Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"
рабочая программа по обж на тему

Вавилова Татьяна Петровна
Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdd.docx152.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»

                                   

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

«Дорожная академия»

(Изучение ПДД)

5-9 класс

C:\Users\татьяна\Desktop\ЮИД иУГОЛОК\6888cdf06fb9864fa6619428dca7b503.jpg

Составлена учителем основ безопасности

жизнедеятельности

первой квалификационной категории

Вавиловой Татьяной Петровной

Кемеровская область

Новокузнецкий район

с. Сары-Чумыш

I. Пояснительная записка

         Рабочая программа по курсу «Дорожная академия»  разработана для учащихся 5-9 классов, возраст – 12 – 16 лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011год.

         Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Значит, проблема детского дорожно - транспорного травматизма по-прежнему  сохраняет свою актуальность. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. Необходимы всё более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Дорожная академия» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

Направление деятельности: социальное.

Цель: охрана жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, воспитание у детей высокой общей культуры безопасного поведения на дорогах.

  • Обучать и закреплять у  учащихся основы безопасного поведения на улице;
  • закрепить умения у обучающихся применять полученные знания правил для пешеходов, водителей и пассажиров на практике;
  •  продолжить формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.

II. Общая характеристика курса

Актуальность: При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

  Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

III. Описание места курса в учебном плане

Курс «Дорожная академия» изучается с 5 по 9 класс  из расчёта 1 час в неделю, всего по  35 часов в год в каждом классе.

ІV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • усвоение  образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  •  формирование понимания личной ответственности за свои поступки,  ценности здорового образа жизни;
  •  формирование уважительного отношения к другим участникам дорожного движения;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебной, исследовательской, творческой видов деятельности.
  •  формирование осознания ответственности человека за общее благополучие;
  •  формирование положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям по программе  «Дорожная академия»;
  • Освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных ситуациях;
  • формирование и развитие безопасной жизнедеятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • умение правильно применять речевые средства;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Регулятивные   результаты:

  • Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;
  •  формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации. 

V. Содержание  курса занятий по внеурочной деятельности «Дорожная академия»

5-6 класс

РАЗДЕЛ «Школа безопасности» (3 часа)

Занятие №1

Тема: Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке).

Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).

Содержание занятия:

  • дорога в школу и домой;
  • экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
  • обсуждение наиболее опасных мест пути.
  • просмотр презентации по теме занятия.

Занятие № 2

Тема: Дорожный этикет. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения;
  • общие положения;
  • общие обязанности водителей;
  • общие обязанности пешеходов и пассажиров.

Занятие № 3

Тема: Викторина «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

Цель занятия: вспомнить правила дорожного движения; способствовать

развитию умения видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить

решать дорожные задачи.

Содержание занятия:

  • Правила дорожного движения – единый нормативный акт;
  • общие положения ПДД;
  • основные понятия и термины.

РАЗДЕЛ «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ И ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА» (6 ЧАСОВ)

Занятие № 4-5

Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.

Содержание занятия:

  • история дорожных знаков;
  • назначение и роль дорожных знаков для регулирования дорожного движения;
  • классификация знаков;
  • изучение всех групп знаков;
  • новые знаки;
  • международный язык знаков.

Занятие № 6

Тема: Изучение дорожной разметки. «Про разметку на дороге».

Цель занятия: дать понятия о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении.

Содержание занятия:

  • вертикальная разметка;
  • горизонтальная разметка;
  • пользование разметкой.
  • назначение дорожных знаков.

Занятие № 7

Тема: Разновидности светофоров.

Цель занятия: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров, их значении, выделив светофоры для пешеходов.

Содержание занятия:

  • сигналы светофора;
  • сигналы светофора с дополнительной секцией.

Занятие № 8

Тема: Творческий проект «Светофор прошлого и будущего».

Цель занятия: расширить знания о светофорах, познакомиться с историей создания.

Содержание занятия:

  • Выполняется проектная работа -  презентация Power Point по теме занятия.

Занятие № 9

 Тема: Викторина «Знаки для пешеходов и для водителей».

Цель занятия: научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.

Содержание занятия:

  • назначение дорожных знаков;
  • места установки дорожных знаков;
  • знаки особых предписаний.

РАЗДЕЛ «РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (4 ЧАСА)

Занятие № 10

Тема: Перекрестки и их виды.

Цель занятия: дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации  «ловушки» могут подстерегать пешехода.

Содержание занятия:

  • перекресток;
  • регулируемый перекресток;
  • нерегулируемый перекресток;
  • правила перехода перекрестка.

Занятие № 11

Тема: Творческий проект «Перекрестки и их виды».

Цель занятия: расширить знания о понятии, о перекрестке и его видах.

Содержание занятия:

  • выполняется проектная работа -  презентация Power Point по теме занятия.

Занятие № 12

Тема: Регулировщик. Жесты регулировщика. Движение пешеходов.

Цель занятия: закрепить знания методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.

Содержание занятия:

  • способы регулирования движения;
  • регулировщик;
  • сигналы регулировщика.

 Занятие № 13

Тема:  Практическое занятие «Жесты регулировщика. Движение пешеходов».

Цель занятия: на практике закрепить знания  методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.

Содержание занятия:

  • способы регулирования движения;
  • регулировщик;
  • сигналы регулировщика.

РАЗДЕЛ «ТРАНСПОРТ - ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ» (4 ЧАСА)

Занятие № 14

Тема: Наш город и его транспорт.

Цель занятия: дать понятие о скорости движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.

Содержание:

  • современный транспорт на улице – зона повышенной опасности;
  • характеристика транспортных средств;
  • классификация транспортных средств

Занятие № 15

Тема: Транспорт и правила поведения в нём.

Цель занятия: научить знания обязанностей пассажиров и правил поведения на транспорте.

Содержание:

  • правила и обязанности пассажиров;
  • маршрутный транспорт;
  • порядок ожидания транспорта;
  • поведение вовремя движения.
  • правила поведения в автомобиле;
  • правила посадки и высадки из транспортного средства.

