Рабочая программа по ОБЖ для 1-курса
рабочая программа по обж (10 класс) по теме

Гарифуллин Рафаэль Асхадуллович

Рабочая программа по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchebnoy_distsiplinspo_tehnik_obzh.docx85.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                        «КУКМОРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ «          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ  СПО.

Организация-разработчик: ГАПОУ  «Кукморский  аграрный  колледж»

Разработчик:

Гарифуллин РА. – преподаватель ОБЖ  ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж».

СОДЕРЖАНИЕ

       

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы  безопасности жизнедеятельности

  1. Область применения программы:

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности « Механизация  сельского  хозяйства». Квалификация: техник-механик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

является дисциплиной  общепрофессионального цикла.

                                                                          1. Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности . 1–11 классы» (под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007) и региональной программа «Основы военной службы» (МО РТ, 2002 год), в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 курсе направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

     Структурно программа состоит из 3 разделов и 11 тем (один из которых «Основы подготовки к военной службе» для 1го курса отрабатывается на полевых сборах, в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки, а также знакомятся с бытом военнослужащих).

Раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».

Раздел 11 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел Ш «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны, уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

      Реализация программы позволит сформировать представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в РФ в области безопасности жизнедеятельности и поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области  безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности, в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.          

Изучение курса ОБЖ на 1-ом курсе  заканчивается итоговой аттестацией. В диплом выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; 

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

пользования бытовыми приборами;

использования по назначению лекарственных препаратов средств бытовой химии;

пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;  

соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

      Оценивая качество ответов по предмету ОБЖ ,  учитывается их глубина, полнота, аргументированность, а также обоснованность действий учащихся в предполагаемой (моделируемой ) опасной или чрезвычайной ситуации. Оценка успеваемости учащихся выражается в баллах. При выставлении оценки преподаватель аргументирует ее:

       «5» - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта.

       «4» - ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

       «3» - за ответ, в котором отсутствует  логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в практической деятельности.

       «2» - за плохое понимание и знание теоретического, методического и практического учебного материала, учащийся не отвечает на  дополнительные вопросы.

      Степень владения учащимися приемами или действиями оценивается следующим образом:

       «5» - прием (действие) выполнен правильно (заданном способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко; в играх учащийся проявил большую активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

       «4» - прием (действие) выполнен правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; в играх учащийся проявил себя недостаточно активным, ловким.

      «3» - прием (действие) выполнен в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению; в играх учащийся проявил себя малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

     «2» - прием (действие) выполнен неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко; в играх учащийся проявил неловкость, нерасторопность, неумение играть в коллективе (команде).

      Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 2 ч в неделю. Программа рассчитана  для 1го курса  на 70 часов ( 40ч - на учебные сборы) в год.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

        лекция

60

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

выполнение реферата

работа с учебной и справочной литературой

16

19

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета        2        

Содержание учебной дисциплины по ОБЖ.

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние безопасность жизнедеятельности личности.

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

  1. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную по готовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образов тельных учреждениях высшего профессионального образования.

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Военнослужащий — защитник своего Отечества.

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России — дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Тематический план и программа по предмету «Основы безопасности  жизнедеятельности»

п/п

Раздел, темы

Количество часов всего

Введение

1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

11

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

16

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ

42

Итого

70


                   

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Содержание учебного материала

11

2

Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни

Общие понятия  о здоровье.  Здоровый образ жизни – основа укрепления  и сохранения личного здоровья.

2

Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.

Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. .

2

Занятия 1.Понятие  здоровья  и  содержание  здорового  образа  жизни. .Факторы  риска. 3Организация  студенческого  труда, отдыха и эффективной  самостоятельной  работы

1

2

Практические занятия

1

Способы закаливания организма

Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Самостоятельная работа обучающихся

6

2

Выполнение реферата по темам:

  1. Здоровье и здоровый образ жизни.
  2. Способы закаливания организма.
  3. Физическая культура и спорт  в системе обеспечения  здоровья.
  4. Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.

Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика

Содержание учебного материала

2

2

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика

Изучение  влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и  снижения умственной и физической работоспособности.

Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании.

Занятия 1  Вредные   привычки  и  их  профилактика. Влияния  алкоголя  на здоровье  человека. Влияния  курения  на  состояние  здоровья. Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании

1

2

Практические занятия

1

2

Влияние курения на здоровье человека

Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека.

ВВлияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.

ССоциальные последствия наркомании.

Самостоятельная работа обучающихся

8

2

Выполнение реферата по темам:

  1. Что мы знаем о табачном дыме.
  2. Можно ли побороть вредные привычки.
  3. Алкоголь – причина многих бед.
  4. Вредные привычки в моей семье.
  5. Вредные привычки и наше будущее.
  6. Детство и алкоголь.
  7. Последствия наркомании.
  8. Наркомания – привычка или болезнь?
  9. Как противостоять среде?

Тема  1.3. Основные инфекционные болезни.

Содержание учебного материала

1

Основные инфекционные болезни. Классификация  и профилактика

ЗзЗанятия 1. Основные инфекционные болезни. Классификация  и профилактика                                              

1

2

Практические занятия

Кишечные инфекции

Инфекции дыхательных путей

Кровяные инфекции

Самостоятельная работа обучающихся

4

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Пути передачи кишечных инфекций.
  2. Инфекции, передаваемые  половым путем.
  3. Профилактика  инфекционных болезней.
  4. Туберкулез. Пути передачи последствия.
  5. Вирусные гепатиты.
  6. ВИЧ-инфекция.
  7. Чем опасна дизентерия?
  8. Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний

Тема 1.4 Первая медицинская помощь

Содержание учебного материала

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца

Занятия 1. ПМП  при  травмах

1

2

Занятия 2 Вредные привычки и их социальные последствия.

1

2

Занятия 3. Оказание первой помощи пострадавшим с повреждениями в следствии механических воздействий.

1

2

Занятия 4. Техника оказания первой помощи при различных видах травм.

1

2

Занятия 5. Техника оказания первой помощи при поражении электрическим током

1

2

Практические занятия

1

2

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Самостоятельная работа обучающихся

3

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Первая медицинская помощь при отравлениях.
  2. Первая медицинская помощь при обморожениях.
  3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
  4. Первая медицинская помощь при ожогах.
  5. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
  6. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей.
  7. Первая медицинская помощь при переломах.

Раздел 2. Государственная система обеспечения  безопасности населения

16

2

Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Содержание учебного материала

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Занятие1.. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .

1

2

Занятие2. Опасные   чрезвычайные  ситуации

1

2

Заняти3. . Ядерное ,химические  ,бактериологическое   оружие

1

2

Занятие4. . Современные обычные средства поражения

1

2

Занятие5. . Оповещение  населения . Действие по  сигналам  тревоги

1

2

Занятие6. Защитные  сооружения  гражданской  обороны

1

2

Занятие7. . Индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, респиратор и др.) кожи

1

2

Занятие8.. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

1

2

Занятия 9. . Организация ГО в  учебных  заведениях

1

2

Занятие.10. . Контрольная  работа

1

2

Практические занятия

2

2

Правила поведения  при пожарах и взрывах.

Правила поведения  при наводнениях и  землетрясении.

Правила поведения  в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Правила поведения  при буре, урагане, смерчи

Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)

Самостоятельная работа обучающихся

4

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Правила поведения  при наводнении.
  2. Правила поведения  при ДТП.
  3. Правила поведения  при пожаре и обрушении здания.
  4. Правила поведения  при землетрясении.
  5. Правила поведения при химической аварии.
  6. Правила поведения при радиационной аварии.
  7. Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.

Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

Содержание учебного материала

4

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.

Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.

Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.

Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Занятие1 .Назначение и задачи  гражданской  обороны. РСЧС, история создания,предназначение, структура,задачи. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений Организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

1

1

Занятие 2.Понятие устойчивости  работы объектов  экономики. Факторы , определяющие  устойчивость  работы  объектов. Пути  и  способы  повышения  устойчивости  работы  объектов. Организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

1

1

П    практические занятия

2

1

Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

П  Правила поведения в защитных сооружениях

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

С  самостоятельная работа обучающихся

1

1

Подготовка докладов по темам:

  1. История создания РСЧС.
  2. Органы управления гражданской обороны.
  3. Защитные сооружения и правила поведения в них.
  4. МЧС России
  5. Оповещение  населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
  6. Милиция как орган защиты населения от противоправных действий.

Раздел 3.  Основы обороны государства и воинская обязанность

42

2

Тема 3.1. История Вооруженных сил России

С содержание учебного материала

2

2

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Занятие1.История  Вооруженных  сил  России

2

2

Практические занятия

Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века.

Структура советских Вооруженных Сил

Вооруженные Силы Российской Федерации

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

Подготовка рефератов по темам:

  1. Вооруженные силы Московского государства в XIV—XV веках.
  2. Военная реформа Ивана Грозного  I.
  3. Военные реформы в России во второй половине XIX века 
  4. Создание советских Вооруженных Сил.

Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России

Содержание учебного материала

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Занятие1.Национальная  безопасность  Российской  Федерации.

1

2

Занятие.2.Основы  обороны  государства.

1

2

Занятие3.Вооруженные Силы  Российской  Федерации.

1

2

П Практические занятия

1

2

С   сухопутные войска: история создания, предназначение, структура     .

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

В  воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Самостоятельная работа обучающихся

1

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Геральдика Вооруженных сил РФ.
  2. Сухопутные войска.
  3. Военно-воздушные силы.
  4. Военно-Морской флот.
  5. Ракетные войска стратегического назначения.
  6. Космические войска.
  7. Командование Вооруженными Силами.
  8. Железнодорожные войска
  9. Войска гражданской обороны МЧС.

Тема 3.3. Воинская обязанность

Содержание учебного материала

17

2

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.

. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

. Занятие1.. Воинская обязанность и военная служба граждан

1

2

Занятие2. Подготовка и призыв граждан на военную службу

1

2

. Занятие3. .. Прохождение  военную  службу  по  призыву. Альтернативная гражданская служба.

1

2

Занятие4 Прохождение  военную  службу  по  контракту

1

2

Занятие5.Общевоинские уставы  ВС РФ. Воинские коллективы.

1

2

Занятие6.Веннослужащие и  взаимоотношение между  ними.

1

2

Занятие7. Права  и  ответственность  военнослужащих.

1

2

Занятие8. Стрелковое  вооружение  Российской  Армии.

1

2

Занятие9. Материальная  часть  автомата  Калашникова.

1

2

Занятие10. . Разборка  и  сборка  автомата

1

2

Занятие11.. . Разборка  и  сборка  автомата

1

2

Занятие12.. . Суточный  полковой  наряд. Суточный  наряд  по   роте

1

2

Занятие13 Караульная  служба

1

2

Занятие14.. .. Строевой шаг. Повороты  на  месте  и  в  движение

1

2

Занятие15. .. Строевой шаг. Повороты  на  месте  и  в  движение. Воинские  приветствие

1

2

Занятие16 Строевой шаг. Повороты  на  месте  и  в  движение. Воинские  приветствие. Выход  из  строя, подход  к  начальнику

1

2

Занятие17. . Строевой шаг. Повороты  на  месте  и  в  движение. Воинские  приветствие. Выход  из  строя, подход  к  начальнику

1

2

Практические занятия

2

2

Назначение и организация первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение  по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Военная служба. Права и обязанности военнослужащих.

Военная служба по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

Дисциплинарная  и уголовная ответственность военнослужащих.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности.
  2. Обязанности и права призывников.
  3. Право на отсрочку.
  4. Правовое положение военнообязанных.
  5. Пребывание в запасе.
  6. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации.
  7. Служба по контракту.
  8. Назначение и особенности альтернативной гражданской службы. Преимущество и недостатки гражданской службы.
  9. Преступления против военной службы.

Тема 3.4. Соблюдение норм международного гуманитарного права

Содержание учебного материала

8

2

Изучение воинской дисциплины, ее сущности и значения.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индиви-дуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Изучение видов воинской деятельности и их особенностей. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Занятие1. Состав военнослужащих и воинские звания. Статус военнослужащих.

1

2

Занятие2.Международная (Миротворческая) деятельность  ВС РФ..

1

2

Занятие3. Качества  личности  военнослужащего  как  защитника  Отечества.

1

2

Занятие4. Воинская   дисциплина.

1

2

Занятие5. Воинская   дисциплина.

1

2

Занятие6. Военнослужащий - защитник своего Отечества.

1

2

Занятие7. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

1

2

П  Практические занятия

1

2

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

Воинская дисциплина

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Психические и моральные этические качества призывника.
  2. Анализ особенностей воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил.
  3. Значение и сущность воинской дисциплины.
  4. Обязанности и права призывников.
  5. Качества личности военнослужащего.

Тема 3.5. Как стать офицером Российской Армии

Содержание учебного материала

7

2

Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования.

Занятие1. Патриотизм  и  верность  воинскому  долг. Дружба и воинское товарищество

1

2

Занятие2. Памяти  поколений  - дни  воинской  славы  России. . Основные государственные награды СССР и России

1

2

Занятие3. Ритуалы  ВС  России. Военная  Присяга.

1

2

Занятие4. Боевое Знамя  воинской  части.

1

2

Занятие5. Особенности прохождения военной службы в различных видах ВС. ..

1

2

Занятие6. . Виды военно-учебных заведений РФ. . Организация учебного процесса в ВУЗ и основные положения по приему в ВУЗ.

1

2

Занятие.7. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

1

2

Практические занятия

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Дни воинской славы России — дни славных побед.

Самостоятельная работа обучающихся

1

2

Подготовка докладов по темам:

  1. Основные качества военнослужащего.
  2. Ритуалы вооруженных сил.
  3. Ритуалы вооруженных сил.
  4. Дни воинской славы.

Дифференцированный  зачет по всем разделам программы

2


Рецензия

На  рабочую  программу  по  предмету «Основы  безопасности  жизнедеятельности»,  составленную  преподавателем  Гарифуллиным Р.А. и  предназначенную  для  обучения  учащихся ГАПОУ «  Кукморский  аграрный  колледж» .  Программа  составлена  с  учетом  требований  ФГОС.

Предложенный  вариант  программы  содержит  квалификационную  характеристику,  пояснительную  записку, в  которой сформулированы  цели  изучения  предмета,  поставленные  задачи,  методы  и  приемы  изучения.

В тематическом  плане  указано  количество  часов  в  соответствии  с  учебным  планом.

Тематический  план  содержит     11       тем.  

В программе  представлен  тематический  контроль  знаний  по  темам,  контрольные  работы и  тестовые  задания.

В  целом,  представленная  программа  может  быть  рекомендована  для  реализации  в  учебном  процессе.

Рецензент:  зам. директора  по  УР : Ганиев Р М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отралям)

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". В дополнение календарно-тематический план, инструкция по технике безопа...

Рабочая программа и тематическое планирование по курсу социальной и экономической географии мира (учебник Холиной В.Н.)

В материале представлена рабочая программа по географии для социально-экономического профиля в 10-11 классах . Основной  учебник- Холиной В.Н., но добавлены темы и разделы из классического учебни...

Рабочая программа по дисциплине "Терапия с курсом ПМСП"

Рабочая программа учебной дисциплины «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» составлена в соответствии  с  ФГОС СПО для специальности 060101 Лечебное дело 52  в соот...

Рабочая программа по математике СПО 1 курс

Данная программа расчитана на 290 часов...

Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена  на основе программы  Сухогузовой  Ирины Геннадьевны, заместител...

рабочая программа по информатике для первого курса СПО

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерной программы по специальности среднего профессионального образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....