Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (2 год обучения) 2014-2015г.
рабочая программа на тему

Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А. Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы- развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение детей в мир книги как носителя и хранителя духовных ценностей и достижений человечества.Содержание программы:-расширяет представление учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве;-знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников; - развивает у детей творческие способности и умение создавать оригенальные шрифтовые композиции. Данная программа является новым витком развития по отношению к к предыдущей программе ("Буквица"). Полученные знания ,умения и практический опыт дети могут применять в оформлении праздников, стенгазет, диаграмм, стендов и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_khudozhnik_2_god_2014-2015g.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МИТЬКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

 Рассмотрено                             Согласовано                         Утверждено                                                  на заседании ШМО                  Зам. по УВР                        приказом по МБОУ Митьковской СОШ  _____  201_г.,протокол №__    ______/Нацаренус Н.А./       от______201__г. №___        

______________________        _______201__г.                      ___________________________      

 _____201_г.,протокол №__     ______/Нацаренус Н.А./       от______201__г. №___        

______________________        _______201__г.                      ___________________________      

_____201_г.,протокол №__      ______/Нацаренус Н.А./        от______201__г. №___        

______________________        ______201__г.                        ___________________________      

           Рабочая программа

  кружка

          «Веселая кисточка»

для  второго года обучения

на 2014/2015 учебный год

                                                                       

                                                                   

                                                                     

                                                                           Учитель: Санникова Зинаида Владимировна

                                                                                             

                                             

Пояснительная записка

  Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для второго года обучения составлена на основе:  

   -Программы Т.А.Копцева  «Художественный шрифт».  источник: Программы дополнительного

     художественного образования.  С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –

      составители  Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.

-  Учебного   плана, годового календарного учебного графика, расписания уроков  МБОУ Митьковской СОШ   на 2014-2015 учебный год ( утвержденного приказом   МБОУ Митьковской СОШ «Об утверждении учебного плана МБОУ Митьковской СОШ  на 2014-2015 учебный год»                  № 41 от  29.08.2014 г).

     

Целью программы «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» из цикла

  программ «Художественный шрифт»является:

развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение детей в мир книги как носителя и хранителя духовных ценностей и достижений человечества.

            Содержание программы :

-расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, --  

-знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников.

            -развивает у детей творческие способности и умения создавать оригинальные шрифтовые  

             композиции.

                     В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-

           образов. Ребята способны на эмоционально-образном и логическом уровне выполнять

          предлагаемые задания: сначала они выполняют копию той или иной буквы, а затем, основываясь

           на стилистических особенностях ее построения, сочиняют свой образ. Возможен и обратный  

          ход: сначала учащиеся сочиняют свою букву, а затем находят прообразы в истории шрифтового  

           искусства.

        Данная программа является новым витком развития по отношению к предыдущей программе ( «Буквица» для детей 6— 10 лет). Несмотря на, то, что некоторые темы повторяются, дети выполняют новые по форме и содержанию задания. Увеличен объем предлагаемой детям информации по искусству. Если на первом этапе изучения искусства шрифта основу составляли сказочно-игровые методики, то на новом этапе предпочтение отдается изучению и анализу исторических образцов, а затем на этой основе — самостоятельному конструированию шрифтовых образов. Полученные знания и практический опыт дети могут применить в оформлении праздников, стенгазет, диаграмм, стендов и т. п.

:

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:                                                                                                                                                                     - развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью

  пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;

- развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимые произведения искусства;

-развитие интереса к восприятию  рекламы, эмблемы, открытки.

- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза:  слова и изображения (иллюстрации), дизайна .

Формирование художественно - творческой активности:                                                                                             -творческое участие детей в создании эскизов слов-образов, рекламы, эмблемы, открыток, книжек, и др.;

-умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;

-активное участие в организации выставок в классе и школе;

-активное участие в беседах.                                                     

Формирование художественных знаний, умений, навыков.                                              Учащиеся должны:                                                                                                                                                                        -учиться понимать, что в содержании разных  книг важную роль играет качество и красота разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций;

-учиться использовать  написание шрифтов при выполнении своих работ;

-владеть элементарными навыками работы  карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.

, -иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),

- владеть элементарными приемами пространственного изображения - передавать глубину пространства и величины в пространстве;

- овладеть навыками конструирования из бумаги:

-учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных (в рисунке);

-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;

-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изображения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);

-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года;

 -соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-расписывать готовые изделия согласно эскизу;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов, пользоваться смешением красок на палитре;

-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).

Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится  72 часа (2 ч. в  неделю , 36 учебных  недель).  

       Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за  72 часа , в соответствии с

  расписанием занятий  и  годовым  календарным учебным графиком.

     Корректировка  Рабочей  программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых  тем, что  отражено   в  календарно-тематическом планировании.                                                                                              За_______ часов (на________ ), т.к___________________________________________________

   ________________________________________________________________________________

  За_______ часов (на_______ ), т.к____________________________________________________

   ________________________________________________________________________________    

  За_______ часов (на________ ), т.к __________________________________________________

 _______________________________________________________________________________

Требования к уровню подготовки обучающихся  

 кружка «Веселая кисточка»

   В результате изучения  программы кружка учащиеся должны

 иметь представление

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

• о художественных  стилях искусства.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

знать

• разнообразные виды шрифтов;                                                            

• стили искусства;

• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,

форм, узоров, конструкций.

уметь

• работать в технике:  монотипия, аппликация, коллаж;

• выразительно использовать гуашь, гелевые  ручки, фломастеры;

•внимательно относится к природе;

•использовать элементарные приемы изображения пространства;                                                                  •пропагандировать здоровый образ жизни;

• передавать пропорции шрифта;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

                восприятия и оценки произведений искусства;

                самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности .

          Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

        Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

     Формы и средства контроля знаний, общих  учебных  умений, навыков  и  способов  деятельности  обучающихся  .

Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.    

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.

Методы организации занятия:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- фронтальный,  индивидуально-групповой,  индивидуальный                                                        

В основе практической работы лежит  выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.

С учётом  специфики  предмета   при   оценивании художественной    деятельности  обучающихся  используются:

- Викторины

- Кроссворды

- Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочные   работы выполняются в любой технике, используя материал  по выбору обучающегося. Работа должна  сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества  автора,  руководителя, общеобразовательного учреждения,  города.

Размер таблички -5 x10 см,  шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Содержание программы   учебного курса                                                                        1. Введение. Художественные стили и направления в искусстве.2ч

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника-оформителя. Основные художественные стили в европейском изобразительном искусстве.

  Стиль (от греч. «палочка для письма») — совокупность взаимосвязанных признаков, которые      

   являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой  и  в    

  то же время отличают от произведений других стилей.

Исторически сформировавшиеся стили и направления характеризуют периоды в европейском искусстве: романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, классицизм, романтизм, кубизм, модерн, импрессионизм, конструктивизм и др.

Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции «Мое имя» (цветные фломастеры или др.).

2.Рукописные книги. 2 ч

История происхождения славянской письменности (IX в.). Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки кириллицы, основанной на греческом алфавите. Самый древний памятник  древнерусской   письменности — Остромирово   Евангелие.

Практическая работа: написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы.

3.Книжная графика. Макет книги. 4 ч

Книжная графика — область деятельности художника, занимающегося оформлением литературного произведения, предназначенного к публикации. Книга — результат синтеза разных вило» искусства: слова и изображения (иллюстрации), дизайна. История книжной графики корнями уходит в историю рукописной книги, когда выработались основные компоненты ее оформления. Суперобложка, обложка, форзац, титулы, заставки, концовки, иллюстрации книги.

 Характер оформления книги обычно соответствует художественному стилю времени. Варианты оформления «Слова о полку Игореве» разными художниками (Ю. Селиверстов, В. Фаворский и др.).

В. Фаворский (1886—1964) — советский график и живописец, создатель школы ксилографии — гравюры на дереве. Высокое мастерство достигнуто им при иллюстрировании «Слова о полку Игореве», а также «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина.

Макет книги представляет собой ее предварительный образ.  Макет воплощает замысел художника и служит моделью для издательства.

Современные книжки-игрушки для детей имеют необычную форму, объемные иллюстрации, предполагающие игровые действия детей.

Практическая работа: изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки». Иллюстрации выполняются в технике граттажа: лист бумаги натирается воском, затем покрывается черной краской (тушь, смешанная с гуашью). Изображение получается в результате процарапывания вощеной поверхности заостренным концом деревянной палочки.

4.Рисованные шрифты. Слово-образ «животное». 2 ч
Необычные рисованные шрифты.  Иллюстрации художника
 В. Конашевича к загадкам К. Чуковского. Причудливое написание слов, например, слово «животное» написано буквами, напоминающими образы разных животных; слово «собака» составлено из букв, которые изображают собак; слово «дельфин» вписано в графическое изображение дельфина; слово «птица» вписано в графический рисунок птицы и т. п.

Практическая работа: разработка эскиза слова-образа, основу которого составляют фантастические или реальные животные (гуашь или др.).

5. Рисованные шрифты. Слово-образ «дом». 2 ч
Необычные, нестандартные шрифты. Причудливое написание слов, например, слово «дом» написано буквами, напоминающими разные архитектурные элементы (арку, крышу, окно, лестницу и т. п.), или слово «дом» вписано в графическое изображение дома, или каждая буква слова напоминает колонны, характерные для разных архитектурных ордеров, и т. п.