Занятие № 16

Тема: Творческий проект «Транспортные средства на улицах и дорогах».

Цель занятия: расширить знания детей о разновидностях транспортных средствах передвижения

Содержание:

  • выполняется проектная работа -  видеоролик по теме занятия.

Занятие № 17

Тема: Викторина «Мы - пассажиры».

Цель занятия: закрепить знания у учащихся обязанностей пассажиров пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.

Содержание занятия:

  • правила и обязанности пассажиров;
  • маршрутный транспорт;
  • порядок ожидания транспорта;
  • поведение вовремя движения.
  • правила поведения в автомобиле;
  • правила посадки и высадки из транспортного средства.

РАЗДЕЛ «МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ ТРАНСПОРТА» (5 ЧАСОВ)

Занятие № 18

Тема: Движение транспортных средств.

Цель занятия: дать понятие о скорости и интенсивности движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.

Содержание занятия:

  • движение транспортных средств;
  • скорость движения;
  • расположение транспортных средств на проезжей части.

Занятие № 19

Тема: Остановочный путь транспортных средств.

Цель занятия: дать понятие об остановочном пути автомобиля.

Содержание занятия:

  • тормозной и остановочный путь транспортного средства;
  • время реакции водителя;
  • факторы, влияющие на величину остановочного пути.

Занятие № 20

Тема: Творческий проект «Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах».

Цель занятия: объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

Содержание занятия:

  • номерные и опознавательные знаки;
  • регистрационные знаки транспортных средств;
  • опознавательные знаки.

Занятие № 21

Тема: Предупредительные сигналы водителей.

Цель занятия: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении; показать значение предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения.

Содержание занятия:

  • понятия об осветительных приборах автомобиля;
  • значение осветительных приборов автомобиля;
  • значение предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения.

Занятие № 22

Тема: Творческий проект «История автомобилизма».

Цель занятия: рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание занятия:

  • история развития автомототранспорта;
  • безопасность дорожного движения;
  • выполняется проектная работа -  презентация Power Point по теме занятия.

 РАЗДЕЛ «МОЙ ДРУГ – ВЕЛОСИПЕД» (4ЧАСА)

  Занятие № 23

Тема: Водитель - велосипедист. Права и обязанности велосипедиста.

Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, закрепить знания по правам и обязанностям велосипедиста.

Содержание занятия:

  • что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем?
  • велосипед, как транспортное средство;
  • что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)?
  • правила безопасности при использовании велосипеда.

Занятие № 24

Тема: Творческий проект «Мой друг – велосипед».

Цель занятия: закрепить знания по правам и обязанностям велосипедиста и расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении, познакомится с историей происхождения велосипеда.

Содержание занятия:

  • выполняется проектная работа-буклет  по теме занятия.

Занятие № 25

Тема: Технические требования к велосипедистам. Движение  в группах.

Цель занятия: расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить самостоятельно, ухаживать за велосипедом (т. е. техническому обслуживанию).

Содержание занятия:

  • устройство велосипеда;
  • осмотр перед выездом;
  • снаряжение велосипеда;
  • техническое обслуживание велосипеда;
  • возраст, позволяющий управлять велосипедом.

Занятие № 26

Тема: Занятие с велосипедистами на специально размеченной велосипедной площадке.

Цель занятия: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.

Содержание занятия:

  • обязанности водителя велосипеда;
  • что запрещено велосипедисту;
  • неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация;
  • контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать.

РАЗДЕЛ «МЕДИЦИНА» (4 ЧАСА)

Занятие № 27

Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).

Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, правилам наложения жгута. Оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской помощи при потере сознания (обмороке).

Содержание занятия:

  • первая медицинская помощь при потере сознания и сотрясении головного мозга;
  • ожоги;
  • правила оказания первой помощи при ожогах;
  • виды наружного кровотечения;
  • способы остановки;
  • правила наложения жгута.

Занятие № 28

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм).

Цель занятия: дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.

Содержание занятия:

  •  отработать навыки оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых переломах, вывихах, ушибах, растяжениях.
  • наложение шины при переломе.

Занятие № 29

Тема:  Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП.

Цель занятия: дать понятие травматического шока. Научить способам переноски пострадавших в ДТП.

Содержание занятия:

  • эвакуация пострадавших в ДТП;
  • способы переноса пострадавших;
  • изготовить макеты носилок.

 Занятие № 30

Тема: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке сердца, дыхания.

Цель занятия: объяснить тяжесть состояния при данных заболеваниях и тяжесть их последствий, рассказать об их симптомах и научить оказанию первой медицинской помощи.

Содержание занятия:

  • оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности, и остановке сердца, дыхания.

РАЗДЕЛ «ЧТО ТАКОЕ ДТП» (2 ЧАСА)

Занятие № 31

Тема: Причины возникновения ДТП.

Цель занятия: сформировать четкое представление о причинах дорожно-транспортных происшествий.

Содержание:

  • повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов;

виды и причины ДТП.

Занятие № 32

Тема: Поведение участников и очевидцев ДТП.

Цель занятия: научить правильному поведению при ДТП; закрепить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание занятия:

  • алгоритм действий;
  • если вы свидетель ДТП;
  • оказание помощи работникам ГИБДД в расследовании ДТП.

РАЗДЕЛ «ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ» (3 ЧАСА)

Занятие № 33

Тема: Турнир «Знатоки дорожного движения».

Цель занятия:  закрепить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения;
  • дорожная этика.

Занятие № 34-35

Тема: Подготовка и проведение  к игре-соревнованию «Безопасное  колесо».

Цель занятия: проверить знания, полученные по всему курсу Правил дорожного движения.

Содержание:

  • игры - соревнования «Безопасное колесо» по ПДД.

