Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»
методическая разработка по обж на тему

Тунгусова Ольга Николаевна

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам  дорожного движения

Представленные материалы основаны на опыте работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Настоящие материалы могут быть использованы в детском саду, начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_pdd.docx851.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

C:\Users\Мария\Pictures\cdt-logo-1-.jpg

Методические рекомендации

«Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

E:\тунгусова\программы\ПДД\Картинки по ПДД ПБ и Антитеррору\Картинки по ПДД\180992-Sepik.jpg

Авторы:

педагог-организатор,

Расходова Эмилия Алексеевна,

заведующий спортивно-массовым отделом,

педагог дополнительного образования

Тунгусова Ольга Николаевна

Нижневартовск, 2015

Информационная карта методической разработки

в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности»

среди образовательных организаций ХМАО-Югры

Полное название работы

Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

Автор работы

Расходова Эмилия Алексеевна педагог- организатор МАУДО

г. Нижневартовска «ЦДТ»,

Тунгусова Ольга Николаевна,

заведующий спортивно-массовым отделом, педагог дополнительного образования МАУДО

г. Нижневартовска «ЦДТ»

Руководитель работы

Костылев Андрей Владимирович, заместитель директора по УВР

Территория

Город Нижневартовск

Наименование (полное) образовательного учреждения

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска  «Центр детского творчества»

Юридический адрес учреждения

628609, Российская Федерация,  Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 9 «а».

Контактный телефон

8(3466) 67-24-80

Ф.И.О. директора образовательного учреждения

Черногалов  Анатолий Владимирович

Адрес электронной почты

CDT.NV@yandex.ru

Цель методической разработки

Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям начальных классах  по вопросам изучения правил дорожного движения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Срок реализации

1 год

Место проведения

Учебный кабинет МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам  дорожного движения

Представленные материалы основаны на опыте работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Настоящие материалы могут быть использованы в детском саду, начальной школе.

Сведения об авторах

Расходова Эмилия Алексеевна,

педагог-организатор МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»,

первая квалификационная категория,

тел. 67-24-80

Тунгусова Ольга Николаевна

заведующий спортивно-массовым отделом, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования МАУДО

г. Нижневартовска «ЦДТ», первая квалификационная категория  

тел. 67-24-80

Пояснительная записка

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими  статистическими  показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать  нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного   поведения на

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка.  Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных,  общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Цель предлагаемых методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям начальных классах  по вопросам изучения правил дорожного движения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

                Овладение опытом организации мероприятий по правилам дорожного движения с использованием игровых технологий может способствовать повышению мотивации детей 6 – 10 лет.

        Данные методические рекомендации предлагают различные варианты формы проведения занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игровых технологий, основанные на опыте работе нашего учреждения.

Игровые технологии  в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста Правилам дорожного движения

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.  Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  Значение  игры невозможно исчерпать и оценить. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра  и есть та деятельность,  в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Направо и налево –

Везде лежит она –

Игралочка, игралочка,

Чудесная страна!

Значительное место в обучении старших дошкольников уделяется  игровым технологиям,  позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры,  как личности, так и общества в целом.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения.  Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Исходя  из психологических особенностей дошкольников,  для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на  занятиях вводится кукольный персонаж  Автоша и его подруга Мигалочка. Автоша вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения, так как она в своей кукольной стране ходит в школу и не знает Правила дорожного движения.

Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений.  Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

На рисунке 1 представлены предлагаемые формы  занятийс детьми по изучению правил дорожного движения.

C:\Users\Мария\Desktop\46.jpg

Рис.1 Формы занятий

Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся в объединении УДОД к учебной деятельности.

Применение различных игровых технологий способствует развитию   познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать   внимательность, быстроту реакции на слово или  сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Под игровыми технологиями мы понимаем  игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога УДОД.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры (рис.2):

  • с элементами физических упражнений и спорта;
  • ролевые и ситуативные игры;
  • театрализованные и игры-драматизации;
  • дидактические;
  • с использованием макетов;
  • компьютерные;
  • интеллектуально-познавательные.


C:\Users\Мария\Desktop\47.jpg

Рис. 2 Игровые технологии

Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, что она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер.  Для закрепления пройденного материала, например, тема «Дорожные знаки», команды, участвуя в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют в конечном результате различные задания, называют дорожные знаки. Можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Дорожный баскетбол», «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и другие.

В течение занятий с детьми проводятся физминутки, даются задания с выполнением физических упражнений.

Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных  отношений и свободная  импровизация, не подчинённая жёстким правилам,  неизменяемым условиям. Тем не менее,  произвольно  разыгрывая различные ситуации,  дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным  признаком  ролевой  игры является наличие сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детскогоавтогородка, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.  Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. «Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожныйзнак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др.C:\Users\Мария\Desktop\58.jpgC:\Users\Мария\Desktop\56.jpg

В начале года изготовляется макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки).  С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.  Выполняют разные задания:  помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

Минутки безопасности, решение логических задач по темам способствуют закреплению полученных знаний.

