Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения
методическая разработка по теме

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обучения) / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Хасанова Л.Р. – Златоуст, 2007. Рецензент: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Редькина А.Е. Данный методический сборник является приложением к одноимённой образовательной программе, поэтому содержит материалы, конкретизирующие её темы и разделы 1 года обучения: «Марш», «Постановка рук, ног» (1 четверть); «Упражнения для развития чувства ритма», «Упражнения с предметами», танцевальная серия «К нам приходит Новый год» (2 четверть); «Упражнения со стихами», «Приставной шаг в сторону», «Галоп», «Движения – загадки», «Сюжетно-ролевые игры» (3 четверть); «Весёлая азбука», танцевальная серия «Театр папы Карло» (4 четверть). Кроме того, в сборнике представлены два сюжетных занятия: «В мире музыки и танца» и «Времена года», которые педагог может провести в рамках программы 1 года обучения. Предлагаемые в сборнике упражнения способствуют физическому разви-тию младших школьников, совершенствуя двигательные навыки, вырабатывая правильную осанку, умение владеть своим телом, укрепляя мышцы, благотворно воздействуя на работу органов дыхания и кровообращения. Кроме того, предлагаемые задания способствуют воспитанию культуры поведения, эстетическому и нравственному воспитанию младших школьников. Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Центр эстетического воспитания детей»

Развитие двигательных

 навыков младших школьников

(методические рекомендации к образовательной программе

«Развитие двигательных навыков младших школьников

 на музыкально-ритмических занятиях»

2 года обучения)

Златоуст

2007

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (2 год обучения) / Составитель: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Хасанова Л.Р. – Златоуст, 2007.

Рецензент: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Редькина А.Е.

Данный методический сборник является приложением к одноимённой образовательной программе, поэтому содержит материалы, конкретизирующие её разделы и темы 2 года обучения: «Азбука танцевального этикета» - материал для теоретической части занятия (1 четверть); «Шаг с подскоком», «Приставной шаг», «Переменный шаг», «Шаг польки», «Подговорки» (2 четверть); , «Игровой стрейчинг», «Музыкальные игры» (3 четверть); сюжетные занятия «Цветик – семицветик», «В гостях у трёх поросят» (4 четверть).

Предлагаемые в сборнике упражнения способствуют физическому развитию младших школьников, совершенствуя двигательные навыки, укрепляя мышцы, благотворно воздействуя на работу органов дыхания и кровообращения. Кроме того, предлагаемые задания способствуют воспитанию культуры поведения, эстетическому и нравственному воспитанию младших школьников.

Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей».

Раздел 1.  АЗБУКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТИКЕТА

Танцевальные турниры – это всегда красиво и зрелищно, это гармония музыки и пластики, фейерверк эмоций и чувств, чёткие линии и отточенные движения танцующих пар. Но танец, кроме всего прочего, ещё и форма общения, и не только партнёров, но и соседних пар, зрителей. А любое общение предполагает свод правил, регламентирующих нормы поведения, и танцы в этом смысле не исключение. На танцевальной площадке принято двигаться в определённом направлении, соответствующем направлению против часовой стрелки. Условно такое направление называется линией танца (LOD - Line of Dance). Но, даже двигаясь в одном направлении, пары не застрахованы от столкновений. Поэтому необходимо постоянно держать дистанцию. А если танцующие пары всё же столкнулись? Тут танцевальный этикет автоматически переходит в обычный – то есть, нужно извиниться, не быть грубыми и агрессивными, не дать возникнуть конфликту из ничего. Перед началом и в конце танца партнёры делают поклон (реверанс) друг другу и зрителям. На танцевальном языке поклон – символ приветствия, прощания или благодарности, в зависимости от ситуации или нюансов.

А если вы не профессионал и вообще не бываете на спортивных турнирах? Нужна ли вам танцевальная этика? Безусловно, если вы любите танцевать и уже овладели минимумом техники, знание этикета просто украсят ваши отношения с партнёром по танцу. Очень элегантно выглядит партнёр, изысканно пригласивший даму и уверенно ведущий её. Предположим, вы находитесь на обычном мероприятии, предполагающем в качестве развлечения танцы. Естественно, что вы пришли на него уже подготовленным и не занимаетесь своим внешним видом, причёской, макияжем и т.д. на самом мероприятии. И на конкурсах, и в обычной жизни костюм и внешний вид – не последняя деталь в танце. Наряду с изящными манерами костюм помогает создать эстетически привлекательный образ и подчеркнуть ваши достоинства.

Любой танец начинается с приглашения. Допустимо пригласить на танец кого бы то ни было из присутствующих или принять подобное приглашение. Вы также можете менять партнёров по танцу или, наоборот, весь вечер провести только вдвоём. Но если вы в гостях, или гости пришли к вам, то танцевать весь вечер только с кем-нибудь одним уже неэтично. Хотя если какая-то пара предпочитает оставаться в обществе друг друга, то этичнее ей просто не мешать. Можно как угодно долго выбирать кандидата в партнёры, но, конечно, делать это нужно незаметно для окружающих. С уже принятым решением уверенно (такие действия реже встречают отказ), но не суетливо, подойти к даме, остановиться на расстоянии примерно шага, слегка наклонить голову, непринуждённо и красиво произнести заранее заготовленную не очень длинную фразу: «Разрешите (позвольте) пригласить вас на танец…» (традиционно), сокращённо – «Разрешите…» или что-нибудь вроде «Иностранец ангажирует вас на танец» (с фантазией) – это дело вашего вкуса, настроения и ситуации. Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом пригласить даму на танец. Хотя нормативно и не спрашивать разрешения на танец у кого-либо ещё, кроме самой дамы. Получив согласие (дама кивнула, слегка поклонилась, сказала «да», «пожалуйста» или встала), можно предложить ей правую руку, на которую она кладёт кисть своей левой руки, и вывести на удобное для танца место. Если в зале свободно, нужно идти позади дамы, если тесно – впереди. Дама может и имеет право отказать, но желательно в мягкой форме, поблагодарив за приглашение. Не обязательно мотивировать отказ конкретными причинами, но тактичнее его всё-таки объяснить. Или, что ещё лучше, пообещать следующий танец. Но каковы же действия отвергнутого кавалера? Настаивать на приглашении или выяснять причины неэтично. Разумнее будет вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, лучше в другую часть зала и не выражать при этом неудовольствия. Иногда случается, что партнёр, получив отказ, тут же приглашает соседку дамы, а в случае её отказа – следующую и так далее. В подобном случае срабатывает стереотип поведения – все дамы дружно отказывают незадачливому кавалеру, хотя он может оказаться очень даже положительным. В такой ситуации права будет та дама, которая примет приглашение, если даже это не входило в её планы. Это только подчеркнёт наличие у неё чувства такта. Ведь хорошие манеры – это, прежде всего, внимательное отношение друг к другу.