Архитектурный ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз). Классическая система ордера сложилась в Древней Греции. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский.

Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа, буквы которого напоминают архитектурные элементы или составлены и украшены в стиле древнегреческих колонн (гелевые ручки, маркер или др.).

6.   Рисованные шрифты. Слово-образ «человек». 2 ч

Нестандартные, необычные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы людей, например, в слове «человек» все буквы напоминают людей разных профессий, в слове «цирк» все буквы изображены в виде смешных клоунов, а в слове «спортсмен» буквы напоминают людей с разным спортивным инвентарем (хоккейная клюшка, теннисная ракетка, весло, мяч и т. п.). Иллюстрации В. Лукьянца к былинам «Добрыня Никитич  и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» или др.

Практическая работа: выполнение любого слова, например «богатыри», буквы которого по форме напоминают фигуры людей (сказочных героев) в разных движениях и позах (карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

7.   Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы». 2 ч 

Нестандартные,   необычные   рисованные   шрифты.   Слова, формы букв которых напоминают образы шахматных фигур и украшены, как шахматная доска, черными и белыми клеточками. Например, буква «М» может напоминать образы короля и королевы, взявшихся за руки; «А» — солдата (слона), «Т» и «Ш» — пешек, «X» — ладьи и т. п.

Геометрический орнамент — украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических элементов.

Практическая работа: изображение любого слова, например «шахматы», «король», «королева» и т. п., буквы которого по форме напоминают шахматные фигуры;  украшение букв геометрическим орнаментом (перо, тушь или черный фломастер).

8.   Романский стиль. Слово-образ «замок». 2 ч 

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы (X—XIII вв.). В эту эпоху духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, где происходило становление различных видов искусств, в том числе и искусства книги (шрифта, миниатюры и др.). Архитектура является важнейшим видом искусства, помогающим понять особенности стиля. Внешний вид романских каменных построек — замков, крепостей, церквей, монастырей отличался монолитной целостностью, тяжеловесностью, торжественностью, здание состояло из простых, четко выявленных объемов с узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями (но принципу «мой дом — моя крепость»).

Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа «замок» (или «крепость, «рыцарь»), буквы которого напоминают элементы тяжеловесных средневековых каменных построек, украшенных черно-белым геометрическим орнаментом (уголь или маркер).

9.   Готика. Готический шрифт. 3 ч

Готика — условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран Европы в XII—XV вв. Наибольшего расцвета этот стиль достиг в архитектуре, для которой характерны остро

конечные сооружения, стрельчатые своды, обилие орнамента, устремленность всех архитектурных элементов к небу, наличие мелких деталей, изобилие скульптуры и др. Шедевры готической архитектуры  широко  представлены  во  Франции   - в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии- Кёльне, На умбурге, Бамберге и многих других городах Европы.

    Готический стиль нашел отражение в костюме той эпохи, в искусстве оформления книги (книжная миниатюра, заставки, концовки, шрифтовые композиции и др.). Готический шрифт — латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заостренными буквами

        Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции составленной из угловатых, вытянутых и заостренных букв, на поминающих архитектурные элементы готической архитектуры (гелевые ручки или маркер). Возможно выполнение слова-образа, буквы которого украшены цветными стеклами, по принципу} украшения витража (цветные фломастеры или гуашь)

10.Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква». 3 ч

Эпоха Возрождения — эпоха расцвета наук и искусства в Европе (XIV—XVI вв.), эпоха возвращения античных традиций, их переосмысления и рождения новых художественных форм.

Антиква (от лат. «древний») — шрифт безупречных пропорций, простой и красивый (некогда заимствованный римлянами у греков) — получил широкое распространение в книжной графике в эпоху Возрождения. Методы геометрического построения шрифта помогают детально проанализировать строение букв, понять законы гармонии.

Практическая работа: построение букв при помощи чертежных инструментов в стиле ренессансной антиквы (простой и цветные карандаши, линейка, циркуль, треугольник и т.п; возможно копирование антиквы (Лука Пачоли. Построение ренессансной антиквы. 1509).

11.Стиль барокко. Слово-образ «барокко». 3 ч

Барокко (от итал. «странный, причудливый») — один из главных стилей в искусстве Европы XVI—XVIII вв. Для архитектуры(Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России)

характерны пространственный размах, слитность — текучесть сложных, обычно криволинейных, форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «барокко», декорированного пышным, криволинейным барочным орнаментом (цветные фломастеры, акварель или пастель).

12.Стиль рококо. Слово-образ «рококо». 3 ч

Рококо   (от  франц.   «осколки  камней,  раковины») — стиль в европейском искусстве XVIII в. Рокайль (стилизованная раковина)     характерный для рококо мотив орнамента.

Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «рококо»  декорированного стилизованным изображением раковины (смешанная техника -   восковые мелки, акварель или др.)

13.  Каллиграфическое письмо. Вензель. 3ч

Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с орудием  письма: в древнем мире  это тростниковое перо, в Европе вплоть до XIX в. — птичье перо.  Иллюстрации Н. Кузьмина к роману  А.Пушкина «Евгений Онегин», выполненные перьевой ручкой.

Практическая работа: разработка и создание эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени, фамилии  и отчества с использованием каллиграфического письма (перьевая ручка, тушь или чернила).

14.Модерн. Слово-образ «модерн». 3ч

Модерн (от франц. «новейший, современный») — стиль в искусстве XIX—XX вв. Для модерна характерны декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор и др. Иллюстрации О. Бердсли к книге Т. Мэлори «Смерть короля Артура»; А. Муха. Плакаты; Л. Бакст. Титул журнала «Мир искусства» (1902) и др.

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн на темы «Райский сад», «Море», «Ветер» и т. п. (восковые мелки и акварель или др.).

15.Кубизм. Брусковый шрифт. 3 ч

Кубизм — художественное направление начала XX в., получившее распространение в Европе. Его характеризуют глубокий интерес к вопросам художественной формы, к конструированию особой реальности, подчиненность специфическим пространственно-временным отношениям. Формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно или сводятся к простым геометрическим телам: дома — кубы, крыши — пирамиды, стволы деревьев — цилиндры, голова человека — шар и т. п. Основоположниками кубизма являются П. Пикассо и Ж. Брак.

При создании брускового шрифта в зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера.

: написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек Практическая работа. Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек.

16.Конструктивизм. Слово-образ «конструкция». 3 ч

Конструктивизм — направление в искусстве 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Художники этого направления стремились использовать новые технологии и материалы для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Практическая работа: выполнение объемной или рельефной композиции из букв (необычные, неожиданные материалы).

17.Искусство плаката. Экологический плакат. 8 ч

Плакат — вид графики, броское изображение на крупном листе  с  кратким  пояснительным  текстом.  Плакат выполняется в агитационных, рекламных или информационных целях.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение плаката на большом формате на одну из тем: «Сохрани лес!», «Помоги!», «Не загрязняй!» и т. п. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ножницы, клей).

18.Искусство плаката. Реклама. 6ч

Реклама (от лат. «выкрикиваю») — информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусств и др. Иллюстрации В. Масютина и Ф. Мазереля.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение рекламы (например,  мороженого или  прохладительного напитков  в технике   коллажа   (художественные   материалы   по   выбору детей).

19.Товарный знак. Эмблема. 5ч

Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления, понятия, идеи (например, белый голубь — эмблема мира, серп и молот — труда, книга — знаний и т. п.).

Практическая   работа:   разработка   эскиза   и   выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака (эмблемы) (например, фирмы, продающей канцелярские товары, или книжного издательства «Просвещение») (художественные материалы по выбору детей).

20.Экслибрис. 3 ч

Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу (частном; лицу или организации). Типы экслибрисов: гербовый, вензелевый, сюжетный.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение экслибриса для книг какой-нибудь библиотеки («Из книг Гагарина: «Из книг Петрова», «Из книг Дворца культуры» и т. п.) (тушь, перо или гелевые ручки).

21.Поздравительная открытка. 6 ч

Современные открытки к различным праздникам (Рождество,| Пасха, день рождения и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета открытки «С днем рождения!» (художественные материалы по выбору детей).

22.   Выставка детского творчества. 2ч

Оформление работ, выполненных в течение года. Написание

афиши итоговой выставки. Подведение итогов года.

Методическое обеспечение

Форма занятий по программе может быть определена как занятия-исследования. По сравнению с предыдущей ступенью изучения искусства шрифта (программа «Буквица») данная система занятий предполагает более глубокое и подробное изучение художественного наследия, творчества выдающихся мастеров графики, таких как В. Фаворский,  И. Билибин, Д. Бисти, Пачоли, Ф. Войтала и др. Соответственно увеличивается количество часов, которое отводится на восприятие искусства, беседу, обсуждение, анализ и описание произведений искусства, предложенных детям в виде репродукций, слайдов или книжных иллюстраций.

Практическая часть занятий включает в себя создание таких работ, как экслибрис, реклама, афиша, плакат, требующих большей поисковой работы. В этой связи предполагается ведение специальных тетрадей или альбомов, в которых записывается новая информация, приклеиваются найденные дома шрифтовые композиции. Особое внимание следует обратить на содержание плакатов. Это задание должно способствовать повышению интереса детей к жизни общества, обострению их гражданской позиции, воспитанию внимательного отношения к природе, пропаганде здорового образа жизни.

       В соответствии с возрастными особенностями подростков усиливается исследовательский элемент в занятиях, а также художественный эффект от выполненных работ, их практическая значимость. Применяются как простые, но эффективные графические техники, такие как монотипия, аппликация, коллаж, так и более трудоемкие, требующие специального оборудования, — линогравюра, граттаж и др.

  Виды и приемы художественной деятельности :

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:

 -восприятие учебного материала;

- осмысление;

- усвоение;

- применение усвоенного в практической деятельности.

                                   Учебно-тематический план

п/п

Тема  

Количество часов

1

 Введение. Художественные стили и направления в искусстве.

2

2

Рукописные книги.

2

3

Книжная графика. Макет книги.

4

4

Рисованные шрифты. Слово-образ «животное».

2

5

Рисованные шрифты. Слово-образ «дом».

2

6

 Рисованные шрифты. Слово-образ «человек».

2

7            

Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы».  

2

8

 Романский стиль. Слово-образ «замок».

2

9

Готика. Готический шрифт.

3

10

Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква».

3

11

Стиль барокко. Слово-образ «барокко».

3

12

 Стиль рококо. Слово-образ «рококо».

3

13                      

Каллиграфическое письмо. Вензель.

3

14

Модерн. Слово-образ «модерн».

3

 15

Кубизм. Брусковый шрифт.

3

16

16.Конструктивизм. Слово-образ «конструкция».

3

17

Искусство плаката. Экологический плакат.

8

18      

Искусство плаката. Реклама.

6

19

Товарный знак. Эмблема.

5

20

Экслибрис.

3

21

Поздравительная открытка.

6

22    

Выставка детского творчества.

2

                                               Итого:

72

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка»

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды  учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. 

По плану

Факти-чески

Художественный шрифт в истории изобразительного искусства

1

5.09

Введение. Художественные стили и направления в искусстве

 

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника-оформителя. Основные художественные стили в европейском изобразительном искусстве.

  Стиль (от греч. «палочка для письма») — совокупность взаимосвязанных признаков, которы  являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой  и  в     то же время отличают от произведений других стилей.

Исторически сформировавшиеся стили и направления характеризуют периоды в европейском искусстве: романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, классицизм, романтизм, кубизм, модерн, импрессионизм, конструктивизм и др.

Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции «Мое имя» (цветные фломастеры или др.).

2

5.09

Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции «Мое имя»»

3

12.09

Рукописные книги.

История происхождения славянской письменности (IX в.). Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки кириллицы, основанной на греческом алфавите. Самый древний памятник  древнерусской   письменности — Остромирово   Евангелие. Практическая работа: написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы.

4

12.09

Практическая работа «Написание перьями или деревянной палочкой букв из азбуки кириллицы»

5

19.09

Книжная графика. Макет книги.

Книжная графика — область деятельности художника, занимающегося оформлением литературного произведения, предназначенного к публикации. Книга — результат синтеза разных видов искусства: слова и изображения (иллюстрации), дизайна. История книжной графики корнями уходит в историю рукописной книги, когда выработались основные компоненты ее оформления. Суперобложка, обложка, форзац, титулы, заставки, концовки, иллюстрации книги.

 Характер оформления книги обычно соответствует художественному стилю времени. Варианты оформления «Слова о полку Игореве» разными художниками (Ю. Селиверстов, В. Фаворский и др.).

В. Фаворский (1886—1964) — советский график и живописец, создатель школы ксилографии — гравюры на дереве. Высокое мастерство достигнуто им при иллюстрировании «Слова о полку Игореве», а также «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» А. Пушкина.

Макет книги представляет собой ее предварительный образ.  Макет воплощает замысел  художника и служит моделью для издательства.

Современные книжки-игрушки для детей имеют необычную форму, объемные иллюстрации, предполагающие игровые действия детей.

Практическая работа: изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки». Иллюстрации выполняются в технике граттажа: лист бумаги натирается воском, затем покрывается черной краской (тушь, смешанная с гуашью). Изображение получается в результате процарапывания вощеной поверхности заостренным концом деревянной палочки

6

19.09

Практическая работа «Изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки».

7

26.09


Практическая работа «Изготовление макета книги-игрушки по принципу «гармошки».

8

26.09

Защита макета книги-игрушки по принципу «гармошки»

9

3.10

Рисованные шрифты. Слово-образ «животное».

Необычные рисованные шрифты.  Иллюстрации художника В. Конашевича к загадкам К. Чуковского. Причудливое написание слов, например, слово «животное» написано буквами, напоминающими образы разных животных; слово «собака» составлено из букв, которые изображают собак; слово «дельфин» вписано в графическое изображение дельфина; слово «птица» вписано в графический рисунок птицы и т. п.

Практическая работа: разработка эскиза слова-образа, основу которого составляют фанта-стические или реальные животные (гуашь или др.).

10

3.10

Практическая работа «Разработка эскиза слова - образа «животное».

11

10.10

Рисованные шрифты. Слово-образ «дом».

Необычные, нестандартные шрифты. Причудливое написание слов, например, слово «дом» написано буквами, напоминающими разные архитектурные элементы (арку, крышу, окно, лестницу и т. п.), или слово «дом» вписано в графическое изображение дома, или каждая буква слова напоминает колонны, характерные для разных архитектурных ордеров, и т. п.

Архитектурный ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз). Классическая система ордера сложилась в Древней Греции. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский.

Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа, буквы которого напоминают архитектурные элементы или составлены и украшены в стиле древнегреческих колонн (гелевые ручки, маркер или др.).

12

10.10

Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа «дом»

13

17.10

Рисованные шрифты.

Слово-образ «человек».

Нестандартные, необычные шрифты. Слова, формы букв которых напоминают образы людей, например, в слове «человек» все буквы напоминают людей разных профессий, в слове «цирк» все буквы изображены в виде смешных клоунов, а в слове «спортсмен» буквы напоминают людей с разным спортивным инвентарем (хоккейная клюшка, теннисная ракетка, весло, мяч и т. п.). Иллюстрации В. Лукьянца к былинам «Добрыня Никитич  и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» или др.

Практическая работа: выполнение любого слова, например «богатыри», буквы которого по форме напоминают фигуры людей (сказочных героев) в разных движениях и позах (карандаши, фломастеры, гуашь или др.)

14

17.10

Практическая работа «Выполнение слова-образа «человек».

15

24.10

Рисованные шрифты. Слово-образ «шахматы»

Нестандартные,   необычные   рисованные   шрифты.   Слова, формы букв которых напоминают образы шахматных фигур и украшены, как шахматная доска, черными и белыми клеточками. Например, буква «М» может напоминать образы короля и королевы, взявшихся за руки; «А» — солдата (слона), «Т» и «Ш» — пешек, «X» — ладьи и т. п.

Геометрический орнамент — украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических элементов.

Практическая работа: изображение любого слова, например «шахматы», «король», «королева» и т. п., буквы которого по форме напоминают шахматные фигуры;  украшение букв геометрическим орнаментом (перо, тушь или черный фломастер).

16

24.10

Практическая работа «Изображение слова-образа «шахматы»

17

31.10

Романский стиль. Слово-образ «замок

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы (X—XIII вв.). В эту эпоху духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, где происходило становление различных видов искусств, в том числе и искусства книги (шрифта, миниатюры и др.). Архитектура является важнейшим видом искусства, помогающим понять особенности стиля. Внешний вид романских каменных построек — замков, крепостей, церквей, монастырей отличался монолитной целостностью, тяжеловесностью, торжественностью, здание состояло из простых, четко выявленных объемов с узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями (но принципу «мой дом — моя крепость»).

Практическая работа: выполнение эскиза слова-образа «замок» (или «крепость, «рыцарь»), буквы которого напоминают элементы тяжеловесных средневековых каменных построек, украшенных черно-белым геометрическим орнаментом (уголь или маркер).

18

31.10

Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа «замок»

19

7.11

Готика. Готический шрифт.

Готика — условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран Европы в XII—XV вв. Наибольшего расцвета этот стиль достиг в архитектуре, для которой характерны остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие орнамента, устремленность всех архитектурных элементов к небу, наличие мелких деталей, изобилие скульптуры и др. Шедевры готической архитектуры  широко  представлены  во  Франции   - в Париже, Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии- Кёльне, На умбурге, Бамберге и многих других городах Европы.

    Готический стиль нашел отражение в костюме той эпохи, в искусстве оформления книги (книжная миниатюра, заставки, концовки, шрифтовые композиции и др.). Готический шрифт — латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заостренными буквами

        Практическая работа: выполнение шрифтовой композиции составленной из угловатых, вытянутых и заостренных букв, на поминающих архитектурные элементы готической архитектуры (гелевые ручки или маркер). Возможно выполнение слова-образа, буквы которого украшены цветными стеклами, по принципу} украшения витража (цветные фломастеры или гуашь)

20

7.11

Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции  в готическом стиле»

21

14.11

Практическая работа «Выполнение шрифтовой композиции в готическом стиле»  

22

14.11

Эпоха Возрождения. Шрифт «Антиква».

Эпоха Возрождения — эпоха расцвета наук и искусства в Европе (XIV—XVI вв.), эпоха возвращения античных традиций, их переосмысления и рождения новых художественных форм.

Антиква (от лат. «древний») — шрифт безупречных пропорций, простой и красивый (некогда заимствованный римлянами у греков) — получил широкое распространение в книжной графике в эпоху Возрождения. Методы геометрического построения шрифта помогают детально проанализировать строение букв, понять законы гармонии.

Практическая работа: построение букв при помощи чертежных инструментов в стиле ренессансной антиквы (простой и цветные карандаши, линейка, циркуль, треугольник и т.п; возможно копирование антиквы (Лука Пачоли. Построение ренессансной антиквы. 1509).

23

21.11

Практическая работа «Построение букв в стиле ренессансной антиквы»

24

21.11

Практическая работа «Построение букв в стиле ренессансной антиквы»

25

28.11

Стиль барокко.

Слово-образ «барокко»

Барокко (от итал. «странный, причудливый») — один из главных стилей в искусстве Европы XVI—XVIII вв. Для архитектуры(Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России)

характерны пространственный размах, слитность — текучесть сложных, обычно криволинейных, форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «барокко», декорированного пышным, криволинейным барочным орнаментом (цветные фломастеры, акварель или пастель

26

28.11

Практическая работа «Разработка  эскиза слова-образа «барокко»

27

5.12

Практическая работа «Создание эскиза слова-образа «барокко»

28

5.12

Стиль рококо. Слово-образ «рококо».

Рококо   (от  франц.   «осколки  камней,  раковины») — стиль в европейском искусстве XVIII в. Рокайль (стилизованная раковина)     характерный для рококо мотив орнамента.

Практическая работа: разработка и создание эскиза слова-образа «рококо»  декорированного стилизованным изображением раковины (смешанная техника -   восковые мелки, акварель или др.)

29

12.12

Практическая работа «Разработка эскиза слова-образа «рококо»  

30

12.12

Практическая работа «Создание эскиза слова-образа «рококо»  

31

19.12

Каллиграфическое письмо. Вензель

Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с орудием  письма: в древнем мире  это тростниковое перо, в Европе вплоть до XIX в. — птичье перо.  Иллюстрации Н. Кузьмина к роману  А.Пушкина «Евгений Онегин», выполненные перьевой ручкой.

Практическая работа: разработка и создание эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени, фамилии  и отчества с использованием каллиграфического письма (перьевая ручка, тушь или чернила).

32

19.12

Практическая работа «Разработка  эскиза вензеля»

33

26.12

 Практическая работа « Создание эскиза вензеля»

34

26.12

Модерн. Слово-образ «модерн».

Модерн (от франц. «новейший, современный») — стиль в искусстве XIX—XX вв. Для модерна характерны декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор и др. Иллюстрации О. Бердсли к книге Т. Мэлори «Смерть короля Артура»; А. Муха. Плакаты; Л. Бакст. Титул журнала «Мир искусства» (1902) и др.

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн на темы «Райский сад», «Море», «Ветер» и т. п. (восковые мелки и акварель или др.).

35

9.01

Практическая работа «Разработка эскиза слова-образа в стиле модерн»

36

9.01

 Практическая работа «Выполнение эскиза слова-образа в стиле модерн»

37

16.01

Кубизм. Брусковый шрифт

Кубизм — художественное направление начала XX в., получившее распространение в Европе. Его характеризуют глубокий интерес к вопросам художественной формы, к конструированию особой реальности, подчиненность специфическим пространственно-временным отношениям. Формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно или сводятся к простым геометрическим телам: дома — кубы, крыши — пирамиды, стволы деревьев — цилиндры, голова человека — шар и т. п. Основоположниками кубизма являются П. Пикассо и Ж. Брак.

При создании брускового шрифта в зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера.написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек Практическая работа. Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек.

38

16.01

Практическая работа «Написание слова «кубизм» с использованием разных плакатных перьев»

39

23.01

Практическая работа «Написание слова «кубизм» с использованием разных деревянных палочек»

40

23.01

Конструктивизм. Слово-образ «конструкция».

Конструктивизм — направление в искусстве 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Художники этого направления стремились использовать новые технологии и материалы для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Практическая работа: выполнение объемной или рельефной композиции из букв (необычные, неожиданные материалы).

41

30.01

Практическая работа «Выполнение объемной или рельефной композиции из букв»

42

30.01

Практическая работа «Выполнение рельефной композиции из букв»

43

6.02

Искусство плаката.

Экологический плакат

Плакат — вид графики, броское изображение на крупном листе  с  кратким  пояснительным  текстом.  Плакат выполняется в агитационных, рекламных или информационных целях.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение плаката на большом формате на одну из тем: «Сохрани лес!», «Помоги!», «Не загрязняй!» и т. п. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ножницы, клей).

44

6.02

Искусство плаката.

Экологический плакат

45

13.02

Практическая работа «Разработка эскиза «Сохрани лес!»

46

13.02

Практическая работа «Разработка эскиза «Сохрани лес!»

47

20.02

Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!»

48

20.02

Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!»

49

27.02

Практическая работа «Выполнение плаката «Сохрани лес!»

50

27.02

Защита плаката «Сохрани лес!»,

51

6.03

Искусство плаката. Реклама.