7-8 класс

РАЗДЕЛ «ДОРОЖНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (6 ЧАСОВ)

Занятие №1. Тема: Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения;  продолжать учить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения;
  • общие положения;
  • общие обязанности водителей;
  • общие обязанности пешеходов и пассажиров.

Занятие №2.  Тема: Творческий проект «Дорожная азбука».

Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения;  продолжать учить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Содержание занятия:

  • учащиеся работают с дополнительной литературой и ресурсами Интернета для создания презентации Power Point по теме занятия.

Занятие №3.   Тема: Значение световозвращающих приспособлений (фликеров) для безопасности  пешеходов и водителей.

Цель занятия: сформировать у детей четкое знание и понимание  того, что  фликеры необходимо использовать в тёмное время суток.

Содержание занятия:

  • что такое фликер?
  • зачем они необходимы?
  • какие виды фликеров существуют?
  • как их приобрести?
  • изготовление фликеров.

Занятие №4.   Тема: Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Цель занятия: закрепить знания  о том, что нарушение правил дорожного движения существует различные виды наказания.

Содержание занятия:

  • виды наказаний за нарушения  ПДД (размеры штрафов, административная ответственность и т.д.);
  • часто совершаемые нарушения ПДД, разбор ситуаций.

Занятие № 5.   Тема:  Роллинг.

Цель занятия: сформировать у учащихся навыки безопасного пользования роликами.

Содержание занятия:

  • что такое роллинг?
  • правила безопасного поведения при занятии роллингом.

Занятие № 6.   Тема:  Творческий проект «ГИБДД».

Цель занятия: продолжить знакомство с профессией инспектор дорожного движенья, работой структуры ГИБДД.

Содержание занятия:

  • выполняется проектная работа -  презентация Power Point по теме занятия.

РАЗДЕЛ «ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ» (2 ЧАСА)

 Занятие № 7.   Тема:  Творческий проект «16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП».

Цель занятия: объяснить учащимся о значении даты и почему такую  памятную дату ввели.

Содержание занятия:

  • ребята выполняют  творческую работу - стенгазета «16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП».

Занятие № 8.   Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий.

Цель занятия: сформировать четкое представление о причинах и видах дорожно-транспортных происшествий.

Содержание занятия:

  • повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов;
  • виды и причины ДТП.

РАЗДЕЛ «МЕДИЦИНА» (2 ЧАСА)

Занятие № 9.  Тема: Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП (практическое занятие).

Цель занятия:  повторить понятие травма, вспомнить наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.

Содержание занятия:

  • оказание первой медицинской помощи при ДПТ.

Занятие № 10.  Тема: Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

Цель занятия: закрепить полученные знания ПМП и вырабатывать практические навыки  по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание занятия:

  • оказание первой медицинской помощи.

РАЗДЕЛ «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОГ» (6 ЧАСОВ)

Занятие № 11.  Тема: Формы регулирования движения. Сигналы регулировщика.

Цель занятия: закрепить знания методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.

Содержание занятия:

  • способы регулирования движения;
  • регулировщик;
  • сигналы регулировщика.

Занятие № 12.  Тема: Регулирование движения транспортных средств.

Цель занятия:  продолжить закреплять знания методов регулирования дорожного движения.

Содержание:

  • подготовка информационного материала о способах регулирования движения.

Занятие № 13.  Тема: Дорожная разметка.

Цель занятия: закрепить знания  о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении.

Содержание занятия:

  • вертикальная разметка;
  • горизонтальная разметка;
  • пользование разметкой.

Занятие № 14.  Тема: Сигналы светофора с дополнительными секциями.

Цель занятия: закрепить знания о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров, их значении, выделив светофоры для пешеходов.

Содержание занятия:

  • сигналы светофора;
  • сигналы светофора с дополнительной секцией;
  • подготовка памяток для младших школьников.

Занятие № 15.  Тема: Творческий проект «Дорожные знаки».

Цель занятия:  продолжить знакомство с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.

Содержание занятия:

  • Создание творческого проекта -   буклет по темам:

назначение дорожных знаков,  новые знаки, международный язык знаков.

Занятие № 16.  Тема: На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Цель занятия:  закрепить знания учащихся о правилах движения пешеходов по дорогам, улицам, перекрёсткам.

Содержание занятия:

  • элементы загородной дороги;
  • правила движения пешеходов по загородной дороге;
  • опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге;
  • понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход»;
  • общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • дорога с двусторонним и односторонним движением.

РАЗДЕЛ «ТРАНСПОРТ» (6 ЧАСОВ)

Занятие № 17.  Тема: Творческий проект «Россия - страна автомобилей»

Цель занятия:  продолжить знакомство с историей создания автомобиля, с Российским автопромом и автомобиля.

Содержание занятия: 

  • выполняется проектная работа -  презентация Power Point по теме занятия.

Занятие № 18.  Тема: Трудности работы водителя

Цель занятия:   продолжить знакомство с профессиями связанными с вождением транспорта, показать детям насколько данная профессия требует ответственности.

Содержание занятия: 

  • режим работы водителей различных транспортных средств;
  • правила безопасности дорожного движения для водителя.

Занятие № 19.  Тема: Велосипед, мотоцикл и мопед.  Техническое оснащение

Цель занятия: расширить знания учеников о велосипеде, мопеде, мотоцикле, их  устройстве, снаряжении; научить самостоятельно, ухаживать за велосипедом (т. е. техническому обслуживанию).

Содержание занятия: 

  • устройство велосипеда, мотоцикла, мопеда;
  • осмотр перед выездом;
  • снаряжение велосипеда, мотоцикла, мопеда;
  • техническое обслуживание велосипеда;
  • возраст, позволяющий управлять велосипедом, мотоциклом и мопедом.

Занятие № 20.  Тема: Правило управление велосипедом, мопедом, мотоциклом.

Цель занятия: расширить знания учеников о правилах управления велосипедом, мопедом, мотоциклом.

Содержание занятия: 

  • правила ПДД для велосипедиста;
  • правила ПДД для мопедиста;
  • правила ПДД для мотоциклиста.

Занятие № 21.  Тема: Велосипед, мотоцикл и мопед. Правила перевозки пассажиров.

Цель занятия: расширить знания учеников о правилах перевозки пассажиров на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

Содержание занятия: 

  • правила перевозки пассажиров для велосипедиста;
  • правила перевозки пассажиров для мопедиста;
  • правила перевозки пассажиров для мотоциклиста.

Транспорт

Занятие № 22.  Тема: Транспортные средства на улицах и дорогах.

Цель занятия: дать понятие о скорости и интенсивности движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.

Содержание занятия:

  • движение транспортных средств;
  • скорость движения;
  • расположение транспортных средств на проезжей части.

РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ» (4 ЧАСА)

Занятие № 23.  Тема: Творческий проект «Общественный транспорт».

Цель занятия: расширить знания учеников о правилах поведения в общественном транспорте.

Содержание занятия:

  • выполняется проектная работа -  видеоролик по теме занятия.

Занятие № 24-25.  Тема: Правила пользования пассажирским транспортом.

Цель занятия: закрепить знания у учащихся обязанностей пассажиров пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.

Содержание занятия:

  • правила и обязанности пассажиров;
  • маршрутный транспорт;
  • порядок ожидания транспорта;
  • поведение вовремя движения.
  • правила поведения в автомобиле;
  • правила посадки и высадки из транспортного средства.

Занятие № 26.  Тема: Викторина «Общественный транспорт».

Цель занятия: закрепить знания у учащихся обязанностей пассажиров пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.

Содержание занятия:

  • история появления первого общественного транспорта  (автобуса, трамвая, метро  и т.д.) мире, России;
  • закрепление правил пассажиров общественного транспорта (разработка памяток);
  • разработка схем движения пассажиров на автобусные остановки (по месту жительства, учёбы).

Занятие № 27.  Тема: Метрополитен. Правила пользование метро.

Цель занятия: закрепить знания у учащихся обязанностей пассажиров метро.

Содержание занятия:

  • история создания  первого метрополитена России;
  • правила и обязанности пассажиров метро;
  • опасные зоны метрополитена.

РАЗДЕЛ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ» (3 ЧАСА)

Занятие № 28.  Тема: Железная дорога – зона особого внимания.

Цель занятия: расширить знания учеников о железнодорожном  транспорте; воспитывать чувство взаимоуважения.

Содержание занятия:

  • железнодорожный транспорт  – зона повышенной опасности;
  • характеристика и классификация данных транспортных средств;
  • история создания.

Занятие № 29.  Тема: Творческий проект «Проезд и движенье пешеходов по  железнодорожному переезду» (работа в группах).

Цель занятия: закрепить знания у учащихся о правилах перехода и проезда железнодорожного переезда.

Содержание занятия:

  • учащиеся создают макет железнодорожного переезда;
  • разработка  электронных памяток.

Занятие № 30.  Тема: Правила поведения пассажира в поезде и электричке.

Цель занятия: закрепить знания у учащихся обязанностей пассажиров в поезде и электричке.

Содержание занятия:

  • история создания  первого поезда;
  • правила и обязанности пассажиров поезда и электрички;
  • опасные зоны железной дороги.

РАЗДЕЛ «ЗНАЙ ПРАВИЛА ДВИЖЕНЬЯ КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНЬЯ» (5 ЧАСОВ)

Занятие № 31.  Тема: Викторина «Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности».

Цель занятия:  закрепить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения;
  • дорожная этика.

Занятие № 32.  Тема: КВН  “Знай и соблюдай правила дорожного движения”.

Цель занятия: вспомнить правила дорожного движения; способствовать

развитию умения видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить

решать дорожные задачи.

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения – единый нормативный акт;
  • общие положения ПДД;
  • основные понятия и термины.

Занятие № 33.  Тема: Просмотр и обсуждение видеофильмов по безопасности дорожного движения.

Цель занятия:  закрепить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

Содержание занятия:

  • правила дорожного движения;
  • общие положения.

Занятие № 34.  Тема: Творческий проект «Конкурс плакатов по ПДД «Я и дорога».

Цель занятия:  закрепить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

Содержание занятия:

создание серии плакатов на тему ПДД.

Занятие № 35.  Тема: Итоговое занятие.

Цель занятия:  проверить знания ПДД.

Содержание занятия:

контрольное тестирование за год.

9 класс

РАЗДЕЛ №1 «ПДД – ЗАКОН ЖИЗНИ» (2 ЧАСА)

 Занятие №1-2. Закон «О безопасности дорожного движения». Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  расширить и закрепить знания закона «О безопасности дорожного движения».  

Содержание занятия:

  • исторический очерк о возникновении правил движения в мире,  России;
  • понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного движения»;
  • водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда»;
  • характеристика дорожного движения: транспортный и пешеходный потоки, улично-дорожная сеть;
  • дорожная полиция: задачи и функции.

РАЗДЕЛ №2 «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОГ» (6 ЧАСОВ)

Занятие №3-4. Регулирование движения. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: закрепить знания методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.

Содержание занятия:

  • сигналы регулировщика. Действия пешеходов и водителей по этим сигналам;
  • приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

Занятие № 5-6. Дорожные знаки и дорожная разметка. Виды дорожных знаков и их значение. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Содержание занятия:

  • группы дорожных знаков, название и их назначение;
  • знаки запрещающие и предписывающие;
  • знаки информационно-указательные, сервиса их назначение.

Занятие № 7-8. Дорожные знаки. Порядок их расстановки. Требования к разметке на дорогах. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: закрепить знания о видах светофоров,  светофорах с дополнительной секцией, их значении, продолжить знакомство с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки, закрепить знания  о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; ориентироваться в движении.