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

Проявить себя, показать свои знания, умения, навыки дети могут в игровых программах: «В городке дорожных знаков», «Пешеходная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Звёздочки дорожной безопасности», «Дороги зовут», «Безопасная прогулка в автогородке», «Я знаю дорожные знаки».

Игры помогают сблизить детей, объединить их общей  интересной для всех деятельностью.       Применение игровых технологий на занятиях обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать  формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению Правил дорожного движения.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, чтоглавный показатель качества обучения всех участников воспитательно-образовательного процесса  Правилам дорожной безопасности – это снижение  дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Список рекомендуемой литературы

  1. Дорога глазами детей. Сборник детских творческих работ по вопросам безопасности дорожного движения / Под общ.ред. В.В. Парахина. [Текст] –Липецк, ООО «Неоновый город», 2007. – 52 с.
  2. Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://www.litsoch.ru/referats/read/242052/
  3. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками /Текст/ Авт. Сост. М.С. Коган. – 2-е ид., стер. [Текст] – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 256 с. – (Сценарии игр и праздников).
  4. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / ав.-сост. О. В. Калашникова. [Текст] – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. [Текст] – М., Книголюб, 2010.

Приложение 1

ИГРОТЕКА

Тема: Я знаю дорожные знаки

 (для детей 6-7 лет)

Задачи:

  • Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки по форме, цвету, назначению;
  • Упражнять детей в нахождении дорожных знаков по отличительным признакам;
  • Развивать логическое мышление, память, речь, внимание;
  • Воспитывать доброжелательное  отношение друг другу, уважение, желание передавать свои знания друзьям, умение самостоятельно применять свои знания ПДД в повседневной жизни.

Материал и оборудование: 2 мольберта,  кепки  красные и зелёные, дорожный знак «Место стоянки» на подставке, 2 ёлочки из бумаги,  разрезанные на 5 частей;  снежинки и звёздочки, с изображением в середине дорожных знаков (2 набора по 8-10 штук);  пособие «Дорожный узелок», дорожные знаки, разрезанные пополам; жетоны двух цветов;  игра «Собери дорожный знак» (на каждого ребёнка);  медальоны «Я знаю дорожные знаки» (10 штук).

Педагог:

(Дети стоят в кругу)  Ребята, вы любите путешествовать?  На каком транспорте можно путешествовать?  (автобус, трамвай, автомобиль, поезд и т.д.).   Мы поедем на автобусе.  Но сначала,  нужно приобрести билеты. Билеты необычные, это дорожные знаки, но они разрезаны пополам. Пассажиры приглашаются в автобус парами. Вам надо найти свои половинки, затем парой  подойти к дорожному  знаку  «Место стоянки».

Проводится игра «Найди пару».                                                                   

Дети находят половинки знака, затем,  взявшись за руки, подходят к контролёру, называют свой  дорожный знак и проходят на свои места.

У кого был кружок красного цвета на билете, тот садится за красный стол (обозначенный шариком или флажком), а у кого зелёный — садятся за зелёный стол.

Педагог:

У нас уже есть 2 команды: красные и зелёные  (дети в кепках). Во время путешествия вы будете выполнять разные задания, и получать за это жетоны. В конце путешествия будет подведён итог. Победители награждаются медальонами «Я знаю дорожные знаки!»

Педагог:

Ребята, Мигалочка тоже с нами отправляется путешествовать. Она даже с собой взяла два пакета. Куда можно ещё положить вещи? (чемодан, пакет, рюкзак, портфель и т.д.)

Педагог:

Верно. В дорогу мы берём: чемодан, дорожную сумку,  рюкзак, пакет. А в наше путешествие мы с собой  возьмём «Дорожный узелок», да непростой, а с дорожными знаками. Вы сейчас их назовёте сами. Кто правильно называет дорожный знак и его назначение, тот получает жетон

Проводится игра «Собери дорожный узелок».                                           

На мольберте расположены дорожные знаки, знакомые детям.  По очереди каждый член команды называет дорожный знак и помещает в «Дорожный узелок», за правильный ответ получает жетон.

Педагог:

Интересно, а что же у Мигалочки в пакетах? Это, наверное,  для вас, ребята. Красный пакет для красных, а зелёный – для зелёных.  Какой-то сюрприз приготовила Мигалочка.  Да здесь разрезанные дорожные знаки. Мигалочка просит вас собрать их.  По неосторожности она их разрезала на несколько частей.

Проводится игра «Собери дорожный знак».

Каждому члену команды раздаются разрезанные части знака.  Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт дорожные знаки и правильно их назовёт.

