Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
статья

   В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной работы комбинируются с учётом имеющихся конкретных нарушений. При проведении занятий работа ведётся по устранению нарушений письма и видов операций, которые участвуют в этом процессе, даются задания на развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мыслительных операций; анализ и синтез, сравнения, сравнения, обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

   В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной работы комбинируются с учётом имеющихся конкретных нарушений. При проведении занятий работа ведётся по устранению нарушений письма и видов операций, которые участвуют в этом процессе, даются задания на развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мыслительных операций; анализ и синтез, сравнения, сравнения, обобщения.

      При коррекции дисграфии необходимо учитывать ряд положений:

1. Работу над преодолением дисграфии никогда  не следует начинать непосредственно с упражнений в письме. Сначала необходимо привести к норме те операции, без которых письмо не может протекать нормально.

2.  В процессе работы по выравниванию “ западающих звеньев” следует идти “ в обход” и как можно больше опираться на сохранные функции.

 При устранении смешанной дисграфии наша работа направлена на:

1.Развитие фонематического восприятия (дифференциацию фонем).

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Уточнение структуры предложения и развитие функции словоизменения и словообразования.

4.Развитие зрительно-пространственных представлений.

    Целью этих упражнений является привлечение внимания детей к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь им усвоить правильное их написание. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв. Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов. По мере упрочнения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам. Чтобы приучить ребёнка к правильному письму необходимо научить ребёнка думать, прежде чем писать, что исключит возможность появления ошибок при письме.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Эта работа проводится в два этапа:

  1. Работа над каждым из смешиваемых звуков. Упражнения:

      1.Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительные, кинестетические, слуховые ощущения.

      2.Определение места звука в слове, его место по отношению с другими звуками, связать звук с буквой.

      3.Диктанты звуков, слогов, слов, фраз сначала на каждом звуке отдельно:

- поднять руку (хлопнуть в ладоши), если услышит нужный звук.

-придумать слово и отложить карточку с данным звуком.

-составить графические схемы слов.

-придумать слово на заданную графическую схему.

-вставить пропущенный звук в слово, в текст.

-из текста выделить слово с данным звуком.

      2).Дифференциация этих звуков на слух и в произношении.

Особое внимание уделяется мягким и твёрдым согласным. При воспитании слуховой дифференциации звуков самым важным является подчёркивание имеющихся между этими звуками различий. Ребёнка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два различных звука.

Упражнения:

  1. Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребёнок должен поднять руку (хлопнуть в ладоши или показать лежащую перед ним карточку с нужной буквой) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит данный звук. При этом слова должны быть подобранны так, чтобы смешиваемый с этим звуком в них вообще не встречался.
  2. Показать букву, когда в слове будет слышен соответствующий звук.
  3. Показать букву, когда в слове будет слышен соответствующий звук, здесь ребёнок должен реагировать сразу на оба звука.
  4. Показать букву, когда в слове будет слышен соответствующий звук, в словах содержатся все свистящие и шипящие звуки   (С, Ц,Ж,Ч,Щ).
  5. Правильно показать называемые учителем картинки (кочка – кошка, шайка – чайка, чаша – чаща, сом – том, розы – рожи, санки – танки).
  6. Обьяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами (уголь – угол, балка – палка, дрова – трава, дом – Том, гора -  кора, суп – зуп, лис – рис, бор – бой, соя – Зоя и др).

Во всех  этих упражнениях ребенок дифференцировал звуки в условиях их непосредственного восприятия на слух, но для полноценного овладения письмом необходимо формировать фонематическое представление (т. е. должен мысленно представить звук, не слыша его). Задания:

  1. Молча показать или закрыть те картинки, в названиях которых есть звук.
  2. Показать или закрыть картинки, в названиях которых содержатся звуки, близкие по звучанию к данному.
  3. Назвать 5-6 слов с данным звуком.
  4. Из имеющихся предметов назвать только те, в которых есть данный звук .

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

Прежде всего, нужно научить детей делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание обращать на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов

 Например:

____ ____.                 Девочка читает.

____ ____ ____.        Девочка читает книгу.

____ ____ __ ____.   Книга лежит на столе.

Задания: придумать предложение по заданной графической схеме; составить графическую схему предложения; определить место данного слова в предложении (какое по счёту?).

Подобным же образом нужно научить детей делить слова на слоги и звуки. Для деления слов на слоги дети должны уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели предлагаются задания: назвать в слове только гласные звуки; придумать слово  с определённым гласным звуком.

Далее используются слоговые схемы слов:

___              дом, кот, тигр;

___ ___         лу - на, вес – на;

___ ___ ___  ма – ли – на, кар – ти – на.

Задания:

  •  Подобрать несколько слов к заданной графической схемы;
  • Составить графическую схему к словам;
  • Составить слова из предлогов, данных вразбивку  (ни – са,        ши – ма – на);
  • Придумать несколько слов с первым слогом (рама, радуга).

В процессе работы над анализом слов детям предлагаются упражнения, касающиеся звукового анализа [14] , [29],  [30],  [43]:

  • Определить количество звуков в слове;
  • Определит последовательность звуков в слове (какой первый звук в слове, второй, третий?);
  • Определить место звука в слове (какой звук находится перед [р] в слове шар);
  • Придумать слово, состоящее из трёх (четырёх, пяти) звуков;
  • Составить слово из звуков, данных в беспорядке (О,М,Д – ДОМ);
  • Составить из данного слова новое путём добавления к нему одного звука (мех – смех, рот – крот);
  • Составить из данного слова новые слова путём изменения в нём первого звука (Дом – ром – лом – сом – том);
  • Составить как можно больше  слов из звуков данного слова (крапива: парк, ива, карп, пар, рак, Ира, икра).

Приведённые выше виды работ научат детей чётко и быстро ориентироваться в речевом потоке и правильно отображать его на письме.  

3. Уточнение структуры предложения и развитие функции и словоизменения и словообразования.

Поскольку аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием  грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе письма, то при их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Усвоение морфологической системы языка осушествляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различых его типов в онтогенезе.

      Работа над предложением строится по следующему плану:

  1. Двухсоставные предложения, включающие  существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дом стоит);
  2. Другие двусоставные предложения;
  3. Распространённые предложения из  3 – 4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (девочка читает книгу). В дальнейшем даются более сложные предложения.

При построении предложения большое значение имеет опора на внешние схемы и диограммы. С помощью значков и стрелок графические схемы помогают символизировать предметы и отношения между ними. Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; запись под соответствующей схемой (предлагаются 2 схемы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

         При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам

и родам и т.п. Последовательность работы определяется последовательностью форм словоизменения в онтогенезе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

Применение представленных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....