Содержание занятия:

  • группы дорожных знаков, название и их назначение;
  • назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов;
  • горизонтальная и вертикальная разметки;
  • знаки предупреждающие, приоритета;
  • знаки дополнительной информации (таблички), их назначение.

РАЗДЕЛ №3 «ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ» (2 ЧАСА)

Занятие № 9-10.  Дорожно – транспортное происшествие. Статистика ДТП. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: сформировать четкое представление о причинах и видах дорожно-транспортных происшествий.  Отработать правила поведения при ДТП.

Содержание занятия:

  • причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению;
  • примеры дорожно-транспортных происшествий  (по сводкам дорожной полиции);
  • поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия;
  • вызов «скорой помощи», возможность оказания первой доврачебной помощи;
  • последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.

        

РАЗДЕЛ №4  «ДОРОЖНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (16 ЧАСОВ)

Занятие № 11-12.  Обязанности пешеходов и велосипедистов, мопедистов, водителей и их ответственность за нарушение ПДД. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  закрепить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

Содержание занятия: 

  • Обязанности пешеходов и велосипедистов, пассажиров, водителей – соблюдение  правил дорожного движения.
  • Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение ПДД.

Занятие № 13-14.  Движение  пешеходов и транспортных средств на перекрестках. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:   продолжить отрабатывать  первоначальные навыки управления автомобилем  на разных типах дорог.

Содержание занятия: 

  • Понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход».
  • Общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Приоритет транспортных средств.
  • Дорога с двусторонним и односторонним движением.
  • Проезд перекрестка равнозначных дорог по принципу «помеха справа».
  • Действие дорожных знаков «Главная дорога», «Уступи дорогу».
  • Правила проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

 Занятие № 15-16. Транспортные средства. Назначение и виды транспортных средств. Правило управление велосипедом, мопедом, мотоциклом. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: расширить знания учеников о велосипеде, мопеде, мотоцикле, их  устройстве, снаряжении;  проверить навыки по уходом за велосипедом (т. е. техническому обслуживанию), проверить знания учеников о правилах управления велосипедом, мопедом, мотоциклом и  правилах перевозки пассажиров на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

Содержание занятия: 

  • На какие виды делятся велосипеды по назначению?
  • Из каких основных деталей состоит велосипед?
  • Каково назначение механизма силовой передачи, и каков принцип его действия?
  • Что входит в снаряжение велосипеда?
  • С какого возраста можно управлять мотовелосипедом с рабочим объемом двигателя менее 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/час?
  • Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Техническое обслуживание, правила пользования.
  • В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования?
  • С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?
  • Обязательное использование мотошлемов во время езды на мотоцикле (мотороллере).

Занятие № 17-18. Безопасность и организация дорожного движения на загородной дороге. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  расширить и проверить знания у учащихся об элементах загородных дорог, правилах перехода и проезда железнодорожного переезда, статистика ДТП за городом.

Содержание занятия: 

  • Элементы загородной дороги.
  • Правила движения пешеходов по загородной дороге.
  • Движение транспорта на загородной дороге.
  • Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
  • Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.
  • Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

  Занятие № 19-20. Основы теории движения автомобиля. Тормозной, остановочный путь и скорость движения автомобиля. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: закрепить и расширить знания по движению пешеходов и автомобилей по дороге в разных погодных условиях, рассчитывать остановочный путь, дистанцию между автомобилями.

Содержание занятия: 

  • Остановочный и тормозной путь автомобиля. Расчет остановочного пути.
  • Факторы, влияющие на величину остановочного пути.
  • Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
  • Скорость движения транспортных средств. Ограничение скорости.
  • С какой скоростью должен водитель вести автомобиль в населенном пункте, на международных трассах?
  • Что такое дистанция между автомобилями?
  • Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение направления движения.

 Занятие № 21-22. Правила пользования транспортными средствами.

 Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  расширить и проверить знания у учащихся обязанностей пассажиров пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.

Содержание занятия: 

  • Виды транспортных средств и их назначение.
  • Транспортные средства общего пользования. Правила пользования транспортными средствами общего пользования.
  • Правила посадки и высадки пассажиров.
  • Правила поведения детей при перевозках на грузовых и легковых автомобилях.
  • Разрешается ли пассажирам по время движения отвлекать водителя маршрутного транспортного средства от управления?
  • Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения?
  • В каком случае разрешается посадка, и высадка пассажиров со стороны проезжей части.

                

Занятие № 23. Номерные и опознавательные, регистрационные знаки на транспортных средствах. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: расширить и проверить знания о назначении и месте установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах, закрепить понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении.

Содержание занятия: 

  • Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах, их назначение.
  • Места установки номерных знаков.
  • Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля с ручным управлением, учебного автомобиля.
  • Обозначение буксирного троса при буксировке транспортного средства на гибкой сцепке.
  • Значение опознавательных знаков для пешеходов. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспортного средства.
  • Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.
  • Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.
  • Преимущественное право проезда специальных автомобилей.

 Занятие № 25-26. Управление немеханическими транспортными средствам, требования по обеспечению безопасной езды. Предупредительные сигналы. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия: закрепить  и проверить знания о значении предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения, ПДД велосипедистов, отработать практические навыки.

Содержание занятия: 

  • Проверка технического состояния велосипеда с подвесным двигателем и мопеда перед выездом.
  • Неисправности и их устранение.
  • Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
  • Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
  • Правила перевозки пассажиров и грузов.
  • Возрастной ценз на право управления велосипедами  при движении по дорогам.
  • Дорожно-транспортные происшествия с велосипедистами и меры по предупреждению.

Занятие № 27-28.  Культура дорожного движения. Взаимоотношения участников дорожного движения, соблюдение этических норм поведения. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  закрепить и расширить знания ПДД и продолжить формирование четкого представления о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.

  • Строгое соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности.
  • Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.
  • Алкоголь и его влияние на безопасность движения.
  • Здоровье водителя. Болезненное состояние (обострение хронического заболевания, психические расстройства). Сон за рулем.
  • Употребление наркотических и лекарственных средств, борьба с курением.
  • ГИБДД. Цели и задачи, решаемые ГИБДД. Инспектор дорожной полиции, его работа.
  • Кто еще, кроме сотрудников дорожной полиции, следит за порядком на дорогах и улицах?
  • Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки.
  • Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек.

РАЗДЕЛ №5 «МЕДИЦИНА» (4 ЧАСА)

Занятие № 27. Оказание первой помощи при ДТП. Аптечка первой помощи, ее состав.  Обморок.

Цель занятия:  повторить понятие травма, вспомнить наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление об обмороке.  Вырабатывать практические навыки  по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание занятия: 

  • Содержание автомобильной аптечки, назначение содержимого.
  • Что необходимо сделать при потере сознания?
  • Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока?

Занятие № 28. Оказание первой помощи при ДТП. Характеристика и остановка кровотечения. Открытый и закрытый перелом.

Цель занятия:  повторить понятие травма, вспомнить наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о кровотечении, переломе.  Вырабатывать практические навыки  по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание занятия: 

  • Какое кровотечение считается наиболее опасным?
  • По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
  • Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него?
  • Максимальный срок  наложения кровоостанавливающего жгута.
  • Наложение шины при переломе.

Занятие № 29-30 Оказание первой помощи при ДТП. Приемы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Цель занятия:  повторить понятие травма, вспомнить наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о экстренной реанимационной помощи.  Вырабатывать практические навыки  по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание занятия: 

  • Где надо определять пульс, если пострадавший без сознания?
  • Приемы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца 
  • Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное.

РАЗДЕЛ №6 «ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ » (4 ЧАСА)

Занятие № 31-33. Онлайн – экзамен в ГИБДД по сдаче билетов ПДД категорий "А" и "В".

Цель занятия:  проверить знания ПДД.

Содержание занятия: 

  • Практическое занятие сдача онлайн экзамена по ПДД.

Занятие № 34-35. Итоговое занятие. Тестирование по пройденному курсу

Цель занятия:  проверить знания ПДД.

Содержание занятия: 

  • Тестирование. Подведение итогов.        

                                                        

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Курса занятий   по внеурочной деятельности

«Дорожная академия»

(социального направления)

5-6 класс, 35   часов

______учебный год

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №1 «Школа безопасности» (3 часа; 1 час - теория, 2 часа - практика)

Выполнять задания  по ПДД пешехода, пассажира.

Совершенствовать умение работать с текстом.

Характеризовать  поведение участников дорожного движения.

Формирование умения предвидеть опасные ситуации на дорогах.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать свои выводы.

  1. Вводное занятие. «Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке)».

1

2.Дорожный этикет. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.        

1

3. Викторина «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

1

Раздел №2 «Дорожные знаки и дорожная разметка» (6 часов; 2 часа - теория, 4 часа - практика)

Выполнять задания по закреплению и проверке знаний по  теме: «Дорожные знаки и разметка».

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

Формулировать выводы и анализировать поведение участников дорожного движения.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

  1. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

1

  1. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

1

  1. Изучение дорожной разметки. «Про разметку на дороге».

1

  1. Разновидности светофоров.

1

  1. Творческий проект «Светофор прошлого и будущего».

1

  1. Викторина «Знаки для пешеходов и для водителей».

1

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №3 «Регулирования дорожного движения» (4 часа; 2 часа - теория, 2 часа - практика)

 Выполнение упражнений в совершенствовании

навыков безопасного движения пешехода. 

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

 Совершенствовать умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

  1. Перекрестки и их виды.

1

  1. Творческий проект «Перекрестки и их виды».

1

  1. Регулировщик. Жесты регулировщика. Движение пешеходов.

1

  1. Практическое занятие  «Жесты регулировщика. Движение пешеходов».

1

Раздел №4 «Транспорт - зона повышенной опасности» (4 часа; 1 час - теория, 3 часа - практика)

 Формирование навыков грамотного пассажира.

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИК, ресурсами Интернет;

-создание видеоролика;

-формировать навыки исследовательской работы.

 Совершенствование по умения планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др.

  1. Наш город и его транспорт.        

1

  1. Транспорт и правила поведения в нём.

1

  1. Творческий проект «Транспортные средства на улицах и дорогах».

1

  1. Викторина «Мы - пассажиры».

1

Раздел №5 «Маленькие секреты транспорта» (5 часов; 3 часа - теория, 2 часа - практика)

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание видеоролик и презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

  1. Движение транспортных средств.

1

  1. Остановочный путь транспортных средств.

1

  1. Творческий проект «Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков».

1

  1. Предупредительные сигналы водителей.

1

  1. Творческий проект «История автомобилизма».

1

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №6 «Мой друг – велосипед» (4 часа; 1 час - теория, 3 часа - практика)

Характеризовать функцию участников дорожного движения: водителя, велосипедиста.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание буклета;

-формировать навыки исследовательской работы.

  1. Водитель - велосипедист. Права и обязанности велосипедиста.

1

  1. Творческий проект «Мой друг – велосипед».

1

  1.  
  1. Технические требования к велосипедистам. Движение  в группах.

1

  1. Занятие с велосипедистами на специально размеченной велосипедной площадке.

1

Раздел №7 «Медицина» (4 часа; 1 час - теория, 3 часа - практика)

Отработка навыков по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Отрабатывать навыки по техническому обслуживания велосипеда.

  1. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).

1

  1. Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм).

1

  1. Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП.

1

  1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке сердца, дыхания.

1

Раздел №8 «Что такое ДТП» (2 часа; 1 час - теория, 1 час - практика)

Составление и осуществление плана алгоритма действий при ДТП.

  1. Причины возникновения ДТП.

1

  1. Поведение участников и очевидцев ДТП.

1

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №9 «Итоговые занятия» (3 часа; 3 часа - практика)

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Выполнение заданий  по ПДД.

  1. Турнир «Знатоки дорожного движения».

1

  1. Подготовка и проведение  к игре «Безопасное  колесо».

1

  1. Подготовка и проведение  к игре «Безопасное  колесо».

1

ИТОГО: 35 часов; 10 часов теория, 25 - практика

7-8 класс, 35   часов

______учебный год

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №1 «Дорожная грамотность» (6 часов; 3 часа - теория, 3 часа - практика)

  1. Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

- презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

 Отработка умения регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения.

Развивать интерес к деятельности общественных объединений и государственных служб по безопасности дорожного движения.

  1. Творческий проект «Дорожная азбука».

1

  1. Значение световозвращающих приспособлений (фликеров) для безопасности  пешеходов и водителей.

1

  1. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

  1. Роллинг.

1

  1. Творческий проект «ГИБДД».

1

Раздел №2 «Дорожно-транспортные происшествия» (4 часа; 2 часа - теория, 2 часа - практика)

  1. Творческий проект «16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП».

1

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

- изготовление стенгазеты.

Отработка навыков по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Выработка навыка ответственного отношения  к собственной безопасности и безопасности других участников движения.

Составление и осуществление плана алгоритма действий при ДТП.

  1. Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

  1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

1

  1. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1

Раздел №3 «Регулирование дорог» (6 часов; 3 часа - теория, 3 часа - практика)

  1. Формы регулирования движения. Сигналы регулировщика.

1

Выполнение упражнений в совершенствовании

навыков безопасного движения пешехода.

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

  1. Регулирование движения транспортных средств.

1

 Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

Совершенствовать умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Практическая отработка навыков выполнения жестов регулировщика.

  1. Дорожная разметка.

1

  1. Сигналы светофора с дополнительными секциями.

1

  1. Творческий проект «Дорожные знаки».

1

  1. На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

Раздел №4 «Транспорт» (6 часов; 3 часа - теория, 3 часа - практика)

  1. Творческий проект «Россия - страна автомобилей».

1

Знакомство с трудностями работы водителя.

Продолжить воспитание уважительного отношения к людям профессий связанных с вождением различного транспорта.

Отрабатывать навыки по техническому обслуживания велосипеда, мопеда, мотоцикла.

Закрепление знаний по перевозке пассажиров.

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание презентации Power Point;

-формировать навыки исследовательской работы.

  1. Трудности работы водителя.

1

  1. Велосипед, мотоцикл и мопед.  Техническое оснащение.

1

  1. Правило управление велосипедом, мопедом, мотоциклом.

1

  1. Велосипед, мотоцикл и мопед. Правила перевозки пассажиров.

1

  1. Транспортные средства на улицах и дорогах.

1

Раздел №5 «Общественный транспорт» (4 часа; 2 часа - теория, 2 часа - практика)

  1. Творческий проект «Общественный транспорт».

1

Формирование навыков грамотного пассажира.

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание видеоролика;

-формировать навыки исследовательской работы.

 Совершенствование  умения планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др.

  1. Правила пользования пассажирским транспортом.

1

  1. Викторина «Общественный транспорт».

1

  1. Метрополитен. Правила пользование метро.

1

урока

Названия разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №6 «Железнодорожный транспорт» (3 часа; 1 час - теория, 3 часа – практика)

  1. Железная дорога – зона особого внимания.

1

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

-создание электронных памяток;

-формировать навыки исследовательской работы.

Самостоятельное формулирование задания: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выполнение заданий правил ПДД по ж/д транспорту.

  1. Творческий проект «Проезд и движенье пешеходов по  железнодорожному переезду».

1

  1. Творческий проект «Проезд и движенье пешеходов по  железнодорожному переезду».

1

  1. Правила поведения пассажира в поезде и электричке.

1

Раздел №7 «Знай правила движенья как таблицу умноженья» (5 часов; 5 часов – практика)

  1. Викторина «Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности».

1

Выполнять задания  по ПДД.

Формирование убеждённости в необходимости изучения курса ПДД;

Выполнение творческого задания:

- отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет;

- формировать навыки исследовательской работы;

-создание плакатов.

  1. КВН  “Знай и соблюдай правила дорожного движения”.

1

  1. Просмотр и обсуждение видеофильмов по безопасности дорожного движения.

1

  1. Творческий проект «Конкурс плакатов по ПДД «Я и дорога».

1

  1. Итоговое занятие.

1

ИТОГО: 35 часов;   11 часов - теория, 24 - практика

9 класс, 35   часов

______учебный год

Наименование темы программы

Всего часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №1 «ПДД – закон жизни» (2 часа; 1 час - теория, 1 час – практика)

  1. Закон «О безопасности дорожного движения».

1

Проверка навыка ответственного отношения  к собственной безопасности и безопасности других участников движения.

Отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет.

Компьютерное тестирование.

2.

  1. Закон «О безопасности дорожного движения». Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Раздел №2 «Регулирование дорог» (6 часов; 3 часа - теория, 3 часа - практика)

3.

  1. Регулирование движения. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.

1

Отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет.

Сформировать навыки исследовательской работы.

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Практическая отработка навыков выполнения жестов регулировщика.

Выполнять задания по закреплению и проверке знаний по  теме: «Дорожные знаки и разметка».

Компьютерное тестирование.

4.

  1. Регулирование движения. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

5.

  1. Дорожные знаки и дорожная разметка. Виды дорожных знаков и их значение.

1

6.

  1. Дорожные знаки и дорожная разметка. Виды дорожных знаков и их значение. Сдача билетов ПДД категорий "А"и "В".

1

7.

  1. Дорожные знаки. Порядок их расстановки. Требования к разметке на  дорогах.

1

8.

  1. Дорожные знаки. Порядок их расстановки. Требования к разметке на  дорогах. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Раздел №3 «Дорожно-транспортные происшествия» (2 часа; 1час - теория, 1 час - практика)

9.

  1. Дорожно – транспортное происшествие. Статистика ДТП.

1

Составление и осуществление плана алгоритма действий при ДТП.

Компьютерное тестирование.

10.

  1. Дорожно – транспортное происшествие. Причины и последствия ДТП. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Наименование темы программы

Всего часов

Основные виды деятельности учащихся

Раздел №4  «Дорожная грамотность» (16 часов; 6 часов - теория, 10 часов - практика)

11.

  1. Обязанности пешеходов и велосипедистов, мопедистов, водителей и их ответственность за нарушение ПДД.

1

Выполнение упражнений в совершенствовании

навыков безопасного движения пешехода, велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста, автомобилиста.

 Отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет.

Сформировать навыки исследовательской работы.

 Проверить сформированность навыков грамотного пассажира.

Отрабатывать навыки по техническому обслуживания   и управления велосипедом, мопедом, мотоциклом.

Закрепление знаний по перевозке пассажиров.

  Рассмотрение вопросов по

основам теории движения автомобиля в различных условиях.

Формулирование задания: определение его цели, реализация задач, прогнозирование результатов, выбор способов и приёмы действий, корректировка  работу по ходу выполнения.

Компьютерное тестирование

12.

  1. Обязанности пешеходов и велосипедистов, мопедистов, водителей и их ответственность за нарушение ПДД. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

13.

  1. Движение  пешеходов и транспортных средств на перекрестках. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

14.

  1. Движение  транспортных средств на перекрестках. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

15.

  1. Транспортные средства. Назначение и виды транспортных средств. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

16.

  1. Правила управление велосипедом, мопедом, мотоциклом.

1

17.

  1. Безопасность и организация дорожного движения на загородной дороге.

1

18.

  1. Безопасность и организация дорожного движения на загородной дороге. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

19.

  1. Основы теории движения автомобиля. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Наименование темы программы

Всего часов

Основные виды деятельности учащихся

20.

  1. Основы теории движения автомобиля. Тормозной, остановочный путь и скорость движения автомобиля.

1

. 

21.

  1. Правила пользования транспортными средствами.

Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

22.

  1. Номерные и опознавательные, регистрационные знаки на транспортных средствах. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

23.

  1. Управление немеханическими транспортными средствам, требования по обеспечению безопасной езды. Предупредительные сигналы.

1

24.

  1. Управление немеханическими транспортными средствам, требования по обеспечению безопасной езды. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

25.

  1. Культура дорожного движения. Взаимоотношения участников дорожного движения, соблюдение этических норм поведения.

1

26.

  1. Культура дорожного движения. Сдача билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Раздел №5 «Медицина» (4 часа; 1 час - теория, 3 часа - практика)

27.

  1. Оказание первой помощи при ДТП. Автомобильная аптечка первой помощи, ее состав. Обморок.

1

Отработка навыков по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Выработка навыка ответственного отношения  к собственной безопасности и безопасности других участников движения.

Составление и осуществление плана алгоритма действий при ДТП.

28.

  1. Оказание первой помощи при ДТП. Характеристика и остановка кровотечения. Открытый и закрытый перелом.

1

Наименование темы программы

Всего часов

Основные виды деятельности учащихся

29.

  1. Оказание первой помощи при ДТП. Приемы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

1

30.

  1. Оказание первой помощи при ДТП. Приемы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

1

Раздел №6 «Итоговые занятия » (4 часа; 5 часов - практика)

31.

  1. Онлайн – экзамен в ГИБДД по сдаче билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

Компьютерное тестирование.

Отработка навыков работы с ИКТ, ресурсами Интернет.

32.

  1. Онлайн – экзамен в ГИБДД по сдаче билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

33.

  1. Онлайн – экзамен в ГИБДД по сдаче билетов ПДД категорий "А" и "В".

1

34.

  1. Тестирование по пройденному курсу.

1

35.

5.  Итоговое занятие. Тестирование по пройденному курсу.

1

ИТОГО: 35 часов;   11 часов - теория, 24 - практика

VІІІ. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под редакцией В.А. Горского -  М.: «Просвещение», 2011.

Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4)/ Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.

«Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся (для 5 кл., 6 кл.)/ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.

Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя/ Титов С.В., Шабаева Г.И.  – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 05.11.2013 года.

Правила дорожного движения Российской федерации с изменениями 2014-2015 года.

Безопасность в дорожно-транспортной ситуации/ Рыбин А.Л.: М. Просвещение, 2008.

Красный. Жёлтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе/ Е.А. Воронова: Ростов-на-Дону, «Феникс», 20ё10.

Экзаменационные билеты для теоретических экзаменов на право управления

транспортными средствами категорий «А» и «В»/ Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин: М. «Рецепт – Холдинг», 2013.

1 шт.

5 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

3. Технические средства обучения

1.

2.

Мультимедийное оборудование.

CD диск «Правила дорожного движения» – изд-во ООО «Бествей» 2013.

1 шт.

1 шт.

4. Экранно-звуковые пособия

1.

2.

Экран.

Музыкальный центр.

1 шт.

1 шт.

5. Оборудование класса

1.

2.

3.

4.

5.

Стенды «Знаки дорожного движения».

Электронный модуль по проверке ПДД.

Макет светофора.

Макет дороги.

Аптечка.

11 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.

7. Дополнительное оборудование

1.

2.

3.

Велосипеды.

Полоса препятствий из 16 элементов.

Школьная транспортная площадка.

2 шт.

1 комплект

1 шт.

VІІІ. Планируемые результаты изучения курса.

  • повышение у учащихся культуры безопасного поведения на дорогах.
  • Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
  • уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
  • иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха, сознательное отношение к своей жизни и здоровью.
  • знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;
  • виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте;
  • знания по ПДД для водителей транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Театр и мы. 1-2 классы"

идея программы заключается в том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является  важнейшим в детском творческом театре....

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления «Спортивные игры»

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании ...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018

               Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО детской организации «Содружество» (социальное направление)

Содержание программы деятельности детской организации «Содружество»  «Лидерское начало»: 5 часов. Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, тестирование ...