Педагог:

Зима снежная, дорожные знаки снегом замело. Давайте попробуем снежок смести и волшебной кисточкой раскрасить дорожные знаки.

Проводится игра «Раскраска знаков».

Игра проводится с использованием компьютерной программы. По очереди 2-3 члена команды раскрашивают дорожные знаки. За правильное выполнение задания получают жетон.

Педагог:

А теперь, капитаны, выходите, смелость, свои знания покажите. Знаете ли вы дорожные знаки и что нужно делать, когда видите дорожный знак?

Проводиться игра «Я водитель».                                                             

Играющим по очереди ведущий показывает дорожный знак, а они  называют действие, что должен сделать водитель,  увидев  дорожный знак.

«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов;

«Главная дорога» — еду прямо, проезжаю первым, двигаюсь по сигналам  светофора;

«Уступите дорогу» — остановлюсь и пропущу, кто едет по главной дороге;

«Тоннель» — сбавлю скорость и включу фары;

«Въезд запрещён» — остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак;

«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.

Педагог:

Капитаны правильно выполняли  соответствующие действия. Им можно доверить управление транспортом в   автогородке.

Дети встают в круг, проводится физминутка.

За руль садится наш шофёр (имитируют движение, показывают руль)

И включает свой мотор.

 Мы в автобусе сидим (показывают руками окошечко)

И в окошечко глядим.

Мы видим синие просторы, (руки в стороны, вверх)

Снежные равнины, горы.

Вот и речка подо льдом (приседания)

Вся покрыта серебром.

Ёлки встали в хоровод, (берутся за руки и движутся по кругу)

Скоро, скоро Новый год! (хлопают в ладоши)

Педагог:

Посмотрите, какие  красивые ёлочки.  Но чего нет на наших ёлочках?

Дети:

Игрушек!

Педагог:

А игрушки будут на ёлочках особенные – снежинки и звёздочки с изображением  в них дорожных знаков.

Игра «Украсим ёлочку».

Играют 2 команды по 5 человек. Члены команды по очереди, по 1 игрушке-знаку прикрепляют при помощи магнитов на ёлочку. А последний член команды прикрепляет наверху звезду. Выигрывает та команда, которая быстрее украсит ёлочку игрушками и правильно назовёт дорожные знаки.

Педагог:

Ребята из ваших команд приготовили сказку.  Называется она «Давайте познакомимся».

Инсценировка (пальчиковый театр) «Давайте познакомимся».

Детям раздаются колпачки из ткани с наклеенными на них дорожными знаками.

Педагог:

В одном городе жили-были дорожные знаки. Им очень хотелось  познакомиться друг с другом и подружиться.

«Пешеходный переход»: Здравствуйте!

«Главная дорога»: Привет! Я дорожный знак «Главная дорога». Посмотри, я   похож на ромб.  А в середине маленький ромб жёлтого цвета. А тебя как зовут?

«Пешеходный переход»: Я дорожный знак «Пешеходный переход». Меня  узнать очень просто.  В синем квадрате  в белом треугольнике  шагающий человек.

 «Главная дорога»: Я самый главный и нужный знак. Я стою на главной дороге. Кто едет по главной дороге,  имеет первое право проехать. А другой транспорт должен его пропустить.  А ты для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

«Пешеходный переход»: Я самый нужный и важный знак.  Я помогаю людям переходить проезжую часть.

Педагог:

Дорожные знаки очень понравились друг другу и решили подружиться. Они очень важные и нужные для нас.  Дорожные знаки помогают  пешеходам, водителям, они регулируют дорожное движение.

Педагог:

Ребята, вы сами тоже можете придумать самые необыкновенные и интересные сказки  о дорожных  знаках, а на следующем занятии вы нам расскажите.

Дети могут рассказать стихи, загадать загадки про дорожные знаки.

Педагог:

Наше  увлекательное путешествие   закончилось  и нам пора подвести итоги соревнований.70

Подсчитываются жетоны, полученные командами.

Победители награждаются медальонами  «Я знаю дорожные знаки!»  

Приложение 2

Интеллектуально-познавательная игра

«Самый умный на дороге»

 (для детей 7-8 лет)

Задачи:

  • закрепить знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, правилах дорожного движения;
  • развивать творчество, логическое мышление, память, быстроту, ориентировку в пространстве, речь;
  • воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение друг к другу, вежливость, желание изучать Правила дорожного движения.

Материал и оборудование: игровое поле на магнитной доске или мольберте с 25 квадратами,   5 по вертикали и 5 по горизонтали разного цвета (красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый), квадраты каждого цвета пронумерованы 1,2,3,4,5;  у каждого участника медальон соответствующего цвета и номер, жетончики зелёного, жёлтого, белого цветов; 5 комплектов дорожных знаков (разрезные картинки), подбор вопросов, загадок, небольшие сюжетные картинки с изображением нарушителей-пешеходов, изображение дорожных знаков, сертификат «Я знаю Правила дорожного движения», медали «Самый умный на дороге»,  музыкальное сопровождение.

