рабочая программа ФГКОС по ОБЖ 7-11 кл на 2015г повторно.
рабочая программа по обж (7 класс) на тему

Программа соответствует сегодняшним требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy.zip207 КБ

Предварительный просмотр:

Каневской район Краснодарский край Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 4 им. А.С. Пушкина

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета

_______О.В. Захарчевская

подпись руководителя ОУ        Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По   «Основы безопасности жизнедеятельности»

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс):    основное общее, 7-11класс

Количество часов: 7-9 кл- по  34ч, 10 кл. 68ч., 11кл. – 34ч.

Учитель: Козырев Ю.Н.

Программа разработана на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова Просвещение. 2011г.

«Рабочие программы предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-11 классы» (издательство «Просвещение»). 2012г. Москва.

2015.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет ОБЖ реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде –  природной, техногенной и социальной.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 7—11 классов разработана в целях обеспечения гарантий в получении учащимися обязательного минимума образования, на основе:

Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г; с учётом требований к обязательному минимуму содержания основного образования,

Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312),

Федеральной примерной программы основного общего образования по ОБЖ,

Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5–11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во М. «Просвещение», 2011);

В настоящей учебной программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и др.

2. Общая характеристика предмета , курса.

Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (7-11 классы).

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Реализация указанных целей программы достигается  в результате освоения программы.

Количество часов в рабочей программе и комплексной отличается по каждому классу

 на 1 час в 7-9, 11 и на 2 часа в 10 классе, без уменьшения тем, изучаемого предмета.

Содержание учебной программы  для 7-11классов.

Модуль  1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения в жилом или общественном здании.

1.2   Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные      последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3 Безопасность в быту.

Особенности города ( населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе не природе.

2.1.  Подготовка к активному отдыху на природе.

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний( внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при  угрозе террористического акта.

3.1. Наиболее опасные террористические акты.

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стены.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения                              ( землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения ( ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно    опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населении. По безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3 Современный комплекс  проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности  России. Наркотизм и национальная безопасность  России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Тема 5. Организация защиты  населения от чрезвычайных ситуаций .

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуация.

Положение Конституции российской Федерации  и федеральных законно в  области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности  граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) , ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций . Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

5.3. Основные мероприятия , проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирований чрезвычайных ситуаций. Инженерная  защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения . Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Модуль  II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивные здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстникам и. Взаимоотношение человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности .

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя   и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

. Раздел VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы медицинских знаний.

10.1 Основы медицинских знаний.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни, профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

11.1 Правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

Содержание учебной программы для 10—11 классов.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Правила личной безопасности при пожаре
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Обеспечение личной безопасности на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.

Безопасность в быту

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Тема 2. личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера .Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,  причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

Наркотизм и национальная безопасность России.
Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Тема 4. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.

Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № _5-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).

Контртеррористическая операция
Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия

проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.

Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)

Правила поведения в случае захвата вас в заложники.

Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения.

Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.

Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)

Обеспечение безопасности при перестрелке.

О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.

Государственная политика противодействия наркотизму. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.

Тема 5. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации
по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 7. Нравственность и здоровье.

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражжение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе.

Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены и здоровье.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Основные правила оказания первой медицинской помощи. Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при ранениях

Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Правила остановки артериального кровотечения.

Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь.

Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.

Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.

Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.

Способы иммобилизации и переноска пострадавшего.

Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.

Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации.

Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства

Тема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химичес
кое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназна
чению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуа
циях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мир
ного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Организация проведения аварийно-спасательных и других не
отложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч
реждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства
вXIV—XVвв.

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIв. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIXв., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 12. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

Сухопутные войска

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

Военно-воздушные Силы.

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

Военно-морской флот

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение.

Вооружение и военная техника.

Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска

Космические войска, их состав и предназначение.