Приглашение по всем правилам состоялось, и танцующая пара на площадке. Если объявлен конкретный танец, то существует элементарное правило исполнительской этики - танцевать именно его, в соответствии с музыкой и ритмической структурой. Композиция танца и характер его исполнения не должны стать препятствием для продвижения остальных танцующих пар. Например, ваш танец по своей композиции в данный момент требует активного продвижения против линии танца, в то время как другие пары двигаются по линии. И даже если вы соблюдаете дистанцию, столкновение всё равно произойдёт. Пусть ваш танец интересен и выгодно отличается от остальных – придётся перейти к другому, более простому стилю. Личные интересы нужно подчинить общим. Наконец, несколько неэтичным выглядит исполнение танцев в конкурсной манере на обычном танцевальном вечере.

Все танцуют по-разному – кто-то лучше, кто-то хуже. И нельзя не считаться с исполнительскими возможностями друг друга. Ведь хороший партнёр – тот, с которым чувствуешь себя комфортно. Предположим, партнёр очень высокого роста, а дама – значительно ниже среднего. Если партнёр не учтёт этого и сохранит привычный для себя размер шагов, то, в лучшем случае, танец будет просто неудобен, в худшем – будет выглядеть неестественно и даже карикатурно. Если партнёр ведёт резко или, наоборот, вяло и безынициативно, неудачно выбрано место для танца, слишком длительно одностороннее вращение в вальсе, - всё это создаёт неудобства для партнёрши. Хороший партнёр ведёт мягко и уверенно, подскажет движения и направления, всегда вовремя приложит усилия и находчивость для устранения неудобств и закончит танец, если партнёрша устала.

Закончив танец, нужно проводить даму, предложив ей правую руку (партнёрша не отказывается от предложения «взять под руку»). Можно не предлагать руку, а идти с дамой рядом, чуть левее и сзади (что иногда бывает сложно в переполненном зале). Доведя даму до места приглашения, партёр с поклоном благодарит её за танец. Обязанности кавалера в соответствии с танцевальным этикетом партнёр выполняет и в том случае, если на танец пригласила дама (например, объявлен «белый» танец) – отказываться от такого приглашения он не имеет права. Вежливое, предупредительное и внимательное отношение друг к другу – не только часть танцевальной этики, но, в идеале, и обычная норма культурного общения.

Первый танец, по определению, - это танец кавалера и дамы. Поскольку на партёре лежит большая нагрузка именно в плане бальной этики, он должен быть безукоризненным кавалером, что полностью определяет его исполнительскую манеру. Его задача – выделить партнёршу, чтобы она выглядела ярче, выразительнее, даже если танцуют они одинаково технично. Лишь в таком случае танец смотрится хорошо. Техника спортивного бального танца настолько развита, что судьям часто приходится сравнивать именно манеру исполнения – артистичность, эмоциональность и гармоничность отношений в паре.

Невозможно дать рекомендации для любого случая на танцевальной площадке, и в определённых ситуациях нужно следовать только своему внутреннему ощущению, своей интуиции, основываясь на дружелюбном, тонком и чутком отношении к окружающим и их чувствам.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Шаг с подскоком. Это движение используется на один такт музыкального произведения размером 2/4.

И.п. – руки на поясе или свободно раскрыты в стороны – вниз.

На счёт «раз» (1-я восьмая такта) сделать небольшой шаг вперёд правой ногой, а левую, слегка согнутую в колене (с оттянутым вниз носком), чуть поднять вверх.

На счёт «и» (2-я восьмая такта) легко подпрыгнуть (скользнуть на носке правой ноги) и немного передвинуться вперёд.

На счёт «два», «и» (3-я и 4-я восьмая такта) выполнять то же, но начиная с левой ноги.

Варианты выполнения с подскоком могут быть различными.

При выполнении данного упражнения дети могут передвигаться по кругу, взявшись за руки, или в колонне по два, по четыре.

Приставной шаг. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения размером 2/4. Является подводящим к шагу галопа.

Выполняется вперёд, назад и в стороны с носка и на носках.

Приставной шаг вперёд.

И.п. – позиция – правая впереди, руки на поясе. На счёт «раз» - скользя правым носком вперёд по полу, шаг на всю ступню, левая сзади на носке.

На счёт «два» скользящим движением по полу приставить левую к правой.

Переменный шаг -  основа танцевальных шагов в польке, русском танце, вальсе и др. Исполняется на 1 такт музыкального произведения. Размер – 2/4.

Переменный шаг выполняется с носка с движением туловища и головы в ту сторону, с какой ноги выполняется шаг. Движения могут следовать вперёд, назад и в стороны. Он состоит из двух шагов: приставного шага и шага впереди стоящей ноги.

Так, например: И.п. – 3 позиция ног, правая впереди, руки на поясе.

На счёт «раз», «два» - приставной шаг с правой вперёд.

На счёт «три» - шаг вперёд, левая сзади на носке. На счёт «четыре» - пауза.

То же с левой ноги.

Переменный шаг назад выполняется так же, как вперёд, но движение начинает нога, стоящая сзади.

Переменный шаг в сторону выполняется с поворотом кругом.

Шаг польки – разновидность переменного шага, выполняется на прыжковой основе вперёд, назад и с поворотом кругом. Движения начинаются из затакта музыкального произведения. Размер 2/4.

Шаг польки выполняется из И.п. – 3 позиция ног, правая впереди, руки на поясе.