Ведущий:

Добрый день, уважаемые гости, дорогие участники и болельщики,  приветствуем вас и приглашаем принять участие в интеллектуально-познавательной игре «Самый умный на дороге»!

Внимание! Приветствуем аплодисментами  наших участников!  (под музыку входят участники игры, садятся за столы, количество одновременно играющих детей  5 человек, остальные дети — болельщики)

Ребята, сегодня вы не просто зрители и болельщики, вы — участники нашей познавательной программы.  Сегодня нам предстоит выбрать  самого умного, сообразительного и знающего Правила дорожного движения среди наших игроков  и среди зрителей.  По результатам игры они получают сертификат «Я знаю Правила дорожного движения». Участникам предстоит пройти несколько этапов конкурса – это «Разминка», «Собери дорожный знак», «Найди нарушителей-пешеходов», «Угадай дорожный знак». Кроме того, предстоит ответить на вопросы викторины по темам: «Транспорт», «Дорога», «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Общие вопросы». Поэтому вам нужно выбрать тему и соответствующий номер с медальоном (дети выбирают медальоны).

За каждый правильный ответ каждый игрок получает зелёный жетончик, за неполный ответ – жёлтый (2 жёлтых жетончика  приравниваются к одному зелёному), а зрители за каждый ответ получают белый жетончик.

Ведущий: 

Сейчас я вам представлю наших игроков (представление участников  игры, номер и тема вопросов).

Ведущий:

Внимание, игроки! Первый конкурс нашего соревнования – «Разминка».  Вам нужно закончить предложение, на это даётся 10 секунд, ответы не должны повторяться.

Правила  дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы… (примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т.д.).

Ведущий:

Второй  конкурс «Собери дорожный знак».  Ваша задача- правильно и быстро собрать дорожный знак, правильно назвать дорожный знак (два первых игрока получают зелёные жетончики)

Ведущий:

Третий конкурс  «Найди нарушителей – пешеходов».   Каждому игроку предлагается сюжетная картинка, где он должен быстро и правильно найти пешеходов-нарушителей, 2 первых игрока получают зелёные жетончики. (Для этого этапа конкурса может быть использована магнитная доска)

Ведущий:

Следующий конкурс для зрителей. Вопросы по безопасности дорожного движения. Внимательно слушайте вопросы, поднимайте руку и отвечайте. За каждый ответ вы получаете белый жетончик.

  • Место для посадки и высадки пассажиров.
  • Безбилетный пассажир.
  • Человек, пользующийся транспортом.
  • Продавец билетов в транспорте.
  • Подземный вид городского транспорта.
  • Место работы водителя.
  • Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров.
  • Устройство в машине для наблюдения за движением транспорта сбоку и сзади.
  • Общее название для автобуса, трамвая, троллейбуса, электропоезда.
  • Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда  пассажиров.
  • Часть лестницы для входа и выхода пассажиров общественного транспорта.

Ведущий:

Сейчас мы все  поиграем в игру «Запрещённое движение». За  ведущим выполняете все движения, кроме одного, например, руки в стороны (выполняют движения под музыку, кто ошибся, тот выходит из игры, затем выбирается другой ведущий, кто остаётся в игре, самые внимательные получают жетоны).

Ведущий:

Четвёртый конкурс «Узнай Дорожный знак и назови свои действия».  Игрокам  по очереди показывают  по 2 дорожных знака, они должны сказать свои действия, не называя знака («Пешеходный переход» — в этом месте я перейду проезжую часть дороги, «Дети» — этот знак для водителя, я не буду переходить проезжую часть в этом месте, найду пешеходный переход), а зрители после этого могут назвать этот дорожный знак.

Ведущий:

Последний конкурс для игроков викторина «Самый умный на дороге»  (игроки по очереди берут квадратики своего цвета и отвечают на вопросы по своей теме).

Если игроки затрудняются ответить, разрешается помощь зала.

