствовались следующими нормативно-правовыми документами:

1.        Конституция РФ

2.        Закон РФ «Об образовании»

3.        Семейный кодекс РФ

4.        Гражданский кодекс РФ

5.        Конвенция о правах ребенка

6.        Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей

7.        Национальная доктрина образования в РФ

8.        Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики»

9.        Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

10.        Программа развития лицея

11.        Устав МОУ лицея №11

Работа по профилактике социально негативных явлений строится в соответствии с:

-Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

-Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

-Федеральным законом от 25.10.2006 № 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

-Федеральным законом от 23.02.2013 №15-ФЗ«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

-приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

-Порядком межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к потреблению наркотиков, психотропных и иных психоактивных веществ;

-Концепцией формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

-Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами на территории г.Волгодонска;

-Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;

-методическим пособием «Критерии оценки профилактической деятельности образовательных учреждений Ростовской области».

        Работа по профилактике употребления алкоголя, табачных изделий и ПАВ предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, формирования приоритетов здорового образа жизни.

        

Раздел 5.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА,

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

 И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Руководитель проектаШахова Ирина Афанасьевна – директор МОУ лицея №11

Основные исполнители:

 - администрация МОУ лицея №11;

 - классные руководители;

 - социальный педагог;

 - педагог – психолог;

 - медицинский персонал;

 - инспектор ОДН ОП-2;

 - педагоги дополнительного образования;

 - Совет профилактики;

 - Совет отцов;

 - лицейский ученический Совет.

Активные и инициативные молодые люди, объединяясь в добровольческие группы и, ведя пропаганду здорового образа жизни, реализуют свою позитивную гражданскую позицию и показывают тем самым пример своим сверстникам.

Организационная структура проекта

Координационный совет, корректировку работы творческой группы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе;

Социально-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет социальный педагог;

Психологическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет педагог-психолог;

Информационно-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного научного общества;  

Отдел социальной рекламы (изготовление рекламных проспектов, буклетов, листовок,брошюр, плакатов, афиш и т.д.);

Информационный отдел (обновление материалов школьного сайта, выпуск стенгазет, информационных бюллетеней, фотопрезентаций и т.д.);

Театрально-концертная группа, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного театрального кружка.

Данный проект рассчитан на учащихся старшего подросткового возраста - «возраста принятия решений»(14 – 17 лет).

Практическая реализация данного проекта не потребует больших финансовых вложений, так как в настоящее время в школах имеется необходимое компьютерное оборудование (компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, флеш-карта) и  бесплатный доступ в   глобальную сеть Internet.

 Финансовые средства потребуются для приобретения научной и справочной литературы по теме исследования, CD-R дисков,  бумаги и краски для принтера, создания призового фонда для наиболее активных разработчиков электронных обучающих пособий.

Алгоритм реализации проекта

Первый этап – организационный:

 - изучение нормативно – правовой базы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работу по профилактике употребления алкоголя, табачных изделий, ПАВ;

- организация работы творческих групп проекта;

- создание методических материалов, наглядно-информационных пособий для реализации проекта;

Второй этапдеятельностный:

- координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля над их реализацией;

- подключение родительской общественности для решения проблем по профилактике употребления алкоголя, табачных изделий, ПАВ;

- создание на сайте лицея вебстраницы «Лицейский центр профилактики» для освещения работы по проекту;

- организация  тесного взаимодействия с представителями КДНиЗП, инспекторами ОДН;

- участие детей «группы риска» в общелицейских мероприятиях, агитбригадах;

- проведение массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты, конкурсы и т.д.)

Третий этап – итоговый

 - анализ и подведение итогов работы по проекту, знакомство педагогов лицея, родителей учащихся с итогами реализации проекта на совещаниях, заседаниях Управляющего совета, родительской конференции;

 - создание пакета электронных презентаций, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий для педагогов;

- распространение опыта работы лицея с помощью средств массовой информации, городских семинаров, общешкольных родительских собраний.

Раздел 6.

 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Реализация проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательного имиджа здорового образа жизни, по профилактике различных заболеваний и вредных привычек, по предупреждению асоциального поведения, в частности распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения среди детей, подростков и молодежи.

Осуществление мероприятий проекта будет способствовать достижению следующих результатов:

  • формирование  гражданской позиции молодежи;
  • формирование сплоченного молодежного актива в лицее на основе его участия в конкретных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни;
  • создание обучающего электронного пособия – пакета мультимедийных презентаций   по проблемам  здорового образа жизни;
  • совершенствование системы взаимодействия лицея с различными учреждениями города по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи;
  • формирование важнейших социальных навыков у подростков, способствующих успешной адаптации в обществе;
  • формирование  у детей убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем.

Предлагаемый проект может найти практическое применение при  организации воспитательно-профилактической деятельности в образовательных учреждениях, при проведении занятий по пропаганде здорового образа жизни, по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних (при проведении лекций,  диспутов), в деятельности  классных руководителей.

Практическое использование методических материалов данной работы будет способствовать внедрению в образовательный процесс современных форм и методов воспитательной деятельности.

Использование методики проектной деятельности на базе ИКТ окажет благотворное влияние на совершенствование работы образовательных учреждений по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.

   Социальные эффекты реализации проекта определяются на основе целевых показателей соответствующих целям проекта:

  • расширение социального партнерства с родителями;
  • повышение информированности родителей о результатах развития, ценностных ориентирах ребенка;
  • повышение престижа семьи;
  • усиление социальной направленности воздействия на воспитанников;
  • повышение правовой и психолого-педагогической компетентности как родителей, так и педагогов;
  • повышение уровня воспитанности учащихся;
  • повышение эффективности управления.

Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых показателей по следующей формуле:

Кф1      Кф2     Кф3Кфn

----- + ----- + ----- +        + -----

Ко1      Ко2      Ко3                Коn

П = ---------------------------------------- х 100 %, где

n

П – эффективность реализации Программы,

Кфn – фактически достигнутое значение целевого показателя в отчетный период;

Ко – ожидаемое значение целевого показателя в отчетный период.

При значении:

П равно и более 100 % реализация Программы является эффективной;

П менее 100 % реализация Программы является неэффективной.

Итоговые и промежуточные отчеты о реализации программы должны содержать оценку эффективности реализации программы, анализ полученных результатов, определение целевых ориентиров в дальнейшей профилактической работе.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

■   снижение числа обучающихся, поставленных на внутришкольный учет за совершение поступков, связанных с употреблением веществ, вредных для здоровья;

■   оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;

■   итоги медицинского и психологического обследования учащихся лицея.

Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.

Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

«ПРОФИЛАКТИКА КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)» ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму лично...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Статья "Нравственное воспитание подростков и молодежи (из опыта работы МЭШДОМ)"

Статья посвящена опыту работы МЭШДОМ в деле нравственного воспитания подростков....

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдума...