Проект " Влияние изотерапии на эмоциональную сферу подростков"
проект по мхк (10 класс) по теме

Силютина Элина Владимировна

Рассматриваются следующие вопросы: что такое арттерапия, какие виды арттерапии бывают, что такое изотерапия , методики , что такое эмоции, как с помощью изотерапии скорректировать поведение подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Орган местного самоуправления
«Управление образования города Каменска-Уральского»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»

Направление: здоровьесбережение

Предмет ( секция): ОБЖ

Влияние изотерапии на эмоциональную сферу подростков

   

                                                                                         Исполнитель:

                                                                                         Стрелова  Елена
                                                                                        обучающаяся 10 класса

                                                                                        Руководитель:
                                                                                        Силютина Элина Владимировна,
                                                                                         учитель музыки, МХК

Каменск-Уральский
2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Специалисты о методе изотерапии и ее влиянии на эмоциональную сферу подростков.

1.1 Особенности эмоциональной сферы, её нарушения……….........................5                  

1.2  Особенности и эффективность метода изотерапии………………………..8

2.  Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы подростков с помощью метода изотерапии

2.1 Нарушения эмоциональной сферы подростков………………………........13

2.2 Методики изотерапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы ………….……………………………………………………………….................15

Заключение………………………………………………………………………..21

Список литературы……………………………………………………………….22

Приложение

Введение

Человек в современном мире постоянно подвергается нервным

перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены и подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. Подростки подвержены  эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций.

        Актуальность нашего исследования состоит  в том, что интересующее нас направление изотерапия способна воздействовать на нервную систему подростка,  преобразуя  негативные эмоции   в позитивные, тем самым способствуя оздоровлению организма.

          Мы решили изучить методы и приемы изотерапии, которая способна влиять на эмоции, чувства, настроение. Рисунок для подростка  является не совсем искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность выразить то, что подросток не может высказать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент человек  абсолютно свободен. Цвет расскажет, в первую очередь, о психоэмоциональном состоянии подростка  на момент рисования. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства приносит приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций  в  позитивные.


Цель работы.

Получить знания о положительном влиянии изотерапии на эмоциональную сферу подростков.

Задачи.

  1. На основе анализа теоретических источников изучить влияние изотерапии на эмоциональную сферу детей.
  2. Апробировать техники изотерапии в школе на уроках изобразительного искусства.
  3. Сравнить эмоциональное состояние подростков  до применения изотерапии  и после, выявить изменения.

Объект - эмоциональная сфера подростков.

Предмет–   методы и приёмы изотерапии, положительно влияющие на эмоциональную сферу подростков.

Методы – наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ.

В качестве гипотезы работы взято предположение о том, что если правильно организовать изотерапию,  то у детей  корректируется эмоциональная сфера, а именно:

- подросток   становится  эмоционально отзывчивым, происходит преобразование негативных эмоций в  позитивные.

1. Специалисты о методе изотерапи и его влиянии на эмоциональную сферу  подростков.

1.1 Особенности эмоциональной сферы, её нарушения.

Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувство - это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида.

      В физиологическом плане положительные эмоции, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Задача человека – избавляться от отрицательных эмоций и получать- положительные. Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие    раздражителей,    вызывающих    эмоции,    приводит    к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.

В структуре личности каждого человека эмоциональная сфера занимает

значительное место. Эмоции – это особые психологические состояния, отражающиеся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Эмоции отражают предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребности и мотивов деятельности.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно

подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение и интерес.

Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, кратковременное

бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации( эмоциональное тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Настроение – эмоциональное “ хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течении длительного времени.

Чувства – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека,

связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Конкретная отнесённость чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Страсть – сильно выраженная увлечённость человека кем-либо или

чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами. Страсти в отличии от аффектов,- более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную готовую оценку.

И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет очень важное  значение в жизни человека, это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывает неожиданной напряженной обстановкой.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью,

положительной или отрицательной. Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяет ожидание и предсказание неудачи при совершенствовании действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

       Страх -  кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Обычно страх вызывает неприятные ощущения, но при этом он может являться сигналом к защите. Однако следует учитывать, что ответом на страх могут быть необдуманные или бессознательные действия человека, вызванные паникой - проявлением сильной тревоги.

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника". Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный страх - "тревогой".

Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения.

1.2 Особенности и эффективность метода изотерапии.

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё

более активно применяется такой  здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации, терапия искусством представлена 4 модальностями: арттерапией, драматерапией, танцевально-двигателной терапией, музыкальной терапией.

В системе различных направлений терапии искусством арттерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством.

Слово “ арттерапия” впервые стало использоваться в 1940 гг. в Англии,

для обозначения разных форм клинической практики.

Арттерапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в

себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью.

Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет

неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Практическое значение применения техник изотерапии в образовании

большое. Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения. Улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим, так, как человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производительную деятельность.

Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с

патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изотерапией , как пассивные так и активные , помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние

личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе  изобразительной  деятельности создаются благоприятные

условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей

известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.

Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства известно со

времён Древней Греции. Под понятием “ катарсис” древнегреческие философы подразумевали психологическое очищение, которое обычно испытывает человек после общения с искусством. Функция катарсиса состоит в разрядке чувств.

Образы художественного творчества отражают все виды

подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался изотерапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение: мы переживаем сновидения по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И от части затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами.

Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих,

принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями жизнедеятельности. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной,

групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации детьми;

- пробуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности;

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она

даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным

чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.

  1. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и

переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии..

  1. Наладить отношения между детьми. Совместное участие в

художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

  1. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и

картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

  1. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах
  2. Развивать художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от

того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

Спонтанное рисование.

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия

изобразительным искусством носят спонтанный характер. Практически все специалисты по изотерапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка учащихся не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. При проведении изотерапии важен творческий акт как таковой, а так же особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе

обладают целительной силой. Роль фантазии в творческих процессах описана Юнгом так: “ не только художник, но и каждый, кто наделён творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра – занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовместимы с серьёзным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазии никакая творческая работа не может быть, ни начата, ни проделана”.

При описании творческой деятельности, в процессе которой субъект

наблюдает за развитием своих фантазий, не пытаясь сознательно воздействовать на них, Юнг использовал термин “ активное воображение”. Хорошим примером применения спонтанного фантазирования в изотерапии может служить методика, основанная на рисовании каракулей, когда ребенок без какого-либо предварительного замысла рисует линию, не отрывая карандаш от бумаги. Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, спонтанно выражаются текущие переживания. Когда дети заняты рисованием каракулей, из глубины души каждого всплывает неосознанное. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, которые явились им из подсознания.

Искусство помогает человеку понимать себя и окружающих,  значит помогает жить более  осмысленно.

2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы подростков  с помощью метода изотерапии.

2.1Нарушения эмоциональной сферы.

Практическая часть экспериментальной работы проводилась на базе

5«Б» класса Средней общеобразовательной  школы № 35 .В эксперименте участвовали 10 человек. Этапы эксперимента:

  1. Констатирующий этап. Задача: выявить нарушения в эмоциональной

сфере подростков.

2.  Формирующий этап. Задача: организовать  проверку  выдвинутой гипотезы, исследовать  влияние изотерапии на эмоциональную сферу.

3.   Контрольный этап. Задача: сравнить  результаты проведённой работы.

Эксперимент проводился в течение месяца, было проведено четыре занятия.

Обследование эмоциональной сферы проходило с использованием

следующих методик: рисуночный тест “ Цветомания”.

Цель рисуночного теста - выявление психологического состояния

некоторых свойств личности (сомнения, тревожность, агрессивность, замкнутость.) Детям была дана инструкция выразить в цвете свое душевное состояние – заполнить краской лист бумаги.

Результаты данного теста отражены в таблице.

Констатирующий этап

Ф.И.

Красный

Красно-коричневый

Желтый

Синий

Фиолетовый

1.Алексеев Александр

агрессия

2. Боголюбова Злата

рассеянность

3.Быкова Екатерина

замкнутость

4.Ламбина Ирина

переутомление

5. Носков Семен

агрессия

6. Никифоров Роман

Низкая самооценка

7. Погодин Александр

замкнутость

8. Осинцев Александр

замкнутость

9. Силкин Александр

переутомление

10. Черсков Артем

агрессия

 

На основе анализа результатов рисуночного теста можно сделать

следующие выводы: у детей страдает эмоциональная сфера, явно выражены агрессия, переутомление, замкнутость, депрессия,  её нужно корректировать. Иначе это приведёт к плохим последствиям в виде неприятных ситуаций в жизни (конфликты, ссоры, правонарушения). Нужны такие методы коррекции, которые помогли бы детям справиться со своими, тревогами, агрессией, помогли бы им повысить самооценку, неудовлетворённую потребность в общении. Средством  для коррекции эмоциональной сферы была выбрана изотерапия.


2.2 Методики изотерапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы подростков.

Использование различных техник изотерапии на уроке и вне  учебной

деятельности даёт эффект, может быть, не столь большой, как если бы он проводился в специальной изотерапевтической сессии, но, тем не менее, они так, же несут свой положительный эффект. Занятия по изотерапии можно проводить в школе на уроках искусства, на занятиях дополнительного образования, дома.  

Чтобы обеспечить свободное течение творчества, руководитель должен

как можно меньше всего в него вмешиваться. Детям надо сказать, чтобы они открыто выражали свои чувства и не беспокоились о художественных достоинствах своего произведения. Если при этом у кого-то из участников обнаружится скрытая художественная одарённость – прекрасно, но для изотерапевтического процесса это не имеет значения. Руководитель группы не обязательно должен быть художником. Здесь гораздо важнее чувствовать интерес к художественному творчеству.

Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии:
1.Приветствие
 
Создать атмосферу доверия и принятия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы  определяются ведущим или придумываются детьми.
2.Разминка 
Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное возбуждение. Изобразительные упражнения направлены  на установление эмоционального контакта между всеми участниками.
3. Основной этап 
Развитие психических процессов, формирование социальных навыков. В  терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, чувствах, настроении.
4.Заключение 
Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости уверенности в себе у детей. Анализ каждого рисунка (рисунок переходит из рук в руки, дети высказываются о том, что им нравится в рисунке, а что можно изменить, дополнить).
Выставка рисунков.
Обсуждение (детям задаются вопросы такого типа):1. Какие чувства испытывал каждый участник 2. Какие были трудности, а что было легко. 3. Какие чувства, настроение испытывает каждый участник в конце занятия (как изменилось внутреннее состояние).
Следует отметить, что этот этап является не менее важным, чем основной, т.к. наибольший терапевтический эффект оказывает именно процесс проговаривания своих чувств и отражение в сознании ребенка положительных эмоций и нового позитивного опыта.

Представляем некоторые методики изотерапии, которые применяются в данной экспериментальной работе.
Индивидуальное рисование
.

Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции.

Материалы: бумага, карандаш, краски.

Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию, отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование.

Цель: исследование межличностных отношений, конфликтов.

Материалы: бумага, цветные карандаши, краски.

Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Групповое рисование.

 Цель: выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других. Это упражнение позволяет каждому внести свой вклад в создание рисунка.

Каждый ученик берёт лист бумаги и цветные карандаши. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить, дорисованное другими. Наконец учащиеся обсуждают свои впечатления.

Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.
Пальцевая живопись
.

Это упражнение приносит  положительный результат во многих отношениях – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение. Мазки или печати создаются фалангами пальцев, испачканных в краске. Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми.

5.Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

       В ходе контрольного этапа были получены следующие результаты. Детям  снова был предложен тест “ Цветомания”. В отличие от первых рисунков у детей наблюдаются положительные эмоции: спокойствие, уверенность. Отсутствуют элементы указывающие на агрессию, замкнутость, тревоги.

Контрольный этап

Ф.И.

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

1.Алексеев Александр

агрессия

2. Боголюбова Злата

рассеянность

3.Быкова Екатерина

спокойствие

4.Ламбина Ирина

энергия

5. Носков Семен

энергия

6. Никифоров Роман

спокойствие

7. Погодин Александр

уверенность

8. Осинцев Александр

спокойствие

9. Силкин Александр

рассеянность

10. Черсков Артем

энергия

Ф.И.

Констатирующий этап

Контрольный этап

1. Алексеев Александр

Красный - агрессия

Красный - агрессия

2. Боголюбова Злата

Желтый - рассеянность

Желтый рассеянность

3.Быкова Екатерина

Синий - замкнутость

Голубой - спокойствие

4.Ламбина Ирина

Касно – коричневый - переутомление

Оранжевый - энергия

5.  Носков Семен

Красный - агрессия

Оранжевый - энергия

6. Никифоров Роман

Фиолетовый – низкая самооценка

Голубой - спокойствие

7. Погодин Александр

Синий - замкнутость

Зеленый - уверенность

8. Осинцев Александр

Синий - замкнутость

Голубой - спокойствие

9. Силкин Александр

Красно – коричневый - переутомление

Желтый - рассеянность

10.Черсков Артем

Красный - агрессия

Оранжевый - энергия

Изотерапия помогает детям восстановить эмоциональное равновесие и устранить нарушения в поведении. Проанализировав проделанную экспериментальную работу, мы подготовили сводную таблицу.

Психологическое состояние

Констатирующий этап

Контрольный этап

Агрессия

3

1

Переутомление

2

0

Рассеянность

1

2

Замкнутость

3

0

Низкая самооценка

1

0

Энергия

0

3

Уверенность

0

1

Спокойствие

0

3

Заключение

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и

понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

        Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний.

Художественное самовыражение связано с укреплением психического

здоровья подростков, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет терапевтическую функцию, помогая  детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить их эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у них нарушения поведения.

         Подтверждается, ранее выдвинутая, гипотеза  работы о том, что если правильно организовать изотерапию,  то у детей  корректируется эмоциональная сфера, а именно:

- подросток становится  эмоционально отзывчивым, происходит  преобразование негативных эмоций в позитивные.

     Цели и задачи исследования реализованы. Экспериментальная работа доказывает, что изотерапия оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу подростков. Продуктом нашего исследования стала брошюра, которой в качестве рекомендаций и советов, могут пользоваться педагоги, родители, дети.

После 11 класса я буду поступать в педагогический университет, и эта тема мне пригодится в дальнейшей работе. Я планирую изучить и другие виды арттерапии.

Список литературы.

1. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.

2. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.

6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб. 2005.

7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.

9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.

Па

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.

Подростковый период – это сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. На первый план здесь выходят эмоции и чувства подростка. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенно...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Презентация к проекту: «Влияние электронных сигарет на организм подростка»

Электронная сигарета (вейп - от английского слова vapor – испарение, пар) – устройство, которое генерирует высокодисперсный аэрозоль (пар), предназначенный для вдыхания. Внешний вид напоми...

Индивидуальный проект: «Влияние электронных сигарет на организм подростка»

В современном мире, на фоне серьёзной борьбы с потреблением табака, резко возрос интерес к альтернативной форме потребления никотина – электронным сигаретам или вейпами. Они быстро стали наиболе...