Вопросы для викторины «Самый умный на дороге»

1. Тема «Транспорт»73

  1. Дом для автомобиля   (гараж)
  2. Дорога для трамвая   (рельсы)
  3. Устройство для остановки автомобиля  (тормоз)
  4. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров  (автобус)
  5. Громкий звуковой сигнал специальной машины  (сирена)

2.     Тема «Дорога»

  1. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов  (дорога)
  2. Часть дороги, по которой идут пешеходы  (тротуар)
  3. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара  (обочина)
  4. Полосатая разметка перехода  («зебра»)
  5. Линия на проезжей части перед «зеброй», указывающая место, где водитель должен остановиться  (стоп-линия)

3.     Тема «Сигналы светофора»

  1. Сколько сигналов у транспортного светофора  (три)
  2. Что означает жёлтый мигающий сигнал светофора  смене сигнала или светофор неисправен)
  3. Что означает зелёный мигающий сигнал светофора (о смене сигнала)
  4. Где устанавливаются светофоры  (на перекрёстке)
  5. «Живой светофор» или милиционер, регулирующий движение на перекрёстке  (регулировщик)

4.     Тема «Дорожные знаки

  1. Какие геометрические фигуры присутствуют при изображении дорожных знаков (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник)
  2. Группа знаков в красных кругах  (запрещающие)
  3. Какой дорожный знак  помогает пешеходу переходить проезжую часть  («Пешеходный переход»)
  4. Что же значит, например, в синем квадрате буква «Р»  («Место стоянки»).
  5. Что означает знак: в синем круге пешеход? («Пешеходная дорожка»)

5.     Общие вопросы

  1. Место пересечения дорог  (перекрёсток)
  2. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём  (пассажир)
  3. Водитель или пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения  (нарушитель)
  4. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми  (карета)
  5. Самый безопасный пешеходный переход  («Подземный пешеходный переход»)

Ведущий.

Дорогие друзья!74

Вот и подошла к концу наша игра по Правилам дорожного движения. Кто же сегодня «Самый умный на дороге»?  Подведём  итоги и наградим победителей(подсчитываются жетончики у игроков и у зрителей)

Ведущий объявляет результаты. Победители награждаются сертификатами «Я знаю Правила дорожного движения» и медалями «Самый умный на дороге»

(Звучит музыка, дети поздравляют друг друга).

  

Приложение 3

Сказки по правилам дорожного движения «Приключения озорных обезьянок»

Для детей 6-10 лет

Сказка первая

Волшебный город

В некотором царстве, в некотором государстве стоял на зеленом холме чудесный город Доброград. В нем очень дружно жили по соседству и люди, и животные. Все животные этого города умели разговаривать по-человечески и жили не в зоопарках, а в самых настоящих домах, так же, как и люди. Но дома в городе были тоже необычные, они были очень яркие и веселые, поэтому и жители домов были тоже всегда радостные. Они любили гулять по широким красивым улицам, по удобным тротуарам и ровным дорогам. У каждой семьи была машина, на которой они ездили на пикники и загородные прогулки. А в будни по улицам ездили автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси - в общем, жизнь в городе кипела.

В одном из домов Доброграда жила очень добрая Люся. Она была обезьяной-мамой, и было у нее очень много маленьких детишек. Их звали так: Ляля, Мася, Яся, Сюся, Муся, Бобби, Ролик. Так как их мама Люся была очень добрая и души не чаяла в своих детях, она их никогда не ругала, поэтому детишки-обезьянки очень часто попадали в разные истории.

Очень любили наши маленькие проказники путешествовать по городу. В этих путешествиях с ними всегда случались разные происшествия, потому что они не знали Правил дорожного движения.

Ребята, прочитайте наши сказки, и вы узнаете, что пришлось пережить нашим обезьянкам, какие приключения их ожидали в волшебном городе Доброграде.'

•         Вы знаете Правила дорожного движения?

•         Вы знаете, для чего нужны Правила дорожного движения?

•         Что такое проезжая часть?

•         Что такое тротуар?

•         Как движутся машины по проезжей части?

•         Для чего нужен пешеходный переход?

•         Как можно переходить улицу?

•         Вы соблюдаете правила дорожного движения?

Сказка вторая

В ДОБРОГРАД ПРИЕХАЛ ЦИРК!

Ура! Во время школьных каникул в город приехал знаменитый цирк. Все дети стремились увидеть феерическое представление: воздушных акробатов, женщину-змею, веселых собачек, танцующих вальс, и очень красивую девочку-гимнастку.

Обезьяна Люся тоже хотела порадовать своих детишек и купила билеты на представление. С утра все долго принаряжались и, наконец, вышли из дома с радостным ожиданием чуда. Но на остановке им долго пришлось ожидать нужный автобус. Детишки устали стоять и стали оглядываться по сторонам. А тут столько всего интересного: вон бабочка пролетела, а вот про-прыгал кузнечик. Незаметно все озорники разбежались.

Яся, Мася и Ляля стали играть в догонялки. Они носились по тротуару, сбивая с ног прохожих. Сюся так увлекся, пытаясь поймать бабочку, что оказался на проезжей части. А самый маленький Бобби пополз по тротуару за кузнечиком, и его чуть не сбил взрослый велосипедист. Еле-еле мама-обезьяна собрала своих детей. Еще немного и с ними могла случиться беда. Пришлось маме Люсе объяснять своим непоседам правила поведения во время ожидания общественного транспорта на посадочной площадке и тротуаре.

