Основные подходы инновационной деятельности в вопросах здоровьесбережения на уроках ОБЖ
статья по обж на тему

Никульшина Татьяна Ивановна
Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, поэтому альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение всего занятия сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, во время проведения уроков ОБЖ может стать режим смены динамических поз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные подходы инновационной деятельности в вопросах здоровьесбережения на уроках ОБЖ

Т.И. Никульшина, преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 94 имени генерала Лизюкова А.И.

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Для воплощения этой идеи в жизнь, главный упор, который необходимо делать на уроках – это его рациональная организация, использование активных методов и активных форм обучения, что довольно легко осуществить на занятиях по ОБЖ.

Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Это позволит снять проблемы переутомления, отсутствие интереса к урокам.

Для проведения занятий, в особенности по  ОБЖ, целесообразно применять не только элементы здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, но и комбинировать их с элементами системы В.Ф. Базарного.

 По мнению доктора Базарного наиболее разрушающее воздействие на телесно-физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье детей оказывают следующие условия и факторы школьной жизни:

  1. поза учеников во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении.
  2. чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
  3. ряд разрушающих факторов был привнесён в нашу школу в последние десятилетия. К ним относятся следующие “инновации”:

1) Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной столешницей, что ещё больше усилило статичную напряжённость детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и рукописных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения, ухудшению осанки и разрушению телесной конституции.

2) Замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее  люминесцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения.

3) Резкое ограничение деятельностно - трудовых и конструктивно - рукотворческих принципов обучения.

Чем же отличаются воспитание и обучение по системе В.Ф. Базарного  от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Как такие отличия  можно использовать на уроках ОБЖ?

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, поэтому альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение всего занятия сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, во время проведения уроков ОБЖ может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя, для работы стоя можно использовать конторки). Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка  основа энергетики человеческого организма.

Так же исправить ситуацию и помочь в оздоровлении детей могут помочь давно забытые в среднем звене физкультминутки. Во время физкультминуток, которые необходимо возобновить на уроках, можно использовать упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки (Например, различные виды потягиваний и ходьба).

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.

В системе  В.Ф.Базарного важное значение имеет производительный труд. Дети совместно с педагогами и родителями могут создавать по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. На уроках же необходимо больше уделять внимания изготовлению различных моделей, макетов по разделам курса ОБЖ.

 Важная особенность перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий состоит в их простоте и доступности их внедрения в каждой школе и на любом уроке. Для этого необходимы понимание сложности нынешней ситуации, желание и добрая воля к её изменению со стороны педагогов и родителей.  

Литература

  1. Безруких М.М. Школа и здоровье. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1 – М.: Ключ–С, 2005, - 368с.
  2.  Базарный В.Ф. Какие истины скрываются за строительством отечественной школы на так называемой «вербальной основе», или «Что значит знать?». Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1 – М.: Ключ–С, 2005, - 368с.
  3. Горячев В. О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного (по системе В.Ф. Базарного)
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....

Доклад на тему : «Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровьесбережения»

главная задача педагогов дополнительного образования является -формировать у детей основы культуры здорового образа жизни, способствовать развитию понимания своего физического и нравственного здоровья...

Инновационная деятельность и здоровьесбережение педагога в современной школе

Инновационная деятельность и здоровьесбережение педагога в современной школе...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...