Реклама (от лат. «выкрикиваю») — информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусств и др. Иллюстрации В. Масютина и Ф. Мазереля.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение рекламы (например,  мороженого или  прохладительного напитков  в технике   коллажа   (художественные   материалы   по   выбору детей).

52

6.03

Искусство плаката. Реклама.

53

13.03

Практическая работа «Разработка эскиза рекламы»

54

13.03

Практическая работа «Разработка эскиза рекламы»

55

20.03

Практическая работа «Выполнение рекламы»

56

20.03

Практическая работа «Выполнение рекламы»

57

27.03

Товарный знак. Эмблема

Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления, понятия, идеи (например, белый голубь — эмблема мира, серп и молот — труда, книга — знаний и т. п.).

Практическая   работа:   разработка   эскиза   и   выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака (эмблемы) (например, фирмы, продающей канцелярские товары, или книжного издательства «Просвещение») (художественные материалы по выбору детей).

58

27.03

Практическая   работа «Разработка   эскиза   шрифтовой композиции любого товарного знака»

59

3.04

Практическая   работа «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака»

60

3.04

Практическая   работа: «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака»

61

10.04

Практическая   работа: «Выполнение шрифтовой композиции любого товарного знака»

62

10.04

Экслибрис.

Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу (частном; лицу или организации). Типы экслибрисов: гербовый, вензелевый, сюжетный. Практическая работа: разработка эскиза и выполнение экслибриса для книг какой-нибудь библиотеки («Из книг Гагарина: «Из книг Петрова», «Из книг Дворца культуры» и т. п.) (тушь, перо или гелевые ручки).

63

17.04

Практическая работа «Разработка эскиза экслибриса для книг»

64

17.04

Практическая работа «Выполнение экслибриса для книг»

65

24.04

Поздравительная открытка

Современные открытки к различным праздникам (Рождество,| Пасха, день рождения и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета открытки «С днем рождения!» (художественные материалы по выбору детей).

66

24.04

Практическая работа:  «Разработка эскиза открытки «С днем рождения!»

67

8.05

Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!»

68

8.05

Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!»

69

15.05

Практическая работа «Выполнение макета открытки «С днем рождения!»

70

15.05

Защита  проекта «Поздравительная открытка»

71

22.05

Оформление работ выполненных в течение года

Оформление работ, выполненных в течение года. Написание афиши итоговой выставки. Подведение итогов года.

72

2205

Выставка детского творчества

Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  в   кружке «Веселая кисточка» по программе «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства»

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса 17 человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.1.

Программы Т.А.Копцева  «Художественный шрифт».  источник: Программы дополнительного художественного образования.  С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители  Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006

Д

1.2.

Методические пособия (рекомендации к проведению  кружковой работы)

1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001

2.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы рисунка. –Обнинск:  Титул, 1998.

3.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы живописи. –Обнинск:  Титул, 1998.

4.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996.

5.Соколникова Н.М. Изобразительное  искусство: Краткий словарь  художественных

    терминов. –Обнинск: Титул, 1996.

6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в   школе.–Волгоград,2007.

Д

1.3.

Методические журналы по искусству :«Юный художник»

Д

1.4.

Учебно-наглядные пособия

Ф  Д

2. Печатные пособия

2.1.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

2.2.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

3.Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

3.2

DVD – фильмы:

-памятники архитектуры;

- художественные музеи;

- виды изобразительного искусства;

- творчество отдельных художников;

- народные промыслы;

- декоративно-прикладное искусство                                                                                                                     - художественные технологии

Д

3.3

 Презентации на  CD  или   DVD – дисках;

- по видам изобразительных (пластических) искусств;

-по жанрам изобразительных искусств;

- по памятникам архитектуры России и мира;

- по стилям и направлениям в искусстве;

-по народным промыслам;

- по декоративно-прикладному искусству;

- по творчеству художников.

Д

4.  Учебно-практическое оборудование

4.1

 Гелевая ручка

К

4.2

Простой карандаш

К

4.3

Краски акварельные

К

4.4

Краски гуашевые

К

4.5

Тушь

К

4.6

Ручки с перьями

К

4.7

Бумага А3, А4

К

4.8

Бумага цветная  

К

4.9

Фломастеры

К

4.10

Маркеры

К

4.11

Пастель

Ф

4.12

Кисти беличьи

К

4.13

Кисти щетина

К

4.14

Палочки

К

4.15

Емкости для воды

Ф

4.16

Ножницы

К

4.17

Клей

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Программа танцевального объединения "Аплодис" на 2014-2015г

Программа танцевального объединения "Аплодис" на 2014-2015г  (содержательный и учебно-тематический планы включены)...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)

В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были  выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)2020-2021 уч год

Листы корректировки учебных программ составлены  в связи с тем, что были продлены осенние каникулы по распоряжению МО Омской области....