•         Какие правила нарушили обезьянки?

•        Какие последствия могли быть?

•         Когда мама-обезьяна должна была объяснить детям Правила дорожного движения: во время поездки в цирк или до поездки? Почему?.

•         Соблюдал ли Правила дорожного движения взрослый велосипедист?

•         Можно ли играть рядом с проезжей частью?

Сказка третья

Увлекательная поездка

К остановке подъехало маршрутное такси. Люся быстро посадила своих детей в салон, радуясь, что наконец-то они доберутся до цирка. Трехлетний Бобби и тринадцатилетний Ролик разместились на самых лучших местах - на переднем сиденье рядом с водителем.

Все остальные сели в середину салона и очень завидовали Бобби и Ролику. Но тут вдруг водитель сказал, что он не сможет повезти детей в цирк, так как инспектор ГАИ БДД его может оштрафовать.

•         За что может оштрафовать водителя инспектор ГАИ

БДД?

Наконец, все выяснилось, были приняты необходимые меры, и маршрутка тронулась в путь. Машина проезжала красивейшие места. Что может быть лучше, сидя у окошка, любоваться мелькающими пейзажами? Но не так-то просто было усадить озорников. Они стали шнырять по всему салону, перебегать с места на место, чтобы лучше все увидеть. Обезьянки наступили на больную мозоль старому медведю и кричали так громко, что даже пожилой глухарь, который ехал вместе с ними в машине, зажимал уши крыльями.

Бедная мама Люся! Ей было очень стыдно.

•         Почему маме Люсе было стыдно?

•        А вы знаете правила поведения в общественном транспорте?

•         Какие правила пассажиров вы знаете?

•         А вы, ребята, всегда соблюдаете правила поведения в общественном транспорте?

Сказка четвертая

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

В этом году Мася и Муся идут в первый класс. Как долго Мася и Муся ждали этого торжественного момента, когда они наденут свою нарядную школьную форму. Им даже снились новенькие рюкзачки, разноцветные карандаши и аккуратные тетрадки. Обезьянки с волнением ждали встречи со своими новыми одноклассниками и доброй учительницей

И вот наступило первое сентября. Мася и Муся надели на плечи рюкзачки, взяли душистые букеты и отправились в школу.

Школа находилась недалеко от дома, нужно было только перейти дорогу. Обезьянки быстро подошли к шоссе. Они помнили, что сказала им мама:

«Дойдите до подземного пешеходного перехода и, спустившись вниз, перейдите на другую сторону».

Обезьянки все хорошо помнили, но до подземного перехода нужно было пройти еще около пятидесяти метров, а им так хотелось скорее оказаться в школе. Мысль о новых друзьях согревала их души. Мася и Муся решили сэкономить время и, перепрыгнув через дорожное ограждение, они бросились бегом через дорогу. Испуганные крики водителей, визг тормозов - ничто не могло их остановить.

Около школы их встретила учительница и очень строго сказала:

- Вы подвергли свою жизнь и жизнь водителей опасности. С вами могла произойти несчастье. Разве мама не объясняла вам, как нужно переходить дорогу?

Обезьянки представили, что могло случиться, и им стало страшно.

•         Что могло случиться с братьями?

•         Почему жизни водителей тоже угрожала опасность, когда обезьянки бросились бежать через дорогу?

•         Какие правила перехода проезжей части вы знаете?

Сказка пятая

Летние каникулы

Быстро пролетел учебный год. Начались веселые летние каникулы.

В яркий погожий денек вся ребятня высыпала на улицу. Обезьянки взяли с собой новенький футбольный мяч, который подарила им бабушка. Юные спортсмены решили сыграть в футбол. Сюся стал на ворота, Леля стала главным нападающим, а остальные были в защите.

Игра началась. Мяч скакал и подпрыгивал, как акробат. Все очень увлеклись игрой. Вдруг Ролик послал сильный пас Леле. Мяч взмыл в воздух и покатился прямо по дороге.

Троллейбусы и машины мчались по шоссе. Со всех сторон слышны были сигналы. Водители стали жать на тормоза, а мяч все скакал и скакал, катился то под машинами, то под автобусами. Каким-то чудом он остановился прямо посередине дороги.

Ребята подумали: «Как же достать мяч?». Пришлось обратиться за помощью к регулировщику движения. Он поднял свой жезл, остановил поток машин, поднял мяч и строго сказал:

- Вы выбрали неудачное место для игры в футбол. Здесь играть нельзя. Может случиться беда!

•         Что могло случиться, если бы обезьянки решили сами догнать мяч и выбежали на дорогу?

•         Почему регулировщик сказал, что детвора выбрала плохое место для игры?

•         Где должны играть дети в футбол?