Другие войска

Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

Тема 13. Боевые традиции Вооруженных Сил России

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности
частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищес -тва в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Тема 14. Символы воинской чести

Боевое Знамя воинской части. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.
Предназначение  военной  формы  одежды  и  знаков  различия военнослужащих, их воспитательное значение.

Тема 15. Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета.

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету. Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.

Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Профессиональный психологический отбор.
Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

Увольнение с военной службы.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

Раздел VI. Основы военной службы

Тема 16. Размещение и быт военнослужащих.

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды. Распределение времени в воинской части, распорядок дня.

Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие.

Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Тема 17. Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда

Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Дежурный по роте.

Основные обязанности дежурного по роте.

Тема 18. Организация караульной службы

Организация караульной службы, общие положения. Часовой, неприкосновенность часового, основные обязанности часового.

Тема 19. Строевая подготовка

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема 20. Огневая подготовка

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.

Тема 21. Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

Тема 22. Особенности военной службы

Правовые основы военной службы.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.

Статус военнослужащего.

Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.

Военные аспекты международного права.

Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.

Общевоинские уставы.

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил

Российской Федерации и его общие положения.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. 17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

Тема 23. Военнослужащий вооруженный защитник Отечества Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации

Основные виды воинской деятельности.

Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.

Основные особенности воинской деятельности.
Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и

рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина.

Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.

Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

Основные обязанности военнослужащих.

Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.

Тема 24. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.

Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.

Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге.
Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего.

Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники.
Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.

Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Предназначение ритуала и порядок его проведения.

5. тематическое планирование.

Тематический план

по основам безопасности жизнедеятельности

7 класс

№ модуля, раздела, темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

комплексная    

 программа      

Количество часов

рабочая

программа                

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

24

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

16

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

4

4

Тема3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

4

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

3

3

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

8

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

3

Тема3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

1

1

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

3

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

1

1

Итоговое задание

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

10

Р-III

Основы здорового образа жизни

7

6

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

6

P-W

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

4

Тема 7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

4

Итоговое задание

Всего часов                                                                                                      35

34

Тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

8 класс

№ модуля

раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

Комплексная программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности , общества и государства

23

23

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

16

Тема 1

Пожарная безопасность

3

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

5

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

4

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

3

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

11

Р-III

Основы здорового образа жизни

8

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8

Р-IV

Основы  медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

3

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях..

4

3

Итоговое задание

Всего часов

35

34

Тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

9 класс

модуля,

наименование модулей, разделов, тем

Количество

раздела, часов

Комплексная программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности, общества и

государства

24

24

Р-I

Основы комплексной безопасности

12

12

Тема 1

Национальная безопасность России в

современном мире

4

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техно-

генного характера и национальная безопасность

России

3

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности

социального характера и национальная

безопасность России

4

4

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта

2

2

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения

страны от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени

3

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по

защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени

5

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и

 наркобизнесом в Российской Федерации

4

4

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа

жизни

11

10

Р-III

Основы здорового образа жизни

9

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное

здоровье

3

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления

репродуктивного здоровья

3

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой

медицинской помощи

2

1

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

1

Итоговое задание

Всего часов

35

34

Тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

10 класс

Содержание программы

Комплексная программа

Рабочая программа

1

Р1 .Основы комплексной безопасности

15

15

2

Тема №1  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

6

6

3

Тема №2 Личная безопасность в условиях ЧС

4

4

4

Тема №3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

5

5

5

Р2 Защита населения РФ от ЧС.

2

2

6

Тема №4 Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

2

2

7

Р3 Основы здорового образа жизни.

6

6

8

Тема №5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

2

2

9

Тема №6 Здоровый образ жизни и его составляющие

4

4

10

Р5 Основы обороны государства

19

19

11

Тема  №7 Гражданская оборона – составляющая часть обороноспособности страны.

7

7

12

Тема №8 Вооружённые Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

3

3

13

Тема №9 Виды ВС РФ и рода войск

7

7

14

Тема №10 Боевые традиции ВС России.

2

2

15

Р6 Основы военной службы.

28

26

16

Тема №11 Размещение и быт военнослужащих

3

3

17

Тема №12 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

3

3

18

Тема №13 Организация караульной службы

3

3

19

Тема №14 Строевая подготовка

6

6

20

Тема №15 Огневая подготовка

2

2

21

Тема №16 Тактическая подготовка

3

3

22

Резервное ремя

8

6

 Всего часов

70

68

Тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

11класс

Содержание программы

Комплексная программа

Рабочая программа

1

Р1 .Основы комплексной безопасности

4

2

2

Тема №1  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

4

2

3

Р2 Защита населения РФ от ЧС

5

2

4

Тема №2 Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

5

2

5

Р3 Основы здорового образа жизни.

5

2

6

Тема №3 Нравственность и здоровье.

5

2

7

Р 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

9

5

8

Тема №4 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

9

5

Р5 Основы обороны государства.

17

9

9

Тема №5 Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

3

3

Тема №6 Символы воинской чести.

3

2

10

Тема №7 Воинская обязанность

7

4

11

 Р6 Основы военной службы.

30

14

12

Тема №8 Основы военной службы

8

8

13

Тема №9 Военнослужащий вооружённый защитник Отечества.

8

4

14

Тема №10 Ритуалы ВС РФ

4

2

15

Тема №11 Прохождение военной службы по призыву

3

16

Тема №12 Прохождение военной службы по контракту

5

17

Резерв

2

 Всего часов

70

34

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в 7-11классах в полном объеме совпадают с авторской программой по ОБЖ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

правила поведения при угрозе террористического акта;

государственную политику противодействия наркотизму;

основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен
уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу (полный вариант)

Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.

Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учеб.-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы безопасности личности, общества, государства: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—9 кл. / А. Т.

Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы здорового образа жизни: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—11 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.

Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы медицинских знаний: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—11 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.

5—9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2013.

Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы здорового образа жизни: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—11 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.

Смирнов А. Т. ОБЖ. Основы медицинских знаний: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к курсу Смирнова А. Т. и др.: 5—11 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль: 7—9 кл.: пособие для учителей и методистов / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 7 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников и др.; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 8 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников и др.; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 9 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников и др.; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.

Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2014.

Средства оснащения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, схемы, плакаты, демонстрационные таблицы, видеофильмы, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения класса ОБЖ являются:

Учебно-методическая литература.

Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.

Средства программного обучения и контроля знаний.

Макеты, муляжи, модели.

Тренажёры.

Стенды, плакаты.

Средства индивидуальной защиты.

Аудиовизуальные пособия.

Электронные приложения к учебникам на электронном носителе.

1. Учебно-методическая литература

Нормативно-правовые документы'

Конституция Российской Федерации

Правила дорожного движения Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «О безопасности»

Федеральный закон «О гражданской обороне»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации »

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Периодические издания

•        Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Педагогика безопасности», «Спасатель» и др.

Учебная литература

Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»

Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—6 классы»

Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7—9 классы»

Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»

Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности »

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов1

Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

Электронные приложения к учебникам издательства «Просвещение» на электронном носителе

2. Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Цифровая видеокамера

Цифровая фотокамера

Телевизор

DVD-плеер, DVD-рекордер

Кодоскоп

Мультимедиапроектор

Оверхед-проектор

Экран настенный

Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ

Bce нормативно-правовые документы необходимо иметь в последней редакции.

Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники рекомендуется иметь, исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя — в 1 экземпляре.

3.        Средства программного обучения и контроля знаний

Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций »

Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

Географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»

Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных районах)

Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

4.        Макеты, муляжи, модели

Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоёмов, убежищ и т. п.

Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием

Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования

Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе

Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения

Макеты АСИО, ПР, СП и др. в разрезе

Муляжи тела человека

5.        Тренажёры

Робот-тренажёр «Гоша»

Куклы — тренажёры для искусственного дыхания

Фантомы — тренажёры искусственной вентиляции лёгких и наружного массажа сердца

6. Стенды, плакаты

Стенды

•        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Безопасность на улицах и дорогах

Криминогенные ситуации

•        Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

Правила поведения при землетрясениях

Пожары, взрывы

•        Наводнения и затопления

•        Правила оказания медицинской помощи

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Плакаты (демонстрационные таблицы, с методическими рекомендациями )

Дорожные знаки

Пожарная безопасность

Безопасность в быту

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

Активный отдых на природе

Опасные ситуации в природных условиях

Безопасность на воде

Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

Правила безопасного поведения при землетрясении

Правила безопасного поведения при наводнении

Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте

Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте

Первая медицинская помощь при массовых поражениях Правила транспортировки пострадавших

Безопасность дорожного движения

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Средства защиты дыхания

•        Ватно-марлевые повязки

•        Противопылевые тканевые маски

•        Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

•        Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)

Средства защиты кожи

•        Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)

•        Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)

Медицинское имущество

•        Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

•        Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

•        Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)

•        Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи

•        Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м X 14 см

•        Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х Ю см

•        Вата медицинская компрессная

•        Косынка медицинская (перевязочная)

•        Повязка медицинская большая стерильная

•        Повязка медицинская малая стерильная

•        Булавка безопасная

•        Шина проволочная (лестничная) для ног

•        Шина проволочная (лестничная) для рук

•        Шина фанерная длиной 1 м

•        Жгут кровоостанавливающий эластичный

•        Манекен — тренажёр для реанимационных мероприятий

•        Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

7. Средства индивидуальной защиты

Оползни, сели, обвалы

Ураганы, бури, смерчи

Наводнения

Лесные и торфяные пожары

Электробезопасность

Безопасность на улицах и дорогах

Безопасность на воде

» Безопасность на природе

Правила безопасного поведения в быту

Поведение при ситуации криминогенного характера

Правила безопасного поведения при землетрясениях

» Правила поведения при угрозе возникновения взрывов » Первая помощь при травмах 1 Первая помощь при кровотечениях ' Первая помощь при переломах Первая помощь при ожогах

Применение огнетушителей и правила пользования ими Противошоковые и реанимационные мероприятия Вредные привычки Эвакуация

Армия государства Российского и защита Отечества под редакцией В.В. Смирнова. М. Просвещение, 2011г.

Конституция Российской Федерации.

Справочник «Основы безопасности жизнедеятельности» ( А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова. М. Просвещение, 2009г.

Рыбин А.Л. «Дорожное Движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей»: пособие для учащихся 5-9кл. Москва Просвещение 2008г.

Учебники для общеобразовательных учреждений:

А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 7 кл. М . Просвещение 2014 г.

А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 8 кл. М . Просвещение 2014 г.

А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 9 кл. М . Просвещение 2014г.

А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 10 кл. М . Просвещение 2014 А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности 11 кл. М . Просвещение 2014

СОГЛАСОВАННО

 Протокол  заседании методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

29 августа 2015г. № 1

Руководитель МО__________

____________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Л.А. Тышенко

«        31» августа 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 7 классе, 2014-2015г

Рабочая программа составлена для учебников Макарычева и Атанасяна с учётом всех рекомендаций и требований для Приморского края. Включены все тематические контрольные работы....

рабочая программа по русскому языку 9 класс 2014-2015г

Составлена для вечерней школы на основе программы под редакцией Баранова, Ладыженской. 72 ч....

рабочая программа.литература.9кл. 2014-2015г

Составлена для вечерней школы на основе программы под редакцией Коровиной. 36ч....

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (2 год обучения) 2014-2015г.

Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А. Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы- развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение...

рабочая программа ФГКОС по ОБЖ 7-11 кл на 2015г.

Соответствует требованиям составления рабочих программ по курсу ОБЖ в 2015 году....

рабочая программа ФГКОС по ОБЖ 7-11 кл на 2015г.

Соответствует требованиям составления рабочих программ по курсу ОБЖ в 2015 году....