На счёт «и» - приставной шаг вперёд с правой, выполненный замедленным прыжком.

На счёт «два» - прыжок на правой, левую вперёд книзу.

То же с другой ноги.

Полька вначале выполняется в медленном темпе, затем в заданном, легко и изящно, с подскоком на затакт к музыке. Приставной шаг следует выполнять лёгким, чуть заметным прыжком, помнить, что в одном шаге польки два прыжка, и выполнять их необходимо поочерёдно, то с правой, то с левой ноги.

Шаг с притопом можно исполнять на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

На счёт «раз» (первая восьмая такта) – топнуть правой ногой.

На счёт «и» (вторая восьмая такта) – топнуть левой ногой.

На счёт «два» (третья восьмая такта) – топнуть правой ногой.

На счёт «и» (четвёртая восьмая такта) – пауза.

То же с левой ноги.

Шаг с притопом выполняется легко, задорно, всей ступнёй. Голова и плечи повёрнуты в сторону притаптывающий ноги, причём, может выполняться в сочетании с другими ногами: приставной шаг вправо с притопом и т.д.

Кроме вышеперечисленных танцевальных шагов, можно рекомендовать:

Припадание. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Движение начинается из затакта. И.п. – основная стойка.

На счёт «и» - правая нога, слегка отделившись от пола, отводится в правую сторону.

На счёт «раз» - шаг правой ногой вправо, опускаясь на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене; тяжесть тела перенести на правую ногу, левую отделив от пола, подтянуть к правой ноге сзади.

На счёт «и» - левая нога, не выпрямляясь до конца в коленном суставе, опускается на передний свод стопы сзади правой ноги, где тяжесть тела необходимо перенести в левую ногу, слегка отделить от пола правую.

На счёт «два» - «и» выполняются те же движения, что и «раз» - «и».

Ковырялочка с притопом исполняется на два такта музыкального произведения. Размер 2/4.

И.п. – основная стойка.

На счёт «раз» - поставить правую ногу в сторону на носок, пяткой вверх наружу.

На счёт «два» - поставить на пятку, подняв носок вверх.

На счёт «три» - сделать притоп правой.

На счёт «и» - притоп левой.

На счёт «четыре» - притоп правой.

То же с левой ноги.

Русский медленный шаг исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. И.п. – третья позиция, правая нога впереди, руки на поясе.

На счёт «раз» - шаг правой вперёд.

На счёт «два» - шаг левой вперёд.

На счёт «три» - шаг правой вперёд в полуприсед на ней, небольшой поворот туловища и головы влево, левую ногу, скользя всей стопой по полу, подвинуть к правой.

На счёт «четыре» - встать на правую, левую скользящим движением разогнуть вперёд книзу.

То же с другой ноги.

Движение выполняется с носка, широко, размеренно и мягко, а скользящее движение выполняется всей стопой по полу в полуприседе на опорной ноге.

Сочетание шагов галопа с шагами польки. Дети становятся в колонну по одному на дистанцию 2-3 шага друг от друга.

И.п. – третья позиция, правая впереди, руки на поясе.

На 1 – 4 – четыре шага с подскоком, начиная с правой; 5 – 8 – два шага вперёд, начиная с правой.

То же повторить с другой ноги.

Раздел 3. КОМПЛЕКС МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Перед разучиванием этого комплекса детям стоит напомнить сказку «Белоснежка и семь гномов».

«Ходьба гномов». На полусогнутых ногах дети идут носками наружу и внутрь, на плече поочерёдно «мешок с тяжёлым грузом».

«Танец гномов». Ноги врозь и слегка согнуты в коленях, руки на бёдрах. Наклон туловища и кивок головой в правую сторону так, чтобы кисточка колпачка или шапочка гнома качнулась. Затем те же движения делаются в левую сторону. Двигается только верхняя половина тела.

«Белоснежка стирает». Ноги врозь, Бёдра покачиваются в стороны, покачивания двойные и одинарные. При двойном покачивании в правую сторону «бельё» трётся кулачками справа от детей, затем слева. При одинарном покачивании в правую сторону «бельё» полощется справа от детей, затем слева. При двойном покачивании в правую сторону «бельё» выкручивается справа, затем слева. При одинарном покачивании «бельё» стряхивается сначала справа, затем слева. При двойном покачивании в правую сторону «бельё» достаётся из корзины справа, затем «вешается на верёвку» слева. Упражнение можно выполнять в любой последовательности, но, как и другие, обязательно весело, танцевально в такт музыке, и с активными движениями головой и руками.

«Гномы приветствуют Белоснежку». Ноги врозь, колени согнуты, спина прямая. Хлопок руками по бёдрам, затем подъём рук вверх, прыжок.

«Белоснежка отвечает гномам реверансом». Ноги вместе, шаг вправо, руки мягко поднимаются в стороны, затем левая нога отставляется назад. Дети приседают с опусканием рук и кланяются. Затем упражнение повторяется в левую сторону.

«Тюленёнок». Лёжа на животе на коврике, руки согнуты в локтях. Подъём головы и плеч, подтягивание вверх и опускание. Скольжение ногами по коврику, подъём таза и опускание.

«Ванька – встанька». Дети сидят по-турецки с прямой спиной, руками держатся за пальцы ног. Наклоны вперёд с касаниями головой коврика и возвращение в исходное положение.

«Любопытный котёнок». Дети сидят на пятках, наклонившись вперёд, опираясь руками о коврик, спина выгнута. Передвигая руки вперёд и прогибая спину, как котёнок, подлезающий в дыру, дети ложатся на коврик, затем возвращаются назад с согнутой спиной и поднятой головой.

«Обезьянка». Лёжа на спине, подъём правой прямой ноги вверх. Не опуская ноги, руки продвигаются по ней вверх, подобно тому, как обезьянка влезает по дереву, затем возвращение в исходное положение. Повторение упражнения с поднятой левой ногой.

«Весёлые прыжки». Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки поочерёдно на одной ноге, затем на обеих в такт музыке.

«Я на солнышке лежу». Лёжа на животе, руки под подбородком. Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, одновременно делаются кивки головой в обе стороны. Все движения, как и предыдущие, выполняются в ритме музыки и с улыбкой.