•         Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

Сказка шестая

День рождения Бобби

Бобби стал почти совсем большим. Сегодня ему исполнилось пять лет. На день рождения Бобби подарили трехколесный велосипед, о котором он давно мечтал, ведь у его старших братьев и сестер уже были такие велосипеды, со звонкими звоночками и блестящими спицами в круглых колесах.

Бобби решил срочно опробовать своего трехместного друга и предложил всем пойти кататься, на велосипедах. Обезьянки радостно согласились и вышли во двор. Но места там было маловато; везде гуляли мамы с колясками, малыши бегали по узким дорожкам. Да, с ветерком тут не прокатишься.

Тут Сюсе пришла, на наш взгляд, безумная идея. Он предложил выехать на проезжую часть и покататься наперегонки с машинами. Все согласились, совершенно не думая о последствиях. Сюся поехал впереди всех, так как у него развевался красный флажок на руле. Машины то и дело нажимали на тормоза, пытаясь объехать проказников. А обезьянки выехали на середину дороги и быстро крутили педали.

На перекрестке светофор показал красный свет, и все машины остановились, но наши «герои» не видели светофора (а может, просто не обратили на него внимания). Они мчались наперегонки. И вдруг Ролик, вырвавшийся вперед, заметил бабушку-козу с тяжелыми сумками, в которых была капуста. Он попытался ее объехать, но задел одну из сумок. Коза упала на асфальт, выронила сумки, из которых покатились вилки капусты, яблоки, груши и разные овощи. Обезьянки остановились возле бабушки и стали собирать ее поклажу. Красный свет светофора сменился на желтый, желтый на зеленый, а машины все не могли двинуться в путь, так как на проезжей части метались обезьянки, собирая бабушкины покупки. Образовалась «пробка». Наконец, все было собрано. Но бабушка коза стала вновь ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу. Она спросила у обезьянок:

- Разве вы не знаете правила велосипедистов?"

  • Каким правилам подчиняется велосипедист?
  • В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
  • Что обозначают цвета светофора?
  • Разрешается ли движение на велосипедах по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»?
  • Как должен поступить велосипедист, приближаясь к светофору?
  • Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом?

Сказка седьмая

В ГОСТИ К БАБУШКЕ

Мама Люся и ее дети решили проведать свою бабушку. Они приготовили ей гостинцы и отправились в гости.

Бабушка жила на окраине города, поэтому добираться надо было на троллейбусе.

В троллейбусе было полно народу. Мася и Яся были шустрыми ребятами и проскочили на свободные места первыми, обогнав двух старушек и пожилого пенсионера. Про правила вежливости ребята совсем забыли, а ведь мама учила их, что в транспорте места нужно уступать пожилым людям, пассажирам с детьми и инвалидам.

Ляля и Сюся встали около кондуктора и стали громко делиться впечатлениями о недавно уведенном ими модном фильме «Шматрица». Они опомнились только тогда, когда кондуктор сделал им замечание по поводу шумного поведения в троллейбусе.

Маме Люсе снова пришлось краснеть за своих невоспитанных ребят, и она решила провести еще один урок вежливости и поговорить о поведении в общественном транспорте.

  • Что мама Люся будет говорить на уроке своим детям?
  • Какие правила пассажиров вы знаете?
  • Ребята, а вы уступаете место в транспорте тем людям,
    которые в этом нуждаются?

Сказка восьмая

Новый год

Наступил Новый год - время праздника, подарков и веселья. Мама Люся поставила дома пушистую красавицу ель. Малыши украсили ее блестящими игрушками, разноцветным переливающимся дождем, яркими фонариками, а на макушку прикрепили звезду. Конечно, все с нетерпением ожидали подарков.

Часы пробили полночь. Мама Люся подарила своим детишкам новенькие лыжи, а к ним заостренные лыжные палки и целый набор разноцветного лыжного воска, которым натирают полозья, чтобы лыжи лучше скользили по снежному насту.

Обезьянки были в восторге. Они тоже не забыли про маму и преподнесли ей теплые красные рукавички, которые связали своими лапками.

Ранним морозным утром побежали обезьянки во двор кататься на своих новых лыжах. Мама перед прогулкой дала им наказ: не кататься на проезжей части и не цепляться к машинам.

И вот все на улице. Снег переливается и блестит под утренними солнечными лучами. Так и хочется воскликнуть: «Мороз и солнце. День чудесный...». Но вот беда: во дворе нет ни одной горки, с которой можно было бы скатиться с ветерком. Вдруг видят обезьянки - едет по дороге грузовик. Решили они прицепиться к бамперу большой машины. Так и сделали, ведь мамин наказ они уже позабыли.

Ехали они, ехали и на главную дорогу выехали. А дальше что делать? Машины везде ездят, только отцепишься от грузовика и тут же ... Даже думать страшно обезьянкам, что может произойти.

•        Как вы думаете, что может произойти с обезьянками?

•         Какое правило нарушили обезьянки?

•        Знаете ли вы, где нужно кататься на лыжах и коньках?

Сказка девятая

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...

Как-то раз пригласили маму Люсю с ребятишками в кино. Чтобы добраться до кинотеатра, надо было сесть на трамвай и проехать несколько остановок. Все пошли на остановку. Только подошли, а тут уже и трамвай. Сели малыши в трамвай. Вдруг на следующей остановке заходит пожилая женщина.

•         Как вы думаете, что сделали ребятки?

•         Вы знаете, кому надо уступать места в общественном транспорте?

Конечно, они уступили место. Ведь мама им уже много раз говорила, как нужно вести себя в общественном транспорте.

Мама Люся сказала своим ребятам, что они сделали правильно.

Вот уже пора выходить. Выбежали обезьянки из трамвая, собрались перейти на противоположную сторону трамвайной линии, а как обходить трамвай не знают.

•         Ребята, помогите обезьянкам.

•          Как нужно обходить трамвай?

•         Как нужно обходить автобус?

•         Как нужно обходить троллейбус?

Приложение 4

Игра «Правила дорожного движения»

Цель мероприятия: повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах, которые необходимы детям во время летнего отдыха.

Ведущий читает стихотворение О. Бедарева “Если бы...”

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

– На светофоре красный цвет.

Для перехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

– Мне наплевать на красный цвет! –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где слово “Переход”,

Бросая грубо на ходу:

– Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

“Мне наплевать на светофор!”

и как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да... Там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:

Машина – прямо на трамвай.

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет, стоит на мостовой

Регулировщик – постовой,

Висит трехглазый светофор,

И знает правила шофер.

Ведущий задает вопросы викторины “Внимание, пешеход!”.

– Какие правила знает шофер?

– Какие правила знают пешеходы?

– Для чего нужно знать правила дорожного движения?

– Как нужно переходить улицу?

– Где можно играть детям?

– Можно ли играть на тротуаре?

– Где можно ездить на велосипеде? Самокате?

Там, где транспорт и дорога,

Знать порядок все должны.

На проезжей части строго

Игры все запрещены.

Чтоб мостовую перейти,

Взгляни налево,

Нет машины –

Тогда шагай до середины,

Потом направо погляди,

Машины нет – переходи.

На спортивной площадке организуются подвижные игры на знание правил дорожного движения.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал вкрасный – не пересек улицу – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.

Для игры нужно: светофор, мяч, в пяти шагах от светофора – линия броска.

Угадайка

Играющие встают в ряд. Перед каждым несколько табличек с дорожными знаками (перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его значение.

То, что дети знают даже,

Подтвердим для ясности:

Светофор стоит на страже

Нашей безопасности.

Красный, желтый, зеленый

Играют 2–3 команды по 5 человек. Встают в ряд на линии старта. Перед стартом на определенном расстоянии – флажки. В руках у стоящих впереди по воздушному шарику – красный, желтый, зеленый. Начали! Ребята, подбивая шарик рукой, обходят свой флажок, возвращаются до линии старта, передавая шарик следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все команды не вернутся на старт. За лопнувший шарик команда получает штрафное очко (а ей выдается шарик другого цвета).

Подвижные игры помогают дать младшим школьникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Автоинспектор и водители»

В игре участвуют 5—6 человек.

На площадке для игры проводят мелом 4—5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор — водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Игра «Будь внимательным»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу ивнимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Весёлый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра «Внимание, пешеход!»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

Игра «Гараж»

Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов - стоянки для машин - гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков - машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

Игра «Грузовики»

Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз - этот мешочек?

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принятоу болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра «Дорожное - недорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется отдругой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово - игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

Игра «Заяц»

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет, кто я: заяц или нет?»

(А.Шибаев)

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.

Игра «Запомни сигналя регулировщика»

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Подготовка.

Дети делится на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями — одна напротив другой. Расстояние между командами 20—30 м.

Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2—3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки. Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет - руки вытянуты в стороны или опущены - стой; желтый свет - правая рука с жезлом перед грудью - приготовиться; зеленый свет - регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.

2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.

3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.

4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.

Игра «Знающий пешеход»

Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движенья — Знать, как таблицу должны умноженья: На мостовой - не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться!

Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться ивыполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?»

На что улица (ученица старшего класса) отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.

Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будет вручен вымпел «Пешеходам-отличникам».

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа будет полезна педагогам ДОУ, студентам обучающимся в педагогических ОУ....

Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"

Использование  разного  рода  игр  на  уроках  иностранного  языка...

«Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам младших школьников»

quot;Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет&qu...

Игровые технологии в обучении французскому языку младших школьников

Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку....