"Безопасность и здоровье гимназистов"(Инновационные подходы)
статья по обж (5 класс) на тему

"Безопасность и здоровье гимназистов" (Инновационные подходы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_nomer_51_sevalnev_n.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

0 здоровье , питание в школе, на примере своей гимназии  показаны основные результаты  сберегающей технологии“Безопасность и здоровье гимназистов  ( Инновационные  подходы и достижения).

ГБОУ номер 61  гимназия.                                          

 Почему и для чего ?  -однозначное и строгое определение целей обучения.

 Что?- отбор и структура содержания,

 Как, оптимальная организация учебного процесса,

 С помощью чего? методы, приемы и средства обучения,

 Кто?- Реальный уровень квалификации учителя.

 Так ли это? объективные методы оценки результатов обучения.

         Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности  всего  общества поскольку  лишь здоровее дети   в состоянии должным образом усваивать полученные знания  и в будущем  заниматься производительно-полезным трудом. Существует  более 300 определений понятия « здоровья”. Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье  -это состояние полного физического  , психического  и социального благополучия , а не только отсуствие  болезней или физических  дефектов.

         Физическое здоровье:

 .  это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде(педагогическое определение):

 .  это состояние роста и развитие  органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы , обеспечивающие адапционные реакции   ( медицинское определение).

         Психическое здоровье:

 .   это  высокое сознание,развитое мышление ,большая внутренняя и моральная сила,  побуждающая к  созидательной деятельности (педагогическое определение):

 .       это состояние психической сферы,основу которой составляет статус общего душевного комфорта,адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

         Социальное здоровье-это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

          Нравственное здоровье-это  комплекс характеристик мотивационной  и потребностно-информативной сферы  в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,установок и мотивов поведения индивида в обществе.

          Духовное  здоровье-это система ценностей и убеждений.

         Признаки  индивидуального  здоровья

  .      Специфическая  и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

  .      Показатели роста развития          

  .      Текущие  функциональное состояние и потенциал (возможности ) организма и личности      

  .       Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

  .       Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

  .      В связи с этим целостный взгляд  на  индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

         Cоматический компонент-текущее состояние органов и систем организма человека, -основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом  развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.

         Физический компонет-уровень роста и развития органов  и систем организма, основу которого состовляют  морфофизиологические  и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

         Психический компонент- состояние психической сферы, основу которого  составляет состояние  общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную  поведенческую реакцию.

         Нравственный компонент- комплекс характеристик мотивационной  и потребностно  -информативной сферы   жизнедеятельности, - основу которого  определяет система ценностей,  установок и мотивов поведения индивида в обществе.Нравственным здоровьем  опосредована  духовность человека, так как оно связано   с общечеловеческими истинами добра, любви  и красоты.

         Здоровье человека, в первую очередь зависит   от стиля жизни.  Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими,   национальными  и религиозными  традициями  , убеждениями, личностными наклонностями .

        Здоровы образ жизни   объеденяет все,  что способствует выполнению человеком профессиональных,  общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность  усилий личности   в сохранении  и укреплении  индивидуального  и общественного здоровья.

        Здоровый  образ жизни:

  .     благоприятное социальное окружение:

  .     духовно –нравственное благополучие:

  .     оптимальный двигательный режим

  .     закаливание организма

  .     рациональное питание

  .     личная гигиена

  .     отказ  от вредных  пристрастий  ( курение , употребление  алкогольных напитков,   наркотических веществ)

  .      положительные эмоции

       Приведенные характеристики  позволяют сделать вывод, что  культура  здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека.

           Здоровье  детей  отнесено  к приоритетным  направлениям  социальной политики  в области образования, что находится  в соответствии ст. 51 Федерального закона   « Об образовании». Решение   этой проблемы  -сохранение  и укрепление здоровья  детей, требует совместных усилий   и координации  всего комплекса   страны.

Основными  целями общеобразовательной школы является сохранения здоровья   обучающихся   и восстановление  адаптационных возможностей организма   ребенка, полноценное физическое  и психологическое  развитие учащихся  в  соответствии  с возрастом, обучение основам  здорового образа жизни, формирование   здоровьесберегающей среды .

         Гимназия  номер 61 Выборгского  района г. Санкт-Петербурга  относится  к  разряду общеобразовательных учреждений   с повышенным уровнем внимания к здоровью- школа, содействующая сохранению здоровья  детей- школа здоровья.

          Деятельность гимназии  направлена:

-  на  формирование  у учащихся и родителей  здорового образа жизни:

-  создание безопасной  и здоровой среды(микроклимат), освещенность, мебель , технические  средства обучения, организация питания  с учетом состояния  здоровья детей , обучения в спортивном классе)

-совершенствование учебно-материальной базы для физического развития и воспитания  ( в этом школе хорошо помогают наши муниципалы)

-  совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных  форм поведения  и др.

          В гимназии  организована работа по следующим  направлениям: 

-  профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

-   работа  с обучающими  и их родителями по формированию здорового образа жизни:

-   организация  и проведение экскурсей  :

-   проведение «дней здоровья” .

-   лечебно-профилактические мероприятия  по укреплению здоровья школьников:

-  спортивные мероприятия.

         Коллектив гимназии работает   в экспериментальном режиме   и занимается разработкой  модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами   которой являются:

-  создание комфортных условий обучения ( моделирование  в образовательном учреждении зоны экологической комфортности):

-   использование оздоровительных методик , регулирующих  двигательную активность, и приемов реабилитации  умственной  и физической работоспособности.

           Создан  режим работы, наиболее благоприятный для  решения поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции  оздоровительного процесса в образовательный, Созданы комфортные условия   для пребывания детей  и работы учителей, для реализации оздоровительной программы

            Образовательный   процесс регламентируется  Типовым  базисным планом образовательного учреждения, утвержденными  программами Министерства  образования РФ  ,адаптированными  к особенностям здоровья   и психофизического  здоровья ребенка и согласованными с  методическими санитарно-гигиеническими службами. В  школе широко применяются как  традиционные  педагогические технологии ( классно-урочная форма, лекционно-семинарская зачетная ), так и педагогическая технология  на основе личностной ориентации педагогического процесса( педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии). Важнейшим  условием деятельности педагогического  коллектива  школы  стало обязательное применение на занятиях  здоровьясберегающих  технологий обучения. Это  предполагает:

-  учет периодов работоспособности  детей  на  уроках( период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления):

-    учет возрастных  и физических особенностей ребенка   на занятиях( количества деятельности на уроках,, их продуктивность):

-   наличие эмоциональных разрядок на уроках .

-   чередование позы с учетом видов деятельности.

-   использование физкультурных пауз на уроках.

            Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя  и психологически грамотной  педагогической направленности  его педагогической деятельности. Учителями школы были разработаны  интегрированные курсы, что позволило снизить учебную нагрузку учащихся.  Разработаны  коммуникативные связи  между образованием  и оздоровлением учащихся.

          Возникла необходимость  в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок  и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.  Решена проблема по интеграции оздоровительного процесса   в учебный план   в расписание занятий школы. В учебный план включены уроки с учетом возрастных  особенностей детей, в режим  работы гимназии   в обязательном порядке введена утренняя  физическая зарядка и физкультминуты  на уроках.

          В настоящее время  сформирован вариант расписания , которое состоит из блоков :

-    расписание занятий по школьному компоненту , с учетом работы психолога

-    расписание занятий блока дополнительного  образования( секции, объединение по интересам)

-     расписание  индивидуальных консультаций учителей-предметников.

Расписания   составлены в  соответствии с  санитарными требованиями, предъявляемые требованиями  государственным санитарно-эпидимиологическим надзором

           В  средней  и старшей школе  в рамках школьного компонента   введен предмет « здоровый образ жизни” В рамках компонента  на уроках    ОБЖ в старшей школе введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни,» на которую отводится  18 часов в 10 классе   и 9 часов  в 11 классе.

Дополнительное  образование   вносит существенный вклад  в образовательный процесс ,  в воспитание  и оздоровление   учащихся  школы  и реализуется  во-второй половине дня.   Своеобразие этого  направления   заключается  в том ,что кроме   задачи гармонического развития личности  оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент  и является частью оздоровительной программы .

Дополнительное  образование  обеспечивает  развитие  творчески  активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь , получение базового образования  , а также возможности адаптироваться в современном обществе.

Во второй половине дня , после обеда для всех детей организованы  занятия  по интересам.      Ученики посещают   спортивные секции  и кружки  ( спортивные игры ,восточные единоборства ,Общая спортивная подготовка, организация экскурсий, прогулок.  В школе регулярно проходят общешколные  Дни  Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.

           Создана целостная система  образовательного   процесса  в режиме полного дня.

Целям  охраны  здоровья  обучающихся   будет отвечать применение  в школах  педагогических технологий , построенных с учетом учебно-позновательных., но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей

          Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе гимназии:

Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение   здоровьесберегающие технологий.  Образовательный и воспитательный процесс в школе строится  на основе   личностно-ориентированного подхода   с  использованием современных методов   и  информационных технологий.  Степень  оснащения школы новейшим оборудованием  ,  в том числе  и медицинским  ,наличие в школе   целеустремленного творческого педагогического  коллектива,позволяет наладить работу всех структурных подразделений  и   служб  на высоком научном  и методическом уровне для системной организации по внедрению  здоровьесберегающих технологий  не только  в воспитательную работу школы  , но и в повседневную жизнь каждого ученика. Основная цель, которую преследует современное воспитание  ,- воспитывать  не только социално-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и  с сохраненным физическим  и и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому  основной воспитательной работы  в школе становится внедрение  и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города,    округа ,  школы.

              Данная тема актуальна ,  так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение здоровья  населения  в целом, и учащихся в средних школ, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным  Министерства Здравоохранения, у подростков  в 15-17 лет  в 95 случаях  из 100 зарегистрированы  различные заболевания  . Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии .  Поэтому  педагоги  и администрация школы  сочли подходить к этой проблеме комплексно .С целью приостановке  ухудшения здоровья школьников  в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и  их родителей с целью укрепления здоровья школьников  и внедрение в повседневную жизнь здорового образа жизни.

              Воспитательная работа в школе по направлению   «здоровьесберегающие  технологии” спланирована , имеет цели  и задачи.

В настоящее  время  воспитательная работа опирается  на основное направление-сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача –создание системы воспитательной работы, направленное на кардинальное изменение и улучшение  социальной среды, образовательной среды  и среды меж личностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной работы   позволит сохранить  физическое и  психическое состояние здоровье  школьников, но и  изменить психолого-педагогическую среду средней школы.

             Наша школа  в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий  опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:

1.Аксиологический-Воспитание  у ученика личной системы   ценностей.

2.Личностно-ориентированный-создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности .

2.Гуманистический-поддержка и защита ребенка( социальная , правовая, педагогическая, медико-психологическая).

4.Системный- вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.

Ребенок  должен воспитываться в  благопрятной и целостной  психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают , оскорбляют, занижают их способности,- все это  приводит к тому. Что дети не только  неадекватно занижают свою самооценку , не верят в свои способности , но и к различным заболеваниям , в том числе  и психическим  . Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком-создать такую  среду, которая  способствовала  бы  развитию талантов  ,способностей , умений  и навыков при наименьших психоэмоциональных  затратах  со стороны ребенка и родителей.

Все здоровье детей основано в первую очередь  на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка , характеру занятий  с ребенком, наличие доброжелательной атмосферы.

Взаимоотношения между родителями  и детьми должны быть доверительно-дружескими,товарищескими, но при этом ребенок должен понимать   и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными руководителями , социальным педагогом и психологом в первую очередь с родителями учащихся-ведь от них зависит  при  каком состоянии здоровья  ребенок начнет обучение  в школе. Школа при постановке задач  воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям  на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только  общее состояние данной проблемы , но и возможные пути ее решения.

Очень важен режим дня  детей не только в школе , но и дома. Формирование правильных  представлений   о здоровом образе жизни должен   должен начинаться  именно с режима   дня, который наиболее благоприятсвует сохранению здоровья  с раннего возраста и культуре самоорганизации.

В гимназии дети не только учатся  , но и питаются,посещают  экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают.  Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе , прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее двух экскурсий в месяц.

Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями , но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы   ставят при проведении уроков и воспитательные  задачи –формирование коллектива , толерантность, создание психо-эмоциональной среды  в классе.