Раздел 4. РЕЛАКСАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Всё это происходит на фоне приятной медленной музыки.

1 этап. Сесть удобно и расслабиться.

2 этап. Осмотреть всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап. Ощутить приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

«Сожми кулачок». Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет это у вас отнять. Вы сжимаете всё крепче и крепче… Ещё крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… но вот обидчик ушёл, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… Они отдыхают…

«Чудесная полянка». Представьте себе полянку, на которой растёт мягкая трава – мурава. Вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щёки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку. Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Воздушные шарики». Все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче, поднимаетесь всё выше и выше. Верёвочка оторвалась, и вы летите туда, куда несёт вас тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо, вы видите сверху поляны, ручьи, дома… Но вот пришла пора возвращаться… Вы снова в этой комнате… Потянулись и на счёт «три» открыли глаза.

«Любимый цветок». Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который ещё не распустился. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно-медленно распускается, и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнцу, потянулись, потянулись… Откройте глаза. Встряхните руками, потянитесь ещё раз. Вы отлично отдохнули. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки, нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть.

«Космический полёт». (Звучит музыка, лёгкая, спокойная). Сядьте удобно, закройте глаза, представьте себе ночное небо с яркими звёздами, где далеко-далеко есть жизнь.

Вы команда межпланетного космического корабля «Земля». Корабль поднимается в небо. Вдох – выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас? Корабль взлетает. Нам становится легко. Дышите ровно: вдох – выдох. Хорошо! Мы почти не чувствуем своего тела, оно лёгкое, невесомое. Вдох – выдох. Мы летим в космосе. На нас смотрят звёзды, а впереди «голубая звезда». Она уже близко, яркая, голубая. Делаем плавную посадку. Снова крепко возьмитесь за штурвалы, сильно надавите на педали. Глубокий вдох – выдох. Отпустите штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели. Выходим из корабля. Перед нами океан, где вместо воды – цветы: белые, оранжевые, розовые, с голубыми лепестками, поэтому планета и кажется голубой. В этом океане цветов живут необычные существа: с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это наши соседи, жители «голубой звезды», чистокрылышки. Они предлагают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем руки – и … Чувствуете, как в наше тело входят тепло, покой, доброта?

Пора возвращаться на Землю. Мы возьмём с собой радость и чистоту, которую нам подарили, и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми землянами.

Милые Чистокрылышки! Дорогие соседи! Мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

«Сказочный город». (Дети удобно сидят за партами, тело расслаблено, руки на парте, голова на руках, глаза закрыты, слушают учителя на фоне спокойной музыки).

За чистым-чистым полем, за дремучим–дремучим лесом, за дальней дорогой, за медовой горой есть сказочный город. Если бы вы там оказались, то открыли бы рот от удивления. Дома тут сложены из мороженого, крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на пряничных городских башнях вертятся петушки. Всех чудес в сказочном городе не перечесть, тут в высокой-высокой башне живёт фея. Здравствуйте. Она с шоколадной медалью окончила академию всех волшебных наук. Есть в городе волшебный фонтан, улыбнувшись которому, человек станет самым вежливым. А сейчас открываем глаза – и вот мы оказались в этом городе.

«Волшебный сон».

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают (2 раза),

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза),

Дышится ровно, глубоко…

(Пауза 1 минута).

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

«Возьмёмся за руки». (Дети образуют круг, взявшись за руки). По порядку дети желают всем здоровья (всего, чего желают сказать хорошего человеку).

«Страшилки». (Дети рисуют на большом листе бумаги (альбомный лист) то, чего очень-очень боятся). Заранее не обсуждается, что они будут рисовать. Даётся время на обдумывание и творческий подход (5 – 8 минут). После того как рисунки готовы, дети показывают всему классу свои страшилки. Классом дети идут на улицу и сжигают их. Дети смотрят на пламя и представляют, что их страшилки навсегда от них улетели с дымом.

«Тепловые лучики». (Используется реальный источник тепла – солнце, свеча, нагревательный прибор).

1 задача: почувствовать ладонями тепло и, постепенно удаляясь, определить максимальное расстояние, на котором оно ощущается.

2 задача: ладонями почувствовать тепло друг друга (работа в парах).

Очень важно: никакого насилия над ребёнком, если он не хочет выполнять какое-то упражнение.

Раздел 5. ПОДГОВОРКИ

Носок – пятка, перетоп,

Носок – пятка, перетоп.

Вот какие молодцы –

Мы танцоры – удальцы!

«Маятник»

Вперёд – назад, вперёд – назад,

Маятник качается.

Влево - вправо, влево - вправо,

Детям очень нравится.

Подскок

Скок, скок, скок, скок!

Вот какой у нас подскок!

Ножку дружно поднимаем

И носочек книзу тянем.

Шаг польки

На рассвете ранним утром

Зайки вышли поскакать.

Скок – пробежка, скок – пробежка,

Будут польку танцевать!

Посмотрите, зайчики!

Посмотрите, белочки,

Как танцуют полечку

Мальчики и девочки.

Шаг с полуприседанием

Шаг – присяду, шаг – присяду.

Это танец я учу,

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу.

Шаг – присяду, шаг – присяду.

Спинку прямо я держу.

Танцевать себя заставлю,

Даже если не хочу.

Молоточки

Молоточек тук да тук,

Раздаётся звонкий стук,

А потом ещё разок,

Вот и вбился весь гвоздок.

Гвоздики

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя –

Замечательная!

Моталочки

Я моталочку спляшу,

Малым деткам покажу.

Ножку правую сгибаю

И быстрее выпрямляю.

То же самое с тобой

Повторим другой ногой.

Мы моталочку танцуем

С ребятишками в саду.

Приходите к нам скорее,

Будем рады мы всему!

Припадание

Как танцуем мы красиво,

Улыбаемся счастливо.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем,

Как лебёдушки плывём,

Хоровод мы наш ведём!

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

Наши танцы хороши,

Мы танцуем от души!

Гармошка

В нашем доме у Тимошки

Есть красивая гармошка.

Пятки вместе, носки врозь –

Потанцуй, лениться брось!

Мы с подружками «гармошку»

Будем вместе танцевать.

А дружки наши «гармошку»

Будут с нами повторять.

Топающий шаг – «топотушки»

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно, весело, задорно

Повторим мы всё опять!

В гости к нам пришли зверушки,

Им покажут топотушки.

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы.

Мы, весёлые игрушки,

Пляшем танец «Топотушки».

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем.


Галоп прямой

Но, лошадки, но, лошадки,

Вы скачите без оглядки.

Ножку правую вперёд –

Получается галоп.

Вот лошадки цирковые,

Хороши они, красивы.

Побежали в хоровод,

Станцевали нам галоп.

Галоп боковой

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Получается галоп.

Пятка пятку догоняй –

Пятка пятку выбивай.

Шаг с притопом

Сух из лужи вышел гусь,

Но и ты теперь не трусь.

Шаг с притопом покажи,

А потом беги, кружи!

Бегунец

Прыжок – пробежка, бегунец,

Вот какой он молодец!

Через лужу прыгает,

Сам себе завидует!

Качалочка

Качай, качай, качалочка,

Качай ты нашу Галочку.

Наша дочка хочет спать,

Мы не будем ей мешать.

Знаю я одну считалку,

Называется «Качалка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем танцевать.

Козлик

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит.

Скачет козлик по дорожке,

Бьёт он звонко каждой ножкой.

Когда пляску я учу,

То копытцами стучу.

Ковырялочка

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

И три раза постучу,

Глядя на ребяток.

Ковырялочку, ребята,

Я хочу вам показать.

Вы попробуйте за мною

Все движенья повторять.

Верёвочка

Я скачу, скачу, скачу

И верёвочку кручу.

Ты, верёвочка, крутись,

Пляска русская, учись.

Мы верёвочку плетём –

Ногу за ногу ведём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем всё опять.

Я маленький зайчонок,

Скачу, куда хочу,

Смотрите, как я ловко

Верёвочку кручу!

Раздел 6. ИГРОВОЙ СТРЕЙЧИНГ

Упражнения такого типа носят близкие, понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу игры.

Стрейчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со стороны.

Они доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой, и рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику.

Игровой стрейчинг можно отнести к длительным творческим играм, то есть, к таким, в которые дети могут играть долгое время. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общими интересами, вызывают совместные радостные переживания.

Как и любое занятие гимнастикой, стрейчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таком, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. Сюда входят упражнения:

- два – три для мышц живота (прогиб назад);

- два – три – для мышц спины (наклоны вперёд);

- одно для укрепления позвоночника (повороты);

- два для мышц тазового пояса;

- одно – два для укрепления мышц ног;

- одно – два для стоп;

- одно на равновесие.

Группы занимающихся составляются из детей приблизительно одинакового возраста. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений. Движения подчиняются соответствующему музыкальному ритму. Лучше, если избранная педагогом музыка будет стилистически однородной.

В процессе занятий дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнения, садятся в позу слушателя (обязательно с прямой спиной) и слушают начало или продолжение сказки.

Сказка о Карандаше и Резинке

Дети садятся в исходное положение.

Педагог приступает к рассказу.

- Уверена, что вы все любите рисовать. Тогда, здравствуй, юный художник! Да, именно художник, потому что всякий, кто умеет придумывать и фантазировать, кто в своём воображении создаёт целый мир, может так себя называть. Но этого мало. Важно, чтобы это сказали о тебе другие. И в этом тебя поддержат карандаши, фломастеры, резинка – ластик. Если ты научишься правильно ими пользоваться, они помогут тебе нарисовать много интересного и удивительного. Ведь карандаши – это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но так уж устроен наш мир, что даже волшебству надо учиться.

Представим, что наши ножки – карандаши.

Упражнение «Волшебные палочки»

И.п. – дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в И.п.

Проделать нужное число раз. [1]

Карандаши, как и люди, делятся по характеру на мягкие и твёрдые. Изобразим их.

Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши»

И.п. – лёжа на спине. Руки вытянуты вверх над головой.

«Твёрдый карандаш» - изо всех сил вытянуться на полу, туго натянуть руки и ноги, задержаться в таком положении нужное время.

«Мягкий карандаш» - расслабить все мышцы. Повторить нужное число раз.

- Так же, как и люди, карандаши бывают молодыми и старыми. Только люди с годами растут, а карандаши, наоборот, уменьшаются, становятся короче. Как же это у них получается?

Упражнение «Молодые и старые карандаши»

И.п. – сесть в позу «прямого угла». Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади.

Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение («молодые карандаши»). Задержаться в этом положении нужное время.

Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям («старые карандаши»).

Вернуться в И.п. Повторить нужное число раз. Вернуться в исходное для комплекса данных упражнений положение.

- Давайте теперь сочиним и сыграем сказку о Карандаше. Жил-был Карандаш, который больше всего на свете любил рисовать. И если люди живут в доме, то и у Карандаша есть свой домик – коробка.

Упражнение «Коробка с карандашами»

И.п. – сесть в позу «прямого угла».

Руки поднять вверх, ладонями вперёд. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.п. Повторить нужное число раз.

- Карандаш рисовал всё подряд, всё, что попадалось на глаза: людей, животных, дома, деревья. Увидит рыбку в пруду – и тут же нарисует.

Упражнение «Рыбка»

И.п. – лечь ничком, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.

Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.

Задержаться нужное время.

Вернуться в И.п. Повторить нужное количество раз.

- Заметит Карандаш змейку, и вот она уже, как живая.

Упражнение «Змея»

И.п. – лечь ничком на пол, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.

Медленно, поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться насколько возможно. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в И.п. Повторить нужное число раз.

Варианты выполнения этого упражнения:

а) при подъёме корпуса вверх руки заложить за голову;

б) при подъёме корпуса вверх руки соединить на пояснице, держась за локти.

- Мелькнёт ящерица – вот она и нарисована.

Упражнение «Ящерица»

И.п. – лечь ничком, руки вытянуть вдоль тела, ладони прижать к полу. Поднять прямые ноги насколько можно выше, опираясь об пол руками, грудью, подбородком.

Задержаться нужное время. Вернуться в И.п. Повторить нужное число раз.

- А уж сколько раз Карандаш рисовал кошку с собачкой – и не сосчитать!

Упражнение «Кошечка»

И.п. – встать на колени, прямыми руками упереться в пол на уровне плеч. Поднять голову, максимально прогнуть спину («ласковая кошечка»). Задержаться нужное время.

Опустить голову, максимально выгнуть спину («сердитая кошка»). Задержаться нужное время. Повторить нужное число раз.

Упражнение «Собачка»

И.п. – сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно одна другой. Пальцы обращены в сторону от тела.

Выгнуть спину и откинуть голову назад. Медленно подвинуть кисти рук назад, насколько возможно. Задержаться нужное время. Вернуться в И.п. Повторить нужное число раз.

Дети садятся в И.п. и слушают сказку дальше.

- Когда у Карандаша получались хорошие рисунки, он радовался, а когда что-то не получалось – огорчался, но любимое дело не бросал. И с упорством рисовал снова и снова.

А по соседству жила Резинка – белая, чистая и очень аккуратная. Её страстью было наводить чистоту. Малейший непорядок – и она с головой бросалась в дело.

- Ах, какое безобразие! – воскликнула она, увидев рисунки Карандаша на чём попало: в тетрадях, книгах, на полу.

Дети делятся на две группы: одни – Карандаши, другие – Резинки.

«Карандаши» принимают И.п., уже известное под названием «прямого угла».

«Резинки» группируются в «комочек», то есть, садятся на пятки, головы опускают вниз, руками обхватывают колени.

Далее упражнения выполняются поочерёдно: Карандаш – Резинка, Карандаш – Резинка и т.д.

- Нарисовал Карандаш летучую мышь в тетрадке.

Упражнение «Летучая мышь»

И.п. – сесть в позу «Прямого угла», развести ноги в стороны как можно шире.

Наклониться вперёд, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу. Задержаться нужное время.

«Непорядок», - решила Резинка и в мгновение ока стёрла рисунок.

«Резинки» перекатом по полу докатываются до рисунков «Карандашей» и, дотронувшись до «летучих мышей» (стерев их), откатываются назад.

- Изобразил Карандаш носорога. Резинка тут как тут.

Упражнение «Носорог»

И.п. – лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть.

Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая её в колене. Стараться коленом коснуться носа. Другая нога сохраняет прямое положение на полу. Задержаться нужное время. Вернуться в И.п. Затем проделать то же упражнение с другой ноги.

«Резинки» стирают и эти рисунки.

- Нарисует Карандаш улитку, а Резинка снова её сотрёт.

Упражнение «Улитка»

И.п. – лечь на спину, ноги вместе, пальцы ног вытянуты. Руки лежат вдоль тела ладонями вниз.

Медленно поднять прямые ноги, затем таз и весь корпус в вертикальное положение, оставаясь в опоре на плечах и руках. Не останавливаясь, занести ноги за голову, пока пальцы не коснутся пола. Задержаться нужное время. Вернуться в И.п. Повторить нужное число раз.

«Резинки» стирают Улиток, и все дети садятся в И.п.

- С этой минуты Резинка всюду следовала за Карандашом. Карандаш совсем потерял покой. Как всякий художник, он мечтал оставить после себя рисунки. И стал Карандаш побаиваться Резинки (группы детей меняются ролями).

- Посмотрит Карандаш по сторонам – нет Резинки. И быстро нарисует, например, аиста. Но неугомонная Резинка тут как тут.

Упражнение «Аист»

И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять левую ногу, согнув её в колене, обхватить левой рукой щиколотку. Правую руку поднять вверх ладонью вперёд. Голова поднята. Задержаться нужное время. Вернуться в И.п. Проделать то же другой ногой. Повторить нужное число раз.

Резинка стирает и этот рисунок.

- Карандаш совсем растерялся, увидев приближающуюся Резинку, и от страха нарисовал два хобота слону вместо положенного одного.

Упражнение «Слон»

И.п. – встать прямо, ноги вместе, прямые руки за спиной. Наклоняться вперёд, стараясь прижать лоб к коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднять вверх. Потом вытянуть вперёд до положения параллельно полу (руки не соединены – «два хобота»). Задержаться нужное время.

- Ну вот, - вконец расстроился Карандаш и виновато посмотрел на Резинку. – Я сделал ошибку.

- Вот эту? – спросила Резинка и стёрла один лишний хобот (в это время «слоны» сцепляют прямые руки «замком»). И тут они увидели, какой хороший получился рисунок.

Все дети садятся в основное исходное положение.

- Ведь ты можешь стирать не всё, а только то, что нарисовано неправильно, - сказал Карандаш.

Резинка задумалась.

- Я согласна, - наконец заявила она.

С тех пор они не разлучаются. Стоит Карандашу ошибиться, Резинка тут как тут – сейчас же исправит ошибку.

Теперь детям загадываются загадки.

Загадка 1. Нарисовал Карандаш зверей в зоопарке, а Резинка стёрла все клетки, и звери остались где?... (на свободе).

Загадка 2. Карандаш нарисовал большой завод и много-много дыма из труб. Резинка стёрла дым, и воздух стал … (гораздо чище).

Загадка 3. Карандаш нарисовал дедушку с бабушкой, а Резинка стёрла морщинки у бабушки и бороду у дедушки, и он … (помолодели).

И с тех пор Карандаш с Резинкой больше не спорили и жили дружно. Каждый из них делал свою часть работы – то, что умел только он. И рисунки у них получались просто замечательные.

Пусть и ваши карандаши и резинки живут дружно. А вы фантазируйте, рисуйте, и мир вокруг вас будет удивительным, ярким, интересным.

Раздел 7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Переноска мяча

Игру проводят под музыкальные произведения размером ¾. Необходимо определить размер, различить 1 и 2 части произведения.

Дети выстраиваются в круг на интервал 1 -2 шагов друг от друга, имея 1 мяч.

На первую часть музыкального произведения перебрасывают мяч соседу справа. Бросок выполнять на счёт «раз», ловить на счёт «два» каждого музыкального такта.