Любое мероприятие в школе  носит положительны эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается  не только  на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

Творчески  организована спортивная  работа  с учащимися,  проводятся спортивные соревнования , игры. В гимназии  проводятся дни здоровья, в основном на свежем воздухе, чтобы ученики могли отдохнуть, расслабится, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры  и обычные прогулки. Так же  в  каникулярное время  в большенстве учащиеся бывают  на свежем воздухе-классными руководителями организуются  соответствующие мероприятия , например , экскурсионные поездки  по Пушкинским местам, музеи города.

Отдельное внимание уделяется  санитарно-гигиеническому  состоянию гимназии,    все учащиеся имеют сменную обувь , моют руки перед едой. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы  чистящими , моющими , дизинцифицирующими средствами  и уборка ковровых покрытий пылесосом.

Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка  всех помещений гимназии  с дизинцифицирующими и моющими  средствами мест  общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым  осуществляется  максимально возможное для охраны здоровья детей  и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.

В современных условиях напряженная программа  обучения оказывает огромное влияние на зрение  обучающихся в школе детей,поэтому  под особым контролем должна находится освещенность в учебных классах, рекреациях  и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их  в случае неисправности. Так же проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах ( поддержание температурного режима  в вентиляционных системах, проветривание  помещений и рекриаций)

При разработке критериев  оценки эстетического состояния школы   мы исходим из того , что состояние физического, психического здоровья человека  определяется восприятием  гармонии или дисгармонии форм , цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оормлении школы  следует учитывать  особенности восприятия  детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций   ребенка в вопросах вкуса,которые, зачастую, у многих бывают далеки от высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики  окружающего пространства.

Для  хорошего восприятия окружающей детей обстановки  проведен ремонт первого этажа и рекриаций.  Стены светлые радуют глаза детей.

В коридорах на этажах вывешены рисунки выполненные школьниками на уроках и кружках по ИЗО.

В гимназии есть хорошо оснащенный по-возможности.  медицинский кабинет, где врач  и мед сестра может  оказать первую медицинскую помощь ученикам, там же проводятся прививки и вакцинации против заболеваний и в период эпидемий. В период эпидемии различных болезней оформляются и распрстроняются памятки : например, Юный друг!  Знаешь ли ты, как бороться  с гриппом? И др.( см приложение)

                     В гимназии  издается ежегодно приказ   « Об обеспечении безопасности жизни  и здоровья образовательного процесса»  , где отмечена главная задача : обеспечение выполнения участниками образовательного процесса  требований законодательных  и других нормативно-правовых актов , регламентирующих  создание здоровых и безопасных условий  обучения и воспитания: предотвращения несчастных случаев с обучающимися , воспитанниками  в ходе образовательного процесса и во время проведения  мероприятий , организованных  образовательным    учреждением, формирование  у участников образовательного процесса устойчивых    навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, выполнение правил пожарной безопасности   и соблюдение противопажарного режима, профилактику   пресечения противопрвного  поведения , защиту детей и работнков от  преступных посягательсв

                    Большое внимание в гимназии уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями .В гимназии создана  и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек  и содействия здоровому образу  жизни.

В различных формах учащиеся получают информацию  о вреде табако курения, наркомании , употребления спиртных напитков.   Преподаватель по   ОБЖ  проводит индивидальные разъяснительные беседы  с учениками склонными к вредной привычке  -курению ,пагубности для здоровья наркотиков и алкоголя.

                     Большое  внимание уделяется профориентационной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных ,нужных и важных профессиях , но и том как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какое-либо заболевание ,как сохранить здоровье в напряженных  трудовых условиях.

Классными руководителями  спланирована работа на  классных часах  по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит поблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего  и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям , что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает родителям.

                       Мы  уже  можем сделать вывод  о том , что такая целенаправленная  работа( поданным анкетирования учащихся )  уже  начинает давать свои плоды: изменилось отношение учеников   к здоровому образу жизни, к спорту ,к правильному питанию.

                        Все учащиеся признают , что курить вредно, сами они  не курят  и рекомендуют своим сверстникам  из других школ  бросить эту вредную привычку.

Поэтому  работу в этом направлении следует продолжить  и  расширять, более активно привлекать родителей   учащихся—ведь семья –опора здорового воспитания  учащихся. Н о воспитания  любых качеств личности  требует большого терпения.

                        Сохранение и укрепление  здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно , что состояние здоровья  детей  в современных условиях  значительно зависит  от условий , в  которых находятся дети  ( безопасность пребывания  в гимназии, санитарно-гигиеническое состояние помещений  , освещенность  и температурный режим помещений, нормальное функционирование  всех систем  жизнеобеспечения.

                        Для выполнения распорежений Губернатора Санкт-Петербурга  и Комитета образования   об организации контроля  за обеспечением безопасности  в школе   введена   система контроля доступа. Организован  пост охраны.   Осуществляется контроль доступа  учеников и  посетителей по предъявлению   пропуска или  договоренности по телефону с администрацией с записью  в журнале приема поситителей Посетители сопровождаются охранником до места посещения,  с контролем  возврата  из гимназии .

Это исключает всякую возможность проникновения в гимназию лиц не с добрыми намериваниями, создание  предпосылок террористических актов и  нанесения ущерба здоровью школьников.

                        Для осушествления учебно-образовательного процесса   на основании здоровьесберегающие технологий  необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях  его организацию , содержание, формы и методы  то есть  принципы. Для того , чтобы принципы  здоровьесберегающие технологий   обучения , были определены критерии отбора : принципы  должны способствовать профилактике  , диагностике  и коррекции здоровья   учащихся  в учебном процессе:  развитию познавательной деятельности младших школьников, гуманизация образования .  Принципы  выступают  в органическом единстве  , образуя систему  , в которую входят  общедидактические  принципы   и специфические принципы  выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления

                       Общедидактические принципы –это основные положения ,  определяющие содержание , организационные формы  и методы учебного процесса   в соответствии с общими целями  здоровьесберегающих  образовательных технологий . Среди  специфических принципов , выражающие специфические закономерности   педагогике оздоровления, важнейшим можно назвать  принцип»Не навреди! “-  одинаково   актуальный  , как для медиков , так  и педагогов . Усвоение пользы здоровьесберегающих  мероприятий  требует их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов и их претворение в жизнь педагогами нашей гимназии .

                       Общедидактические принципы

-  принцип сознательности и активности   -нацеливает  на формирование  у  учащихся глубокого понимания , устойчивого интереса ,осмысленного  отношения к познавательной деятельности  .Принцип активности предполагает у  учащихся высоку степень самостоятельности ,  инициативы  и творчества.

-  принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения  с максимальным использованием форм  привлечением органов чувств   человека к процессу познания .

-  принцип систематичности  и последовательности во взаимосвязи   знаний, умений, навыков. Система подготовительных   и подводящих действий  позволяет перейти к освоению  нового  и, опираясь на него , приступить к познанию последующего, более сложного материала.

                       Специфические принципы:

-  принцип не несения вреда

-  принцип триединого представления  о здоровье ( единство физического, психического духовно-нравственного  здоровья ).

-  принцип доступности   и индивидуализации  имеет свои особенности  в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

-  принцип непрерывности  выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса.  О тесно связан с принципом  системного чередования нагрузок  и отдыха.

-  принцип цикличности . Упорядочению   процесса педагогики оздоровления   способствует принцип цикличности. Он  заключается в последовательном повторении занятий , что улучшает подготовленность ребенка  к каждому последующему этапу обучения.

-  принцип учета возрастных и  индивидуальных  особенностей учащихся.  Данный принцип  способствует  формированию  двигательных умений  и навыков  развитию двигательных способностей ребенка , учету  функциональных возможности  организма младшего школьника.

-  принцип всестороннего и гармоничного   развития личности . Этот принцип имеет важнейшее значение, так как  содействует развитию  психофизических способностей  , двигательных умений  и навыков  , осуществляемых в единстве   и направлениях  на всестороннее физическое , интеллектуальное , духовное , нравственное   и эстетическое  развитие ребенка.

--принцип оздоровительной направленности  решает задачи  укрепления здоровья ребенка в процессе обучения .

-  принцип  комплексного междисциплинарного подхода  к обучению школьников  предполагает тесное взаимодействие   педагогов и медицинских работников.

-  принцип активного обучения , заключающийся  в повсеместном  использовании  активных форм  и методов   обучения ( обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.)

-  принцип формирования ответственности   у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

-  принцип связи  теории  с практикой   призывает настойчиво  приучать младших школьников   применять свои знания по формированию , сохранению   и укреплению здоровья   на практике , используя окружающую действительность   не только как источник знания, но  и как место их практического применения.  Для достижения  целей здоровьесберегающих образовательных технологий  необходимо определить основные средства   обучения : средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические. Комплексное использование этих средств  позволяет решать задачи  педагогики оздоровления.

К средствам  двигательной направленности   относятся такие двигательные действия , которые направлены  на реализацию задач здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения. Это движение:  физические упражнения  , физкультминутки  и подвижные перемены эмоциональные  разрядки  и  минутки покоя , гимнастика ( оздоровительная гимнастика , дыхательная , для профилактики  простудных заболеваний ,для бодрости)  .

      Использование  оздоровительных сил природы  оказывает существенное влияние  на  

      Достижение целей   здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения.

      Проведение занятий  на свежем воздухе способствует активизации  биологических

      Процессов, вызываемых процессом обучения , повышают  работоспособность орга-

      низма , замедляет  процесс утомления. Как относительно  самостоятельные средства

      оздоровления   можно выделить солнечные  и воздушные ванны  , водные процедуры.

                           К гигиеническим   средствам достижения целей  здоровьесберегающих

      Образовательных технологий обучения  , содействующим  укреплению здоровья

      И стимулирующим  развитии  адаптивных свойств организма  относятся выполнение              

      Санитарно-гигиенических требований, регламентированных СаНиНами  личная

      И общественная гигиена ( чистота тела , чистота места  занятий, воздуха и т.д.)

      Проветривание и влажная уборка  помещений  , соблюдение общего режима дня,

      Режима двигательной активности  , режима питания и сна , привитие детям элемен

тарных навыков  при мытье   рук, использование   носового платка   при чихании и кашле и.т.д. обучение детей элементарным   приемам здорового образа жизни, пустейшим навыкам  оказания  первой медицинской помощи  при порезах, ссадинах ,ожогах  , укусах , организация порядка  проведения прививок  учащихся  с целью предупреждения  инфекций  , ограничение  предельного уровня учебной нагрузки  во  избежание переутомления .

                         Одним  из главных требований  к использованию   перечисленных выше средств   является  их системное и комплексное применение  в виде занятий с использований профилактических  методик, с применением  функциональной музыки , аудиосопровождение уроков  , с чередованием занятий  высокой  и низкой  двигательной активностью в виде реабилитационных мероприятий   через массовые оздоровительные мероприятия  спортивно-оздоровительные праздники здоровья: выход на природу , экскурсии через здоровьеразвивающие тпехнологии  процесса обучения  и развития   в работе с семьей  с целью   пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических  практических занятий    в родительских лекториях  , в работе с педагогическим коллективом  как обучение педагогического коллектива  в условиях инновационного  образовательного  учреждения.

                        В современной литературе  и практике системы   образования   здоровьесберегающие технологии  понимаются  как совокупность методов. Которые направлены на решение таких задач, как охрана  и укрепление здоровья  учащихся  : создание  оптимальных моделей  планирования образовательного процесса , основанных на пропорциональном сочетании  учебной нагрузки  и различных видов отдыха , в том числе, активных его форм :формирование  в сознании учащихся  и педагогов ценностей здорового образа жизни.

                         Метод обучения-это упорядочная деятельность педагога , направленной на достижение заданной цели обучения.  В   здоровьеобразовательных  образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:специфические ( характерные только  для педагогики  оздоровления ) и общепедагогические   ( применяемые во всех случаях  обучения  и воспитания).

                         Ученые ( В.Ф. Лахтман. Н.К. Смирнов и др.) считают ,что  кроме стремления защитить школьников   от воздействия негативных факторов   образовательного процесса  , необходимо последовательно и планомерно обучать их  ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных  формах   проведения большенства уроков , а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов,  показом  и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций ит.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения  к ней  родителей школьников, но в традиционных формах  взаимодействия   семьи  и школы, а именно по тематике заботы о здоровье школьника.

                        В  нашей школе  применяются следующие  методы здоровьесберегающей технологии  В.Ф. Базарного:  динаминизация  рабочей позы   посредством использования ученических конторок  для профилактики нарушения осанки и искривления позвоночника:  Методика сенсорно-координаторских тренажей   с помощь зрительно-сигнальных сюжетов   и зрительно-двигательной схемы   для повышения физической  и психической активности  детей  на уроке  коррекции  и профилактике зрения:

Обучение по экологическим букварям  для активизации познавательных процессов, расширении зрительных горизонтов, развитие творческого воображения  и целостного восприятия:  

                        Основной  формой обучения в нашей гимназии  учащихся  остается урок. Чтобы  проанализировать урок  с точки зрения  сохранения здоровья   мы обращаем внимание  на следующие аспекты:

- гигиенические условия в классе

- число видов учебной деятельности, используемым учителем( нормой считается 4-7 видов за урок)

- средняя  продолжительность и частота чередования  различных видов учебной деятельности ( ориентировочная норма 7-10 минут)

- число  использованных учителем видов преподавания  ( норма не мене трех за урок)

- использование методов , способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения  учащихся.

-умение учителя   использовать возможности показа видеоматериалов для инсцинирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам т.е. взаимосвязанного решения  как учебных так и воспитательных задач

- физкультминутки и физкультпаузы( норма на 15-20 минут урока  по1 минуте из трех легких упражнений  с 3-4 повторениями каждого)

Положительной оценки заслуживает  включение  в содержательную  часть урока вопросов , связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

- благоприятный  психологический климат на уроке

- преобладающее выражение лица учителя

- момент  наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности .

-темп  и особенности окончания урока.

Таким образом , для сохранения здоровья гимназистов   в учебном процессе  необходима реализация принципов ,форм  и методов здоровьесохраняющего обучения.

                  Для сохранения здоровья учащихся  большое значение имеет   организация питания. . Питание организовано с учетом  всех диетологических требований и физиологических потребностей детей и подростков. Эти требования полностью реализуются в нашей школе. В рационе питания  наших учащихся  неукоснительно соблюдается дифференцированный  подход к  энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста( 11-14 и 15-17 лет), каждый день в рационе свежие фрукты и овощи.

                   Необходимым элементом здоровьясбережения в  гимназии   является питьевой режим. Для решения этой проблемы в школе  установлен куллер с холодной и горячей

  водой. Учащиеся имеют свободный доступ  в течении всего времени работы столовой.

                    Изучение и анализ  медицинских документов учащихся  позволили сделать вывод о том , что правильно организованное  питание  позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу желудочно-кишечных расстройств.  Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний , что можно отнести за счет  дополнительной витаминизации питания и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. Для того чтобы каждый мог удовлетворить свои  потребности в дополнительном питании  в школе работает буфет.

В ассортименте  есть горячие пирожки  и булочки ,     минеральная вода без газа, салаты

Через буфет организовано также питание  преподавательского состава.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Понятие « ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА”  МНОГОАСПЕКТНАЯ КАТЕГОРИЯ .ЭТО ПРОИЗВОДНАЯ ОТ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА, ЗДОРОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, ЗДОРОВОЙ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗДОРОВОЙ ШКОЛЫ. ИМЕННО ШКОЛА ДОЛЖНА ПОМОЧЬ ОСОЗНАТЬ ДЕТЯМ  И МОЛОДЕЖИ  ИДЕИ ЗДОРОВОЙ  И  МИРНОЙ ЖИЗНИ НА БАЗЕ ЕДИНСТВА ДУХОВНОГО  И МАТЕРИАЛЬНОГО, ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО,НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ХОЧИТСЯ НАПИСАТЬ КРУПНЫМИ БУКВАМИ ПЛАКАТ И ПОВЕСИТЬ ЕГО В

»ГИМНАЗИИ :»БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ЗДОРОВЬЮ ТЕХ , КОГО. ОБУЧАЕШЬ! НЕ     навреди!

                         

,

 .                    

Учитель ОБЖ гбоу № 61 гимназия       Севальнев Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации учебной деятельности по сохранения здоровья обучающихся.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках – задача особой важности для педагогов школы – интерната. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход,...

ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...

Безопасность и здоровье школьника с использованием инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям опыт ГБОУ школы-интерната №68 Санкт-Петербурга

На базе нашей школы создана экспериментальная площадка по теме эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».Здоровьесбере...

Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья

      Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Инновационный подход в обучении математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение &nd...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся

Одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни и применение на практике инновационных методов и подходов в этом направлении....