На вторую часть музыкального произведения мяч перебрасывают друг другу через ребёнка, стоящего в центре круга. Дети выполняют бросок на счёт «раз» одного такта, а ловят на счёт «два» следующего такта.

При возобновлении первой части музыкального произведения мяч снова перебрасывается вправо или влево.

Можно перебрасывать мяч вправо (влево) на счёт «раз» и ловить на счёт «три» того же такта и т.д.

Воротца

Дать понятие о длительности ритмических рисунков, четвертей и восьмых в музыкальных частях произведения размером 2/4, 4/4.

Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые.

На начало марша пары идут по кругу, сохраняя интервалы. На «раз» восьмого такта педагог подаёт команду: «Первые!» или «Вторые!» Пары, номера которых были названы, останавливаются и образуют воротца, повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх.

Названные вторые или первые пробегают в образовавшиеся воротца, причём правый в паре бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Музыкальное произведение начинается сначала, пары снова идут по кругу, и игра начинается вновь.

Если пар много, можно образовать два – три круга, расположенных в разных частях зала. Самое главное, чтобы дети успевали на четыре музыкальных такта обежать свой круг и начать игру снова.

Круг и кружочки

Группа делится на 4 команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде педагога или музыкальному сигналу все выстраиваются в середине зала в общий круг и под вальс выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу. Когда мелодия звучит громче, все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других. Игра начинается снова.

Змейка

Группа или класс делится на три команды и выстраивается в колонны в указанных местах зала. Педагог выбирает две мелодии, например, польку и вальс. Под польку все дети передвигаются в зале змейкой, под вальс – прыжки на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекратилась, все бегут на свои места. Выигрывает колонна, которая раньше построилась.

К своим флажкам

Играющие делятся на 3 – 4 команды и становятся в круг лицом к его центру. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками, передвигаются по залу, площадке (в соответствии с характером музыкального произведения). Музыка прекращается. Все приседают и закрывают глаза, игроки с флажками по указанию педагога переходят на другие места. После слов старшего: «К своим флажкам!» играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну), шеренгу и т.д. по указанию педагога.

Запомни мелодию

Группа или класс делится на команды по 5 – 6 человек и выстраивается в колонны. Перед каждой командой на расстоянии 8 – 10 метров лежит предмет (мяч, булава, кегля): Каждая команда рассчитывается по порядку:

1    1    1    1    1  - полька,

2    2    2    2    2  - вальс,

3    3    3    3    3  - галоп,

4    4    4    4    4  - марш,

5    5    5    5    5  - русский танец.

Дети, услышав свою мелодию, продвигаются вперёд танцевальными движениями или выполняют в движении действия, указанные педагогом. Ребёнок, выполнивший правильно задание, приносит команде очко. Игра может проводиться с различными заданиями педагога.

Кто раньше?

Команды находятся в противоположных частях зала, площадки, в каком-нибудь построении (круг, шеренга, колонна и др.). Дети слушают первую часть музыкального произведения и выполняют ранее изученные упражнения.

На вторую часть команды дети должны меняться местами и построиться в указанном ведущим порядке. На третью часть команды дети бегом передвигаются к боковым линиям, где на первую часть дети выполняют ранее изученные упражнения, а на третью передвигаются на боковые линии, выстраиваются в шеренги и садятся. Выигрывает команда, которая быстрее построится и сядет.

Эстафета

В каждой колонне направляющий держит мяч и под музыку продвигается шагом польки до определённой черты. Там он меняет мяч, возвращается шагом галопа к своей команде и передаёт мяч следующему участнику команды, а сам становится сзади своей команды. Выигрывает команда, у которой все участники без ошибок и раньше выполнят задание.

Передача мяча по кругу

Дети построены в круг лицом к центру. У каждого из играющих в руках резиновый мяч (если круг большой, то можно дать 2 – 3 мяча).

Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем и быстром темпе.

При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо по кругу; при среднем - передаётся по кругу влево, а при быстром – перекатывается по полу вправо. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко и продолжает игру. Победителем считается ребёнок, не допустивший ошибок в определении темпа.

Раздел 8. СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Сюжетное занятие «Цветик – семицветик»

Задачи: закрепить выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики «Всадник» и «Облака». Повторить ранее изученные игры и танцевальные упражнения. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Ход занятия:

Вход в зал под песню «Всё сбывается на свете» (Е. Крылатов) и построение в шеренгу. Педагог говорит детям, что сегодня необычный день – в спортивном зале расцвёл цветик – семицветик, точь-в-точь как в сказке В. Катаева, только побольше. Лепестки у него разные, красивые. Мы сегодня будем срывать по одному лепестку и загадывать желание, а цветик – семицветик будет эти желания исполнять.

Вспомним слова волшебной песенки и сорвём первый лепесток:

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели:

- Хотим, чтобы зазвучала любимая мелодия из мультфильма У. Диснея «Утиные истории».

(Звучит фрагмент мелодии)

Вспоминая героев этого мультфильма, дети исполняют Танец утят.

3. Второй лепесток срывают дети, повторяют волшебные слова и называют следующее желание, которое предлагает руководитель.

- Хотим покататься на лошадке!

Галоп, галоп –

У лошадок нет хлопот.

Шире, шире, шире, шаг,

Ветерок свистит в ушах.

Рысью побежали –

Цок, цок, цок.

Вожжи натянули – стоп, стоп, стоп.

Дети шагом галопа доходят каждый до своего стульчика и садятся.

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Всадник».

4. Третий лепесток (третье желание).

- Хотим покататься ещё на чём-нибудь!

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу.

Колёсами стучу, верчу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

Дети за педагогом быстро строятся в колонну и продвигаются за ним дробным шагом, руки согнуты, пальцы сжаты в кулачки.

Звучит песня «Автомобили» (ВИА «Весёлые ребята») – дети перемещаются свободно по залу.

На машине ехали,

До реки доехали,

Би-би-би,

Би-би-би.

По мосту проехали,

Дальше мы поехали!

5. Четвёртый лепесток (четвёртое желание).

- Надоело нам кататься,

А теперь хотим летать!

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Облака».

6. Пятый лепесток (пятое желание).

Ты летал туда,

Не знаем, куда,

Так принеси нам то,

Не знаем, что!

Игра «Волшебный весёлый бубен».

Дети сидят по кругу. Руководитель ударяет в звонкий бубен и пускает его по кругу. Дети передают бубен друг другу, произнося слова:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

У кого бубен задержался на последних словах песни, тот выходит в круг и танцует.

7. Шестой лепесток (шестое желание).

- Хотим встретиться со сказочным героем! Одно условие: его нужно угадать!

Он – дружок зверям и детям,

Он – живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он – не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовётся … (Чебурашка).

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Чебурашка».

8. Подведение итогов. Остался последний, седьмой лепесток – последнее желание. Какое бы вы, ребята, хотели загадать желание? Что вы хотите пожелать друг другу?

Дети желают друг другу добра, дружбы, и чтобы ещё раз расцвёл цветик-семицветик в их спортивном зале.

Занятие заканчивается фигурной маршировкой за руководителем под песню «Всё сбывается на свете».

Сюжетное занятие «В гостях у трёх поросят»

Задачи: добиться правильного выполнения упражнения танцевально-ритмической гимнастики «Три поросёнка». Повторить выполнение перекатов вперёд – назад, вправо – влево. Закрепить выполнение танца «Полька тройками». Содействовать развитию прыгучести, ловкости, ориентировки в пространстве.

Ход занятия:

1. Построение врассыпную (свободно по залу). Руководитель говорит, что сегодня на занятии они будут вспоминать сказку. Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Пластилиновая ворона».

Сказка всем знакомая и почти не новая

Про весёлых поросят, озорных таких ребят.

За горами, за долами, за высокими лесами есть страна Хрюляндия, и живут там поросята – весёлые ребята. Утром поднимаются, дружно умываются. Всё делают, как нужно, шагают в ногу дружно. Делают зарядку, вставая по порядку.

2. Общеразвивающие упражнения под музыку по типу зарядки.

3. Прыжки. Все поросята в этой стране весело живут, любят прыгать, резвиться на травке, кувыркаться.

Раз, два, три – прыжки на месте.

Ноги врозь и ноги вместе!

Прыг да скок! Прыг да скок!

Через голову прыжок.

Раз, два, три – прыжки на месте,

Проживём мы лет до двести!

Если прыг, да если скок –

Под берёзку, под дубок!

Раз, два, три – прыжки на месте.

Мы встаём, ложимся с песней!

Прыг да скок! Прыг да скок!

Если что – и наутёк.

(Бег по кругу)

4. Акробатика.

Я весёлый Пятачок,

Акробат отличный!

Хвостик – маленький крючок,

Голосок приличный.

Поросёнок я лесной!

Бара-бара-банчики!

Кувыркайтесь все за мной,

Кабаны – кабанчики.

(Выполнение перекатов вперёд – назад; вправо – влево)

5. Но вдруг весёлую беззаботную жизнь Хрюляндии нарушил голодный и страшный серый волк. Он стал потихоньку ловить поросят. И тут самые умные из них – поросята Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф – предложили построить крепкий дом, а для этого нужно нарубить дрова и принести кирпичи.

Мы построим новый дом и поселимся все в нём.

Кто быстрее из ребят кирпичи уложит в ряд?

(Перестроение в три шеренги)

Эстафета с кубиками. Дети стоят в шеренгах. Рядом с направляющими лежат на полу кубики (кирпичи). По сигналу направляющий берёт по одному кубику и передаёт его рядом стоящему. И так до конца строя, а замыкающий аккуратно складывает их на пол. Побеждает команда, которая быстрее всех передала кубики.

6. «А теперь построим дом». Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Три поросёнка». 

7. Но волк продолжал приходить к поросятам. Они его больше не боялись и смело гуляли на лужайке. Игра «Нам не страшен серый волк».

8. Бара-бара-банчики,

Кабаны – кабанчики.

Глазки – бусинки горят,

На спине щетинки.

Танцевать они хотят,

Ох уж, эти свинки!

(Танец «Полька тройками»)

9. Вот и сказке конец,

А кто слушал – молодец!

Нужно жить и не лениться,

Всем дружить и всем трудиться.

Петь, плясать не уставать,

Бед и горестей не знать.

Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок!!!

10. Подведение итогов занятия, организованный выход из зала под музыку «Ни кола, ни двора» (Н. Ефремов, Р. Сеер).

Список литературы:

Бекина С.И. Музыка и движения: упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет. – М.: «Просвещение», 1984.

Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных. – М.: Эксмо, 2003.

Горшкова Е.В. От жеста – к танцу: методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2002.

Ерохина Е.В. Школа танцев для детей (серия Мир вашего ребёнка). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

Джазовые танцы / автор – составитель Е.В. Диниц. – М.: «АСТ», Донецк: «Сталкер», 2002.

Засыпкина Л., Солдатенкова Т., Шестова А. Ритмическая гимнастика // «Дошкольное воспитание», 1996, № 11.

Климов А.А. Основы русского народного танца.

Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Гном-пресс, 1997.

Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике для 1 – 2 классов. – М.: «Музыка», 1972.

Лифиц И. Уроки ритмики // «Дошкольное воспитание», 1990, № 5.

Лифиц И. Уроки ритмики // «Дошкольное воспитание», 1991, № 10.

Резникова З. Бальный танец.

Руднова С.Д., Фиш Э.М. Ритмико – музыкальное движение. – М.: «Просвещение», 1972.

Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец.

Фольклор – музыка – театр: программно-методическое пособие / под редакцией С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М.: «Музыка», 1987.


[1] Количество повторов движения и время сохранения позы определяются педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

Двигательная активность младших школьников (методические рекомендации)

         Методические рекомендации "Двигательная активность младших школьников" содержат теоретическую базу по вопросам физического развития и двигательной активности у...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях разве...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОВЗ.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь....

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

 В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью........

Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-ритмическим движениям

Данный материал позволит ознакомиться с принципами развития музыкально – ритмических движений у дошкольников и младших школьников, понакомиться с методикой обучения музыкально – ритмически...